Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основные функции научно-популярного кино в контексте культуры Сёмина, Наталья Михайловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сёмина, Наталья Михайловна. Основные функции научно-популярного кино в контексте культуры : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 17.00.08.- Москва, 1989.- 18 с.: ил.

Введение к работе

^ ; :" I.

±:'_~ф-'.ї 1

^ Актуальность темы исследования. Разрешение противоречий,характеризующих совраменное состояние научно-популярного кино, проблем его развития в условиях перестройки предполагают поиск новых подходов к исследовании этого вида киноискусства я его места в знзни общества. Такой поиск возможен в разных направлениях, в частности -в культурологическом

которое позволяет целостно рассмотреть функции и перспективы развития научно-популярного кино в широком социокультурном контексте, охватывавшем актуальные задачи общества, связанные . с развертыванием научно-технической революции. На этом пути монет быть достигнуто более полное и разностороннее понимание этого вида киноискусства как средства гуманизации науки, активизации творческой деятельности людей в сфере науки и общественно-полезного применения ее достижений.

Степень разработанности проблемы. Существующая литература по проблемам научно-популярного кино описывает и систематизирует факты его истории,становления и развития как особого жанра киноискусства, а также раскрывает его специфику^. В этой литературе лишь мимоходом затрагиваются связи научно-популярного кино с культурой в целом; в лучшем случае культура здесь 'выступает как некий общий фон. С другой стороны* в многочисленных работах по теории культуры научно-популярное кино выпадает из поля зрения авторов, да^е тогда,когда они специально останавливаются на характеристике такого компонента культуры как наука.

Выявление места научно-популярного кино в культуре,его сущности как культурного феномена ослолняется наличием самых разнообразных и нередко взаимоисключающих подходов к трактовке понятий "культура" и "наука". В данном исследовании необходимо было, осуществить выбор того из них, который более адекватен специфике научно-популярного кино. Так как кино является сферой практической деятельности"людей, формой коллективного сотворчества на ма-

I. См.: Барановский В.Н. Актуальные проблемы

теорія научно-популярного кино. Л.,1976; Вальяно И.П. Научно-популярное кино и актуальные общественно-полимкческио проблемы современности. М.,1»80; Раппопорт Е.С. Каучно-популяо-лне фильмы об изобразительном искусстве. Л.,1974; Назарьян Н.и. Эстеткчэскио прсбломн научно-популярной кинематографии; Трояновский В.А. Основные тенденции развития образной системы советского нэучно-популяркого кино, м.,1985.

териале науки, опосредствующего' взаимоотношения мэаду наукой и обществом, то этой его специфике более соответствует,по нашему мне-нию.подход,ставящий во главу угла творческую деятельность-человека в её единстве с опредмеченными результатами прошлой деятельности ладей, аккумулирующими историю культуры. Культура при этом понимается првадв всего как история в её субъектном срезе. Такой подход позволяет включить в неё общественные отношения людей,хотя и в специфическом ("субъектном") ракурсе их рассмотрения, что позволяет органично вписать развитие научно-популярного кино в социокультурный контекст перестройки.

По отношению к науке и её функциям в культуре выбор подхода определялся альтернативой: рассматривать ли науку как объективированный результат познания,абстрагированный от творческой деятельности учёных (что характерно для "когнитивных" подходов к ней),или же,напротив,как саму эту творческую деятельность,направленную на решение тех или иных проблем.Более плодотворным для научно-популярного кино и адекватным логике его истории (начиная со второй половины 60-ых годов),а также его современной проблематике является,по нашему мнению.второй из этих подходов2. Он открывает простор для рассмотрения науки как творческого поиска истины сообществом учёных и,следовательно,как специфической формы "самопроизводства" субъекта такого поиска - человека.

В рамках-этого единого подхода к культуре и науке,раскрывающего их сущностную взаимосвязь, возникает возможность более содержательного исследования научно-популярного кино, его места и функций в культурно-историческом процессе в условиях НТР и происходящей в нашей стране перестройки.

Объект исследования - научно-популярное кино. Предмет исследования - место,функции научно-популярного кино (и науки как его' предмета) в культуре. Цель исследования: выявить основные функции научно-популярного кино в социокультурном контексте. Основные

  1. Эта "динамическая" концепция культуры,разрабатывавшаяся начиная со второй половины 60-ых годов,наиболее полно представлена в работах таких авторов.как А.И.Арнольдов,Э.А.Баллер,В.С. Библвр,К.С.Злобіш,Л.П.Когая,В.М.Меяуез и др.

  2. К этой концептуальной позиции достаточно близки подходы в психологии у таких авторов.как Л.С.Выготский,С .Л .Рубинштейн, А.Н.Леонтьев,В.В.Давщгов,В.П.Зинч8НКо и др. Та же тенденция характерна для идей К.Погшера, Т.Куна,.И.лакатоша, Д.Агасси, П.Фейерабенда.

задачи исследования: обосновать принятый подход к культуре; исследовать место и роль науки в культуре - как в общеисторическое ретроспективе, так и применительно к её статусу в современной культуре, к перспективам её развития; показать, в каких отношениях культурологический подход позволяет углубить, обогатить теорию научно-популярного кино - как на уровне анализа его функций в жизни общества, так и применительно к условиям перестройки. Основная гипотеза состоит в предположении, что принятый методологический подход позволит достаточно точно определить место и значение науки в современном мире, а тем самым - содержание и основные направления развития научно-популярного кино, пути преодоления его кризиса.

Методологическую и теоретическую.основу работы составили . философские положения об обших закономерностях развития человеческой деятельности и месте культуры и науки в историческом процессе, заложенные в диалектическом и историческом материализме, документы и материалы, определяющие стратегию развития'науки, её роль в решении проблем современности. В ходе исследования в непосредственной связи с решением поставленных в нём задач использованы данные о достижениях в искусствознании, науковедении, теории и истории культуры, психологии и других дисциплинах, их обобщение в трудах ведущих ученых.

В процессе исследования применялись следующие методы: теоре
тический анализ научных источников; методологический анализ ос
новных подходов к культуре, наукэ и научно-популярному кино; со
циологические методы ( опрос, анкетирование, беседы, интервью);
эксперимент. Работа над материалом осуществлялась по трем 'следу-
щим направлениям: анализ научных источников и научно-популярных
фильмов; включенное наблюдение зрительской аудитории; эксперимен
тальная проверка теоретического прогноза современных задач научно-
популярного кино ( в киноклубе).. '. '

Теоретическая значимость и научная новизна исследования состоит в уясноции места и функции научно-популярного кино в целостном контексте социалистической культуры и" определении перспектив его развития в современных условиях.

І.В частности, ланняя исследование опирается на содержательные результаті;, полуденные С.С.ЛЕеринцевым, І.І.М.Бахтиным, Г.Н.Волковым, Л.П.Еуєвой, С.Н.Итсн1-:иков1р, В.^.Келле, !«.С.Кагбнгм, Э.С. "..аркпргнпм, Н. С.Мансуровым, А.П.Огуицовым, И.Т.Фроловы:.' к рядом других отечественных ученых.

Наиболеэ вагаые результаты:

- в работе.предложена интерпретация культуры,основанная на
соединении философского и социологического подходов к ней; это
позволило конкретно-исторически рассмотреть культуру как самопро-
изюдство общественного человека и выявить особенности этого про
цесса на разных этапах истории нашей страны;

- предпринята попытка органично вписать в культуру науку как "человеческое дело,творимое людьми для людей";

раскрыты противоречия развития современной науки и тенденции её гуманизации;

выявлено влияние этих тенденций на изменения в содержании к формах научно-популярного кино;

исследована культурно-эстетическая функция научно-популяр-і.ого кино и показано, чго она интегрирует все другие его функции.

Практическая значимость исследования состоит в его направленности на конкретизации задач,которые мастера научно-популярного кино призваны решать в процессе революционного обновления об-щесава.на повышение роли этого вида киноискусства в развитии науки и в её освоении обществом,в формировании научного мышления.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования представлены на ІУ научной конференции аспирантов вузов культуры и искусства (г.0рёл,1983 г.); на У Всероссийской научной конференции аспирантов вузов культуры и искусства (г.Саратов,1985 г.); на XIX аспирантской научной конференции (г.Москва,МГИКД986 г.); на научной конференции в рамках комплексного исследования МГИКа (г.Москва,ШЖ,1988 г.); на пленуме Совета по теории и критике научного и документального кино СК СССР (г.Паневежио,Литовская ССР, 1985 г.); на пленуме всесоюзных комиссий "Практика и проблемы проката документальных и научно-популярных фильмов на всесоюзном экране", 1987; на творческих конференциях киностудий "Центрнаучфильм" (1985, 1986, 1987, 1988, 193Э гг.).

Результаты исследования были использованы в циклах лекций , по неигровому кино в киноклуба Ж завода "Серп и молот", в учебном процессе в МГИКе.

На зашиту выносятся следующие положения:

I. Культура - это самопроизводство общественного человека как субъекта исторического процесса во всём богатстве его способностей, потребностей, его отношений к миру и самому себе;

современная конкретно-историческая ступень этого самопроизводства , характеризуется расширением социальных масштабов и активизацией ; его субъекта, деятельность которого концентрируется на решении

вставших перед человечеством глобальных проблем.

  1. Современная наука как социальный институт базируется на частичном труде узко-специализированных индивидов. Принципиальное изменение е8 статуса в процессе НТР связано о обогащением творчос-кого содеряания этого труда'и все более эффективным применением его результатов не только для дальнейшего подъема производительных сил общества, но и для научно-обоснованного программирования его социально-экономического развития.

  2. Как фактор культуры, научно-популярное кино - специфическая форма творческой самореализации создателей фильмов, адресуемых зрительской аудитории. Опосредствуя взаимосвязи мевду обществом к

; наукой,оно формирует научное видение мира у зрителей, приобщает их к научному творчеству, способствует освоению ими достижений

науки,их формированию в качестве сознательных оубъекгов научно-технического прогресса.

Структура работы определена двумя взаимосвязанными задачами:

1 обосновать Еыбор концепции культуры, органично включающей науку и научно-популярное кино; применить этот концептуальный подход к современному развитию кино о науке в его связи с развитием самой науки и изменением её роли в.згазни общества.