Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимосвязь социокультурной практики и философии: опыт России XX века Сафонов, Юрий Федорович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сафонов, Юрий Федорович. Взаимосвязь социокультурной практики и философии: опыт России XX века : автореферат дис. ... доктора философских наук : 17.00.08.- Москва, 1995.- 45 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

В работе анализируется отношение философии к социально-культурной практике в связи с историческими событиями, пережитыми нашим Отечеством в двадцатом столетии. Назрела очевидная необходимость с большей конкретностью, с учётом новых исторических и культурных реалий и смены мировоззренческих парадигм исследовать место и эоль философии в социально-преобразующей деятельности людей, определить формы её реагирования на запросы практической жизни современного общества, ге проблемные направления, по которым оно актуализируется, а также выявить степень влияния философской деятельности на возможности позитивного разрешения социальных задач и кризисных ситуаций постсоветского периода.

В советской марксистской литературе осмыс-іение этих проблем сводилось к трафаретному гезису о "единстве революционной практики и революционной теории " - как о чём-то само собой Разумеющемся и всем понятному. Но декларативное тсевдознание не может удовлетворить ни обычного іеловека с его здравым смыслом, ни - тем более-[шлософа-теоретика в их стремлении осознать істинную роль философии в жизненных реалиях. Известно, что категория практики обобщает Разнородные виды деятельности, и у каждого из шх - своё особое отношение к философии. В этих )собенностях необходимо разобраться прежде, чем "оворить о некоем "органическом единстве" щлософии и практики. Вопрос ставится об отношении щлософии не к практике вообще, а к социально-

политическим, экономическим и духовно-нравственным преобразованиям общества, рассматриваемым каї единый социокультурный процесс. Поэтому ИСХОДНЫ! пунктом данной работы стал анализ феномені социальной или социокультурной практики. ] указанном отношении приоритетное место принадлежит таким отраслям философского знания, ка: социальная философия, философская антропология культурология, по сравнению, скажем, с традиционно] онтологией, логикой, гносеологией, что и отрази лось в выборе проблематики данного исследования Система корреляции "социокультурная практика социальная философия" не может быть описан исключительно в форме константно-всеобщих истин Здесь важно учитывать и переменные факторы зависящие от социального пространства и времени

Взаимосвязь между социальной практикой философией, роль последней в жизнедеятельност общества и человека неинвариантны по отношени к историческим условиям - как по содержанию так и по форме. Это обстоятельство побудил осуществить исследование, опираясь на конкретны исторические реалии - России ХХ-го столетия, те более, что наше восприятие их отнюдь не тольк теоретическое.

Обращение к материалу отечественной истори и культуры не означает что игнорируются всеобщи категории и концепции философии. Но всеобщее н открывается нам непосредственно. Путь к нему, ка известно, лежит через единичное и особенное Представление о нём постоянно корректируете опытом живой культуры. Этот принцип проводите в диссертации 'во всех случаях, когда логик изложения приводит к постановке и переосмыслена общефилософских проблем.

Замысел исследования предполагает развита

шух сюжетных линий:

Использование философского знания в его іедогматизированном виде для разработки концепции :оциокультурной практики и уяснения на этой )СНове существенных характеристик проблем, порож-(ённых ею в современный период;

!. Соотнесение указанных проблем с соответству-мцими концепциями и методами философии, особенно !ё социальных и гуманитарных -направлений, что >беспечит возможность уловить положительные им-[ульсы приращения и актуализации философского інания.

Такая установка может стать противоядием :холастическим тенденциям в философии и культу-юлогии, способствовать повышению их значимости і духовной жизни общества и личности. Она способ-:твует выдвижению новых проблем и разработке .етрадиционных подходов к их разрешению: экологии : социологии философского сознания, роли философии і формировании гражданского общества, в духовном :амоопределении социальных движений, мышлении и ;еятельности политических лидеров, соотношения іилософской культуры и народного менталитета, іилософского понимания корней переживаемого нами ризиса, обоснования концепций будущего.

Положение философии и философов в обществе о многом зависит от постановки философского бразования в высшей и средней школе. В этой фере со времени "перестройки" произошли радикаль-ые перемены, но целостная концепция ещё не ложилась. Её разработка должна вестись на основе олее широких теоретических представлений о ункциях философии в системе связей с социальной ействительностью и духовным миром личности. Это значает, что обоснование такой концепции логи-ески связано с основными идеями диссертации

и включается в её содержание.

Постановка вышеобозначенных проблем^ их мало исследованность и практическое значение в ситуаци общественно-политического и духовного кризис российского общества говорят об актуальности пред принятого исследования.

Степень разработанности проблем.

Исследование предполагало междисциплинарны подход и многоплановость анализа. Среди источнике и предпосылок, имеющих к нему непосредственнс отношение, необходимо указать результаты иссле дований разнообразных школ и проблемных напраЕ лений. Ближе всего с данной работой соприкасаютс идеи и концепции, выдвинутые Э. Дюркгеймс ("аномия" культуры), Ортегой-и-Гассетом (кризис дегуманизация культуры и её социальная функция) Ю. Хабермасом (конфликт "жизненного мира" "системы" ),труды Н.Я. Данилевского, Н.А. Бердяева Г.П. Федотова, В. В. Зеньковского, П.А. Сорокина А.Ф.Лосева, о России и русской философии, исторі отечественной культуры, духовном складе наше] народа, русской национальной идее. Существенш значение для обоснования категории "социокулі турная практика" имеют работы Г.С. Арефьевої Е.А. Самарской, Л.Н.Суворова, Б.Н. Воронович, Н.Я. Яхиела и ряда других авторов, в которі представлена определённая концепция социальн практики, анализируется её специфика. Проблем связанные с культурологическими аспектами соц альной практики - о соотношении общества, социал ности и культуры, о культуре, как системе фо и способов деятельности, синтезе "общественног и "человеческого" измерений, исследовались многи известными философами и социологами, в том чис

1.М. Межуевым, Э.С. Маркаряном, Н.С. Злобиным, S.C. Библером.

В диссертации учитывается в обобщённом виде
іитература предшествующих десятилетий о сущности
[ специфике философского знания, предмете и фун-
:циях философии, её связях с наукой и культурой,
:оциально-исторических и культурологических

іспєктах философских категорий и особенно работы [.А.Бердяева, А.Ф.Лосева, М. -Хайдеггера, А.Н. гайтхеда, П.В.Копнина, Э.В.Ильенкова, П.В. Алексе-:ва, В.И.Шинкарука, В.Г. Табачковского, М.А. Була-'ова, М.К. Мамардашвили, Л. А. Зеленова.

В методологическом плане на разработку заяв-іенной темы значительное влияние оказали теория гоотношения абстрактного и конкретного в научном юзнании, развитая Э.В. Ильенковым, и результаты юследований Пермской школы (В.В.Орлов, Н. Б.Оконская, [.Б.Горелова, В.А.Кайдалов), в частности, концепции материального обобщения, "конкретно-всеобще-по" в философском познании, обоснование принципа сумулятивности развития, интегральной сущности іеловека, связи социального и биологического в іеловеке и обществе, анализ структуры и функций >быденного сознания.

Стержнем исследования является проблема соот-юшения социокультурной практики и философии - как і ее общей постановке, так и в конкретном проявлении іа определенном отрезке общественно-политической і духовной жизни России, а именно -в XX веке, >тмеченном поистине вселенскими потрясениями и сризисами. В целостной форме такая проблема ранее іе ставилась. Рассматривались лишь какие-то ее фрагменты, аспекты, как правило, в рамках концепций шой направленности и потому не имевшие самостоя-

тельного значения. Исключением, пожалуй, являете научная конференция о характере и способах связ философии с жизнью, проведенная в 1988 году п инициативе московских философов (В.А.Демичев др.). Но и она представила скорее панораму точе зрения, нежели целостную концепцию.

О единстве философии и "революционной практики исписали тысячи страниц представители марксистско ленинской ортодоксии, но это, в основном, деклара ции, фразеологическое псевдознание. Разрабатыва лись и более содержательные подходы, среди которы выделим взгляды гносеологической школы П. В.Копнина Отдавая должное ее вкладу в развитие отечественно философской мысли, следует, однако, поставить по сомнение характерный для нее тезис, что философи не изучает объективную действительность н е л о редствеаяо и соотносится с ней через посредств "конкретных" наук о различных сферах действитель ности. Эти науки поставляют философии первичны знания о мире.

В диссертации выражено определенное отношени к антимарксистской и антикоммунистической литера туре, вышедшей в свет в годы "перестройки" и поз» - той ее части, которая касается философии, частично согласие с рядом критических высказываний в адре философии марксизма со стороны таких авторов, ка Д.Л.Андреев, И. Р.Шафаревич, М.П.Капустин, В.С.Библер Л.С.Васильев, А.С^Ципко и других. Но нельзя согла ситься с однозначно негативными, предвзятыми оцеь ками, нередкими на страницах их публикаций. Вопрс о современной оценке марксизма достаточно сложен не может решаться под влиянием политической KOH1

юнктуры и личных взглядов публицистов,жаждущих скорой популярности, но малокомпетентных в предмете. . .

Состояние культуры, культурно-исторический тип общества запечатлеваются в образах исторического времени - прошлого, настоящего и будущего. В связи с анализом принципов разработки концепций будущего в поле зрения диссертанта попали/работы западных и отечественных философов и экономистов,имеющие отношение к общей теории социального предвидения -К.Р.Поппера, С.Г.Струмилина, И.В.Бестужева-Лады, А.Печчеи, Э.А.Араб-Оглы, В.В.Косолапова, В.А.Лисичкина, Г.Х.Шахназарова. В итоге анализа выявилось неудовлетворительное состояние заидеологизирован-ной отечественной футурологии, следствием которого оказалась неподтверждаемость принципиально важных прогнозов, выданных официальными инстанциями и лицами в периоды "развитого социализма" и "перехода к рынку". С точки зрения осуществления принципа связи философии с жизнью в области философского образования существенное значение имеют исследования и опыт проблемного преподавания философских дисциплин, которыми располагают многие вузовские кафедры и видные педагоги-философы и которые послужили предпосылкой собственных поисков диссертанта в указанной области.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертации состоит в выявлении содержания и структуры взаимосвязи между социокультурной практикой и философией на основе исторического опыта

их функционирования в общественно-политической и духовной жизни России ХХ-го столетия.

Реализация данной цели обусловила необходимость решения ряда конкретных задач:

- разработки концепции социокультурной практики как
реального обобщения форм и видов общественной
деятельности;

- анализа механизма социокультурной детерминации
философского сознания, сущности отношений филосо
фии к реалиям общественного бытия, культурно-
историческим феноменам;

- анализа связей между кризисом российского общества
и человека и его преломлением в философском
сознании;

- выявления путей, возможностей и степени воздей
ствия философии на социальные и духовно-личностные
процессы;

-определения места и значения национально-этнической проблематики в русской философии истории, современной интерпретации " русской национальной идеи ".

Источниковедческая и методологическая база исследования.

Источниковедческую базу исследования составила философская литература XIX-XX вв., выбранная в соответствии с его проблематикой: произведения классиков русской-и западно-европейской философии, отечественных философов дореволюционного, советского и постсоветского периодов - представителе? различных школ и направлений, современных западноевропейских и американских авторов, некоторых

мыслителей и политических деятелей Индии(М.Ганди, Д.Неру) - всего около 300 работ.

Авторская трактовка темы предполагает верификацию теоретических выводов духовным опытом российской истории, разработку подходов, имеющих определенное практическое значение для развития политического и культурологического мышления, и организации на этой основе философского образования. Поэтому значительное место в диссертации занимает эмпирический материал, к коему следует отнести интерпретируемые в ней исторические события и факты, фрагменты публицистики конца 80-х и 90-х годов, данные социально-психологических исследований, проведенных в Севастопольском приборостроительном институте, обобщенный диссертантом опыт реорганизации философского образования в вузах СССР и некоторых зарубежных стран, а также результаты инициированных им лично нововведений и рекомендаций в данной области.

В ходе исследования выявилась ограниченность некоторых распространенных в социально-гуманитарных науках методов - таких, как номотетический метод (в смысле "историцизма") , категориальный дуализм (оппозиции:" материальное" <-> "идеальное", "объективное" <-> "субъективное", "бытие" <-> "сознание" и т.п. ) , абстрактная схематизированная диалектика, социологизаторский подход. Показана необходимость тщательного соблюдения исторических и логических пределов их применимости, сознания относительности, о нередко и ошибочности создаваемых с их помощью теорий.

Из традиционных методов наиболее результатив-

ными для данного исследования оказались историзм, историческая и -социокультурная верификация основных идей, дополненные принципом "исторического понимания" в духе герменевтики, цивилизационный подход. Использовалась так же "неклассическая" методология: такие принципы и подходы, как системность, интегральность, нелинейность, материальное обобщение, представление объекта в форме "конкретно-всеобщего", идеи синергетики и дополнительности .

Научная новизна исследования.

В диссертации выносятся на защиту следующие основные теоретические положения, обладающие новизной или существенными элементами новизны:

1. Концептуальное обоснование содержания и сущности социокультурной практики как феномена геосоциального и исторического, реально обобщенной деятельности общества во всех ее видах - с элиминацией жестко-фиксированных контрапозиций "материального" и "идеального", "объективного" и "субъективного", "бытия" и "сознания". Социокультурная или социальная практика - это деятельность по установлению, воспроизводству и преобразованию общественных отношений и институтов, опосредованная системами ценностей. По своему содержанию и назначению она отличается от практики материально-производственной, -- направленной на преобразование природной среды. Определяющими и системообразующими факторами синтеза всех видов общественной деятельности в социокультурной практики являются созидание и функционирование политических и право-

вых институтов, идеологических и экономических систем, образующих основу единства общества, пространство связывающих его коммуникаций.

2.Отношение философии к социокультурным реалиям заключает в себе онтологический, гносеологический, экзистирующий (сопереживающий, понимающий ) и аксиологический аспекты. Оно не является исключительно познавательным, "изучающим" , как считают представители гносеологистского направления. Среди них укоренилась точка зрения, что философия связана с объективной действительностью не прямо, а опосредованно - через "конкретные" науки (П.В.Копнин). В общем виде этот тезис неверен. Реалии социальной практики, культуры (это тоже "объективная действительность"!) философия "изучает" (постигает, понимает, экзистирует, оценивает) как опосредованно, так и непосредственно.

Приоритетное значение - в смысле непосредственных связей с практической деятельностью, культурой и задачами объяснения феноменов социо и гуманосферы -имеет конкретное - всеобщее философское знание (по сравнению с абстрактно - всеобщим). В нем преодолевается ограниченность номологи ч е с к о г о метода описания и объяснения социальных явлений и реализуется мера конкретности, соответствующая статусу и возможностям философского познания.

3.Философия оказывает ориентирующее воздействие на характер ценностей и социальный выбор членов общества, социальных групп и слоев, но отсюда не следует, что ее основная задача заключается в "революционном изменении мира".Интерпретация один-

надцатого тезиса Маркса о Фейербахе в духе револю-ционаризма, данная в свое время советскими философами, не соответ ствует его истинному смыслу и потому не может считаться аргументом в пользу такого явно идеологизированного подхода к философии. Ее роль в практической жизни общества, степень и направленность влияния не могут быть определены вне исторически, без учета социокультурных ситуаций и наличия социальных субьектов, заинтересованных в философском знании и способных использовать его в конструктивных целях.

4 .Социокультурное влияние философии существенно зависит от степени ее включенности в массовое сознание народа - его предфилософские рефлексии, смысложизненную ментальность,мировоззренческие установки и все формы духовной культуры. Между этими духовно-практическими образованиями и концептуальными элементами философского знания существуют более или менее устойчивые связи, обусловленные потребностью в ориентирах социального поведения, критериях оценки событий и определения личностных позиций.

Совокупность этих связей, их качественная и количественная определенности составляют основу философской культуры общества, в которой переплетаются праксеологические, смысло-жизненные и духовно-эстетические аспекты философского сознания и через которую философия входит в жизненный мир.

5. Философия способна также влиять на мышление и поведение политических лидеров, государственных и общественных деятелей. Их отношение к философии,

цели и эффективность использования' философских знаний, как и социальных теорий вообще, заметно различаются в зависимости от типа и "звездной величины" деятеля. Великие личности , основоположники современных цивилизаций в своем большинстве отличались высоким уровнем историко-философского и философско-этического мышления, что способствовало духовно-творческому контакту между ними и народом и в конечном счете успеху их преобразовательных акций. Но чрезмерная индоктринация, фанатическая приверженность политиков некоей "идее", учению приводят, как правило, к негативным практическим результатам.

В этой связи актуален вопрос о значении философской теории для политической деятельности В.И.Ленина. Он был одним из наиболее индоктриниро-ванных политиков. В современной оценке его философских позиций важно избежать крайностей нигилизма и неумеренного возвышения, объективно выделить наиболее значимую сторону его философско-теоретичес-кой деятельности, которая состояла в последовательной ориентации на соединение философской теории с политической практикой. Необходимо также отметить эволюцию его взглядов вплоть до фактического пересмотра некоторых философских принципов марксизма. В советское время идеологи КПСС канонизировали философские труды и высказывания Ленина, что негативно отразилось на состоянии философской мысли и реализации социокультурных функций философии. б. Одно из актуальных направлений включения философии в обсуждение и разрешение социокультурных проблем состоит в историософском и культурологичес-

ком анализе феномена "национальных идей", переживающих ныне своеобразный ренессанс. Он свидетельствует о трудностях становления постсоветских государств и активизации национальных самосознаний, в которых причудливо переплетаются объективные оценки роли и судьбы того или иного народа в истории с иллюзорными претензиями на мессианскую "избранность". Исторический опыт XX века рассеял иллюзии о "богоизбранности" русского народа и его духовном превосходстве над Западом. Современная Россия стоит перед новым вызовом истории, требующим реалистического определения ее "судьбоносных" задач . Их видится три :

I. Политическая и этнокультурная интеграция и консолидация российского сообщества путем наполнения новым содержанием традиционных экономических и культурных коммуникаций между регионами и этносами и на основе свободного выбора большинства представителей региональных сообществ .

  1. Поиск и реализация оптимальных концепций синтеза западного технологического и социокультурного опыта и российской "самобытности" - форм государственности, общинности, религиозных верований, ментальности, традиционных для России.

  2. Ликвидация нравственной и правовой аномии, асоциальных и дегуманизирующих тенденций, особенно таких, как преступность, вандализм, что составляет первостепенное условие стабилизации и развития российского общества.

7. "Основным вопросом" философии культуры является противоречие между индивидуальным бытием человека (индивидуализмом) и социокультурной орга-

низацией сообществ , членом которых он является. Индивидуализм заключает в себе две стороны : положительную, социально - коммуникабельную и асоциальную, эгоистически-разрушительную ("черный "индивидуализм) . Функция культуры - быть "фильтром" индивидуализма, очистить его от плевел асоциальности, выделить положительное, гражданственное начало и сделать его основанием социальной системы, ибо только при таком основании система может обрести устойчивость.

Пережитые нашим обществом насильственные революции и социокультурные кризисы вызвали аномию культуры и морали и, как следствие этого, взрыв "черного" индивидуализма, варваризацию значительной части молодых поколений, затяжной конфликт между членами общества и отчужденными от ник социальными институтами.

Одним из средств социализации личности и
гуманизации общественных институтов служит
философская культура общества, которая объединяет
три компонента : профессиональную деятельность в
сфере разработки и преподавания философии, фило
софскую образованность политической и духовной
элиты и философические интенции ("философемы")
народной ментальности. В переживаемый нами период
состояние философской культуры характеризуется
нарастанием неоднородности, мозаичности,

иррационалистических и оккультных тенденций. Во всем этом видится синдром "экзистенциального вакуума" ( В. Франкл), общего кризиса человеческого духа, разочарованного в прошлом и настоящем и предощущающего трагедии будущего ...

8. Важное место в системе связей философии с

практической жизнью общества, культурой занимает философское образование, которое следует рассматривать как одно из магистральных направлений социальной педагогики: укрепления духовности, освоения ценностей истинно демократического, гуманного общества, гуманизации техногенной культуры. В диссертации обосновывается концепция преподавания философии, которая предполагает учет специфики философского образования, отказ от бюрократических методов и формализма в его постановке, акцент на проблемно-аналитические и гуманистические функции философии, ее связь с жизнью, духовным миром современного студенчества и его будущей профессиональной и гражданской деятельностью, реализацию творческой индивидуальности педагогов.

Теоретическая и практическая значимость работы. Апробация.

Значение работы обусловлено актуальностью и малоисследованностью вышеочерченной проблематики, содержанием идей и концепций, выдвинутых в связи с ее разрешением. Положения и выводы диссертации имеют непосредственное отношение к разработке ряда направлений социальной философии, культурологии, общей социологии, истории России, к самоопределению философией своего места в современной культуре. Использование их.-способствует формированию новых идей в названных областях, обновлению тематики и методологии исследований.

Разработка заявленной темы, естественно , предполагает праксеологический аспект. Она будет

полезна как с точки зрения теоретического обоснования политических стратегий, так и в практике духовно-нравственного воспитания личности, социальной педагогике, самообразовании политических деятелей, в преподавании философии и других гуманитарных наук. Выводы о принципах социального предвидения интересны тем, кто практически занимается социальной прогностикой. Анализ роли и форм'проявления этно-национального фактора в философии истории дает ключ к объяснению метаморфоз национального самосознания и феномена "национальных идей" в регионах бывшего СССР.

Практическое внедрение результатов исследования. Концепция философского образования, представленная в диссертации, послужила основой новаций в содержании, формах и методах преподавания философских дисциплин, осуществленных автором на кафедре философии Севастопольского государственного технического университета , а также во время его трехлетней работы в вузах Республики Куба. Основные положения диссертации и вытекающие"из них практические рекомендации докладывались автором и получали одобрение и поддержку на многих научных конференциях и симпозиумах-местных, межрегиональных, и международных в СССР, России, Украине, Монголии, Кубе. Они освещены в ряде публикаций автора - 27 работах общим объемом 34 печ . листа, в том числе и на иностранных языках.

Апробация исследования осуществлялась на кафедре философии Севастопольского Государственного Технического университета, где автор работает с 1964 года, и в Центре социологических исследований МГУ, где он стажировался. Диссертация была рекомендована

к защите по специальности 17.00.08-теория и история культуры.

Структура диссертации.

Характер работы и поставленные задачи исследования обусловили следующую структуру диссертации: введение, четыре главы (в них 14 параграфов ), заключение и библиографический список включающий 200 названий. Общий объем работы 223 страницы машинописного текста.