Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Рекламный графический дизайн изделий текстильной и легкой промышленности : История, теория, практика Стор, Ирина Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Стор, Ирина Николаевна. Рекламный графический дизайн изделий текстильной и легкой промышленности : История, теория, практика : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.06 / Всерос. науч.-исслед. ин-т техн. эстетики.- Москва, 2004.- 60 с.: ил. РГБ ОД, 9 04-11/1545-5

Введение к работе

Проблема, тема, состояние вопроса. Художественное оформление изделий текстильной и легкой промышленности, составляющее одну из отраслей современного дизайна, имеет едва ли не самые древние традиции, восходящие к истокам человеческой культуры. В течение многих тысячелетий у разных народов мира сформировалось искусство создания и украшения изделий из текстиля, которое, развиваясь и обогащаясь за счет взаимовлияний, заимствований и технологического прогресса, сегодня представляет собой огромный "материк" современной цивилизации с высокоразвитой промышленностью, проектированием, наукой, образованием и безграничным рынком.

Естественно, что "текстильный" дизайн, являясь органической частью этой цивилизации, несет в себе глубочайшие следы тех традиций, канонов, паттернов, парадигм формообразования, на которых она воздвигалась.

Пожалуй, среди всех различных влияний, которые испытывал на себе дизайн изделий из текстиля со стороны смежных культур и искусств (живописи, архитектуры, техники, политики, социума), - влияние рекламного графического дизайна на дизайн изделий текстильной и легкой промышленности, произошедшее так же естественно, как и неожиданно, так же очевидно, как невероятно стремительно, оказалось самым радикальным. Возникший в результате рекламный графический дизайн изделий текстильной и легкой промышленности, этот совершенно новый феномен поставил перед теорией художественного формообразования изделий текстильной и легкой промышленности ряд вопросов фундаментального порядка, которые не возникали при исследовании других влияний.

Экспансия рекламы и современного графического дизайна на изделия текстильной и легкой промышленности - достаточно агрессивная, безапелляционная и прагматичная, действующая по законам рынка и проектной культуры графического дизайна, действительно затрагивает основы существования профессии текстильного дизайнера, выдвигает задачу подготовки специалистов нового типа, отличающихся от традиционных художников-орнаменталистов и модельеров. Складывается впечатление, что традиционный текстильный орнамент вытесняется в достаточно обширной области рекламной графикой, которая по своему языку, по задачам, эстетике и способам потребления кардинально отличается от традиционного оформления художественного текстиля. Можно сказать и иначе: в художественном оформлении изделий текстильной и легкой промышленности сформировался достаточно значительный и стремительно расширяющийся сектор рекламного графического дизайна, взявшего на себя функции нового квазиорнамента.

В связи с этим возникла проблема разработки теории нового раздела художественного оформления текстильных изделий, одновременно являющейся и особым разделом теории рекламного графического дизайна.

Необходимо осмысление общей модели рекламного графического дизайна текстильных изделий, изучение и формулирование теоретических аспектов, влияющих на формообразование и Фуиишднирпианир ргр как в рамках qpBpe-

I РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ і
І
БИБЛИОТЕКА І '

менных реалий моды, так и в рамках общих стилевых процессов, присущих искусству эпохи постмодернизма.

Как придать продукции изделий текстильной и легкой промышленности с рекламным графическим дизайном понятное современному потребителю содержание, не разрушив апробированного веками художественного наследия? Что могут дать графическому дизайну художественные традиции орнаментально-графической организации каноничного текстиля? Какую часть из традиционной орнаментации поверхности одежды вытесняют товарный знак и рекламные композиции? Можно ли считать рекламную графику на текстиле новым орнаментом XXI века? Как функционируют исторически сложившиеся орнаментальные мотивы в современном графическом дизайне? Какие ценности вносит вторжение рекламной графики на предметы и аксессуары костюма? Какую роль выполняет реклама на интерьерном текстиле в эстетической организации предметно-пространственной среды эпохи постмодернизма? Каковы средооб-разующие функции рекламы на текстиле в интерьере и экстерьере городов? В чем заключается специфика проектирования рекламных графических изображений - знаков, эмблем, нового вида орнамента - "типографического" - для текстильных носителей различного назначения? Как взаимодействуют между собой в продуктах рекламы на текстильных изделиях две художественные системы: система объекта рекламы — графического дизайна и система носителя рекламы? Какие ценности они аккумулируют и как?

Ответы на эти вопросы невозможно получить не только без углубленного специализированного изучения тенденций развития современного рекламного графического дизайна, но и без изучения развития и применения знаковых изобразительных графических каноничных систем, исторически наносимых на тело и одежду человека, предметы его окружения.

Чтобы адресно использовать проектирование рекламных графических, а шире - цвето-декоративно-графических систем в коммуникативных процессах, необходимо знать причины появления рекламных графических композиций на текстиле и одежде, понимать конкретные формы их становления и видоизменения во времени.

Особую роль в осмыслении этих процессов играет изучение истории европейского дизайна, ставшего "локомотивом" начальной фазы развития мирового рекламного графического дизайна.

Однако по сравнению с художественным конструированием рекламный графический дизайн - крайне мало и неравномерно исследованная область. Талантливые труды М.С.Кагана, К.М.Кантора, Е.В.Черневич, В.Черниевского, Л.Шахгуловой, Н.В.Воронова, М.Аникста, А.В.Ефимова, А.НЛаврентьева, С.И.Серова, З.М.Глинтерник, В.Г.Кричевского и ряда зарубежных исследователей: P.B.Meggs, S.Bojko, G.Karginov, C.Leclanche-Boule, S.Compton, V.Margolin, C.Lodder, H.Spenser, J.Lewis и др. раскрывают далеко не все проблемы истории и теории графического дизайна и практически не касаются вопросов рекламного графического дизайна изделий текстильной и легкой промышленности.

Это позволяет нам ипираясь на сделанное ранее, провести заинтересо-

ванный, специализированный анализ затронутых в нашем исследовании областей истории, теории и практики графического дизайна.

Быстрое развитие рекламных процессов потребовало от нас углубления поисков в области изучения природы художественно-образного языка и принципов визуализации смысла в графическом дизайне, формулирования типологии смыслообразования и построения иерархической модели смыслообразова-ния, иллюстрирующей связь смыслообразования со всеми элементами и уровнями построения изображения в графическом дизайне.

Исследования в области смыслообразования в графическом дизайне способствовали обращению к изучению семантики языческих графических символов, "говорящих" на внешне простом, но удивительно образном художественном языке. Труды Б.А.Рыбакова, А.П.Окладникова, А.К.Амброза, Г.С.Масловой, М.Н.Некрасовой, А.Голана использовались как материал для анализа древних графических символов. Таким образом, проектные поиски строились с учетом символики древних изобразительных "канон-программ".

Разработка научных проблем рекламного графического дизайна изделий
текстильной и легкой промышленности требует обширных знаний в области
истории и теории орнамента, художественного проектирования тканей и кос
тюма. Это невозможно в настоящее время без привлечения к работе трудов
Г.Вейтса, Ф.Готтенрота, A.Racinet, O.Jones, Н.ФЛоренца, В.И.Бутовского,
И.Е.Забелина, Е.Е.Виолле ле Дюк, Н.Н.Соболева, М.Н.Мерцаловой,
Е.ВЛСиреевой, D.E.Robinson, A.B.Young, Т.В.Козловой, Г.И.Петушковой,
Г.С.Гориной, Ф.М.Пармона, В.МЗайцева, Н.Г.Рудина, Н.М.Никитина,

Л.Н.Лейтеса, В.М.Шугаева, В.Н.Козлова, И.П.Смирнова, СА.Малаховой, ВЛ.Берестневой, Н.В.Романовой, И.И.Емельянович, Н.П.Бесчастнова, Т.А.Журавлевой, Е.В.Морозовой, А.ППушкарева, Л.М.Буткевич.

Рекламный графический дизайн на изделиях текстильной и легкой промышленности превращает вещи в каналы информации, по которым рекламное сообщение доходит до потребителя наравне с масс-медиа - средствами массовой информации: телевидением, радио, прессой и т.д.

Одежда помимо утилитарных, эстетических и социально-демонстративных функций с последней трети XX века начинает выполнять функции информации и в том числе рекламной информации, что обуславливает введение в арсенал "классического" дизайна новых целей проектной деятельности, связанных с освоением методов и принципов рекламных технологий в современном обществе.

Реклама представляет собой древнее и многоаспектное явление культуры. Современный взгляд на массово-коммуникативные процессы в обществе позволяет сделать вывод о том, что реклама базируется на глубинных социокультурных предпосылках и внедряется в разнообразные сферы человеческой деятельности — идеологию, религию, политику, экономику, культуру и спорт.

В литературе отчетливо различаются две тенденции осмысления комплекса проблем функционирования рекламы в социальном универсуме - конкретно прагматическая и историко-культурологическая.

Конкретно-прагматическая тенденция ориентирована на оперативную

подготовку профессионалов — практиков рекламной деятельности, понимаемой, в основном, как мощный рычаг маркетинговых коммуникаций (Д.Огилви, Ф.Джефкинс, ВДЦенерт, У.Уэллс, Д.Вернет, С.Мориарти, К.Бове, У.Аренс, А.Дейян, Ф.Котлер, Ч.Сэндидж, В.Фрайбургер, К.Ротцол, Дж.Р.Эванс, Б.Берман, G.Belch, М.Belch, ДА.Pope, J.Sivulka, Г.Картер, А.В.Катернюк, ВЛ.Музыкант, Е.Песоцкий, Т.К.Серегина, Л.М.Титкова, Е.В.Ромат, Р.Роситер, Л.Перси, Э.Е.Старобинский, О.А.Феофанов, Л.Ю.Гермогенова, БЛ.Борисов, Н.В.Крылов, А.Менегетти, М.Д.Валовая, Е.П.Смольская, Ф.Г.Панкратов, ЮЛСБаженов, Т.К.Серегина, В.Г.Шахурин, И.А.Гольман, Н.С.Добробабенко, ЭАУТКИН, А.И.Кочеткова, О.А.Саркисян, О.А.Груздева, Г.В.Красовский, В.Н.Домнин, Е.А.Головлева, В.Л.Полукаров, А.П.Кузякин, МЛ.Семичев и др.).

Историко-культурологическая тенденция ориентирована на многоаспектное изучение рекламы как факта современной культуры: истоков жанровой дифференциации рекламного творчества; типологии и систематизации различных знаковых средств, объективирующих рекламные обращения, теоретических и методических принципов творческой деятельности в сфере дизайна рекламы (М.СКаган, К.М.Кантор, Е.В.Черневич, В.Черниевский, Л.Шахгулова, Н.В.Воронов, М.Аникст, А.В.Ефимов, А.НЛаврентьев, С.И.Серов, Э.М.Глинтерник, Е.Ухова, В.В.Ученова, М.И.Старуш, Н.В.Старых, Л.Н.Федотова, А.Дайксель, К.Брандмейер, В.Ф.Ерошкин, В.В.Волкова, Т.А.Соболева, А.В.Сперанская, Р.И.Мокшанцев, Е.В.Сальникова, Ю.В.Назаров, СМ.Михайлов, Л.М.Кулеева, С.Фурцева, А.В.Иконников, М.СКаган, В.Р.Пилипенко и др., В.И.Жуковский, Д.В.Пивоваров, С.О.Хан-Магомедов, Philipp B.Meggs, Ph.Schuwer, Дж.Нельсон, К.Г.Юнг, DAaker, E.Bemays, McLu-han, W.Lippmann, T.Shibutani, S.Bojko, G.Karginov, C.Leclanche-Boule, S.Compton, V.Margolin, C.Lodder, Е.Э.Павловская, H.M.Карась и др.).

Одним из важнейших аспектов историко-культурологического метода осмысления проблем функционирования рекламы в современном социуме является осознание рекламы как объекта проектной деятельности с использованием разработанного дизайн-проектированием аппарата теоретических и методологических методов исследования.

Рекламный графический дизайн изделий текстильной и легкой промышленности является объектом дизайн-проектирования, что диктует необходимость формулирования теоретических и методических принципов проектирования данного вида графического дизайна в современной культуре.

Современной культуре постмодернизма в определенной степени присущ процесс размывания границ между элитарным и массовым искусством.

Проблемы функционирования дизайна в "массовой культуре", ориенти
рованной на "среднего потребителя", культуре общества потребления, или
"поп-культуре", аккумулирующей потребительско-коммерческие аспекты со
временной жизни и индустрии развлечений, исследовались рядом авторов
(Е.В.Сальникова, С.Фурцева, С.Батракова, Р.И.Галушко, Н.А.Дмитриева,
Е.В.Дуков, Я.Б.Иоскевич, Е.Н.Карцева, И.ВЛСпюева, Н.В.Костенко,
А.В.Кукаракин, С.Московичи, Х.Ортега-и-Гассет, Е.В.Сидорина,

Ю.Б.Тупталов, Р.Харрис, НА.Хренов, В.П.Шестаков, Н.МЛисовец).

Реклама как часть современной культуры благодаря своей "многолико-сти" и многогранности сфер приложения в ряде случаев причастна к высоким проявлениям культуры, а в ряде случаев является частью "массовой культуры", для которой характерно "...клиширование и тиражирование образности, апелляция к вкусам большинства и претензия на формирование этих вкусов, ориентация на легкое усвоение информации и на развлечение воспринимающей аудитории"*.

На "ниве" рекламы в разное время трудились известные художники, поэты, писатели и композиторы, такие как А.Ватто, Т.Жерико, ЭДелакруа, Ж.-Б.-С.Шарден, А.Тулуз-Лотрек, П.Боннар, А.Матисс, СДелоне, Ж.Шере, А.Муха, Э.Грассе, Т.Стейнлен, А.Хичкок, В.Маяковский, А.Родченко, В.Степанова, ЭЛисицкий, В.Рындин, Кукрыниксы, С.Прокофьев, и др. Прикладной графикой занимались Б.Кустодиев, Д.Моор, С.Малютин, В.Фаворский, И.Рерберг, А.Дейнека, А.Кравченко и другие художники. Вклад перечисленных мастеров искусства в становление рекламы на уровне высочайших образцов культуры значителен.

Маршалл Маклюэн впервые заявил о рекламе как явлении культуры, назвав рекламу "наскальными рисунками XX века", обладающими магическими свойствами. Он писал: "Реклама - это спрессованный образ современности, она аккумулирует чувства и опыт всего общества"**.

С культурологической точки зрения, реклама, бытующая в социуме, "вольно или невольно усваивает историю искусства и культуры"*" и в эту культуру встраивается.

В конечном счете реклама сама "становится предметом потребления... И именно в качестве ненужного, несущественного дискурса она и оказывается пригодной к употреблению как предмет культуры... В силу почти исключительно вторичного характера своей функции, в силу высокой степени аллегоричности своих образов и слов реклама образует идеальный, особо показательный предмет системы вещей. А в силу того, что подобно всем сильно канноти-рованным системам, она обращена сама на себя, она способна лучше всех сказать нам, что же именно мы потребляем через вещи"****.

Реклама как предмет потребления, наложенная на изделия текстильной и легкой промышленности, являющиеся также предметами потребления, становятся предметом потребления вдвойне. Это единственный вид рекламы, имеющий непосредственный, физический контакт с человеком и приобретаемый человеком добровольно и за собственные средства.

Теория рекламного графического дизайна изделий текстильной и легкой промышленности включает в себя четыре ветви исследований: историко-

* Сальникова Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. - СПб.,

2002.-С.7.

** McLuhan. Culture is our business. — N.-Y., 1970.

*** Сальникова Е.В. Эстетика рекламы. Культурные корни и лейтмотивы. —

СПб., 2002.-С.8.

**** Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1997. - С.136.

теоретические труды по графическому дизайну; труды по исследованию семантики архаичных графических символов; труды в области истории и теории орнамента, художественного проектирования тканей и костюма; труды по истории, теории и методике рекламных коммуникаций.

Данная диссертация - первый опыт комплексного исследования рекламного графического дизайна изделий текстильной и легкой промышленности. Проблемы рекламного графического дизайна изделий текстильной и легкой промышленности разрабатываются в контексте поисков специфичности графического решения рекламного образа. При этом мы ограничиваемся изучением проектирования рекламных графических композиций, изначально обращенных на самые широкие слои населения, оставляя в стороне другие категории потребителей рекламы. За рамками исследования остаются проблемы психологии восприятия рекламных сообщений на текстильных изделиях, проблемы дизайна современного костюма, технологические аспекты производства рекламных графических композиций на изделиях текстильной и легкой промышленности.

Цель и задачи диссертации. Цель диссертации - анализ путей становления и принципов формообразования рекламного графического дизайна изделий текстильной и легкой промышленности. Попытка формулирования в исследовании основ теории рекламного графического дизайна изделий текстильной и легкой промышленности базируется на исследованиях теории и практики графического дизайна и дизайна текстиля и костюма.

Для реализации этой цели решаются следующие исследовательские задачи:

рассматривается процесс формообразования рекламного графического дизайна изделий текстильной и легкой промышленности в историческом, типологическом, структурно-композиционном и стилистическом аспектах;

определяются основы смыслообразования в графическом дизайне; разрабатывается типология смыслообразования в графическом дизайне и анализируются системообразующие функции смыслообразования: связь смыслообразования со всеми элементами и уровнями построения изображения в графическом дизайне;

формулируется классификация изделий текстильной и легкой промышленности - рекламоносителей;

разрабатывается типология рекламных сообщений на изделиях текстильной и легкой промышленности;

формулируются основы теории проектирования рекламного графического дизайна изделий текстильной и легкой промышленности;

определяются принципы и композиционные приемы проектирования рекламного графического дизайна изделий текстильной и легкой промышленности;

разрабатывается методика оптимизации процесса проектирования рекламных графических композиций.

Объект, предмет и границы исследования

Объектом исследования является теория и практика графического дизайна и дизайна текстиля и костюма. Предметом исследования — проблема сопря-

жения рекламного графического дизайна и дизайна изделий текстильной и легкой промышленности.

Работа построена на материале истории и теории культуры, истории и теории промышленного дизайна, истории и теории графического дизайна, методологии проектирования. Выбор и организация материала подчинены основным задачам исследования. Материалы по истории рекламного графического дизайна изделий текстильной и легкой промышленности почти не освещены в печати, поэтому существенную роль в исследовании играет фактография явлений из опыта прошлого и настоящего времени.

Метод исследования

Общей методологической предпосылкой исследования является идея проектной культуры, определившая ведущее направление современной теории дизайна (В.А.Библер, К.М.Кантор, М.С.Каган, О.И.Генисаретский, В.Ф.Сидоренко, К.А.Кондратьева, Г.Г.Курьерова).

На основе понимания современной культуры как проектной культуры и парадигмы "канон-проект" (В.Ф.Сидоренко) мы обращаемся к системному анализу явлений в их взаимосвязи. Считая рекламный графический дизайн изделий текстильной и легкой промышленности сложной, иерархически организованной художественной системой, мы анализируем совокупность принципов ее организации.

В диссертации развертывается историко-генетическая модель развития рекламного графического дизайна изделий текстильной и легкой промышленности.

В обработке обширного визуального материала использованы методы сравнительного анализа, классификации, типологизации.

В разработке теоретической модели сопряжения рекламного графического дизайна и дизайна изделий текстильной и легкой промышленности применены средства системной методологии.

Научная новизна исследования

Диссертация является первым комплексным научным исследованием рекламного графического дизайна изделий тексгильной и легкой промышленности. Автор впервые предпринял попытку системного анализа художественной организации и творческих методов проектирования рекламного графического дизайна изделий текстильной и легкой промышленности. Опираясь на структурную модель дизайн процесса, изложенную в "Методике художественного конструирования"*, автор развивает типологию смыслообразования в графическом дизайне, а также конструирует оригинальную структурную модель взаимосвязи смыслообразования со всеми элементами и уровнями построения изображения. Выведенные в диссертации различные типы смыслообразования служат методическим ключом для поиска композиционных решений построения изображений в графическом дизайне.

Предложена модель взаимосвязи смыслообразования и проектирования в

"Методикахудожественного конструирования". — М.: ВНИИТЭ, 1-е изд., М., 1978;2-е изд. ,М., 1981

графическом дизайне. Показано, что смыслообразование является важнейшим формообразующим фактором проектирования в рекламном графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности.

Научная и практическая значимость исследования

Разработанная автором концепция проектирования рекламного графического дизайна изделий текстильной и легкой промышленности и теория смыс-лообразования в графическом дизайне дополняют существовавшие до этого представления о графическом дизайне, его роли и месте в современной культуре. Проведенное исследование способствует использованию проектного потенциала графического дизайна для формирования информационно-насыщенной предметной среды, превращающей предметы потребления и обихода в канал информации.

Новые документальные и архивные иллюстративные материалы, представленные в работе, способствуют целостному постижению и осознанию наследия рекламного графического дизайна изделий текстильной и легкой промышленности как общекультурной ценности, углубляют и расширяют границы современного искусствоведческого знания.

Практическое значение исследования заключается в обобщении и систематизации имеющихся научных представлений о графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности как сложной автономной области проектной деятельности. Представленный материал способствует раздвижению имеющихся искусственных границ в сфере графического дизайна и углубляет современные представления о генезисе графического дизайна в различных сферах общественного материального производства, и в том числе - в сфере производства изделий текстильной и легкой промышленности.

Проведенное исследование является теоретической и методической основой для преподавания комплекса специальных дисциплин по специализации "Реклама изделий текстильной и легкой промышленности" в МГТУ им.А.Н.Косыгина и для руководства соискателя научными работами студентов и аспирантов. На основании теоретических выводов исследования разработаны программы и методики курсового и дипломного проектирования, курс лекций по теории рекламного графического дизайна для студентов, аспирантов и слушателей факультета повышения квалификации МГТУ имА.Н.Косыгина, опубликовано учебное пособие "Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов" (М.: МГТУ им.А.Н.Косыгина. Группа "Совъяж-Бево", 2003.-296 с).

Апробация и внедрение результатов исследования

Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на многочисленных конференциях, симпозиумах и семинарах отраслевого, всероссийского и международного характера, изложены в курсах лекций для художественно-промышленных вузов в России и за рубежом, на курсах повышения квалификации и в лекционных циклах для молодых педагогов и аспирантов.

По теме диссертации опубликовано 35 работ общим объемом 127.89 п.л. Исследование истории, теории и методики художественного проектирования

текстильных изделий было начато автором в научных работах и статьях в журналах по искусству, отраслевых изданиях в 70-е годы XX века.

Анализ развития отечественного и мирового опыта художественного проектирования текстильных изделий был дан в публикациях: "Металлизированные ткани" (1971), "Новые жаккардовые ткани из текстурированных полиэфирных нитей" (1979), "Новое в ассортименте шелковых тканей" (1980), "Оформление шелковых тканей" (1980), "Новые хлопкоподобные ткани" (1980), "Хлоп-коподобные ткани из химических нитей" (1981).

Опыт, полученный в исследованиях дизайна текстильных изделий, позволил провести целенаправленные исследования в области рекламного графического дизайна изделий текстильной и легкой промышленности и разработать методики обучения специалистов данного профиля, что нашло отражение в публикациях: "Проблемы беспрототипного проектирования современного графического дизайна" (1999), "Проблемы смыслообразования в современном графическом дизайне" (2001), "Графический дизайн в среде коммуникативного пространства" (2001), "Проблемы визуализации смысла в современном графическом дизайне" (2002), "Проблемы стилизации в графическом дизайне" (2002), "Пропедевтический курс по "Композиции рекламы", "Реклама и мода в современном обществе" (2002), "Рекламная графика на текстиле как часть графического дизайна" (2002), "Системообразующая роль смыслообразования в графическом дизайне" (2002), "Истоки русской рекламной графики на костюме: творческий опыт художников-конструктивистов" (2002), "Логографика как тип смыслообразования в графическом дизайне" (2002), "Рекламный графический дизайн на изделиях текстильной и легкой промышленности" (2003), "Логогра-фика в системе современной визуальной культуры" (2004), "Рекламный графический дизайн современного костюма" (2004).

Фундаментальные проблемы обучения специалистов по дизайну рекламы изделий текстильной и легкой промышленности изложены в ряде объемных учебных пособий: "Декоративная живопись. Основные проблемы курса" (1988), "Научно-практические основы живописи" (1992), "Живопись" (1993), "Живопись" (2001), "Смыслообразование в графическом дизайне. Метаморфозы зрительных образов" (2003), "Декоративная живопись" (2004), "Основы живописного изображения" (2004) и в книге "Московская школа дизайна: костюм и текстиль" (1994).

Большая часть положений диссертации внедрена в систему художественного образования в виде программ для студентов, обучающихся по направлению подготовки дипломированных специалистов 630200 "Художественное проектирование изделий текстильной и легкой промышленности": "Композиция рекламы" (2001), "Архитектоника и структуры в пространстве" (2000), "Живопись" (2000), "Декоративная живопись" (2000).

Структура и объем диссертации