Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Система драматических жанров 80-90-х годов XVI века в Англии Черноземова, Елена Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Черноземова, Елена Николаевна. Система драматических жанров 80-90-х годов XVI века в Англии : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.05.- Москва, 1995.- 42 с.: ил.

Введение к работе

Диссертационная работа посвящена исследованию одного из самых плодотворных и значимых этапов развития английской драматургии, оказавшего большое влияние на развитие литературы последующих эпох. Художественная мысль 80-90-х годов XVI века в Англии активно продуцировала новые формы, совершая открытия, предлагая оригинальные жанровые формы, которые наиболее плодотворно разрешали сложившиеся, обозначившиеся конфликты и адекватно выражали назревшие проблемы.

Актуальность исследования определяется необходимостью ответа на вопрос, почему и как на смену драматическим формам, сложившимся в средневековье, пришли произведения, которые образовали систему ренессаненых драматических жанров. Исследователи английской ренессансной драмы Аллардайс Николл, Джон Хантер видели принципиальную, трудность описания рассматриваемого периода в невозможности классификации созданных им произведений и подчеркивали жанровую уникальность каждого из них. Жанровый подход позволяет описать своеобразие английских ренессаненых драм через сочетание черт взаимодействующих жанров.

Объектом исследования становится жизнь жанров, их движение, те жанровые изменения, которые претерпевали драматические формы, отстоявшиеся в средневековом искусстве и быте, и то, какие жанровые формы они обретали в творчестве английских драматургов Кристофера Марло, Джона Лили, Джорджа Пиля, Роберта Грина, Томаса Кида и Томаса Нэша.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые

драматургия Англии конца XVI века рассматривается как системное взаимодействие жанров. Избранный подход к описанию процессов, происходивших в последней трети XVI века в английской драматургии, освобождает автора работы от необходимости терминологически обозначать жанр каждой отдельной ренессансной английской пьесы. Автор диссертации впервые определяет место конкретного драматического произведения в истории искусства драмы с точки зрения того, как в нем сочетаются черты хорошо отработанных, устоявшихся в ходе многолетней истории жанров с тем новым, что оказывается привнесенным в произведение при вхождении в него нового типа героя, привлекающего в пьесу новые проблемы, новое содержание. При этом автор работы выявляет скрытые оппозиции в жанрах, которые подвергаются трансформации, называет причины их актуализации, показывает, почему решение новых проблем оказывалось невозможным в рамках старых жанровых форм. Прослеживается, как необходимостью своего разрешения новые проблемы разрушали старые жанрово исчерпанные формы и выводили произведения на новый жанровый уровень. При анализе нового ренессансного содержания английских пьес последней трети XVI века автором выделяются системообразующие драматические конфликты и указываются возможные пути их жанровых разрешений, а также выделяются ключевые слова английского Возрождения и прослеживаются семантические сдвиги при их вхождении в различные жанры. Дается анализ переводов ключевых слов на русский язык, предлагаются новые варианты переводов. Некоторые из переводов выполнены впервые. Показывается, как складывающееся представление о ренессансном идеале при переходе из одного жанра в другой порождает игру жанровыми зрительскими ожиданиями.

Целью работы стало исследование процессов, происходящих в драматургии 80-90-х годов XVI века в Англии, и описание такого уникального явления как английская драма последней трети XVI века в виде системных жанровых взаимодействий.

Для достижения поставленной цели необходимым стало решение следующих задач:

- показать, как формировались философские, этические и эстетические проблемы, решение которых назрело к последней трети XVI века;

выяснить, какие жанровые изменения происходили при вхождении новой ренессансной тематики в отстоявшиеся драматические формы;

показать, как при этом актуализировались скрытые оппозиции;

выделить системообразующие драматические конфликты и

показать возможные жанровые пути их разрешения;

подчеркнуть жанровое двуединство драматических произведений английского Возрождения;

выявить формально-содержательную основу жанрового двуединс-тва английских ренессансных пьес;

показать связь ренессансной установки на свободу творчества с этическими принципами эпохи;

прояснить характер жанровых функций в драматургии английского Возрождения,"

выявить структурные элементы пьес, выполняющие функции жанровой ориентации зрителей;

показать, как происходит освоение драматическими жанрами традиционных тем лирики и эпоса, выявить суть происходящих при этом трансформаций;

провести анализ изменений функций жанрового слова;

показать, как драматические жанры осваивают, вбирая в себя жанры речевые, какие изменения претерпевают последние, становясь предметом эстетизации.

Одной из сопутствующих задач стал анализ того, как ключевые слова английского Возрождения осваиваются русскими переводами. Теоретической базой исследования послужили положения работ А. Н.Веселовского, М.М.Бахтина, Ю.Н.Тынянова о природе жанра, выдвинутые ими идеи о принципах создания истории литературы, о роли жанрового подхода для описания литературной эволюции. На основании этих работ были разработаны приемы и принципы жанрового анализа,к числу которых относятся подходы, перечисленные в задачах исследования и определяющие ее новизну.

Структуру работы определила сама специфика исследуемого материала, а также логика разрешения поставленной исследовательской задачи, одной из ведущих функций ренессансных пьес был разговор со зрителем о том, что значило быть человеком

достойным. Магистральным сюжетом ренессансного искусства стало испытание человека Властью, Знанием и Любовью. Опираясь на комментарии Л.Ольшки и М.Лозинского, сделанные к надписи на вратах Ада в "Божественной комедии" Данте, согласно которой триединый,;Бог осознавался как сочетание высшей Власти Бога-отца, полноты Знания Бога-сына и Первой Любви Святого Духа, и сопрягая это положение с утверждениями гуманистов о божественной природе человека, автор работы утверждает, что земным испытанием человека становилась способность его добиться гармоничного сочетания всех трех начал и устремлений, подобно тому, как они сочетались в божестве. Если одно из качал становилось доминирующим в человеке или абсолютизировалось им, то это либо делало человека смешным, либо приводило его к трагедии. В трех главах диссертации - II,III и IV - показано, как идеи высшей Власти, Всезнания и Любви, персонифицированные в образах Монарха, Ученого и Влюбленного, входя в структуру отстоявшихся драматических жанров, вносили в них новую ренессансную проблематику и необходимостью ее разрешения разрушали рамки старых жанров, выводя их на новый жанровый уровень. В первой главе рассмотрен образ художника как персонажа с наибольшим успехом приблизившегося к воплощению ренессансного идеала в земной жизни, что ему удается в силу двойственной природы творчества, одновременно материальной и идеальной. С первой главы берут начало две сквозные линии исследования: с одной стороны, в ней прослеживается судьба поиска человеком гармонии в земной жизни, умение быть любезным и доблестным, и в связи с этим, образование системообразующих конфликтов, с другой,- показывается, как идет формирование жанровых форм при воплощении идей, связанных с таким поиском. Поскольку с образом художника сопряжен ряд проблем эстетического порядка, которые позволяют судить о том, как проблема жанра воспринималась художественной и эстетической мыслью Возрождения Англии, их рассмотрение становится материалом первой главы диссертации, в которой раскрывается ряд положений, важных для прояснения взглядов ренессансных английских драматургов на природу творчества и на жанр.

Работа состоит из Введения, четырех глав и Заключения. Каждая глава содержит четыре параграфа.

Во Введении к работе определяется исследовательская проблема и намечаются пути ее решения, оговариваются избранные подходы к теме, выдвигаются защищаемые тезисы, определяются сквозные понятия, необходимые для разработки и изложения проблемы. В том числе излагается точка зрения автора работы на жанр и понятие жанровой системы. При этом подчеркивается, что ренессансные драматические произведения не обладали закрепленным жанровым содержанием. Ведущие конфликты и магистральные сюжеты были системообразующими, то есть могли получать, как трагедийную, так и комедийную разработку. Оговаривается роль и значение для работы ренессансной концепции "острого ума", понятия "грации" и его места в жанровом мышлении драматургов последней трети XVI века в Англии, о чем подробно будет говориться во втором параграфе I главы диссертации. Обосновывается структура работы.

Во Введении сформулировано положение, которое получит развитие во II и III главах, и важно в целом для общей концепции работы. Здесь отмечено, что пьесам английского Возрождения было свойственно жанровое двуединство, в них переплетались, варьируясь, черты полярных драматических жанров - комедии и трагедии. Каждому из них более подходил один из двух взглядов на мир, на положение Зла в мире - неоплатонический и христианский. Неоплатонический взгляд на строение мироздания, согласно тому, как его понимал Марсилио Фичино, представлял мир как гармоническое духовное целое, царящее во Вселенной. Изливаясь, оно порождало разум и душу, и лишь четвертой ипостасью изливавшегося духа была материя, неидеальная в силу своей природы. Считалось, что человек соединял в себе материальное и духовное начала и его уделом было вечное стремление и недостижимость абсолютного идеала. Это и определяло трагический оттенок его земного существования. Неоплатоническая концепция мира служила благодатной основой для высокой комедии Возрождения, которая представляла достойного человека обязательно ощущающим трагизм недостижимости совершенства.

Христанский взгляд на мир обьявлял зло изначально присущим миропорядку, утверждая его вечность, неистребимость и видя смысл земного человеческого существования в непреходящем борении со злом. Трагизм положения человека в мире при таком

взгляде на суть вещей определялся, с одной стороны, неразличимостью Зла, трудностью его распознания, с другой,- тем, что при вступлении в контакт со Злом, даже с целью борьбы и преодоления, человек неизменно оказывался захваченным им. Такой взгляд на мир более подходил природе трагедии и стал наполнять бытовые трагедии только в начале XVI века.

В ренессансных пьесах подчас одна из систем врывалась в другую, что способствовало возникновению многообразных дву-жанровых ситуаций. Проблема двужанровости пьес английского Возрождения была поставлена и решалась в работе Хэмфри Фрэнк Ристин "Английская трагикомедия"1 , многие идеи и положения которой были уточнены и развиты в работах, собранных в книгу Ненси Клейн Мэгваер2 в 1987 году.

Похожие диссертации на Система драматических жанров 80-90-х годов XVI века в Англии