Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Циклизация в лирике. Исторические пути и художественные формы Дарвин, Михаил Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дарвин, Михаил Николаевич. Циклизация в лирике. Исторические пути и художественные формы : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.08.- Екатеринбург, 1996.- 43 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Циклизация как: явление литературного творчества все чаще становится объектом специального научного исследования. Только за последнее время (первую половину 1990-х годов) были защищены две докторские (И.В.Фоменко, Л. Е. Ляпина) и две кандидатские диссертации, выпущены новые книги, тематические сборники, напечатаны десятки статей. Заметным оказалось продвижение вперед и зарубежного литературоведения.

Понятие литературной циклизации является производным от понятия литературный цикл, однако к нему целиком все же не сводится. Явление циклизации как; определенной формы (способа) авторской группировки произведений, а таюке способа организации их читательского восприятия оказывается гораздо шире, чем явление цикла. На наш взгляд, проблема художественной циклизации литературных произведений — это проблема современного литературоведения — проблема литературоведения XX века. Большинство сегодняшних работ по теории и истории литературной циклизации возникло в русле представлений о жанрово-родовом развитии словесно-художественного творчества. Менее заметным следует считать пока влияние активно формирующейся в наше время теории литературного произведения. Однако без дальнейшего развития наших представлений об этом феномене художественного творчества современное цикловедение вряд ли может двигаться вперед. С нашей точки зрения, наиважнейшими моментами такого исследования в этом плане должны стать вопросы соотношения "готовой" целостности отдельных самостоятельных произведений (их самодостаточности) и становящейся целостности всего цикла или всей циклической формы. С этим таюке тесно связан и вопрос об онтологическом статусе литературного произведения в аспекте его специфической принадлежности к категории жанра и литературного рода.

Цель данной работы состоит в том, чтобы попытаться показать основные закономерности возникновения, становления и

развития художественной циклизации литературных произведений. В задачу исследования входит рассмотрение всего многообразия форм художественной циклизации (поэтических сборников и книг, разделов сборников и собственно циклов) в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Выявление внутренних принципов организации циклических форм на основе системного анализа и разработки его методологических принципов также составляет одну из задач настоящей работы.

Материалом исследования стали такие стихотворные и лирические объединения произведений (сборники, разделы сборников, книги стихов, циклы) поэтов XVIII — XIX веков, которые существовали, главным образом, в виде печатных изданий. Преимущественное внимание уделялось таким циклическим образованиям, которые представляют собой не просто случайную издательскую форму, но объединение, созданное самим поэтом в художественных целях. Таким образом, авторство циклической формы является важнейшим условием ее включения в сферу данного исследования. Предметом анализа послужили произведения С. Полоцкого, В.К. Тредиаковского, М. М. Хераскова, Г.Р. Державина, II. М. Карамзина, В. Г. Теплякова, Ф. Н. Глинки, К. Н. Батюшкова, А. А. Дельвига, А. А. Пушкина, Е. А. Баратынского. Строго говоря, настоящая работа не является простым разысканием, стремящимся исчерпать все доступные факты. Предметом исследования становятся лишь те явления худо-жєствєішой циклизации, которые оказываются значимыми с точки зрения исторических процессов ее развития. Это позволяет объективно представить процесс циклизации в лирике на разных этапах художественного сознания.

Основной метод нашего исследования можно назвать сис-темно-типолошческим. При этом важнейшим, методологическим моментом исследования является взгляд на литературное произведение как на отправную точку некоторого процесса, а не как на конечный пункт или продукт тех или иных процессов.

Научная новизна диссертации определяется: а) теоретической разработкой представлений об основных формах художественной циклизации лирики в их взаимосвязи и взаимообус-

ловленности; б) созданием типологии циклических форм и критериев их разграничения; в) нетрадиционным подходом к вопросу о генезисе лирического цикла; г) разработкой принципов анализа лирического произведения в контексте циклизации; д) изучением закономерностей процесса циклизации русской лирики с точки зрения исторической поэтики.

Практическая ценность диссертационного исследования состоит в том, что достипгутые результаты и выводы могут быть использованы в дальнейшей разработке теории литературного произведения и художествегагой системы лирики как категории литературного рода, а таюке могут быть учтены при построении общей истории русской поэзии на стадии перехода от рефлективного к нерефлективному традиционализму. Материалы исследования могут найти применение и в учебных целях: преподавании теории и истории литературы, чтении спецкурсов, написании курсовых и дипломных работ студентов. Исследование может быть использовано таюке в эдиционной практике, подготовке сборников и книг поэзии, прижизненных изданий авторов.

Апробация работы. Результаты исследования, а таюке основные положения диссертации неоднократно становились предметом научных докладов на конференциях и семинарах различного уровня: в Томском университете (1982, 1984), на Болдин-ских чтениях (1985,1989), Институте русской литературы, Пушкинском доме ( 1985) , Ивановском государственном университете (1984), Институте мировой литературы (1991), Институте филологии Сибирского отделения РАН (1989, 1990, 1994). Основные положения дисссертационного исследования опубликованы в монографии "Русский лирический цикл. Проблемы теории и истории" (Красноярск. 1989), двух учебных пособиях — "Проблема цикла в изучении лирики" (Кемерово. 1982), "Поэтика лирического цикла" (Кемерово. 1988) — и ряде статей. Общий объем опубликованных по теме диссертации работ превышает 20 п.л.