Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Разработка современных дизайн-объектов с применением трикотажа Савельева Александра Сергеевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Савельева Александра Сергеевна. Разработка современных дизайн-объектов с применением трикотажа: диссертация ... кандидата Технических наук: 17.00.06 / Савельева Александра Сергеевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна], 2017.- 352 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Трикотаж, дизайн трикотажа и трикотаж в дизайне: состояние исследуемого вопроса 11

1.1. Краткий обзор литературных источников и состояния изученности проблемы 11

1.2. Термины и определения 15

1.2.1. Трикотаж 15

1.2.2. Дизайн 17

1.2.3. Трикотаж в дизайне 20

1.3. Истоки и основные положения технологии трикотажа 23

1.3.1. Ручное вязание 23

1.3.2. Машинное вязание 25

1.3.3. Переход от ремесла к дизайну 28

1.4. История и современность трикотажной одежды 31

1.4.1. Свитер как один из самых распространенных видов классической трикотажной одежды 32

1.4.2. Трикотажное платье: от классики к современности 37

Выводы по главе 1 41

Глава 2. Графические приемы построения композиции при художественном оформлении трикотажных полотен 42

2.1. Художественные приемы построения композиции 42

2.2. Разнообразные графические приемы и их применение в разных областях дизайна 48

2.2.1. Применение линейно-графических композиций в дизайне на примере творчества Оттавио Миссони 48

2.2.2. Геометрические фигуры в узоре Аргайл и его использование в разных областях дизайна 53

2.2.3. Значение модульных композиций в дизайне на примере узора Пье Де Пуль 63

2.2.4. Возможности использования фактуры и текстуры трикотажного полотна в художественном проектировании на примере узора Аран 70

Выводы по главе 2 79

Глава 3. Трикотаж в мировой практике и введение его в современное дизайн-проектирование 80

3.1. Функциональное назначение трикотажного полотна 80

3.2. Особенности строения трикотажа и свойства, позволяющие использовать его при создании объектов сложной пространственной формы 80

3.3. Области применения трикотажа и его внешнего вида в дизайне 97

3.3.1. Применение трикотажного полотна в современном дизайне пространственной среды 97

3.3.2. Использование трикотажного полотна в промышленном дизайне 116

3.3.3. Стирание границы между искусством и дизайном на примере трикотажных арт- и дизайн объектов 129

3.3.4. Современные световые технологии и трикотаж 135

3.3.5. Проникновение внешнего вида трикотажа в современные тенденции графического дизайна и графического дизайна в трикотаж 158

3.3.6. Трикотаж и фотография 189

Выводы по главе 3 207

Глава 4. Применение трикотажа в практических задачах дизайн-проектирования 208

4.1. Особенности проектирования рисунков на трикотажном полотне, используя эффективные приемы графического дизайна 209

4.1.1. Разнообразие цветовых решений при использовании модульных композиций на трикотаже с кругловязальных машин 209

4.1.2. Формирование цветных рисунков в полотнах жаккардовых переплетений на плосковязальных автоматах 214

4.1.3. Разработка трикотажных полотен, опираясь на базовые приемы графического дизайна 220

4.1.4. QR-код как информационно-графический рисунок на трикотаже 239

4.2. Практические разработки на стыке трикотажа и графического дизайна 249

4.2.1. Анализ построения модульной композиции – узор Пье де Пуль 249

4.2.2. Особенности проектирования фирменного знака 256

4.2.3. Комплексное графическое решение при разработке фирменного стиля 260

4.2.4. Применение графических приемов при проектировании трикотажного плаката 262

4.3. Применение фотографических приемов для создания фотоизображений трикотажного полотна 266

4.3.1. Фотоформы, трикотажные фотоформы, их особенности и применение на практике 266

4.3.2. Графические эффекты в фотографии, полученные при помощи трикотажных структур 270

4.4. Использование трикотажа в арт-объекте 296

Выводы по главе 4 399

Заключение 300

Библиографический список 301

Приложение А 321

Введение к работе

Актуальность работы. В последние десятилетия трикотаж все активнее внедряется в самые разнообразные области дизайна, выходя за пределы классического применения – создания одежды. На современном этапе проектной культуры трикотаж усложняется по своей структуре, используются новые свойства данного материала. Тяготение дизайнеров к применению трикотажа становится все более очевидным благодаря тому, что трикотажное полотно демонстрирует широкий спектр возможностей материала, который за счет своих технологических особенностей позволяет решать сложные дизайнерские задачи. Очевидно, что отечественное дизайн-проектирование не может оставаться в стороне упомянутого процесса. Необходимо проанализировать описанное явление, систематизировать разрозненные факты, предложить приемы проектирования дизайн-объектов с применением трикотажа, и дать тем самым инструмент для отечественного дизайн-проектирования, позволяющий создавать высокотехнологичные объекты, выдерживающие самую серьезную конкуренцию на мировом рынке.

При анализе существующих классификаций видов дизайна были выделены базовые области дизайна, в которых трикотаж или его внешний вид используется чаще всего: средовой, промышленный (предметный) дизайн, арт-дизайн и графический дизайн.

Существующее понятие «Дизайн трикотажа» относится к дизайну костюма и данный термин не в состоянии охватить явление проникновения трикотажа и его внешнего вида в базовые области дизайна. В работе предлагается ввести термин «Трикотаж в дизайне» по аналогии с английским термином «Knitting design» с целью описания изучаемого явления. Данное понятие не является характеристикой самостоятельного вида дизайна, а лишь определяет место трикотажа в базовых областях дизайна.

Степень теоретической изученности темы. Вопросы расширения дизайн-направлений, анализ влияния одного вида дизайна на другой, взаимопроникновение средств художественного воздействия вызывают все более пристальный интерес у теоретиков и практиков. Однако такой объект междисциплинарного взаимодействия как трикотаж, формирование которого происходит под влиянием различных областей дизайна, остается малоизученным. В рамках настоящей работы было выявлено значительное количество исследований, которые ориентированы лишь на технологию трикотажа, его историю и художественное проектирование рисунка полотна. Современных отечественных работ на междисциплинарном уровне обнаружено мало и незначительное количество исследований обращено к анализу форм объекта. В зарубежных исследованиях более подробно описано использование трикотажа в дизайне, но работ, которые включают широкий спектр дизайн-направлений немного. Влияние трикотажа на графический дизайн и графического дизайна на трикотаж рассматривается в исследованиях очень редко.

Целью настоящей работы является анализ современной практики дизайн-проектирования, в которой применяется трикотаж или его внешний вид, и разработка на данной основе объектов дизайна.

Задачи исследования

  1. Проанализировать современную практику создания дизайн-проектов, в которых используется трикотаж или его внешний вид.

  2. Систематизировать дизайн-объекты разных областей дизайна, в которых применяется трикотаж.

  3. Установить характеристики трикотажа, которые необходимо учитывать при проектировании дизайн-объектов.

  4. Разработать дизайн-объекты на основе проведенного анализа.

Объектом исследования является трикотаж как материал, открывающий новые возможности в практике дизайн-проектирования. Проекты для анализа включались в рассмотрение при обязательном соблюдении следующих условий: проект опубликован в научных изданиях зарубежной или отечественной литературы; информация о проекте опубликована не менее 3-х раз в разных источниках; проект отвечает критериям профессиональных дизайн-объектов; дизайнер, который создал дизайн-объект, имеет официальный сайт; проект был представлен на выставке международного уровня; дизайн-объект продается в крупных дизайн-галереях и магазинах; дизайн-проект применяется для оформления магазинов, витрин, выставочного пространства.

При разработке объектов дизайна автором применялись: серийно выпускаемые вязальные машины и автоматы; машинно-ориентированное программное обеспечение; наиболее распространенные виды переплетений и сырья.

Предметом исследования являются дизайн-объекты базовых областей дизайна (средового, промышленного, графического и арт-дизайна), в проектировании которых используется трикотаж или его внешний вид.

Границы исследования. Географические рамки исследования: Англия, Япония, Евросоюз (в первую очередь, Италия, как основной центр развития направления «трикотажа в дизайне»; это обусловлено тем, что Италия является одним из мировых лидеров трикотажной индустрии и дизайна). Хронологические рамки исследования обусловлены широким проникновением трикотажа в базовые области дизайна: нижняя граница соответствует времени всплеска интереса к трикотажу в середине XX века, а верхняя определяется 2016 годом, текущим годом завершения исследования. Технологические рамки исследования – кулир-ный и основовязаный трикотаж главных, производных, комбинированных, рисунчатых переплетений, однофонтурные и двухфонтурные машины.

Методы исследования. Теоретическое исследование заключалось в анализе существующих дизайн-проектов и изучении возможностей трикотажного оборудования и свойств трикотажа. Экспериментальные исследования сводились к проектированию и вязанию образцов трикотажа на машинах с механическими и электронными системами узорообразования, применялись компьютерные программы управления режимом вязания «Сирикс» и «М1+». При создании фотографических композиций с использованием внешнего вида трикотажа профессиональное фотооборудование (фотокамера Canon 50D, объектив Canon 1224mm, Tamron 70-200mm), световое оборудование (светодиодная LED лампа BOLING BL-2250), сканер HP DESKJET 25 46.

Научные результаты исследования

1. Определено понятие «Трикотаж в дизайне» и предложено ввести его в теорию и практику дизайна.

  1. Установлены характеристики трикотажного полотна, которые дают возможность применять данный материал при проектировании широкого спектра дизайн-объектов.

  2. Выявлена роль коэффициента соотношения плотностей трикотажа в формировании геометрического рисунка на полотне и методика учета этого параметра в создании информационного рисунка (QR-кода).

Научная новизна исследования.

  1. Впервые изучено явление широкого проникновения трикотажа и использование его внешнего вида в дизайн.

  2. Проведено комплексное изучение дизайн-объектов базовых областей дизайна, выполненных на основе трикотажа или его внешнего вида.

3. Введены в научный оборот термины: «Трикотажное граффити», «Трико
тажный плакат», «Информационный узор», «Фотоформы», «Трикотажные
фотоформы»
.

  1. Созданы классификации дизайн-объектов по следующим направлениям: способы применения трикотажного полотна в дизайне пространственной среды; мебель, изготовленная с применением трикотажного полотна; трикотажные арт-объекты; форм сочетания световых технологий и трикотажа; виды QR-кода; классификация фотоформ и трикотажных фотоформ.

  2. Выявлены основные характеристики трикотажа, объясняющие широкое использование данного материала в дизайн-проектировании.

  3. Сформулированы подходы, позволяющие без искажения переносить графический рисунок на трикотажное полотно и считывать с полотна закодированную информацию.

7. Систематизирован и введен в научный оборот изобразительный материал,
отражающий проникновение трикотажа и его внешнего вида в базовые области
дизайна.

Практическая значимость исследования выражается в создании дизайн-проектов на стыке разных областей дизайна по направлениям: Особенности проектирования рисунков на трикотажном полотне, используя эффективные приемы графического дизайна; проникновение внешнего вида трикотажа в графический дизайн. Методика перенесения графических объектов на полотно без искажения рисунка при механических и электронных системах узорообразо-вания; принципы использования модульных композиций при проектировании жаккардовых рисунков; правила формирования считываемого вязаного QR-кода; приемы использования трикотажа в фотографии, рекламном плакате и фирменном стиле рекомендованы дизайнерам-практикам в качестве справочного материала.

Они включены в курсы лекций для студентов направлений 54.03.03 «Искусство костюма и текстиля» (дисциплины «Графическое проектирование», «Общая композиция» и «Технология тикотажа»), 54.03.01 «Дизайн» (дисциплины «Графический дизайн в рекламе», «Проектирование», «Искусство фотографии») СПбГУПТД и изложены в двух учебных пособиях.

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались, обсуждались и получили положительную оценку:

на Международной научно-практической конференции «Дизайн и медиатехно-логии: история, теория, образование и бизнес», СПб. (2016);

на Первой международной научной конференции «Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика», СПб. (2016);

на Международной научно-практической конференции «Графический дизайн: история и тенденции современного развития», СПб. (2016, 2017);

на Петербургском текстильном коллоквиуме (2015);

на Всероссийских научных конференциях молодых ученых «Инновации молодежной науки» СПб. (2012, 2013, 2015, 2016, 2017);

на Международной выставке-конкурсе молодых дизайнеров «Поколение Next», СПб. (2015, 2016, 2017);

на Международных летних практиках и семинарах в Свободном университете Боцен-Больцано, Италия (2010, 2013, 2014, 2015, 2016);

на Международной выставке «Диалог», СПб. (2013, 2016, 2017), Иматра, Финляндия (2015, 2017);

на выставке «Фотомодуль», СПб. (2010);

на расширенном заседании кафедры технологии и художественного проектирования трикотажа СПбГУПТД (2015, 2016, 2017).

Публикации. Материалы диссертации отражены в 22 публикациях, из них 4 статьи в рецензируемых журналах, входящих в «Перечень…» ВАК РФ, 2 учебных пособия и монография.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы из 250 наименований, 1 приложения. Диссертация имеет 197 стр. текста основного содержания, включает 245 рисунков на 78 страницах, 46 таблиц на 27 страницах, библиографический список на 19 страницах, приложение на 31 страницах. В приложении представлены акты внедрения, дипломы участника и лауреата выставок, конкурсов.

Свитер как один из самых распространенных видов классической трикотажной одежды

Свитер имеет богатую историю становления в дизайне моды. В переводе с английского языка sweater образовано от глагола to sweat, что обозначает «потеть» [57]. Первое широкое применение вязаный шерстяной свитер нашел в конце XIX века в Европе как одежда для похудения. Врачи рекомендовали заниматься физическими упражнениями в свитере, который, увеличивая потоотделение, способствовал сжиганию жира. Благодаря этому свитер получил данное название. Выше сказанное позволяет сделать вывод, что свитер является одним из первых образцов медицинского трикотажа.

Свитером принято называть – предмет вязаной одежды для верхней части тела без застежек, с длинными рукавами и характерным высоким двух- или трехслойным воротником, облегающим шею [3]. Фасон свитера сформировался к середине XIX века на основе традиционной повседневной одежды жителей Северной Европы. Первые свитера создавались для рыбаков и моряков Ирландии и Шотландии в начале XX века, которым была нужна теплая, практичная, защищающая от дождя и брызг одежда (рис. 1.18) [67]. Ирландский свитер имел свой отличительный узор. Свитер крупной вязки с переплетающимися рельефными узорами (косички, жгуты, шестигранники, ромбы и др.). В ранний период этот узор, получивший название Аран, не имел особого значения в моде, и являлась атрибутом одежды бедняков. Спустя годы стиль Аран получил широкое применение в разных областях дизайна и на сегодняшний день его часто можно увидеть в последних модных коллекциях «от кутюр» таких как А. МакКуин (рис. 1.19), М. Корс (Michael Kors), Баленчига (Balenciaga), А. Берарди (Antonio Berardi), П. Леунг (Pamela Leung).

С течением времени свитера проникают в разные сферы деятельности человека и находят свое особое применение. В связи с развитием спортивных развлечений в начале XX века свитер получил распространение как спортивная одежда. Свитера пользовались большой популярность в зимних видах спорта, таких как лыжи и коньки. К «лыжным свитерам» часто относят свитера с традиционным скандинавским рисунком. Вязаные свитера украшали геометрическими орнаментами, стилизованными изображениями животных и растений и были выполнены в определенной цветовой гамме, в частности скандинавские свитера.

Свитера проникают и в другие виды спорта, например в гольф. В 1921 году король Великобритании Эдуард VIII появился на соревнованиях по гольфу в разновидности свитера – пуловере [68]. Он был большим поклонником красивой и модной одежды. Все, что он носил, немедленно перенималось английской знатью, а затем становилось популярным и по всему миру. Таким образом свитер – одежда для простых людей – вошел в гардероб представителей светского общества.

C 1920-х по 1970-е годы свитер входит в состав военного обмундирования многих стран для летчиков, моряков и подводников. Данные свитера имели определенный стиль [68]. Свитер, который использовали подводники, имеет определенное название – водолазный свитер. Он выполнен из теплой верблюжьей шерсти, что позволяет защищать водолазов от холода, находясь под водой. На сегодняшний день в современных коллекциях можно встретить свитера подобного стиля.

Позднее внимание обратила на свитера Коко Шанель. Она оказала большое влияние на историю развития свитера. В 1930 году Шанель ввела свитер в мир высокой моды. Ее нововведение состояли в том, что она представила модели свитеров для женщин [21].

Помимо Шанель и другие дизайнеры стали использовать свитера в своих коллекциях. Ярким примером является известный модельер Эльза Скипарелли, которая начала свою творческую деятельность с создания свитеров. Скиапарелли с помощницей разрабатывали модели свитеров и платьев, которые имели большой успех среди поклонников моды (рис. 1.20) [2].

До 1950 – 1960-х годов женщины редко носили свитера, так как они не имели массового спроса. Благодаря Мерлин Монро, голливудскому режиссеру Эду Вуду и империи Хью Хефнера Playboy, свитера не только получили огромный успех, но и стали символом женской сексуальности. В английском языке появилось самостоятельное обозначение нового модного образа – sweater girl [2].

Следующим значимым этапом в истории свитера явился период внедрения его в массы. В 1965 году на рынке трикотажной индустрии появляется итальянская компания Бенеттон, которая начала свою историю с ярко-желтого свитера. Этот свитер послужил «ключом» для создания крупнейшего на сегодняшний день бренда по массовому производству свитеров и других видов трикотажной одежды. Д. Бенеттону (Giuliana Benetton) связала свитер своему старшему брату Л. Бенеттон (Luciano Benetton). В то время в Италии свитера яркого цвета не продавали в магазинах, и шерстяные вещи строгих темных цветов носило в основном старшее поколение. Вязаные вещи Джулианы с удовольствием покупала молодежь, они были разных цветов и создавали совершенно новый образ. Первый свитер, который был куплен у Бенеттонов, был небесно-голубого цвета, а их первая коллекция из 20 пуловеров была названа Tres Jolie, что в переводе означало «очень мило» или «миленько» [19]. Свитера пользовались спросом у покупателей, что позволило через полгода продавать по двадцать штук в неделю.

Изначально основной идеей и отличительной особенностью компании Беннетон являлось создание яркой одежды различных цветовых решений и оттенков, и на сегодняшний день компания придерживается первоначальной традиции. В магазинах Бенеттон представлен широкий ассортимент свитеров любого цветового решения.

Помимо компании Бенеттон в период 50-60 годов известный дизайнер Соня Рикель (Sonia Rykiel) появляется на рынке трикотажной индустрии. В 1962 году Рикель создает свои первые свитера. С этого периода ее дизайн набирал популярность, и довольно скоро Соню Рикель стали называть «королевой трикотажа» [2]. Ее «визитной карточкой» являются полосы и свитера со шрифтовыми композициями. Она является основоположником шрифтовых решений на трикотаже, а на сегодняшний день данный прием является модным направлением в дизайне одежды.

В современных коллекциях идеи создания свитера безграничны. Дизайнеры экспериментируют с конструкцией свитера, изменяется форма воротника-стойки. В последних коллекциях часто можно встретить воротники больших размеров и самых необычных форм (рис. 1.21). Дизайнеры работают над изменением длины рукава, укорачивают или, наоборот, удлиняют, создают необычную форму, применяют фактурный или графический рисунок. Используют разные технологии вязания, применяется разнообразная пряжа и цветовые решения изделий.

Длина свитера претерпела значительные изменения, от короткого джемпера до свитера-платья. Благодаря нововведениям свитер продолжает быть востребованным как для массового производства, так и в высокой моде:

- осень-зима 2010 – 2011 [14]. Бренд Дольче и Габана (D&G) представил коллекцию в скандинавском стиле;

- осень-зима 2011 – 2012. В этом сезоне трендом был ирландский свитер с вывязанными косичками. Различные дизайнеры представили свои коллекции свитеров: Chloe, J. Crew, Burberry, Prorsum, Rachel Comey, J. Kayne, E. Ungaro, Gant, Lacoste;

- осень-зима 2012 – 2013. Главным трендом сезона был традиционный скандинавский свитер. В коллекциях этих дизайнеров представлены самые разнообразные решения: L.M.B., Пако Рабанне (Paco Rabanne), Кельвин Кляйн коллеция (Calvin Klein Collection) и Doo. Ri, Иссей Миаке (Issey Miyake), Кашарель (Cacharel) и Хлойо (Chlo), Шанель (Chanel), Кензо (Kenzo), Эмилио Пуччи (Emillio Pucci);

- осень-зима 2013 – 2014. В этом сезоне большинство свитеров выполнены в технике простой чулочной вязки кулирной глади или резинки (ластик 1+1): Lublu Kira Plastinina, Jenni Kayne, Blumarine и Organic by John Patrick, Moschino Cheap & Chic, Vionnet, Marc Jacobs.

Геометрические фигуры в узоре Аргайл и его использование в разных областях дизайна

Композицию на основе геометрических фигур применяют во многих областях дизайна, но и трикотаж не является исключением. При проектировании узоров дизайнеры часто используют базовые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) и сложные формы (табл. 2.11). Данный графический прием относится к направлению средств построения композиции «Пятно» и является эффективным при проектировании.

Одним из ярких примеров геометрической композиции в рисунке на трикотажном полотне является узор Аргайл (Argyle). В рамках данного исследования узор Аргайл представляет интерес с точки зрения преобразования простейшей плоской формы (ромба или квадрата), в сложные объекты, которые используются на трикотажном полотне и другой дизайн-продукции.

В композицию узора заложена простая геометрическая фигура – ромб или квадрат и построена по метрическому принципу (рис. 2.5) [35]. В связи с этим часто встречаются такие понятия как узор с ромбами или квадратами, ромбовидный рисунок, клетка Аргайл (рис. 2.5) [77]. Английский термин argyle обозначает вязку с узором «ромбиками» из разноцветной шерсти на гладком фоне. Узор Аргайл получил свое название от местности в Шотландии, где он зародился [56].

Композиция узора состоит из ромбов или квадратов, расположенных по диагонали и пересекающихся диагональных линий (рис. 2.5) [77]. Линии в узоре могут быть прямыми или пунктирными с самыми разнообразными решениями.

Ромбы выделяются как за счет тоновой заливки, так и с помощью линий. Благодаря разнообразным графическим приемам композиция узора Аргайл имеет большое количество вариаций.

Впервые одинарный трикотаж с ромбовидным рисунком был выполнен в 1897 году. Возможность создавать данный узор на однофонтурной машине появилась благодаря изобретенной тогда технологии – интарзия (intarsia) – способа вязания участков разного цвета «встык». Помимо этого Аргайл известен как тканый узор и тесно связан с именем Роберта Прингла (Robert Pringle), который основал в 1815 году компанию «Прингл» (Pringle of Scotland) и внес огромный вклад в популяризацию данного узора в моде [20], [78]. В 2015 году компания отметила 200-летие со дня своего основания. В течение всего этого периода компания создавала самые разнообразные композиционные решения узора Аргайл. Первоначально компания специализировалась на производстве трикотажного белья и чулочно-носочных изделий (рис. 2.6), поэтому узор Аргайл часто ассоциируют как узор для носков. Позднее узор проник во все отрасли трикотажного производства.

В 1920-е годы дизайнерами компании была разработана одна из самых распространенных моделей, которая состояла из двух- и трехцветных решений. Самой известной моделью стал свитер с V-образным вырезом и метрической композицией узора, чаще всего расположенной на лицевой стороне изделия. Позднее эта модель стала неким символом британского стиля [2]. К 50-м годам ХХ века узор имел большой успех, компания «Прингл» достигла вершины популярности и превратилась в международный модный бренд. К 80-м годам ХХ века произошел спад актуальности бренда. Компания находилась в тени несколько лет, но в 2000 году с приходом в фирму нового руководителя Ким Винсер (Kim Winser) происходит возрождение компании, и дизайнеры вновь обращаются к узору Аргайл и используют его как фирменный узор компании. В начале 2000-х годов компания «Прингл» начинает занимать лидирующие позиции среди стильных брендов мира [2]. На сегодняшний день дизайнерами компании создаются современные коллекции, в которых представлены самые разнообразные эксперименты с ромбовидной композицией.

Узор Аргайл имеет длинную историю, которая неразрывно связана с компанией «Прингл», но и другие фирмы, дизайнеры из самых разных областей используют узор Аргайл в проектах. Это связано с тем, что этот узор открывает огромные возможности для дизайнеров-практиков. Изменяя составляющие узора (композиционное расположение фигур, цвет, технологию) можно создать новый образ, при этом сохранить узнаваемость исходного рисунка.

Композиция узора. При создании рисунка на трикотажном полотне одним из известных приемов является использование геометрических элементов. Данный вид композиции на трикотажном полотне принято называть геометрический узор или орнамент [28]. Создание четких фигур на трикотажном полотне является довольно сложной технологической задачей. При проектировании идеальной геометрической фигуры на полотне необходимо учитывать не только композиционное решение, но и технологические параметры, а именно коэффициент соотношения плотностей. Несоблюдение определенных параметров ведет к потере заданной идеальной формы фигуры, например, квадрат превращается в прямоугольник, а круг – в овал [79].

В таких областях дизайна, как дизайн костюма, графический дизайн, интересно рассмотреть, как происходит модификация композиции узора Аргайл с течением времени и развитием новых технологий. В графическом дизайне мы наблюдаем бескрайние композиционные возможности для использования данного узора.

Дизайн костюма. Одна из самых первых областей, где использовался узор Аргайл – это одежда. Первые образцы состояли из ромбовидных фигур, расположенных по метрическому принципу, чаще всего с поперечными линиями контрастных цветов. Ромбы могли быть расположены и по вертикали, и по горизонтали (см. рис. 2.5). В современных коллекциях можно встретить самые необычные решения, например, нечеткую метрическую структуру рисунка. Рисунок с ромбом становится более свободным, нарушающим классический метрический строй. Коллекция 2012 года компании «Прингл» представила интересное композиционное решение узора, где происходит разрушение привычной композиции, но при этом узнаваемость узора и стиль компании сохраняются (рис. 2.7).

В более ранних коллекциях узор чаще всего выполнялся на передней части изделия, заполняя всю поверхность. Последние коллекции демонстрируют частичное заполнение изделия рисунком (рис. 2.7), например, расположение узора на рукавах и спинке платья. Другими интересными композиционными экспериментами являются применение только контурного решения (линейного) ромбовидной фигуры и не метрическое заполнение формы [78].

Дизайнеры компании «Прингл» использовали динамическую композицию в новых коллекциях. Классическое композиционное решение узора по вертикали или горизонтали было видоизменено почти до неузнаваемости. Новая молодежная линия одежды компании «Прингл» Pringle 1815 показывает данные преобразования композиционного решения узора (рис. 2.8). Представленное изделие является образцом современных тенденций графики и демонстрирует преобразование классического рисунка.

Графический дизайн. На сегодняшний день графические дизайнеры активно используют известный трикотажный узор Аргайл для разнообразной полиграфической и сувенирной продукции. Различные виды узора Аргайл можно встретить на обложках книг, журналов, визитках, значках и плакатах. Композиция узора изменяется в зависимости от вида графической продукции. Создание новых необычных решений на основе ромбовидной и квадратной структур становится все более востребовано в графике. При этом структура ромбов и квадратов изменяется, но узнаваемость сохраняется.

В области графического дизайна уделяется внимание разработке модульных композиций и узоров, и их использованию при проектировании фирменного стиля, знаков, полиграфической, фирменной продукции. В рамках данной темы следует отметить знак компании «Барлингтон» (Burlington) (рис. 2.9). [80].

За основу графического знака компания взяла единичный модуль узора Аргайл. В представленном примере мы видим, как может быть использовано композиционное решение узора не только в узоре, а в совершенно ином направлении. Знак содержит в своей основе квадрат и две пересекающиеся пунктирные линии, имеет простую лаконичную форму и легко узнаваем, представляет область деятельности и специфику компании (рис. 2.9). Композиция узора Аргайл настолько известна, что узнаваемость сохраняется даже при использовании одного единичного элемента узора – квадрата в черно-белом исполнении. Рассмотренные выше примеры показывают широкие возможности композиционного решения данного узора, делая его востребованным и узнаваемым в разных областях дизайна.

Использование трикотажного полотна в промышленном дизайне

Наряду с объектами архитектурного и интерьерного дизайна, предметы промышленного дизайна играют решающую роль в формировании окружающей нас предметно-пространственной среды. Промышленный дизайн это проектная деятельность, основной задачей которой является создание образцов изделий функционального назначения промышленным способом [12]. Он подразделяется на два базовых направления: предметный и индустриальный (см. рис. 3.96). В рамках настоящего исследования изучается исключительно направление предметного дизайна, который, в свою очередь, включает направления: мебельный дизайн, дизайн предметов, дизайн одежды, дизайн бытовой техники. Особое внимание обращено на мебельный дизайн и дизайн предметов в связи с тем, что при создании мебели дизайнеры довольно часто используют трикотажное полотно. Благодаря этому можно провести анализ роли трикотажа в предметном дизайне, выявить его особенности, отметить важные свойства полотна и актуальность использования.

Мебель, выполненная на основе трикотажного полотна. Одним из важных элементов интерьера является мебель. На сегодняшний день существуют разнообразные классификации мебели. Довольно часто в исследованиях можно встретить классификацию по видам мебели (стулья, диваны, кровати), по конструкциям, по исторической хронологии, по именам дизайнеров [130], [131]

Помимо этого есть узконаправленные классификации по материалам (пластик, дерево) или особенностям технологии, но общие классификации мебели не представляют особого интереса для исследования [132]. Отдельного значительного исследования исключительно по современной мебели, выполненной из трикотажного полотна, и литературы, описывающей свойства трикотажного полотна и технические особенности проектирования мебели из трикотажа, в рамках нашего исследования не было выявлено.

В рамках рассмотрения проблемы использования трикотажа в мебели, следует отметить работу Беппе Финесси (Beppe Finessi) «Мягкий дом между искусством и дизайном» (The soft house between art and design). Автор описывает разнообразные современные проекты дизайнеров по «мягкой» мебели и дизайн-объектам, которые спроектированы из трикотажного полотна и текстиля, рассматривает вопрос о взаимосвязи искусства и дизайна на примере «мягкой» мебели [6].

Основываясь на немногочисленные исследования и изучая ассортимент современной мебели, выполненной из трикотажа, можно предложить ее классификацию по таким направлениям, как конструкция: и элемент конструкции (табл. 3.9).

Конструкция. Мебель на основе трикотажной трубки. Трикотажная трубка является широко распространенной конструкцией. Классическим применением трикотажной трубки являются чулочно-носочные изделия, но современные дизайнеры используют ее для создания разнообразной мебели, такой как стулья, кресла, диваны, пуфы. Это связано с тем, что трубка обладает большим спектром характеристик: может быть выполнена с разным диаметром, не имеет шва, легко обеспечивает пластичность формы, растяжима по диаметру. Благодаря этому с помощью трикотажной трубки можно создавать сложные по форме объекты. Трикотажная трубка используется как самостоятельная конструкция, декор и элемент конструкции.

Самостоятельная конструкция. Мебель на основе трикотажной трубки может придавать форму объекту без дополнительной вспомогательной конструкции. Трубка скручивается в большое количество слоев, создаются сложные композиции переплетения трубок или просто завязывается в узел [6]. В зависимости от задумки дизайнера трубчатая композиция может быть выполнена в самых разнообразных решениях. Диаметр и наполненность трубки имеют большое значение и выбираются от предназначения дизайн-объекта. В проекте Knotty дизайн-компания Kumeko использовала для заполнения трубки полиэтиленовую пену – шнуры Тилит (highly resilient foam – polyethylene cylinders) (рис. 3.26) [133], [134]. Благодаря этому трубки остаются пластичными, но позволяют создавать более жесткую форму изделия, что обеспечивает комфорт при эксплуатации. В данном случае важными свойствами полотна являются растяжимость, упругость и пиллинг. Так, трикотажный пуф под воздействием человека проминается, но после снятия нагрузки возвращается в исходное состояние, не теряя внешнего вида. Важно подчеркнуть, что в объекте Knotty верхняя часть пуфа будет больше подвержена пиллингу, нежели остальная поверхность изделия. В данном проекте мы видим, что дизайнер использовал главное переплетение для материала трубки в связи с тем, что эластичность, растяжимость самой трубки не имеет большого значения. Форма пуфа интересно организует пространство современного интерьера и благодаря легкости используемого материала позволяет без особого труда перемещать объект в пространстве.

Декор конструкции с помощью трикотажной трубки. Трикотажная трубка может быть использована в качестве чехла для декорирования конструкции, придавая изделию более выразительный вид. На рис. 3.27 представлен проект трикотажного стула In the round компании Luflic [7]. Стул выполнен из жесткого каркаса и обтянут трикотажной трубкой. Название данного проекта отражает реализованную технологию. Стул выполнен из трубки и спроектирован из единого рукава полотна. Трикотажная трубка выполняет декоративную функцию, закрывая внутреннюю конструкцию стула [7]. В представленном проекте используется трубка переплетения кулирная гладь. Данный вид переплетения выбран в связи с тем с тем, что не требуется большая растяжимость полотна. Растяжимость полотна используется лишь при натягивании трубки на конструкцию. Важно, что полотно плотно прилегает к конструкции без провисания и ненужных складок. Использование трикотажной трубки для объекта позволило выразительно подчеркнуть скругленные элементы стула. Помимо растяжимости следует отметить пиллинг. В данном случае сиденье стула будет подвержено большему пиллингу, чем остальные части стула. Дизайн-объект, выполненный в данной конструкции, выглядит довольно легко, не является тяжеловесным элементом в интерьере. Благодаря цветовому решению он создает определенное настроение.

Другой проект, который интересно отметить в этом аспекте объединяющий стул и скамейку под общим названием Bold chair компании Big-Game [6]. Стул выполнен из двух трубок, соединенных между собой. На рис. 3.28 видно, что трикотажная трубка выполнена переплетением кулирная гладь и является чехлом для металлической конструкции. Чехлы выполнены в самых разнообразных цветовых решениях. При желании цвет чехла можно заменить [135]. Как и в проекте Luflic, в данном случае важными требованиям к материалу будут небольшая растяжимость, пластичность и устойчивость к истиранию полотна на поверхности сидения.

Благодаря пластичности формы, фактуре материала и ярким цветовым решениям проект Bold chair гармонично вписывается в современный дизайнерский интерьер как жилого, так и офисного пространства. Он является характерным примером современной дизайнерской мебели.

Трикотажная трубка как элемент конструкции. Помимо использования трикотажной трубки как конструкции, декора конструкции, она может являться составляющей частью мебели. В современных проектах встречается использование трубки как доминирующая часть мебели (рис. 3.29) или как небольшое дополнение конструкции. Проект Biknit дизайнера Патриции Уркиола (Patricia Urquiola) демонстрирует применение трубки как элемента конструкции для шезлонга и стула (рис. 3.29). При проектировании шезлонга дизайнер использовала трикотажную трубку для создания всей поверхности. Она пропустила трубку через металлический каркас конструкции. Благодаря специальной системе обмотки металлические прутья не видны и формируют удобную поверхность для спины [6], [136].

Довольно часто стулья имеют жесткую спинку, что создает дискомфорт при эксплуатации. В связи с этим на стулья кладут разнообразные полотна для придания мягкости и комфорта. Патриция Уркиола применила дизайнерский подход для решения данной проблемы. При проектировании шезлонга дизайнер использовала трикотажную трубку, придав объекту комфорт и оригинальный вид [6]. Полотно под воздействием сил сминается, а после снятия нагрузки возвращается в исходное положение. В данном проекте свойство несминаемость имеет решающее значение. Дизайнер применила переплетение кулирная гладь, так как для такого объекта не требуется значительной растяжимости и формообразующих характеристик.

Применение графических приемов при проектировании трикотажного плаката

Плакат является одной из важных составляющих графического дизайна. Плакат – это крупноформатное изображение, включающее графическое и текстовое наполнение. Он должен содержать емкий слоган и легко запоминающееся графическое решение. Существуют разнообразные виды плакатов: информационный, шрифтовой, социальный, рекламный, агитационный, киноплакат, фотоплакат [12].

В 2014 году был выполнен проект «Плакат для кафедры технологии и художественного проектирования трикотажа Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна». В рамках проекта были рассмотрены разнообразные графические техники и методы проектирования плаката. При разработке плаката для кафедры была поставлена задача спроектировать информационно-рекламный плакат, который отразит направление кафедры и будет содержать яркий легко запоминающийся образ, что позволит привлечь внимание абитуриентов. При разработке плакатов были применены разнообразные техники: графика, фотография, коллаж. Особое внимание было уделено работе со шрифтами и типографике, изучались разнообразные стили шрифтов и композиционное расположение шрифтового блока на листе.

В рамках проекта было проведено исследование трикотажных плакатов с начала XX века и по сегодняшний день (см. 3.3.5.. Значение рекламы в области трикотажа и роль трикотажного плаката). Выявлены основные стилистические приемы, используемые в данный период. Рассмотренный и проанализированный материал оказал большое внимание на поиск идей и выбор графических техник при проектировании плаката для кафедры ТХПТ.

При работе над проектом использовалось как графическое изображение трикотажного полотна, так и фотоизображение (рис. 4.63 – 4.66). Особое внимание студентов привлекла трикотажная структура, которая имеет выразительный внешний вид. Были созданы плакаты с использованием разнообразных стилей и гарнитур, что позволило создать разнообразные образы (рис. 4.64). Помимо этого в плакатах активно использовалась форма трикотажной петли. С помощью данного приемы были спроектированы пластичные композиционные решения и интересно организовано пространство листа (рис. 4.63).

Одним из важных составляющих в плакате является слоган. На рис. 4.65 представлен шуточный плакат со слоганом «Вся власть петлям». Данный слоган несет позитивный настрой, так как вызывает конкретные ассоциации и имеет оригинальный лозунг 100-летней давности. Плакат хорошо запоминается и не оставляет зрителя равнодушным. Взгляд на такой плакат снимает напряжение, разряжает обстановку при решении сложных профессиональных задач.

В процессе проекта было выявлено, что не каждое фотоизображение может быть использовано в плакате, а применение абстрактной фотографии в трикотажном плакате встречается очень редко. Для создания информационно-рекламного плаката кафедры ТХПТ была выбрана плоскостная фотография трикотажного полотна переплетения кулирная гладь (рис. 4.66), что позволило придать работе необычный, ярко запоминающийся образ и привлечь внимание зрителя.

Плакаты, выполненные в разных графических приемах, содержат разнообразные идеи, современны, выделяются из большого количества существующих. Помимо этого данный проект демонстрирует активное применение трикотажных текстур в графическом дизайне. Некоторые плакаты внедрены (используются в информационно-рекламных целях кафедры ТХПТ, применяются на «Днях открытых дверей», выставках и экскурсиях для абитуриентов, в интерьере кафедры).