Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Автобиографизм в творчестве Ханны Мины Бутрос, Атеф

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бутрос, Атеф. Автобиографизм в творчестве Ханны Мины : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 10.01.06.- Москва, 1997.- 19 с.: ил.

Введение к работе

Автобиографизм, использование собственного жизненного опыта в качестве опоры художественного творчества сыграли в арабской литературе нового времени роль не менее существенную, чем в европейской литературе соответствующего периода. Становление индивидуального самосознания, личностного мироощущения, тяготение к реалистическому художественному воссозданию окружающего мира проявились в арабской литературе в полной мере лишь в начале ХХв., когда разрушение традиционных структур феодального общества, развитие буржуазных отношений и активизация культурного диалога с Западом, освоение идейно-эстетического опыта европейской литературы привели к осознанию самоценности человеческой личности и ее индивидуальных прав. На автобиографическом материале написано большинство прозаических произведений крупной формы, относящихся к периоду жанра современного романа, когда обращение к опыту собственной жизни позволяло их авторам преодолевать формулирующую роль традиции, ее условные способы изображения героя. Среди книг египетских и сирийских писателей первой половины века, которые могут считаться автобиографическими произведениями художественного (но не мемуарного) плана "Зейнаб" (1913) Мухаммеда Хусейна Хейкала, "Дни" (1929) Таха Хусейна, "Писатель Ибрагим" (1931) Ибрагима аль-Мазаини, "Возвращение духа" (1933) Тауфика аль-Хакима, "Игра судьбы" (1939) и "Радуга" (1946) Шакиба аль-Джабири и многие другие.

По мере вызревания и оформления романного жанра в арабской литературе функции автобиографического начала в нем заметно меняется. Тяготение романа ко все большему временному и пространственному охвату действительности, усложнение композиций, строящихся теперь на системе биографий, увязываемых с событиями истории и доминирующими общественными тенденциями, широкое использование в последние три десятилетия метафоры и стилизации в качестве средства создания образной картины, все это существенно меняет роль автора и способы раскрытия авторского сознания в произведении".

" См.Кпрпиченко В. ^"Современная египетская проза. 60-70-е голы". М., Наука, 1986.С.30

Специфический романный мир, выделяющийся своею самобытностью не только на фоне сирийской романистики, но и в масштабах всей современной арабской прозы, сумел создать и ведущий сирийский романист Ханна Мина (род. в 1924г.). Литературные критики арабских стран неизменно включают имя Ханны Мина в число наиболее значительных арабских писателей.

Романный мир Х.Мина глубоко индивидуален. Все исследователи творчества писателя сходятся на том, что "его произведения неотделимы от его личности"". В то же время мир, встающий из его романов и повестей, начиная от "Синих ламп" (1954), "Паруса и бури" (1966), "Солнце в пасмурный день" (1972) и кончая автобиографической трилогией )"Остатки образов", 1974, "Болото", 1976, "Сбор урожая", 1986) и трилогией ("История моряка", 1981, "Гротмачта", 1982, "Далекая гавань", 1983), хорошо знаком читателю в силу жизненности происходящих в нем событий и населяющих его персонажей.

Цель настоящей диссертации заключается в том, чтобы выявить, как отражается и каким образом преломляется в произведениях Ханны Мина его автобиографический опыт. При этом под автобиографическим опытом диссертант понимает не только факты и события личной жизни писателя, но и ту общественную и духовную атмосферу времени, в которой происходило становление и формирование его личности и его мировоззрения. Поэтому первая глава диссертации автобиографической трилогии Ханны Мина, посвященная его детству и юности и отображающей сирийскую действительность конца двадцатых-тридцатых годов. Трилогия создана писателем в зрелом возрасте, и хронологически романы, рассматриваемые далее, во второй главе работы, ей предшествуют. Но выявление механизма эволюции автобиографизма в творчестве этого - писателя требуют рассмотрения материала именно в такой последовательности.

Актуальность темы диссертации определяется значимостью роли автобиографизма в становлении современного арабского романа, в развитии индивидуально-авторского начала в арабской литературе, в целом. В условиях интенсивного формирования литературы современного типа, связанных с быстрыми темпами общественно-политических преобразований в странах Арабского Востока в XX в. и с необходимостью освоения культурного и духовного опыта Запада, этапы арабского литературного процесса оказываются "укороченными", эстетические установки и ориентиры быстро меняются. Литературные направления, типологически сходные с направлениями, существовавшими или существующими в западной литературе, имеют свою, национальную специфику, обусловленную не только традициями арабской литературы но и, в значительной мере, тем же индивидуальным жизненным опытом, который привносит с собой в литературу каждый писатель.

"Сулеііман Н. Ар-рива« ac-cjpiiiU. /С іірііііскіиі роман/, Дамаск, Визараг ас-сакафа, 1982, с. 109

Выбор темы определяет и научную новизну работы. Проблема автобиографизма в современном арабском романе специально не рассматривалась ни в арабской, ни в европейской арабистике. Ее касаются многие авторы, но лишь попутно, исследуя другие проблемы истории становления романа в арабской литературе. В частности, Абд аль-Мухсин Таха Бадр в своем исследовании "Развитие современного арабского романа в Египте. 1870-1938"" посвящает главу автобиографическому роману, обращая внимание главным образом на различия в способе использования автобиографического материала писателя.

С.В.Прожогина в исследовании магрибинского франкоязычного романа рассматривает эволюцию биографического жанра как эволюцию национального самосознания и, говоря о начальном этапе становления жанра, отмечает, что "для тех, кто решался рассказать о собственном жизненном пути, биографический сюжет был прежде всего источником осмысления определенного пласта национальной жизни, и своя личная судьба, описанная и рассмотренная в соответствии с традициями той или иной литературы, представлялась/.../ как частица народной жизни".2' Появление в 70-х гг. иной модели биографического романа во франкоязычной магрибинской литературе, превышение "романа воспитания" в "роман испытания" связано, по мысли исследования, "с сегодняшним знанием писателя о том, кому достались плоды независимости".3'

Источниками при написании диссертации послужили

художественные произведения Ханны Мина, которые диссертант исследует, соотнося их сюжеты и образы с известными фактами биографии писателя, а также с его литературно-публицистическими работами, где излагаются его взгляды на литературу и художественное творчество. При этом диссертант, по возможности, учитывает все имеющиеся исследования творчества Ханны Мина, весьма многочисленные благодаря тому заметному месту, которое Мина занимает в современной арабской романистике.

В методологическом плане диссертант опирался на положения и выводы авторов работ, в которых в в том или ином аспекте исследуется творчество Ханны Мина или отдельные его произведения, в частности, на монографии М.К. аль-Хаатыба и А.Р.Ида "Романный мир Ханны Мина" /1979/, Ф.Саммака "Реализм в сирийском романе" /1979/, С. аль-Джухейма "Штрихи к творчеству Ханны Мина" /1989/, Н.Сулеймана "Сирийский роман" /1982/, М.К. аль-Хатыба "Крушение иллюзий" /1987/, а также на диссертационные работы, защищенные в ИВ АН СССР М.Нухом "Эволюция героя в романистике Абд ас-Саляма аль-Уджейли и Ханны Мина" /1988/, и А.Сайфеддина - "Запад в сирийском романе" /1991/. В первой из названных диссертаций четыре романа Мины "Синие лампы",

" Балр A.T. (Развитие соврсмеїшої о арабского романа в Египте) Татаввур ар-рпвая аль арабння аль

хасида фнмыср/1870-1938/-2-еизд.Каир, 1968

v Прогожіпіа СВ. Рубеж эпох - рубеж культур. - М., Наука, 1984, с.25

3/ Там же, с.51

"Парус и буря", "Снег летит в окно" и "Весна и осень" - рассматриваются в аспекте эволюции образа общественно-активного героя. Второй роман "Весна и осень" анализируется в контексте проблемы отображения в сирийском романе взаимоотношений Востока и Запада.

Результаты, полученные в диссертации, могут быть практически использованы в вузовских курсах истории литературы арабских стран при исследовании литературного процесса в странах Востока XX века.

Структура работы: диссертация состоит из Введения, четырех глав и Заключения.

Библиография включает 92 наименования источников и критических работ на арабской и русском языках.