Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Маска как театральная проблема Тулямова, Сабира Шухретовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тулямова, Сабира Шухретовна. Маска как театральная проблема : автореферат дис. ... кандидата химических наук : 17.00.08.- Ташкент, 1995.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Маска распространена в гораздо большей степени, чем это может показаться на первый взгляд. Ее можно найти е ритуальных действах первобытного общества, в античном театре, во многих видах восточного .театра, на современных подмостках. Термин "маска" есє чаще появляется на страницах научных трактатов современных психологов. Т.е.. являясь в разных ипостасях на протяжении всей истории'человечества, маска доказывает' и необходимость тщательного изучения своего функционирования не только на театральной сцене, но и в лоне культуры.

Автору кажутся существенными понимание плодотворной ропи, которую маски играли, скажем, в искусстве начала века, способствуя его возрождению, и осознание того неоспоримого факта, что маски во всей своей изменчивости зачастую способны вносить в худояест-веннускультуру животворную струп обновления. Не менее важной оказывается к роль маски.в фольклоре, в традиционных культурах, в обогащении опытом которого, несомненно^- нуждается любой, втом числе и узбекский театр (каска в узбекской культуре ;- тема, требующая специального изучения: непозволительно было бы-ограничиться лишь кратким упоминанием о ней вскользь, и потому азтор надеется вернуться к столь интересному и актуальному материалу в Су-дущем).

Сейчас, когда оадтим говыгенний интерес к возможностям маски,
задача ее изучения встает с особенней остротой. Анализ современ
ного театрального процесса был бы неполным без осмысления харак
терного тяготения к. маске. В особенности сто относится к апан-
гардному театру, где маска используйся в соответствии с законам:'
постмодернизма, неравнодушного к включению в контекст разнооораз-
ных историческихцитат. .

Несмотря на тс. что маски давно приплетают внимание учекнх. ex всеобщая история.вес епр не написана. Чем была каска для чела

ЕйКа. КаКОВО ЄЄ МеСТО В;ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ. -.ВОТ ВОПрО^Н. КОЇОІЛХ"

требуют решения перед сугубо театрокедческим изучением маски и ее сценических возможностей. К сожалеьил. они Еряд ли разрешимы ч

рамках одного диесерталдак'.гого исследование.

Цель и задач;: ;іоЖДсбг.ния. Цс-льв диссертанток-ипй работа является ?.напиг гла-юпленич" и развития маски, а тв--хе исследование ее роли и -лосга є театральном искусстне. Л<-ст;:чспий

- і -

поставленной цели требует решения следующих конкретных задач исследования:

обоснование общеметодологических предпосылок изучения проблемы маски;

изучение трансформации представлений о маске в ходе человеческой истории;

рассмотрение маски как феномена культуры;

определение исторических функций маски, характерных для основных типов культуры;

выявление истерической динамики развития маски.

Решаемые в рамках настоящей диссертации отдельные задачи исследования призваны в совокупности своей способствовать написанию" единой истории каски с древнейших времен и до наш» дней, где театральные .эпизода предстали бы как звенья общекультурной цепи.

Научная н'овизна исследования. Часто появляясь на страницах истории, маска не могла не привлечь внимания исследователей. Как предмет материальной культуры она интересовала историков к археологов; ее изучали искусствоведы, этнографы, психологи; естественным было и внимание к ней со стороны театроведения. Но. несмотря на это. комплексное изучение истории ее возникновения, эволюции и функционирования - во многом дело будущего:

сегодня карта изучения маски пестрит белыми пятнами. Значительная работа, проделанная театроведом А.Л.Авдеевым, была первым существенным опытом освещения проблемы происхождения теачра к роли маски в этом процессе, но вся собственно "театральная" история жизни маски'осталась га рамками его исследования. Отдельные работы, посвященные каскам той или иной театральней системы, появляющиеся в театроведении, не решают, задачи в целом.

Предлагаемая работа - одна из первых попыток открыть маску как актуальную культурологическую проблему, собрать воедино разрозненные сведения ' о маске.* осуществить их обобщенный системно-исторический анализ, выявить закономерности эволюции'и Функционирования маски на протяжении исторї»; человечества и с учетом этого рассмотреть маску как театральное язление. Кроме того, по ходу написания очерка историй маски предложены авторские решения частных теоретических и практических вопросов, связанных с маской и ее терминами; обобщено множество первоисточников.

Практическая ценность, работы. Дюсерта-

ция может служить основой для комплексного изучения отдельных вопросов истории театра: выявленные в работе закономерности происхождения и эволюции v-icoK уместно учитывать при изучении конкретных театральных систем, использующих маску. Ряд теоретических положений диссертации может быть-использован при чтении лекций по курсам истории мировой культуры Предложенный материал;' будучи предметом теоретического оосуждеым. будет способствовать привлечению внимания к актуальным проблемам современного театра.

Методы исследования. Работа носит системно-исторический характер, Использование системного подхода продуктивно именно как выражение то^^-вании историзма, согласно которым любое современное состояние является продуктом истории, выражением логики еточкой становится анализ эстетических особенностей соприкосновения 'маски с тем или иным типом культуры; потому основным методом исследования избран подход, предлагающий изучение предмета в динамике в его взаимосвязях и взаимодействии с другими художественными и общекультурными явлениями. В конструктивном сочетании с конкретно-искусствоведческими, театроведческими методами познания культурологический подход . способствует целостному изучению проблемы.

Еще одним методологическим принципом, помогающим понять историю маски, является приншш "дополнительности и интервальное"Ч F: соответствии с которым каждая эпоха 'Рыбирает" в качестве ос-н гных иродсленньг- свойства, функции из обширного наоора. "предлагаемого" маской.

- п о " ' . и я паоп'гы. Лиссестация обсуждена к одобрена - . ч -\:.щ ;::! :.: -. . іНіїі! тдела культурологии Института искуес-.. -нз'нпя им ;-:'-[ /аким-заде їіиязи Министерства по делам куль-TVf.;! і "ггусгнкн ''.^г=кистан. Основные положения диссертации изложены в статьях и тезис їх докладов, опубликованных в различных из-глннл" я также в выступлениях на межвузовских научных конферен-../.д/. ! еспуодиканоь...г- \р. вня Крсмп того, материал диссертационного иосдодсезкия гослужил е-счевой для создания цикла радиопередач под общим наззанием ''Таинство маски", ^ы'-е^ших г- оФир з 1994 году.

" т р у к т у р а работы. Диссертации состоит из введения. двух глае л заключения. За основну»; тестом следует список использованной лит<-гатусы

- о -