Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации Раковская Дамира Азатовна

Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации
<
Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Раковская Дамира Азатовна. Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации : диссертация ... кандидата технических наук : 17.00.06 / Раковская Дамира Азатовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т приборостроения и информатики].- Архангельск, 2009.- 166 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-5/2321

Содержание к диссертации

Стр.

Введение 4

Глава 1. Обзор исследований дизайна деревянных художественных
изделий, выполненных способом объемной резьбы 9

  1. Исследования народных промыслов по изготовлению деревянных художественных изделий, как вида предметного искусства 9

  2. Разновидности форм изделий посудной группы

из древесины в технике объемной резьбы 19

  1. Породы древесины, используемые для изготовления деревянных художественных изделий способом объемной резьбы 29

  2. Исследования технологии изготовления деревянных художественных изделий сложной конфигурации 34

1.5. Выводы по главе 39

Глава 2. Конструктивные и технологические особенности объемных дере
вянных изделий посудной группы 42

2.1. Методология исследования дизайна традиционных изделий

из древесины, выполненных способом объемной резьбы 42

  1. Анализ конструкции и размерных соотношений форм изделий посудной группы 47

  2. Критерии выбора породы древесины для изготовления объемных деревянных изделий посудной группы 61

  3. Сравнение физико-механических свойств древесины различных пород, применяемых для объемной резьбы 65

  4. Свойства древесины осины, как основного материала для изготовления художественных изделий посудной группы способом объемной резьбы 74

  5. Выводы по главе 87

Глава 3. Совершенствование технологического процесса изготовления
традиционных изделий посудной группы из древесины, выполненной
способом объемной резьбы 91

  1. Анализ применяемой технологии, оборудования и инструментов, необходимых для формирования изделий из древесины способом объемной резьбы 91

  2. Допустимость пороков древесины в резных изделиях посудной группы 105

  3. Исследование технологии изготовления изделий сложной конфигурации, выполненных способом объемной резьбы 115

3.4. Выводы по главе 129

Глава 4. Экспериментальные исследования сушки деревянных изделий

сложной конфигурации 133

  1. Задачи и обоснование методики экспериментальных исследований 133

  2. Оборудование, подготовка образцов и порядок проведения экспериментов 137

  3. Способ сушки готовых художественных изделий из древесины осины, обеспечивающий сохранение целостности

их объемной формы 154

4.4. Выводы по главе 156

Общие выводы 158

Литература ..;.-. 160

Введение к работе

Одним из наиболее распространенных и древнейших видов русского народного искусства является художественная обработка древесины. Будучи традиционным конструкционным материалом, использовавшимся при сооружении ритуальных зданий, жилища, мостов, транспортных средств, изготовлении мебели и домашней хозяйственной утвари, древесина исторически стала одним из благодатных объектов приложения творческих сил и фантазий народных мастеров и умельцев.

Произведения народного искусства всегда создавались с учетом всех свойств материала или «по законам материала». Постоянное соприкосновение русского крестьянина с древесиной способствовало усовершенствованию технических приемов и способов ее обработки. Из простого плотницкого мастерства возникли и широко развились более сложные способы обработки дерева - столярные, резные и токарные приемы и методы.

Одним из таких технологических приемов, послужившим истоком для целого художественного направления, была объемная резьба по дереву, а самым распространенным видом изделий — крестьянская посуда. Поставцы, со-лоницы, черпаки, ендовы, ковши, братины - все это изготовлялось из древесины. Большие чаши и ковши выдалбливались из цельного куска дерева и украшались резьбой или росписью.

Наибольший интерес для исследователей вызывает сложная с технологической точки зрения объемная или скульптурная резьба. Большинство известных видов резьбы направлено только на декорирование поверхностей каких-либо объектов для придания им художественных качеств. Принципиальное отличие от них объемной резьбы заключается в том, что посредством нее формируются объемные объекты, сама скульптурная форма которых обладает художественными качествами.

Все виды крестьянской посуды из дерева представляют собой своеобразную разновидность народной скульптуры и относятся к пластической гра-

ни народного искусства, в которой неразрывно и органично соединены художественное творчество и техническое мастерство. В процессе народного художественного творчества всегда возникает тесная связь практической и художественной деятельности, ремесла и искусства. Именно поэтому созданные руками народных умельцев предметы домашней посуды всегда обладали поражающей нас и сегодня утилитарно-художественной целостностью.

В результате социальных изменений, произошедших в нашей стране, художественные промыслы, как хранители традиций народного искусства, находятся на грани упадка. Тем не менее, в настоящее время наблюдается тенденция к использованию в современных жилых интерьерах натуральных, экологически чистых природных материалов, и, прежде всего, древесины. Обустройство среды обитания человека подвигает дизайнеров обратиться к традициям народного искусства, к наиболее интересному и мало изученному виду художественной обработки древесины — объемной или скульптурной резьбе для создания предметов дизайна, обладающих как практическим функциональным назначением, так и эстетической - художественной составляющей.

Многие из действующих народных мастеров, а также предприятий народных художественных промыслов, сейчас продолжают и развивают производство объемных деревянных изделий сложной конфигурации, прообразом которых была обычная крестьянская посуда, трансформировавшаяся под влиянием времени в художественные произведения, используемые сейчас как украшения или детали интерьера. Дизайн подобных изделий из древесины предполагает комплекс композиционных и технологических мероприятий по их созданию, причем, именно в совокупности, а не по частям.

Проведенный анализ литературных источников показал, что если эстетическая составляющая формообразования таких предметов достаточно изучена искусствоведами и освещена в научных трудах, то вопросы технологии художественной обработки древесины остаются на уровне практического опыта и не имеют достаточного научного обоснования. Практически не рас-

смотрено влияние свойств и технологии обработки материала древесины на пластическую выразительность объемных изделий.

Предприятия народных художественных промыслов испытывают необходимость в научной обоснованности технологических вопросов в процессе формообразования изделий сложной конфигурации. Изделия часто трескаются, деформируются в процессе обработки или сушки. Главной проблемой здесь является создание целостной формы изделия не только в художественно-композиционном плане, но и в материальном — физическом. Сегодня мастера-художники, исходя из собственного опыта, применяют различные методы технологической обработки деревянных изделий для предотвращения их деформаций и разрушения. Однако установившихся, а главное, научно обоснованных методов, до настоящего времени не имеется.

Как отмечено рядом исследователей, народное искусство является прототипом современного дизайна. А дизайн изделий из древесины представляет собой комплекс эстетических и-технологических-мероприятий по их созданию. Поэтому необходимо провести комплексное изучение художественной и технологической составляющих создания изделий сложной конфигурации методом объемной резьбы, которое позволит сохранить и приумножить традиции народных промыслов Русского Севера.

Цель диссертационной работы — разработать новые материаловедче-ские и технологические основы дизайна традиционных для Русского Севера резных деревянных художественных изделий посудной группы.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следую
щие задачи: - --

  1. Установить критерии выбора древесины для традиционных изделий посудной группы на основании анализа конструктивных и эстетических особенностей их форм и способа изготовления.

  2. Классифицировать породы древесины осины, ели и сосны по установленным критериям, выбрать наиболее приемлемую породу древесины и обосновать ее начальную влажность для объемной резьбы.

3. Выполнить анализ технологии изготовления деревянных изделий по
судной группы из влажной древесины осины способом объемной резьбы и
предложить мероприятия по ее совершенствованию.

4. Разработать метод сушки объемных художественных изделий из
древесины осины в целях исключения их повреждения в процессе производ
ства и эксплуатации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

  1. Разработаны материаловедческие и технологические основы дизайна традиционных для Русского Севера деревянных изделий посудной группы, обеспечивающие характерные конструктивные и эстетические параметры их форм.

  2. Доказана целесообразность применения древесины осины, как основного материала для изготовления традиционных для Русского Севера деревянных изделий посудной группы с учетом их конструкционных, технологических и эстетических требований.

  3. Впервые установлено, что для изготовления различных видов традиционной деревянной посуды способом ручной объемной резьбы необходимо использовать древесину осины с начальной влажностью 60-80%.

  4. Впервые разработан метод двухстадийной сушки деревянных изделий сложной конфигурации, обеспечивающий сохранение физической целостности и эстетических качеств их форм.

Практическая значимость:

  1. Разработанные новые материаловедческие и технологические основы дизайна традиционных для Русского Севера деревянных изделий посудной группы позволяют обеспечить традиционную эстетическую специфику новым формам изделий при их проектировании.

  2. Предложенный новый метод двухстадийной сушки деревянных художественных изделий сложной конфигурации позволяет ликвидировать выход бракованной продукции на предприятии и сократить время на процесс сушки в 2 раза.

  1. Предложенный метод обработки объемной резьбой древесины осины с начальной влажностью 60-80% позволяет сократить общую длительность процесса изготовления изделий в 1,5 раза.

  1. Результаты исследований используются ЗАО «НХП «Беломорские узоры», г. Архангельск при изготовлении различных деревянных изделий утилитарного назначения, выполненных способом объемной резьбы.

На защиту выносятся:

  1. Основные закономерности формообразования объемных художественных изделий из древесины на примере ковшей-скопкарей.

  2. Результаты исследования свойств древесины осины, оказывающих влияние на дизайн объемных резных изделий посудной группы.

  3. Результаты экспериментальных исследований сушки деревянных объемных изделий сложной конфигурации.

  4. Способ сушки готовых художественных изделий из древесины осины, обеспечивающий сохранение целостности их объемной формы.

Исследования проводились под научным руководством доктора технических наук, профессора А.М.Копейкина, которому автор выражает свою благодарность.

Автор благодарит коллектив кафедры мебели и дизайна Архангельского государственного технического университета во главе с кандидатом технических наук, доцентом П.Н.Рыбицким за постоянную помощь и внимание, а также всех, оказавших содействие в проведении настоящих исследований.

Похожие диссертации на Дизайн деревянных художественных изделий сложной конфигурации