Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литература Арраса XII-XIII веков. К проблеме формирования и развития городской литературы во Франции в средние века Очерет, Юрий Васильевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Очерет, Юрий Васильевич. Литература Арраса XII-XIII веков. К проблеме формирования и развития городской литературы во Франции в средние века : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.05.- Москва, 1992.- 59 с.: ил.

Введение к работе

I. Актуальность исследования. Ииті-рео к пробному,к истории а цивилизованном обществе всегда был достаточно велик и по мере ПрОДиИХе-ния человечества по пути духовного и научного прогресса он неуклонно возрастает.Бедь без обобщения опита проылого сколько-шк удь заметіле ,.азвитие общества немыслимо. Особенно резко он возрастает в переходные периоды общественной истории,^} периоды ме:эду эпохами,ксаду этапами иво-лшионного развития человеческого общества,когда на осьова критического переосмысления опыта прошлого ьырагатьваатся ноіке руководящие идол и идеалы,основные направления его гудущего развития.

Псе сказанное в первую очередь справедливо для историческое науки,

ДЛЯ КОТОрОЙ изучение,НаКОПЛОШЮ И ОСМЫСЛСННе ОПЬіТа ГрОШОГО ЯВЛЯЄТСЯ

главной задачей,главной иелью.ГЮ мере накопления знаниіі и опита исследования и под ыличипем новых идеалов к руководящих ицеіі в общественно;: и социальной кпзни в ка. доіі из отраслей историческое науки,в тим числе и а истории литературы,происходит постепенное переос;л.слеі:і:о,переоценка вамнеііших явлении н проблем социального,политического и культурного развития общества в грошом, что ло истечении определенного периода времени поровдает необходимость пеуесштра основных концепции в решении важнейших проблем и данной наука.ііпстало время таїсоіі общей переоцінки важнейших явлений и прочем йоада. :ыю.. к д/ховноіі :.:іізйи средневекового і}раі:Цузскоіо омцестга и во ^аіцузскои медиевистике,как в исторпко-об-щесгвышои, так и в голылшетве разделов историко-литературно;, ее части, где а последние десятилетия появилось немало крупних и очень интересных работ г.о важнейшим вопросам развития средневековой французской литературы,опуб/икованмх и в самой Франции и за ее пределами,в том число и в наьеіі стгане.йти работы,и особенно те из них.которые появились в сто время в нашеіі стране,позве,яат ro-новочу взглянуть не только на отдельные важнейшие ял-і'єния и ирсолсмы средневековой Французской .'іітератур-иой истории,но и і;а весь литературный процесс во Франции ь Средние ве-ка.Из работ советских исследователем по вакнеі;шим проблемам развития средневековой і раицузскоГі литературы,опубликованных в оследние 30-40 лет,помимо ььиги іі.і.ахі'ина о Рабле и средневековой народной культуре, полупившей у::о '/аедународиое признание, с. юдует таїсче выделить исследования А.Д.Михайлова о ^царском романе и (,'аблло,іі.А. Сидоровой о раннеіі городское ку.тьтуре.й.Н, волновой о французском героическом гшо-се и Р.А. ЧіЛш.і.'і-м о npoj.iOHCa;ibCKOi! лирике.

- 2 -В свете важнейших выводов этих исследований в созданной до ьтого во французской медиевистике общей картине развития средневековой аран-цузской литературы выявляется ряд слабых мест, белых пятен, среди которых наибольшим, на наш взгляд, упущением была недооценка роли и значения в литературном процессе во Франции в Средние века не только народной литературы, что было отмечено многими специалистами в нашей стране уже давю.но и очень близкой,можно сказать даже, родственной ей по духу,являвшейся по существу ее наследницей,продолжательницей ее традиций в письменной литературе того времени,литературы городской.

Пренебрежительное отношение к этой литерат/ро,к литературе "вил-ланскол",как ее пренебрежительно называли а куртуазных кругах во Франции в Средние «ека,берет свое начало в Провансе,где в середине XII века светская письменная'литература делала свои перше шаги.Уже тогда .,в дворянской среде появились теории о "нелитературности" народной и городской литературыр делении поэзии на "высокую",доступную лишь для лвдей слагородного происхождения,и "низкую",предназначенную для простонародья,для вилланов,для людей необразованных,к которон относили прежде всего литературу третьего сословия,т.е. народную и городскую, что привело даже аьутри^ самой, куртуазной к разделению на.два.направления,на два"стнля','как их.тогда тзывали:на "ясный"-доступный для всех, и "темны Iі" - для'олагородных.ограо'оваььых.г.е. длі рыцарей.' "

Влияние этого .пренебрежительного отношения со стороны определенной .довольно значительной части специалистов.к народной и городской литературам,легшее затем в основу целого направления во Французской медиевистике,ощупалось-в пей довольно отчетливо почти вплоть до нашгх дней,что проявлялось прежде всего в недостаточном внимании "прован-салистов",как стали называть редставителеи итого направления во :ран-цузском литературоведении гозднее, к проблема:/, развития отих литератур и в искачении и в недооценке их роли и места в литературном'процессе

во Франции в Средние пека.О их стороны предпринимались прсздо и предпринимаются в наши врвмя даже попытки отнять,отделить от городской литературы то,что составляет наибольшую в ней ценность,наибольшую ее заслугу,принизить значение ее достижении и ее вклада в развитие средневековой французской литературы,т.е. в процесс формирования и развития национальной литературы во Франции в Средние века. 'Гак, в исследованиях по истории городского театра,а вслед за ними и в работах общего характера,обычно настойчиво муссируются теории о церковном происхождении национальной драмы,национального Ttarpa.Оспаривается представителями итого "лроьансализирувдего" направления , течения во французском литературоведении даже принадлежность к городокой литературе самого характерного для нее и самого популярного в Средние века ее жанра - жанра фаблио,вместе о городским театром составлявшего гордость,золотой (1онд атои литературы,ее неотъемлемую часть.

Яркой иллюстрацией , отражением отой очень отчетливо проявившей и

себя проявлящей'до сих пор тенденции во французском литературоведении

является сравнительно неравно вышедшая из печати книга одного из представителей -итого направления,известного шведского ученого Яера Нюкрога "Фаблио", посвященная главным образом,защите тезиса о куртуазном происхождении этого жанра, о принадлежности его к куртуазной литературе.

А мелду тем именно городская литература в период своего расцвета была едва ли не главным цементирующим элементом , фундаментом, на базе которого и происходил в основном процесс обьедине -ния всех сословных и провинциальных литератур в единое русло развития общенациональной литературы , процесс се формирования и развития , происходивший в стране в это время.И вместе ростом пони-мания места и истинной роли городской литературы в отем процессе

1. ii^krot, їй г 'jfcs labliaux."Cdpenhague, 1957

растет в последнее время во французской медиевистике и интерес к ней.Исследования отдельных видов и жанров городской литературы а также творчества лучших городских.поэтов,одно за другим появляющиеся в течсьие последних десятилетий в разных странах,убедительно ато подтверждают и еще Солее настоятельно ставят вопрос о более глубоком ,чем презде,изучении на основе этого материала всей этой литературы в целом,ее места и роли в литературном процесое во Франции в Средние века, в процессе формирования и становления французской национальной литературы.

В свяьи с этим все большее внимание исследователей привлекает знаменитая поэтическая школа Арраса XIII века,воплотившая в себе все наиболее ценные и наиболее характерные черты городской средневековой французской литературы.Именно к этой школе городской поэзии в первую очередь привлечено внимание большинства исследователей,занимающихся проблемами развития литературы средневековых Французских городов.Аррас XIII в. привлекает наибольшее внимание исследователей городской литературы прежде всего потому,что его поэзия дает наиболее богатый материал для иос.едования и в первую очередь в виде творчества выдающихся его поэтов іана Ьодсля и Адама де ла Аля,о которыми в городской литературе по значении N-огут сравниться лишь парижские поэты Рютбеф и Жан де Мен. Кроме того наиболее богатый в сравнении Q другими французскими городами документальны!; материал о городской литературной жизни,который имеет муниципальный архив Арраса того времени,также является важным подспорьем в работе исследователя.

В этом плане с Аррасом в Средние века в период расцвета городской литературы во Сранции мог соперничать лишь Париж,о чем говорится в одной из очень известных в то время в стране песен : ильоера де Ьер-нсвиля.Однако в Париже,находившемся тогда в почти полной вла-

сти королей,придворной аристократии,церковников и местной буржуазии,

ограничены были возможности для простых горожан для свободного выражения своих мыслей к литературных вкусов,поэтому » центром городской культуры в это время он не бьл.да и не мог стать,Тем более,что и самоуправляющейся,как Аррао и некоторые другие города СеІуо-Бостока страны,коммуной он в это время не сыл.Аррас был признанным центром городской культуры во Франции в Срєдіие века,в период подъема коммунального движения в стране,- ото признают многие специалисты^ в том числе и советские.Lthm и объясняется тот ьсе возрастающий интерес, который они к его литературе проявляют,что нашло отражение не только в уважительных,а зачастую и просто хвалебных оценках,давав -мых ей ими в своих работах общего характера,но и в появлении все большего числа отдельных статей и монографий,посвященных анализу творчества и отдельных произведений лучших ее представителей а также наиболее характерных и наиболее популярных в Средние века ее видов и жанров,Стала актуальной и проблема проведения глубокого исследования всей аррасокой литературы в целом,определения ооновных особенностей ее развития и наиболее характерных ее черт.Первой попыткой проведения исследований такого плана была работа представительницы общественной истории М.Унгурлну "Зарождение буржуазии.Общество и литература Арраса в ХІІ-ХШ вв."~в которой,это видно и из заголовка книги,главное внимание уделено превде всего проблемам общественной и социальной жизни,а используемый и анализируемый здесь литературный материал является лишь источником дополнительных оведений о ней,иллюстрацией и подтверждением выводов,сделанных автором относительно этой жизни.Вряд ли следует очитать случайностью то,что автором первого исследования обобщающего характера по этой проблеме является представительница общественной истории,науки,для которой литературный материал служит лишь подспорьем в ее работе, в ее исследовании

2.06 стом говорится едва ли не в каждой третьей работе общего характера по истории французской литературы ,у Г.лансона,например,де ла Ларта.Ьсть высказывания об утом к в специальных работах.См. рабо-

ты о городе у. городскои литературе іояджаева. ^кииіілегова.Р.Івржс J. і iifcureanu in. La bourgeoisie naissante. ISocifite et litteraturc bourgeoises d'Arras aux XII-XIIIs. Arras 1955

-(.-йолігкічсс :оії u соціально:! :.:и:ш нрооїлх: опок її поио:.у ма.т' хшоросо-ьато ou глаїдпм оДгаоол лшіь в о.;оіл,о3аоіхю;л вццо u їоліісо їх спіш о про&чо:.-.хы aroil ;лпз:ш.їо:л скиоо , что хк> щюихш хигедда п схют оїоі] іашга,т,о, і; оородхшо 1Ю ~:с го.дза,для doaoo глубокого,скшхо гда-їодьпохх» .чис^о жгсоівд/рово^іоспоіч) юододоваїш пооіі аурошйіі гвхго» ратуріх в цолскл уровень иоучсшюолі оздодьіак о'й составите чаотсіі.хліь» ров и вц5аи,оэдолыш ішбоаоо валил: цуоалоа оіЗ рааиігліл Сил оф ідн по nar,owa?OTou.%;n и о&лсігсяся годіте в прахгдхчосх-лл іілосіюслі вопроо od ххаучошш щя&шм разтлія огоД jnwbpusypu и їол сЗалоо вооіі орсдііовшюіхьі Суагп.^узсг.оП гоіодхіоіі лххуорагурц d уаля:: хіоїоуші диїо-ратуриоіі tjop бил» хюстивлои галько ікмиоо,лі23ь в їхали x'jm.U цоп?ро пгисаїшд а іш:и:о *.!.Ушу^:ііу-просіло:.ш социашюіі аіааи и правдо аоаго пройдет розпитая буржуазии;:" отшаошііі в городсиагл суацісшшаои о5.^о~ ряю.Чочга яроть ойіого обйог.а шхшлі нооиг.;сиа ссіза:;отш ьтоіі цросїло-^ ш.По коііь200|Палаяуіі,ітсїо d ней catuiuao'r»o?o шию п по валлоал :ашги,и о&іосгаошш ліаііь ropo^oranyiai ісогороіі влшліш о^і.ааои ц и.іот аэгор а нропавсцсішял аррсссіж урущ^ш^а^шэиодн с їй иая~ ідаз о.чуіх оj i--ai^:u5/. а исоло.:;уа\уо ігл &і;о:у#Ліиь ;іа трозьол мсето и a 0014(.1011.:0 и а хапаю ііагодіїся /шоратура Лрраса I'JLII atiautua осиоао г.оі'оіліі автор ц питается воссоодеь шруццу согдшьпоИ и оі;оз'ллшоіі піоіш Oj?o';viOi:c:;oao«) 'paiL?/2c;:o?o горогл^сшг :ао? цепиосл. дшшіі ijacio-ги .иоаосродоїі.ошіо д'ія i:owo;;p^'unai "іХиг.уасі:оІ! сра-уісаоі:оао'.ї лігі-ора-яур:юІ1 х:с?орш п то.что валютно «влогсія лаїо. л^ураол иізіш Лураоа Ш-ЛП аз, рлес.ол'ї'рикхле:! ;ліо валяй сагаи с i:iO'.l-:o-.LVLi р'лзтпгліл . веоіі сро^ібисдюиоГ: C^uu^aaz-.oi) го;одс;:оі1 яг.'оуагургх 'J цело:.;,

Пди (toKuoil ноло.-шотоЛ іша.:о:гл .іі:тоіаїу:»зо.-:"іо^:ого па^илла и в с.'.і:апо r.'ryiuaj і;соло:.доаі:а.'і п з олхачо i:m,/Ovn о-га/а ::цу^ .0...0.: тс:.л o-.xznyj-vxi :і :;їоіс,'і ;:о ,^'о:.;оп1 o^v-^ituri'u^'n :ч:"Ч:г::.:сс::з;:,ї:о ши'гсіиіи ^Л'.'.и:.'а о .^„.'орздьо ^...:ica vo'.i ;/:о.л,ир:і.і-л.;:с-^ ,;і-'> і-о,.у ;,_'/і'Оі'0 .:^о;;-

стааятояя о&іостаоаіюіі «сгора,ш;гохл mrani "Лоторагура Лр;«.аса ЛИ оогл.Нооіці и скаои Aprya" Р, і:ор.:о,пз,г!ДішІІ їомо и Лррасо ор&иіг.'ояй-ію яодошо - із DI ходу. Ош иродстаадлот coJoil,no оарсиолошю самого аатора,л:іш» кохіоигчірошішоа цздаііиа ї<х:с;оа сагсрсЕандлдел^га-сішх поаы Лрраса XIII поки,щтои сал шлир олродоляо? сьоіі і.;оїод ііо-олоцошішя о допіюіі хаЗото кш: "лсїоршосгло :to^'oir:,aj.jco:ju:o",cyu,ij которого d ото прошмооїдаи 2?pnr.voii;o оюодася і: устаиоажшл їо:: :іоїо-ікічосяаїх <Іоі:тов и сой.'г:іЛ,отаБуііц доторих содср-іаясл d изучаади ш сатпілічосіиіз: и деджтячосіиі:: цосяя:: и cicaaac Apvyu и к устаиоїишш хотя би приіщіаяа'ольпо на ооіїо^еддорииііія дої ік ишиоаиіія,

То#чїо ноцшо кішпі об цррассі»:] литоротуро ЛИ эс1Я,паяисашш прсйстагпітшг.ш о&юсотшшоїі псторш^гросш'^о течгаї ороїш „ишь ля-торатуроиідоп|раиуї.юо':'ся,иа.:огоро;1' ойзориосжзіиоіор.'сіізсі'посгьа яссло-доиашш часто лілюратуроподчосміх щх>алал,чі)0'х-лршгл ашшшш к про-бла\ш соціахіЕ-поа.оіюію.'.іічосісоіі и иоллигіаксоіі ;/лзіш d у.;ор<> нроііло-мам Ш'.сто лііїора'гу^ОБОдчоиііого нлаиа,ші в itooli їлоро ио у:.аляо? хис ияа-чоіииі для неололдоанші проблем розпиям сродонзйоїіоиоіі гоїхздоиоіі лигс-рпгури.Ощ с'и'ш п праа'іом»осїо;>гоя соіїчао н Суду? я сіу;;у..ш о'іоііь :;ся-иш цолсіїорьом о judovo по ах. і;зучсішо,0;ці ооїдіися л пастоячоо врсг.яі кисошхлі.поїОі-лу что ятлал-ся по:-:а сдастссигсгли по далпоіі гамкш» н г. тоглу ;:д оіа псачадуз яро'ліалу ;:о?я и в иосколш) шю.и,ію ?о0 очоль нлодотвариом дія г.сслолоиашія ря>чурсс,ч?о і:опоч::о по помогло? и о±;«л ро :onni зішшоїі проклали,!) йолоо полном п болоо глуОоком ои ссілпслатпц.

Owiai:o з с;?лу уїкхзкігшх: шшо причин потглоотго удомосторшь псш ооггсвзгл їроЗозаїции :eworavyp:io:i ясторпл по даіиоП проЗломо по cocvo-лпш лол па сого.';чя:і':ііі доль отп раЗоях уг:о по глогут^яо долаот оплачу проію-дагш чпото л^орг^/рсзсдчос^ого псолодо:;дш!Л пррасокоіі лдао-і«ї?Уіи ЛИ гс;:п я оспогішг: !.Tix»;ho;.i ра;):2:глп ncoil opo.Tic.jC-iosol} 'ізсш-

" ' chansons et dtte art&siens. kemoirea de la Comission DSpartamentale dee Monuments liistoriques.du las-de-, -Calais. tXXI Arras 1931

- p -

о со:5Ші!юЛ , cd:;ocTiiO:iuoil u иоллтхгчоскоИ міоїш ііішцуостго обцоот-aa азучаа-»го поіиода.коа'О'Ш ясяшлут'сл прадаїаічп'оля\:и о&іоояаш» иоіі полоши d процоссо "лсгорлчосвдго'1,!^* о;ш наоилоот caoil потод лаучалгд лі'.гоглгдаї ц;о;гюто»1:э:1.:остцроаа{гл sccvwrycv-ia та:аїоа ор~ раооїас: їруис;ов,ло:.:о:чи:я,і;изу'.:си?сиї,і'.щ; u пес їх иссж'-рсашо u полегл і судам лтгора'гдша ncvopsui да~~іа сшрааьсл d ссоих итода ггрощ'.о sacrx» ш poayaicissu окнк соСстеоїш:: псолодовашіїі отп: soeot-» сп.ироаодагсшк скоцуи сооатаошш шгодаш»ч«) гАл^уог' аішиїошю сЗолоо і;ршоа;шзоЛ іхіЗохи'исшоородо'Лйішо о ддаораауршу иазорлмш, сіолшо ьремоїш ш проайцошш годеодошлольшП jacjocivjou у предегош» голоі» обцосїшшоЛ лсаюіш»аалххихзисол циучвллда дікорагурц прошак оиох дан ро:шля поосідай свооіі цууші,'.ті и ойиісіиогоя о иориуз очо~ po.!tr>. юг tfninyrco :х»я дагуазыюсуь дейшоЦ иройасш дш дигерагуриои истории ддоію ую (Зала очопцгдо,пр:ісїушіїі> і; ol) іжіоіпю исгорашл ;ха-їохт,їійі»жіїоііагуроза'іаіл|ула.'юоь годш> о иисїозиоо ароаи,тда aaoap-попа бита у;.-.о поя лооблодшая дал сд'ото шдогааагодиюл разата^шаь лнсь гюо иоо&годилю дая пАхзоддашя оагюриохжо ояаиа рабоги по лоу-чшшо и решши этой ц]Х»сдЛ0:.и уй*іошя,іірй!уші'ао:.гиі аіЕЬіатші oncvrjxm-стоа п дабіяолоіі дроиюіі йраіЕдуоолоіі дажоїшури далал иоаограіш п продоїааляоз собоіі одау «о поїси:; шіагсск рамшш иімії иадачл.шсиол-

колші пробелов а пале: опашите л и иолилшші дашоіі проблеш,

а,Мата її оача'ш іюслодоааллл, глашоіі задачей несло. <ошішл и дшшоИ рабого яшяогся олродолошій т осново исторшючдогораядоаалдоаяго ашшюа дуч:аіх цроиолсдоішії нац-одоо хараигоршк :.-лпров и видов ли?о-pasypu Лрраса ШІ зошіїсогдо он От одіїиді ця і:руШ:о.ілі:; доїдала городской культури во Сргиіцтьосповцш: лодболоо глрог.торшх:: чорк 0^0,1::1010-иОаоА 0раіцузоі'.оіі городая'Л лгастгурп.одрадагеило о'3 :.xo'j:i і: :юяи а ой'-':опй1ро<адыюу литературной ігроиоосо o?o"jo іш Jaico і. ..того и ::с?о-piw сро;д іьзоковол 'paiL^i-cuul! л^ораэда *лорло,",а о:> стаіюзлоил::,о.:рс-

*w\' t;i.' оіґ и:^: :і шлЛґо./ таг?; аіооа ofc"nxIu

*r;or,co:i птїЗіУйг fo ^тцхюь'Тслгл'аоТ'гс:.' її ctotira со'п&Лігоїоггат поло^аТсм коп

-г-э оп:огт.т.о5:осЪо'то11 ьтгаасйготооп оооо'таТи а п'га:о:тсІ xatoVKntl jto хгпліоїіі

-ыосп огг<я.т?іа>по с п vzoor. я шіісгліш cravon спогоМ а.-:гсл'іЕ:сІогоіі jioh

чТ&отТогет rorrooAftirccT.j;) косгаосотйГОсТо с nfTtoxTozm: ijcira'Vcdooc галхТ п т?до

-or: ігшгоїосТпо oroiipofTn^orroirptxJn nnrmj-cToooiuJ о:ліоігоат;е а omroaiotf&fTo

-опои пошіошісосю ои'паїоги подо и Атоьоп ло^аосТігог: п еоїлїїі г-е хнп

~га>пго п^кілдаїоліга' по:к&аїод пооа потоп о г г.зоь опзктог?гегіс:с ооьхр

-гал оті«кТ:шо;і ігаллоаїкїгшооЯіі оаигздадо оопор і;аІоло:і ойоіюиіоя а'шгі

~одо:г по:.\1&дх1(ыыи: псашово.'й'о'Ъ а шгпошге го ьішОи')'.;'0'Шо о'д'опссТло

а ьтдэ-Га олс а ілСїо::опоаи пгігіоьоя'пйА'іЬххТолпі: і;о:гоєЛяпйї<.;> поігатлюов

-tftr кікхісої я пшшаїїххіо.і ooooi:odfu g іаххі fio^uaoa оші-іЬ<то а шйшо&э

oe оосо'лсгіії ixiitlAialoiiz: а іиооіі по кпіопїШііго еор яошлэп on о:юіг

-w йо'л'Лр шІАгаТоліх поле кклоїьТокгаїїп: оіь'оїзіиі оійямоьо ашоисіоа

-оо c:r.;icr"/rxi0f;ul caut осіоїппагор опагшооп Аг:одо ошіоічц'оосїиш п coif

-па ооіі iiLii ггсгіоійіхіс:: осьорстИгеШдзТолга; поіюшіоа Шлоу пошоего

-о:::о:^г п клгс;.тіоіоо jpiooiaropcoo хпкссііоо. Оиііогоїґекїпо ь*олоюш*таио;г

-о.'п.'я г.п і: 'оії'Лп ом :к;зі*ьтяглаої.оіл>з:г uiomrctf скштйі цоійгоілі'огіьопсн

Л-оі-рош аЛшгоіг поїли а тялталлюл

-соо "и,ооіпт/.:іссоо c'irjuoouuoa тллкиї злі сп кпслА^г о пало опа опор

-АГЛ.Т і: опляї оійлйсглої; ііиссиоілш щло до::а.' оп'їалмсса ігоіі тзп'иш оп

псо ні с-ь* 0:3-.0 п і',о;;озі сягдамотлі таї іюглшгсоїоиоіін штсоосіпса

і:":и.с. ^:.:3:: асд^чг.іос ош.'^ос^ а шіШ'.;<Іі> оа гїТілсйоліпг {іолоігосіод кпд

-ітлсаї п in:i;t;ao!!;x:dc'i iu;ol-<;oiIii - ідкіідіоїіолюи пг.од поіітллі оеыооьш а

іілор'лі ;;оіпхіі' о::сю:лхії;с а шомпісоуо LtxJoioa'nriot'po'Iii jjonitfop jpnpo

ПОйсиїі ;ї:;;~?іосо сп Аііо цо;>оо шллпзміґосГп штаті Л?гла псігао сонооь

.-iniCiElo'ivjowK) on-.a-j^ToiJOOj, споьо Лілю а аоосхіпоа мис ей {.аялэд!

ао'д-.іи п со.'їлт;:: ;лило:юо ()0 вопсоиол оз"5!ил t» Rl&ctxl -ол:и* грю'н'оіїол шт.їііссоІ с р^лгаіЛдаа и пнноідівТнш ипіаоиоо ошіосоїґ

- о -

іпг.болоо богарнії тс'оішл для г.сслодо.лішя осдоілшх оообоїшосгоіі и шш-болоо :сгі;>оі:?о:у^е: черг городе-:оі1 лигорагури дай? со* драшгіічосішв аап-ри п яацр га^тю.сіїссї.і.-.о иродсса-ісіїішо в исії лучлиш пропаоодопшиа у?л:ї дгу: іп:іо!:оз:и:пі:г: аррасааы яруворои ШІ Ейіса.іісслодоваиш ош ііо^іюо а -і-оіїл аррассик саяи^а-дадогичо&шс и лирических шои-про-' ідапії / Прожданії с Лррасои /.иаиболоо полио и ярко щхщстааяяодпх город-agrj ca?::py и дидау voii оіюзи.и посатцоиа больше часть обцого обьеш дашоЛ і)'Ди«гіі,ба-шх:істао оіі іу^аа и раздолов.

.'^гсххяура Лрраса ШГ века ио случайно избрана d качестве oouobuo-го і-лтор-.ша для послодовапш основних особошосїоіі в иаибодоо оалшх проблем раовікші сесії сродпсгшозоіі Срашзгасіизії городской лііхоратури, Лррао дсПсгах'Сльио бид в й.;йдішо пока иосгои ишіболоо яркого д»чго по иепоо ва-лю для даиога исатюдозагіш^шбодоо їшшчшго цроявяошш лучик и наиболее яаракторілк чорт отоД лигорагури,:-то ио согюои здиіадово-отея з рама: давно у.;о обцоприііяик логических слол п прадегаадоппи о зароджіш и разикнш рраш^/аокол сродповокоаоіі городсшії лаУОразури, Бодь в соог.зотсгииц о ше.ш oU раоиюог в зродшо пока оояаишаг обичдо о ;юдьо;.ш послойного проло^одсїіл и торговли в городах в оиродолои-ш2 порнод сродповоковои" CpaintyacKOil истории, и ело. :.оиаголыю иапболь-пш orJ успо::оз іїхдю ожидать глааіщи образом лиш. в больошс и-лдо:ичо-егл їлзіллі.: города::,2о Сроиидо в ото срош,по-лио парша.бияо иоаапо городов и побольао Аітраоа,одиаі«) в дигоіюгуриоії иізш ош пичои особенно .себя ао іітояиц-'ш. ї& и Лррас.кстигл сказать,ио ираиош расцвета своєї! литература бил сракгоашю сціі поболшаа городом, одо" только иача- ' кавлгілі ііугь своего окоішачосгюго разштвл,иодьа\п,цроврагіішого ого ватом в одда ио крушт адміоішоскш: цонтроз страш^о.оіштдо гшез) к 70,420 it/oauo тогда,когда оц стаз уог-озш.ііо^ілись подаио ирііаиаіах Си^-д,і:оі:и:!са в оазвигиа ом :йіїираїуі>и«С:;ьгіспкіі!о исюто.г^іпгіось би, 1.0...^:0-.:0:1^:101 ііх;о:і::л гллоїїс::,иа тз азг:од^з і:а\^.ііс!1 уоослі,в ио-

- и -иол-юте расігрос^раіюіших а що\х:си до п ц иааі ;угл v.yvrj,;-: ::о у^о ип-ка и угайши иала-лю о::о:лїігшіг: о:;родало'і;і!1 папілі і*т}. ;жя,ьі\.с:7іії>: досгшопиіі городе::оЛ і;улі.ї.урц во Срагр».':! и с ::;7Ы0 иогл.?.:о:'.;.<С!'.' с J сллои^алоя пройдо иеаіч) о о::о!юглічоо:^ті }:о;тг>с\;а:л и уо;с,:-л-:,а рос.'си a ник рої.ослошого щ.оиигодох'щ а ?йргои'ш,т/}сто:з :и: оі:о;;о:.л;і;с\:оЛ ц i:o-ошюіі 1.:0:411,0 штороЛ ц короли,н кр-уїлио /'-оогд-пі , и ncjr.ur^ v0 г.-;;оі.чи: случая;: кшугдоїш (лш G4s:cv2ica,'\a.[ixr:r с ::1:0::0::^:0^:::-.1,.71.:^1:.^:.^1 л ;;о"сїапїольло очонз игішііі '.'иі.їор иіилл і:а-2:гачос::оЛ ~ сли.:ос;їь и им щюмп: і:оішовсі:сП масги,королоЛ,іг/ц;;;ішц::с:: п подбор: ;:о городоз п їй: (JopbUo оа уцрогиошю с:іооЛ алаотл іііхх?:лз iryitmc: >~содат/а і: Kovo./y 0::0-ііо продосга&г'шпл:: пологорш города / гаю спосго до:.:и::а,р;гзд;:.со*'ол / D od:.:on на оту подіг.ора;у ц ііа то вро::л,їі0іл оі;л и noil i;v:*^'.-vn:oT,,ivxeio па mxtfimiaoo са-.;оу^рап\чніпа,сглЕуо с::-.йулра:и'ЕГ.:і::ся гсродр.'млм^/н.

Суінестаошсгл нодоетажогл мім: ойуюлоии.'! грігш pao^ova городское кульгури с сі-сушо лсі:.ч го vp-.узуіп б;ма лодоодонла роли су. ".сгахи-пих иа:,:оі!ОшіЛ о соїуілшюЛ оїруглуро городскот-о о:'г.ос?:^.,п его Сілдать-іюіі плоїш,па раоїдглю городскоИ кульгури» Л г:а:;ту тогл on,coi'j^vn»itLl сїеетор.сітрал и мо:л дачо но ;."о:юо тліу;:) рсль.по-.ялп укаоатг.яіа ііїло Оапїори оі:опо:.іічосг.оЛ її ііо'пютіосг.оЛ :лиісі ca"pbsv.:.:ci:iio селі оілчигаль-шо измолоішя d сої'латьпоЛ структуро городского oJ;.;oo?i:a и о^ьіюііїї» тої ііарадолсашгіі;і,ііа iiopnail іогтая ,С аг.?,1^ ікгх>Д'"ляя :л;?оргяура до -сглгла c::ooro иаішс;лого расдаста d r.aioi-.o по оамг: крупні::: городах сгра;ш,::огя но лопіг.о о&юлршяяк яооріїЛ по о?о:лу ізолрсоу он дол-ои с'іід л..оііс::од::?іі -нроццо есого а іт:,а, порога пр:іона::іі оо угсеаїшя ьол-цаллсь ?or.%a,r.oivra ог:оііо:.ии о?:п: срадлл::,?.п. "г:оп:г:п городов нагодилась на шдг,о:.:о. Роо-^.ю і,о:.:озлсіі::ого :ixv.o.ia";o-'iTa п '.'оргоіг:л d с_о;;-испо::о^.п: raA*',a-:,c:nv-^~oo,::a;: ::^::00^0,:10^0.-:^0::-::7.) рать в ус:г:с;іі'іі г.::о:х:.і.:ісс;:о!ї а ixo:v.oj :.х> л п ::::,a ,а:0^:^:0^: 10, іі г. і:о::ста.ш оо-ліі'лаа: ';оо;;:і^:^:::о u : .c.^osjoi'o v::cra :: :r: cJ-.,oo::^.r:OU a ;:v:a.:!:o:. гпз^',СаОсо:с..'.>:.-:'.-ю ::-..o-.v.:0 о к: п ;^:'0:-и ц .со:. ::а^го,-:>.-с:- -с:-.

- 12 -из своей собственной,городской срьды,пришедшего на сыеьу старым притеснителя - своеіі буржуазии,которая,окрепнув и прибрав к рукам вое основные рычаги управления в городе,стала подавлять голос демократических кругов,городского плебса в городской литературе не менее рьяно, ионаотойчиво,чем ее предшественники в управленческих городоких структурах -феодалы и церковь.активно культивируя в литературной киз-ни города взгляды и вкусы дрицнвства.дворянотва,сближение о которым в политической жизни намечалось все более отчетливо.

Однако в раде молодых,т.н. "ыоиндЫхназванных так в противовео старым, "римским", городах ко времени подьема коммунального движения в стране и получения ими статуса городов-коммун зарождавшаяся здесь своя буржуазия недостаточно еще созрела и окрепла для выполнения этой ее исторической мисоии.В этих городах,большинство которых находилось на Северо-Востоке страны,в раїіоне наиболее активной борьбы крестьянства и горожан за свои права,появились возможности для некоторой де-демократиаации общественной,политической и культурной жизни,что создало благоприятные возможности,условия для развития и расцвета здесь литературы демократического духа,выражавшей взгляды на жизнь,мораль и литературные вкусы большинства городского общества,т.н."Кемипе", как определяли его обычно в то время.Именно эта,подлинно городск&ч, как определяют ее специалисты /Г.лютгемайер.М.Унгуряну и др./»'ори-гинальная", а не подражательная /a l'iriBpiration empruntSe /.развивавшаяся под сильнейшим влиянием вначале церкви в городоких Каритэ, а затем куртуазных традиций б городских прокуртуазных пьюи,заслуживает в первую очередь внимания исследователей.Поскольку наиболее яркие и наиболее характерные проявления и наибольшие успехи подлинно городской литературы,отражавшей взгляды и вкусы большинства горожан, демократических кругов городского общества и всего третьего сословия ею в официальной литературе представляемого наблюдались,проявлялись в Аррасе в большей мере,более отчетливо,чем б других городах неудивительно Гіоьтому.что 01. привлекает такое большое внимание спец-в.

5 Ltiteneier,C. Beitraee ?ura '«ej-ntondni г. r ,'eu du la JuuillSe-von Adam le Bossu._ Bonn. 1909

3. їЧотоподогая исследованияt Творетіи:о-:.:сгодолог;іческоіі основой данного исследования являится проїзде всего груди и висказілзашія круп-пеипих теоретиков в области дзучліля истории зала,.нсозролслЮп-он культури и пройдо всего еро, ..позикового лорио,,и об развития, как со-3Q7c;:nx, так п зарубсиіиг.с. Сукестзошшл глкторои, олре..чслп!г.лш сяо-ци;*:ичпоеть методологических установок з пало;: рабоїч;, шшютея то обстоятельство, что она поезяцона пробломаи развития Ораицузскол л:і-торатурл по суцеству дрззноГглого её периода - on олії Сродіїліс вшесв, нзучопио которого іі з обцостзеїтои истории и з истории озропеиско'.і культури' іиіоот з сравнении со везии другими порио, ,а:.:л oG развития свою сяацдфлку, свои отличительные особенности. В исторической науко, будь зо история общественная или литературная, трудности исследования, как известно, по перо оїдалешт іізучасцоіі опохп от нааего зроіюіш, і:ш: правило, соответственно возрастает. Естественно, что напбольпіїш они становятся прл псслодоваїиш .(..ревпоіїлсго ;:з периодов развития еврошзлсч:<ч'0 обцества Нового зрсшіп, каловій: является з

ОГО ИСТОРИИ CpOAHOL-CKJEbO.

В связи с отлил огромными возникающими при нзучоїшп отого периода истории европейского общества трудпостиіш и ввиду связанной с отпил трудностями специфичности нетодов исследования, к которым зннундоды прибегать специалисты в этой области исторической г.ауіиі, з европейской историографии давно уяэ выделилась и получила права на почти самостоятельное существование особая об область, оіі часть--иодиовпетшеа, розно отличавшаяся от других зсех об частой но гола-tso по названию, но и по цоюдшеэ исследования, по суцеству леполь-зуошх on в сзоеіі рабою но годов. Основній трудности и особенности', потодологші нсслодовання з заладнеовропоііскоц «одіїовпсіико, как з общественной, тше п в литературно::, зизваїш продає всего плохо'.і сохранности н малочисленности как непосредственно саїліх исторических памятников, в тоа число, конечно, п диторатурішх, относящихся к нзу-чавиоиу наі:я лорноду и являадхея, разумеется, гловншіи обгие;ста!.:л

нашого исследования, їек и свидетельств современников о сизни этой эпохи и, что иыоот, кокочно, пепоородствонноо отношение к томе на-аого исследования, к истории западноевропейской литоратуры, почти полиш отсутствием литературоведческой науки, литературной критики в so время.

В споцифпко работ иодиовистов ость, на наш взгляд, иного об-цого со спецификой работы археологов п антропологов, которые в виду недостаточности и нополноты конкретного пэучаоыого материала по ном-ногни иайдошшы ими осколкац продмотов быта и отдельный костям ско-лотоз пшашсп восстановить но только обциіі- вид отих продштов и об-цуліі облик л.одо'^і но и образ шізпи зтпх лздоіі и характер их взаимоотношении в обцоство тоіі отдалённой изучаемой иш эпохи. Примерно такую по шш почти такую работу пр::::одится продолывать и ыодиовпе-том, который на осново отдельных очонь немногих, сохранившиеся зачастую дс;:о но в полном виде произведений ородновоковой французской литературы приходится воссоздать картину развития её на той или иной э'тапо её ерздиоваковой истории,- Классический примером, прекрасної! шілізстрацизії такой схогости, близости работы по исследованию ерздно-воковой французской литературы и работы археологов / но случайно, по-видіщому, и изучаоїшо ими эпохи близки по вромони друг к другу, слодуат одна за другой / ыоает слушіть работа известного французского цодноііксіо. начала напого века профессора Сорбонны Гозофа Бедьо по реставрации, по созданию стилизации сохранившегося линь во фрагментах їокста одного из лучших произведений этоЦ литоратуры - романа О Тр:ют:.і:е и Изольде. Произведение это иозот слушіть характерным примером и джутом плаио, в качоство иллпетрации ецё одной слабости опоры, о ло і, па которых и долаотся основные выводы относительно об-цего ;т. ік ;ра и основных направлении её развития, они но только не много -.; л:. :, но только сохранились зачастуэ в неполной.далеко но

л порвоздолпои вида, по как это ииооз исто п з приведенном пак; прннорз, зачастую и из лучей о з.езоои рода;

Без это пршіуидаот исследователей ерэдиовзкока заподаоовропоЯ-» С'Кііх литератур, и вто з огрошоЗ норо касается и папого исследования, больно поста з своой работа оздазатз логическим умозаключениям п пшоїоїлчооіяіи рассуздешш, наобходипш впречен, как нзвостпо, я двбой по отраслей науки, В силу всі} soil ко недостаточности, неполно-2Ы изучаемого конкретного литературного материала, на осново которого п приходится з основной долать главные в not! виводи, приходится в больней, біль цокот, степени, чем при изучешш других эпох и периодов литературной истории Франции, прибегать к помощ cugshux к литературной медиевистике отраслей исторической науки: истории экономической,

С0ЦИОЛ5Н0ІІ, общественной И ПОЛИТКЧОСКОЙ.

k. Научная новизна работы» заключается прокдо всего в той, что в ной впервые во французской цэдновистикэ в литературоведческой ас-покто на материале литературы признанного цоитра городской культури во Франции в Средние вока города Арраса рассматриваются наиболее ваз-Низ проблеш развития этой литоратурц, которая наряду с куртуазной составляла, один из двух крупнейппх и важнейших пластов, компонентов сродневоковой французской литературы, з борьба и на осново взаимного обогащения которых п проходил в основной процесс её формирования и развития, В отлично от общепринятого слишком широкого, расплывчатого п схематичного понимания городской лпторатуры, ииовцэго распрострапо-нпо з учебной литературе и лпторатуро обцзго характера, в данной рао'о-то болео четко опрздолони вромешшз рашш и моего оо развития в наи-болоэ вагнш: для общенационального лпторатурного процосса во Франции з Средние вока и наиболео характерных для поё ез проявлениях. Рассмотрен тшаа гоьззпе наиболее характерних для городской литературы нсибо-

-/6 -

лоо популярних оё жанров п видов а тшсае творчоство её выдающиеся продставитолсЛ аяа Бодолп и Адаиа до ла Аля, которые даны в контекста развитии городской и всоЛ сродновзковой французской литературы.

5. Научная значимость работы. Выполненное исследование позволяет глубио понизь на только основино двигательные мотивы развития городской литературы, каиболоо характерные чорти оё канров,видов и творческого метода оё лучних представителей, оё поста и роли в истории сродновзковой французской литературы и особонно в порпод формирования нацпопальноЛ литоратурц, но ц суцность ваглоЛтис процзесов, происходящих і; iio'ii в ого вропп. Упсноппо многих неизвестны:: досело попоитов б процессо развития городской лпторатуриі оё отдельных черт позволяет по-новому взглянуть п на саму литературу, и на весь литературный" г.роцосс во Франции в ответствонпоЛаий для неё порпод формирования с''} национальной" литературы в Xtll веко. Ииовшя место во французской і:о;,невпстпко в течение длительного времени, почти вплоть до налкх д:иЛ недооценка роли и значения городской литературы в обцена-цноколькоц литературное процоссо во Франции в Средние века в значитодь--ио!1 степени исказила обцув картину его протекания в этот период. Данная работа призвана помочь в установлении "истинного полонення дел в

HOJ В ОТО врОИН.

6. /чротация работы. Результаты исследования представлены в исто-рг.ко-лпт'ірсл-урішх выступлениях в научной печати. По проблематике работы оп;; ілкковшш монография, учебное пособие и ряд стато.1 общий ооъе-иоы c.:l-: : 2'.' печатных листов/список прилагается/. Кроыо того сданы в печат:. '. .J , зо статьи по данной томе объемом около 2-х печатных листов.

і ... .ь1. ты доследования по отдельный разделам работы обсуздалпоь

- n -

в разное ззроші на заседаниях кайодры загубозноіі литературы І1ГПИ hit.' ' В.К. Ленина а таксе па одной из заседании" отдела Всэкпрпон читорату-ры Института пирогой литературы км. А. М. Горького АН СССР. Полішії текст диссертации был ебсупдон на заседании кафедры истории зарубежных литораа-ур филологического факультета Ri\H'fe-иСИбГо. іосиедшс/ьц -

7. Объон и структура диссертации. Объем диссортации 3't3 страниц, иаппнописи. Работа состоит из Предисловия, Вподешш, двух глав, Заключения и библиографп:!.

В Предисловии говорится о споцийшео и трудностях исследования средневековых литератур и в частности французской литературы Средних воков.

Во Введении обосновывается выбор теш, оё актуальность, определяет сп предмет, цоль и задачи исследования, ого ракки, показываются стру» тура, основное содорганна работы, её научная новизна и практическая данность.

Отдельные главы поезящены слэдущиц аспектам интересующей" нас проблематики}

ІІ Литература и общественная яизнь во Франции в Средина
века. 2. Литература Арраса НІ- XIII вв.

а/Фаблио 2апа Боделя. б/Тоатр Лрраса ПИв, в/ Сатира и дидактика з Аррасо в XIII в. г/Лирика Арраса siopofl половины XIII в.

Похожие диссертации на Литература Арраса XII-XIII веков. К проблеме формирования и развития городской литературы во Франции в средние века