Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Православная иконопись Казахстана на рубеже ХХ-ХХI веков (Проблемы, тенденции, круг мастеров) Фалеева Валерия Юрьевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фалеева Валерия Юрьевна. Православная иконопись Казахстана на рубеже ХХ-ХХI веков (Проблемы, тенденции, круг мастеров): диссертация ... кандидата : 17.00.09 / Фалеева Валерия Юрьевна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена], 2017.- 205 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. История иконописи Казахстана (XIX- ХХ вв.):

1.1 История возникновения и развития иконописания в Казахстане (конец XIX – XX вв.) стр. 25 - 36

1.2 Религиозное творчество Н.Г. Хлудова (К истории возникновения и развития иконописи Казахстана на рубеже XIX – XX вв.) . стр. 36 - 50

1.3 Религиозное творчество схимонахини Агнии (К истории возникновения и развития иконописи г. Караганды середины ХХ века) .стр. 50 - 56

Глава 2. Современное храмовое искусство Казахстана (иконопись и стенопись): стр. 57 - 92

2.1. Протоиерей Андрей Бурдин стр. 61 - 67

2.2. Иерей Герман Сергеев стр. 67 - 75

2.3. Иконописец Валерия Рось стр. 75 - 80

2.4. Иконописец Роман Мальцев стр. 81 - 85

2.5. Диакон Андрей Плетень, Н.Забродина, В.Фалеева стр. 85 - 92

Глава 3. Иконография святых новомучеников и исповедников Казахстана :

3.1. Икона Собора Новомучеников Казахстанских .стр. 93 - 103

3.2. Иконография святого преподобноисповедника Севастиана Карагандинского стр. 103 - 110

3.3. Иконография святых преподобномучеников Серафима и Феогноста Алма-Атинских стр. 110 - 116

3.4. Иконография священномученика Пимена (Белоликова), епископа Верненского и Семиреченского .стр. 116 - 120

3.5. Иконография священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского .стр. 120 - 124

Заключение стр. 125 - 134

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы

На сегодняшний день проблема взаимодействия цивилизаций активно обсуждается в гуманитарных науках. Трудно представить, как одна цивилизация могла бы воспользоваться образом жизни другой, кроме как отказаться быть самой собой. На деле, попытки такого переустройства могут привести лишь к двум результатам: либо дезорганизация и крах одной системы или оригинальный синтез, который ведет, к возникновению третьей системы, не сводимой к двум другим1. Именно такой результат – синтез, диалог – наблюдается в истории культуры Казахстана. Оригинальность синтеза русской и казахской культур заключается в умении этих культур вести и поддерживать диалог, так актуальный в современной науке.

Казахстан, как одна из близлежащих к России стран, стал благоприятной почвой для развития множества конфессий. На сегодняшний день, Православие в Казахстане является важным фактором стабилизации общественной и политической жизни в стране и приобретает отличительные черты и индивидуальность. Учитывая ее влияние на развитие государства, в том числе на развитие культуры, стоит обратить внимание на не изученность этой сферы. Это подтверждает актуальность данного исследования. Необходимость наличия научного материала для дальнейшего развития культуры в Казахстане дает повод для ее исследования и повышает интерес к области искусства Православия.

1 Леви-Строс К. Путь масок. Пер. с фр. А. Б. Островского. М.: Республика, 2000, с. 335.

Развитие иконографии новопрославленных святых также заставляет серьезно задуматься не только над изучением истоков и современным положением иконописи в Казахстане, но и над возможным ее дальнейшим развитием.

Иконопись Казахстана, отражая значимые исторические и культурные преобразования страны, являясь полем взаимодействия русской и казахской культур, местом общения русских и казахстанских мастеров, представляет глубокий интерес для современных исследований о культуре и искусстве Казахстана и России.

Актуальность работы подтверждается еще и тем, что с последней четверти ХХ века ощущается острая необходимость в обращении к духовным (в том числе религиозным) ценностям. В связи с этим, современная религиозная культура и иконопись как ее составная часть, получив возможность значительно ускорить свою динамику развития в условиях современной глобализации, дает повод для более углубленного изучения сферы религиозного искусства.

В конце ХХ века в Казахстане возникают первые иконописные мастерские. Значительное число авторов Казахстана, только что входящих в поле специфической иконописной проблематики, самостоятельно осваивали методы иконописного творчества и иконописных школ. Ознакомление с традициями иконописания казахстанскими авторами предполагает самостоятельное изучение и личный опыт, приобретенный в паломнических поездках, при знакомствах с иконописцами за рубежом, изучении преимущественно российских изданий и за счет современных информационных технологий. В современных условиях впервые встает вопрос о степени изученности данной сферы. В настоящий момент нет научных исследований, в которых был бы дан анализ, описание икон Казахстана, характеристика стилистического, композиционного, колористического решений иконописи Казахстана. Отсутствие научного материала по истории и современной иконописи Казахстана, по осмыслению художественной практики казахстанских иконописцев, от-

5 сутствие работ искусствоведческого, культурно-исторического характера об иконах этой страны, не позволяют составить анализ современной деятельности художников-иконописцев, выявить их ошибки на стадии формирования иконографии образов новопрославленных святых, делать прогнозы на будущее. Создание обобщающего исследования может иметь практическое значение, искусствоведческий, исторический и большой национальный интерес.

Степень теоретической разработанности проблемы

Изучение Православной иконописи Казахстана предполагает знакомство с широким кругом литературы, письменных источников и практики ико-нописания.

Изучая иконопись Казахстана, пришедшую в степной край и укоренившуюся здесь благодаря Российской Империи, невозможно рассматривать ее без учета российского опыта и в отрыве от ее истории. В первую очередь, следует отметить отечественные научные труды, которые составили теоретическую основу исследования.

Работы богословского и философско-эстетического направления: В начале XX века ведущие русские богословы и философы обратили внимание на икону как на духовный феномен. Одним из первооткрывателей "терра инкогнита" иконы был Е.Н. Трубецкой. Его работа "Умозрение в красках" – это эстетико-богословские очерки, в которых красота русского религиозного искусства впервые осмыслена как воплощение «иного плана бытия», выявлена связь между религиозной идеей и образным ее выражением. Философ открывает икону как один из видов богословия на Руси.

Особую значимость имеют труды Ф.И. Буслаева. (1866, 1904) и Н.П. Кондакова. (1914-1915), впервые затронувшие вопросы иконографии, в которых объединяются разные подходы исследования. Среди трудов данной группы можно отметить работы М.В. Алпатова. (1948-1955, 1950, 1959), И.Е. Даниловой. (1984).

Философский анализ художественного восприятия иконы, исследование метафизики образа содержится в трудах священника Павла Флоренского

6 (1995, 1996). Различные аспекты сходной проблематики содержат работы по философии религиозного искусства протоиерея Сергия Булгакова (1996, 1999).

На протяжении последнего десятилетия ХХ века происходит переиздание более ранних исследований по иконописанию, созданных до революции или за границей.

Рассмотрению догматического обоснования иконопочитания, христианской символики, включающему в себя труды основоположников церковного искусствознания: Д.А. Ровинского, Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова, Н.В. Покровского, посвящен сборник «Богословие образа. Икона и иконописцы» (2002). В нем собраны важнейшие работы, раскрывающие теологический смысл иконных образов.

Сборник «Православная икона. Канон и стиль» (1998) содержит статьи, касающиеся изменения исторических форм иконописи и роли в этом процессе иконописного канона как богословской основы, богословской программы изобразительного искусства Церкви. Этот сборник включает совокупность идей, представлений и выводов, которые оказывают значительную помощь в исследовании проблематики данной диссертационной работы.

Проблемы иконописного канона, важные проблемы иконописания на разных этапах истории рассматривались такими видными и в тоже время разными учеными как А.Ф. Лосев (1973), Г.К. Вагнер (1987) и др.

Роль канонического искусства в общей истории художественного опыта человечества раскрыта в «Статьях по семиотике культуры и искусства» Ю.М. Лотманом (2002).

Фундаментальный труд Л.А. Успенского «Богословие иконы православной церкви» (1997), рассматривающий икону как способ выражения православной веры, являлся до последнего времени наиболее значимой и авторитетной работой о церковном образе в его историческом развитии, рассматривающей церковный образ в литургическом аспекте, в свете святоотеческого учения и церковного предания.

По вопросам иконопочитания имеется весьма обширная литература, среди которой наиболее интересной в контексте темы исследования является монография О.Ю.Тарасова (1995), частные вопросы иконописного образа исследуются в трудах Н.М. Тарабукина (1999), В.В. Лепахина (2002, 2003).

Небольшая монография архимандрита Рафаила (Карелина) «О языке православной иконы» (1997) представляет собой одну из попыток осмыслить православную икону, как составную часть предания и литургики Церкви.

Более поздние и одни из самых современных исследований, затрагивающие проблему понятия иконописного канона, принадлежат И.Л. Бусевой-Давыдовой (2002), диакону Александру Мусину, (2002), Р.А Федотовой. (2009).

Литература исторического направления позволяет в рамках темы исследования проследить историю развития Православия в России, акцентировать внимание на истории распространения и развития религии в Средней Азии, изучить процесс возникновения, утверждения и распространения отечественной (российской) иконописи на территории Казахстана.

Исторический аспект иконописания представлен в работах «Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения» (1893), «История канонизации святых в Русской Церкви» Е.Е. Голубинского (1903), в работе «Русские православные иерархи периода с 1893 – 1965 гг.» М. Лемешевского (1979-1988), «Вселенские соборы» А.В. Карташева (1994).

Для детального изучения темы научной работы существенный интерес представляет статья священника Х. Григоровича «Опыт устройства дешевой походной церкви при полевом госпитале» в Вестнике военного и морского духовенства (1916). Данный труд позволяет делать выводы о распространении Русского Православия за рубежом.

Большую роль в изучении темы диссертационной работы сыграл ис-торико-статистический сборник Г.А. Цитовича «Храмы армии и флота» (1913). Полученные Цитовичем данные (в начале ХХ века) о функционирующих храмах Средней Азии, включая храмы, действующие на территории

8 современного Казахстана, представляют значительный интерес при углубленном изучении истории Средней Азии.

Ценным материалом также являются издания Поместного собора Русской православной церкви (1990), в которых освещены вопросы канонизации святых. Положение религии в пространстве СССР и КазССР, как его части, затрагивается в работе «Советская культура: 70 лет развития» (1987), а также в информационных бюллетенях по материалам зарубежных средств массовой информации (1991). В рамках исторического рассмотрения интересен научно-аналитический обзор этно-социальных проблем государств Центральной Азии (1995). Особое значение в рамках исследования приобретает постановление Юбилейного Архиерейского Собора Русской православной церкви об общецерковном прославлении Казахстанских святых (2000, 2001).

Необходимый исторический фундамент для понимания церковной истории в целом обеспечивают труды исторического и историко-искусствоведческого направления М.В. Алпатова (1937, 1978), И.Е. Даниловой (1984), М.М. Дунаева (1997), Л.С. Васильева (2001) и др.

Следующая группа объединяет труды искусствоведческого характера. Монография В.Н. Лазарева «Русская иконопись. От истоков до начала XVI века» является его итоговой работой о древнерусской станковой живописи и помогает сформировать представление об истории формирования и развития иконописи в России.

Одним из ведущих специалистов по русскому средневековому искусству является Л.И. Лифшиц. Наряду с изучением истории развития искусства средневековой Руси, Л.И. Лифшиц обращается к рассмотрению современной православной иконы (1997). В это же время изучением искусства средневековой Руси занимается В.Д. Черный (1997). Интерес представляют сборники научных статей по искусствознанию, изучающие искусство в контексте истории и современности (2000).

Духовно-эстетические основы русской иконописи исследованы в одноименном труде В.В. Бычкова (1995), посвященном анализу христианской

9 культуры в ее эстетическом аспекте. Две монографии указанного автора -«Русская Средневековая эстетика ХI-ХVII века»`(1995) и «2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica» (1999) рассматривают основополагающие вопросы культуры, основанной на принципах восточного христианства.

В контексте исследования необходимо отметить работы петербургского искусствоведа О.В. Губаревой, рассматривающей иконопись с богословской точки зрения. Ее труды посвящены острым и актуальным проблемам современной иконописи, а также спорным вопросам разработки иконографии новопрославленных святых.

Также интерес представляют труды справочного характера2.

Последние десятилетия ХХ века отмечены появлением значительного числа современных работ по иконе, в которых рассматриваются различные аспекты истории возникновения и развития православной иконописи в связи с ее богословским содержанием. Среди них труды И.К. Языковой «Богословие иконы», «Се творю все новое» и совместная статья И.К. Языковой и игумена Луки (Головкова) «Икона ХХ века».

Представление о современной иконописи России дает пособие Н.С. Кутейниковой «Искусство России второй половины ХХ века». В дальнейшем ее публикации раскрывают современное состояние иконописной традиции в Петербурге, отмечаются наиболее одаренные и творчески работающие авторы, прослеживаются основные направления развития иконописи. Значительный интерес вызывает представленный в ее работах анализ формирования иконографии новопрославленных святых.

За последние десять лет появились научные исследования по иконо-писанию Л.А. Армеевой, Н.Ю. Лаврешкиной, А.В. Ивановой, А.С. Трапезниковой и др. Ряд из них раскрывает особенности преподавания иконописи в ХХ веке, их методы и технологии. Это работы М.Н. Соколовой (монахини

2 История иконописи VI-XX века. (2002); Православные иконы (2004); Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа (2011); Энциклопедия Православной святости (1997).

10 Иулиании) (2005), Н.Е. Алдошиной (1997), издание Православного Свято-Тихоновского богословского института (1997). Искусству современной православной иконы и ее смыслу, особенностям творческого метода современного иконописца в ХХ веке посвящены публикации и интервью выдающегося современного иконописца - архимандрита Зинона (Теодора) (1992, 1993, 1996), прот. Александра Салтыкова (2005). В работе Ирины Горбуновой-Ломакс «Икона: правда и вымыслы» (2009) содержится немало спорных суждений, которые предлагают пересмотреть фундаментальные труды многих исследователей иконописания.

Для понимания процессов развития современного иконописания значительный интерес представляют материалы круглых столов, конференций и периодические издания (1997, 2000, 2001).

Среди изданий, посвященных современной православной иконе и содержащих большой иллюстративный материал (1994), следует выделить альбомы «Образ Божий. Икона, стенопись, мозаика», «Современная православная икона (Санкт-Петербург)» (2003), ежегодный каталог «Божiй Храмъ» (2009, 2010, 2011, 2012). До сих пор редким явлением остаются авторские альбомы отдельных иконописцев (2002).

Важные, хотя и не многочисленные сведения об истории иконописа-ния в республике дают следующие работы, написанные в Казахстане. Материал о взаимоотношениях России и Казахстана и краткие статистические сведения о культурной ситуации в стране содержатся в сборниках «Казахстан: яркое свидетельство братства народов», «Казахстан в цифрах». Казахско-русский ассоциативный словарь (1998) дает представление об эмоциональных религиозных взаимоотношениях на территории Казахстана середины XIX – начала XX вв.

Изучение истории Православия Казахстана, начального этапа развития иконописи этой страны связаны с именем Н.Г. Хлудова. Известны немногочисленные работы, рассказывающие о жизни и творчестве художника, раскрывающие его роль в становлении профессионального изобразительного

11 искусства Казахстана (Д. Чеботов, И. Рыбакова, Н. Нурмухаммедов).

Результатом серьезной работы по сбору информации об истории Русской Православной Церкви на территории Казахстана и о святых Казахстана стало издание «Святые Новомученики и Исповедники, на земле Казахстанской просиявшие» (2008).

Проблемы современного иконописного творчества освещаются в публикациях сети Internet, на сайтах различных тематических православных библиотек по иконописи, иконописных мастерских и авторских сайтах иконописцев.

Рассмотренная литература позволяет сделать вывод о том, что в научных исследованиях не затронуты вопросы, изучающие специфику, историю, становление и основные тенденции развития иконописи Казахстана.

Объект исследования

Религиозная академическая станковая живопись, иконы и храмовые росписи Казахстана.

Предмет исследования

Особенности развития иконописания в Казахстане, обусловленные культурно-историческими событиями страны и художественной самобытностью региона.

Цель диссертации заключается в выявлении и осмыслении развития и состояния иконописания в Казахстане в ХХ – начале ХХI веков.

Следовательно, задачами диссертационного исследования являются:

  1. Обоснование истории возникновения и развития православного иконо-писания на территории Казахстана, типологический, искусствоведческий анализ икон, сохранившихся в храмах г.Алматы.

  2. Характеристика религиозного творчества Н.Г. Хлудова и схимонахини Агнии в рамках истории возникновения и развития иконописи Казахстана в ХХ веке.

  1. Описание и анализ современного храмового искусства Казахстана, определение проблем и тенденций развития иконописания в республике (конец ХХ - начало ХХI века).

  2. Определение круга современных мастеров, составление их биографии, тщательное описание и характеристика созданных ими икон и храмовых росписей в г. Алматы.

  3. Обоснование процесса формирования иконографии новопрославленных святых Казахстана, определение отличительных особенностей икон казахстанских святых от российских образов, выявление их культурно-исторического значения для республики, анализ композиционного, стилистического, колористического решений изображений.

  4. Определение роли Русского Православия и церковного искусства в культуре Казахстана.

Методология исследования

Теоретико-методологическим основанием данного диссертационного исследования послужили архивные данные, фонды музеев Республики Казахстан и России, позволившие выделить первые памятники иконописи, определить хронологические рамки и этапы возникновения и развития иконописи на территории Казахстана, а также обозначить фигуры первых иконописцев, работавших на территории республики. Научные труды по истории России и Казахстана, истории Русской Православной церкви и отечественной иконописи, определяют пути, по которым Православие распространилось по степному краю. Различные монографии по философии, эстетике, теории и истории искусства, истории отечественной иконописи, богословию, иконографии, иконологии, патристическая и агиографическая литература стали основанием в составлении анализа, описания церковного искусства Казахстана.

В исследовании отдельных художественных произведений, автор основывается на фундаментальных трудах по иконописи (Н.П. Кондаков, П. Флоренский, кн. Е.Н. Трубецкой, А.Ф. Лосев, Л.А. Успенский, Н.М. Тарабукин, О.Ю. Тарасов, В.В. Лепахин и др.).

Методы исследования

Для решения поставленных задач используется комплекс методов исследования, предполагающий всесторонний анализ иконописания в Казахстане. А именно:

  1. Культурно-исторический метод позволяет рассмотреть историю возникновения и развития православной иконописи на территории Казахстана.

  2. Сравнительно-типологический и стилистический методы дают возможность выявить основные модели воплощения религиозного содержания иконописного образа новопрославленных святых Казахстана в художественной форме иконы, определить тенденцию и комплекс проблем развития современной православной иконописи Казахстана, выявить и проанализировать характер авторской интерпретации образа святого иконописцами республики.

  1. Метод сравнения позволяет определить новые иконографические образцы и выделить их особенности.

  2. Аналитический метод исследования помогает проследить тенденции и возможные пути развития иконописи на художественном рынке Казахстана, включает натурное обследование церковных росписей и современных икон, изучение литературных источников.

  3. Метод интервью позволил включить в исследование записи личных бесед с художниками-иконописцами, священниками, составить визуальный ряд исследуемых работ, включить в исследование личный опыт иконописца, и, таким образом, расширить представление о современном состоянии православного иконописания в Казахстане.

Гипотеза исследования.

Православная иконопись является одной из важных составляющих художественной культуры Казахстана. В настоящее время существует ряд особенностей, которые выделяют самобытность иконописи Казахстана на фоне всей истории храмового искусства. Ее существование и развитие на террито-

14 рии республики говорит о наличии интереса к этой области искусства, указывает на возможность определить тенденции и дальнейший ход ее развития. Хронологические рамки работы определены концом ХХ - началом ХХI века - новым периодом в развитии Православия в Казахстане.

Источники исследования:

  1. материалы, хранящиеся в Российском Государственном Историческом архиве, Государственном архиве Республики Казахстан, материалы фондов Центрального Государственного музея Республики Казахстан, Государственного музея искусств им. А. Кастеева;

  2. научные труды (монографии, сборники статей, материалы конференций и круглых столов, авторефераты диссертаций и др.), соответствующие теме диссертационного исследования (богословие образа, эстетические основы православной иконописи, теория и история искусства, иконография, современное иконописное творчество);

  3. произведения современной иконописи, находящиеся в храмах г. Алматы, мастерских иконописцев, частных коллекциях (Кафедральный Свято-Вознесенский собор и мастерская при нем, Свято-Никольский храм, Софийский храм Иверско-Серафимовского женского монастыря и т.д.);

  4. интервью с мастерами-иконописцами, священнослужителями (А. Суворов, А. Бурдин, Г. Сергеев, Р. Мальцев, А. Плетень, В. Рось, Н. Забродина и др.);

  5. информационно-художественные интернет-порталы, освещающие события художественной, культурной и церковной жизни Казахстана (см. библиографический список).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: Впервые поставлена проблема изучения православной иконописи Казахстана. А именно, предложена к рассмотрению история возникновения и развития церковного искусства (иконописи) Казахстана XIX - начала XX вв.; составлена полная картина развития иконописи в Казахстане в дореволюционное время на основе известных и заново найденных материалов;

Выполнен типологический анализ и описание церковных росписей и иконописи Казахстана ХIX - XXI вв. на основе изучения их стилистического, композиционного, колористического решений; собран и изучен материал по иконам, сохранившимся в храмах г. Алматы.

За счет изучения религиозного творчества Казахстана, значительно расширена биография одного из первых светских художников Н.Г. Хлудова и схимонахини Агнии в рамках истории возникновения и развития иконописи Казахстана.

Составлено описание и проанализировано современное храмовое монументальное искусство Казахстана, выявлены проблемы и тенденции развития иконописания в республике (конец ХХ - начало ХХI века).

В научный оборот введены имена современных мастеров-иконописцев г. Алматы (А. Бурдин, Г. Сергеев, Р. Мальцев, В. Рось, А. Плетень и др.), составлена их биография.

Исследован процесс формирования иконографии новопрославленных святых Казахстана, проведен сравнительный анализ казахстанских икон с отечественной иконописью и сделаны выводы об их композиционном, стилистическом, колористическом решении.

Сделаны выводы о культурно-историческом значении храмового искусства в республике, о роли Русского Православия в истории культуры Казахстана.

Впервые обозначен круг проблем в развитии иконописи на территории Казахстана, тенденции и возможные пути развития церковного искусства в стране.

Теоретическая значимость исследования:

Диссертационная работа вводит в научную сферу новую широкую тему, открывающую множество вопросов, которые предстоит изучить. Данное исследование позволяет говорить о существующих тенденциях, определенных этапах развития церковного искусства в Казахстане и ведущих мастерах-иконописцах г. Алматы. Выполненные типологизация, анализ и систематизация материала способны стать моделью для последующих исследователей.

На основе сопоставления современного этапа развития православного искусства с художественной культурой Казахстана XIX, ХХ веков сформировано более точное представление о своеобразии культуры Казахстана и иконописи как ее неотъемлемой части. Впервые рассмотрена религиозная живопись Н.Г. Хлудова, расширена его биография.

Названы имена современных мастеров Казахстана, введены новые имена (отец Андрей Бурдин, отец Герман Сергеев и др.)

Выводы о культурно-историческом значении храмового искусства республики дают представление о немаловажной роли Русского Православия в истории культуры Казахстана. Впервые выведена на обсуждение проблема формирования образов новопрославленных святых Казахстана, формирование особенностей персональных изображений святых ХХ века. Автором замечен процесс активного развития церковного искусства в Казахстане, который помог выявить следующие тенденции: появление различных форм церковного искусства (от иконы к иконостасу, храмовой росписи); появление должности иконописца при храмах и постепенное разделение мастеров по специальностям (от иконописца до резчика иконостаса, позолотчика, мастера иконописи и/или храмовой росписи); выбор художником стилистического направления в работе (следование стилю академической живописи, древнерусского, византийского искусства и т.д.); использование как традиционных, так и новых материалов в технике иконописания.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы:

  1. как источниковедческая и методологическая основа для научных исследований, затрагивающая вопросы изучения истории Казахстана, культурных связей Казахстана с Россией, культурой Православия, а также специфики современного иконописного творчества;

  2. как учебно-методический материал для лекционных курсов по истории искусства, истории Православия, для семинарских занятий, связанных с историей иконописного творчества в художественной культуре ХХ – начала

17 ХХI столетий, в специальных курсах, может быть включен в курсы культурологии;

  1. как учебно-методическое пособие для музеев, организаторов художественных и выставочно-экспозиционных проектов, посвященных современной православной иконе, творчеству казахстанских иконописцев рубежа ХХ-ХХI веков;

  2. в качестве иллюстративного материала по современной иконописи для составления монографий, альбомов, для иконописных мастерских, в создании выставочных проектов, презентаций.

Достоверность научных результатов обеспечивается полнотой привлеченного к исследованию материала, многосторонностью его анализа, использованием многочисленных источников; обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; применением комплекса методов современного искусствознания, адекватных предмету диссертации; успешной апробацией основных результатов исследования в научных публикациях и в выступлениях на научно-практических конференциях.

На защиту выносятся следующие положения:

Результаты исследования истории возникновения и развития православной иконописи Казахстана XX - начала XXI века.

Характеристика основных тенденций развития храмового искусства Казахстана на рубеже XX - ХХI вв. на основе комплексного метода исследования, результаты анализа современных икон и церковных росписей Казахстана.

Определение некоторых иконописцев как ведущих мастеров г. Алматы, результаты исследования основных тенденций их творческого поиска.

Результаты исследования процесса формирования иконографии новопрославленных святых Казахстана, характерные особенности этих иконописных образов.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации изложены в ряде статей, опубликованных в сборниках научных трудов

18 и в интернете. Основные результаты работы нашли своё отражение в выступлениях на III, IV, V Всероссийской научно-практической конференции «Современное искусство в контексте глобализации» (Санкт-Петербург, 2010, 2011, 2012), Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2011» (Москва, 2011).

По теме данной диссертационной работы был разработан научный проект «Православная иконопись Казахстана на рубеже ХХ-ХХI вв. (Проблемы, тенденции, круг мастеров)», победивший на конкурсе грантов 2012 года для студентов вузов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, аспирантов вузов, отраслевых и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга.

Структура диссертации. Диссертация изложена на 134 страницах основного текста. Состоящего из введения, трех глав, заключения, сопровождается библиографическим списком, списком иллюстраций, приложением, альбомом иллюстраций (188 илл.).

Религиозное творчество Н.Г. Хлудова (К истории возникновения и развития иконописи Казахстана на рубеже XIX – XX вв.) .

Зарождение церковного искусства в Казахстане в первую очередь связано с распространением Православия в Средней Азии. Известно, что в конце XVI – начале XVII веков на территории Средней Азии стали появляться русские переселенцы. Следующий, XVIII век был ознаменован укреплением дипломатических отношений между Казахстаном и Россией. В 1738 году хан Абулхаир, принявший присягу на верность императрице Анне Иоанновне, сделал важный шаг навстречу стремлениям российского правительства, попытался защитить народ от разорения калмыками, башкирами, джунгарами и прекратить среди степных родов взаимные несогласия и междоусобия. Начиная с середины XVIII века, Казахстан постепенно входит в состав России. Для защиты пограничных селений в степь посылались небольшие экспедиции и устраивались опорные пункты.

Во второй половине XIX века после отмены в России крепостного права началось массовое переселение крестьян в Среднюю Азию, особенно после сильных неурожаев и голода в 1891 – 1892 годах (в Тургайскую, Акмолинскую, Уральскую, Семипалатинскую и Семиреченскую области). В результате, к концу XIX века на территории Казахстана возникло 30 новых городов и 400 казачьих поселений76. Именно эти события способствовали распространению Православия в Средней Азии, особенность которого заключалась в следующем: православие проникало в степи Казахстана через разные сферы влияния – деятельность военных отрядов и миссионерская деятельность близлежащих епархий. С одной стороны, православную веру несли в себе военные. Церковь играла важную роль в поддержании патриотического духа казачества, способствовала поддержанию нравственности переселенцев, являлась средоточием русской диаспоры. Церкви при крепостях, гарнизонах, батальонах, сухопутных госпиталях, в том числе походные церкви, состояли в ведомстве обер-священников армии и флота главного штаба Его Величества – особых должностных лиц, которые избирались Священным Синодом из выдающихся заслугами протоиереев и иеромонахов.

С другой стороны, Оренбургская, Омская, Томская, Тобольская епархии, территориально находящиеся рядом с границей Казахстана активно развивали миссионерское движение по христианизации различных народов и продвигались в степи Казахстана. На сегодня, одной из «золотых страниц»78 в миссионерском служении Русской Православной Церкви считается Алтайская миссия, основателем которой стал архимандрит Макарий (Глухарев). Именно его последователи (продолжатели дела о. Макария) во второй половине 1881 года в Семипалатинской области основали Киргизскую Духовную Миссию, (подчинялась она начальнику Алтайской миссии, просуществовала до 1917 года)79. Они уделяли немало внимания строительству храмов, занимались обращением степняков к православной вере, приучали к христианскому образу жизни, переводили богослужебную литературу, вероучительные и нравоучительные книги, Евангелие и т.д. Священники, проповедавшие русское православие в степях Средней Азии подчинялись тем епархиям, к которым были территориально прикреплены. Православные храмы на территории современного Казахстана строились на средства епархий и прихожан. Некоторые военные церкви были прикреплены к приходским храмам. Таким образом, священники военных отрядов, не имея походной церкви, нередко проводили службы в этих храмах.

В связи с переселением русских крестьян и основанием русских укреплений, крепостей, городов, в дореволюционный период на территории современного Казахстана была основана самостоятельная Туркестанская епархия с кафедрой в городе Верном (ныне г. Алматы) и открыты три викарные кафедры – Семипалатинская и Петропавловская (Акмолинская), входившие в состав Омской епархии, и Кустанайская, в составе Оренбургской епархии.

Все это время Православие в Казахстане распространялось благодаря деятельности высокообразованных священнослужителей и светских лиц.

«Молодое поколение казахов, - отмечал Ибрай Алтынсарин, - будет смотреть на язык и грамоту русского народа, как на единственный язык культуры и знаний, пристрастится к ним и будет развиваться в русском более или менее духе»80. Далее он писал: «Все возможное счастье для казахского народа я вижу в дальнейшем времени только в нравственном слиянии с русским народом и в духовном, экономическом развитии его посредством русско-казахского образования»81.

Уже тогда взаимоотношения России и Казахстана складывались в области науки, образования, религии и других сфер, что отразилось в художественной культуре Казахстана. Первое, на что стоит обратить внимание – это творчество художника Н.Г. Хлудова (1850-1935), а именно на его портретную и религиозную живопись, иконы. В Центральном Государственном музее Республики Казахстан хранятся портреты семи правящих архиереев Туркестанской и Ташкентской епархии. Серия этих портретов представляет особый интерес и требует отдельного рассмотрения.

Иерей Герман Сергеев

Александра Васильевна Стародубцева, схимонахиня Агния, родилась 15 апреля 1884 года в Тамбове. (В конце XIX века в городах Тамбовской губернии упоминаются ремесленные специальности, имевшие явно художественную направленность: чеканщики в Елатьме, Моршанске, Спасске, Темникове, Усмани; резчики по дереву в Козлове; иконописцы и живописцы в Елатьме, Козлове, Моршанске, Темникове, Шацке, Кадоме; позолотчики в Елатьме, Козлове, Моршанске, Усмани. Ни одна из технологий этих ремесленников не была под силу ни кустарям, ни фабрикам. Владевшие ими мастера занимали свою нишу на рынке.) Рано осиротев, Александра оставила гимназию и упросила родных отвезти ее в женскую Знамено-Сухотинскую обитель, которая располагалась в тридцати верстах от Тамбова, где действовала знаменитая иконописная школа. Обитель была открыта по ходатайству В. А. Сухотиной в 1850 году. Монастырские мастера проходили специальное обучение. Они овладевали искусством натюрморта и портрета, изучали анатомию и рисунок с натуры. А после обучения сестры писали иконы и расписывали стены храмов. Они писали на дереве, полотне, цинке. Работы монастырских послушниц, выполненные в золотистых тонах, пользовались большой популярностью в крае. Уровень организации художественной школы был настолько высок, что попечительница монастыря Е.М. Болдырева неоднократно награждалась Синодом почетными грамотами и медалями. В Знамено-Сухотинском монастыре Александра Стародубцева обучалась под руководством тамбовского художника С.И. Криволуцкого на протяжении четырех лет, была пострижена в рясофор с именем Агния (прожила в монастыре двадцать один год). Каждый год вместе с матушкой Надеждой Агния ездила в Оптину пустынь, где окормлялась у старца Варсонофия, будучи его духовной дочерью. Там же, в Оптиной пустыни, матушка Агния познакомилась и с отцом Севастианом107 (в будущем Святой преподобноисповедник схиархимандрит Севастиан Карагандинский), который в то время нес послушание келейника сначала у иеромонаха Иосифа, а после его кончины — у старца Нектария. Пройдет некоторое время, и это знакомство перерастет в тесное духовное родство. Революция 1917 года, последующие закрытие и разграбление монастырей и храмов, репрессии и убийства духовенства, монашествующих сыграли свою важную роль в истории развития Православия, в том числе иконописания Казахстана.

В ноябре 1919 года Знаменно-Сухотинской монастырь был преобразован в трудовую общину, которая просуществовала до 1929 года. По благословению своего нового духовника иеромонаха Севастиана, матушка Агния переезжает в Новохоперск. Она была вынуждена часто менять место проживания, чтобы лишний раз не привлекать к себе внимание ОГПУ (Средний Карачан, Алферовка и др. ближайшие села). Об этих днях она писала: «Господи, помоги пережить все находящее, дай мне силы и терпение. Теперь мне нужна мудрость, чтобы самой решать серьезные вопросы»108.

С 1945 года Агния, знакомая с иконописным мастерством, занималась реставрацией отдельных икон и настенных росписей Воскресенского храма, а позже Покровского кафедрального собора г. Воронежа в составе группы иконописцев. Главной святыней Воскресенского храма считается список иконы Пресвятой Богородицы, называемой «Скоропослушница», который был прислан в дар новому собору Русским Пантелеймоновым монастырем в 1863 году. Святая икона, отправленная в Россию, на пути через землю Войска Донского, была поставлена, на некоторое время, в церкви Урюпинской станицы. Известие об этом быстро распространилось между жителями ближних станиц, селений и г. Новохоперска и принято было с необыкновенным благоговением. В сопровождении нескольких тысяч людей святая икона была принесена на руках из Урюпинской станицы в Новохоперск109. Это единственная икона в храме на сегодняшний день, обновленная рукою матушки Агнии. Остальные росписи, к сожалению, “записаны”. В начале 50-х годов матушка Агния получила приглашение от отца Севастиана из Караганды переехать на постоянное жительство, который после тюремного заключения находился там в ссылке. Матушка Агния согласилась, и после недолгих сборов отправилась в путь через Москву. С 1952 года по благословению старца Севастиана она писала иконы не только для карагандинских храмов, но и для других храмов Казахстанской епархии. По понятным причинам никто не занимался сбором информации и описанием иконописных работ матушки Агнии. Здесь уместно вспомнить слова одного из современных иконописцев г. Алматы протоиерея Андрея Бурдина о том, что «иконопись в Казахстане зарождалась стихийно». Сохранились лишь некоторые слова, назидания о почитании икон, услышанные и записанные духовными чадами старца Севастиана.

Первая икона, написанная монахиней Агнией в Казахстане (село Большая Михайловка, близ Караганды) - образ «Господь Вседержитель» для иконостаса, который был выполнен в одном размере с афонским образом Божией Матери «Скоропослушницы», заказанным переселенцами из Белоруссии, первыми насельниками Большой Михайловки. Пока она писала эту икону, Батюшка стоял за ее спиной и, когда работа была уже на исходе, в какой-то момент сказал: «Все, хватит, больше ни мазка». В малочисленных и малоизвестных статьях о старицах Караганды встречаются упоминания о таких ее работах как «Ветхозаветная Троица», «Новозаветная Троица», «Воскресение Христово», «Моление о чаше» - для алтаря над жертвенником; икона Спасителя в багрянице и терновом венце.110

Известно, что в 1955 году, когда удалось официально зарегистрировать церковную общину в Большой Михайловке, на окраине Караганды, и начать переоборудование жилого дома в храмовое здание, матушка Агния написала икону Спасителя с Евангелием для иконостаса и много других икон. По свидетельству Марии Немцовой, которая также вместе со своим отцом переехала в Караганду и часто посещала матушку Агнию, она писала иконы и для других церквей, открывавшихся вокруг Караганды.

Диакон Андрей Плетень, Н.Забродина, В.Фалеева

Икона Св. Матроны была заказана о.Герману архиепископом Астанайским и Алматинским Алексием (Кутеповым) и принесена в дар храму в честь нее освещенному. Образ представляет собой храмовую икону, почти квадратную по форме (вертикального формата, 60х70 см). Св. Матрона является одной из новопрославленных святых и формирование ее иконографии складывалось по фотографиям. Не смотря на это, среди имеющихся разных типов и стилей ее изображения, существует образ соответствующий каноничному письму. Именно он был взят за образец для иконы, которую написал о. Герман в стиле традиционной древнерусской живописи. Икона написана на деревянной доске, покрытой левкасом темперными красками на яичной эмульсии. Так как образ является довольно крупным по размерам, а изображение Св.Матроны часто очень простое и скромное, то о.Германом было предложено сделать его с клеймами, повествующими о житии блаженной. Перед иконописцем стояла задача отразить некоторые значимые события из жизни святой в клеймах по краям иконы. Тщательно изучив житие Св. Матроны, российские образцы ее житийных икон, иконописец отбирает двенадцать сюжетов, наиболее часто встречающихся в житийных иконах святой и использует их в написании образа. Отметим, что Образ Матроны Московской с житием, встречается довольно редко в российской иконописи. Выбран был образец в стиле древнерусской живописи. Икона написана темперой на деревянной доске. Сцена крещения Св. Матроны соответствует ее рождению в вере, является началом ее святой жизни. Встреча (сретение) с Иоанном Кронштадским, как некое откровение, в жизни Св. Матроны также являлось важным событием, открывшим нам ее как Божию избранницу. Далее повествуется о чудесах, совершенных святой. Каждый из этих сюжетов отражает поучительные истории, которые являются наставлением для верующего человека. Через сцены исцеления болящих, беснующихся, обличения лукавых жен, образ напоминает о пороках человеческих, о которых необходимо помнить, в которых нужно каяться. Небольшие отличия в двух сценах исцеления болящих толкают на размышления о том, каким образом Господь спасает человека. Отличие лишь в том, что в одном случае, исцеление осуществляется по вере болящего, в другом, по вере близкого человека. Это учит нас пламенной молитве, искреннему упованию на милость Божию, а также дает понять, что не только мы можем надеяться на исцеление по вере наших родных, но и сами должны своей молитвой помогать близким людям. Икона раскрывает смысл христианской жизни, несет в себе поучительный характер. Клейма, в которых повествуется об исцелении беснующихся напоминают о немощи человеческой, заставляют задуматься над тем, что без помощи Божией человек слаб и беспомощен. Сцена «Пророчество стражнику об огне» указывает на бдительность, в которой следует пребывать каждому христианину, говорит о «подсказках», которые Господь посылает нам в земную жизнь и старается предупредить о предстоящих событиях, наставить или уберечь от беды. Еще один человеческий порок, о котором напоминают клейма, это отступничество от веры и призыв к возвращению в лоно церкви Христовой («Обращение неверной к вере во Христа»). Последующие сюжеты являются заключительными и говорят о блаженной кончине Св. Матроны, обретении ее честных мощей, их перенесении в обитель Покрова Пресвятой Богородицы, таким образом закрепляя в сознании верующих общецерковное чествование и почитание Блаженной Матроны.

В целом иконе свойственен теплый колорит, единый фон светлой охры. О. Герман удачно сочетает в иконе использование холодных и теплых оттенков красного, зеленого и синего цветов, различных оттенков охры.

Композиционным центром иконы является ставшее традиционным поясное изображение образа св. Матроны в темно-зеленой тунике с белым платком, покрывающим голову. Житие блаженной повествует о ее слепоте, поэтому ее глаза принято изображать закрытыми. Цвета одежды, ставшие отличительной особенностью ее образа, сохранены в каждой из двенадцати композиций клейм. За счет них, легко можно определить фигуру святой в любой из композиций. Одной из особенностей, которые стали встречаться в современных образах новопрославленных святых, как Росси, так и Казахстана, стало введение в изображение современной одежды. Так, в двух клеймах появляются изображение мирянина в военной форме зеленого цвета и образ стражника-милиционера в рубахе, зеленых штанах и в фуражке, свойственных одежде советского времени. Этот образ был взят из уже существовавших на тот момент российских икон. В композиционных решениях всех сюжетов о.Герман самостоятельно разрабатывает стаффаж (палаты, здания, архитектуру, элементы пейзажа). Он использует разнообразные архитектурные и пейзажные элементы: палаты, купола храмов, двускатные пирамидальные, шлемовидные и цилиндрические крыши, расписанные ромбами зеленого и красного цвета, варьирует, меняет местами, составляя из отдельных сюжетов единую гармонию в пластических формах архитектурных элементов, цветовом решении строений. Некоторые клейма повествуют о событиях, происходящих в одном и том же месте, с разницей в изображении ракурса зданий. Например, сюжеты «Исцеления болящего» и «Обличения лукавых жен». Только в одном из двенадцати образов заметно изображение земли и горок, в то время как в остальных сюжетах сохранен единый темно-коричневый позем, что также является редкостью. Это объясняется сюжетной линией образа: болящий не мог ходить и полз несколько часов по земле к блаженной, чтобы получить исцеление. Св. Матрона последние пятьдесят лет своей жизни не могла ходить, это также отразилось в образе. Везде она изображена сидящей на скамье. В работе о.Герман использовал свинцовые белила. Со временем они изменили цвет и приобрели серый оттенок. Эти белила были использованы только при написании личного письма. Таким образом, потемнели только плави и движки на ликах. В меньшей степени это коснулось центрального образа. Лик является более крупным, чем в клеймах, поэтому проработан иным способом. При высветлении каждой последующей плави иконописец использовал не белила, а желтую охру, которая также имеет свойство осветлять темную краску (в данном случае к красной охре постепенно добавляется желтая, таким образом, лик высветляется от темно красного оттенка в теневой части лика до желтой охры). В завершение, на центральном лике белилами ставятся только движки и ими же, разведенными с водой, приплавляются поверх движков тонким слоем. Миниатюрные же лики пишутся намного быстрее. Из-за небольшого размера лика у художника нет возможности делать такую же плавную растяжку в миниатюре. Поэтому на мелких ликах плави ставятся сразу белилами. Завершающий этап создания образа – покрытие иконы олифой, объединило всю цветовую гамму воедино и придало иконе законченный вид.

Иконография священномученика Пимена (Белоликова), епископа Верненского и Семиреченского

После канонизации для церковного прославления святого обязательно требуется наличие его жития, акафиста и иконы. Иконография местночтимых святых стала формироваться в 1990-х годах и основательно закрепилась после Архиерейского Собора 2000 года в связи с их общецерковным прославлением. При составлении житийных описаний исследователи столкнулись с определенными сложностями. Причиной этому послужили труднодоступность материала, связанного с жизнью подвижников, иногда его отсутствие или засекреченность государственными архивами России и Казахстана необходимых документов. В настоящий момент, самым полным описанием жизни прославленных святых может служить издание «Святые Новомученики и исповедники Казахстанские», в котором собраны исторические факты, биографии отбывших заключение в лагерях (целый раздел книги посвящен узникам) и расстрелянных священнослужителей133. Такое повествование о жизни новомучеников и исповедников скорее напоминает биографию, в то время как житие некоторых святых находится еще на стадии формирования. Житийное описание наиболее известных святых отличается содержательностью, многоаспектностью, наличием информации из различных источников: архивы, записки и воспоминания известных людей, современников, дневники, личные архивы и письма прихожан и духовных чад (Св. Севастиан Карагандинский, митрополит Николай (Могилевский), епископ Пимен (Белоликов)и др.). От подробности и детального изучения житий напрямую зависит процесс формирования и создания иконографического образа. Но не все жития отличаются такой насыщенностью и информативностью. Есть такие новомученики, о ком известно очень мало. Естественно, это составляет трудность в создании иконописного образа.

Рассмотрение ряда икон позволит выявить некоторые проблемы, связанные с созданием образов.

В связи с большим количеством прославленных святых от Алматинской епархии в 2004 году был установлен день празднования Собора новомучеников и исповедников, в земле Казахстанской просиявших (первое воскресенье после 16 сентября – дня памяти священномученика Пимена, епископа Верненского и Семиреченского), пострадавших одним из первых в 1918 году. В 2005 году были написаны икона и служба Собору Казахстанских святых.

На сегодняшний день известны три иконы святых новомучеников Казахстанских. Образы были написаны разными художниками, но в одном древнерусском стиле темперными красками на деревянных досках.

Первая икона Собора Новомучеников и Исповедников в земле Казахстанской просиявших с клеймами для Вознесенского собора города Алматы была написана в 2005 году группой московских преподавателей факультета Церковных художеств ПСТГУ (г. Москва). Созданием этого образа занимались те же мастера, кто писал икону Всех святых, пострадавших за веру в ХХ веке (2000 г.). Работы получились похожими, так как создавались по одному и тому же принципу: в композиционном решении, в создании иконографии новопрославленных святых, в выборе житийных сцен и др. Стоит отметить, что икона собора новомучеников Казахстана отражает взгляд российских иконописцев на подвиг казахстанских святых. Поэтому при переосмыслении этого образа казахстанскими художниками возможны изменение содержания иконы, появление некоторых отличительных особенностей. Мария Глебова, иконописец, один из авторов иконы отмечает: «При написании иконы всех святых, пострадавших в ХХ веке, иконописцы сначала на одной доске написали всех святых, получилось множество маленьких фигурок, расположенных группами. Вышло неразборчиво, похоже на минейную годовую икону, где изображены вообще все святые, память которых празднует Церковь. Тогда иконописцы решили не перечислять всех новомучеников, но по краю написать клейма и постараться в них изобразить подвиг как конкретных новых святых, так и собирательные образы верующих, пострадавших в ХХ веке»134. Икона Новомучеников Казахстанских создавалась по тому же принципу. В центральной части иконы – среднике – 67 фигур самых почитаемых из новомучеников изображены на фоне алматинского кафедрального Свято-Вознесенского собора и горок. Этот храм был выбран потому, что является главным и одним из самых старых храмов города. Он был построен в начале ХХ века и перенес все тяготы времен гонений вместе с Церковью и был возвращен христианам в 1990-х годах. Кафедральный собор, вобрав в себя события ХХ века, историю Православия в Казахстане стал символом возрождения Церкви в Средней Азии. Естественно, это изображение не только реального храма, но и собирательный образ Церкви, символа Царства Небесного. Горки, расположенные по обе стороны от храма символичны, их сложно соотнести с настоящим пейзажем алматинских гор. Перед храмом изображен престол, облаченный в красные ризы. Традиционно в иконописи красный цвет – цвет крови, мученичества, символ вечной, пасхальной радости, победы над смертью. На престоле лежит евангелие со словами Спасителя: «Не убойтеся убивающих». Эти же слова Евангелия «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28) написаны на иконе Всех святых, пострадавших в ХХ веке. Центр композиции иконы – крест, символ подвига всех святых мучеников. Справа и слева от престола стоят святые, расположенные в пять рядов (см. приложение 8). Для написания иконы иконописцами при помощи церковных историков комиссии по канонизации святых были определены самые значимые образы и события. Именно их художники попытались отобразить в клеймах иконы. Были отобраны образы тех святых, кто наиболее почитаем, о ком есть наиболее достоверные и полные сведения. При создании иконы художники использовали фотографии как помощь в создании образа.