Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Клуб как функциональная модель культурной деятельности Новикова, Лариса Леонидовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Новикова, Лариса Леонидовна. Клуб как функциональная модель культурной деятельности : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 17.00.08 / Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Каф. соц. культуры.- Москва, 1990.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-5/317-1

Введение к работе

Актуальность темы. Крутое изменение приоритетов в период революционного обновления общества все настоятельнее диктует необходимость совершенствования культурной политики, главным направлением которой становится "возврат к ленинским принципам, поворот к человеку, к духовному обогащению народа".

Такой подход во многом меняет представление о культуре, ее функционировании в социалистическом обществе. Он предполагает отказ от сложившегося еще в тридцатые годы догматического понимания этого феномена как некоего надличностного императива в виде совокупности предельно абстрактных, идеологизированных ценностей и идеалов. В качестве исходного момента, основы деятельности этот подход признает потребности конкретного человека, возникающие у него в результате повседневного взаимодействия с окружающей действительностью и находящие отражение в свойственной ему системе самовыражения.

Актуальность данного исследования определяется прежде всего тем, что подобное изменение понимания культуры, культурной деятельности,способно не только по-новому, более точно и обоснованно, трактовать сложные, противоречивые социокультурные процессы истории нашего общества. Реабилитация личностных, самодеятельных побуждений, целей, вместе с признанием связанного с ними целого пласта духовной культуры, принципиально иначе ставит вопрос о сущности и функциях социокультурных институтов вообще и клуба в частности.

Клуб занимает значительное место в исторически детерминированном контексте институционализированного вида формирования личности. Однако, ставшее традиционным толкование его только как культурно-просветительного учреждения привело в теории к искажению сущности клуба-объединения, смешению его функций с

I. Материалы XIX Всесоюзной конференции Коммунистической партии Советского Союза.- М.,1988.-С.27.

с функциями учреждения, подмене одного феномена другим.На практике это проявилось в фактическом искоренении самодеятельных клубов, ибо те из них, которые функционировали в стенах клубного учреждения, подвергались жесткому контролю и регламентации, а объединения, свободные от учрежденческой опеки, квалифицировались как "идеологически вредные". Поэтому реанимация природы и сущности клуба как такового, выяснение различий между ним и принимаемым за него учреждением, также представляются актуальными.

Важность проблемы связана и с тем, что являясь самыми многочисленными социокультурными институтами, клубные учреждения стали сегодня непопулярны среди населения практически всех возрастных и социальных групп .

Актуальность темы диссертации заключается и в том, что долгое время в научной литературе клуб идентифицировался с общеполитическими институтами, рассматривался преимущественно с точки зрения педагогической науки, как специальный институт воспитания взрослых, инструмент привнесения в жизнь людей разнообразных нормативных установок "истинной","должной" культуры, взамен культивирования реально существующих ее образцов. Тем самым клуб был превращен в чисто идеологическое учреждение, утратив свое значение института самодеятельности человека,его культурной деятельности.

Сегодня, когда меняется представление о самом человеке, реально существующем в нашем обществе, когда он все чаще выступает в работах философов в качестве феномена культуры, встает вопрос и о необходимости переосмысления сути социальных институтов, участвующих в его формировании, уточнении теоретико-методологической платформы культурной деятельности в целом.

1.06 этом говорят многие социологические исследования,например, см.:Бетуганов А.А.,Пищулин Н.П.Молодежь:культура и досуг.-Нальчик,1988,- 140с.Культурное обслуживание населения:Матери-алы социологического исследования Центра по изучению общественного мнения Горьковского обкома КПСС.-Горький, 1988,- 19с. Данный вывод подтверждают и исследования, проведенные автором диссертации.

Степень разработанности проблемы. В многочисленной научной литературе,посвященной клубу, проблема его сущности и функций не получила достаточного философского и культурологического осмысления. В основном ей посвящены статьи в научных сбор-

Т 2.

никах и периодических изданиях .выступления на научных конференциях .отдельные главы монографий и коллективных трудов .

1.См.:Максготин Н.Ф.К определению функций советского клуба (По материалам наследия РГ.К.Крупской)//Вопросы культурно-просветительной работы:Сб.аспирантских работ.-Вып.3.-JT. ,1973.-С.3- 23.Рябков В.М.У истоков советского клуба//Клуб и проблемы развития социалистической культуры:Сб.статей.-Челябинск,1975.

- С.83-98.Василевский А.К.Становление советского клуба и клуб
ной печати в 1920-х гг.//Клуб и гармоническое развитие лич
ности: Сб. аспирантских работ.-Л.,1975.-С.217-231.Генкин Д.М.,
Ариарский М.А.Перспективы развития советского клуба/Актуаль
ные вопросы совершенствования культурно-просветительной ра
боты в свете решений ХХУІ съезда КПСС:Сб.научных трудов.-Л.,
1982.-С.18-24.Триодин В.Е.Культурно-просветительное учрежде
ние как социально-педагогическая система//Опыт и проблемы
высшего культурно-просветительного образования в СССР:Сб.
научных трудов,- Л.,1988.-С.40-52 и др.

2.См.:Саксен С.О некоторых социальных функциях клуба//Коммунист Эстонии.-1971.-МО.-С.40-47.Водопьянова В.Чем привлекает клуб //Советы народных депутатов.- 1986.- Ж5.-С.55-58.Агарков В. Можно ли выйти из кризиса?//Культурно-просветительная работа.

- 1987,-№Ю.-С.б-7.Климчук а. Когда права равняются нулю//
Культурно-просветительная работа.-1988.-)f8.-С.19.Триодин В.
О любительстве не по-лгобительски//Культурно-просветительная
работа.-1989.-№8.-С.24-27 и др.

З.См.:0рлов В.Н.Актуальные проблемы развития теории клубного дела//0 повышении роли клубов в коммунистическом воспитании трудящихся и организации их досуга:Материалы научно-практической конф.-М.,1973.-С.56-63.Соломоник А.Г.Политическая пропаганда в клубе//Актуальные проблемы клубной работы:Материалы Всесоюзной научно-практической конф.-М.,1976.-С.102-104.Константинов А.Н.Клубная общность в клубном учреждении//Пути перестройки культурно-просветительной работы:Тез.выступл.научно-практической конф.-Ч.І.-Л.,1988.-0.51-53 и др.

4.См.:Коган Л.Н.Советские клубы конца ХХ-начала XXI вв.(Предпосылки нормативного прогноза развития учреждений культуры)// Проблемы социального прогнозирования.-Красноярск,І978.-С.85-107.Институциональный аспект культурной деятельности //Культурная деятельность:Опыт социологического исследования.-М., 198I.-С.107-148.Триодин В.Е.Социальные функции клуба//Клуб и свободное время.-Й.,1982.-С.51-67.Бетуганов А.А..Пищулин Н.П. Перспективы клуба в досуге и досуга в клубе//Молодежь:культура и досуг.-С.122-139.

Еще менее разработана категория самодеятельности как сущностная черта этого социокультурного института. Практически отсутствуют философские работы, вскрывающие природу культурной деятельности, ее типологию, свойства и особенно институциональный аспект ее реализации.

С точки зрения диссертанта, ближе всех к рассмотрению этих проблем находятся авторы книги "Культурная деятельность: Опыт социологического исследования". Их подход к культурной деятельности,как процессу реализации сущностных сил человека в любом виде деятельности, представляется наиболее верным. В то же время, во взгляде на клуб превалирует конкретно-социологический подход, опирающийся на его педагогическую модель, хотя само определение клуба носит культурологический характер.

Общефилософские подходы к анализу типологии культурной деятельности, ее форм, достаточно подробно раскрыты Г.С.Кнабе в статье "Диалектика повседневности".Обобщая многочисленные определения культуры, он выделяет в ней область, связанную с "неупорядоченной стихией повседневного самовыражения" . Именно она лежит в основе того типа культурной деятельности, который, по мнению диссертанта, реализуется в клубе.

Среди интересных работ, изучающих институциональный способ формирования сознания личности, следует назвать труды Э.В. Ильенкова, И.С.Кона, А.В.Кукаркина, М.А.Лифшица,Л.Я.Рейнгардт. Они показали роль и значение социальных институтов в зарождении и закреплении тех или иных норм, стандартов, схем в сознании человека. Однако, исследуя эти процессы на примере буржуазного общества, авторы не касаются их реализации в наших условиях, клуб, как конкретный вид социального института, ини не рассматривается.

Наиболее ценными попытками переосмыслить назначение современного клуба с учетом его специфики представляются публикации А.Н.Алексеева, В.А.Бесединой, В.А.Гурьянова,В.В.Савельева, Г.А.

I. Кнабе Г.С.Диалектика повседневности//Вопросы философии.-1989.—№ 5.—С.28.

- 5 -Тульчинского и некоторых других. Идеи, высказанные 'этими учеными в последнее время,выводят диссертанта на необходимость рассмотрения проблемы сущности и функций клуба с позиции теории культуры.

Цель и задачи исследования. В процессе работы над диссертацией автор ставил перед собой цель исследовать сущностные характеристики клуба, его особенности как института культурной деятельности и на этой основе выстроить теоретическую модель его функций. Для реализации этой цели предполагается решить следующие задачи:

опираясь на анализ современного представления о категориях "деятельность" и "культура",определить понятие "культурная деятельность";

рассмотреть особенности и основные свойства культурной деятельности, сосредоточив основное внимание на ее институциональном, в частности клубном, аспекте;

- выявить основополагающие, фундаментальные черты клуба-
объединения и клуба-учреждения;

исходя из сущности клуба,определить его функциональную структуру;

вскрыть различие между сущностными, внутренними,функциями клуба и функциями существования или внешними, показать механизм их обусловленности и взаимозависимости.

Новизна исследования. В диссертации впервые делается попытка рассмотреть клуб как институциональный способ осуществления культурной деятельности в широком смысле, отказаться от просветительно-воспитательной его модели, которая предписывает клубу лишь один аспект культурной деятельности - распространение духовных ценностей.

Новизна предлагаемой работы состоит и в рассмотрении клуба-объединения и клуба-учреждения как принципиально различных категорий, в выяснении их сущност.и, создании для каждой из них своей функциональной модели.

Анализ культурной деятельности построен на характеристике ее не только как своеобразного "среза" всех видов деятель-

- б -

ности, что становится все более распространенным в науке,но и как определенного уровня, которого может достигнуть любая деятельность. В диссертации выносится на обсуждение перечень и последовательность этапов развития деятельности в культурную. В качестве этих этапов выступают самостоятельность, свобода, активность и творчество.

Новым представляется и подход к самодеятельности,как субъективному аспекту культурной деятельности.

Методологическая база и источники исследования.Методологическую базу исследования составляют идеи классиков марксизма-ленинизма по проблемам развития культуры.

Важное значение для исследования имеют содержащиеся в Программе КПСС,документах ХХУП съезда партии,XIX Всесоюзной конференции КПСС,материалах январского(1987г.),февральского(1988г.) и февральскогоС1990г.Шленумов ЦК КПСС оценки и выводы о необходимости демократизации общественной жизни, растущем приоритете общечеловеческих ценностей, идеалов и устремлений.

Диссертантом использована научная литература, которая также может служить надежным методологическим ориентиром,способствующим выходу на собственные обобщения. Исследуются две группы теоретических источников.

Первую группу составили труды советских и зарубежных философов, внесших определенный вклад в разработку таких категорий как "культура","деятельность","культурная деятельность", "свобода","творчество","самостоятельность","социальный институт", "потребности" . Во вторую группу вошли теоретические исследования, посвященные проблемам деятельности социальных институтов культуры, в частности, клубу .

I.См.работы Грушина В.А.,Давыдова Ю.Н.,Демина М.В. ,Здравомысло-ва А.Г..Иванчука Н.В.,Иона Э.,Канага М.С.,Когана Л.Н.,Марка-ряна Э.С.,Межуева В.М..Новотного 0..Плотникова С.Н. Рубинштейна С.Л.,Сарингуляна К.С.,Фишера Я. и др.

2. См.работы Блиновой Г.П.,Генкина Д.М.,Когана Л.Н.,Левина И.Д., Петровского М.В.,Петрова А.А.,Петровой З.А.,Рябкова М.В.,Сак-сен С.О.Дриодина В.Е. и др.

Несмотря на безусловно положительное значение проделанной названными авторами работы,в диссертации отмечается определенная односторонность использовавшихся ими приемов. Большинство публикаций по проблемам клуба носило историко-описа-тельный, иногда историко-проблемный характер. Не отказываясь от исторического аспекта изучения проблемы, диссертант пытается дополнить его логическим подходом, позволяющим вычленить именно сущность искомого явления. Вместе с тем, отвлечение от эмпирии клубной деятельности представляется безосновательным, поэтому в работе взят на вооружение системный анализ, предполагающий единство логического и исторического подходов.

Основным эмпирическим материалом, используемым для подкрепления теоретических выводов, послужили данные специальных социологических исследований, проведенных автором в г.Мытищи Московской области и,совместно с Центром по изучению общественного мнения при Горьковеком обкоме КПСС,в.г.Горьком и области в 1989 году.

В диссертации нашли применение данные государственной статистики, материалы периодических изданий.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается в развитии и обогащении методологического аспекта изучения функционирования социальных институтов культуры на примере клуба. Это позволяет представить клуб в виде функциональной модели культурной деятельности в широком смысле.

В виду общетеоретической направленности и методологического характера работы не представляется возможным сформулировать в ней конкретные практические рекомендации в адрес учреждений и органов, непосредственно организующих деятельность клубов. Исследование претендует на попытку научно обосновать необходимость изменения культурной политики в целом и,в частности,той ее части, которая касается функционирования культуры на обыденном, повседневном, бытовом уровне.

Материалы диссертации могут быть использованы в преподавательской деятельности: при подготовке лекций и семинаров по теории культуры, в учебе партийных, советских кадров, работников

учреждений культуры.

Апробация работы. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, обсуждены на проблемном семинаре кафедры социалистической культуры АОН при ЦК КПСС. Результаты социологического исследования были использованы при подготовке к пленуму Мытищенского горкома КПСС Московской области и областной научно-практической конференции "Пути перестройки деятельности культурно-просветительных учреждений" в г.Горьком (апрель 1990 г.). Важнейшие положения диссертации нашли отражение в публикациях.