Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века Филатова Наталья Анатольевна

Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века
<
Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Филатова Наталья Анатольевна. Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века : Дис. ... канд. техн. наук : 17.00.06 : Москва, 2003 302 c. РГБ ОД, 61:04-5/2582

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Анализ циклических теорий (междисциплинарный подход) 8

1.1. Взаимодействие природы и общества — возрастание синхронизации процессов и их воздействие на моду 8

1.2. Социально-экономические концепции общественного развития и мода 15

1.3. Культурная и социально-психологическая динамика и становление тенденций развития моды 21

Выводы по главе 1 27

Глава 2. Выделение корреляционных зависимостей, обусловивших динамику развития моды в XX в 29

2.1. Метод и инструментарий исследования 29

2.2. Выделение корреляционных зависимостей циклических колебаний различных областей и области моды 42

Выводы по главе 2 74

Глава 3. Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века 76

3.1. Гармоническая матрица моды XX века — возможности и основные принципы построения 76

3.2. Прогностическая модель гармонической матрицы моды XXI века 87

Общие выводы 92

Заключение 96

Библиографический список использованной литературы 99

Приложение 1 112

Приложение 2

Введение к работе

Исследуя проблему динамики моды XX в., мы столкнулись с тем, что существует большое количество исследовательских позиций относительно причин ее обуславливающих. Цикл моды рассматривается в связи с производственными процессами [65], [124], [146], политическими [50] и социальными изменениями [5], [9], [94], [124], [134], [138], [147], [150], чередованием стилей в искусстве [143], мужского и женского начал [1], [37], солнечной активностью [11], как исторический римейк [144] и т.д. [35], [53], [71], [128]. То есть, апеллируют, как правило, к одному, по мнению автора, наиболее значимому фактору, определяющему ритмику цикла. Аргументированность исследований не дает оснований сомневаться в справедливости полученных результатов. Но согласиться с любой из точек зрения или пытаться выявить очередной «главный» фактор — на данном этапе нецелесообразно, поскольку подобный методологический подход рассматривает, по сути, частные случаи того или иного влияния, не раскрывая картины самоорганизации моды в системе единого процесса социальной самоорганизации (социоритма). Картины того, как волновые и циклические процессы, обладая существенной спецификой своего проявления в разных социальных сферах, в том числе в сфере моды, а также различной амплитудой колебаний, не только не исключают развития, но и поддерживают гармонию (под — гармонией — в данном случае, понимается состояние, при котором развиваются и поддерживаются определенные функции (функциональные особенности), характерные именно для данной системы [68]), что характеризует способность природной и социальной системы к самовоспроизведению и самовыстраиванию по своим имманентным законам в системе единого процесса социальной самоорганизации. Следовательно, этот метод не позволяет ответить на вопросы, касающиеся процессуальной целостности внешних воздействий, их иерархической значимости, параметров порядка , взаимной обусловленности, как внешней так и внутренней, малого, среднего и большого циклов моды. Это, в свою очередь, лишает возможности давать адекватные прогностические оценки, учитывая совокупное влияние различных областей.

Актуальность темы данного исследования состоит в:

- рассмотрении динамики моды в системе социальной самоорганизации;

- выявлении совокупной целостности «внешних» воздействий на динамику моды;

- выделении параметров порядка, переменных, определяющих возможность поддержания гармонии в процессе самоорганизации системы;

- обосновании динамики малого, среднего и большого циклов моды;

- возможности прогноза динамики моды XXI века.

Цель настоящего исследования состоит в создании гармонической модели, представляющей явления динамики моды в системе социоритма XX века; прогностической модели динамики моды XXI века.

Гармоническая модель взаимоувязывает и иерархически выстраивает найденные аналогии и феномены в единую процессуальную целостность, обусловившую становление динамики моды XX века.

Для придания результату общепонятной и убедительной формы предлагается схема, которая может быть представлена в виде матрицы — совокупности определенным образом расположенных элементов — в виде прямоугольника, строки, столбца, то есть некой упорядоченной совокупности. Если исходить из первоначального значения матрицы (лат.

matrix, icic), как первопричины, источника, то матрица в контексте данной работы определяется как упорядоченная первопричина, где под первопричиной понимаются те связи, аналогии, феномены и закономерности, которые обусловливают направление, продолжительность, специфику модной динамики, что отвечает целям работы. Поэтому в дальнейшем гармоническую модель будем обозначать, как гармоническая матрица моды XX века.

Объект и предмет исследования — специфика работы заключена в необходимости изучения проблемы функционирования предмета внутри объекта. В контексте работы объект — это социокультурное пространство, предмет — модная динамика, которая, с одной стороны, обусловливается социокультурным пространством, с другой, является его неотъемлемой частью.

Методы исследования — в качестве методологической основы взяты труды А.Л. Чижевского [154], Н.Д. Кондратьева [72], Л.Н. Гумилева [39], а именно, метод междисциплинарного структурно-генетического анализа и последующего синтеза данных, методы современного научного направления — синергетики [21], [115], [106], исследующего совместные действия многих элементов природных и социальных систем.

Используя междисциплинарный подход к исследованию, мы исходим из принципа множественной обусловленности или причинности циклических и волновых процессов, где социальная динамика во всем ее разнообразии и поливероятности предстает как единый, универсальный и многоуровневый процесс самоорганизации, как способ адаптации социума к природной среде, развивающейся по законам естественного космопланетарного ритма, и как способ наиболее оптимального освоения этой среды, воспринимаемой как жизненный ресурс. [21]

Личное участие соискателя в получении результатов и их научная новизна. В теоретических исследованиях выявлены основные положения определяющие возможность рассмотрения динамики моды как общекультурной закономерности.

В экспериментальных исследованиях выявлены корреляционные зависимости циклов моды с основными циклами природных и социально-экономических процессов, получены числовые выражения данных зависимостей.

Определены и типизированы периоды-аналоги циклов моды соответствующие основным этапам самоорганизации социальной системы.

Разработана методология построения гармонической матрицы моды XX в. Предложена концепция построения прогностической модели динамики моды XXI в.

Практическая ценность и реализация результатов работы. Работа результативна как в плане теоретических исследований, так и ее прикладного использования. Она представляет интерес как для специалистов, исследующих феномены динамики моды, так и для специалистов, решающих задачи прогнозирования и планирования в области модной индустрии. Результаты исследования могут служить основой для работы художников предприятий текстильной промышленности и для создающих концепт-проекты стилистов. Апробация метода нейролингвистиче-ской структуризации данных в области исследований закономерностей динамики моды, определяет возможность создания обширной, пополняемой базы данных с автоматическим отслеживанием корреляционных зависимостей динамики моды с различными природными и социально-экономическими процессами.

Результаты диссертационной работы могут быть использованы в учебном процессе (лекции, научно-методическая литература) для подготовки художников-стилистов в ВУЗах текстильного профиля.

Взаимодействие природы и общества — возрастание синхронизации процессов и их воздействие на моду

При рассмотрении важнейших событий XX века проступает удивительная и все возрастающая синхронизация процессов, происходящих в самых различных областях, включая и области культуры. Мало кто замечает эти взаимосвязи и одновременность наступления различных событий, рассматривая их, как правило, отдельно, изолированно, вне контекста мировых процессов (эффект «взгляда из мышиной норы» [39]). Между тем становится очевидным, что удивительные «совпадения» явлений, в том числе в сфере моды, наблюдаемых в разных странах, вовсе не случайны, что за ними лежат глубокие закономерности.

Включая человека и его техническую деятельность в область обычных явлений природы, современная наука предполагает зависимость, существующую между проявлениями социально-экономической деятельности человека и явлениями окружающей среды, к которой человек приобщается не путем ее осознания (наблюдения со стороны), а путем соединения с ней в единое целое. [38], [23], [154], [15], [20], [19], [21], [27], [29], [30], [87], [91], [69], [118], [127], [151], [161, [165].

Но по отношению к породившему его органическому миру общество имеет не только черты преемственности, но и глубокие принципиально новые черты, которые выделяют его из всего биологического мира. Эти черты связаны прежде всего с разумом, пониманием мира и социально организованным трудом [22]. Это различие заставляет В.И. Вернадского выделить из биосферы особую область — ноосферу, т. е. сферу разума, продуктом которой являются культура и техника в самом широком смысле, включающем искусство, науку и литературу как кристалли зацию деятельности разума.

В качестве ключевого звена управляющего (прямо или опосредствованно) циклами развития биосферы и социосферы Земли выделяют циклы активности Солнца [23], [154], [39]. Здесь, прежде всего мы имеем в виду теорию А.Л. Чижевского [154] о влиянии солнечной активности на всемирно-исторический процесс.

Междисциплинарный, комплексный характер циклической теории А.Л. Чижевского изначально задан его исследовательским методом. Задачей автора стало выявление функциональных связей между циклической динамикой солнечной активности (природно-космический фактор), вызванной ею нервно-психической возбудимостью людей (биопсихологический фактор) и интенсивностью общественных перемен (ис-торико-социальный фактор).

А.Л. Чижевский считал, что «массовая деятельность человечества построена по типу правильного чередование напряжений и расслаблений, экзальтации и депрессий, работы и отдыха и... чередование это стоит в функциональной зависимости от степени напряжения в деятельности Солнца» [153]. Колебательная динамика общественных процессов, рассматриваемая А.Л. Чижевским в 4-х фазах, соответствующих 11-летнему циклу солнечной активности, дает представление о полном цикле социальной активности, что позволило А.Л. Чижевскому принять 11-летний цикл за «основную единицу отсчета времени всемирно-исторического процесса, как социально-психологический «метр» истории, ибо социально-психологической структуре одного цикла соответствует социально-психологическая структура всех остальных» [153].

Для каждого из 4-х периодов цикла А.Л. Чижевского характерна различная степень возбуждения социальной психики, и каждый длится столько же, сколько соответствующие фазы солнечного цикла. Первый период — минимальной возбудимости — соответствует эпохе минимума солнечной активности при переходе от одного солнечного цикла к другому. Его средняя продолжительность три года. Второй период — нарастания возбудимости — соответствует фазе подъема солнечной активности в текущем солнечном цикле и длится в среднем около двух лет. Третий период — максимальной возбудимости — соответствует эпохе максимума текущего цикла солнечной активности. Его средняя продолжительность — около трех лет. Завершает историометрический цикл четвертый период — падения возбудимости, длящийся примерно три года [24].

Наибольший интерес для нас представляет типизация исторических процессов и общественно-психологической атмосферы в том или ином периоде. Это имеет большую прогностическую значимость.

Пользуясь методом сравнения, А.Л. Чижевский получил социально-психологические характеристики всех четырех выделенных им периодов.

Нарастающая активность Солнца выступает тем энергетическим источником, который «запускает», высвобождает особое психофизическое состояние возбудимости масс, объективируемое в особом типе социального поведения. Так если для этапа минимальной активности характерна разрозненность масс, господство индивидуализма, то рождение новых структурных отношений сопровождается «коллективным сосредоточением», начинает возникать особого рода согласованность в действиях людей. В период нарастания солнечной активности происходит зарождение нового социального порядка, осуществляется та переструктуризация, которая определит социальные изменения в ходе ближайшего цикла [21].

В период максимальной активности Солнца — период «концентрации» — наметившаяся на предыдущем этапе тенденция разворачивается в полной мере — происходят решающие процессы формообразования новых структур во всех сферах человеческой деятельности [21].

В обществе царят оптимизм, решимость, энтузиазм. Резко возрастает влияние на развитие общественных процессов отдельных, одаренных личностей (пассионариев) — это период анархии и противостояния социальных сил, атмосфера способствует наиболее динамичным социальным изменениям. Но именно в этот драматичный, насыщенный событийными изменениями период и происходит рождение нового социального порядка [21], он дает «начало новым человеческим образованиям, новым формам социальной жизни, новым видам духовных исканий» [153].

Наступление периода падения активности знаменует переход социальной системы в иной режим самоорганизации — режим сохранения порядка [21]. В итоге общий упадок возбудимости сменяется депрессивным психофизическим состоянием, которое в социальном развитии проявляется как время политического застоя и бездействия, консерватизма в обществе, культуре и искусстве. Завершая цикл, система вступает в период минимальной активности — «эпоху разряжений», — где в полной мере закрепляются те синерге-тические характеристики режима сохранения порядка, которые начали проявляться на предыдущем этапе. В этот период массы распадаются на «мелкие и безразличные единицы» [153]. Личность утрачивает свой индивидуальный облик в политико-социальной деятельности. В рассматриваемый исторический период на первый план выступает созидательная деятельность по разработке вечных, фундаментальных ценностей — духовная деятельность в сфере науки, культуры, искусства, моды, которая сменяет собой «бурную накипь недавних дней» и обесценивает своими достижениями все созданное наспех и непрочное. [39]

Социально-экономические концепции общественного развития и мода

Помимо природно-космического фактора, важнейшим связующим звеном, определяющим синхроннсть в коллективном поведении нации « все более тесно связываемых информационными и транспортными коммуникациями, общими технологиями и моделями образования» [41], является рынок. Это основной эквивалент обменных процессов в обществе, и поэтому основное условие и гарант социальной динамики.

Н.Д. Кондратьев [71] впервые «нанизал» на экономические процессы (в разных стадиях цикла) различные научно-технические, социальные, политические феномены, вплотную подойдя к созданию теории колебательных процессов как общесоциологическои эволюционной закономерности.

Расширительная интерпретация экономической теории длинных волн Н.Д. Кондратьева, развивающая заложенный в ней междисциплинарный потенциал, позволяет не только дать нетривиальную трактовку многим социальным явлениям, но и выявить сходные алгоритмы развития в разных сферах социальной жизни и, поэтому, обнаружить повторяемость, периодичность, обратимость социальных процессов в тех сферах, где она не столь очевидна (и просчитываема), как в экономике. Причем Н.Д. Кондратьев, отличая обратимость экономических и социальных процессов от механической трактовки обратимости (модель последней — движение маятника), говорит об относительной обратимости, где речь идет не о тождестве «субстратных» характеристик системы, но о повторении в рамках общей динамики определенного типа ее структурных соотношений («изменения экономических элементов и их связей») [71]. При переходе социальной системы из одного состояния в другое меняется характер социального упорядочения, меняется тип процессов самоорганизации, выражающих одну из двух основных тенденций самоорганизации, обозначенных как тенденция зарождения нового социального порядка и тенденция сохранения порядка, [21] что проявляется как периодическая смена относительного преобладания рыночных и тоталитарных тенденций, демократизма и авторитаризма, либерализма и консерватизма, традиционного коллективизма и индивидуализма и т. д., что находит свое отражение в динамике моды.

Так, повышательная волна (фаза подъема) есть этап более открытого существования социально-экономической системы. Причина тому — усиливающийся социальный метаболизм, как внешний (расширение внешних контактов), так и внутренний (свободное перетекание капитала). Это состояние характеризуется высоким динамизмом (слабы депрессии, интенсивны подъемы), радикальным изменением и перегруппировкой основных производительных сил, волной инноваций.

В моральных эталонах закрепляется тип деятельного, инициативного и даже авантюрного героя — человека динамической социальной структуры. Культивируется непохожесть, нестандартность — индивидуализм, эгоцентризм, гуманизм как признание самобытности и самопроявления личности и др. [21], а также уважение или терпимость к иным автономным сообществам.

Вместе с тем, как показывают исследования Н.Д. Кондратьева, сто-хастичность динамической системы ведет к социальным конфликтам, войнам за рынки сбыта и за сферы влияния, т. е., и войны, и социальные потрясения включаются в ритмический процесс развития больших циклов и оказываются не исходными силами этого развития, а формой его проявления — как способа разрешения накопившихся противоречий между сообществами и внутри них [71]. Но по своим последствиям война, в первую очередь, является формой обмена различными человеческими ресурсами, формой объединения народов [142], [12]. На основании чего, при дальнейшем рассмотрении периоды войн не будут выделяться исследованием как отдельные периоды в формообразовании.

Противоположная тенденция — фаза спада экономической конъюнктуры. Темп развития замедляется, социальная мобильность падает, система стремится к закрытому типу существования [21]. Наблюдается тенденция к социальной однородности, устойчивой социальной иерархии. Актуализируется коллективизм и общественный долг. Период характеризует доминирование консервативных идеологий и традиционных ценностей в культуре, нравственных устоев патриархального типа с присущем ему «естественно-природным» распределением нравственных и социальных функций мужчины и женщины [21].

Продолжая мысль Т.В. Козловой [64] о зависимости модных циклов от социально-производственных процессов, предположим, что приведенные социально-психологические характеристики в разворачивании больших циклов экономической конъюнктуры дают ключ к пониманию цикличности, например, пластических (подчеркнутая женственность) и геометрических («женщина-мальчик», «эмансипе») периодов в моде [37]. Или научные революции в преддверии повышательной волны, последующий инновационный взрыв и сдвиги в воспроизводственной структуре, обусловливают чередование периодов моды, отличающихся принципиальными техническими, технологическими и, соответственно, эстетическими изменениями — своего рода «революций», т.е. периодов авангарда — и периодов поставангарда, не отличающимися какими-либо принципиальными изменениями. (Выделение данных предположений в возможные корреляционные зависимости задача следующей главы.) Понижение темпа хозяйственной жизни обуславливает, с одной стороны, усиление поисков в области усовершенствования техники, с другой — накопление и аккумуляцию капитала, при котором становится возможным рентабельное инвестирование капитала в целях создания основных производственных сил и переоборудование техники, что создает предпосылки для нового подъема большого цикла, нового технологического цикла, нового этапа социальной самоорганизации, нового этапа в формообразовании. При этом в процессе развития система переходит на иную, как правило, более высокую ступень.

Постепенное ускорение исторического развития и его важнейшей составляющей — эволюции международного рынка, во многом объясняется процессом самоусложнения и самосовершенствования международной рыночной системы, включая ускорение перемещения товаров и людей, ускорение производственных процессов, денежного обращения, распространения информации. Чем чаще происходят технологические перевороты и революции международного рынка, тем быстрее происходит смена технологических и социальных укладов [107], чем и объяснятся ускорение модной динамики.

Выделение корреляционных зависимостей циклических колебаний различных областей и области моды

Для более эффективной настройки нейросети на выявление корреляционных зависимостей, процессуальное воздействия природных и социальных факторов на изменение моды, исследование разбито на пять основных групп экспериментов, где данные о циклических колебаниях одной из выделенных предметных областей, как заглавного признака, сравниваются с данными циклических колебаний всех остальных. Т.о. было проведено 5 групп экспериментов, суммарное число которых 59, расчетные данные вынесены в Приложение (см. Прил. 2.). В основном тексте работы приведены заключения по экспериментам. Группа экспериментов I. Влияние циклов солнечной активности (77- 85) на динамическую совокупность: №экспериментов Периоды сравниваемые с заглавным признаком Номера соответствия строкам Табл. 4 1 Периоды моды 1-14 2 Изменение лифа и юбки 15-22 3 Изменение осанки и силуэта 23-24,37-42 4 Изменение геометрических структур 25-30 5 Изменение площади геометрических структур 31-36 6 Изменение геометрических характеристик форм обуви 43-51 7 Циклы экономической конъюнктуры 53-55 Циклы Кузнеца 57-62 Циклы Джанглера 63-65 Циклы Китчена Циклы Мура 67-70 8 Циклы научно-технического прогресса 56,71-73,75-76, 86-87 9 Большие циклы экономической конъюнктуры 121-126 соответствие строкам Табл. 4 10 Кризисы XX века Циклы политической динамики 88-89 Периоды реформ и контрреформ 117-118 Циклы внешней политики 119-120 11 Периодичность индекса асимметрии 90-97 12 Периодичность социально-психологического климата общества 98-103 13 Периодичность стилевой ориентации 104-109 Вехи на пути развития современной архитектуры ПО 14 Пластические периоды 111-113; Геометрические периоды 114-116 15 Обнажение фигуры 132

Длина периодов циклов моды Т.В. Козловой кратна длине периодов циклов солнечной активности, при этом начало каждого периода стремится к max солнечной активности (или периодам зарождения нового порядка)Периоды циклов моды Е.В. Ильичевой в целом соответствуют ветвям подъема циклов солнечной активности, (охватывают периоды сохранения порядка, характеризуются слабой степенью пассионарного напряжения).Динамика циклов моды Киселевой соответствует динамике циклов солнечной активности.Цикл Власова — длина периодов кратна длине периодов цикла солнечной активности. Циклы моды Р.А. Гузявичуте коррелируют с периодами по " «стремится к» — ниже обозначается значком «-»» 1.2 нижения солнечной активности (тенденция сохранения порядка).

Длина периодов циклов моды Л. Кибаловой кратна длине периодов солнечного цикла, начинается и заканчивается min солнечной активности, или началом повышательной волны солнечной активности. Циклы Ховела — max циклов Ховела соответствуют min циклов солнечной активности (тенденция сохранения порядка).

Циклы Дельбурга-Дельфиса — кратны длине периодов циклов солнечной активности. Циклы Диландерса — длина периодов кратна длине периодов циклов солнечной активности. Циклы Блека и Гарленда — max циклов моды в целом соот ветствуют min циклов солнечной активности (или периодам сохранения порядка). Циклы Буше — корреляционных зависимостей не выявлено. Циклы Картера — корреляционных зависимостей не выявлено. Динамика циклов Манфилда в целом соответствует динамике циклов солнечной активности, при этом max циклов Ман филда - max циклов солнечной активности. Циклы Пиккока соответствуют динамике циклов солнечной активности по А.Л. Чижевскому. ветвь подъема изгиба силуэта профильного коррелирует с ветвью подъема солнечной активности, т. е. с периодом за рождения нового порядка, а это означает, что изгиб силуэта профильный знаменует начало становления новой формы. Тип осанки «лордическии I» соответствует min солнечной активности или «эпохи разрежения» по Чижевскому. Тип осанки «лордическии II» соответствует периоду нарастания солнечной возбудимости.Тип осанки «выпрямленный лордическии» и «лордически нормальный» соответствует max солнечной активности или «эпохи концентрации» по Чижевскому.Тип осанки «нормальный» и «сутулый» соответствует периоду «падения возбудимости» по Чижевскому или понижательной волне солнечной активности.

Гармоническая матрица моды XX века — возможности и основные принципы построения

Приступая к построению гармонической матрицы моды различных периодов XX века, или, упорядочению совокупности факторов, обусловивших становление модной динамики в XX веке, отметим, что основной принцип построения гармонической матрицы заключен в выявлении параметров порядка, то есть ограниченного числа переменных, определяющих состояние самоорганизующейся системы (остальные переменные выстраиваются относительно параметров порядка). Это переменные наиболее иерархически значимого фактора, в данном случае динамики солнечного цикла, относительно которых корреляционные зависимости отличаются особенной устойчивостью. Это позволило скорректировать хронологические рамки периодов (большие периоды корректируются через структуру малых), отсечь случайные моменты в определении динамик.

Таким образом, в основе матричной модели (см. Рис.3.1.) лежит модуль соответствия динамике солнечного цикла, деленный на четыре периода, объединенных в две группы, характеризующиеся тенденцией становления нового порядка и тенденцией сохранения порядка или зарождения и стабилизации формы.

В любой точке матричного поля, может быть адекватно воссоздан любой по продолжительности период (см. Рис. 3.4); периоды проецируются как на любую глубину, вниз по сети, так и на временную шкалу матрицы, вверх по сети (движение вправо-влево при выделении периодов аналогов), причем возможно выделение как предшествующей динамики любого обозначенного периода, так и последующей; рассмотрение динамики малого цикла в структуре большого, и структуры большого цикла через динамику малого.

При этом базовыми для определения всех периодов являются два основных системообразующих фактора — становления нового порядка (формы) и сохранения (формы), независимо от их продолжительности. Совокупное воздействие внешних факторов выравнивает границы периодов, придает им стремление к идеальности, к единому интервальному ритму в рамках процесса.

Чувствительность к внешним воздействиям, всевозможным новшествам проявляется в росте разнообразия, неоднородности стилевых направлений (см. Прил. I, Ил. III. 3.1.9) интенсивности процессов формообразования, рождении новых структур, форм (см. Ил. III. 3.1.10-11). Наблюдается тенденция к распаду, расчлененности формы, выявлению отдельных деталей, обособленности частей от целого, нарушению симметрии, усложнению структуры, динамики формы (см. Прил. I, Ил. III. 3.1.12-13). Для периода характерны критические проявления формы, с одной стороны, возможны max разрастание отдельных элементов или формы в целом, с другой — минимизация, вплоть до обнажения фигуры, что может легко уживаться в одном ансамбле (см. Ил. III. 3.1.14). Как правило, в этот период предпочтение отдается овалу и трапеции.

В обществе царят уверенность, решимость, энтузиазм. На фоне ломки общественных, культурных, поведенческих стереотипов, возмож но формирование стиля под влиянием отдельных личностей или группы лиц (что в полной мере проявляется в последующий период падения (см. период сохранения формы), солнечной активности, на фоне роста экономической конъюнктуры в новых модных образцах, возможно, новой (или возобновленной) ассортиментной группе, новом поведенческом стереотипе). То, что в другой период можно было бы охарактеризовать как эпатаж, сейчас воспринимается как нечто естественное и органичное (см. Прил. I, Ил. III. 3.1.15). Для периода характерны творческие открытия, ставшие в последствии классикой моды (см. Ил. III. 3.1.16-20).

Слабая чувствительность к внешним воздействиям, снижение интенсивности формообразования, определенность стилевой направленности. Стремление к объединению, гармонизации формы, выявление целого, упрощение структуры, возврат к симметрии, снижение динамики формы (см. Ил. III. 3.1.21-25). На фоне общего удлинения формы возможно увеличение объема. Предпочтение отдается прямоугольнику и трапеции.

Образная характеристика, как правило, не претерпевает существенных изменений на протяжении всего периода, но любые весомые отклонения от принятого общественного императива, в отличие от предыдущего периода становления формы, воспринимаются как нечто шокирующее, вызывающее (см. Ил. III. 3.1.26). Это период консерватизма, индивидуальной обособленности. Возможно обращение к историческим и национальным мотивам (см. Ил. III. 3.1.27-30).

На поле гармонической матрицы периоды обозначены голубым и синим цветами (периоды понижения солнечной активности и эпохи «разряжений»).

Возможно выделение 8-летнего цикла, соответствующего периоду от начала изменений формы до периода доминирования этих изменений:

1903-1911, 1915-1922, 1924-1932, 1935-1942, 1945-1953, 1956-1963, 1966-1975, 1977-1985, 1987-1995, 1998-2006

Выделим периоды модной динамики, соответствующие динамике средних циклов экономической конъюнктуры — 8-летний цикл: 1897-1905, 1908-1916,1919-1926, 1929-1936, 1940-1947, 1950-1957, 1960-1968, 1972-1979, 1982-1989, 1993-2001 Новый подъем конъюнктуры, помимо благоприятного психофизического состояния на фоне снижения солнечной активности, перелива энергии в область безопасного созидания, спровоцирован изменением в технологической базе общественного производства, научно-технической сфере, т. е. каждый последующий период отличается новыми техническими возможностями и новациями. Это, собственно, и определяет, в среднем, через каждые 11-13 лет (с учетом кризисов) модную динамику на базе новых технологий, способов производства, обработки, материалов, ассортиментных групп, назначения, способов ношения, что, в свою очередь, во многом влияет на пластику, постановку фигуры, естественное становление формы в результате поиска наибольшей выразительности в условиях новых технологий.

На поле гармонической матрицы периоды обозначены голубым, синим, розовым цветами (соответствуют периодам понижения солнечной активности, эпохе «разряжений» и повышения солнечной активности).

Похожие диссертации на Построение гармонической матрицы моды различных периодов XX века