Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народные истоки Латышской художественной культуры и проблемы ее развития на современном этапе Клинджан, Артур Эдуардович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Клинджан, Артур Эдуардович. Народные истоки Латышской художественной культуры и проблемы ее развития на современном этапе : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 17.00.08 / Академия обществ. наук ЦЕ КПСС.- Москва, 1991.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-4/1242-x

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В современных условиях, :огда роль художественной культуры в решении социально-экономи-еских и политических задач, стоящих перед народами нашей стра-ы, постоянно возрастает, вопросы об истоках национальных куль-ур, основах их взаимодействия и проблемах дальнейшего разви-ия приобретают особо актуальное значение.

Каждая национальная культура - огромное богатство в обей сокровищнице духовных ценностей человечества. Л каждая на-иональная культура является незаменимым средством интернацио-ального общения и воспитания. Это проявляется в первую оче-едь в ее гуманистической направленности - ведь истинная куль-ура учит любить и ценить человека как высшую цель общественно-о прогресса, как высшую самоценность. Подлинный гуманизм соз-ает прочную основу и для культуры межнациональных отношений,

- 2 -ибо эта область культуры не может разбиваться изолированно от других.

Думается, что нам не удастся существенно повысить ее уровень (а такая задача стоит сейчас в ряду самых насущных, от решения ее во многом зависит политический, нравственный и моральный климат в стране), если не будет должной заботы о росте эстетической и художественной культуры всех наций и народностей, культуры труда и быта каждого человека. Поэтому так важнс для нас знание диалектики национального и общечеловеческого, практическое ее понимание и соответствующие конкретные решения избавление от упрощенных подходов к межнациональным отношениям к проблеме взаимодействия национальных художественных культур.

Активные межнациональные и межрегиональные связи, все более расширяющиеся в последние годы, закономерно выдвинули проблему взаимообогащения культур на уровень актуальной общечеловеческой значимости, ибо взаимодействие народов, как указывал еще В.И.Ленин, "способствует развитию всего того, что есть в современной цивилизации"

Примеры положительного влияния национального искусства на художественные культуры других народов являются признаком зрелости данного национального искусства, выражения им передовых тенденций общечеловеческой культуры на современном этапе развития. С другой стороны, факты творческого овладения национальным искусством положительными художественными традициями других народов являются свидетельством широты эстетического диапазона данного национального искусства, наличия в нем определенного потенциала для художественного прогресса.

Из истории известно, что уровень развития художественных культур определяется многими факторами, в том числе - экономическими, социально-политическими. Но наряду с ними на развитие национального искусства большое влияние оказывает строй эстетического мышления людей данной нации. Он обуславливает и широ ту взаимосвязей с художественными культурами других народов, их взаимовлияний. Решающую роль здесь играют собственные культурные традиции данного народа, которые трансформируются и обо

I. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т. 45, с. 240.

гащаются в постоянном соприкосновении с опытом других народов.

В этой связи особую актуальность приобретает анализ основных закономерностей и механизмов национально-культурного развития, выявление Еедущих тенденций и перспектив. Такой анализ должен быть тесно увязан с реальной практикой общественной жизни, с демократическими преобразованиями, происходящими в стране и в республике.

Кроме того, весьма неоднородный национальный состав населения Латвии, обострившаяся в последние годы экономическая,' общественно-политическая и демографическая ситуация в республике , ее своеобразное географическое положение и целый ряд других моментов со всей остротой поставили также проблему "маргинальной личности", "человека на рубеже культур", как назвали американские социологи такой тип человека - представителя национального меньшинства в структуре другого национально-госу-дарственного формирования. Речь идет о жизни человека одновременно как бы в двух культурах, имеющих между собой множество различий. Это порождает у маргинальной личности внутренний разлад, неуверенность, агрессивность, конфликт с окружающим ее обществом. Маргинальный человек легко может стать неустойчивой личностью, космополитом, у которого нет чувства подлинной связи со своим народом, со своей родной культурой и историческими традициями, а в крайних своих проявлениях это ведет к аномии и полному отчуждению человека от общества.

Рассмотрение этого вопроса, который практически не изучен в советской науке, позволяет выявить пути преодоления вышеупомянутых негативных явлений и свойств маргинальной личности, что должно в определенной мере способстворать снятию напряженности в межнациональных отношениях, широкому приобщению всех членов общества, независимо от их национальности и места проживания, к общечеловеческим, гуманистическим ценностям.

Состояние научной разработанности проблемы. В научной литературе имеется значительное количество работ, посвященных латышскому фольклору, традициям и обрядам, различным аспектам становления, развития и современного состояния художественной

Латвии .

В предшествующие годы изучались также проблемы отдельных видов и жанров латышской литературы и искусства .

I. Вавере В.А., Майков Г.М. Латышско-русские литературные связи. - Рига, 1965; Взаимосвязи балтов и прибалтийских финнов.-Рига, 1970; Зейле П.Я. Очерк развития эстетической мысли в Латвии. - М.д 1980; История латышской литературы. - Рига, 1971; Кокаре Э.Я. Интернациональное и национальное в латышских пословицах и поговорках. - Рига, 1978; Культурное строительство в Латвийской ССР. - Рига, 1972; Макашина Т.С. Фольклор и обряды русского населения Латгалии. - Ы., 1979; Фридрих И.Д. Русский фольклор в Латвии. - Рига, 1972; Latvieiu etnografije. Riga,1969,LatvieBu folklore.Zanri, stila, Riga, 1977;LatvieBu literatures vesture. Riga, 1959, Niedre7 .LatvieSu folklore. Riga, 1948, Ozols A. Latvieiu tautas dzieamuvaloda. Riga, _1961 Ozols A. LatvieBu tautas poatikes daij.radga vestures problemaa. Riga, 1952, Pelkaus E. Socialistiskaakultures izveide. Riga, 1983, PelSe R. LatvieBu un krievu kulturas aakari. Riga, 1951 и др.

2. Архитектура Советской Латвии. - Ы., 1973; Витолинь Я.Я. Латышская народная песня. - Ы., 1969; Гргонфельд Ы.Д. История латышской музыки. - М., 1976; Кундзинь К.Э. Латышский театр. -М 1963; Очерки музыкальной культуры Советской Латвии. - Л., 1971; Письменная Л.А. Язеп Витол и латышская хоровая культура. - Л., 1976* Сосновский И.Л. Кино Советское Латвии. - м., 1976; ЦиелаЕа С.Я. Искусство Латвии. - Л., 1979; Червонная С.Ы. Искусство Советской Прибалтики. Живопись, скульптура, графика. - М. , I965;BIbers G. LatvieBu padomju dramaturgy, Riga, 1976, Briede V. Latvieiu opera. Riga, 1975, KirSentele J. LatvieBu romana, Riga, 1979, Smilktiaa B. LatvieBu novele, Riga, 1981, .Valeinia V. LatvieBu lirikaa vesture.. Riga,1976, Vardeune D. Tragedijas zaara latvieiu literature. Riga, 1973,

Vltolij^s J.tKraainska L. LatvieBu muzikas vesture.Riga,1972

и цр.

Однако, в большинстве этих вышеупомянутых работ практически не исследовалась проблема соотношения национального и общечеловеческого содержания в фольклоре, его влияние на становление профессиональной латышской литературы и искусства, на современную художественную культуру республики. Требуют дальнейшей разработки и уточнения вопросы развития национальной художественной культуры я ее взаимосвязи с общемировыми культурными процессами, влияния художественной культуры каждого народа на межнациональные отношения.

Мы долгие годы и целые десятилетия жили под влиянием стереотипных и догматических утверждений о том, что национальный Еопрос у нас решен окончательно, процессы расцвета и сближения наций и национальных культур, формирования интернационалистского сознания протекают беспроблемно, без особых противоречий.

Это утверждалось и обосновывалось в целом ряде теоретических работ, авторы которых либо лишь упоминали о пережитках национализма и шоринизма в сознании людей в условиях социализма, либо вообще не обращали внимания на существование негативных явлений в сфере межнациональных отношений и взаимодействии художественных культур .

I. См.: Агаев А.Г. Социалистическая национальная культура. -М., 1974; Бычкова Р.А. Национальная социалистическая культура и закономерности ее разрития. - Иркутск, 1973; Взаимодействие и взаимообогащение культур. - М., 1980; Взаимодействие национальных художественных культур в условиях развитого социализма. - Пятигорск, 1980; Взаимодействие национальных художественных культур в условиях совершенствования социализма. - Махачкала, I9B6; Головнєв А.И., Мельников А.П. Сближение национальных культур в процессе коммунистического строительства. - Минск, 1979; Интернациональное и национальное в искусстве. - Ы.,1974; Литература, искусство л формирование личности в социалистическом обществе. - М., 1974; Ломидзе Г.И. Интернационализм советской многонациональной литературы. - М., 1974: Рудая Т.П. Взаимообогащение художественных культур народов СССР. - Киев, 1983; Ширманова Г.А. Взаимодействие национальных культур и духовное формирование личности. - Ташкент, 1986 и др.

Характерным для господствовавших в то время взглядов является высказывание М.Пархоменко: "Межнациональное классовое единство и интернационализм во всех сферах культуры и общественной жизни, расцвет наций и национальных культур на пути к полному их слиянию - все это выступает со всей очевидностью как ведущая и самая прогрессивная закономерность общественного развития"

Демократизация и гласность, реформы и преобразования, проводимые в стране с 1985 года, выявили, что это по меньшей мере самообман и самообольщение и что. подобные теоретические положения являются умозрительно схоластическими, не подкрепленными реальными факторами, по сути дела, отвергающими (или, в лучшем случае, камуфлирующими) объективные законы развития национальных художественных культур и межнациональных отношений в нашей стране.

На практике обнаружилось, что в условиях существовавшей десятилетиями административно-командной системы все более увеличивался разрыв между идеальным и реальным, между провозглашаемыми лозунгами и постулатами и реальным их воплощением в жизни. В межнациональных отношениях накопились настолько серьезные проблемы, выявились напряженные моменты и внутренние противоречия, вызванные грубыми искажениями ленинской национальной политики, нарушениями прав личности и наций, общеполитическими и экономическими проблемами, что все это привело к многочисленным конфликтам, происходящим в различных регионах на национальной почве и доходящим, зачастую, до кровопролития, к разобщенности людей, снижению общего уровня культуры и нравственности, к целому ряду других негативных явлений.

Очевидно, что необходим новый подход к этим процессам в теории и на практике, использование всего комплекса политических, экономических и идеологических средств для оздоровления межнациональных отношений, роста духовной культуры, создания государственных и общественных механизмов, обеспечивающих органическое сочетание национальных и общечеловеческих ценностей

I. Пархоменко М,Н. К достижению полного единства. В сб.: Национальное и интернациональное в литературе и искусстве. - М.,

и интересов, отказа от старых, изживших себя идейно-теоретических установок, шаблонов и догу.

Цель и задачи исследования. Центральным для настоящего диссертационного исследования является вопрос формирования и современного состояния латышской художественной культуры с характеристикой ее национального своеобразия и гуманного общечеловеческого содержания. При рассмотрении этого вопроса диссертант сделал попытку раскрыть народные истоки и исторические корни художественной культуры Латвии, основные этапы ее развития, проанализировать современную социокультурную ситуацию, которая во многом может предопределить перспективу ее дальнейшего развития.

Исходя из такой общей цели исследования, в работе ставятся следующие задачи:

рассмотреть роль и место фольклора, народного творчества, национальных традиций в становлении и развитии художественной культуры Латвии;

проследить в основных чертах процесс становления и сов-эеменное состояние литературы и искусства республики, их взаимосвязь с крупнейшими историческими событиями и общественно-по-іитичєскими явлениями;

обратившись к истории, показать на примерах значение

з этом процессе инонациональных традиций и достижений мировой сультуры;

выявить основные тенденции взаимодействия художественных іультур и их специфическое проявление в республике. При этом іассмотрєть как прогрессивные стороны данного процесса, так и [егативные явления, особенно проявившиеся в последние годы;

сформулировать научно обоснованные выгоды, предложения і рекомендации, направленные на дальнейшее развитие латышской удожественной культуры и углубление ее взаимодействия с дру-'ими национальными художественными культурами.

Теоретической и методологической основой диссертации вляются работы классиков марксизма-ленинизма и современных ченых о нациях и национальных отношениях, о взаимодействии на-

- 8 -родов в сфере культуры, о значении художественной культуры в развитии общества, в укреплении сотрудничества между нациями, народностями и национальными группами, о повышении активности творческой интеллигенции в процессе обновления общества.

В.И.Ленин писал, что к теоретическому решению того или иного вопроса "можно солидно, с уверенностью подойти, лишь бросив исторический взгляд на все развитие его в целом" С этой формулировкой перекликаются и высказывания многих современных ученых, как, например, Ю.Суровцева о том, что "национальное своеобразие художественной культуры народа нужно объяс нять исходя из истории этого народа, из своеобразия его истории"

Действительно, анализ проблем современной латышской художественной культуры невозможен без рассмотрения предшествующей истории социально-экономических, политических, этнических и культурных процессов. Сущность происходящих на современном эта пе явлений можно понять, лишь изучив особенности исторического развития латышской нации и ее культуры. При этом, в силу определенной ограниченности объема исследования, мы остановились лишь на наиболее ярких примерах из истории латышской художественной культуры.

Научная новизна исследования может быть определена следующими моментами:

проанализирован конкретный эмпирический материал, который позволил выявить новые стороны и особенности формирования и развития латышской художественной культуры, роль в этом процессе фольклора и народных традиций;

исследована и обоснована объективная закономерность шир кого использования как местного фольклора и традиций, так и лучших достижений мировой культуры в качестве основы возникновения профессиональной латышской литературы и искусства;

с современных позиций рассмотрено творчество ряда наибо лее видных представителей латышской художественной культуры, их вклад в процесс взаимообогащения различных национальных

  1. Ленин В.И. Поли.собр.соч., т. 39, с. 68.

  2. Суровцев Ю.И. Необходимость диалектики. - М., 1982, с.237.

художественных культур;

проанализированы малоизученные я соретской науке явления маргинальное^ и аномии, роль художественно? культуры в преодолении негатирных последствие, которые могут быть вызва-ны этими явлениями;

впервые объектом рассмотрения стали такие формы культурно-просветительской деятельности как национально-культурные общества и центры, их возможности в возрождении национального самосознания, восстановлении и сохранении самобытных национальных черт различных народов, проживающих в Латвии;

на конкретных примерах из области литературы, драматургии, театрального искусства, телевидения и художественно? самодеятельности раскрыты основы плодотворного взаимодействия латышской художественной культуры с культурами других народов

на современном этапе.

Теоретическая и практическая значимость диссертации заключается прежде всего в том, что она с современных позиций дает осмысление такого важного эстетического феномена, как народные /стоки и прогрессивные традиции культуры на примере становления и развития художественной культуры Латвийское республики. Основные положения работы и результаты проведенного анализа отвергают вульгарно-социологический подход к пониманию культуры конкретного народа, ее истоков и процесса становления, а также упрощенных трактовок руководства ее развитием. В исследовании рассмотрены также такие малоизученные у нас понятия как маргинальнэсть и аномия и предложены некоторые пути и формы преодоления их негативных последствий в формировании национального самосознания.

Выводы и предложения данного исследования могут представить интерес для специалистов, разрабатывающих вопросы теории л практики управления духовной жизнью общества и художественной культурой в частности и нередко недооценивающих ее народные истоки и традиции в укреплении межнациональных культурных ;еязєй. Вместе с тем, материалы работы могут быть использованы ? преподавательской деятельности, при подготовке лекций и семи-

- 10 -наров по проблемам теории и истории культуры, а также в практической работе государственных и общественных организаций, творческих союзов.

Апробация работы. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, обсуждены на проблемном семинаре кафедры теории и истории культуры АОН ЦК КПСС. Важнейшие положения исследования нашли отражение в соответствующей научной публикации.