Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проектное прогнозирование в дизайне: от идеи к формообразованию Червонная Мария Алексеевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Червонная Мария Алексеевна. Проектное прогнозирование в дизайне: от идеи к формообразованию: диссертация ... кандидата : 17.00.06 / Червонная Мария Алексеевна;[Место защиты: Московский государственный художественно-промышленный университет им.С.Г.Строганова].- Москва, 2014.- 176 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Генезис проектного прогнозирования. истоки и источники возникновения 18

1.1. Философский подход к исследованию будущего. Идейно -теоретические основы проектного прогнозирования 18

1.2. Эволюция проектного прогнозирования в практике утопизма 41

Выводы по первой главе 61

ГЛАВА 2. Формирование и развитие проектного прогнозирования в концепциях архитектуры и дизайна XX века 63

2.1. Категория «проект-прогноз» как творческое оформление синтеза знаний, мышления и деятельности художника в конце XIX века 63

2.2. Футуристическая идеология в системе прогнозирования. Практика осуществления модернизационных процессов на основе социальной утопии в начале XX века 73

2.3. Становление проектного прогнозирования в 20 - ые - 30 - ые годы XX века. Осмысление и систематизация процесса проектного прогнозирования в 30 - ые - 40 - ые годы XX века, индивидуальный творческий метод 82

2.4. Дизайн - прогнозирование в контексте концептуализации проектной культуры во второй половине XX века 98

Выводы по второй главе 119

ГЛАВА 3. Проектное прогнозирование - инновационная стратегия формообразования в дизайне 125

3.1. Научная обусловленность формообразования в дизайне XX - XXI века. Учебная и исследовательская практика проектного прогнозирования 125

3.2. Перспективы проектного прогнозирования в контексте современной парадигмы дизайна 147

Выводы по третьей главе 155

Заключение 158

Библиографический список

Эволюция проектного прогнозирования в практике утопизма

Первобытное мышление прошло огромный путь, складывая в своем сознании категорию понятия «будущего». Анализируя исторические корни социального прогнозирования И.В. Бестужев - Лада связывал этот процесс с эволюцией ранней мифологии [17]. Фантастическое истолкование явлений природы сменилось мифами и сказками, объясняющими происхождение людей и мира в целом, на основе которых впоследствии возникли религиозные, утопические и историко - философские концепции видения будущего.

В религиозных концепциях впервые возникает представление о будущем, как о состоянии, отличном от настоящего и прошлого. Элементы религиозного подхода, провиденциализма, встречались еще в первобытном обществе и выражались в идеях первоначального хаоса, сотворения мира, загробной жизни, божественного провидения, определяющего ход событий независимо от воли человека. Более зрелая религиозная форма восприятия исторического времени представляла собой чередование «царств» или смену «веков мира» (Блаженный Августин), при этом история будущего виделась в качестве перехода из одного состояния в другое, а предсказательная способность была пропитана мессионистскими и эсхатологическими идеями и сводилась к познанию будущего путем пророчества или божественного откровения.

Одновременно с развитием религиозно - философской мысли возникли многочисленные утопические концепции, которые отличались от религиозных уверенностью в том, что будущее зависит от активности человека и определяется его действиями. Утопический подход к проблеме будущего был субъективно научным. Он опирался на знания, а не на веру, но не был основан на закономерностях развития природы и общества и поэтому создавал теоретические конструкции желаемого, идеального будущего человечества, оказывающиеся в непримиримом противоречии с действительностью при попытках их реализации. Тем не менее, эволюцию утопизма, неотделимую от важнейших, переломных этапов истории, часто рассматривают как реакцию на состояние общества на разных стадиях его развития, а утопический подход как метод решения проблем настоящего и будущего.

Осмысление проблемы будущего выходит на новый уровень, с осознанием того, что история - это непрерывный процесс, который обладает определенными закономерностями и базируется на принципе прохождения трех временных состояний: прошлого, настоящего и будущего. К середине 1-го тысячелетия до н.э. появляется необходимость философского анализа феномена «будущего» и определение статуса этого понятия в системе категорий науки. Будущее рассматривается с одной стороны - как специфическое состояние времени, вытекающее из настоящего и имеющее корни в прошлом, с другой - как период в формировании общественной системы, напрямую зависящий от свойства человеческой активности. Зарождается философский подход к проблеме будущего - «предвидение будущего как следующей стадии развития природы и общества в рамках познанных общих закономерностей этого развития» [106, с. 22]. При этом познание закономерностей исторических этапов и поиск факторов, благодаря которым происходит их смена, постепенно привело к созданию трех ключевых концепций развития общества.

Концепция регресса от «золотого века» к гибели культуры (Сенека, Цицерон, Вергилий, Тибулл, Овидий), концепция циклов подъемов и спадов культуры в системе повторяющихся стадий развития (Полибий), концепция прогресса от низшего к высшему (Лукреций) [17, с. 14]. При этом, как отмечает Бестужев - Лада, концепции регресса и циклов долгое время оставались господствующими, так как первая была следствием процесса разложения родового строя и возникновения классового общества, а вторая обусловливалась медленными темпами прохождения исторических этапов. К тому же, клерикализм средневековья на несколько веков подавил формирование всех теорий исторического развития [17, с. 15]. Для становления идей прогресса требовался новый уровень философского мышления.

До середины XVII века время воспринималось как ожидание предстоящего конца, мыслимое будущее простиралось лишь до Страшного суда, свершающегося уже за рамками истории. Люди делали свои расчеты будущего и выстраивали свою деятельность исходя из них. Однако подобная практика осуществлялась в границах христианской идеологии, допуская умозаключения о будущем на основании прошлого. Переход от прежнего опыта к ожидаемому будущему опирался на представления о неизменной структуре мира.

Постепенно возникает принципиально иное восприятие времени, при котором центральными, доминантными становятся понятия «совершенствование» и «прогресс». Одни философы пытались связывать это с божественным провидением (Лейбниц, Лессинг), другие опирались на материальные аспекты (Бэкон, Декарт, Спиноза). Закрепляется отношение к прогрессу, как к совершенствованию разума под влиянием различных внешних факторов (Тюрго, Годвин) [17, с. 15]. Этот этап философского отношения к будущему связан с пониманием роли прогнозирования в процессе эволюции общества. Он характеризуется осознанием следующих положений: во - первых, прогнозы и попытки предвидения будущего - это неотъемлемое свойство человеческого мышления и творческой деятельности в любой исторический период, во - вторых, предвидение основано на непрерывности истории, оно полагается на тенденции и закономерности исторического процесса, в котором будущее есть результат прошлого, в третьих, прогностический подход особенно актуален в кризисные, переломные эпохи и необходим для определения перспектив человечества и создания ориентиров для формирования общества. Складывается тип исторического мышления, в котором будущее присутствует как потенция развития.

К XVIII веку будущее становится предметом сознательных размышлений и эмпирически обоснованного видения. Анализируя этот период с позиции восприятия времени, известный современный историк Франсуа Артог пишет о переходе человеческого сознания от времени замкнутого ко времени разомкнутому [9]. На примере работ французского писателя Франсуа Рене де Шатобриана «Исторический опыт о революциях древних и новых» 1797 года и «Путешествие в Америку» 1827 года, Артог отмечает, что в первой книге Шатобриан исходит из классической теории «истории-наставницы», в рамках которой исторические образцы ценятся выше, чем случайные уникальные события. Его намерение с помощью анализа революций прошлого постичь сущность революций будущего, показывает отношение к истории, как к замкнутой цепочке повторяющихся событий. В 1827 году Шатобриан подвергает свои прежние взгляды значительному пересмотру. Представление о том, что человеческий ум существует в пределах одного замкнутого круга, сменилось верой в безграничные возможности человеческого сознания, бесконечно раздвигающего границы познавательной деятельности и образующего вокруг себя целые слои концентрических кругов [9].

Футуристическая идеология в системе прогнозирования. Практика осуществления модернизационных процессов на основе социальной утопии в начале XX века

Футуризм стал первым течением мирового художественного авангарда XX века, провозгласившим целью искусства - материальное создание вещей. Стремясь к рационализации творчества с опорой на фундаментальные науки, футуризм видел предназначение художника в делании полезных и целесообразных вещей, выступая за сознательное творческое отношение к процессу, в результате которого художественность будет влита в саму выработку предмета [21]. Отличаясь крайним антиисторизмом и радикализмом, футуристы решительно поставили вопрос о разрушении искусства созерцательного, требуя искусства-производства, окончательно порывая с характерной «для моррисовского направления связью перспективных социально-эстетических концепций с духом историзма» [32, с. 34]. При этом «борьбу против старого искусства они понимали, как разрушение форм старого быта», пишет П.С. Коган, - «удар по эстетическому вкусу был лишь деталью общего намечавшегося удара по быту» [54, с. 96]. Центральное место в этом процессе занимает «гипертрофированная фигура художника, во многом повторяющая образ «сверхчеловека» Ф. Ницше» и символизирующая преобразователя и конструктора мира [111, с. 131].

Появление образа художника - творца имеет определенную историческую и этическую обоснованность. Промышленная революция вызвала организационное вычленение проектирования в самостоятельную сферу деятельности, сконцентрированную на преобразовании предметного мира. А изобретение радио, телеграфа, кино, открытия Эйнштейна, Планка, Морзе, Эдисона на фоне всеобщей индустриализации способствовали тому, что представители технической интеллигенции, в частности, архитекторы и проектировщики, стали восприниматься обществом как основные носители прогресса. Таким образом, в эпоху промышленного подъема в буржуазном сознании происходит выделение специфической социальной группы, связанной с профессиональной проектной деятельностью, цель которой - формирование теоретических и практических представлений о способах проектирования, направленных на создание предметно-пространственного окружения новой эпохи. Первым авангардным течением, проявившим себя в предметной сфере, стал футуризм [62, с. 110]. В его идеологии нашли свое место основные компоненты проектно-прогнозного мышления. Они широко представлены в манифестах, как наиболее организованном жанре футуристического искусства, и визуализированы в ряде урбанистических проектов.

Футуристическая утопия Ф.Т. Маринетти, видевшего цель существования современного поколения в развитии техники и промышленности, как проект социальной системы будущего, получила поддержку в общественном сознании. «Кончилось господство человека. Наступает век техники», - прогнозировал Маринетти, и, популяризируя оптимистическое отношение к возможностям индустриальной эпохи, провозгласил целью искусства отражение новой действительности в ее материальном воплощении, возлагая на искусство роль модернизатора, способного перестроить реальность в соответствии с новыми идеалами. Отрицание прошлого и разрыв с культурными стереотипами в пользу построения будущей машинной цивилизации, в которой социокультурный уровень определяется уровнем развития технологий, обеспечило футуристам широкий выход в политику, а апология технического прогресса стала основой эстетики мегаполиса будущего. Художественная жизнь футуризма протекала в русле осмысления процессов урбанизации, а вопросы развития и организации социума рельефно отражались в многочисленных теоретических и проектных разработках. Первые архитектурные манифесты футуризма - «Строение атмосферы. Основы для футуристической архитектуры» Э. Прамполини 1914 г., «Футуристическая архитектура. Манифест» У. Боччони 1914 г., «Манифест футуристической архитектуры» А. Сант Элиа 1914 г. провозгласили активное вторжение техники в традиционное мироощущение человека, изменение ценностных и эстетических ориентиров и утверждение внешних признаков технической цивилизации - урбанизации, «машинообразности» форм, конструктивности и рационализма - в качестве элементов новой культуры. Ориентируясь на преобразование быта и универсальный динамизм, архитекторы-футуристы не ставили перед собой цель решить строительные или инженерные задачи. Предъявляя архитектурные требования «не только к зданиям, но и к любой вещи, любому человеку и его лицу» [26, с. 130], прорабатывая концепции жизнеустройства, занимаясь построением пространства, производством и организацией новых форм, они противопоставляли истории архитектуры новую футуристическую архитектуру и формировали эмотивно-эстетический образ футуристического человека и общества будущего.

Разработки футуризма, рассматриваемые как практика осуществления модернизационных процессов на основе социальной утопии, условно разделяют на «прогностически-утопические и функциональные» [38, с. 22], определяя характер и направленность преобразований, а также их социальный контекст. При всем многообразии авторских концепций футуризма, каждая из которых может быть отдельно проанализирована с позиций проектного прогнозирования, их объединяет желание установить ценностное соотношение между формой, обществом и средой, используя новые ресурсы, предоставленные наукой и механикой. Утопические воззрения футуристов, подкрепляемые идеей тотального искусства, подводят их к потребности реального моделирования социального устройства и стимулируют художественно-конструкторское мышление. Тема жилья, городского окружения, проблема взаимодействия внутреннего и внешнего пространства, поиск новых приемов формообразования, образа и морфологии архитектурных объектов, приобретают ключевое значение в их творчестве, открывая новые направления проектно-прогностической деятельности.

Дизайн - прогнозирование в контексте концептуализации проектной культуры во второй половине XX века

Проблема освоения, актуализации и оптимизации продуктов проектного прогнозирования встроена в сложную многоуровневую структуру формообразования. Идентификация объекта в перспективе его дальнейшего развития происходит при взаимодействии объемно-пластической, вещественной конфигурации формы со средой, с учетом ее технологических, социальных, культурных и стилевых изменений, улавливаемых в настоящем и экстраполируемых проектировщиком в будущее. Анализ практических действий проектировщика показывает, что проектирование, ориентированное на 5-10 лет, сохраняет связь формообразования с существующими технологическими ограничениями и видами общественных отношений. Для проектирования, не предназначенного для немедленной реализации, эта связь теряет свою актуальность. Ориентация на дальние временные дистанции вынуждает проектировщика использовать методы конструирования и моделирования на основе экстраполяции с целью создания концептуальной модели, обладающей идеальными характеристиками. Долгосрочное проектное прогнозирование - 10 -20 лет характеризуется выработкой не объектов, а инноваций, осмыслением новых функций. Сверхдолгосрочные и бессрочные прогнозы рассчитаны на производство идей, на создание новых социальных отношений, на пересмотр структурных взаимосвязей между средой, ее элементами и человеком.

Эффективное освоение и развитие дизайном долгосрочного и сверхдолгосрочного проектного прогнозирования происходит за счет получения значительного массива прогнозной информации из различных областей. Это подразумевает целостное обобщение опыта, методологии и достижений проектирования, а также заимствование методов построения формы, сформированных в технике и инженерии. Одним из главных аспектов в развитии проектного прогнозирования является научная обусловленность формообразования, вызванная потребностью в установлении взаимосвязи концептуальных оснований проектного прогнозирования с наукой и философией для преодоления недоверия к нему со стороны фундаментальных наук. Ключевыми способами освоения науки на формообразующем уровне в контексте проектного прогнозирования являются бионическое, экспериментальное, технологическое (сценарно-прогностическое) и интегральное формообразование.

Практическое применение бионического подхода в проектном прогнозировании связано с использованием знаний о живых системах в целях разрешения технических проблем человечества. Классическим образцом теоретического изучения биологических объектов стали научные труды XIX века русского ученого и инженера Н.Е. Жуковского, который проделал глубокий анализ общих принципов функционирования организмов и механизмов, установил математические аналоги между функциями животных и работой технических устройств. Наибольшее количество механизмов, построенных в соответствии с функциями живых организмов, пришлось на долю летательных аппаратов. В 1930 -ые годы советский художник В.Е. Татлин построил аппарат «Летатлин», который представлял собой механическую птицу, управляемую человеком. Изобретатель П.В. Митурич спроектировал летательный аппарат «Парабола» и «волновик - дирижабль», движение которого осуществлялось за счёт волнового, как у рыбы, изгибания корпуса путём последовательной перекачки газа по соответствующим отсекам. При создании наземного транспорта применялся принцип передвижения организмов - аппараты «Скакунец» и «Гусеница». Решение проблем аэродинамики сопровождалось поиском оптимальной конструкции кузова - кузов автомобиля в форме рыбы А. Дюбонне. Немецкий авиаконструктор XX века Г. Хертель создал модели судов, которые оснащены установками, копирующими движения хвостового плавника рыб и жгутика одноклеточных организмов. Основоположник современного биодизайна Л. Колани в концептуальных проектах транспортных средств использует ассоциативно-образную передачу пластических особенностей тел млекопитающих, сочетание аэродинамических и био-морфных принципов формообразования в его работах выступает как выразительное средство и как цель проектирования. Прямое копирование природных аналогов также оправдано в современной науке - на основе анализа ДНК пауков в XXI веке создан искусственный аналог шелковидной паутины.

По способу освоения структурных и конструктивных особенностей биологических аналогов представляют интерес био-конструкции, построенные на принципе комбинаторики с использованием модульных элементов. Изучая строение морских микроорганизмов, Р. Ле Риколе в 1960 -ые создал ряд универсальных конструктивных ячеек. Исследуя фазы изменения природных структур, японские метаболисты разрабатывали возможность изменения форм и структур предметно-пространственной среды. В урбанистическом проекте конца 1960 -х архитектора А. Сибуи воплотился принцип растущей архитектуры, количество и состав подвешенных пластмассовых многофункциональных капсул регулировался в соответствии с потребностями семьи.

Интенсивное внедрение в инженерную практику бионических исследований и накопившийся фактографический материал послужили импульсом для возникновения архитектурной бионики. Основным методом в архитектурной бионике является метод функциональных аналогий, или сопоставление принципов и средств формообразования архитектуры и живой природы. Методическая схема процесса освоения природных прототипов разработана архитектором Ю.С. Лебедевым. В 1960 -ые французский архитектор П.-Ж. Грийо представил концептуальный проект города «Аквила» в форме древесного листа с прожилками - коммуникациями научно-исследовательского центра и аэропортом в центре. Системное бионическое проектирование потребовало интеграции знаний специалистов из различных областей. Принципы системного бионического проектирования отражены в концепциях футуродизайна XXI века -«City in the Sky» болгарского архитектора Ц. Тошкова, «Lilypad» и «Dragonfly» бельгийского архитектора В. Каллебо, реализованы в проекте «Gardens by the Bay» в Сингапуре. Бионическое понимание архитектуры и теория органопроекции нашла отражение в творчестве Ле Корбюзье. Главная идея органопроекции - возможность показать и обосновать необходимость выхода человека за рамки своих естественных возможностей, получила свое развитие с выходом человека в космическое пространство. Экстраполяция принципов органопоекции в область футуродизайна позволяет моделировать космические корабли, представляющие собой полностью бионическую систему, органически связанную с человеком.

Начиная с 1970 - ых в период интенсивного бионического проектирования сложилась концепция «биодизайна» как метода оптимального проектирования биотехнических систем и элементов, обладающих антропоцентрической направленностью, выраженной в их эстетическом совершенстве [43]. Биодизайн, сформированный на базе естественных и инженерно-технических дисциплин, синтезирует накопление знаний в биологии, биохимии, физиологии, кибернетике, радиотехники и других областях. Сфера объектов биодизайна определяется характером главных направлений технической бионики - биоморфологии, биомеханики, нейробионики, бионической урбанистики и зависит от видов проектируемых структур и функций. К объектам биодизайна относятся биомашины или биоустройства, их проектирование предполагает проведение работ от проектной идеи, через поиск аналогов в природе по сходству функции к созданию экспериментальной модели, которая представляет собой промежуточную форму между организмом и механизмом. На современном этапе биодизайн - перспективное направление развития дизайнерского планирования и прогнозирования, что подтверждено исследованиями Л. Жерардена, Ю. С. Лебедева, Т.Н. Фурсовой, В.Ю. Медведева. Это позволяет сделать вывод о необходимости включения в методологию проектного прогнозирования биофизических дисциплин, а также принципов бионического формообразования в арсенал научных дисциплин, обслуживающих проведение художественно -конструкторских разработок многочисленных объектов и комплексов предметного мира. В XXI веке бионическое моделирование является инструментом непосредственного решения практических задач. «Бионическое формообразование объектов по принципу контраста» включено в курс «Макетирование» кафедры промышленного дизайна МГХПА им С.Г. Строганова. Задание «Разработка антропоморфного механизма» курса «Основы проектной графики» под руководством Н.В. Жданова, М.А. Червонной направлено на освоение особенностей структурного формообразования, механики и кинематики человеческого организма в проектировании искусственной системы - модели робота определенной профессии. В задании «Экзоскелет» проектируется устройство, предназначенное для увеличения силы человека за счёт внешнего каркаса, повторяющее биомеханику человека для пропорционального роста усилий при движениях. С целью выхода на проектную работу при разработке устройства подразумевается использование перспективных технологий будущего - CognoTechnology - нейронаука, нейроинтерфейс и InfoTechnology -искусственный интеллект, машинное зрение.

Перспективы проектного прогнозирования в контексте современной парадигмы дизайна

Постановка и решение задач третьей группы формирует прогнозно -проектное поле, адаптируя продукт проектного прогнозирования, обладающий новым уровнем культурных ценностей, к среде с учетом ее последовательных изменений во времени.

Как вид профессиональной деятельности проектное прогнозирование развивается в промышленно ориентированных странах. Практика разработки перспективных прогностических дизайн - проектов стала фактически неотъемлемой частью общих социокультурных и научно-технических процессов и неуклонно расширяется. Появляются специализированные издания, посвященные прогностическому дизайну, выпускаются книги. Разработки, выполняемые штатными дизайнерами промышленных фирм, независимыми дизайн - бюро, исследовательскими центрами и институтами преодолевают порог секретности, становятся доступными, обретают популярность. Организуются специализированные дизайн - бюро и дизайн - агентства инноваций - в 2007 г. открылось российское агентство «Lumiknows», специализирующееся на проведении дизайн - исследований и разработке новых продуктов на основе дизайн - методологии и креативного дизайнерского мышления. Регулярно проводятся конкурсы, посвященные тематике будущего. TANCHER DESIGN AWARD 2008 - открытый творческий конкурс на разработку коммуникационного устройства будущего «Hello future», был организован корпорацией TANCHER -экспертом в области промышленного дизайна электронных устройств.

Международный творческий конкурс для студентов на тему летательных аппаратов будущего, организованный NASA в 2011 г., приглашал к участию в разработках концепций аэротехники будущего для полетов на Земле или в Космосе студентов профильных ВУЗов со всего мира: архитекторов, дизайнеров, инженеров, художников. В 2014 г. проводится Третий Всероссийский конкурс инновационных проектов «Архитектурный образ России», который открывает возможность для молодежи предложить свои идеи при создании будущего архитектурного образа России, а также Международный архитектурный конкурс «Designing the future» и многие другие. В этом же году современные инновационные компании - Autodesk, 3D Bioprinting Solutions и Can Touch объявили о старте конкурса для талантливых художников «3D - ДИЗАЙН БУДУЩЕГО».

Тема будущего в дизайне подразумевает преодоление границ, расширение реального и виртуального пространства, выход в новые измерения, футурологические эксперименты. В 2014 г. Центр образовательных разработок СКОЛКОВО выпустил на основании экспертных исследований «Атлас новых профессий» - альманах перспективных отраслей и профессий. Московская школа управления СКОЛКОВО и Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) организовали Конкурс работ молодых художников «Профессии будущего. Работа в будущем» для представления перспективы профессиональной реальности будущего в работах современных дизайнеров и художников. В рамках конкурса на площадке бизнес - школы СКОЛКОВО организовано сопоставление экспертного и художественного мнения на тему прогнозирования труда и профессий будущего. В мае 2014 г. студенты и преподаватели кафедры промышленного дизайна МГХПА им. С.Г. Строганова приняли участие в ежегодной городской акции «Ночь в музее» с дизайн - концепцией «Футурогород», включающей концептуальный проект городской транспортной системы, проект системы полива засушливых территорий, концепцию экзоскелета, урбанистическую концепцию промышленного города. В рамках паблик - арт проекта «Контекст обитания» в мае - августе 2014 г. студентами кафедры была выполнен проект биоробота, эко - механизма с дистанционным управлением «Branny Scout», выполняющего функцию исследования территории.

Широкий диапазон внешних целей и задач проектного прогнозирования подразумевает масштабную профессиональную подготовку в этой области. Систематическое и специализированное отношение проектного прогнозирования к воспитанию дизайнеров - новаторов, дизайнеров - изобретателей, дизайнеров -прогнозистов, способствует преодолению традиционной, в том числе педагогической практики проектирования прототипа с ориентацией на производственные технологии. Это особенно важно для становления профессионального мировоззрения дизайнера, так как именно в области дизайн -прогнозирования развивается социальная и творческая интуиция специалиста, формируются такие важнейшие черты, как умение фантазировать, предвосхищать и анализировать проблемы, моделировать сценарии и ситуации, находить нетривиальные решения, развивается стремление к инновациям. В связи с этим четвертую группу задач проектного прогнозирования составляют внутренние задачи.

1. Освоение и развитие проектного прогнозирования в дизайне, создание информационной, концептуальной и теоретико-методической базы. Изучение и трансформация имеющихся средств и методов прогнозирования в дизайне, совершенствование и модернизация методологии.

2. Подготовка специалистов - развитие творческого концептуального мышления, формирование у дизайнера способности к определению перспективных целей и задач профессии, воспитание моральной ответственности дизайнера перед будущим. Популяризация профессии дизайнера - прогнозиста.

3. Своевременное обеспечение специалистов оперативной вербальной и визуальной информацией, доступ к системам автоматизированного прогнозирования и проектирования, освоение инноваций, поощрение творческих инициатив.

4. Привлечение к проектному прогнозированию любых заинтересованных субъектов, частных лиц и организаций, учебных заведений, научно-исследовательских институтов, союзов, промышленных компаний, лабораторий. Участие в проектах и организация выставок, конкурсов, семинаров, конференций. Получение заказов от промышленности на перспективные разработки и программы, активизация в этом направлении деятельности творческих союзов, образовательных учреждений. Введение проектного прогнозирования в образовательный процесс, курсовое и дипломное проектирование, привлечение внимание общественности, приглашение спонсоров.

Основой образования проектировщика, профессионально занимающегося проектным прогнозированием, должно быть развитое образное, концептуальное, композиционное и пространственное мышление, чувство формы, материала, способность к моделированию и организации творческого процесса в соответствии с поставленной задачей. Ключевое значение имеет общий художественно - культурный и интеллектуальный уровень развития, умение владеть многообразными средствами выражения мысли и техниками проектирования, ориентироваться в политической, экономической и социально -культурной ситуации, в вопросах экологии, технологии, экономики, производства, чувствовать тенденции развития науки, техники и искусства, знать основы материаловедения и тектоники организации формы.

Осознание проектировщиком ценностей, лежащих как внутри, так и за пределами его профессии, с целью формирования образа человека будущего, находящегося на пересечении времени и пространства с предметной реальностью, способствует преодолению традиционного отношения к прогнозированию в дизайне, как к механическому сложению уже сформировавшихся направлений. Новый вид проектного прогнозирования связан с решением и постановкой нового типа предметных и проектно - средовых задач, направлен на модернизацию и инновации, опирается на архитектуру и известные формы дизайна, но отличается по характеру обеспечения процессов, по ходу и выявлению проектных задач, по морфологическим и профессиональным приемам. Возникают новые субъекты проектной деятельности, которые и формируют предмет и объект проектного прогнозирования, разрабатывают специфические методики. В результате - новый сложный синтез и многоуровневая структура целостной среды, открывающая новые пути для формирования пространства будущего, его динамического развития и взаимодействия с обществом.

Похожие диссертации на Проектное прогнозирование в дизайне: от идеи к формообразованию