Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Антология "Захира фи махасин ахл ал-джазира" Ибн Бассама аш-Шантарини (Ум. 1147) как литературный памятник : (проблемы композиционной структуры повествования) Королева, Елена Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Королева, Елена Владимировна. Антология "Захира фи махасин ахл ал-джазира" Ибн Бассама аш-Шантарини (Ум. 1147) как литературный памятник : (проблемы композиционной структуры повествования) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.06 / Рос. АН Ин-т востоковедения.- Москва, 1994.- 30 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-1/3808-3

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. "Аз-Захира фи махасин ахл ал-джазира" ("Сокровище достоинств жителей полуострова [Андалус]") Ибн Бассама аш-Шантарини (ум.114?) относится к числу наиболее значительных памятников магрибинской (западно-мусульманской) литературы XI-XII вв. Она явилась творческим развитием новой антологической традиции, возникшей на Востоке, начало которой положил ас-Саалиби (961-1038) и его антология "Йатимат-ад-дахр фи махасин ахл ал-аср" ("Уникальная [жемчужина] о достоинствах людей этого века"). "Захира" Ибн Бассама остается основным сводом историко-литературных текстов - образцов творчества и жизнеописаний государственных деятелей и литераторов периода расцвета литературы Андалуса. который приходится на исторически очень сложное и нестабильное время (*). Именно поэтому материал из "Захчры" широко представлен как в последующих средневековых историко-литературных трудах, так и в исследованиях отечественных и зарубежных ученых по истории культуры и литературы Магриба и Арабского Востока.

Однако, до их пор этот памятник изучался но как продукт оригинального творчества Ибн Бассама. а лишь как источник. приводящий в обильных цитатах те или иные интересовавшие исследователей, произведения," а также исторические и бытовые сведения. Работа о "Захирой" была затруднена также и%,тем. что труд Ибн Бассама дошел до нас в нескольких рукописях, ни одна -из" которых не является полной, и до недавнего времени не был издан целиком.

Впервые в полном объеме этот памятник был издан И.Аббасом в 1973 г. Появление полного текста "Захиры" позволило автору настоящей работы подойти к ее изучению как самостоятельного художественного произведения, что в силу компилятивного характера состава памятника выдвигает на первый план вопросы ого композиции. Приводимые Ибн Бассамом иатериал? андалусской литературы XI-XII вв. дани в его своде в нерасторжимом композиционном единстве. Только проанализировав ого. иы сможем понять

I. 1009-1031 гг. - период "фнтны" ("смута", "мятеж", "волнение"). I03I-I09I период "мулук ат-таваиф" (удельные владения, на которые распался Кордовский х&""*ат и 1091-1144/45 правление берберской династии Альк гидов.

2.

этот памятник и как оригинальное самобытное произведение, и как ценнейший"историко-литературный источник. Такая постановка проблемы затрагивает целый ряд существенных историко-литературных и культурологических проблем. Во-первых, на примере этого значительного памятника можно проследить развитие антологической традиции, которой принадлежит едва ли не главное значение в условиях затухания и упадка классической арабской литературы в XI-XIII вв. Во-вторых, такое исследование "Захи-ры" дает возможность определить на примере творчества одного из авторитетных представителей андалусской культуры, каковы наиболее адекватные средства и формы ее самосознания. В-третьих, творчество Ибн Бассама позволяет затронуть ряд более общих проблем, таких, как проблема творчества литератора переходного периода (то есть рубежа веков, исторических эпох и культур), проблема оформления региональных вариантов арабо-му-сульманской культуры, в данном случав обособление андалусской культуры, а в ее рамках лузитано-арабской.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИОСЕРТАЦИИ. Работа представляет первую попытку рассмотрения полного текста "Захиры" Ибн Бассама как оригинального авторского произведения, в связи с чем в' ней поднят вопрос о самостоятельной ценности композиционной структуры "Захиры" и предложена ее содержательная интерпретация.

В результате исследования реконструируются несколько взаимодополняющих схем организации текстов "Захиры". обладающих определенной семантикой, а именно: являющихся формой нелинейной организации текста (или его части), репрезентацией "филологических", или орнаментально-декоративных, принципов композиции. В работе термин "орнамент" употребляется в иной значении, чем то. в котором он встречается в работах Г.Э.фон Грюн-небаума. Ш.Пелла. И.М.Филыптинского. Б.Я.Шидфар: мы понимаем его не как "украшение", а как естественный принцип организации материала в арабо-мусульманской словесности., шире, культуре. ее структурообразующее начало, наконец, как принцип мышления (2).

2. В искусствоведении проблему расшифровки орнаментальных систем и идей декоративности поднимает Т.П.Каптерева. определяя орнамент как "носитель главной эстетической идеи, посредством которой передается и внушается созерцающим его идеологическое кредо эпохи" ("Искусство стран Магриба", И.,

ХїтОО * С i. WJ. )

3.

Нелинейная организация текста исследуется в разных системах и на разных уровнях, что подчеркивает ту закономерность, которая наблюдается, например, и в восточном художественно-прикладном творчестве: "каждый элемент декора - часть многих орнаментальных систем, он как бы независим и вместе с тем сопрягается с соседней системой. Принцип повтора, сочетания и умножения форм создает впечатление беспредельного ритма движения, развертывающегося на плоскости... Вместе с тем в динамическом потоке ... выделены четкие статические структуры".(3)

Отправной точкой в нашем анализе пространственной (орнаментальной) организации памятника явилось рассмотрение всего его текста целиком как авторской речи Ибн Бассама. Авторская речь (субстанция) лежит в основе двух систем (объектов) и, соответственно. представлена разными элементами. Первая система есть собственно авторская речь, ее элементами являются слова Ибн Бассама. В работе эта система (объект) называется прямой авторской речью. Вторая система - речь всех приводимых в антологии разнообразных авторов, ее элементами являются их высказывания (цитаты из их прозы, поэзии, историографии), в нашей работе эта система (объект) называется косвенной авторской речью. Структуры этих различных объектов тождественны, следовательно, можно ставить вопрос о проявлении принципа инвариантности. В работе' доказывается, что общей инвариантной орнаментальной по сути структурой для всех систем авторской речи, является четырехчастная композиция.

./" Основным материалом для выявления орнаментально-декоративных особенностей построения прямой авторской речи явились Предисловия антологии - Общее и к каждой ее части в отдельности. Структурный анализ косвенной авторской речи велся на основе текстов, составляющих ч.И антологии, в которой рассматривается творчество литераторов из Севильи.. Бадахоса и городов Крайнего Запада Аядалуеа. таких, как Лиссабон. Сантарен. Бежа. Эвора. Силвеш. Санта-Нария. Историко-литературной ситуации в втих городах посвящен специальный очерк. По нашему мнению, эта часть диссертации имеет самостоятельное вначение. так как представленные адесь сведения о средневековой арабской культуре этих городов были рассредоточены по равным исследованиям в

3. Там же. ее. 188-189.

4.

основном португальских ученых-Историков и впервые собраны воедино.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ. Итак, цель исследования состоит в том, чтобы представить "Захиру" как оригинальное авторское произведение и определить меру ее своеобразия в этой связи, раскрыть общий характер и основную тенденцию памятника, описать его композиционную структуру, а также проанализировать принципы, которыми руководствовался Ибн Бассам при написании сочинения, его эстетические воззрения и практическую направленность : проследить формирование антологии как жанра и выявить изменения, происходившие в ее структуре.

Такое определение целей предполагает следующие задачи исследования: на материале Предисловий и ч.П "Захиры" проанализировать прлнципн организации текста антологии на разных уровнях и создать модель текста ч.П как многоуровневой системы, установить иэоморфность ее структур и элементов, расшифровать и дать идейно-художественную трактовку главного системообразующего принципа, определяемого как "орнаментальный". Другая задача состоит в тон, чтобы определить основные элементы произведений антологического жанра, посредством которых Ибн Бассам продолжает разрабатывать как восточно-арабское, так и западно-мусульманское классическое филологическое наследие,, и показать, как па этой основе последовательно реалиі/бтся основной композиционный принцип, наблюдаемый на всех исследуемых уровнях. - четырехчас^тность построения.

ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основным источником для диссертационного исследования явилась "Захира".

В связи с тем, что она рассматривается как произведение, принадлежащее антологической традиции, в качестве источников привлекались "йатима" ас-Саалиби. "Калаид" Ибн Хакана (уи.П34 или 1140). "Ихкам" Ибн Абд ал-Гафура (вторая половина XII-первая половина XIII вв.), "Мугриб" Ибн Сайда (І2І4/І208-1274/1286). В связи с рассмотрением "Захиры" в рамках общвфи-лологической традиции принципиальное источниковедческое значение имело привлечение таких памятников, как "Китаб ал-байан ва-т-табйин" Джахиза (775-868). "Китаб аи-шир ва-ш-шуара" Ибн Кутейбы (828-ОК.889). Принадлежность исследуемого источника к магрибинской традиции определила необходимость ее сравнения с

5.

работами западно-мусульманских филологов: "Китаб ал-Икд ал-Фарид" Ибн Абд Раббихи (860-939). "Ал-Умда" Ибн Рашика (ум.1064). "Ал-Ихата фи ахбар Гарната" Ибн ал-Хатыба (умЛ374). "Нафх ат-тыб" ал-Маккари (ум.1631).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДИССЕРТАЦИИ. Автор диссертации опирался на труды известных теоретиков, исследователей литературы, русских и советских востоковедов (И.Ю.Крачковского, И.М.Фильттинского. А.Б.Куделина. В.Я.Шидфар. Н.С.Киктева, Д.В.Фролова. В.И.Брагинского. Д.А.Оганесяна. Д.В.Микульского. Дорофеевой В.В.). книги зарубежных ориенталистов (А.Переса. Е.Леви-Провансаля. А.Ларуи. Ш.Пелла, Р.Блошера. А.Пиренна, Дж.Т.Монроу. А.Р.Никла. Л.Т.Бальбаса. Д.Лопеша. Ж.Д.Г.Доминге-ша и др.) и арабских ученых (И.Аббаса. Б.Бустани. И.Дандаш. Х.Муниса. Х.ХарЯуша и др.) по истории культуры и литературы Иагриба и Андалуса. Принципиально важной для нашего исследования "Захиры" послужила идея, сформулированная в диссертации М.С.Киктева о первоочередной необходимости в работе с источником выяснения принципа аберрации этим источником описываемого материала (4). В ходе источниковедческого исследования применялись различные методы: филологический анализ источников, сравнительно-сопоставительный в ранках антологической и обще-филологической традиций. Системно-структурный подход к изучению композиции и стиля'памятника потребовал применения метода количественного и статистического анализа.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ -РАБОТЫ. Материалы и выводы работы могут быть использованы в подготовке учебных курсов по истории арабской литературы и на специальных семинарах по источниковедению, особенностям ыагрибинской литературной традиции.

АПРОБАЦИЯ. Результаты исследования были представлены в теайсах и статьях, опубликованных в научных сборниках.

В ходе работы основные положения диссертации обсуждались с ведущими португальскими арабистами в Университетах г.Лиссабона и г.Эворы. а также были изложены в отчетах Фонду К.Гулбенкяна (г.Лиссабон), предоставившего диссертанту в 1990-1991 гг. исследовательскую стипендию.

4. Киктев И.С. "Абу-т-Таййиб ал-Мутанабби Ст' -955) в средневековых арабских источниках , дис. If. .'370.

6.

Диссертация обсуждалась на заседаниях сектора текстологии литературных памятников Отдела письменности народов Востока Института востоковедения РАН.

СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация .состоит из предисловия, введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.