Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема "Восток-Запад" в истории отечественной культурологии : На материале исследований художественной культуры XIX-первой половины XX вв. Юдина, Вера Ивановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Юдина, Вера Ивановна. Проблема "Восток-Запад" в истории отечественной культурологии : На материале исследований художественной культуры XIX-первой половины XX вв. : автореферат дис. ... кандидата искуcствоведения : 17.00.08 / Рос. пед. ун-т.- Санкт-Петербург, 1995.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-1/2185-2

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проблема "Восток - Запад" является одной из наиболее дискуссионных проблем XX века. Несмотря"на достаточно длительную историю своего существования, она до сих пор привлекает пристальное внимание ученых. Нынешний этап характеризуется ее распространением из области научно-теоретического исследования в различные сферы практики - политическую, экономическую, духовную, художественную и др. В свою очередь, новые процессы развития культуры стимулируют дальнейшую научную разработку проблемы "Восток - Запад" .

В современных культурологических исследованиях сложивсаяся ситуация характеризуется эпитетами "глобализация", "интернационализация", "общепланетарное мышление", что на первый взгляд как бы "снимает" вопрос "Восток - Запад" с повестки дня и выдвигает на его место концепцию единого культурного пространства. Однако теория современного поликультурного общества не только не отринула проблему "Восток - Запад", а, напротив, выявила в ней те аспекты, которые заставили зазвучать ее по-новому и определили отличительные особенности нынешнего этапа ее развития. Пример тому - сочетание разнонаправленных, но взаимодополняющих векторов современной культуры, тенденций объединительных, в частности, в сфере коммуникации, научных технологий, и дифференцирующих, к числу которых следует отнести, например, идею "два Запада".

Многообразие позиций по данному вопросу в научной и кассовой печати говорит о дискуссионно-публицистическом характере современного этапа исследования проблемы "Восток - Запад". В таких условиях возникает необходимость определить, в чем состоит ее научный смысл.

Несмотря на многостороннее и пристальное внимание современной науки к проблеме "Восток - Запад", ее историографический аспект остается еще недостаточно исследованной областью культурологии. Вместе с тем, он позволяет проанализировать предпосылки современного состояния данного вопроса, выявить истоки нынешней множественности позиций в его разработке и, в целом, проследить пути становления культурологической проблемы "Восток - Запад".

В различных областях - общественно-исторической, философской, филологической, искусствоведческой - накоплен многочисленный и разнообразный с фактической, исторической, теоретической точек зрения материал по проблеме "Восток - Запад". Его культурологическое исследование выявляет различные методологические подходы в ее осмыслении, определяет характер и степень их научной продуктивности.

ОБЪЕКТОМ диссертационного исследования стала русская наука об искусстве XIX - первой половины XX вв.

ПРЕДМЕТ исследования - взаимодействие Востока и Запада как культурологическая идея, разрабатывающаяся в исследованиях художественной культуры данного периода.

ЦЕЛЬ работы заключается в том, чтобы на основе историографи-| ческого анализа отечественных исследований памятников искусства I и художественной культуры XIX - первой половины XX вв. создать целостное представление о движении культурологической мысли в изучении взаимодействия восточных и западных традиций в художественных процессах и выявить историко-культурные предпосылки современного осмысления проблемы "Восток - Запад".

В связи с этим определяются ЗАДАЧИ исследования:

выявить имманентную развитию русской культуры проблему "Восток - Запад" в искусствоведческих концепциях XIX - первой половины XX вв.;

выделить основные этапы ее разработки в исследованиях художественной культуры;

установить специфический характер смысловой модификации этой проблемы;

проследить обусловленность основных вариантов рассматриваемой проблемы социокультурным контекстом;

определить методологические подходы в ее исследовании, важные как в искусствоведческом, так и в культурологическом аспектах;

показать значение наиболее крупных исследований в этой области, предпринятых русскими учеными указанного периода;

выявить в историко-теоретическом наследии проблемы "Восток - Запад" подходы, актуализируемые сегодня.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Историография проблемы "Восток - Запад" имеет в России давнюю традицию, так как сама проблема формировалась в полемике различных позиций. Яркий пример тому - работа Н. Страхова 1890 г. "Борьба с Западом в нашей литературе (исторические и критические очерки)".

В целом же работы историографического характера по данной проблеме можно классифицировать по отдельным научным сферам: проблема "Восток - Запад" в истории философии, общественно-политической мысли, востоковедении, искусствознании и др.

Следует отметить, что к данному вопросу обращались практически все русские мыслители XIX - первой половины XX вв. - от П.Я.Чаадаева до евразийцев. Поэтому среди имеющихся работ, посвященных историографии проблемы "Восток - Запад" в отечественной науке, основное место занимают исследования русской философской и общественно-политической мысли. В диссертации в качестве отправных выделены работы Н.Бердяева, В.Зеньковского, кн. Е.Трубецкого, Н.Сетницкого, А.Лосева, В.Сербиненко, Е.Раш-ковского, В.Хороса и др.

В определении многостороннего характера культурологической проблематики соотношения Востока и Запада исходными послужили концепции Н.Рериха, В.Чалояна, Л.Гумилева, Г.Гачева и др.

В сфере художественной культуры проблема "Восток - Запад" заявила о себе в полную силу в работе Н.И.Конрада "Запад и Восток" . С той поры появилось множество посвященных данной теме публикаций, в которых получили дальнейшее развитие его идеи и методологические принципы. Сложилась целая "конрадовская" традиция в исследовании проблемы "Восток - Запад". Она представлена работами В.Жирмунского, И.Брагинского, Т.Григорьевой, Е.Завадской, Л.Ремпеля, М.Петрова, Н.Шахназаровой и др.

Различные уровни исследования данного вопроса - "персональный" (в творчестве отдельного художника), типологический, методологический - затрагивают Л.Аннинский, Д.Белкин, Л.Кессель, Н.Коган, Ю.Лотман и др.

Отдельные аспекты истории отечественной науки об искусстве, важные с точки зрения анализа культурологической проблематики соотношения Востока и Запада, представлены в исследованиях М.Алпатова, Б.Пиотровского, И.Орбели, В.Лазарева, Г.Вагнера, Г.Вздорнова, Г.Стернина, Д.Сарабьянова и др.

В ряде публикаций, в частности, в работах А.Лелекова, М.Кагана, Е.Хилтухиной, Л.Мосоловой, Е-Челышева, выделяются методологические аспекты исследования проблемы "Восток - Запад" в художественной культуре в целом.

Однако в современной научной литературе отсутствуют специальные работы, в которых бы рассматривалась трансформация проблемы "Восток - Запад" применительно к исследованиям художественной культуры. Непосредственное отношение к данной проблематике в историографическом аспекте имеет работа Л.И.Ремпеля "Искусство Руси и Восток как. историко-культурная и художественная проблема" .

Анализ литературы показывает, что становление культурологической идеи соотношения Востока и Запада еще не стало темой отдельного научного исследования. В этом плане русское искусствознание XIX - первой половины XX вв. может служить материалом и основой для изучения данного вопроса.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. В диссертации:

впервые осуществлена попытка систематизации взглядов отечественных ученых по проблеме соотношения художественных культур Востока и Запада;

выявлено поэтапное становление культурологической проблематики востоко-западных связей в исследованиях по истории искусства и художественной культуры в целом;

выделены два основных варианта проблемы "Восток - Запад" в отечественном искусствознании и культурологии XIX - первой половины XX вв. - локальный и глобальный - и прослежена их обусловленность социокультурным контекстом;

показано значение отечественной науки в разработке данной идеи;

определены основные методологические подходы исследования проблемы "Восток - Запад", и причины ее актуализации.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ диссертации заключается в том, что отдельные ее положения и выводы могут быть использованы при междисциплинарном исследовании проблемы "Восток - Запад" , а так же для развития идеи о многоотраслевом пути становления российской культурологии. Вместе с тем, осознание выявленных традиций отечественной культурологии может помочь в

разработке стратегии развития художественной культуры России как-особого синтетического типа культуры, и, в определенной мере, в формировании современного самосознания россиян.

Представленный в работе материал может быть применен при чтении соответствующих разделов курса художественной культуры, истории искусствознания и отечественной культурологии и, кроме того, в подготовке региональных учебных программ по культурологии для вузов и школ.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Задача комплексного анализа историографии проблемы "Восток - Запад" и характер "первоисточников" - из области искусствознания, культурологии, философии, литературоведения, мифологии, фольклористики - обусловили обращение к различным методам, как специальным , так и общенаучным.

Анализ проблемы "Восток - Запад" с точки зрения системного подхода позволил представить ее в совокупности отдельных исторических и синхронических вариантов, исследовать ее семантическую трансформацию, особенности содержания, место, роль отдельных модификаций проблемы в их социокультурной обусловленности и преемственном развитии.

При исследовании частнонаучного аспекта проблемы взаимодействия искусства Востока и Запада использован формально-стилистический метод. Анализ процесса развития проблемы в рассматриваемый исторический период в целом и на отдельных его этапах вызвал обращение к сравнительно-историческому методу.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация объемом //. машинописных страниц состоит из введения , двух глав, заключения и списка литературы.