Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Цветовой дизайн металлических художественных изделий Петров Антон Алексеевич

Цветовой дизайн металлических художественных изделий
<
Цветовой дизайн металлических художественных изделий Цветовой дизайн металлических художественных изделий Цветовой дизайн металлических художественных изделий Цветовой дизайн металлических художественных изделий Цветовой дизайн металлических художественных изделий Цветовой дизайн металлических художественных изделий Цветовой дизайн металлических художественных изделий Цветовой дизайн металлических художественных изделий Цветовой дизайн металлических художественных изделий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петров Антон Алексеевич. Цветовой дизайн металлических художественных изделий : Дис. ... канд. техн. наук : 17.00.06 : Москва, 2005 140 c. РГБ ОД, 61:05-5/2011

Содержание к диссертации

Введение

1. Обзор литературы 6

1.1. Современные представления о дизайне 6

1.1.1. Место дизайна в историческом процессе и причины повышения роли дизайна в современном мире 7

1.1.2. Дизайн как средство оптимизации окружающей среды 12

1.1.3. Количественные характеристики в дизайне 19

1.2. Цвет в дизайне 26

1.2.1. Основные характеристики цвета 26

1.2.2. Системы описания цвета 36

1.2.3. Цветовосприятие человека 41

1.3. Требования, предъявляемые к металлам и сплавам, используемым в художественных изделиях 46

1.4. Выводы из обзора литературы. Постановка задач исследования 50

2. Материалы и методы исследования 53

2.1. Металлы и сплавы, исследованные в работе 53

2.2. Методы исследования 53

3. Влияние первичных источников на цвет металлических материалов 58

3.1. Характеристики источников излучения 59

3.2. Цветовая температура источников света 60

3.3. Спектры различных источников света 65

4. Анализ цвета металлических материалов 70

4.1. Цветовая характеристика металлических материалов 70

4.2. Спектрограммы металлов 86

5. Особенности восприятия цвета и факторы, влияющие на них 91

5.1. Влияние цветных фильтров на восприятие цвета изделий 91

5.2. Особенности восприятия различных металлических материалов при наличии аномалий зрения 114

Заключение 118

Список использованных источников 121

Приложение 131

Введение к работе

Дизайн предполагает оптимизацию окружающего человека мира по функциональным и эстетическим признакам. Все, что создается, конструируется, проектируется, ставит своей целью формирование комфортной среды обитания человека. Удобство для человека, в дизайне понимается очень широко. Это удобство форм, соответствующих размерам человеческого тела, удобство для органов чувств человека. Т.е. создание изделий, форма, цвет, фактура которых оказывает на человека благоприятное воздействие.

Особое место в этом перечне занимает цвет. Он является одной из важнейших характеристик, которую необходимо учитывать при дизайне изделий. Можно выделить несколько функций цвета. Цвет является носителем информации - позволяет идентифицировать предметы, систематизировать, определять их форму, размер. Цвет может быть источником сильного эстетического и эмоционального впечатления, цвета могут привлекать и отталкивать, возбуждать и успокаивать. Цвет может выполнять защитную функцию, обеспечивая спокойную атмосферу среды обитания и наоборот, сигнализируя об опасности.

В связи с этим, цвет является одной из важнейших характеристик, которую необходимо учитывать в дизайне изделий. Дизайнеры целенаправленно используют в своей деятельности цветовую палитру различных материалов, как природных, так и созданных людьми, для того, чтобы предметный мир, окружающий человека, стал более комфортным и эстетичным. Однако следует отметить, что не всегда люди воспринимают выбранное, предложенное дизайнером цветовое решение именно таким, каким его разрабатывает и анализирует дизайнер.

Это может быть связано с тремя группами факторов. Во-первых, восприятие цвета изделия существенно зависит от внешних условий наблюдения, в том числе от параметров используемого первичного светового потока. Во-вторых, все материалы - металлы и сплавы, стекло и камни, дерево и полимеры обладают своей собственной цветовой палитрой, которая зависит от их состава, обработки и т.д. То есть, восприятие результата труда дизайнера связано с характеристиками освещаемых материалов. И, в-третьих, восприятие цвета - это субъективный процесс, так как каждый человек воспринимает цвет сугубо индивидуально.

Вместе с тем, развитие техники в области производства осветительных приборов приводит к появлению источников света с существенно-различными спектрами испускания. Появляются новые материалы и технологии их обработки. Увеличивается число людей практически постоянно использующих очки и линзы, в том числе меняющие цветовосприятие, кроме того, следует учитывать, что почти у 10% людей существуют аномалии цветового зрения [69, 112].

Современный мир создается из различных материалов, в том числе из металлов и сплавов, более того, они являются одним из ведущих классов современных материалов. Металлические материалы отличаются высокими механическими характеристиками, долговечностью, технологичностью и наличием специальных свойств, обеспечивающих их широкое применение во всех областях дизайна от монументальных конструкций до ювелирных изделий. Причем следует отметить, что в целом ряде случаев (интерьер, декоративно-прикладное искусство) металлические материалы применяют без изменяющих их настоящий цвет покрытий. Учитывая, что интерес дизайнеров к металлическим материалам, в том числе к возможностям их цветовой палитры постоянно растет {например, создано более 50 оттенков сплавов золота), и они широко

используются в ювелирных, декоративно-прикладных и художественных изделиях, именно металлы и сплавы стали объектом исследования в работе.

Поэтому вопросы анализа и учета влияния различных групп факторов на цвет изделий являются актуальной задачей современного дизайна.

Таким образом, цель работы: установить влияние внешних и внутренних факторов, изменяющих цветовосприятие человека, на особенности цветовой палитры металлических материалов, используемых в дизайне художественных изделий.

Место дизайна в историческом процессе и причины повышения роли дизайна в современном мире

В настоящее время человечеством накоплен колоссальный опыт формирования комфортной среды обитания.

Дизайн, как вид творческой, целенаправленной деятельности человека, возник, по-видимому, в тот период, когда у человека появилась физическая возможность думать не только о хлебе насущном, но и о красоте, эстетичности собственного существования. К. Маркс писал, что в процессе развития «человек формирует материю по законам красоты» [17].

И, как подчеркивается в работах Н.В. Воронова [18], «первым видом дизайна была работа над формой единичного предмета». «Самая первая форма, созданная руками человека, явилась ничем иным, как овеществленным, материализованным его представлением об устройстве мира». И лишь на втором этапе человек научился компоновать, соединять разные изделия, создавая их новое качество.

He всегда «польза» и «красота» органично сочетались друг с другом. Иногда они вступали и во взаимное противоречие. С развитием точных наук, в частности математики, удавалось постепенно устранять возникающие противоречия.

По мере развития прогресса, появления новых типов материалов, технологий и, соответственно, увеличения номенклатуры изготавливаемых изделий, стал развиваться второй этап дизайна.

Характерной особенностью этого этапа дизайна явилось соединение различных элементарных изделий. При этом начали соединяться весьма разнородные материалы, изготовленные разным инструментом, по разным технологиям: каменное топорище и деревянная ручка, каменное копье и металлический наконечник, парус и деревянная лодка. В единое целое соединялись одушевленные и неодушевленные предметы: верблюд или лошадь, с одной стороны, деревянная колесница, с другой.

По мере развития цивилизации процесс соединения, компоновки, приобретает все более сложные формы, позволяющие создавать новые изделия с качественно новыми функциональными свойствами, оригинальной эстетикой и новой системой эргономики (в частности, современный автомобиль) [42, 74, 86, 100, 114].

Таким образом, дизайном человечество занимается на протяжении всего исторического развития. Вместе с тем, осознание и становление дизайна как особого вида творческой деятельности справедливо связывают с периодом появления мануфактур, разделением труда и постепенным формированием машинного производства [16]. До XIX-XX веков историки дизайна говорят об этапе медленного развития ремесленного дизайна [93]. Основной объем используемых изделий изготавливался ремесленниками, постепенно, в течение веков, происходило улучшение формы вещи, ее функциональных и эстетических черт. И, наконец, ее форма становилась эстетической нормой. Но к середине XIX века, с развитием основ машинного производства возникает противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к продуктам машинного производства и недостаточным качеством продукции, выпускаемой пока еще несовершенными машинами. Решить это противоречием был призван индустриальный, промышленный дизайн.

Вехами на пути развития промышленного дизайна стало преобразование в 1836 году английского общества искусств в «Общество искусств, мануфактур и коммерции», а также выход первого номера журнала «Дизайн» в 1849 году. В XIX веке идеологические основы дизайна закладывали такие специалисты как Д. Рескин (1819-1900), У. Моррис (1834-1896), Г. Земпер (1803-1879), Ф. Рело (1829-1905) [45, 109].

Рескин в своих проповедях первым заговорил о промышленном искусстве одежды, мебели, утвари и т.д. в отличие от высокого искусства - картин и скульптур. Он считал основополагающим «искусство бытовой вещи», однако на пути создания этих вещей отрицал машинное производство, и поэтому его идеи часто характеризуют как реакционно-утопические.

У. Моррис выступил как практический реализатор идей Рескина, он создал фирму «рабочие изящных искусств» по ручному ремесленному производству бытовых вещей. Как и Рескин утверждал, что машины не могут делать красивые вещи и поэтому передовая для того времени техника является врагом человека, а главный создатель красивых и удобных вещей - это ремесленник, художник и мастер в одном лице [70].

Однако деятельность Рескина и Морриса хотя и породила целую плеяду последователей в различных странах, фактически завершила этап ремесленного дизайна, как господствующей формы, и дальнейшее развитие массового машинного производства положило начало индустриальному дизайну.

Г. Зампер и Ф. Рело искали другие пути разрешения имеющихся противоречий. Земпер занимался вопросами стилей и практической эстетики, защищал машины, и развивал тезис о взаимосвязи формы изделий с материалам. Он сформулировал идею о том, что «форма изделия определяется целью и материалом». А Рело пошел еще дальше, он, будучи инженером и создателем теории машин, говорил об объединении искусства и техники, рассматривал сами машины как объекты художественной обработки. Его основной тезис заключался в том, что «техника нуждается в искусстве для облагораживания, но и сама является частью культуры» [16].

Далее, следует отметить вклад в постановку современного дизайна таких личностей как А. Ван де Вельде (1863-1957), Г. Мутезиус (1861-1940), П. Беренс (1868-1940).

Областью интересов Вельде были бытовые предметы. Понимая, что от машинного производства никуда не деться, но обнаруживая не достаточную эстетичность предметов, сделанных с их использованием, он предпринимал попытки орнаментами, декорированием скрыть в изделиях черты машинного производства.

Мутезиус как теоретик дизайна исследовал социальную роль дизайна, его влияние на покупателя. А Беренс вошел в историю дизайна как первый разработчик едииного стиля фирмы (концерна АЕГ). Его по праву считают первым представителем индустриального дизайна. А сам термин «индустриальный дизайн» появился в 1919 году в работах Ж. Синела.

Таким образом, постепенно дизайнеры перестали бороться с машинами и стали решать задачу облагораживания техники и ее продукции. Важным моментом на этом пути стало создание в 1907 году в Веркбунда - Германского художественно-промышленного Союза, целью которого было «повышение качества изделий путем совместных усилий искусства, индустрии и ремесла, а также пропаганда изучения этих проблем». Фактически создание этого союза стало началом эры дизайнерских организаций, в отличие от работавших до этого индивидуалов.

В России в развитии дизайна до начала XX века связывают главным образом с созданием Строгановского училища и с появлением школ инженерного дизайна [26, 54, 70].

Первые десятилетия XX века в истории Европы связаны с волной революций, существенным социальным и техническим переустройством всей жизненной сферы, что отразилось и на дизайне. Идеализация рабочего класса приводит к идеализации предметов и орудий труда, в том числе машин, получает развитие производственное искусство, конструктивизм, инженерный стиль.

Создаются первые школы дизайна - высшая школа дизайна -Баухаус (Германия 1919 год) и Высшие художественные мастерские ВХУТЕМАС (Россия, 1920 год).

Деятельность ВХУТЕМАС связана с именами всемирноизвестных дизайнеров - А.М. Родченко, В.Е. Татлина, В. Степановой, Л. Поповой и других [70].

В двадцатые годы в Америке под руководством Р.Ф. Лоуи создается одно из первых дизайн-бюро. Лоуи за личный вклад в развитие дизайна позднее получит признание в Англии, Франции, России. Его призыв «никогда не останавливайтесь на том, что хорошо» позволит за счет дизайна и рекламы поднимать уровень продаж товаров выполненных в его стиле в десятки раз. Лоуи считают основателем коммерческого дизайна [17].

Металлы и сплавы, исследованные в работе

Спектрофотометрический способ состоит в получении спектральной зависимости интенсивности отраженного света, которую получают с помощью спектрофотометра. Принципиальная схема измерения спектра отражения приведена на рис. 2.1. Излучение с помощью диспергирующего устройства, разлагается в спектр. При помощи щелевой диафрагмы из него выделяют узкий пучок света -интервал ДА. Выделенное излучение направляется на объект в режиме отражения, а затем на приемник, реагирующий на мощность Схема измерения спектров отражения система регистрации излучения. По реакции приемника измеряют интенсивность отраженного света. Зная характер зависимости между реакцией и мощностью излучения, находят спектральную величину, приходящуюся на заданный интервал длин волн (упрощенно за данную длину волны принимают середину заданного интервала). После этого строят график зависимости интенсивности светового потока от длины волны для отражающего материала или для источника излучения [57].

Исследование проводили с использованием компьютера в режиме RGB. Цвет каждого пикселя определялся 8-битовыми величинами. Однобитовое изображение, где каждый пиксель представлен одним битом, может содержать только белый и черный цвета. Если пиксель определяется двумя битами информации, возможны уже четыре комбинации (00,01,10,11), то есть четыре цвета или оттенка серого. Восемь бит информации дают 256 цветов, 24 бита -16 миллионов цветов. В 24-битовых RGB-изображениях каждый пиксель имеет фактически по три 8-битовых величины - по одной на каждый канал -красный, зеленый и синий [68, 99].

В RGB режиме определения цвета каждый пиксель описан тремя числовыми значениями, каждое из которых показывает уровень яркости красного, зеленого и синего каналов. Эти цвета являются первичными аддитивными, и их сложение дает белый цвет. Цветовое изображение получается в результате закраски каналов соответствующими цветами и наложения их друг на друга. Эта цветовая модель - удобный способ описательного представления цвета и его числового выражения. Учитывая, что восприятие человека строится на сигналах, поступающих от трех независимых рецепторах, аналогичных выбранным в данной модели цветам, такой трехкоординатныи подход не просто удобный способ математических расчетов, но и важный с позиций дизайна принцип описания работы нервной системы человека.

В соответствии с рекомендациями Международного Комитета по Освещению (МКО) за основные приняты цвета, имеющие следующие длины волн: красный - ЛКр=700,0 нм, выделяется из спектра лампы накаливания; зеленый -А3=546,1нм, выделяется из спектра ртути (линия е); синий -Лс=7435,8 нм, выделяется из спектра ртути (линия д).

Для определения основных составляющих цвета металлических сплавов как при наличии фильтров, так и без них использовали сканированное изображение (Сканер hp Scanjet 5400с, разрешающая способность 1200dpi). С каждого изображения получали по три цветопрбы. Для определения среднего значения цвета использовали формулу;

Для построения спектральных диаграмм видимый световой диапазон разделили на пять цветовых фракций: фиолетовый, синий, зеленый, желтый и красный. Для каждой фракции вычислили долю отраженного света по формуле:

Предложенные выше спектрограммы позволяют оценить и «теплоту» цвета металлических материалов. На основе построенных нами спектральных диаграмм все металлические материалы можно разделить на два больших класса - оказывающие «теплое» воздействие на человека и «холодное». Для того чтобы определить, к какому классу относится данный металлический материал, надо узнать доли теплых и холодных цветов на спектральной диаграмме. [91]

Характеристики источников излучения

В настоящее время дизайнеры только начинают использовать первичные источники с различным спектральным составом для изменения восприятия цвета изделий. Например, в пищевой промышленности, а именно в витринах мясных и колбасных изделий широко применяются лампы, испускающие розовый цвет, это придает продуктам более свежий и привлекательный вид.

Каждый источник света можно охарактеризовать следующими параметрами; 1. цветовая палитра (спектр испускаемых длин волн); 2. интенсивностью (яркостью); 3. плотностью светового потока - его распределением в пространстве. Ранее в работе [91] было рассмотрено влияние интенсивности на цвет металлов. В данной работе рассматривается влияние цветовой палитры источников на воспринимаемые цвета трех металлов. Показано, что наиболее часто встречающиеся источники света могут существенно различаться по спектру. Эти отличия заключаются в следующем: - различный удельный вес отраженных световых фракций в спектре; - экстремум на зависимости интенсивности от длины волны смещается при переходе от галогенной лампы к солнцу и затем к лампе накаливания в правую часть спектра, т.е. к границе с инфракрасным излучением; - доля основного цвета в источнике также различна, например красного составляет; - очевидно, что свет, падающий от различных источников на один и тот же металл (имеющий постоянную отражающую способность) должен быть различным (цветовая температура, и др.).

Цветовая температура - удобный способ обозначения цветности источника естественного или искусственного света, но ее нельзя путать с тепловой температурой материала. Цветовая температура выражается в Кельвинах и служит для оценки спектрального состава освещения.

При нагреве например железного стержня, он начинает светиться. При температуре 1000 К железо излучает световой поток с разными длинами волн, но основную часть составляет инфракрасное излучение, которое мы воспринимает как тепло. Когда температура железа достигнет 3000 К, оно начнет излучать разнородный световой поток, но теперь он в значительной степени видим, железо раскаляется. Инфракрасные лучи все еще преобладают в световом потоке, а в видимом спектре красных лучей больше, чем в спектре солнечного света, поэтому раскаленное железо имеет красную окраску.

Хорошо известен факт свечения металлов и сплавов при повышенной температуре. На первом этапе, когда происходит тепловое (инфракрасное) излучение человек зрительно не фиксирует повышения температуры. Лишь когда температура металла достигает порогового значения, металл обретает цвет. Это происходит во всех лампах накаливания, нагревательных приборах и в ряде других случаев. Поэтому при дизайне таких изделий следует учитывать цвет материала нагревающихся, светящихся частей не в «холодном», а в его рабочем состоянии.

Длина волны Ат смещается с ростом температуры в сторону меньших длин волн. Т.е. повышение температуры приводит к изменению окраски светящегося тела от красного к желтому. Рост температуры сопровождается уширением кривой, то есть излучается все больше длин волн в видимом диапазоне, и постепенно цвет раскаленного металла становится белым (рис. 3.1.). Спектр представляет собой непрерывную последовательность частот, излучаемых нагретым телом. Повышение температуры приводит к смещению излучаемого спектра от красной части к желтой, и далее к белому цвету.

При температуре световой 6000 К близкой к температуре поверхности Солнца, наибольшая часто светового потока находится в видимом диапазоне, и нем доминируют сине-зеленые лучи, материал, излучающий такой свет раскаляется до бела. Считается, что источник света с подобным составом спектра, имеет цветовую температуру 6000 К и при таком свете цвета выглядят естественными. Если нагреть железо до точки испарения, а затем пар до 20000 К, то пиковое излучение будет ультрафиолетовым. Невооруженному глазу такой свет покажется ослепительно синим. Так как свет голубого неба при некоторых атмосферных условиях имеет подобный состав, считается, что его цветовая температура равна 20000 К (рис. 3.2.).

Большинство предметов и изделий не являются самосветящимися, и мы их видим в отраженном свете. Свет от источника падает на изделие, взаимодействует с веществом, из которого оно состоит и после взаимодействия, попадая в глаз, вызывает зрительные ощущения. Видимый свет может попадать в глаза от источников света (излученный, первичный свет) или от отражающей поверхности изделия или предмета (отраженный, вторичный свет).

На рисунке 3.3. и 3.4. приведены спектры (зависимость интенсивности световой волны от ее длины) для различных источников света: солнца и лампы накаливания. Как видно из рисунков солнечный свет характеризуется большой интенсивностью в центральной части спектра видимого света (длины волн 500-580 нм). Человеческий глаз в процессе эволюции настроился на оптимальное восприятие солнечного света и наиболее чувствителен к электромагнитным колебаниям с длиной волны около 555 нм., что соответствует желто-зеленому цвету. У лампы накаливания спектр смещен в область красного цвета.

Цветовая характеристика металлических материалов

Когда человек смотрит на предметы или изделия, он видит материалы, из которых они сделаны. При взаимодействии световой волны с поверхностью материала свет может отразиться, поглотиться и пройти через пластинку.

Природа процессов отражения, поглощения и пропускания определяет цвет, блеск и прозрачность материала, а, следовательно, особенности дизайна изделия, сделанного из этого материала.

Изучение процессов взаимодействия световой волны с веществом показывает, что выделенные нами три основные характеристики дизайна, такие как прозрачность, цвет и блеск являются функциями природы материалов и их толщины.

Прозрачность - это способность материалов пропускать свет. Прозрачными считаются материалы, у которых интенсивность прошедшей волны не равна нулю. Прозрачность материалов определяется соотношением ряда параметров материала с характеристиками падающей волны.

Анализ металлических материалов показал, что существует определенная длина электромагнитной волны, начиная с которой металлы являются непрозрачными материалами для данного вида излучения. Прозрачность связанна с процессами затухания волн в поверхностном слое и зависит от таких параметров как количество атомов в единице объема, масса и заряд электрона, скорость света, длина электромагнитной волны падающего излучения.

Для всех металлов граница перехода в прозрачное состояние лежит за пределами видимой части спектра и в обычных условиях при освещении видимым спектром человек воспринимает металлы и сплавы как непрозрачные. Зрительное восприятие металлических материалов зависит только от процессов отражения и поглощения падающего света, которые определяют их цвет и блеск [106].

Цвет - это свойство света вызывать зрительные ощущения в соответствии с длиной волны излученного или отраженного света. Цвет материала определяется длиной волны излученного или отраженного света, приходящего в глаз наблюдателя, т.е. спектральным составом света. Вместе с тем, какая длина волны отразится, зависит от природы материала.

Несамосветящиеся материалы, а металлы и сплавы при комнатной температуре относятся к ним, мы видим за счет отраженного света. Металлические материалы по-разному отражают различные цвета, так как различные длины волн поглощаются материалами по-разному.

Металлы и сплавы относятся к материалам, обладающим полихроматическим цветом. Вместе с тем, каждый металл или сплав имеет свою цветовую палитру и, как правило, отличается один от другого. Наиболее резко отличаются от других сплавы на основе золота и меди. Почему именно золото и медь имеют такие характерные цвета.

Для объяснения цветовых характеристик металлов, важен тот факт, что граница поглощения Лгру меди и золота попадает в видимый диапазон длин волн. Цвет металлических материалов зависит от положения границы поглощения, а границы поглощения световых волн в металлах определяются их кристаллической структурой и особенностями электронного строения атомов. У меди граница поглощения Аф =575 нм., поэтому поглощаются все цвета, кроме красных. У золота - Агр =510 нм., следовательно, не поглощаются желтый и красный цвета. А у серебра Аф =310 нм., следовательно, в отраженном свете присутствуют все цвета, а их сочетание дает характерную для металлов бело-серую окраску.

Таким образом, чтобы правильно описать процесс отражения видимого света металлами необходимо учитывать квантовые эффекты. Из всех длин волн, падающих на образец, волны, длина которых меньше, чем граница спектра поглощения, поглощаются, а волны, длина которых больше - отражаются. То есть можно предположить, что более высокочастотные колебания (у них выше энергия) проникают в образец и поглощаются, а низкочастотные (частоты рассматриваются в световом диапазоне) волны не могут пройти в образец и отражаются.

При объяснении спектральной зависимости коэффициентов отражения различных металлов, можно полагать, что резкое повышение отражающей способности золота и меди в видимом диапазоне связанно именно с границей спектра поглощения. Так как у меди эта граница приходится на красный цвет, то меньшие длины волн отражаются слабо, и медь мы воспринимаем красноватой по цвету. Самая чистая медь, например, электролитическая, бывает розового цвета. У золота граница спектра поглощения приходится на желтые цвета, то есть хорошо отражаются цвета, начиная с желтого. Лучшим отражением желтой части спектра, по сравнению с синей областью объясняется слабый желтоватый оттенок таких металлов как титан и никель. Сероватый цвет большинства металлов связан с тем, что у них граница спектра поглощения лежит за пределами видимой области длин волн, весь видимый спектр волн отражается хорошо, и мы воспринимаем металлы как серовато-белые материалы.

Интересным следствием зависимости коэффициента отражения от границы спектра поглощения, является тот факт, что невозможно создание металла синего или фиолетового цвета. Это связано с тем, что если металл отражает синюю и фиолетовую гамму оттенков, то он обязан отражать и желто-красные цвета, а значит, получится смешение цветов с образованием обычного металлического оттенка. В природе синие цвета встречается у непроводящих материалов, в частности минералов. Синий оттенок могут иметь окисные пленки на металлах и т.д. Для получения металлического материала синего или фиолетового оттенка необходимо создать на его поверхности слой - монохроматор, который будет пропускать только определенные длины отраженных волн. Однако следует отметить, что наличие такого монохроматора может привести к существенному снижению яркости материала.

Примером получения металлического материала с нехарактерным цветом может служить «фиолетовое золото». Его оттенок обусловлен образованием интерметаллидного соединения в системе Au-АІ. Это хрупкая фаза с особым электронным строением используется в современном дизайне как вставка на золотых ювелирных изделиях, так как практически не поддается обработке.

Значительная часть ювелирных изделий изготавливается из драгоценных металлов (золота, серебра и сплавов на их основе), а также из имитационных сплавов, для большинства которых основой является медь. Поэтому настоящее исследование было проведено на металлах - золото, серебро и медь. Эти металлы отличаются различными коэффициентами отражения и имеют свои различные цветовые палитры. Металлические материалы, в силу своего слабонасыщенного или ахроматического цвета являются более сложным объектом исследования.

Интенсивное использование их в качестве предметов декора в интерьере, в качестве посуды, ювелирных и декоративно-прикладных изделий требует разработки научных рекомендаций в области варьирования цвета металлических материалов.

Следует подчеркнуть, что в работе обсуждается вопрос цвета непосредственно металлических материалов, а не естественных или искусственных пленок и покрытий, возникающих на них в процессе производства или эксплуатации. Золото и медь имеют ненасыщенный, но четко выраженный цвет. С позиций цветового восприятия они являются полихроматическим объектом, цвет которых характеризуется низкой насыщенностью и не очень высокой чистотой. На рисунке 1.6. показано, какое место металлические материалы занимают на цветовом пространстве МКО. Видно, что насыщенность металлических материалов не превышает 50%.

Похожие диссертации на Цветовой дизайн металлических художественных изделий