Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-эстетические проблемы исследования фольклора Танкиев, Абукар Хажалиевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Танкиев, Абукар Хажалиевич. Философско-эстетические проблемы исследования фольклора : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 17.00.08.- Москва, 1992.- 34 с.: ил.

Введение к работе

В диссертации анализируются философско-эстетическне про-5лемы фольклора чеченского и ингушского народов, блнзкород-:твенных по языкам, истории и культуре.

В фольклоре, в памятниках языков, в материальной и духовной сультуре накапливались позитивные знания о природе, обществе і мышлении, о способах и путях познания и преобразования дей-твительносги. Многократно проверенные на опыте хозяйственной, художественной, культовой деятельности, на опыте наблюдений и іазмьішлений эстетические, этические и иные идеи, представления, юззрения закреплялись в народном сознании в формах фолькло->а, мифологии, традиций, обычаев, в других видах народного искусства и культуры (народная архитектура, танец, музыка, нзо-іразительное искусство и т. п.).

Форма народного общественного сознания исторически возник-іа вместе с появлением самого человека, как общественного индл-шда. Содержанием народного сознания всегда являлись н яв-іяются коллективно выработанные наиболее дееспособной ннтел-іектуальной частью народа и проверенные коллективным, мае-:овым опытом знания о природе, обществе и мышлении. На іаш взгляд, форма народного общественного сознания в истори-ісскоіі перспективе прошлого, настоящего и будущего носит уни-іерсальньїй характер по отношению к другим преходящим формам ознания (религия, право и т. п.).

Следует подчеркнуть самостоятельную ценность и значимость іля общества формы народного сознания и по отношению к на-чной формы общественного сознания. Первая возникла историче-:ки до научной формы сознания, существует параллельно с ней и іе может быть заменена научной. Взаимовлияние народной и на-'чной форм сознания носит диалектический характер.

Вопросы народного сознания, ценностей народной культуры юлгое время оставались без должного внимания, а то и игнорнро-іались общественными, гуманитарными науками, что, к сожале-1ию, имело, в числе и других причин, свои негативные последствия

в общественной жизни, в национальных взаимоотношениях, і практике упрощенно схематических толкований национальны: культур, их достижений и задач дальнейшего развития.

В настоящее время, когда идет процесс всеобщего возрождеши народов России, и не только России, изучение вопросов историче ского становления народной культуры приобретает все больше! научное и практическое значение.

Актуальность темы, цель и предмет исследования. Изученш фольклора и мифологии имеет важное значение при решении та ких проблем истории и теории культуры, как генезис культуры сознания, исторический процесс становления духовных и матери альных ценностей. Современные исследования в области филосо фии, фольклористики и теории культуры, в особенности работы посвященные изучению эстетического и этического содержаНИІ фольклора, показали, что фольклор является органической частьк и универсальным носителем ценностей народной культуры.

Л между тем, самобытный фольклор, духовные ценности MHO гих народов, достойные самого серьезного внимания со сторонь науки, теории, в нашей стране все еще остаются без должного из учения. Одинаково страдают от этого и наука и сам фольклор наука лишается мощного источника обогащения теоретическоі мысли, а фольклор остается неизвестным миру науки.

Выбор фольклора и мифологии определенных, конкретных на родов, а именно чеченского и ингушского близкородственных на родов, для изучения вопросов, поставленных в диссертации, обус ловлен в первую очередь этими обстоятельствами. Что касаетс: более узких задач, то отсутствие исследований по истории и ,тео рии культуры вайнахов ' отрицательно сказывается на процесса: возрождения этих народов, воспитания, образования, обучения, ні возникшей острой необходимости создания учебников и учебны: пособий по народной культуре, этике, эстетике и т. д. Однако, не обходимость исследования философско-эстстнческих пробле? фольклора вайнахов сегодня вызвана не только практическим] нуждами, нэ п тем, что без решения теоретических проблем невоз можно дальнейшее глубокое изучение частными науками самог фольклора, языков, видов народных искусств, духовных и матери альных памятников, всего генофонда народной культуры Еайнахої: да и не только вайнахов в широком научном плане, так как вс эти области народной жизни взаимосвязаны и составляют органи ческое целое.

Задачи эти связаны со сложными проблемами двоякого рода во-первых с разработкой теоретических проблем, накоплением ши

1 Вайиа.хи — самоназвание чеченцев и ингушей, других нахоязычпых эт носов.

окого круга теоретігческпх, философских и гуманитарных знаний і народной культуре, ее месте и роли, во-вторых, с практической еятельностью по совершенствованию форм, содержания культу-ологической работы по освоению и распространению знаний о іародной культуре. Здесь, в обеих этих взаимосвязанных сферах, [редстоит преодолеть значительные трудности, много еще недо-татков, сложных проблем, требующих оперативного решения в всте задач возрождения народного самосознания на подлинно іаучной основе.

В этой перспективе вопросы, анализируемые в данной дпссер-ации, представляются своевременными и актуальными. По мне-:ию диссертанта, подобные исследования культуры и обществен-[ого сознания различных народов бывшей СССР имеют перспек-нву стать новым и продуктивным направлением в науке.

В настоящее время мы не можем сказать, что огромные эсте-ические и этические богатства, накопленные народами, в долж-ой, необходимой мере влияют на практическую предметную рабо-у по эстетическому и этическому образованию и вое пиан и ю. Они все еще в своей массе остаются потенциальными, ереалнзованными возможностями, известными только узкому ругу специалистов-исследователей фольклора определенных, дан-ых народов в силу слабой, недостаточной изученности этих огатств, этого уникального по своей значимости и ценности наелс-,ня в современной культуре.

Вопросы содержания народного сознания анализируются в кон-сксте изучения категорий эстетики в фольклоре. Последним в .иссертации уделяется относительно самостоятельное место с ,слью более глубокого и предметного выявления их закономерно-тей и содержания как знаменательных элементов народной куль-уры, отраженных в фольклоре.

В своем исследовании диссертант исходит из того обстоятель-тва, что фольклор представляет собой материализованные в сло е, образе, сюжете идеи, мысли, представления, воззрения, крите-ни, оценки, обобщения, ступени осмысления и отражения дей-твительности. Структура образа есть определенная совокупность дей, ?'ыслей (или даже одной мысли — например, мысль о пло-ородии) в их многозначности, а структура мысли включает в се-я образность.

В свете указанного выше монографическое исследование фнло-офско-эететических проблем фольклора и других ценностей на-однои духовной культуры, на наш взгляд, приобретает важное, ктуальное значение.

Методология исследования. Исходными методологическими р:инципами исследования явились принципы метода фпло-офской теории развития — диалектики, достижения еэвре-іеннон мировой философской мысли в области изучения проблем

культуры в целом и народной культуры в частности. В работе так же учтен как положительный, так и негативный опыт исследова ннй эстетических-проблем фольклора других народв СНГ, в'то^ числе и диссертационных.

Диссертант привлекает к анализу большой объем матсриалої всех жанров фольклора чеченского и ингушского народов, издан ных как на языках оригинала, так и в переводе на русский язык а также хранящихся в архивах, записанных им лично и собранны: под его руководством во время систематических, ежегодных фоль клорных экспедиций в Чечено-Ингушетии. Им опубликованы мно гис образцы фольклора вайнахов. Он ведет систематическую ра боту по подготовке, составлению и изданию многожанровых сбор ников фольклора.

Научная новизна исследования. Диссертант впервые стави своей задачнй монографическое изучение вопросов народного об щественного сознания вайнахов.

В целях поисков наиболее эффективных подходов к изучаемы! материалам с учетом самосознания данных народов и существую щей литературы, диссертантом самостоятельно разработаны і предлагаются комбинированная методика и инструментарий ис следования, в которых наряду с общефилософскими категориям! философские термины языков и фольклора вайнахов занимаю значительное место.

В работе делается попытка выявить и исследовать на опыт' конкретного этноса, а именно чеченского и ингушского народов наиболее актуальные, на взгляд диссертанта, проблемы философ ско-эстетического содержания фольклора и мифологии.

Диссертация построена на конкретном анализе и обобщенш обширного фактического материала, начиная с древних временm начало XX в., в большинстве своем вводимого в научный оборо впервые.

Теоретическая и практическая значимость, апробация диссерта ции. Теоретическая и практическая значимость диссертации видит ся'в создании научно обоснованной обобщающей картине много вековой эволюции ценностей мифологии и фольклора вапнахоЕ как важнейшей сферы их народной культуры. Выводы и мате риалы работы могут быть использованы при разработке соот ветствующих проблем в фольклористике, археологии, этнографш филологии и в других частных науках, так как в ней выявляютс: и анализируются как частные, так и общие закономерности и ян ленил мифологии и фольклора, имеющие универсальнее значс ние для всей народной культуры, а следовательно и для нау* в том или ином плане ее изучающих. В частности, работа наряду с другими, подобными исследованиями, может послу жить обобщающей теоретической базой для дальнейших разрабо ток проблем истории и теории народной культуры не только вай

налов, но й других народов. Наблюдения над ценностями мифологии и фольклора в диахроническом плане1,' опыт дешифровки окаменелых смыслов и т. п. могут оказать помощь в создании работ по исторической поэтике, дать более достоверное толкование н объяснение памятникам археологии и древней истории, происхождению н первоначальным функциям видов народных искусств.

Исследование может найти практическое применение при ре
шении задач преподавания соответствующих спецкурсов и спецсе
минаров в вузах, в создании учебников п учебных пособий по на
родной культуре, эстетике, этике, эстетического и нравственного
воспитания подрастающего поколения, в организации и проведе
нии народных праздников и торжеств, в возрождении народной
культуры на новой научной и демократической основе и во мно
гих других видах практической работы по удовлетворению духов
ных запросов нашего современника. Свидетельство тому, все бо
лее возрастающий интерес у широких слоев населения к сокро
вищницам народного творчества, к фольклору, к вопросам, связан
ным с народной культурой. '

Кроме указанного выше, установленные в ходе исследования эстетические закономерности содержания мифологии вайнахов могут быть использованы при разработке и выявлении мифологических концепций других народов, в особенности Кавказа, для решения проблем, связанных с определением места и роли мифологии в других сферах народной культуры. Таких вопросов, как мифология и нартский эпос, мифология и горская народная архитектура, мифология и изобразительное искусство и др. При возрождении народных ремесел выводы и материалы диссертации могут послужить разработке и формированию эстетических принципов и эстетического содержания организации и производства изделий народного ремесла по изготовлению одежды, обуви, предметов быта, музыкальных инструментов и т. п., которыми славились вай-нахекие мастера в прошлом. Здесь следует подчеркнуть, что возрождение народных ремесел есть важная и необходимая часть возрождения народного самосознания и народной, национальной культуры.

Диссертация обсуждалась и получила положительный отзыв на заседаниях кафедры философии Чечено-Ингушского госуниверситета и в секторе литературы Чечено-Ингушского научно-исследовательского института истории, экономики, социологии и филологии. Результаты диссертационного исследования послужили темами выступлений на всесоюзных и региональных научных конференциях: О проблеме фольклорной символики художественной литературы (На опыте наблюдений над романами Ч. Айтматова «Буранный полустанок», И. Базоркина «Из тьмы веков», 10. Бал-тушиса «Сказание о Юзасе») — на Всесоюзной научной конференции «Актуальные проблемы развития национальных художест-

денных культур в условиях зрелого социализма», Махачкала, 1.982 г.; Героико-исторические песни вайнахов о дружбе чеченцев п ингушей с великим русским народом — на Всероссийской научной конференции, Грозный, 1979 г.; Проблема эстетического идеала в героико-нсторических песнях илли вайнахов — на Всесоюзной научной конференции, Грозный, 1987; .Мифологическое в нартском эпосе народов Северного Кавказа — на Региональной научной конференции, Махачкала, 1989 г. и др.

Основные положения диссертации изложены в монографии «Свет народного сознания вайнахов» (Грозный, 1990 г.), а также в ряде статей: О системе ценностей в героико-эпнческих песнях вайнахов — Сб. материалов Всесоюзной научной конференции «Джангар» и проблемы эпического творчества тюрко-монгольских пародов». Изд-во «Наука», М., 1980 г.; статьи по мифологическим воззрениям вайнахов (Чечено-ингушская мифология. Алмазы. Та-рамы. Села. Села Сата. Тушолн и др.) — Мифы народов мира в 2-х томах. Изд-во «Советская энциклопедия». Т. 1. М., 1980; Т. 2. М., 1982 г.; Жанр обряда сватовства зохалол у ингушей (эстетико-генетнческие вопросы) — Сб. ст. Семсйно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа. Даг. филиал АН СССР, Ин-т истории, пзыка и литературы им. Г. Цадасы. Махачкала, 1985; Вопросы эстетики фольклора вайнахов. — Сб. ст. «Вопросы эстетики фольклора и литератур чеченцев и ингушей. Грозный, 1985; Эстетическое в формах народного рассказа вайнахов. — Сб. ст. Чеченский и ингушский рассказ. Проблемы жанра. Грозный, 1987 г.; Место в общественном сознании вайнахов образов-понятий о русском народе и других братских народах-соседях и их отражение в песнях (ілли чеченцев и ингушей. — Сб. ст. Идеи дружбы и интернационализма в литературе и искусстве народов Соверного Кавказа. Орджоникидзе, 1988 г. и др.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, восьми глав и заключения, списка использованной литературы.