Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Полилитная пластика XX - XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приемов (на материале Урала) Алиева Ольга Олеговна

Полилитная пластика XX - XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приемов (на материале Урала)
<
Полилитная пластика XX - XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приемов (на материале Урала) Полилитная пластика XX - XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приемов (на материале Урала) Полилитная пластика XX - XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приемов (на материале Урала) Полилитная пластика XX - XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приемов (на материале Урала) Полилитная пластика XX - XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приемов (на материале Урала) Полилитная пластика XX - XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приемов (на материале Урала) Полилитная пластика XX - XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приемов (на материале Урала) Полилитная пластика XX - XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приемов (на материале Урала) Полилитная пластика XX - XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приемов (на материале Урала) Полилитная пластика XX - XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приемов (на материале Урала) Полилитная пластика XX - XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приемов (на материале Урала) Полилитная пластика XX - XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приемов (на материале Урала) Полилитная пластика XX - XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приемов (на материале Урала) Полилитная пластика XX - XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приемов (на материале Урала) Полилитная пластика XX - XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приемов (на материале Урала)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алиева Ольга Олеговна. Полилитная пластика XX - XXI вв.: проблемы образности, стилистики, художественных приемов (на материале Урала): диссертация ... кандидата : 17.00.09 / Алиева Ольга Олеговна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО Саратовская государственная консерватория (академия); имени Л.В. Собинова], 2017.- 293 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Текстура и фактура камня как средства художественной выразительности .19

1.1. Текстуры декоративного камня 19

1.2 . Фактуры декоративного камня 32

Глава 2. Традиционные приёмы работы с текстурно-фактурными возможностями камня в отечественной антропоморфной полилитной пластике ХХ в 46

2.1. Антропоморфная полилитная пластика «Фаберже» (начало XX в.)..47

2.2. Камнерезное творчество В. В. Коноваленко (советский период) 56

Глава 3. Образные и стилистические особенности, приёмы работы с текстурно-фактурными возможностями камня в уральской антропоморфной полилитной пластике ХХ в 70

3.1. Антропоморфная полилитная пластика А. К. Денисова-Уральского (начало XX в.). 71

3.2. Уральская антропоморфная полилитная пластика советского периода 76

Глава 4. Образные и стилистические особенности, приёмы работы с текстурно-фактурными возможностями камня в современной антропоморфной полилитной пластике мастеров Урала (конец ХХ – начало ХХI в). 82

4.1. Современное состояние, образные и стилистические особенности 82

4.2. Текстура камня в современной уральской антропоморфной полилитной пластике 93

4.3. Роль фактуры камня в современной уральской антропоморфной полилитной пластике 112 Заключение 134

Список использованной литературы и источников удаленного доступа

. Фактуры декоративного камня

Интересную трактовку понятия текстуры можно встретить в учебном курсе Баухауза, который лёг в основу преподавания многих современных школ. По мнению И. Иттена работа с текстурами учит студентов передавать видимое окружение через его текстурные характеристики. Автор рассматривает не только текстуру материала, а и текстурный рисунок, сформированный строением индустриальных объектов с их пересекающимися линиями электропередач и рельсов и т. д. [Иттен, 2001, с. 36]. Понятие текстуры имеет достаточно широкое значение, как в окружающей жизни, так и в искусстве. Но для данного исследования значима её роль в изобразительном искусстве, а именно в объёмной композиции. Поиски формы сочетаются с поисками методов придания ей выразительности и красоты, которые зависят от степени выявления художественных свойств материала.

Камень издавна привлекал внимание человека, который его использовал как орудие труда и борьбы, как строительный материал и как материал для создания произведений искусства. Художников привлекали физические и художественные свойства камня. Он обладает прочностью, способной противостоять влиянию времени; твёрдостью; податливостью в обработке. Из многих составляющих слагается и красота камня, немаловажную роль среди которых играет текстура. Определение этого понятия невозможно без минералогических знаний о камне.

Текстура – одно из главных внешних свойств камня, под которой следует понимать проявление на поверхности изделия внутреннего строения камня в виде текстурного рисунка. Декоративность природного камня, его красота зависят от характера сочетания цветов, оригинальности, выразительности рисунка [Зискинд, 1989, с. 6]. Внутреннее строение камней зависит от условий их происхождения.

Главный источник образования минералов скрыт от наших непосредственных наблюдений глубоко в недрах земного шара. Минералы и горные породы возникают в самых различных условиях: при остывании расплавленных масс, находящихся в недрах земли или поднимающихся на поверхность, например во время вулканических извержений. Минералы могут отлагаться выделяющимися из земных недр газами и парами, а также из горячих подземных вод при их остывании; они образуются на дне морей, соляных озёр, на дне болот и на поверхности земли. Состоящие из различных веществ, имеющих цветовые характеристики, массы застывают в какой-то определённый момент и окаменевают. Это может произойти при полном перемешивании составляющих массу элементов, тогда камень имеет достаточно однородную текстуру, или при частичном перемешивании, тогда хромофоры – элементы носителя цвета могут располагаться чёткими или расплывчатыми полосами, пятнами, вкраплениями. Содержание в минерале хромофоров определяет интенсивность (яркость) его цвета, контрастности цветовых сочетаний в камне. Причудливость, характер текстурного рисунка камня, обусловлены расположением и формой хромофоров в момент застывания или затвердения массы [Соболевский, 1983, с. 10].

Одним из примеров разнообразия текстурного рисунка является яшма. Расцветка яшм зависит от присутствия именно минералов-примесей. Гематит придаёт яшме красноватые оттенки, гетит – бурые и жёлтые, хлорит – зеленоватые, хлопьевидные скопления глинистых частиц – белые, желтоватые или серовато-белые тона. Иногда яшма бывает украшена дендритами гидроокислов марганца и железа – минеральными агрегатами древовидной формы, образующимися в тонких трещинах при быстрой кристаллизации [Аринштейн, 1986, с. 67].

Причина многообразия яшмовых пород зависела в свою очередь от многообразия исходных пород и, конечно, от разных условий их формирования. При создании яшм природа старалась не повторяться – ни в минеральном составе, ни в окраске, ни в текстуре. Но человеку свойственно всё систематизировать и классифицировать.

Многообразны текстуры уральских яшм. Есть флюидальная яшма с текстурой течения, имеющая рисунок со сплошным переплетением различно окрашенных участков. Полосчатая яшма характеризуется параллельными полосами различной окраски шириной до 5–7 мм. Отличается обособлениями размером до 2–3 см различной окраски на фоне другого, обычно более светлого цвета, брекчиевидная яшма. Конкреционная яшма характеризуется округлыми желвакообразными обособлениями диаметром 7–30 см, пронизанными сетью прожилок молочно-белого кварца, напоминающими рисунок в форме паука. Сравнительно редка концентрическая яшма, образующаяся в результате наложения перекрывающих друг друга колец, часто на фоне других текстур. Редко встречается и брекчиевая яшма. Она представлена угловатыми обломками яшмы различной окраски, сцементированными молочно-белым кварцем, серым халцедоном или яшмой другого, более светлого цвета. Названными текстурами не ограничивается многообразие уральских яшм. Например, для сибайских яшм свойственны текстуры в виде полусфер, заходящих друг за друга и напоминающих рыбью чешую. Это яшмы с текстурами солнц. Для учалинских яшм характерны текстуры, напоминающие цветной ситец. Их так и называют – ситцевыми яшмами [Аринштейн, 1986, с. 69].

На практике геологи обычно подразделяют яшмы на четыре типа: пестроцветные, ленточные, пятнистые и однотонные. В пестроцветных яшмах многообразные сочетания текстур и цветов различной окраски создают неповторимый рисунок камня (ил. 1). Преобладает окраска в различных оттенках красного, кремового, жёлтого, фиолетового, иногда коричневого и зелёного цвета, встречаются белые фарфоровидные, реже чёрные с красноватым оттенком разновидности.

Камнерезное творчество В. В. Коноваленко (советский период)

Троица гуляк представлена в работе «Бражники» (1953) (ил. 60). В подпоясанных рубахах и широких штанах, они распевают песни, придерживая друг друга. Способствуют выразительности художественного образа приёмы работы с фактурой и текстурой камня. Посредством насечки передана фактура взлохмаченных волос. Неглубокие канавки имитируют складки одежды. Полосчатая текстура окаменелого дерева имитирует деревянную балалайку и братину, содержимое которой выполнено из агата. Концентрические линии текстурного рисунка имитируют водную поверхность с расходящимися кругами. Глянцевая полированная поверхность агата отличается ярким блеском, свойственным твёрдым породам камня. При одинаковой обработке полировальником не все камни блестят одинаково. Глянцевый зеркальный блеск получается при обработке твёрдых пород камня, например, агата. В сочетании с соответствующей текстурой получается эффектная имитация водной поверхности.

Своеобразным пластическим решением, подчёркивающим этнические характеристики персонажа, отличается работа «Хохол» (1970) (ил. 61). В расшитой рубахе и широких шароварах, заправленных в сапоги, он стоит, держа в одной руке кисет, а в другой курительную трубку. Для убедительности реалистичного звучания одежда дополнена характерной фактурой складок. Концы широкого пояса украшает бахрома, фактура которой выполнена посредством нарезки в виде коротких параллельных штрихов. Фактурной обработке в виде канавок, имитирующих складки кожи, подвергнута и форма сапог. Особую выразительность образу придаёт лицо – широкий нос с раздувшимися ноздрями, маленькие глазки под нависшими лохматыми бровями, фактура которых выполнена насечкой. Широкие губы выглядывают из-под длинных усов, поверхность которых также подвергнута фактурной обработке, имитирующей аккуратно расчёсанные пряди волос. Прическу дополняет выразительный чуб, дополненный неглубокой насечкой.

Итак, полилитная пластика В. В. Коноваленко отмечена литературной тематикой, жанровыми сценами народной жизни. Трактуются сюжеты, в основном, в реалистическом ключе. Наряду с выразительностью позы, жеста, мимикой лица допускается стилизация, метафоричность образа. Активно используются художником текстурно-фактурные свойства камня, как эффектно имитирующие натуру. Природный рисунок камня дополняет фольклорные образы пестротой тканых узоров, воссозданием деталей и состояния одежды, способствует передаче материальности дерева, воды. Участвует в реалистической трактовке формы и приёмы фактурирования поверхности. Естественная поверхность камня изображает особенности поверхности земли и служит подставками для композиций.

Можно заметить, что В. Коноваленко привлекали камни с различными по форме и размеру вкраплениями, полосчатым и узорчатым природным рисунком, живописными разводами. Эффектными, контрастными включениями характеризуется текстура мохового агата, обсидиана, лазурита, яшмы. Тёмные включения-дендриты дополняют розовую окраску родонита. Всевозможные вкрапления выразительно передают рисунок ткани, пятна краски или грязи, потёртости одежды. Полосчатый текстурный рисунок свойственен агату. Его концентрические круги передают тональные разводы воды в композициях В. В. Коноваленко. Посредством полосчатого рисунка окаменелого дерева и тигрового глаза изображается текстура дерева. Полосатость свойственна и яшме, посредством неё передаётся рисунок ткани одежды. Используется и полосчатость флюорита для имитации особенностей ткани одежды. В своих композициях В. В. Коноваленко применяет и узорчатую текстуру малахита. Живописные переходы в текстуре белорецкого кварцита Коноваленко использует для изображения открытых участков тела персонажей. Благодаря этому ему удаётся передать загорелые участки кожи, тональную разницу частей лица.

В арсенале фактурных приёмов В. Коноваленко можно встретить всё те же насечки-канавки, их различная конфигурация и степень заглубления позволили имитировать укладку прядей волос, мех животных, оперение птиц, складки ткани, фактуру плетения лаптей. Основной фактурой в камнерезных композициях В. В. Коноваленко является полированная поверхность, отличающаяся глянцевым блеском и максимальным выявлением цветовых особенностей камня. Кроме искусственной фактуры Коноваленко активно использовал естественную необработанную поверхность камня. Как правило, это подставки, на которых разворачивается сюжет камнерезной композиции. Они передают естественную поверхность земли с травой и камнями. С помощью разных свойств камня В. В. Коноваленко удалось раскрыть живые и выразительные образы этнического и фольклорного характера.

По мере развития отечественной антропоморфной полилитной пластики раскрываются текстурно-фактурные возможности камня. Заложил основы отечественной традиции исследуемого жанра К. Фаберже, создав серию типажей дореволюционной России. Он не только определил тематический выбор, касающийся русского народа, но и натуралистическую трактовку форму, пластическую моделировку и применение свойств камня для достоверной имитации натурных особенностей. Плодотворно развил традиции в использовании текстурно-фактурных особенностей камня советский художник В. В. Коноваленко. Его творчество отмечено которые также направлены на правдоподобное изображение реальности.не только следованием традиции, но и собственными выразительными наработками,

Уральская антропоморфная полилитная пластика советского периода

Наряду с естественной фактурой используется искусственная фактура камня. Наиболее декоративна полированная фактура камня, которая чётко выявляет природный рисунок, при этом яркость, интенсивность окраски горной породы возрастают. Полированная фактура также повышает долговечность камня, так как на такой поверхности не задерживаются агрессивные вещества. И ещё одна важная особенность полированной фактуры заключается в её способности к убедительному воссозданию натуры. Уральские мастера активно используют полировку поверхности камня, следуя традиции. Полированная фактура поверхности выразительно передаёт блеск тканей, гладь воды и льда, стеклянную и фарфоровую посуду, живость человеческих глаз.

Лёгкие, почти воздушные, полупрозрачные шелка художники передают с помощью полированного халцедона и его разновидности – агата. Халцедон имеет не только богатую цветовыми переходами и текстурным рисунком окраску, но и обладает слабым просвечиванием матовым и восковым блеском, которое помогает имитировать шёлковые ткани. В качестве примеров можно привести шахматную фигуру «Офицер» Г. Пономарёва (2007) (ил. 98) и работу «Суворов» (2008) (ил. 99), в которых из серо-голубого полосчатого халцедона (агата) выполнены орденские ленты. Удачно выбранная текстура камня дополнена мягкой моделировкой формы и полированной фактурой поверхности камня.

В композиции «Казино» (2008) (ил. 82) тёмно-синее вечернее платье девушки вырезано из радусита. Поверхность камня имеет полированную фактуру, что убедительно имитирует блеск шёлковой ткани. Создаётся впечатление, что сине-фиолетовый радусит обладает качествами ткани.

В работе «Купец» (2003) (ил. 112) А. Зефиров изобразил офеню, торгующего разноцветными шелками. Исторический сюжет, актуальный в творчестве современных уральских камнерезов, воспроизводит персонажа дореволюционной России. Композиция представляет интерес не только в тематическом аспекте, но и с точки зрения использования полированной фактуры поверхности камня. Подходящий для передачи шёлка агат тёплых оттенков контрастирует с холодным цветом хризопраза, передающим шелка. Полированные поверхности агатов, переливаются цветами, передавая нежную глянцевую фактуру шёлковых тканей. При полировке агата мастера добиваются неповторимой фактуры поверхности. Одежда персонажа тоже отполирована. Каждый камень принимает полировку по-разному. Звонкая зеркальная поверхность халцедона выделяется на фоне глуховатой поверхности лазурита и плотной яшмы и мрамора, также полированных. Благодаря знанию свойств камня уральским художникам удаётся при одинаковой обработке материала получать поверхности, отличающиеся друг от друга.

Традиционно подвергается полировке полосчатый халцедон светлых голубых оттенков, выразительно передающий воду. Полированная фактура материала, дополняя холодные оттенки цвета камня, ассоциируется с водной поверхностью, напоминающей стекло, отражающей в себе голубизну ясного неба, берега и фигуру героя композиции.

Приём передачи влажной поверхности посредством полировки использован в композиции «Русалка» (2013) (ил. 113), выполненной в камнерезной мастерской «Святогор». Сказочная героиня изображена сидящей у тихого водоёма, окружённого прихотливым узором переплетающихся листьев водных лилий. По одеянию русалки как будто струится вода, пропитавшая покрытые мхом корни старого дерева. Для создания образа мастера-камнерезы подобрали достаточно твёрдые, наделённые полупрозрачностью камни: кварц, агат, сердолик и др. При полировке их поверхность приобрела яркий блеск, будто влажная от воды.

В работе «Купец» А. Павлова (2006) (ил. 97) фигура торговца мехами поставлена на тщательно отполированную, светлую халцедоновую поверхность. Блестящая поверхность халцедона с кристаллическим текстурным рисунком имитирует заледеневший участок тротуара. Данную работу можно также рассмотреть в качестве примера создания фактуры меха, с помощью неглубокой ритмичной нарезки. Купец одет в богатую чёрную шубу с воротником и манжетами из обсидиана. Обсидиан равномерно изрезан неглубокими короткими насечками-штрихами, что создаёт ощущение меховой поверхности. Повышают остроту восприятия находящиеся рядом полированные поверхности шубы, кафтана и жилета. Матированное лицо окаймляют волосы, усы и борода, отличающиеся нарезанной фактурой. Блестят начищенные сапоги, сверкают кристаллы льда под ногами, на низкой скамейке лежат однотонные и полосатые меха. Их поверхности придана посредством нарезки шероховатая фактура.

Своеобразный эффект получается при полировке кахолонга. Это непрозрачная смесь тонкозернистого халцедона и обыкновенного опала белого цвета отличается твёрдостью и отлично полируется [Путрин, 2009, с. 36]. Глянцевые поверхности однотонного белоснежного материала создают впечатление фарфоровой поверхности и являются необходимым элементом композиций на темы чаепития, воспроизводящих сцены деревенского быта («Чаепитие с внуком», «Чаепитие с внучкой»).

Немаловажное значение для формировании образа персонажа имеет приём фактурирования, позволяющий передать живой блеск глаз за счет полированной поверхности камня.

Выразительность взгляда персонажа можно отметить в работе «Суворов» (2008) (ил. 99). Полководец увлекает за собой солдат, указывая направление вытянутой рукой со шпагой. Его рот полуоткрыт, круговая мышца рта находится в напряжении, вздёрнутые брови выявляют морщины лба и надбровные дуги. Широко открытые глаза почти полностью обнажают серо-голубую радужку глаз, сделанную из халцедона. Полированная поверхность камня оживляет взгляд, усиливая динамику композиции.

Текстура камня в современной уральской антропоморфной полилитной пластике

Каждая деталь полилитной композиции выполняется из отдельного камня, наделённого определённым характером текстурного рисунка: полосчатым, узорчатым, крапчатым, живописным, ярко или слабо выраженным, либо совсем без природных включений. Но такой материал, как декоративный камень, способен сочетать в одном образце массу разнообразных текстур: нет необходимости склеивать части скульптуры между собой, ее фрагменты уже заложены и сформированы в камне требуемой формы и размера, если только это увидеть. Именно в этом проявляется традиционное умение уральских камнерезов видеть и понимать камень, подмеченное искусствоведом Б. В. Павловским.

Будто неведомая рука художника участвовала в создании рисунка камня: сделаны обобщения, выделены отдельные фрагменты, мягкость перетекания тонов, гармонично подобраны цвета, выразительность и контрастность силуэтов и т. д. Творческая задача современных уральских камнерезов не подлаживать камень под готовый эскиз, а найти заложенный природой образ, то единственное верное решение, для которого каждый отдельный образец камня предназначен; путём пластической обработки выявить его и предоставить на суд зрителю, демонстрируя уникальность материала, которую способен увидеть художник. Нельзя не напомнить в связи с этим работу А. Зефирова «Шкет» (2012). Яркий неповторимый детский образ обусловлен произвольными цветовыми включениями агата. Замысел, продиктованный камнем, – отличительная особенность уральских камнерезов. Встречаются и более мелкие детали, найденные среди многообразия природных рисунков камня, но не менее выразительные, способствующие созданию художественного образа, настроения всей композиции. Как точно уральские камнерезы угадали узорчатый рисунок яшмы для царской одежды в работах «Пётр I» (2007) и «Иван Грозный» (2012). Камень воплотился в то качество, которое и было в нём заложено и угаданное внимательным взглядом художника. Всё предусмотрено в цельном куске камня: длиннополый кафтан с выглядывающими рукавами белой рубашки, меховые оторочки, узор на манжетах. Цвета живо и естественно вплавляются друг в друга, гармонируют. Кажется, замени этот камень на другой – и образ потеряет свою притягательность и красоту.

В полосчатом рисунке скарна А. Жуков увидел образ душевнобольного пациента из рассказа А. П. Чехова «Палата № 6». А у Г. Пономарёва текстура малахита вызвала ассоциации с национальной расцветкой одежды в работе «Богатый киргизский охотник» (2004). Природный рисунок камня подсказывает образ, способствует его воплощению, обуславливает позы и жесты персонажей. Можно сказать, является соавтором художника, если уметь понимать «душу» камня, предвидеть особенности его внутреннего строения, предположить распространение цвета.

Видимому сходству художественного вымысла и действительности, к которому стремятся современные мастера уральской полилитной пластики, способствует и реалистическая трактовка формы. Художники наделяют своих персонажей естественным движением, позами, мимикой лица. Пластическая поверхность моделируется мягко, без плоскостей, дополняя её фактурой.

Полированная поверхность камня имеет преобладающее значение в спектре используемых фактур. Она наиболее полно выявляет текстурные особенности материала. Выразительность фактуры оптимальна для передачи блеска ткани, меха, воды и льда, стеклянной и фарфоровой посуды, глаз персонажей. Полированная фактура камня дополняется тонко-шлифованной – матовой поверхностью камня. Матовая фактура более адекватна поверхности кожи человека, нежели сверкающая стеклянным блеском полированная. Выразительным дополнением является искусственная шероховатая фактура поверхности, формируемая насечками в виде канавок. Данная фактура характеризует поверхности одежды, лица и причесок персонажей. При передаче причёски персонажей уральскими мастерами используется и фактура, достигаемая штрихами-порезками. Убедительная фактура волос получается в результате комбинирования штрихов и канавок разной глубины. Похожим фактурным приёмом передаётся мех и перья. Редко использованной является шероховатая фактура, достигаемая путём сверления камня.

Изучая произведения уральской полихромной пластики из составного камня, можно выявить определённые закономерности использования природных фактур. Из всего многообразия естественных поверхностей минералов чаще применяются шероховатая фактура в виде многочисленных бесформенных бугорков и ямок, ассоциирующаяся с естественной поверхностью земли, и фактура, состоящая из множества кристаллов, пластинок, игольчатых образований и других шероховатостей. Естественная поверхность камня используется для исполнения для подставок, является частью композиции и характеризует особенности поверхности земли.

Известные ранее методы работы с фактурированием поверхности камня, получили в современной уральской полилитной пластике развитие в плане конкретизации и максимальной степени подражания природе. Можно отметить технику шлифовки, полировки и рельефной резьбы. Шлифованная и полированная фактура поверхности камня выразительно имитирует материальность изображаемых предметов (матовость кожи, блеск глаз, шёлковых тканей и т. д.). Стали значительно ближе к натуре и конфигурации насечек, имитирующих фактуру волос, шерсти животных, оперения птиц, драпируемость ткани. Просматривается в уральском камнерезном творчестве и фактурирование поверхности камня различного характера насечками, с целью декорировать преобладающую в скульптуре поверхность одежды. Внимание к каждой детали в плане её достоверного сходства с натурой отличает современную уральскую антропоморфную пластику из составного камня.

Данное исследование утверждает, что высокая степень обращения к эстетическим свойствам камня является отличительной особенностью современной уральской антропоморфной пластики. Камень подсказывает образное решение композиции, способствует его выразительной передачи.

Проведённая исследовательская работа представляет развитие жанра антропоморфной полилитной пластике на Урале как единый непрерывный процесс. Несмотря на образные и стилевые различия произведений рассмотренных периодов, их объединяет обращение к выразительным возможностям камня, что традиционно является отличительной чертой уральского камнерезного искусства и неоднократно отмечалось в трудах Б. В. Павловского – основателя школы уральского искусствоведения.