Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам Северо-Кавказского федерального округа) Такаев Ибрагим Ризванович

Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам Северо-Кавказского федерального округа)
<
Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам Северо-Кавказского федерального округа) Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам Северо-Кавказского федерального округа) Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам Северо-Кавказского федерального округа) Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам Северо-Кавказского федерального округа) Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам Северо-Кавказского федерального округа) Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам Северо-Кавказского федерального округа) Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам Северо-Кавказского федерального округа) Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам Северо-Кавказского федерального округа) Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам Северо-Кавказского федерального округа) Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам Северо-Кавказского федерального округа) Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам Северо-Кавказского федерального округа) Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам Северо-Кавказского федерального округа) Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам Северо-Кавказского федерального округа) Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам Северо-Кавказского федерального округа) Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам Северо-Кавказского федерального округа)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Такаев Ибрагим Ризванович. Организационные и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий (по материалам Северо-Кавказского федерального округа): диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.11 / Такаев Ибрагим Ризванович;[Место защиты: Федеральное государственное казённое образовательное учреждение высшего профессионального образования "Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации"].- Москва, 2015.- 237 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические и правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий 20

1.1. Причинно-следственная связь межконфессиональных противоречий с преступлениями и иными правонарушениями на современном этапе развития российского общества 20

1.2. Понятие и современное состояние взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями 48

1.3. Правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий 83

Глава 2. Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий 99

2.1. Повышение эффективности форм и методов организации взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий 99

2.2. Роль ресурсного обеспечения в организации взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в целях укрепления правопорядка 116

2.3. Совершенствование организации взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений на почве межконфессиональных противоречий 136

Заключение 159

Список литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Одним из главных принципов стабильного развития мирового сообщества в XXI в. является признание прав и свобод человека как высшей социальной ценности, защита которой выступает основной задачей государства. Уровень экономического, политического, социального развития, достигнутый на сегодняшний день, выводит на передние позиции формирование гражданского общества, установление стабильных жизненных основ на началах равенства людей.

В России сформировано законодательство, позволяющее в равной мере
пользоваться правовым статусом гражданина представителям всех
национальностей или религиозных конфессий, а равно организовывать
противодействие правонарушениям, возникающим на почве
межконфессиональных противоречий. Опасность проявления

межконфессиональных противоречий, наличие в них угрозы для
общественной безопасности, необходимость организованного

противодействия этому явлению подчеркнуты в ряде программных документов, принятых Президентом и Правительством Российской Федерации, МВД России (Стратегия национальной безопасности1, Концепция федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», Дорожная карта дальнейшего реформирования МВД России, Директива МВД России от 12.12.2014 №2). В то же время, особенности российского социума, сформировавшегося в современный период, не позволяют сделать однозначный вывод о гармоничном сосуществовании в нем представителей различных религиозных конфессий, национальностей, социальных групп. Не случайно в настоящее время в структуре Правительства Российской Федерации создано Федеральное агентство по делам национальностей, которое будет заниматься реализацией государственной политики в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений.

К сожалению, уровень толерантности в России в настоящее время недостаточно высок, об этом свидетельствует устойчивый рост количества преступлений, совершенных на религиозной почве. По данным МВД России, в 2014 г. зарегистрировано 1127 преступлений террористического характера (+ 70,5%) и 1024 преступления экстремистской направленности (+ 14,3%). В 2013 г. темпы их прироста были менее значительными в части преступлений террористического характера (+ 3,8%), но почти в два раза худшими, чем в части преступлений экстремистской направленности (+ 28,3%). В 2012 г. зарегистрировано 696 преступлений экстремистской направленности (+ 11,9%) и 637 преступлений террористического характера (+ 2,4). В 2011 г.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537 // Рос. газ. - 2009. - 19 мая.

обе разновидности преступлений характеризовались равным числом (622), но разными темпами прироста: преступления террористического характера + 7,1%, преступления экстремистской направленности + 5,2%; в 2010 г. - 581 (+11,2%) и 656 (+19,4%).

Межконфессиональные противоречия возникают параллельно межнациональным, зачастую, одновременно с ними, выливаются в силовые столкновения, влекущие причинение вреда жизни, здоровью, имуществу граждан. При этом преступления и правонарушения экстремистской направленности, по сути, представляют собой верхнюю, видимую, часть «айсберга», которая в небольшой степени отражает действительное состояние российской толерантной среды.

Наличие межконфессиональных противоречий усугубляет социальную напряженность, особенно в регионах, и без того характеризующихся социальной нестабильностью. Традиционно в последние двадцать лет к таким регионам относится Северный Кавказ. Являясь стратегически важной территорией, он оказывается в центре интересов международных террористических организаций, провоцирующих межрелигиозную и межнациональную нетерпимость. Особенностью региона всегда была поликонфессиональная организация общественной жизни: при большой доле влияния исламского вероисповедания в нем представлены и другие религии, в частности, православие и иудаизм. В 90-х гг. XX в. имела место экспансия в регион радикальных религиозных течений, в том числе ваххабизма, что усложнило и без того непростую социально-политическую ситуацию.

При таких обстоятельствах и с учетом формирования основ сотрудничества органов внутренних дел с институтами гражданского общества особое значение приобретает организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями, целью которого должно стать предупреждение преступлений и правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий. Деятельность религиозных организаций в равной степени нуждается в содействии со стороны органов внутренних дел, поскольку в ходе проведения религиозных мероприятий необходимо обеспечение безопасности их участников, сами мероприятия являются общественно востребованными и собирают большое количество людей. Между тем, единый системный подход к организации взаимодействия с религиозными объединениями по вопросам предупреждения межконфессиональных противоречий в данный момент отсутствует. Выявление и анализ указанных проблем предопределили актуальность настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы исследования. В научной литературе достаточно серьезно исследованы отдельные аспекты рассматриваемой проблемы.

Вопросы взаимодействия в различных системах управления, в том числе в сфере правоохранительной деятельности в рамках теории управления, изучались такими учеными, как В.Г. Афанасьев, В.З. Веселый,

СЕ. Вицин, Н.Л. Гранат, Г.Г. Зуйков, В.Б. Коробов, С.А. Капитонов, А.Х. Миндагулов, Е.Ф. Яськов и др. В науке управления актуальным направлением является исследование особенностей организации взаимодействия органов внутренних дел с иными субъектами правоохранительной деятельности и институтами гражданского общества, над которым в разные периоды работали такие специалисты, как В.М. Атмажитов, И.Ф. Герасимов, А.Г. Елагин, Е.В. Емельянова, Р.Г. Миронов, А.П. Ипакян, А.Н. Калюжный, М.П. Киреев, Г.А. Туманов, С.Л. Коршунов, заложившие общую теоретическую базу взаимодействия, а также К.Ч. Бердалиев, A.M. Тагаева, М.А. Яворский, обосновавшие его особенности в части противодействия правонарушениям, совершаемым на почве межконфессиональных противоречий и связанных с экстремизмом.

Имеются подробные исследования межконфессиональных противоречий в контексте сущности экстремистской деятельности и уголовно-правовых основ противодействия ей, подготовленные такими учеными, как П.А. Данилов, Т.А. Корнилов, СЕ. Пролетенкова, В.В. Ревина, А.В. Ростокинский, Е.П. Сергун, А.С Скудин, P.M. Узденов, СН. Фридинский и др.

Отдельные аспекты противодействия межконфессиональным противоречиям изучались на примере стран «ближнего зарубежья», многие из которых имеют общие с Россией проблемы в данной сфере (работы Б.М. Алымбекова, Г.Б. Жусуповой и др.). В исследованиях по социологии, философии и политологии (Н.Б. Бааль, К.В. Геворкова, И.П. Давыдов, А.И. Муминов, И.А. Новиков, Е.Н. Плужников, С.А. Сергеев, К.М. Ханбабаев и др.) концептуально разработаны понятия межконфессиональных противоречий и религиозного экстремизма. Бесценным вкладом в научное обеспечение гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений являются исследования в области конфликтологии (О.Р. Болотникова, А.В. Высоцкий, В.В. Гурский, Т.Н. Кильмашкина, И.Д. Лопатин). При этом комплексного исследования особенностей взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями, предметом которого выступало бы предупреждение межконфессиональных противоречий, до настоящего времени не проводилось.

Объектом исследования являются общественные отношения,
складывающиеся в процессе осуществления органами внутренних дел
правоохранительной функции предупреждения преступлений

и правонарушений на основе сотрудничества с религиозными объединениями.

Предметом исследования выступают правовые основы и организация
взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по
предупреждению правонарушений, совершаемых на почве

межконфессиональных противоречий.

Целью исследования является разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование организации взаимодействия органов внутренних дел с религиозными

объединениями в сфере предупреждения правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий, и его правового обеспечения.

Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:

изучить причины и условия, способствующие возникновению межконфессиональных противоречий;

исследовать современное состояние и особенности взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями;

провести анализ предусмотренных действующим законодательством правовых основ взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий;

изучить формы и методы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений совершаемых на почве межконфессиональных противоречий в целях их совершенствования;

обосновать необходимость совершенствования ресурсного обеспечения взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в целях укрепления правопорядка;

- сформулировать предложения по совершенствованию организации
взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями
в сфере предупреждения правонарушений на почве межконфессиональных
противоречий.

Гипотеза исследования состоит в том, что научное обоснование совершенствования форм и методов взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями, а также его правового обеспечения способно существенно улучшить криминогенную обстановку в целом в России, в том числе в Северо-Кавказском регионе.

Методология и методы исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляет диалектический метод познания, позволяющий изучить объект и предмет исследования как в статике, так и в динамике, с учетом его взаимодействия с окружающими политическими, экономическими, социальными и правовыми явлениями, отражающими особенности межконфессиональных противоречий и формы реагирования на данный социальный феномен в российском обществе и государстве. В ходе исследования использовались также исторический, компаративный (сравнительно-правовой), статистический, социологический методы, частные криминологические методики.

Нормативной базой исследования являются Конституция Российской Федерации, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г., Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федеральный закон от 25 июля 2002 г.

№ 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666, Концепция федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 1292-р, иные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы взаимодействия полиции с институтами гражданского общества, в том числе с религиозными объединениями.

Теоретическую основу исследования составили труды российских и зарубежных ученых, посвященные вопросам гармонизации межконфессиональных отношений, особенностям правоохранительной деятельности в контексте взаимодействия с институтами гражданского общества и противодействия правонарушениям.

Эмпирической базой исследования послужили материалы судебной практики по делам о преступлениях, совершенных на почве межконфессиональных противоречий (диссертантом было изучено 450 уголовных дел и дел об административных правонарушениях, рассмотренных в период с 2007 по 2014 год в судах субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском федеральном округе, а также в судах республик Татарстан и Башкортостан, г. Санкт-Петербурга, г. Москвы и Московской области). Данные судебной статистики о запрещении деятельности экстремистских организаций, а также материалы проверок, проводимых органами Минюста России в отношении религиозных объединений, зарегистрированных на территории Северо-Кавказского федерального округа, справочные материалы УМВД субъектов Российской Федерации, находящихся на территории округа. Был проведен экспертный опрос, в том числе в качестве экспертов привлечены руководитель пресс-службы МВД России по Чеченской Республике и директор департамента по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики. Кроме того, был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 140 человек: преподаватели и студенты Чеченского Государственного университета разных факультетов и курсов, сотрудники департамента по связям с религиозными и общественными организациями Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики, сотрудники подразделений органов внутренних дел по противодействию экстремизму и по связям с общественностью.

Составной частью эмпирической базы исследования стали результаты опросов, проведенных диссертантом в Академии управления МВД России. Было опрошено 150 слушателей 2-го факультета «Подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России» и 61 - 3-го факультета «Подготовки научных и научно-педагогических кадров МВД

России», которые представляли различные регионы страны. В числе
опрошенных были заместители начальников территориальных органов,
начальники подразделений территориальных органов и их заместители.
Кроме того, в опросе приняли участие 13 сотрудников центра по
противодействию экстремизму (ЦПЭ) Главного управления МВД России по
Северо-Кавказскому федеральному округу. Репрезентативность

исследования как условие достоверности результатов определяется
географией полученных данных, а также составом экспертов -
руководителей органов внутренних дел как носителей профессиональных
знаний и навыков. Проведенный опрос позволил выявить проблемы
проявления межконфессиональных противоречий и обосновать основные
направления организации и правового регулирования взаимодействия
органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере
предупреждения правонарушений, совершаемых на почве

межконфессиональных противоречий.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что
автором впервые проведено комплексное исследование проблем организации
взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями
с определением специфического предмета такого взаимодействия -
предупреждение правонарушений, совершаемых на почве

межконфессиональных противоречий.

Достижение цели исследования и связанных с ней задач, нашло отражение в следующих результатах, имеющих характер научной новизны:

- сформулировано авторское определение понятий

«межконфессиональные противоречия», «взаимодействие органов внутренних дел с религиозными объединениями»;

- определены причины и условия, способствующие возникновению
межконфессиональных противоречий, что позволило выявить их причинно-
следственную связь с преступлениями и иными правонарушениями;

- выявлены особенности межконфессиональных противоречий в
Северо-Кавказском регионе;

- определены формы и методы взаимодействия органов внутренних дел
с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений
совершаемых на почве межконфессиональных противоречий и обоснована
необходимость повышения эффективности их использования;

обоснованы уровни взаимодействия органов внутренних дел и религиозных объединений с учетом государственного федеративного устройства и структурного построения органов внутренних дел;

определены особенности ресурсного обеспечения взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в целях укрепления правопорядка;

- разработаны предложения по совершенствованию правового
обеспечения взаимодействия внутренних дел с религиозными
объединениями в целях предупреждения совершения правонарушений;

- разработаны предложения по совершенствованию организации взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений на почве межконфессиональных противоречий.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Авторское определение межконфессиональных противоречий, под которыми следует понимать не просто расхождение основных взглядов ведущих религий, но и расхождение взглядов в пределах отдельных религиозных течений внутри одной религии, которые при определенных обстоятельствах могут послужить побудительной первопричиной совершения правонарушений на религиозной почве.

  2. Исходя из постулата о том, что в настоящее время в основу деятельности органов внутренних дел положена партнерская модель организации полицейской деятельности, предполагающая формирование отношений сотрудничества между полицией и обществом, и на основе проведенного исследования автор приходит к выводу, что взаимодействие органов внутренних дел и религиозных объединений в сфере предупреждения правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий - это согласованная совместная деятельность, основанная на положениях международного и отечественного законодательства и соблюдении религиозных чувств верующих, направленная на формирование правового сознания населения с целью минимизации межконфессиональных противоречий и их последствий.

  1. Вывод автора о том, что для повышения эффективности предупреждения правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий, а также с учетом государственного федеративного устройства и структурного построения органов внутренних дел, взаимодействие органов внутренних дел и религиозных объединений должно осуществляться на трех уровнях: федеральном, региональном и районном (муниципальном).

  2. Авторское обоснование необходимости принятия федерального комплексного нормативного правового акта «О профилактике правонарушений» и закрепления в нем следующих направлений взаимодействия органов внутренних дел и религиозных объединений: информационно-просветительская деятельность, работа с несовершеннолетними и молодежью, установление сотрудничества с образовательными организациями, работающими в сфере религиозного образования, обеспечение безопасности проведения религиозных мероприятий и др.

5. Формы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий, представляют собой систему взаимно согласованных действий, разработанных совместно подразделениями МВД России и религиозными объединениями с целью

сокращения правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий. Проведенное исследование позволило автору обосновать, что указанные формы взаимодействия ОВД с религиозными объединениями включают в себя практический, информационный, научный и просветительский уровни.

  1. Методы взаимодействия органов внутренних дел и религиозных объединений по вопросам предупреждения правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий, представляют собой выстроенную последовательность действий в рамках решения поставленных задач по сокращению числа указанных правонарушений на определенной территории обслуживания. Автор выделяет общие и частные методы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями. К общим методам взаимодействия относятся: убеждение (установление контакта с религиозными объединениями), воспитание (привлечение религиозных объединений к воспитательной работе), координация (определение общего поля деятельности с распределением ее отдельных направлений). К числу частных методов относятся: пропаганда и контрпропаганда, проведение профилактических рейдов в рамках проверочной деятельности, освещение в средствах массовой информации открытых особенностей взаимодействия.

  2. Анализ основных направлений совершенствования организации взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по вопросам предупреждения правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий, позволил автору выявить, что на сегодняшний день отсутствует единый концептуальный взгляд на современное развитие правового регулирования и организацию взаимодействия правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел, с религиозными объединениями в целях предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий. Автор приходит к выводу, что решить указанную проблему возможно при условии формирования Общенациональной доктрины профилактики правонарушений в Российской Федерации. Ее основные положения могут быть реализованы в Концепции взаимодействия правоохранительных органов России с общественными организациями. Заключительным этапом должна стать разработка федеральной целевой программы «Взаимодействие органов внутренних дел с религиозными организациями. Профилактика правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий».

8. Авторский проект Типовой инструкции по организации
взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями
в целях предупреждения правонарушений, совершаемых на почве
межконфессиональных противоречий, в которой приведены основные
формы, методы и направления указанного взаимодействия, порядок
отчетности и оценки эффективности.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. На основе комплексного подхода, научного опыта прошлых лет, исследования современных правовых реалий автор дополняет и расширяет теоретические положения, имеющиеся в науке управления, прежде всего, в сфере взаимодействия органов государственной власти (на примере органов внутренних дел) с общественными объединениями, в том числе с религиозными организациями и предотвращения в результате такого взаимодействия правонарушений. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования положений и результатов диссертационного исследования в нормотворческой деятельности при совершенствовании норм законодательства об организации деятельности органов внутренних дел, а также в оптимизации управленческой деятельности органов внутренних дел. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке лекционных материалов по теории управления в органах внутренних дел, в рамках преподавания учебных дисциплин, в том числе таких, как «Общественные связи с публичным и деловым сектором», «Теории организации и организационное поведение», «Административная деятельность органов внутренних дел» и др., а также в рамках служебной подготовки, проводимой в подразделениях органов внутренних дел.

Степень достоверности и апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре теории и социологии управления органами внутренних дел Академии управления МВД России, где осуществлены ее обсуждение и рецензирование. Результаты диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры, а также на конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы противодействия органов внутренних дел религиозному экстремизму: вопросы теории и практики» (Академия управления МВД России, г. Москва, 18 октября 2013 г.); Межведомственная научно-практическая конференция «Педагогика управления в органах внутренних дел: проблемы, перспективы, решения» (Академия управления МВД России, г. Москва, 29 марта 2013 г.); Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная теме «Системный подход в противодействии экстремизму в Российской Федерации» (Академия управления МВД России, г. Москва, 23 ноября 2012 г.); Конференция, посвященная 85-летию Академии управления МВД России (Академия управления МВД России, г. Москва, 6 февраля 2014 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации» (Академия управления МВД России, г. Москва, 26 декабря 2014 г.); Научно-практический семинар на тему «Организация взаимодействия органов внутренних дел с молодежными объединениями в сфере информационного противодействия экстремизму» (Академия управления МВД России, г. Москва, 31 октября 2014 г.); Всероссийская научно-практическая

конференция «Органы внутренних дел в информационном противодействии экстремизму и терроризму» (Академия управления МВД России, г. Москва, 30 мая 2014 г).

Основные положения, выносимые на защиту, нашли отражение в опубликованных автором 8 публикациях, в том числе 4 статьи в журналах, включенных в перечень, рекомендованный ВАК России, общим объемом 3,05 п.л.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс Ростовского юридического института МВД России, Владимирского юридического института ФСИН России, в практическую деятельность органов и подразделений МВД России по Чеченской Республике, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Ингушетия, о чем имеются соответствующие акты внедрения.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и четырех приложений.

Понятие и современное состояние взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями

Обострившиеся после распада СССР межнациональные противоречия достаточно быстро впитали в себя и религиозную нетерпимость. Как отмечается в литературе, после распада СССР регионом острейшей этнополитиче-ской и межконфессиональной напряженности стал Северный Кавказ1. В период нестабильной социально-экономической ситуации 90-х гг. XX в. распространение получили как деструктивные религиозные культы (например, ваххабизм, законодательно запрещенный в России) , так и деятельность тоталитарных сект, связанных с вовлечением в них граждан с последующим присвоением их имущества (одним из известных уголовных дел такого профиля был процесс в отношении «Марии Дэви Христос» и «Белого ства» ). При этом, как обоснованно отмечает Т.Н. Кильмашкина, именно деструктивные и тоталитарные секты во многом становятся источниками религиозных конфликтов4.

Межконфессиональные противоречия могут находиться в основе мотивации деяний различной степени общественной опасности. Правонарушения, возникающие на почве межконфессиональных противоречий, является достаточно широким понятием, которое следует классифицировать. Полагаем необходимым определить их как общественно вредные или общественно опасные деяния, совершенные лицом или группой лиц при наличии признаков религиозной нетерпимости, и классифицировать следующим образом: 1) преступления террористического характера (ст. 205-205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277-279, 281, 360 УК РФ) и экстремистской направленности (ст. 280, 280.1, 282-282.3, 354.1 УК РФ), а равно иные, совершенные при наличии мотива национальной, религиозной, расовой, политической, идеологической вражды или ненависти, либо вражды или ненависти по отношению к какой-либо социальной группе (например, ст. 105, 111, 112, 115, 116, 119, 213 УК РФ); 2) административные правонарушения, посягающие на права граждан (ст. 5.61 - дискриминация, ст. 5.26 - нарушение законодательства о свободе совести и религиозных объединениях) или общественный порядок или общественную безопасность (ст. 20.1 - мелкое хулиганство, ст. 20.2 - нарушение правил проведения митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, ст. 20.2.2 - организация массового пребывания или передвижения граждан в общественных местах, повлекшая нарушение общественного порядка; ст. 20.3 - пропаганда или демонстрация нацистской атрибутики или атрибутики экстремистской организации; ст. 20.27 - нарушение правового режима контртеррористической операции, ст. 20.28 - организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности, ст. 20.29 - производство и распространение экстремистских материалов); 3) бытовые конфликты с использованием религиозной мотивации, не подлежащие правовой оценке.

Последняя группа, казалось бы, не представляет ни общественной вредности, ни общественной опасности, однако, профилактическая деятельность, на наш взгляд, должна строиться не только вокруг потенциальных правонарушений и правонарушителей, но и вокруг фигурантов, которые своим поведением демонстрируют готовность к их совершению.

Таким образом, отдельную группу деяний, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий, составляют такие, которые не охватываются положениями законодательства об уголовной или административной ответственности. К ним относятся так называемые «бытовые» конфликты, возникающие на религиозной почве в трудовых, учебных или иных коллективах, во взаимоотношениях между гражданами. Здесь можно выделить про 27 тиворечия между верующими и неверующими, между различными религиозными группами, компактно проживающими на одной территории, между руководителями и подчиненными, исповедующими разные религии (невольное оскорбление религиозных чувств, совершаемое по причине отсутствия знаний о допустимых и недопустимых с точки зрения религии действиях, решениях или высказываниях). У истоков этих противоречий находится низкая толерантность, которая может стать условием для формирования негативного отношения к представителям определенной религии. Негативное отношение, в свою очередь, может влиять на формирование мотивации преступного или правонарушающего поведения. В научной литературе отмечается, что противоречия между государством и большинством религиозных объединений не усиливается (М.Ю. Зеленков1), а противоречия между конфессиями во мно-гом определяются конфликтогенностью религиозного сознания (Е.Г. Ним ).

Вместе с тем, объединения, созданные по религиозному признаку и придерживающиеся нетрадиционных, радикальных взглядов и подходов в достижении своих целей, создают угрозу как государству, так и гражданскому обществу. По данным МВД России, в 2014 г. зарегистрировано 1127 преступлений террористического характера (+ 70,5%) и 1024 преступления экстремистской направленности (+ 14,3%). В 2013 г. темпы их прироста были менее значительными в части преступлений террористического характера (+ 3,8%), но почти в два раза худшими, чем в части преступлений экстремистской направленности (+ 28,3%). В 2012 г. зарегистрировано 696 преступлений экстремистской направленности (+ 11,9%) и 637 преступлений террористического характера (+ 2,4). В 2011 г. обе разновидности преступлений характеризовались равным числом (622), но разными темпами прироста: преступления террористического характера + 7,1%, преступления экстремистской направленности + 5,2%; в 2010 г. - 581 (+ 11,2%) и 656 (+ 19,4%). На фоне общего массива зарегистрированной преступности (2166,4 тыс. преступлений в 2014 г., 2206,2 тыс. преступлений в 2013 г., 2302,2 тыс. преступлений в 2012 г., 2404,8 тыс. - в 2011 г., 2628,8 тыс. - в 2010 г.)1 - это менее одной десятой процента, однако, надо понимать, что по объективным причинам в официальной статистике преступления с признаками террористической или экстремистской мотивации в полном объеме отражены быть не могут (сам мотив может быть установлен на окончательном этапе расследования), и, кроме того, следует учитывать латентную преступность (если террористическая деятельность в большой степени традиционно требует определенной публичности, известности, то при расследовании преступлений, совершенных на почве межэтнических или межконфессиональных конфликтов, часто имеет место нежелание как обвиняемых, так и потерпевших привлекать в разрешение конфликтов правоохранительные органы). Также следует упомянуть о том, что преступления с террористической или экстремистской мотивацией всегда имеют большой общественный резонанс (например, дело о подрыве поезда «Невский экспресс», дело о взрыве в аэропорту «Домодедово», процесс над членами группы Pussy Riot, который получил и международный резонанс, превратив подсудимых в неких «узниц совести») .

Правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий

Религиозное объединение в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» - добровольное объединение граждан России и иных лиц, постоянно и законно проживающих на ее территории, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, отвечающее следующим признакам: вероисповедание, отправление религиозных обрядов, обучение религии (религиозное воспитание). Ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривает два вида объединений: религиозная группа (осуществляет свою деятельность без государственной регистрации в качестве юридического лица) и религиозная организация (подлежит государственной регистрации, может быть местной (десять совершеннолетних участников или более, постоянно проживающих в одном городе, сельском поселении или местности) или централизованной (состоит не менее чем из трех местных организаций)).

Организация взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества, в том числе религиозными объединениями, предполагает использование принципов добровольности, целесообразности, взаимности2. В соответствии с концепцией партнерских отношений МВД России и общества необходимо создание эффективных, приспособленных к современным социальным условиям механизмов взаимодействия с общественными объединениями. В настоящее время во Всероссийском научно-исследовательском институте Министерства внутренних дел разрабатываются методические рекомендации, в соответствии с которыми будет строиться процесс взаимодействия органов внутренних дел и гражданского общества. Одними из направлений взаимодействия определены профилактика экстремизма в молодежной среде, а также сотрудничество с религиозными и национальными организациями1.

В исследовании Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) «Наилучшая практика построения партнерства между полицией и обществом» главной предпосылкой партнерства между полицией и обществом названа необходимость повышения уровня вовлеченности общества в дело обеспечения безопасности и общественного порядка, а также решения проблемы преступности в местах проживания граждан, поскольку эта задача не может быть решена силами одной лишь полиции. Среди изменений в структуре и стиле руководства особое место занимают расширение полномочий местных общественных структур, при котором полиция оказывает содействие в организации встреч и форумов граждан по месту жительства, а также информирование жителей относительно возможности их активного участия в процессе решения проблем, укрепление общественных связей и неформального общественного контроля в районах проживания. В результате граждане, объединившие свои усилия для достижения общей цели повышения уровня безопасности, смогут быстро установить долговременные отношения, независимо от этнической, расовой или религиозной принадлежности и невзирая на расхождения в политических взглядах2.

Во исполнение Директивы МВД России от 12.12.2014 № 2 дсп «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в 2015 году» приоритетами в деятельности органов внутренних дел являются совершенствование работы по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, наращивание государственной системы профилактики правонарушений, совершаемых на почве ксенофобии, национального, расового и религиозного экстремизма. На расширенной коллегии Министерства внутренних дел, которая состоялась 04.03.2015, в выступлении Президента России было озвучено, что ключевой задачей должна стать борьба с экстремизмом во всех его проявлениях, поскольку ксенофобия, религиозная и национальная нетерпимость угрожают единству российского народа и целостности страны1.

По данным статистики за последние годы в Северо-Кавказском регионе, к сожалению, наблюдается тенденция увеличения зарегистрированных преступлений экстремистской направленности. Так, за 2012 г. зарегистрировано 56 преступлений экстремистской направленности и 565 преступлений террористического характера, в 2013 г. на территории округа было совершено 87 преступлений экстремистской направленности (+ 55% к аналогичному периоду прошлого года (далее - А11111 )) и 579 преступлений террористического характера (+ 2,4% к АППГ) 2, в 2014 г. на территории СКФО зарегистрировано 93 преступления экстремистской направленности (+ 6,8% к АППГ) и 883 преступления террористического характера (+ 52% к АППГ)3. Таким образом, наблюдается устойчивая тенденция к ежегодному росту преступлений данных видов.

Северо-Кавказский регион характеризуется сложной национальной, территориальной и конфессиональной структурой. Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых мерах по ре-формированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» было предписано образовать Главное управление министерства внутренних дел по Северо-Кавказскому федеральному округу, что и было сделано приказом МВД России от 2 апреля 2010 г. № 259 дсп. При этом своим указом от 5 мая 2014 г. № 300 Президент Российской Федерации упразднил все управления МВД по федеральным округам, кроме ГУ МВД России по СКФО. В состав округа входят Республика Дагестан (41 район), Карачаево-Черкесская Республика (10 районов), Кабардино-Балкарская Республика (10 районов), Чеченская Республика (18 районов), Республика Северная Осетия - Алания (8 районов), Республика Ингушетия (4 района), Ставропольский край (26 районов). Таким образом, количество подразделений органов внутренних дел на территории округа дает основание говорить о наличии широкого перечня

Роль ресурсного обеспечения в организации взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в целях укрепления правопорядка

Взаимодействие органов внутренних дел с религиозными объединениями служит как важным условием предупреждения развития межконфессиональных противоречий до нарушения прав, так и средством минимизации последствий правонарушений. Взаимодействие как инициативная деятельность, направленная на достижение общего результата - предупреждения (снижения количества) преступлений и иных правонарушений, совершаемых на почве межконфессиональных противоречий, может принимать определенные формы и реализовываться с помощью определенного набора методов.

Религиозные объединения как субъект взаимодействия характеризуются, на наш взгляд, следующими позитивными для целей взаимодействия чертами: 1) нравственный авторитет руководителей религиозного объединения как в среде его членов, так и в среде лиц, сочувствующих определенной религии; 2) наличие религиозного толкования соответствующих форм поведения, признаваемого противоправным или социально опасным; 3) наличие организационного компонента, вследствие чего руководство религиозным объединением имеет возможность донести идею пользы взаимодействия с органами внутренних дел до массового сознания прихожан.

Эти черты могут в полном объеме использоваться в целях надлежащей организации взаимодействия со стороны правоохранительных органов. В ли 100 тературе признается, что слабая деятельность традиционных религиозных организаций, как и невнимание к проблеме межконфессиональных противоречий со стороны правоохранительных органов, служат причинами распространения религиозного экстремизма1. В условиях жизни, созданных в Северо-Кавказском федеральном округе, с психологической точки зрения имеет значение, как отмечает Ю.М. Антонян, тот факт, что в силу недочетов в национальной политике, проводимой в советские годы, у местных жителей - этнических представителей народов Кавказа - образовался высокий уровень тревожности и страха, что в совокупности с групповым ощущением своей исключительности придавало этому имеющемуся энергетическому потенциалу разрушительный характер, который, дополнившись аналогичными особенностями радикальных мусульманских центров, породил многочисленные вооруженные конфликты, а равно иные противоречия, видимым стержнем которых выступил религиозный компонент . В этой связи повышение эффективности форм и методов взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями приобретает особую актуальность.

Следует признать, что взаимодействие органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений на почве межконфессиональных противоречий является взаимодействием вторичного уровня, поскольку первичный, более высокий, предполагающий разработку концептуальных основ сотрудничества между органами государственной власти и религиозными институтами гражданского общества, устанавливается между руководителями территориальных органов исполнительной власти и предполагает реализацию наиболее общих начал взаимодействия: религиозное просвещение, проведение религиозных мероприятий, реализацию программ религиозной толерантности и пр. Взаимодействие же со стороны органов внутренних дел выглядит более конкретным по следующим основаниям: - наличие специального предмета взаимодействия - предупреждение правонарушений и преступлений на почве межконфессиональных противоречий; - наличие специальных субъектов взаимодействия - рядовой состав органов внутренних дел выступает здесь в качестве приданной силы (например, при обеспечении безопасности проведения религиозной церемонии); - наличие специальных форм и методов взаимодействия (если первый уровень в силу властного публично-правового начала предполагает разработку общей концепции и основные направления культурного и просветительского профиля, то в силу специфики статуса органов внутренних дел как подразделения правоохранительной системы второй уровень взаимодействия носит более конкретный и близкий к задачам правоохранительной деятельности уклон).

«Партнерские отношения» между органами внутренних дел и религиозными объединениями могут возникать на базе обеспечения безопасности проведения религиозных мероприятий, уголовного преследования лиц, совершивших преступления экстремистской направленности, выявления и пресечения соответствующих правонарушений, а также необходимости нравственного воспитания сотрудников ОВД в части укрепления начал толерантности. М.А. Яворский называет две основные формы взаимодействия органов внутренних дел и религиозных объединений - проведение совместных мероприятий и информационный обмен1, однако, фактически можно определить несколько большее их количество. Так, в публикациях на информационных электронных ресурсах подразделений МВД России в связи с актуальностью организации взаимодействия полиции и общества приводится такая форма взаимодействия, как привлечение граждан к охране общественного порядка, при этом координаторами здесь выступают общественные советы, созданные при органах внутренних дел, на которые возложено содействие развитию сотрудничества с институтами гражданского общества1.

Совершенствование организации взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями по предупреждению правонарушений на почве межконфессиональных противоречий

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что, уделяя в целом значительное внимание профессиональной подготовке и повышению квалификации сотрудников ОВД, разработчики программных документов не придают большого значения кадровому обеспечению предстоящих в рамках программ мероприятий. Отметим, что базовые требования к сотрудникам ОВД установлены в федеральных законах «О полиции» и «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, ст. 4 последнего содержит перечень принципов службы в ОВД, в том числе обязательный профессиональный отбор, а ст. 76 определяет порядок подготовки кадров для органов внутренних дел.

В 2012 г. в МВД России был разработан проект Концепции кадровой политики на период до 2020 года, включающий применение инновационных разработок в сфере профессионального образования. В литературе среди требований к сотрудникам органов внутренних дел называют профессиональную компетентность, патриотичность, активную гражданскую позицию, вы 127

сокий уровень образования1. Естественно, указанный набор профессиональных, деловых, нравственных качеств очень важен для любого сотрудника правоохранительных органов. Однако в контексте взаимодействия с институтами гражданского общества (в том числе - с религиозными объединениями) имеет значение не только общий профессиональный уровень. Становится важным и набор узкопрофессиональных качеств, к которым, на взгляд диссертанта, относятся: - наличие знаний о предмете взаимодействия (в части взаимодействия с религиозными организациями, например, - четких представлений о мировых религиях, о различиях между отдельными течениями внутри одной религии, о правилах отправления религиозных культов);

- информированность об этикете в общении с представителями взаимодействующих субъектов (в частности, об этических правилах беседы с религиозными деятелями); - наличие профессиональных компетенций, позволяющих определить конкретный объем и пределы взаимодействия, но при этом не допустить конфликтной ситуации с взаимодействующим субъектом (например, при участии в обеспечении безопасности в ходе проведения религиозного мероприятия).

Существенное значение имеет и наличие у сотрудника такого профессионального качества, как способность распорядиться полученной в результате взаимодействия информацией или же способность использовать приобретенный практический опыт при решении оперативно-служебных задач.

В связи с изложенным перспективным направлением ресурсно-обеспечительной деятельности становится разработка методических материалов. В рамках исследуемой темы диссертантом разработан текст лекции об основах введения в религиоведение (приложение 2).

Следует отметить, что приказом МВД России от 17 сентября 2012 г. № 867 было утверждено штатное расписание УОС МВД России, которое предусмотрело сохранение в полном объеме ранее установленной штатной численности и должностей. Не затронули центральное подразделение (и аналогичные подразделения в субъектах Российской Федерации) и иные преобразования, связанные с оптимизацией численности сотрудников ОВД, имевшие место в 2012-2014 гг. В процессе оптимизации работы ОВД в субъектах Российской Федерации, входящих в СКФО, в 2012-2013 гг. были созданы управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (в системе МВД по Чеченской Республике, например, приказом от 26 марта 2012 г. № 130). В их компетенцию входит и взаимодействие с институтами гражданского общества, в том числе с религиозными организациями (объединениями). В настоящее время СКФО -единственный федеральный округ, в котором не упразднено окружное ГУ МВД России (согласно Указу Президента Российской Федерации от 5 мая 2014 г. большинство окружных главных управлений МВД России подлежат ликвидации1). Возможно, в свете этого на уровне округа уместно создать в перспективе не пресс-центр, а специальное подразделение по взаимодействию с институтами гражданского общества, предусмотрев штатное расписание, согласно которому по каждому направлению взаимодействия был бы закреплен специальный сотрудник, в обязанности которого входило бы как информационное обеспечение взаимодействия, так и организационное (контакты с религиозными объединениями или организациями).

В связи с изложенным ресурсное обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями может быть определено как совокупность экономических, организационных, правовых и правоприменительных компонентов, использующаяся для реализации их совместной деятельности в направлении обеспечения общественной безопасности и общественного порядка, а равно противодействия правонарушениям, совершаемым на почве межконфессиональных противоречий. Объективизация ресурсного обеспечения возможна посредством принятия территориальных целевых программных документов.

В регионах Северо-Кавказского федерального округа приняты и реализуются программные мероприятия, утвержденные на уровне муниципальных районов. Например, на территории Гудермесского муниципального района реализуется долгосрочная муниципальная целевая программа «Профилактика терроризма и экстремизма на территории Гудермесского муниципального района на 2013-2018 гг.», которая включает в себя комплексный план информационного противодействия экстремизму и терроризму, согласованная с руководством районных отделов ФСБ и МВД России. В рамках программы в образовательных учреждениях администрацией района в тесном взаимодействии с заинтересованными субъектами профилактики правонарушений и иных негативных явлений с привлечением специалистов в вопросах этнокультуры, межнациональных и межконфессиональных отношений проводится воспитательная работа, направленная на воспрепятствование втягиванию подрастающего поколения в деятельность радикальных религиозных организаций, формирование толерантности к обычаям, традициям, языкам, культуре, религиозным верованиям всех народов и национальностей. Сотрудниками полиции проводится разъяснительная работа среди жителей города и района, на предприятиях, в образовательных учреждениях, больницах по соблюдению мер предосторожности в период проведения праздничных мероприятий, необходимости сообщать в дежурную часть ОМВД России по Гудермесскому району информацию в отношении подозрительных лиц, а так же лиц, совершающих либо планирующих совершить преступление. В постоянном режиме сотрудники ОМВД сосредоточены на получение оперативно-значимой информации о членах незаконных вооруженных формирований и их пособниках, выявление фактов агитации молодежи, выпускников средних школ к вовлечению в ряды НВФ и другим противоправным действиям, на обеспечение правопорядка на территории района во время проведения различного рода спортивных, религиозных, общественно-политических и иных мероприятий, выявление и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений.