Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Образы китайских хтонических божеств Фуси и Нюйва в культурно-историческом контексте эпохи Хань : на материале каменных погребальных рельефов Бай Юй

Образы китайских хтонических божеств Фуси и Нюйва в культурно-историческом контексте эпохи Хань : на материале каменных погребальных рельефов
<
Образы китайских хтонических божеств Фуси и Нюйва в культурно-историческом контексте эпохи Хань : на материале каменных погребальных рельефов Образы китайских хтонических божеств Фуси и Нюйва в культурно-историческом контексте эпохи Хань : на материале каменных погребальных рельефов Образы китайских хтонических божеств Фуси и Нюйва в культурно-историческом контексте эпохи Хань : на материале каменных погребальных рельефов Образы китайских хтонических божеств Фуси и Нюйва в культурно-историческом контексте эпохи Хань : на материале каменных погребальных рельефов Образы китайских хтонических божеств Фуси и Нюйва в культурно-историческом контексте эпохи Хань : на материале каменных погребальных рельефов
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бай Юй. Образы китайских хтонических божеств Фуси и Нюйва в культурно-историческом контексте эпохи Хань : на материале каменных погребальных рельефов : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Бай Юй; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов].- Санкт-Петербург, 2011.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/111

Введение к работе

Диссертация посвящена изучению эволюции образов китайских хтонических божеств Фуси и Нюйва на каменных рельефах династии Хань. Время правления династии Хань традиционно делится на два периода: Западную (Раннюю) Хань (206 г. до н.э. - 6 г. н.э.) и Восточнюю (Позднюю) Хань (25 — 220 гг. н.э.). Эта династия оставила после себя заметный след в китайской истории и считается одним из эталонов в сфере искусства, традиций и политического устройства государства. Во время правления династии Хань были заложены основы имперской государственности. Именно в этот период происходит окончательное формирование китайского этноса. В это время на китайских погребальных каменных рельефах появляются изображения хтонических богов — Фуси и Нюйва — первопредков китайской нации, первых мифических императоров.

Актуальность исследования обусловлена тем, что эпоха династии Хань уже давно пользуется пристальным вниманием востоковедов и искусствоведов, занимающихся исследованием в области китайской культуры. Однако, несмотря это, необходимая академическая и познавательная литература представлена достаточно скудно.

На первый взгляд список трудов, посвященных искусству Китая довольно внушителен, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что полнота имеющейся в распоряжении исследователя литературы обманчива, как с фактологической, так и с теоретической точки зрения.

При этом, следует отметить и тематическую неоднородность представленного материала. Некоторые темы, такие как станковая живопись, фарфор, картинки «няньхуа», архитектура и так далее, получили достаточно четкое освещение. Другие же темы, как правильно заметила М.Е. Кравцова «оказываются только кратко обозначенными. Сказанное относится даже к таким основополагающим видам художественно-практической деятельности, как погребальное, культовое (даосское, буддийское) и садово-парковое искусство, бронзоделанье, камнерезное, косторезное, ювелирное и эмальерное дело...».

Еще больше при поиске литературы на русском языке затрудняет задачу то, что в силу ряда причин преимущественное внимание к культурному прошлому Китая ограничивается последними несколькими столетиями.

Такой мало изученной областью представляются мифологические сюжеты, изображенные на ханьских погребальных каменных рельефах. К сожалению, в научной литературе практически отсутствуют работы, посвященные осмыслению художественных особенностей изображения таких ярких и специфических сюжетов погребального искусства ханьской династии, как образы хтонических божеств Фуси и Нюйва, представляющих собой один из важных ключевых моментов понимания как погребального искусства династии Хань, так и ханьского искусства в целом. В свете всего вышеизложенного, тема исследования, представленная в работе имеет несомненный интерес как с исторической, так и с искусствоведческой точки зрения.

Степень изученности проблемы. Говоря о российском китаеведении, прежде всего надо отметить ряд работ, посвященных периоду Хань вообще. В российской историографии это прежде всего коллективная монография М. Крюкова, Л. Переломова, М. Софронова и Н. Чебоксарова «Древние китайцы в эпоху централизованных империй». В этой работе, по праву занимающей место своего рода «настольной книги» российского специалиста Хань, есть главы, посвященные культуре и искусству ханьского Китая, социальным процессам, а также изменениям, происходившим в духовной жизни китайцев того времени. К несомненным достоинствам данной работы следует отнести обширную базу источников, основанную на археологических исследованиях. К сожалению, объем книги и разнообразие рассматриваемых вопросов не позволил авторам уделить достаточное внимание особенностям изобразительного искусства.

К сожалению, в российской литературе практически отсутствуют исследования, посвященные культуре династии Хань в общем и ханьским рельефам в частности, не говоря уже об образно-стилистическом анализе образов Фуси и Нюйва на вышеуказанных рельефах.

Тем не менее, некоторые авторы в своих работах обращаются к данной теме. В первую очередь хотелось бы упомянуть фундаментальный труд доктора филологических наук Марины Евгеньевны Кравцовой «История искусства Китая. Учебное пособие», выпущенный в 2004 году. М.Е. Кравцова в настоящее время является одним из ведущих специалистов России в области истории, истории культуры, литературы и искусства Китая. Главная цель книги - представить читателю целостную картину истории развития китайского искусства от неолитической эпохи до начала XX в., с учетом новейших археологических материалов и теоретических разработок. Книга знакомит читателя с основными этапами развития искусства Китая, с особенностями формирования эстетической мысли и изобразительных средств. Автор подробно рассказывает об основных видах китайского изобразительного, декоративно-прикладного и других видов искусств.

Подробному анализу культуры эпохи Хань в «Истории искусства Китая» посвящен один из разделов главы «Искусство древнего Китая». В этом разделе автор тщательно и скрупулезно рассматривает все основные особенности культурного развития страны данного исторического периода. Ханьские рельефы занимают в этом разборе одно из ведущих мест, автор указывает на немалую роль каменных рельефов в аспекте китайской культуры и признает их одним из отличительных признаков искусства династии Хань.

В своей работе М.Е. Кравцова уделяет отдельное внимание хтоническим божествам Фуси и Нюйва, подробно разбирает возможные истоки происхождения этих образов. По мнению автора «изображения Нюй-ва и Фу-си по праву считаются одной из отличительных черт ханьского погребального искусства».

Из работ общего характера также следует упомянуть труд Надежды Анатольевны Виноградовой «Искусство Китая: Альбом» 1988 года выпуска. Данная книга представляет краткий обзор искусства Китая с древнейших времен до наших дней. Альбом снабжен богатым иллюстративным материалом. К сожалению, в силу определенных обстоятельств, автор не останавливается на образах Фуси и Нюйва, однако довольно подробно рассматривает ханьское погребальное искусство в целом и каменные рельефы в частности.

Российские авторы обращались и к мифологии Китая. Правда, сделано в этой области пока ещё немного. Мы имеем лишь серьезную статью Э.М. Яншиной «О некоторых изображениях на рельефах ханьских погребений». Автор рассматривает различные мифологические сюжеты, дошедшие до нас в изображениях могильных рельефов. Особенно подробно изучаются тотемические изображения и рельефы Фуси и Нюйва. Работа основана на исследованиях китайских ученых, автор привлек большое количество источников. Следует заметить, что, с другой стороны, автор дает интересное объяснение тому, почему образ Нюйва появляется лишь в сочинениях ханьской эпохи. Э.М. Яншина считает, что в процессе становления конфуцианства во II - I вв. до н.э. в качестве официальной религии народные верования стали использоваться как орудие борьбы с местными аристократическими кланами. К сожалению, автор никак не доказывает это положение, которое, если оно будет обосновано, может также дать объяснение тому, почему в ханьских источниках мы находим больше чисто фольклорного материала, чем в доханьских. При этом автор считает, что образ Нюйва является вторичным по отношению к образу Фуси. Оснований для такого утверждения недостаточно. Однако все эти сомнения и некоторые другие спорные толкования не мешают считать статью Э.М.Яншиной чрезвычайно полезной.

В целом, можно сказать, что к сожалению, в российской литературе практически отсутствуют исследования, посвященные культуре династии Хань в общем и ханьским рельефам в частности, не говоря уже о художественном разборе образов Фуси и Нюйва на вышеуказанных рельефах.

Для западной науки базовой работой без сомнения надо назвать посвященный древности том «Кембриджской истории Китая», наиболее авторитетное издание, касающееся китайской истории, в котором большинство разделов, посвященных Хань написано такими крупными специалистами как Майкл Лёве (Лоуи) и X. Билленстайн. Перу Майкла Лёве принадлежит также монография «Китай династии Хань. Быт, религия, культура», в которой дается описание духовной жизни китайцев ханьского времени. Автор подробно останавливается на таких аспектах, как вера в бессмертие и связанные с этим погребальные обряды, развитие конфуцианского и даоссокого учений, а также их влияние на жизнь китайцев династии Хань.

В последние десятилетия в Китае и Америке было издано большое количество искусствоведческих исследований, посвященных китайской культуре. К ним относятся прекрасно оформленные работы общего характера К.П. Фитцджеральда, Ронды и Джеффри Купера, а также К.Дебен-Франкфора и других авторов. А также труды, посвященные отдельным аспектам ханьской культуры, например, исследования таких авторов, как С.Аллана, Е.Шлосса, У Хуна. Однако и среди них практически отсутствуют труды, посвященные образам Фуси и Нюйва на ханьских погребальных рельефах. Данные персонажи если и упоминаются, то только лишь в контексте общего исследования культуры периода правления династии Хань.

Гораздо более тщательно проводят исследования в области ханьского искусства китайские авторы. За последние два-три десятилетия в КНР было издано поистине гигантское количество работ, посвященных ханьскому погребальному искусству и каменным рельефам, как части данного искусства. «Подобная активность китайского искусствоведения... объясняется многими причинами. Важнейшую роль здесь сыграли и многочисленные археологические открытия, особенно сделанные в заключительной трети прошлого века. Они заставили ученых не только по-новому взглянуть на происхождение отдельных художественных традиций и существенно уточнить многие детали их последующей эволюции, но и решительно пересмотреть принятые ранее гипотезы генезиса всей китайской цивилизации и схемы ее историко-культурного развития».

Поэтому, в данных условиях, автору показалось необходимым провести свое исследование, опираясь, в основном, на археологические источники. Лидерство в изучении проблемы, без сомнения, принадлежит китайской археологии. Несмотря на то, что первыми раскопки ханьских погребений начали проводить в 30-е годы в северо-восточном Китае японские и французские учёные, по настоящему к широкомасштабным археологическим исследованиям ханьских погребений, начиная с Чанъани и кончая мелкими уездными центрами, приступили в начале 50-х гг. прошлого столетия, то есть, почти сразу после создания КНР, именно китайские археологи.

Китайское правительство уделяет большое внимание археологии, поэтому работы ведутся очень широко, хотя и не всегда достаточно квалифицировано и тщательно, и многие из них, хотя бы и на предварительном этапе, были завершены в весьма короткие сроки. В это же время вышла основная масса отчетов о раскопках и отдельных находках в китайской специальной периодике -журналах "Каогу" («Археология»), "Каогу тунсюнь" («Археология. Информационный бюллетень»), "Каогу сюэбао" («Вестник археологии»), "Вэньу" («Памятники материальной культуры»), "Каогу юй вэньу" («Археология и памятники материальной культуры») и других. Также результаты археологических исследований были собраны в таких работах, как монография Лю Чуанчжу «Великие открытия китайской археологии в 20-м веке» и фундаментальная работа «Китайская археология».

Археологические работы продолжаются и в настоящее время, и, очевидно, будут идти еще долго. На данный момент нам известно о более тысячи памятников с каменными рельефами, которые обнаружены и тщательно исследованы археологами. Результатом исследований стало издание большого количества каталогов, материал в которых классифицирован по разным параметрам: хронологическим, тематическим или региональным. Данные каталоги стали значительным подспорьем при сборе необходимого фактологического материала.

За последние несколько лет в КНР было выпущено такое количество исследований, посвященных ханьским каменным рельефам, что простое перечисление займет не один десяток страниц. При всем этом материал, представленный в данных работах во многом дублируется, поэтому я остановлюсь лишь на самых знаковых из них.

В качестве примера специализированных изданий, посвященных искусству династии Хань, можно привести альбом по ханьской материальной культуре, составленный Сун Цзи , а также труды «Ханьская стенопись» Хуан Фэнцзи и «Искусство резьбы по дереву периода династии Хань» Чжан Пэнчуаня.

Статья Чжу Сяна посвящена одному из интереснейших видов ханьской погребальной пластики, а именно фигуркам «миньци».

За основу автором данной работы была взята фундаментальная монография Оуяна Мои «Расписные рельефы». В своем исследовании автор не только проводит подробную классификацию каменных рельефов ханьского периода, но и рассматривает данный вид погребальной культуры в качестве важного аспекта ханьской погребальной культуры в целом. Большое внимание Оуян Мои уделяет археологическим исследованиям, устройству и архитектурным особенностям погребальных сооружений периода династии Хань.

Китайский ученый Ван Цзяньчжун проделал поистине титаническую работу, результатом которой стало объемное исследование под названием «Очерк исследования ханьских рельефов». В данной работе рельефы рассматриваются с разных точек зрения: в зависимости от периода, места производства, сюжетов и особенностей исполнения. К сожалению, Ван Цзяньчжун не уделяет пристального внимания собственно мифологическим сюжетам, которые нашли отражения на ханьских каменных рельефах.

Иллюстрированный альбом «Ханьские рельефы из Наньяна» знакомит нас с одним из интереснейших культурных регионов Древнего Китая. Подобные исследования посвящены каменным рельефам и других регионов Китая.

Тем не менее, во всех этих работах образы хтонических божеств Фуси и Нюйва упоминаются лишь вскользь, авторы не заостряют своего внимания на данных персонажах китайской мифологии. Собственно Фуси и Нюйва среди огромного количества китайских исследований отведено довольно скромное место. В связи с этим можно упомянуть кандидатскую диссертацию Го Вэньина “Легенды о Фуси и Нюйва на изображениях в погребальных сооружениях династии Хань”. В данной работе автор подробно исследует образы Фуси и Нюйва, пытается разобраться в происхождении этих мифологических персонажей. Каменным рельефам автор отводит примерно одну восьмую часть своей работы, сосредотачиваясь, в основном, на цитировании древних источников.

В общем, исследование Го Вэньина, во многом, типично для работ китайских исследователей. Если мы возьмем статьи, посвященные образам Фуси и Нюйва, опубликованные в разные годы, то заметим, что они во многом копируют друг друга. Данные работы перегружены цитатами из древних произведений, а также механическим перечислением особенностей изображения (элементов, присущих изображению данных персонажей). При рассмотрении региональных различий, авторы предлагают общие фразы, например: «изображение в северном стиле мощные и грозные, а в южном — легкие и изящные».

Практически не рассматривается эволюция образов Фуси и Нюйва, их взаимодействие с другими персонажами, роль в погребальной символике данных хтонических божеств в разные периоды времени правления ханьской династии. Китайские авторы также не уделяют должного вниманию генезису образов Фуси и Нюйва в ханьской культуре, отражению их сущностей в даосском учении данного периода, а также связи данных существ с народными верованиями времен династии Хань.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что тема эволюции образов хтонических божеств Фуси и Нюйва в ханьской погребальной символике в общем, и в изображениях на каменных рельефах, в частности, недостаточно хорошо исследована, как западными, так и китайскими учеными и требует более подробного рассмотрения.

В нашей работе фактическому материалу будет уделено основное место, так как на русском языке, равно как и на западных языках, этих данных, за редким исключением, нет. Без всякого сомнения, в данный момент есть необходимость в тщательном исследовании мифологических образов, представленных на ханьских каменных рельефах, в котором будут использованы как письменные источники разных типов, так и весь корпус археологических данных, а также учтены результаты работы поколений ученых, изучавших разные аспекты истории эпохи Хань.

Объект исследования – каменные рельефы династии Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.)

Предмет исследования – эволюция образов китайских хтонических божеств Фуси и Нюйва на каменных рельефах династии Хань.

Хронологические рамки исследования. В связи с тем, что самое раннее обнаруженное изображение хтонических божеств Фуси и Нюйва датируется 61 г. н.э., анализ основного исследования ограничен I-III вв. н.э.

Цель настоящей диссертации заключается в анализе изображений Фуси и Нюйва с точки зрения художественных особенностей в культурологическом контексте ханьской эпохи.

Задачи исследования:

- сделать краткий обзор идеологических и культурологических особенностей династии Хань.

- рассмотреть влияние конфуцианства и культа предков на ханьское погребальное искусство

- сделать краткий обзор основных видов ханьского погребального искусства

- проследить связь ханьских каменных рельефов с другими видами погребального искусства династии Хань

- выявить ареал распространения и рассмотреть художественные особенности ханьских погребальных каменных рельефов

- выяснить место, которое занимали хтонические божества Фуси и Нюйва в погребальных обрядах китайцев династии Хань

- выявить ареал распространения и рассмотреть региональные особенности изображений образов хтонических божеств Фуси и Нюйва на погребальных ханьских каменных рельефах

- проанализировать основные сюжеты изображений Фуси и Нюйва на погребальных ханьских каменных рельефах, выявить их отличительные особенности и характерные черты

- проанализировать эволюцию сюжетов изображний Фуси и Нюйва в контексте изменения роли данных хтонических божеств в погребальных обрядах указанной эпохи.

Методология и методика исследования. Основными методами исследования являются:

- метод культурно-исторического и морфологического анализа, позволяющий рассмотреть тенденции развития ханьского погребального искусства в целом и каменных рельефов в частности;

- метод образно-стилистического анализа, позволяющий объективно сравнивать специфические художественные явления применявшиеся при создании ханьских погребальных каменных рельефов;

- метод композиционно-художественного анализа, дающий возможность сравнения особенностей построения изображения в ханьских погребальных каменных рельефах, в том числе на примерах изображения хтонических божеств Фуси и Нюйва;

Диссертант считает необходимым осуществлять исследование, опираясь как на письменные, так и на археологические источники, причём автор диссертации стремился сравнивать данные источников разных типов, таким образом верифицируя их.

Источники исследования:

1. Каменные рельефы, находящиеся в музейных собраниях Китая, таких как музеи Пекина, Чжэнчжоу (музей пров. Хэнань), музей г. Лоян, музей Шаньдунского университета и музей пров. Сычуань (г. Чэнду).

2. Научные каталоги музейных собраний, каталоги выставок, проходящих в Китае, например, «Ханьские каменные рельефы из Наньяна» под ред. Ван Цзянчжуна, «Ханьские каменные рельефы из Наньяна» под ред. Ши Ланя.

3. Электронные каталоги, посвященные погребальным каменным рельефам, например, электронный каталог «Института истории и филологии китайской академии наук» (Тайвань).

4. Материалы справочно-энциклопедического характера на русском, китайском и английском языках, помогающие атрибутировать некоторые сюжеты погребальных каменных рельефов, а также теоретический материал по искусству Китая династии Хань.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что впервые:

- выявлены и исследованы тенденции развития изображений хтонических божеств Фуси и Нюйва на ханьских погребальных рельефах;

- выявлены основные виды изображений хтонических божеств Фуси и Нюйва на ханьских погребальных рельефах;

- выстроена эволюция иконографии образов хтонических божеств Фуси и Нюйва;

- выявлены региональные особенности изображений хтонических божеств Фуси и Нюйва на ханьских погребальных рельефах;

- определены основные формы влияния эволюции китайского мифологического сознания на погребальное искусство ханьского Китая в целом, и на каменные рельефы, в частности.

Практическая значимость Данное исследование может служить:

- учебным пособием для ВУЗов, готовящих специалистов в области истории искусства Китая;

- научно-методической основой для разработки учебных программ по историко-искусствоведческим дисциплинам;

- материалом для создания курса лекций по дисциплине «История искусства Китая»;

- материалом для дальнейших исследований художественной истории Китая.

Положения, выносимые на защиту:

1. Влияние эволюции китайского мифологического сознания на погребальное искусство ханьского Китая в целом, и на каменные рельефы, в частности. Во времена династии Хань происходит качественный скачок в эволюции китайского мифологического сознания, подвергаются переосмыслению мифы, происходят попытки создания целостной мифологической картины мира. Данные тенденции нашли свое отражение в китайском искусстве. Именно в ханьское время появляются новые сюжеты, новые способы выражения, новые виды в искусстве.

2. Основные виды и отличительные особенности ханьского погребального искусства в целом и каменных рельефов в частности. В ханьское время погребальное искусство находит свое выражение в пластике, монументальной скульптуре, стенописи, живописи на шелке и, конечно, каменных рельефах. В ханьское время художники в своих произведениях переходят на позиции реализма, тогда как в предшествующий период художественные образы тяготели к абстрагированию. Вместе с тем, «ханьский реализм» в искусстве еще тесно связан с древней символикой и религиозными представлениями китайского народа. В связи с этим, в произведениях ханьских мастеров картины повседневной жизни тесно переплетаются с мифологическими сюжетами и образами.

3. Основные особенности изображений хтонических божеств Фуси и Нюйва на погребальных каменных рельефах ханьского времени. Особая роль в художественном оформлении ханьских погребений отводилась каменным рельефам. Появление каменных фигурных рельефов в ханьское время стало логическим следствием процессов, происходивших в Китае того времени. В содержании этих изображений, так же как в стенописях и погребальной пластике, нашли отражение древние китайские легенды, исторические события, басни и мифы, а также быт и нравы народа династии Хань. При этом, можно сказать, что именно в каменных рельефах наиболее зрело и ярко проявились новые черты китайского искусства.

4. Развитие иконографии образов Фуси и Нюйва на протяжении периода Хань. Судя по найденным образцам искусства Фуси и Нюйва занимали одно из центральных мест именно в ханской иконографии, в то время как в предыдущие и последующие эпохи образы этих божеств практически не встречаются на погребальных изображениях. В начальный период (первая половина Восточной Хань) данные образы являлись центральными персонажами в сюжетах, в дальнейшем, в связи с эволюцией мифологического сознания китайского народа, Фуси и Нюйва утрачивают значимое положение в погребальном искусстве и постепенно практически исчезают с исторической арены к концу династии Хань.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в 6-ти публикациях диссертанта в научных изданиях, в том числе в рекомендованных ВАК (общий объем публикаций по теме диссертации составляет 2,5 печатного листа), а также в докладах на IV-ой Всероссийской научно-практической конференции «Современное искусство в контексте глобализации», проходившей в феврале 2011 года в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, сопровождаемых постраничными примечаниями, заключения, списка использованной литературы, включающем наименования 97 работ на русском, 36 на китайском, 51 на европейских языках, и приложения. Текст диссертации дополняет альбом иллюстраций. Объем основного текста составляет 131 страницу. Общий объем диссертации 190 страниц.

Похожие диссертации на Образы китайских хтонических божеств Фуси и Нюйва в культурно-историческом контексте эпохи Хань : на материале каменных погребальных рельефов