Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области) Яковлева Елена Николаевна

Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области)
<
Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области) Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области) Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области) Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области) Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области) Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области) Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области) Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области) Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области) Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области) Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области) Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области) Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области) Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области) Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яковлева Елена Николаевна. Возрождение традиций музыкального просветительства в молодежной среде (на материале региональной культуры Курской области): диссертация ... доктора : 17.00.09 / Яковлева Елена Николаевна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО Саратовская государственная консерватория (академия); имени Л.В. Собинова], 2017.- 453 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Феномен музыкального просветительства 29

1.1. Генезис музыкального просветительства и узловые этапы его эволюции 33

1.2. Музыкальное просветительство в XX веке 49

1.3. Классификация музыкального просветительства 65

Глава II. Реализация идей музыкального просветительства в Курском регионе 107

2.1. Региональная культура как первооснова музыкального просветительства 107

2.2. Особенности музыкального просветительства в Курске в 1920– 30-е годы 131

2.3. Культурная жизнь Курского региона и музыкальное просветительство во второй половине ХХ – начале XXI века 145

Глава III. Российская молодежная среда как объект музыкального просветительства 168

3.1. Современная российская молодежь в контексте культурной парадигмы 169

3.2. Основные пути формирования культуры российской молодежи в начале XXI века 204

Глава IV. Формирование художественного потенциала российской молодежи средствами музыкального просветительства 232

4.1. Концепция музыкального просветительства 234

4.2. Условия успешной реализации потенциала российской молодежи средствами музыкального просветительства 244

4.3. Художественно-творческий потенциал Курского музыкального колледжа им. Г. В. Свиридова и Курского государственного университета как пример реализации Концепции музыкального просветительства 271

Заключение 311

Список литературы

Музыкальное просветительство в XX веке

Тысячелетия существования музыкального просветительства можно условно разделить на несколько следующих этапов: 1) Древняя Греция. 2) Ренессанс и Просвещение. 3) XIX столетие вплоть до 1917 года ХХ века. 4) Советский период истории страны. 5) От последнего десятилетия ХХ века до сегодняшнего дня. Исследователь просветительской деятельности Л. Л. Мельникова вполне обоснованно считает, что истоки просветительства связаны с зарубежной культурой и исходят из духовных достижений древних цивилизаций. В частности, ученый пишет: «Основы музыкального просветительства, сформированные в Древнем мире (Платон, Аристотель, Пифагор), изначально выполняли эстетическую, этическую и общепедагогическую функции, находящиеся в единстве с организацией музыкального образования. Главной задачей в музыкальном воспитании древних греков было не столько овладение знаниями и навыками или способностью виртуозного исполнения, сколько нравственное усовершенствование человеческого духа». При этом ученый делает упор на первостепенную роль в становлении этого процесса именно античной цивилизации.

Однако, как свидетельствуют исследования, в частности К. Закса, о зарождении просветительства можно говорить в еще более ранние времена: в эпоху древневосточных цивилизаций32. Например, в Ассирии, не обладавшей значительным музыкально-творческим потенциалом, но отличающейся, тем не менее, высоким уровнем общей музыкальной культуры свободного населения, впервые стали устраиваться широкодоступные публичные концерты. Так, автор пишет: «Строгого разделения между дворцовой и народной музыкой не было. В Ассирии уже существовал обычай публичных концертов, даваемых придворными музыкантами царя для городского населения. Все подобные факты говорят о сильной потребности в музыке»33. Суть этих концертов, судя по источникам, заключалась, в том числе, и в художественном просвещении жителей. Другой пример из жизни древневосточной цивилизации – консерватории в Древнем Китае («в грушевом саду»), деятельность которых была направлена не только на воспитание профессиональных музыкантов, но и на музыкальное развитие всех граждан, в том числе будущих мам34. Причем в этих проявлениях музыкально-просветительской деятельности вряд ли присутствовало комментирующее дидактическое слово. Определенных данных об этом факте в литературе нет. Поэтому период зарождения просветительства в древневосточных цивилизациях мы бы, скорее, назвали его предысторией и потому не выделили в отдельный этап (см.: начало параграфа).

Комментирующее дидактическое слово, вероятно, появилось только в Древней Греции. Именно поэтому периодизацию истории просветительства мы начинаем с Древней Греции. Ее музыкально-образовательную систему следует считать крупным завоеванием в сфере музыкального просветительства. Связано это с всеобщим музыкальным образованием свободных граждан государства35. Тем более, если исходить из того факта, что к профессиональной карьере

Герцман Е. В. Музыка древней Греции и Рима. СПб., 1995. музыкантов их не готовили (напомним, что музицирование, равно как и занятия спортом, у свободных граждан Греции было только средством благородного времяпровождения, а также духовного и физического совершенствования). Подобного обычая изучать музыку не существовало и в Египте. Как и любая другая профессия, она передавалась по наследству – от отца к сыну, превратившись позднее в профессию «мастера на все руки», странствующего художника, который играл и пел одновременно. При этом египетская молодежь изучала «не всякую музыку, а только хорошую, т. е. такую, которая способствует обузданию и очищению страстей»36. Существовала определенная цензура и в сочинительстве по канонам красоты и совершенства. По утверждению Р. И. Грубера, «Мысль о воспитательном значении музыки и целый ряд музыкальных инструментов явно заимствованы греками у египтян»37. Греческая культура оказала также огромное влияние на развитие музыки Древнего Рима. Однако, как отмечает К. Неф, «Музыка теряет в Риме то высокое уважение, с каким к ней относились греки. Впрочем, римляне не первые среди народов древности предоставляли культивирование музыки рабам и пользовались ею, как средством, повышающим силу чувственных наслаждений. Организовывались гигантские концерты. Жадно слушали виртуозов»38. О развитии просветительства в эпоху Средневековья фактов нет. Поэтому в диссертации, как и в изложенной выше периодизации, этот период времени не анализируется.

Особенности музыкального просветительства в Курске в 1920– 30-е годы

Нельзя не согласиться с мнением Н. П. Корыхаловой, что «для успешной пропаганды музыкальных знаний помимо системности необходимо и четкое представление об адресате. Ведь уровень музыкальной культуры слушателей – самый разный. Есть просвещенные любители – подлинные меломаны, есть люди, которых еще предстоит заинтересовать серьезной музыкой, понемногу завоевать их для нее»100. Приобщить к искусству широкую публику, создать постоянную слушательскую аудиторию – одна из приоритетных задач музыкального просветительства. Удается это тогда, когда концерт соответствует уровню подготовленности публики, когда исполнители, составляя программы, учитывают эстетические запросы слушателей. Целенаправленное воспитательное воздействие невозможно без классификации просветительства по аудитории на возрастные группы: дети, молодежь, взрослые, пожилые. Аудиторию еще можно дифференцировать на смешанную (по возрасту, профессии, социальному положению), музыкально профессиональную и любительскую.

Взрослая аудитория не всегда нуждается в просвещении, безусловно, если она начитана и интеллигентна. Когда в зале собирается образованная публика – музыканты-профессионалы или просвещенные любители, их объединяет интерес к академической музыке и желание знать о ней намного больше, открыть для себя что-то новое. Такой публике организаторы могут предложить более редкие, сложные для восприятия художественные образцы.

Однако социальный состав взрослой аудитории достаточно пестр. В него могут входить ученые и другие представители интеллигенция, рабочие, обслуживающий персонал, домохозяйки, деревенские жители, военнослужащие, чиновники, бизнес-элита. Музыкальное восприятие большей части такой аудитории еще не готово к восприятию многих произведений классической и, тем более, современной академической музыки. Понять и принять ее непосвященному взрослому слушателю поможет сопроводительное слово в форме лекции, беседы и др.

Особый вид аудитории – дети, часто пытливые, наблюдательные, непосредственные. Состав детской аудитории также может быть неоднороден: по возрасту (дошкольники, школьники младшего и среднего возрастов), по музыкальной подготовке. Просветительские концерты для такой публики должны способствовать формированию гармоничного, всесторонне развитого человека.

В музыкально-просветительской работе с детьми важно заинтересовать маленьких слушателей происходящим на сцене. Основная форма работы – лекции-концерты или концерты-беседы, основанные на доступном высокохудожественном репертуаре и ясном выразительном слове. Детям могут быть также интересны концерты без сопроводительного слова, если исполняются знакомые, несложные по содержанию произведения. Привлечь к академической музыке может такая естественная для ребенка форма как игра, где музыкальное произведение, лектор (ведущий) или исполнение музыкантов выступают как средство побуждения к действию, стимулируя к мотивации. Это могут быть игры творческие, интеллектуальные, сюжетно-ролевые – на внимание, на память, на ассоциацию, на сравнение, и т. д., но обязательно с осмысленными серьезными целями. Самое главное – они должны быть увлекательными и приобщать ребенка к культурным ценностям через собственный опыт. Игровые формы музыкального просветительства будут способствовать активизации познавательной активности детей, расширению кругозора. Поэтому при организации таких концертов особо важен подбор репертуара и режиссерская выстроенность программы.

На том, что музыка для детей должна быть «безукоризненной во всех отношениях» настаивал и Г. Р. Гинзбург. В частности, он писал: «Я убежден, что в музыкальном воспитании слабая музыка может принести и, вероятно, приносит непоправимый вред». Важно также не перегружать детские концерты по времени. На это указывал А. Шнабель в беседе с американскими студентами еще в середине 1940-х годов прошлого века: «Концерты для детей должны быть точно такими же, как и любые другие, только немного короче»102.

По сей день примером высокого организационного и художественного уровня музыкально-эстетического воспитания детей могут служить концертные площадки Ленинграда (Санкт-Петербурга) 1960–80-х годов. В тот период с детской аудиторией систематически работали лучшие концертные залы, в том числе Большой и Малый залы филармонии им. Д. Д. Шостаковича, где функционировал «Клуб юных друзей музыки», Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Академической капеллы им. М. И. Глинки, Дома композиторов. «Ленкоцерт» организовывал абонементные циклы в концертных залах, Дворцах культуры. В школах были «Филармонии школьника», где, например, обязательно проходила лекция-концерт на тему «О чем рассказывает музыка» (благодаря ленинградским исполнителям она входила в репертуар других филармонических лекториев, в частности Астраханской областной филармонии). В Большом концертном зале «Октябрьский» существовал школьный абонемент «Музыка от А до Я». Традиционными были Недели музыки для детей и юношества, где знакомили с произведениями современных композиторов (например, проходили мероприятия на тему «Композиторы Москвы и Ленинграда»). Устроители решали главную цель музыкального просветительства для детей – пробудить интерес и любовь к музыке, воспитать и развить вкус, научить понимать музыку.

Основные пути формирования культуры российской молодежи в начале XXI века

О. Б. Фоминых называет провинцию своеобразным явлением – «не столица, но и не деревня». Она рассматривает региональную культуру в рамках модели «столица – провинция», называя «провинциальность» качеством не столько связанным с географической принадлежностью, сколько являющуюся особенностью психического склада отдельной личности. «Исследователи провинциальной культуры, – пишет она, – выделяют ряд особых черт провинции: культурно-цивилизационную и духовно-нравственную целостность; общность национального самосознания ее жителей; традиционность; социально-политическую стабильность; устойчивость жизненных приоритетов; глубокое одухотворенное внутреннее содержание»185. Ученый отмечает доминирующую роль «материнской культуры» в освоении региона, доказывает, что на определенном этапе провинциальные черты культуры утрачиваются, и возникает региональный вариант общенациональной культуры. «Региональная культура, – утверждает исследователь, – это специфическое социокультурное образование, характеризующееся не только внешними признаками (пространственная локализация, территориальная соотнесенность с ядром национальной культуры), но и внутренними особенностями (локальные традиции, система ценностей, специфика мировосприятия, осознание своей принадлежности к региональному сообществу …»186.

Следует заметить, что о необходимости использовать местный материал в образовании и воспитании писали еще в XVII веке Я. А. Каменский, в XVIII– XIX веках – Ж. Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег. В России развитие научного краеведения приходится на вторую половину XIX века и связано с образованием земских статистических комитетов, ученых архивных комиссий, церковных историко-археологических обществ. Периодом расцвета краеведения стало время так называемого «золотого десятилетия» в 1920-е годы. В 1990-е годы начинается новый виток осмысления регионально-культурных проблем. По мнению исследователей местной истории, наблюдаются следующие тенденции: с одной стороны, политическая подоплека центра уходит в небытие, с другой – каждое отдельно взятое место оказывается связанным с идеей центрированности. Так в недрах «обновленного» краеведения родилась новая историческая методология России как «единой большой провинциальной протяженности»187.

Нельзя не отметить, что в изучении региональной культуры в России существуют различные подходы. Во-первых, в контексте историко-краеведческой парадигмы, когда на конкретном региональном материале выявляются культурные традиции проживающего в нем населения, генезис и бытование отдельных фактов, событий, деятелей – эволюционный подход. Г. М. Казакова указывает на персонализирующее начало в историческом краеведении и условно вводит понятие «культурных героев» провинции: «Благодаря своим культурным героям, провинция заявляет о себе, становится тем истоком, который постоянно питает культурный мир столиц»

Во-вторых, в исследовании понятия широко используется историко-культурный подход, который связан с определением региона как историко культурной зоны или культурного круга – диффузионистский подход. Новое осмысление этого понятия раскрывается в концепции «историко-культурных зон» петербуржцев А. С. Герда и Г. С. Лебедева189. По мнению Г. М. Казаковой, «концепция историко-культурных зон привнесла в осмысление концепта регион следующее: 1. В качестве алгоритма регионального исследования выдвигаются принципиально новые понятия – историко-культурная зона (ИКЗ) и топохрон… 2. В соответствии с указанными операциональными понятиями авторами сформулирована матрица регионообразующих факторов. 3. Авторами было фундировано новое направление в исторической науке – регионалистика… Объектом исследования регионалистики выступают регионы (историко-культурные зоны – А. С. Герд, Г. С. Лебедев), сформированные деятельностью населения в процессе демогенеза»190.

В рамках этого подхода проблемы региональной культуры изучаются в русле концепции областничества и теории культурных гнезд. Возникновение самого понятия «областное культурное гнездо» связано с именем выдающегося русского филолога Н. К. Пиксанова191 («Два века русской литературы», 1923 г.). В 1928 году вышла его работа «Областные культурные гнезда», где ученый приходит к выводу, что «областные культурные гнезда» – это «не… механическая совокупность культурных явлений и их деятелей, а их тесное соединение между собою, некое органическое слияние»192. К признакам «культурного гнезда» ученый относил «определенный круг деятелей», «постоянную деятельность», «выдвижение питомцев»

Условия успешной реализации потенциала российской молодежи средствами музыкального просветительства

Навязывание единообразной культуры, унифицированного образа жизни разрушают национальные особенности молодежного сознания, свидетельствуют об отсутствии в ее ценностях этнокультурной самоидентификации. Как показывает исторический опыт, русские национальные духовные ценности объединяли страну во все времена, оказывали определяющее воздействие на формирование подрастающего поколения. Однако в результате воздействия инородных ценностей отечественная национальная культура, веками хранившая свою самобытность, почти утратила свое воздействие на молодежь. При этом именно национальные традиции, обряды, обычаи, фольклор воспитывают у молодых ощущение сопричастности с культурой великого русского народа.

Без этнокультурной самоидентификации невозможно сегодня возродить и великое будущее России, воспитать молодых граждан не «иванами, не помнящими родства», а настоящими патриотами. «Патриотическое сознание является обязательной частью мировоззрения детей и молодежи, – отмечает А. К. Быков, – охватывает все его компоненты, поскольку оно содержит в своем содержательном поле базовые черты картины мира; без него не может быть адекватного миропонимания и мироощущения. Без патриотической составляющей миропонимание человека будет или неполным, или эклектичным, или искаженным». Без уважительного отношения к прошлому своей страны, почитания традиций и обычаев предков, знания истории Родины, невозможно также обеспечить преемственность поколений российского общества, прогрессивное развитие Отечества.

Только в последнее время стали возрождаться разного рода молодежные патриотические общественные движения, которые воспитывают любовь к Родине, учат быть полезными для возрождения страны. Массовое сознание современной российской молодежи все еще находится под мощным влиянием, так называемой, четвертой власти – печати, радио, кино, Интернета.

Ныне российское телевидение все больше развивается по пути увеличения развлекательных программ, уменьшения присутствия академической музыки на эфирном канале. О снижении общественной ценности высокого академического искусства пишет Л. П. Казанцева: «Поставленное в ряд невзыскательных поделок, оно ничем не выделяется из обыденности. Обыденное же трактуется как нормативное. Наступательная позиция культуры развлечения приводит к тому, что последняя узаконивает в обществе свои ценности как приоритетные. Высокое духовное начало, провозглашаемое в предшествующие времена религиозной музыкой, оперным театром, концертными жанрами, в современном обществе обесценивается из-за того, что несущие его ветви музыкальной культуры усыхают без должной подпитки социальным интересом. Оказывающиеся в центре последнего развлекательно-бытовые жанры утверждают и соответствующие им ценностные ориентиры»

С радостью развлекают слушателя культовые бренды – многочисленные реалити-шоу, юмористические проекты, художественные и анимационные фильмы, сериалы и новости, нацеленные на популяризацию современных трендов, интересующих молодежь. В этом особенно преуспела популярная программа «Муз-ТВ» с демонстрацией сериала «Зачарованные», реалити-шоу «Топ-модель по-русски», «Адская кухня», передачи «10 поводов влюбиться».

Борьба за умы и сердца молодых людей продолжается распространением информации сексуальной тематики, направленной, в том числе, и на формирование нетрадиционных отношений, проявление к ним интереса. Даже после вступления в силу в 2012 году «Закона о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», телеканал «2х2» демонстрирует вызывающие отторжение сериалы «Симпсоны», «Южный парк» и «Гриффины», пропагандируя цинизм и неуважение к родителям. Теперь анимация, предназначенная для взрослых, учит не добру и дружбе, а наполнена сценами секса, насилия, жестокости, изобилует слоганами и т. п.

Отечественные телеканалы широко распространяют массовую культуру с ее боевиками, комиксами и ужастиками, содержательной стороной которых является дегероизация. «Так, в 2008 году Общественный комитет по правам человека направил в Генпрокуратуру заявление с требованием пресечь деятельность нового телеканала как экстремистского. Возмущение вызвал популярный сериал Южный Парк, где вместо Санта-Клауса на Рождество появляется Мистер Говняшка»294, – сообщают РИА новости.

Кинематограф, театр, телевидение разными способами пропагандируют всевластие денег, которые становятся главным мотивом жизни молодых. «Красивая жизнь», богатство, рынок, активно рекламируемые СМИ, ориентируют подрастающее поколение на сомнительный успех, развлечения, потребление. Как справедливо отмечает А. С. Запесоцкий, слова, сказанные 40 лет назад о западном телевидении, актуальны и сегодня для современной российской действительности. Оно «фактически контролирует всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры … Оно выделяет отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придает им особый вес, повышает ценность одной идеи, обесценивает другую, поляризует таким образом все поле культуры.