Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Информационный подход к проблеме цикличности в европейском искусстве нового времени Дриккер, Александр Самойлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дриккер, Александр Самойлович. Информационный подход к проблеме цикличности в европейском искусстве нового времени : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 17.00.08 / Рос. ин-т искусствознания.- Москва, 1994.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-2/3836-3

Введение к работе

1. Предмет и актуальность исследования. Темой настоящей работы является такой анализ известных циклических процессов в европейском искусстве Нового времени, который основан на информационном толковании динамического развития. Актуальность и значение предлагаемой темы определяются следующими положениями. Цикличность процессов в искусстве -явление общепризнанное, важное для осмысления эволюции культуры и сегодняшних проблем искусства и общества. Однако, от первых интерпретаций до самых последних волновые процессы в художественной жизни имеют толкования весьма разноплановые, как в отношении истоков периодичности, так и в отношении длительности периодов, на которых эти процессы разворачиваются.

Поиск общих принципов, способных дать трактовку волновых процессов разной длительности, поиск связей колебательных явлений в динамике искусства с широким кругом явлений культуры решение подобной задачи помимо самостоятельного значения позволило бы также по-новому взглянуть на некоторые проблемы современного искусства, увидеть в них дополнительный историко-культурный смысл.

2- Метод, исследования, Необходимая. степень общности
искомого принципа должна базироваться на его

универсальности, применимости к самым разным областям и периодам культуры, на его, хотя бы условной/объективности" и верифицируемости. Поскольку развитие искусства всегда и везде связано с коммуникацией, а следовательно и с передачей некоей специфической информации, представляется, что всем

указанным критериям, в первую очередь, отвечает метод информационный.

Хорошо разработанный язык теории информации открывает широкие возможности для описания любого процесса коммуникации, а методы и аппарат позволяют надеяться на отыскание модели, применимой и для описания столь тонких процессов передачи информации, как те, что связаны с художественным воздействием.

3, Разработанность темы и научцая новизна исследования. Проблема цикличности в искусстве и социокультурной сфере анализировалась с информационной точки зрения а работах СЮ. Маслова, В.М. Петрова и Г.А. Голицына1. В основу подхода здесь положен принцип попеременного доминирования лево- и правополушарного видов деятельности. Согласно данной концепции чередование этапов доминирования "синтетизма" и "аналитизма" приводит к чередованию стилей в искусстве и параллельным процессам в социальной сфере.

В предлагаемом исследовании не затрагиваются вопросы функционирования социокультурной сферы, а рассматриваются лишь ' общепризнанные в эстетике и теории искусств динамические пульсации: смена больших стилей, смена видов, смена родов искусств. Использование модели информационного какала связи как единого принципа для описания циклических процессов различных уровней до сих пор в искусствометрических

'. См., например: Маслов СЮ. Асимметрии познавательных механизмов и ее следствия. // Семиотика и информатика, 1982, вып. 20, с. 3-31; Голицын Г.А., Петров В.М. Информация -поведение - творчество. М., 1991.

подходах не предлагалось. В то же время необходимо отметить, что предлагаемый метод ке может, разумеется, заменить методы эстетики или искусствознания, а рассчитан лишь на отыскание еще одного, дополнительного ракурса в исследованиях сложных и многоплановых культурологических проблем,

4. Цель и задачи исследования. Целью данной работы не является получение строгих, количественных результатов, цель ее скромнее - использование информационной модели как фундаментальной метафоры для описания процессов передачи эстетической информации. Метафоры, однако, достаточно плодотворной, дающей возможность применять четкие понятия и приемы теории информации.

. Рассматривая искусство как подсистему в общей информационной системе культуры, предлагается построить модель художественной коммуникации (канал "художник -зритель") и применить эту модель для выяснения закономерностей циклических процессов в искусстве.

Конечно, цель данной работы состоит в исследовании не всей глобальной совокупности проблем цикличности, а только той малой части, которая находится в непосредственной связи с одной из многочисленных функций искусства - функцией коммуникативной.

Задачи исследования состоят в разработке модели канала художественной коммуникации, в дифференцировании форм реализации основной тенденции информационной системы а художественной жизни, в выявлении специфичности' этих форм на различных временных этапах развития искусства, в сопряжении известных в теории искусств циклических явлений с закономерностями информационных процессов и в трактовке той

фазы, которая характеризует состояние современного искусства, вписанного в единый циклический процесс.

5, НаУЧНЫе ПРЕДПОСЫЛКИ исследования, В настоящей работе
автор опирался на достижения мировой и отечественной науки
в области художественной культуры, прежде всего, на
философско-эсгетические н социологические теории цикличности,
на междисциплинарные подходы (в первую очередь: структурно-
системный и теоретико-информационный). В разработке темы
использовались помимо классических трудов современные
достижения информационной эстетики (как ветви эмпирической
эстетики), искусствознания, социологии и психологии искусства
(работы М.Бензе, Л.М. Веккера, М.Ю. Германа, Г.А. Голицына,
Э. Гомбриха, НА Дмитриевой, Л.Я. Дорфмана, А.Я. Зися,
М.С. Кагана, А.Н. Колмогорова, К. Леви-Стросса, Д.А. Леонтьева,
Ю.М. Лотмана, СТ. Махлиной, А. Моля, В.Е. Семенова, А.Н.
Соколова, В.И. Тасалова, Е.М. Торшиловой, Ю.У. Фохт-
Бабушкина). Метод исследования базируется на привлечении
основных моделей, приемов и языка теории информации.

6. Практическая значимость. Работы по информационному
анализу стилей, жанров, родов искусства оказали
стимулирующее влияние на деятельность междисциплинарного
семинара в отделе информатики Государственной Третьяковской
галереи (руководитель семинара Д.Г. Перцев), использовались
при компьютеризации некоторых фондов Государственного
Русского музея, инициировали идею создания российско-
французского исследовательского культурологического центра по
проблемам культуры "Консонанс (Европейская культура на
пороге Ш-го тысячелетия)".

7, Апробация, работы, Диссертация была обсуждена,
одобрена и рекомендована к защите Отделом культурной
политики Российского института искусствознания. Основные
идеи и результаты работы излагались на научных семинарах,
региональных, всесоюзных, российских и международных
конгрессах, конференциях, симпозиумах, в их числе:
-Международный симпозиум "Искусство н эмоции" (Пермь, 1991),
-12-й Международный конгресс по эмпирической эстетике
(Германия, Берлин, 1992).

-Международная конференция "Судьбы культуры судьбы

человечества (Культура. Искусство. Кино)" (Москва, 1992),

-Международный коллоквиум "Исчезновение жанров" (Франция,

Валансьен, 1S93),

-Международная конференция "Культура на пороге Ш-го

тысячелетия" (Санкт-Петербург, 1994),

-Международная конференция "Человек в мире искусства:

информационные аспекты" (Краснодар, 1994).

8. Структура диссертации, Поставленные цели и задачи
определили структуру работы, состоящей из Введения, трех
глав, Заключения и Библиографии. Первая глава посвящена
анализу существующих теорий цикличности в искусстве,
дифференциации циклических процессов, постановке и решению
исходной задачи - построению информационной модели
художественной коммуникации. Во второй главе рассматриваются
коротковолновые циклические процессы; предложенная модель
применяется для анализа смены больших стилей в европейском
искусстве Нового времени. В третьей главе информационный
метод используется для трактовки длинноволновых процессов в
развитии искусства и построения единой модели циклических

процессов. Библиография содержит 222 работы на русском и иностранных языках. Обідий объем диссертации 140 страниц машинописного текста (плюс 20 страниц библиографии).