Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века Дианова Екатерина Евгеньевна

Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века
<
Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дианова Екатерина Евгеньевна. Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.05 Москва, 1996 249 с. РГБ ОД, 61:96-10/270-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Концепция детства в культуре и литературе 1830-1840-х гг ... 20

1. Детство в социальной и культурной жизни викторианской Англии 20

2. Тема детства в русской прозе 1840-х гг 33

3. Эволюция детского портрета в европейской живописи 46

Глава II. Образ детства в произведениях Л.Н.Толстого и Ч.Диккенса . 57

1. Восприятие Л.Н.Толстым творчества Ч.Диккенса 57

2. Герой-ребенок. 63

3. Окружение ребенка 77

4. Восприятие окружающего мира 105

5. Проблемы типологии 113

Глава III. Эволюция национальных литератур о детстве в конце 1850-х гг 127

Часть (.Детство в английской школьной повести: "Школьные годы Тома Брауна" Т.Хьюза 127

1. Новый герой 133

2. Мир школы 145

3. Образ Наставника 153

Часть II. Русское детство: "Детские годы Багрова-внука" С.Т Аксакова 165

1. Детские годы в контексте семейной хроники 167

2. Детские годы глазами Багрова-внука 183

Заключение 210

Примечания 217

Библиография

Введение к работе

Ребенок и детство - одна из ведущих и ключевых тем литературы. В определенном смысле это тема универсальная, не ограниченная рамками какой-либо национальной литературы или конкретного временного периода, хотя в некоторые эпохи она приобретает особое значение. Эта универсальность объясняется тем, что детство - такая же общечеловеческая категория, как рождение, жизнь, смерть. Явления вечные и присущие всем без исключения людям не могут не получить отражения в литературе.

Отражение мира детства, анализ внутреннего мира ребенка все больше привлекает внимание западных и отечественных литературоведов. Проза о детях воспринимается как отдельная и полноправная область литературы. История детства связывается с жанровым подходом. Произведения о детях рассматриваются в рамках традиционных жанров; исследуется проблема того, как они влияют на уже сложившуюся жанровую систему. В то же время одной из характерных черт современного литературоведения является изучение межнациональных литературных отношений, стремление к сравнительно-историческому анализу тем, образов, жанров национальных литератур. Этим определяется актуальность настоящего исследования, в котором предпринимается попытка проанализировать литературный образ детства на материале английской и русской прозы в контексте развития жанра романа воспитания.

Предметом нашего исследования стала английская и русская литература середины XIX в. Как уже было отмечено, образ ребенка присутствует в мировом искусстве и литературе во все времена, однако к началу XIX столетия его значимость возрастает, он становится центральным. Это отнюдь не отрицает развития детской темы на предшествующем этапе развития литературы, а, наоборот, предполагает существование некоторого периода подготовки к тому, чтобы она вышла на первый план. В связи с этим уместно вспомнить теорию смены жанров Ю.Н.Тынянова, которую можно приложить и к темам, проблемам литературных произведений. По мысли исследователя, в эпоху разложения какого-либо жанра он перемещается из центра на периферию, а на его место "из задворков" выходит новое явление. То же можно сказать об изображении детства в литературе, будучи представленным в качестве периферийного явления, в определенный момент оно занимает центральное и доминирующее положение.

Однако определить эпоху, в которую образ детства становится главным, достаточно сложно. Общим местом является утверждение о том, что начало нового этапа, заинтересованного отношения к детству связано во второй половиной XVIII - началом XIX века. "Само понятие детства как самоценной стадии духовного развития могло возникнуть только на почве сентиментально-романтического умозрения"! 180, с.242]1. Но со второй половины XX в. нижняя хронологическая граница темы сдвигается назад. "Если по отношению к XIX-ХХ векам сентиментально-романтический культ детства - начало нового периода в истории темы, то по отношению к предыдущим столетиям - кульминация длительного процесса"! 140, с.8]. Поэтому большое значение приобретает рассмотрение детства в культуре и литературе XVI-XVH веков. Поскольку эта задача на материале английской литературы выполнена в ряде работ (монографии Л.С.Маркус, диссертации М.И.Свердлова), попытаемся кратко охарактеризовать эпоху, непосредственно предшествующую интересующему нас периоду.

Новое отношение к детству в культуре по сравнению с прошедшими веками связано с идеологией Просвещения.

- Исследователи отмечают, что XVII! в. ознаменован "зарождением нового образа детства, ростом интереса к ребенку во всех сферах культтуры, более четким различением, хронологически и сознательно, детского и взрослого миров и, наконец, признанием за детством социальной и психологической ценности"[92, с.111]. Если в XVII в. тема детства -преимущественно поэтическая, то в следующем столетии она отступает из поэтического "центра". В эпоху Просвещения можно отметить появление интереса к детям в литературе, но он носит в основном прозаический, воспитательный характер. Это связано с борьбой за установление "царства Разума", с повышенным вниманием к воспитанию и образованию вообще. Книги, в которых присутствует ребенок, - это скорее программы, адресованные не столько детям, сколько их воспитателям ("Мысли об образовании" Дж.Локка, "Эмиль" Ж.-Ж. Руссо). Меняется и само значение детства - "Это возраст, который необходимо преодолеть, переделать... Детскость в ребенке - это препятствие. В пуританской традиции оно - трудное, в локковской традиции -легкое"[140, с.79]. Просвещение в связи с нашей темой важно, т.к. в рамках этой эпохи не только ребенка вводят в прозу для взрослых (пусть и в качестве примера в педагогических сочинениях), но и практически впервые начинают издавать литературу для детей.

Заслуга следующей эпохи - Романтизма - в том, что детство уже не воспринимается как подготовительный период жизни или возрастное отклонение от нормы; романтики почувствовали детство как совершенно самостоятельный, неповторимый, особый и драгоценный мир.

Если для Классицизма "взрослость" была нормой, а детские годы - отклонением от нее, то для романтиков характерно принципиально иное соотношение между возрастами: взрослое состояние становится ущербной порой, а детство - идеальной эпохой человеческой жизни. В связи с этим вспомним обостренный интерес романтиков к истории и - особенно к фольклору. Недаром одним из самых распространенных жанров у художников этого направления были сказки (Арнимо и Брентано, братьев Гримм, Гауффа, Андерсена и др.), в основе своей восходящие к устному народному творчеству. Таким образом, в эстетике романтизма детство приобретает огромную значимость - детство не только отдельной личности, но и человечества вообще.

Обращение романтиков к миру ребенка, в первую очередь внутреннему, связано и с их повышенным интересом к собственному "я" и сложному комплексу душевных переживаний. С развитием литературы в ней все больше утверждалось внутреннее начало личности, достигшее своего расцвета в начале XIX в. Как пишет И.С.Кон, эта "интимизация мира" особенно интенсивно начала развиваться в XVil-XVIIi вв., что проявилось во многих областях человеческой жизни. Если говорить о религии, то в протестантизме общение с Богом приобретает более интимно-личностный характер, а у пиетистов XVIi-XVlii вв. Бог также превращается в интимного собеседника и даже друга. Подобные явления можно проследить и в истории языка: если в староанглийском языке существовало всего тринадцать слов с морфемой "self, то со второй половины XVIII в. их количество сильно возрастает; в том же столетии широко распространяются слова, обозначающие внутренние психические состояния, настроения, переживания и т.п. В живописи появляется новый "телесный канон": на тело как таковое накладывается табу, человек должен скрывать его, оно становится чем-то внутренним, интимным и даже обретает некоторую загадочность. Если обратиться к области психологии, то характерным для века Просвещения можно считать порождение эмоциональных проблем, в частности, проблемы одиночества. В литературе эта "интимизация" приводит к распространению разнообразных автобиографических текстов, среди которых исповеди и воспоминания религиозного характера, семейные - хроники торговцев и ремесленников, самозащиты и самооправдания, профессиональные автобиографии выдающихся людей, частные дневники и хроники, повествования авантюристов о своих приключениях, рассказы о путешествиях и т.п.

В эпоху Романтизма культ эгоцентризма и интроспекции достиг своего апогея. Человеческое "я" рассматривалось как нечто автономное, отличное от других, что повышало обостренное внимание к нему и замкнутость в собственном внутреннем мире. Поскольку по романтическому канону человека личность и общество постоянно находятся в состоянии конфликта друг с другом и личность поддерживает отчуждение между собой и миром для сохранения своего "я", физическое пространство оказывается ограниченным. Поэтому наибольшую ценность представляет внутреннее пространство. Так как настоящее для романтиков - это состояние отчуждения и противостояния внешнему миру, особое значение приобретает уход в прошлое, что в сочетании с интересом к внутреннему миру неизбежно приводит к собственному детству. Детство предстает как некая идеальная, безвозвратно ушедшая пора, когда человек находился в полной гармонии с собой и миром.

Повышенный интерес романтиков к изображению детства связан и с изменениями в общественной жизни. Общество, создавшееся в результате индустриального развития конца XVIII - начала XIX в., было не заинтересовано в искусстве и часто враждебно ему. Как отмечает П.Кавени, в этой обстановке изоляции, отчуждения, сомнения художник не мог не увидеть привлекательность темы детства как литературной темы. Ребенок мог стать символом глубокой неудовлетворенности художника обществом, воображения и чувствительности, незащищенности и одиночества, страха и удивления и, конечно, изначальной чистоты и наивности.

- Романтическое представление о детстве было противоположно рационалистической школе. Если обратиться к сфере образования, то это различие станет еще более явным. Рационализм практически не учитывал природу ребенка как такового и обращался с ним как с маленьким взрослым. Для романтиков же образование важно как развитие природных склонностей ребенка ("Эмиль" Ж.-Ж.Руссо).

Подготовленный поэзией романтизма, в 1830 - 1840-х гг. образ детства перемещается в прозу и занимает в ней центральное место. По мнению ряда исследователей, именно в середине XIX в. интерес к детству достигает своего апогея. Ребёнок становится центральной фигурой всех сфер социальной и культурной жизни. Предметом нашего исследования является проза середины века, произведения, созданные в рамках одной декады - 1850-х гг. Подобный подход уже апробирован в литературоведении и представляется весьма удачным. Как отмечает К.Тиллотсон, автор монографии "Романы 1840-х годов", "пришло время разбить единый монолит "викторианского романа" на более удобные составные части; разделить его не по романистам, фазам или каким-то иным категориям, но просто концентрируясь на определённой декаде или ином периоде времени" [314, с.1. - Перевод наш - Е.Д.]

Однако прежде чем обратиться к прозе 1850-х гг., мы считаем необходимым проанализировать этап в развитии литературы, непосредственно предшествующий ей. Первая глава диссертации посвящена новому пониманию детства в 1830-1840-х гг. ш образу ребенка в прозе этих лет.

Из произведений о детстве, написанных английскими и русскими писателями за 1850-е годы, мы выбрали четыре. "Точкой отсчета" в формировании художественной прозы о детства становятся роман Ч.Диккенса "Дэвид Копперфилд" и первая повесть Л.Н.Толстого "Детство", появляющиеся почти одновременно в самом начале 1850-х гг.

- Это совладение во времени, а также глубокий интерес русского писателя к творчеству английского романиста дают повод для размышлений о близости обоих произведений. Поэтому рассмотрение "Дэвида Копперфилда" и "Детства" ведется в работе в форме сопоставительного анализа.

Дальнейшая эволюция литературного образа детства прослежена нами на материале двух повестей, созданных в конце декады 1850-1860 гг. Как характерное явление английской прозы о детях второй половины 1850-х гг. рассмотрен жанр школьной повести (на примере "Школьных лет Тома Брауна" Т.Хьюза). В русской литературе толстовская традиция обращения к детству наиболее ярко звучит в повести С.Т Аксакова "Детские годы Багрова-внука".

Детство как историческое, философское явление давно привлекает внимание исследователей. Наша работа потребовала обращения к трудам зарубежных и отечественных историков и культурологов. Основополагающей работой остается монография ФАрие "Века детства"[189], переведенная на многие европейские языки и выдержавшая ряд изданий. Арие выделяет три основных аспекта, в которых рассматривается образ ребенка: идея детства в философской мысли, школьная жизнь и семья. Достоинством исследования является обращение автора к культурам разных европейских стран; рассмотрение детских образов в нескольких видах искусства (литература, скульптура, живопись); привлечение материала "бытового" ряда (детская одежда, игрушки, интерьер детских комнат). Видный ученый и этнограф М.Мид -автор многих работ о детстве в культурах примитивных народов (Самоа, Новой Гвинеи и т.д.)[111]. Достоверность изложенных фактов, анализ непосредственно увиденного сочетается в ее работах с серьезными обобщениями об особенностях детства.

- Єсли для М.Мид основной задачей становится соотношение всеобщего и частного во взгляде на детство у разных народов, то Л.Поллок в своей книге "Забытые дети: Отношения родателей и детей с 1500 по 1900 гг."[284] анализирует положение ребенка в семье на протяжении четырех столетий. Большое место в исследовании уделено критическому обзору уже существующей историко-философской литературы о детстве, сопоставлению взглядов разных ученых. Необычайно ценным является использование и анализ таких источников, как письма, дневники, мемуары родителей. Каждое положение Л.Поллок подкрепляет статистическими данными, что усиливает обоснованность выводов автора.

В России тема детства в ее культурно-историческом значении исследована в новаторских работах И.С.Кона. Для нас было важно обращение и к его трудам по психологии детей и подростков. В монографиях "В поисках себя: Личность и ее самосознание"[923, "Дружба: Этико-психологический очерк"193], "Психология юношеского возраста"[94] И.С.Кон внимательно анализирует психологию разных периодов детства, рассматривает наиболее характерные для них чувства и эмоции. Работа "Ребенок и общество"[95] остается лучшим отечественным исследованием о культурологическом феномене детства. "Мир детства -неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом... Общество не может познать себя, не поняв закономерностей своего детства, и оно не может понять мир детства, не зная истории и особенностей взрослой культуры"[95, с.61. Давая обзор историко-социологического и этнографического изучения детства, И.С.Кон отмечает, что новое время характеризуется появлением нового образа детства. Привлечение широкого литературного и искусствоведческого контекста приводит к выводу о том, что "многомерность и разнообразие детских образов в литературе или портретной живописи отражают не только прогресс художественного познания и различия индивидуальностей авторов, но и изменения в реальном содержании детства и его символизации в культуре"[95, е.9-10]. Автор систематизирует возможные подходы к рассмотрению художественных образов детства: эстетический, социологический, этнологический, исторический, биографический; обращается ко многим проблемам детства (возрастные категории, половая социализация, этнография родительства и т.д.).

Следующая группа исследований, относящихся к нашей теме, рассматривает образ детства в художественной литературе. Часто эти работы находятся на границе между литературоведением и культурологией. Так, в книге САрменса "Архетипы семьи в литературе"[1903, обращающейся к греческим трагедиям, пьесам У.Шекспира, поэмам ДжГопкинса, привлекается этнографический и фольклорный материал. В монографии Г.Скаддера{298] дается сопоставительный анализ темы детства в литературе и искусстве. Автор прослеживает историю детских образов от античности до рубежа XIX-XX вв. Большим достоинством работы является обращение к материалу разных национальных культур и эпох: греческой и римской литератур, древнееврейских теологических книг, прозы раннего христианства, искусства средних веков, английской, французской, немецкой, американской и датской литератур. В нашем литературоведении наиболее полным обзором детской темы в мировой художественной прозе можно считать работу М.Эпштейна и Е.Юкиной "Образы детства"[180], опубликованную в Международный год ребенка (1979). Несмотря на небольшой объем журнальной статьи, авторам удается подробно охарактеризовать историю темы детства в художественной литературе; определить разницу в отношении к ребенку в культурах Классицизма, Просвещения, Романтизма. Привлекая материал немецкой, французской, американской культур, свое основное внимание авторы обращают на русскую литературу. Возникновение многостороннего образа детства в отечественной прозе связывается с творчеством Л.Н.Толстого; детская тема рассматривается как основная не только для трилогии, но и в крупных эпических произведениях писателя.

Рассмотрению детской темы в английской литературе посвящены работы Р.Паттисона "Фигура ребенка в английской литературе"[281, П.Кавени "Образ детства. Личность и общество: Изучение темы в английской литературе"[218]. Особенное внимание авторы уделяют новой концепции детства в Романтизме и образам детей в произведениях Ч.Диккенса. Л.С.Маркус[272] сужает временные рамки своего исследования. Предметом ее работы становится поэзия XVII в., рассмотренная в широком социокультурном контексте эпохи. Анализ детских образов в литературе XVII в. продолжен в отечественном литературоведении в кандидатской диссертации М.И.Свердлова "Тема детства в английской оде XVII - начала XIX века"[140]. Научная новизна исследования заключается в связи истории образа детства с жанровым подходом. Образ ребенка рассмотрен "глазами жанра" оды (на материале поэзии XVII в., од Т.Грея и У.Вордсворта). Очень важным для нашей работы оказался первый раздел первой главы исследования -"Семантика детства: Культурологический обзор", в котором автор дает классификацию значений детства, сложившихся в мировой культуре.

Русский образ детства неоднократно становился предметом исследований критиков. В отечественной науке существует ряд работ, обращающихся к детской теме в литературе XIX в.: кандидатские диссертации А.Н.Дьяченко "Детская тема и проблемы реализма в творчестве Н.А.Некрасова"[74], Н.И.Кузнецовой "Проблема обездоленного детства в контексте идейно-эстетических исканий в детской и юношеской литературе конца XIX - начала XX века"[ Щ.

Особо оговорим, что в рамках нашей работы не рассматривается творчество Ф.М.Достоевского, хотя тема детства и образ ребенка являются одними из ключевых для его произведений. Это объясняется тем, что концепция детства великого русского писателя достаточно подробно и полно исследована отечественными и зарубежными учеными: в фундаментальной работе У.Роу "Достоевский; Ребенок и взрослый в его творчестве"[290], кандидатских диссертациях С.Н.Митюрева "Проблема подростка в творчестве Ф.М.Достоевского 1870-х гг.в[112]5 В.С.Пушкаревой "Дети и детство в художественном мире Ф.М.Достоевского"[136]. Взаимосвязи романов русского писателя и образа детства в произведениях Ч.Диккенса рассмотрены в работах И.М.Катарского "Диккенс в России"87], Н.М.Лари "Достоевский и Диккенс: Анализ литературного влияния"[2651.

Если говорить об исследованиях, рассматривающих образ детства в творчестве интересующих нас писателей, то лучше всего эта проблема проанализирована в диккенсиане. Поскольку детская тема является основной для романов "великого и неподражаемого", практически каждая работа затрагивает ее. Не имея возможности подробно охарактеризовать все использованные нами исследования, остановимся на тех, которые непосредственно посвящены образу детства в произведениях писателя. Как правило, авторы этих работ обращаются к какому-либо аспекту изображения детей у Ч.Диккенса. Так, К.Эрикссон[232] останавливается на взаимоотношениях дочерей и отцов в романах писателя. Исследовательница отмечает, что ребенок и взрослый в этих парах часто меняются местами. Фр.Донован, автор нескольких работ[223], [224] об образах детей и подростков у Ч.Диккенса, пытается разделить этих героев на группы; выделить наиболее характерные типы; определить те аспекты, которые больше всего интересуют писателя в связи с темой детства. б.Уэстбург рассматривает романы Ч.Диккенса, написанные на основе автобиографического материала, где значительное внимание уделено детству героя(326]. По мнению исследователя, три романа Ч.Диккенса -"Оливер Твист", "Дэвид Копперфилд", "Большие ожидания" - можно считать автобиографической трилогией. Последняя работа англоязычного литературоведения - монография Малькольма Эндрюса Диккенс и взрослый ребенок! 186]. Автор отмечает, что большинство диккенсовских детей напоминает взрослых, так же как во многих взрослых персонажах остается детское начало. Исследователь приходит к выводу о том, что Ч.Диккенс вводит в прозу о детях нового героя, в котором детское и взрослое органично сочетаются, взаимозаменяя друг друга. Из общих исследований о Ч.Диккенсе особенно хочется отметить последнюю биографию писателя, созданную современным романистом и ученым П.Экройдом[184]. Монументальная (свыше 1000 страниц) работа, сочетающая подробное отражение биографических данных и тонкий литературоведческий анализ, пожалуй, не уступает первой биографии Ч.Диккенса, написанной его современником ДжФорстером.

Нам не удалось найти работы об английской школьной повести в отечественном литературоведении, хотя в англоязычной критике существуют исследования на эту тему. "Школьные годы Тома Брауна" Т.Хьюза рассмотрены в монографиях И.Куигли "Наследники Тома Брауна: Английская школьная повестъ"[287], ДжРичардеа Счастливые дни: Закрытые школы в английской литературе!,2883, Дж.Хани "Вселенная Тома Брауна: Развитие викторианских школй2533. Авторы названных работ рассматривают произведение Т.Хьюза как первый образец жанра школьной повести, возникающего в середине XIX в. Однако "Школьные годы Тома Брауна" анализируются не с точки зрения отражения в них детского мира, а в контексте развития закрытых школ в системе английского образования.

Несмотря на то, что о творчестве Л.Н.Толстого написаны тома исследований, трудов, рассматривающих образ детства в его первых повестях, немного. Большую ценность для нашего исследования представляли работы, посвященные трилогии писателя: "Новаторство Л.Н.Толстого в трилогии "Детство15, "Отрочество", "Юность Я.С.Билинкиса[38], "Первая книга Льва Толстого" Л.Д.Опульской[130] и др.; особенно хотелось бы отметить интереснейшие и очень глубокие работы Б.М.Эйхенбаума "Молодой Толстой"[177} и "Творчество Л.Н.Толстого"[178], рассматривающие повести в контексте творчества писателя в целом и уделяющие много внимания использованию в них традиций западно-европейской литературы. Много пищи для размышлений о поэтике Толстого даёт статья ААРеформатского "Структура сюжета у Л.Толстого"[138].

Нельзя не упомянуть и две кандидатские диссертации, посвященные отдельным специфическим сторонам рассматриваемых произведений, имеющим отношение и к нашей теме: "Автобиографический воспитательный роман в творчестве Ч.Диккенса и Ш.Бронте" О.А.Наумовой[122] и "Речевая структура образа автора в автобиографических повестях о детстве (на материале повести Л.Н.Толстого "Детство" и повести СЛАксакова "Детские годы Багрова-внука")" Н.А.Николиной[125]. Повествовательная техника Л.Н.Толстого становится предметом исследования А.3виреа{331].

Особого внимания заслуживает литература о возможных и реально существующих связях и параллелях между произведениями двух писателей, о восприятии Ч.Диккенса и английской литературы в России вообще и Л.Н.Толстым, в частности. Богатейший материал дают исследования Н.П.Михальской "Зарубежная литература ХіХ в. в оценке Л.Н.Толетогой[116], "Диккенс в Россим"[114], ИШ.Катарского "Диккенс в России"[873, рассматривающие не только узкий аспект проблемы, но и вопрос воздействия Ч.Диккенса иа русскую литературу и культуру вообще. Из работ, представляющих интерес с точки зрения сопоставления анализируемых произведений, прежде всего надо назвать исследования Н.НАпостолова "Толстой и Диккенсй29] и П.Попова "Стиль ранних повестей Толстого ("Детство" и "Отрочество")и[132]. Однако сравнение обоих произведений часто приводит к выявлению сюжетных параллелей, без выводов о более общих художественных задачах писателей. Отдельно выделим кандидатскую диссертацию ВВАствацатуровой "Чарльз Диккенс в творческом сознании Л.Н.Толстого"(30], сочетающую как анализ параллелей в творчестве писателей, так и более широкий вопрос восприятия Л.Н.Толстым произведений Ч.Диккенса и эволюции этого восприятия.

До сих пор в отечественном литературоведении немного работ, посвященных повести СТАксакова. Лучшей и наиболее подробной из них является исследование С.И.Машинского[108]. Однако глава его монографии о "Детских годах Багрова-внука", как и кандидатская диссертация О.Н.Белокопытовой б], рассматривают повесть в контексте мемуарно-биографических жанров, мало затрагивая нашу тему. Эта же проблема решается в исследовании Э.Саламан[298]3 анализирующей произведения Л.Н.Толстого, С.Т.Аксакова5 Де Квинси и М.Пруста с точки зрения жанра исповеди. Э.Дуркин видит сходство между "Детскими годами Багрова-внука" и античным жанром пасторали [226].

Наиболее полным исследованием детской темы в русской литературе является недавно изданная работа Э.Уочтела Ъитва за детство: Создание русского мифа"322]. Прослеживая историю образа детства от трилогии Л.Н.Толстого до "Жизни Арсеньева" И.А.Бунина, Э.Уочтел приходит к выводу о том, что художественная проза о детстве строится скорее по образцу "Детских лет Багрова-внука", чем по модели Л.Н.Толстого. Особенный интерес исследователя вызывают произведения о детях. написанные в начале XX в. русскими писателями-эмигрантами.

Учитывая то: что одним из методов работы был сравнительный, нами использовались исследования по сравнительно-историческому литературоведению: "Историческая поэтика" А.Н.Веселовского{4§], "Сравнительное литературоведение" В.У.Жирмунского[77], "Запад и Воеток"Н.И.Конрада[96], "Образ России в английской художественной литературе ІХ-ХІХ вв." Н.ГШихальской {118], "Актуальные проблемы изучения в вузе русско-зарубежных литературных связей XIX в." З.А.Старицыной[153]. Для нашей работы были важны исследования по теории жанра воспитательного романа М.М.Бахтина, ДжТ.Бакли, С.В.Гайжюнаса, Н.ГШихальской, Фр.Жоста и др.: жанра автобиографии (работы С.И.Машинского, И.О.Шайтанова, Дж.Олни, У.Спенгеманна и др.). Для современного литературоведения актуальным становится стремление выделить прозу о детстве в особый жанр, определить его структурообразующие признаки. Так, Р.Коу предлагает назвать этот жанр "детством"[2133.

Хотя художественная литература, созданная специально для детей, не стала предметом исследования, работы по детской литературе были важны для настоящей диссертации. Наиболее полно история детской литературы представлена в отечественном литературоведении в докторских диссертациях Н.М.Демуровой{64], Л.И.Скуратовской{144], Е.Е.Зубаревой [79], кандидатской диссертации М.И.Чинаевой [169], работах И.С.Матвеевой(145], И.О.Шайтанова{171] и др.

Поскольку данная работа касается вопросов детской психологии, естественным было обращение к специальным исследованиям. Нами использовались работы отечественных и зарубежных исследователей Л.И.Божович [41]: И.С.Кона, Л.П.Торпа Г312], Б.С.Гаррисона, А.ДжКингстона, Г.В.Бернарда [240] и др. Особенно отметим исследования, связывающие сферу психологии с литературой: кандидатские диссертации Л.Д.Драголи "Вопросы детской психологии в художественных произведениях Л.Н.Толстого1 [70] и Т.С.Карловой "Проблемы психологического в раннем творчестве Л.Н.Толстого" [85].

Научная новизна исследования состоит в том, что известные произведения величайших писателей XIX века - Ч.Диккенса, Л.Н.Толстого, С.Т-Аксакова - изучены с точки зрения отражения в них детского мира. Впервые в отечественном литературоведении рассматриваются "Школьные годы Тома Брауна" Т.Хьюза,положившие начало одному из наиболее популярных и оригинальных жанров английской прозы - школьной повести. В работе проведен сравнительный анализ образа детства в литературах Англии и России.

Целью нашей работы является анализ образа детства, определение его своеобразия в национальных литературах Англии и России. Эта цель обусловила следующие конкретные задачи:

1) рассмотреть отношение к детству в культуре Англии и России середины XIX века:

2) проследить, как детская тема входит в английскую и русскую прозу 1830-х - 1840-х гг.;

3) определить, в чём состоит новаторство Ч.Диккенса и Л.Н.Толстого в изображении ребёнка, из чего складывается художественный образ детства;

4) провести сопоставительный анализ "Дэвида Коплерфилда" и "Детства"; решить проблему того, можно ли говорить о непосредственном воздействии Ч.Диккенса на создание первой повести Л.Н.Толстого,

5) проследить дальнейшую эволюцию английской и русской прозы о детстве в конце 1850-х гг.;

6) определить основные элементы жанра школьной повести;

7) проанализировать "Детские годы Багрова-внука" в контексте традиции Л.Н.Толстого; определить новаторство С.ТАксакова в изображении детского мира;

8) рассмотреть прозу о детстве в свете развития жанра романа воспитания.

Для решения названных задач используются культурно-исторический, биографический, сравнительно-типологический методы.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что её материалы и выводы могут быть использованы в лекционных курсах по истории английской и русской литератур XIX века, на спецсеминарах, посвященных проблемам литературных взаимосвязей, в специальных курсах лекций по детской литературе и вопросам изображения детства в национальных литературах.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, примечаний и библиографии. Общий объём работы - 249 страниц ; список использованной литературы включает 331 наименование.

Детство в социальной и культурной жизни викторианской Англии

Середину ХІХ века можно по праву назвать эпохой наибольшего интереса к детству. Особенно ярко это внимание к золотой поре человеческой жизни проявилось в истории и культуре викторианской Англии. Недаром именно английская литература повлияла на формирование прозы и поэзии о детстве в других европейских странах.

Ключевыми понятиями для викгорианцев становятся прогресс, история, время, развитие. От романтиков они наследуют повышенный интерес к истории; англичан середины XIX столетия отличает глубокое чувство национального прошлого. Возникает новое поколение историков, которые обращаются к забытым и недостаточно изученным эпохам. Викторианство можно представить как время постоянных открытий новых периодов в истории, как серию "Возрождений". Глубокий интерес вызывают Древняя Греция, готическое искусство, эпоха Ренессанса, культура георгианцев. Наиболее примечательным явлением поздне-викторианской эпохи становится "medieval revival". "Средние века представлялись периодом гармонического единства человека и общества.., воспринимались и как эпоха искренней веры"(146, с.З]. О том, насколько важно для викторианцев было обращение к прошлому нации, говорит то, что практически каждый крупный романист ХіХв. пробовал свои силы в жанре исторического романа.

Викторианцы не только смотрят в прошлое; они устремлены в будущее. Это люди, для которых характерна универсальная вера в прогресс. Именно в ХІХв. появляется новый оттенок значения слова "future" - лучшее и более яркое время, которое вот-вот должно наступить. Викторианство - эпоха радикальных изменений, быстрого движения вперёд во всех областях жизни. Это время появления телеграфа и телефона, увлечения дагерротипом и фотографией, изобретения печатных машинок, автомобилей и электрического освещения. Может быть, нагляднее всего идея прогресса, овладевшая умами англичан, была продемонстрирована на Великой Выставке 1851г., проводившейся в Лондоне. Вершиной достижений британской промышленности, символом её мощи стал Хрустальный дворец. При создании этого огромного выставочного павильона использовались так называемые "функциональные материалы", прежде не применявшиеся в строительстве, - стекло и чугун.

Прошлое и будущее соединяются идеей развития. Концепции наследственности, историзма буквально носятся в воздухе. Это время господства теории Чарлза Дарвина, научных дискуссий о сохранении энергии, проектов подробного описания английского языка в Оксфордском словаре. Ключевым понятием становится эволюция как органический рост всех явлений во времени; развитие, на которое прошлое, не повторяя себя, накладывает заметный отпечаток. "Новые" науки ХІХв. - эволюционная биология, общая геология, небулярная астрономия - управляются темпоральной методологией. Становящиеся популярными социологические исследования тоже вырастают из исторических, временных методов.

Викторианцы начинают остро чувствовать разницу между временем целой нации, страны, и временем частной личности. "Понятие общественного времени, или истории, как среды органического развития и фундаментальных изменений... было существенно новым" [203, с.5. Перевод наш - Є.Д.]. Субъективное восприятие времени ( по терминологии Анри Бергсона, "duree") представляется всё более сложным; это фактор, который надо прожить и прочувствовать самому. В отличие от общественного, частное время не поддаётся чёткому измерению и исчислению. Взаимосвязь прошлого и будущего, вопросы развития и эволюции, внимание к понятию времени приводят викторианцев к прошлому отдельной личности - к детству.

Озабоченность викторианцев проблемами детства проявляется во всех ферах жизни английского общества. Государство обеспокоено положением работающих детей; в 1833г. принимается Билль о десятичасовом рабочем дне. Согласно этому документу, ежедневная работа женщин и подростков на текстильных фабриках должна быть ограничена. В 1840г. государство проводит опрос о трудовой занятости детей, после подведения итогов которого, начинают приниматься решительные меры. Так, в том же году общество берёт под свою опеку маленьких трубочистов. Через два года принимается Закон о шахтах, запрещающий подземную работу детям, не достигшим десятилетнего возраста. В 1844г. создаётся Общество для предотвращения жестокого обращения с детьми. Поводом для этого послужило более пяти миллионов таких случаев в течение одного года. В то же время нельзя не отметить некоторую противоречивость государственной политики в области детства. С одной стороны, все вышеназванные меры направлены на то, чтобы разделить взрослых и детей и обезопасить последних. С другой, проводятся реформы, прямо противоположные этому. Так, претерпевает изменения английская судебная система. Раньше дети представали перед законом отдельно от взрослых; с середины столетия для них не делается никаких исключений, и малолетние преступники судятся наравне с остальными. Зарегистрированы случаи, когда дети подвергались смертной казни через повешение за незначительные нарушения закона.

Тема детства в русской прозе 1840-х гг

В русской литературе 30-40-х гг. Х1Хв., после "Рыцаря нашего времени" Н.М.Карамзина (1803), вряд ли можно назвать произведения, в которых тема детства являлась бы главной. В "Евгении Онегине" А.С.Пушкина изображение Татьяны-девочки фрагментарно и нужно лишь для того, чтобы объяснить её характер. У М.Ю.Лермонтова в "Герое нашего времени", признанном одним из лучших психологических русских романов, вообще не говорится о детстве Печорина. Правда, в лирике поэта присутствует мотив, характерный для романтиков, а именно - мотив раннего увядания, старения души и ностальгии по утраченному детству ("И вижу я себя ребёнком..."). В поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души" описанию детства Чичикова посвящена особая глава, что помогает понять особенности характера героя, проявившиеся ещё в юные годы.

В середине Х1Хв. "детская тема занимает одно из ведущих мест, она становится в центре внимания многих передовых писателей той поры, что свидетельствует о её значимости в развитии русской литературы" [74, с,5] Ребёнок является центральной фигурой в произведениях прозаиков самых разных литературных школ и направлений. Среди них "Петербургские шарманщики" (1843), "Деревня" (1846) и "Зимний вечер" (1855) Д.В.Григоровича, "Семейство Тальниковых" (1848) А.Я.Панаевой, "Маленький герой"(1849) и "Неточка Незванова" (1849) Ф.М.Достоевского, "Бежин луг" (1851) И.С.Тургенева, "Сон Обломова" (1849) И А.Гончарова, "Святки" (1854) М.Л.Михайлова и т.д.

Появление темы детства в русской литературе середины Х1Хв. во многом связано с усилением автобиографического начала, с ростом интенсивного самосознания личности вообще. Автобиография, т.е. биография человека, написанная им самим, возникает в мировой литературе ещё в VB. ("Исповедь8 Блаженного Августина). Окончательное оформление автобиографических литературных форм (автобиография, исповедь, дневник, письма, воспоминания) как жанров происходит в новое время. Особенно бурный их расцвет приходится на XVIIIB. "Эпоха Классицизма, с характерным для него рационалистическим и отвлечённым пониманием человеческой личности, уступила место стремлению познать и художественно раскрыть внутренний мир человека, богатство его чувственной и интеллектуальной сферы" [108,с.401]. Просветительский роман тоже вырастает из автобиографии, пишется на основе личного опыта сочинителя. Установка на подлинность, документальность отличает романы Д.Дефо и Дж.Свифта, О.Голдсмита и Л.Стерна. Строгий принцип повествования от первого лица поколеблен лишь в 1743г., когда Г.Фил дин г впервые в английской литературе пишет от третьего лица роман "История жизни покойного Джонатана Уайлда Великого". Распространение мемуарных жанров в европейских литературах ХіХв. продолжается во многом благодаря Ж.-Ж.Руссо. Во вступлении к "Исповеди" прозвучали слова, отразившие возросший интерес общества к отдельной человеческой личности: "Как бы скромна и безвестна ни была моя жизнь, если я думал больше и лучше, чем короли,- история моей души более интересна, чем история их душ"[13, с.417 ].

Жанр автобиографии предполагает описание собственной жизни, сосредоточенность на личности и внутреннем мире автора. Эта попытка проследить формирование, развитие своего "я" неизбежно смыкается с воспоминаниями о детстве. 10 О том, насколько распространён был этот жанр в интересующие нас годы, свидетельствует тот факт, что повесть Л.Н.Толстого была переименована редакцией "Современника" в "Историю моего детства". По мнению исследователей [87, с.304], это было сделано для того, чтобы ввести повесть в круг автобиографических произведений русских и зарубежных авторов, появившихся в отечественной печати в конце 1840-х - начале 1850-х гг. Среди них анонимные "Дневник читателя" и "Записки студента", "Записки трагика" Тальмы, "Годы учений Вильгельма Мейстера" Гёте, "История моей жизни" Ж.Санд и др. Публикуется множество автобиографических произведений русских авторов, многие из которых сейчас забыты: "Записки" И.Болотова, "Воспоминания о Захаре Иваныче" В.Вонлярлярского, "Дневник студентах .Жихарева, "Записки купца Жаркова", "Мелочи из запаса моей памяти" М.Дмитриева, "Воспоминания" В.Окова, "Воспоминания о Гоголе" ПАнненкова и др. Важным шагом вперёд в развитии русской биографической литературы стал выход в свет "Биографического словаря профессоров и преподавателей императорского Московского университета"(1855). Можно сказать, что в России середины ХІХв. мемуарно-биографическая литература оказалась противопоставлена художественной, причём этот спор решался не всегда в пользу последней. "Запискам, воспоминаниям, автобиографиям было присуще в глазах читателей то драгоценное ощущение достоверности, подлинности, той документальной "деловитости", которой лишены были произведения, основанные на "чистом вымысле".

Восприятие Л.Н.Толстым творчества Ч.Диккенса

Проблема взаимосвязей творчества Л.Н.Толстого и английской литературы - одна из актуальных проблем отечественного литературоведения. 1 Постоянный интерес писателя к Англии проявлялся не только в глубоком знании литературы, но и в творческом освоении современных, философски-эстетических учений. Так, для основания своего религиозно-этического учения Л.Н.Толстой неоднократно ссылался на Карлейля, Рескина, Арнольда. Писателю были близки их ненависть к железной, машинной цивилизации и, отсюда, глубокий интерес к религии, призыв вернуться к патриархальной простоте прошлого.

Творчество многих английских писателей оказало в той или иной степени влияние на художественные произведения Л.Н.Толстого. Возможно, под воздействием "Робинзона Крузо" Д.Дефо пришла в его книги мечта о так называемом "естественном человеке"; неоконченная же "Сказка" (1879) по своей форме (фантастический приключенческий роман) и задаче (памфлет на современное общество) живо напоминает свифтовское "Путешествие Гулливера".

Многие исследователи видят в "Семейном счастье" традиции излюбленного жанра английской литературы XVIII-XIX вв. - семейного романа. П.Попов считает, что "прототипом" этого произведения Л.Н.Толстого можно считать роман Ш.Бронте "Джейн Эйр".

В.Шкловский видит отдельные совпадения между эпопеей "Война и мир" и "Ярмаркой тщеславия" У.М.Теккерея; практически все исследователи творчества Л.Н.Толстого говорят о несомненном воздействии на него манеры Л.Стерна, а С.А.Толстая вспоминала, что именно после чтения "Сентиментального путешествия" у Льва Николаевича впервые возникла мысль о написании романа

Примеров творческого восприятия Л.Н.Толстым английской литературы может быть приведено множество, и это предмет отдельного объёмного исследования. Обратимся к Ч.Диккенсу.

Известно, что Л.Н.Толстой читал и перечитывал Ч.Диккенса по меньшей мере трижды: в юности, в 1850-е гг., знакомясь с его творчеством впервые; в 1885г., подбирая материял для просветительского издательства "Посредник", основанного по инициативе писателя в 1884г. в Петербурге; в 1905г., работая над доставлением календаря "Круг чтения". По подсчётам В.В.Астваацатуровой, имя Ч.Диккенса встречается в дневниках, записных книжках и письмах Л.Н.Толстого девяносто шесть раз.

Отношение Л.Н.Толстого к Ч.Диккенсу, взгляды на его произведения претерпевали определённые изменения на протяжении жизни писателя. Восприятие Л.Н.Толстым творчества Ч.Диккенса можно условно разделить на три этапа:2

1. 1851-1857 гг. Этот период ограничен первым упоминанием Л.Н.Толстого о творчестве Ч.Диккенса и первой поездкой писателя за границу. В эти годы начинаются раздумья Л.Н.Толстого о смысле человеческой жизни; о добре, зле, счастье; с 1847 г. он ведёт дневник. Читая "Дэвида Копперфильда", "Николаса Никльби", "Крошку Доррит", "Холодный дом", Л.Н.Толстой в первую очередь видит в романах Ч.Диккенса выражение добра, участия, любви к ближнему, самопожертвования; восхищается мягким, добрым, настоящим "английским" юмором. Критическое, социально-обличительное начало сейчас не занимает его и в этом смысле сближает с отношением к английскому писателю либерального крыла "Современника" -А.В .Дружинина, П.В Анненкова, В.П.Боткина. В творчестве Ч.Диккенса

Л.Н.Толстой ценит продолжение традиции западно-европейского сентиментального романа Руссо, Стерна, Тепфера, для которого характерны исповедальность, некоторая заторможенность действия, подробная детализация. Как указывают многие литературоведы, эта традиция для Л.Н.Толстого была связана с проблемой романа воспитания. Соединение этих двух видов романа произошло в трилогии, но об этом речь впереди.

2. 1860-1870-е гг. В конце 1850-х гг. Л.Н.Толстой едет за границу и впервые знакомится с Европой. Результатом этой поездки было резкое неприятие европейской цивилизации, нашедшее отражение в повести "Люцерн".

Во время своего второго путешествия за границу в 1860-1861 гг. Л.Н.Толстой посетил публичную лекцию Ч.Диккенса о воспитании. Это была их единственная встреча, если её можно так назвать: ведь Ч.Диккенс не знал, что его слушал один из будущих величайших писателей и мыслителей России.

В это время Л.Н.Толстой больше внимания обращает на социально-обличительную направленность произведений Ч. Диккенса, в которых "высшему свету" противопоставляется естественность, простота, искренность. Впоследствии это противопоставление будет характерно и для романов Л.Н.Толстого. 3

Кроме того, Л.Н.Толстой начинает видеть в Ч. Диккенсе продолжателя одной из сильнейших традиций английской литературы -семейного романа; так, в "Семейном счастье" можно обнаружить сюжетные мотивы, сходные с "Холодным домом".

Детские годы в контексте семейной хроники

Как и Л.Н.Толстой, С.ТАксаков помещает своего героя-ребёнка прежде всего в пространство семьи. Детство в окружении самых близких людей, тепло домашнего очага, чувство защищённости и спокойствия в семейном кругу - тема, сближающая "Детство" и "Детские годы Багрова-внука." Но дальше начинаются различия.

Обратимся к названиям обоих произведений. Разница в том, как именно определён период жизни, о котором пойдёт речь. В заглавии повести Л.Н.Толстого всего лишь одно слово - "детство". Известно, как протестовал писатель, когда его пытались распространить или дополнить. Не "история моего детства", не ранние годы жизни Николеньки Иртеньева, а картина детства вообще как одной из "четырёх эпох развития." В названии повести нет никаких указаний на соотношение с другими возрастными этапами - это самоценный и внутренне завершённый период, не нуждающийся в сопоставлениях и противопоставлениях. У С.ТАксакова, казалось бы, звучит нечто похожее - "детские еодьГ. Для Л.Н.Толстого важны два-три эпизода, характеризующие детство в целом. В повести С.ТАксакова временной период растягивается; счёт идёт не на мгновения и дни, а на годы: важен более подробный и постепенный процесс взросления героя. Это подтверждается и внутренней хронологией произведений: в "Детстве" даны два-три дня десятилетнего Николеньки Иртеньева; повествование С.ТАксакова охватывает жизнь Серёжи Багрова с трёх до девяти лет.

Само словосочетание "детские годьґ неизбежно вызывает желание достроить оппозицию: "детские годьґ - "взрослые воды". Для Л.Н.Толстого важно детство само по себе. Для С.ТАксакова это один из этапов на пути необходимого взросления героя. Л.Н.Толстой стремится воссоздать детство любого, каждого человека и уходит от того, тобы поставить имя собственное в заглавие. С.ТАксаков, наоборот, подчёркивает, что пишет о детстве конфетного мальчика, Серёжи Багрова. Представляется, что в критике не обращалось должного внимания на последнее слово в названии повести - "Детские годы Багрова-виука" выделено нами - Е.Д . На первый взгляд, это схоже с заглавием романа Ч.Диккенса при его первой публикации - "Жизнь, приключения., испытания и наблюдения Дэвида Коплерфилда-младшего" выделено нами - Е.Д . В последующих изданиях слово "младшего" исчезло, да и употреблялось оно лишь для того, чтобы отличить протагониста от отца, носившего то же имя. С.ТАксаков преследовал более глубокие цели. Сказав, что повесть написана Багровым-внуком, писатель подчёркивает принадлежность Серёжи к известному и славному семейству. То, что это внук, а не сын, выстраивает не только ряд "отцы и дети", но соединяет три поколения -деды, отцы и внуки Багровы.

Эта связь героя с жизнью своей семьи, ощущение своего места в летописи поколений представляется принципиально важной для всего творчества С.Т.Аксакова. Осознание себя в контексте семейной истории - может быть, самая характерная черта личности самого писателя. Известно, что он по праву гордился своими предками и досконально знал судьбы многих из них. Аксаковы - один из лучших и именитых русских родов, о чем говорит древность самой фамилии. Происходя от татарского слова "Оксак"(пхрамойп)., к середине XIX в. она просуществовала более двухсот пятидесяти лет. Обратиться к автобиографическим произведениям о Багровых С.Т.Аксакова побудили реальные события в жизни его собственной семьи. Так, женитьба сына Григория заставила задуматься о предшествующих поколениях Аксаковых и перенести опыт настоящего на страницы "Семейной хроники". "Детские годы Багрова-внука" посвящены внучке Оле и создаются как подарок на день рождения девочке.

Если в других произведениях о детстве рассказ о семье героя часто ограничен "отцами", т.е. временем настоящим, то повествованию о детстве Сережи предшествует самостоятельная "Семейная хроника". Обратиться к раннему этапу жизни младшего Багрова СТАксаков считает возможным лишь после знакомства читателей с двумя предыдущими поколениями.

Хотя первая книга С.ТАксакова о Багровых рисует историю этой семьи, хроникой или летописью в прямом смысле слова её не назовёшь. В рассказанных событиях нет непрерывности, это скорее наиболее значимые, с точки зрения повествователя,элизоды.Ч2 в отличие от "Детских лет Багрова-внука" и "Воспоминаний", здесь ещё нет одного героя-протагониста. Каждый из "отрывков" строится вокруг того или иного представителя семейства: Степана Михайловича Багрова, Прасковьи Ивановны и Михаила Максимовича Куролесовых, Алексея Степановича, Софьи Николаевны. С.Т.Аксакову важно показать разнообразные характеры Багровых, которые позже найдут отражение в их младшем отпрыске. В то же время "отрывки" нельзя назвать фрагментами, не сязанными друг с другом. Своеобразную преемственность обеспечивают финалы каждой из глав, звучащие как начало новой истории и требующие продолжения. "На фугой день Прасковья Ивановна уехала в Чурасово и зажила своей особенною, самобытною жизньюа{\, с.83]. Наиболее ярко идея семейственности и цикличности звучит в "Пятом отрывке". Глава построена на контрасте между жизнью и небытием, в сжатом виде представляя историю любой семьи как цепочку рождений и смертей. В первой половине Багровых постигают две утраты -новорожденной Прасковьи и Николая Федоровича Зубова, деда Сережи по матери. Сама Софья Николаевна находится между жизнью и смертью после тяжелых родов.

Похожие диссертации на Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века