Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дольник в русском стихосложении Макарова, Светлана Анатольевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макарова, Светлана Анатольевна. Дольник в русском стихосложении : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.08.- Москва, 1996.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность и новизна диссертации. Тема дольника не однажды становилась предметом интереса, исследования, полемики, следствием чего явилось формирование теории дольника, беспрецедентной не только по многообразию и противоречивости входящих в нее концепций, но и по объемности, способной обеспечить отдельное научное издание. В то же время изучение дольника отличалось неравномерным характером: кульминационными для теории дольника были 1920-е и 1960-е годы, после чего интерес к данной ритмической форме если не ослабел, то не способствовал нахождению плодотворного и перспективного пути ее исследовании. Предпринятое в 1960-е годы статистическое обследование дольника объективно стало той конечной инстанцией, в которой, с одной стороны, получили обобщение предыдущие выводы и результаты статистического анализа огромного массива эмпирического материала, с другой стороны, отчетливо обнажились спорные моменты и "белые пятна".

Ничуть не умаляя достижений статистического исследования дольника, необходимо отметить все же их очевидную на данный момент филологическую недостаточность; теории столь сложного стихового феномена не хватает литературоведческого, гуманитарного контекста. Таким образом, главная концептуальная идея данной работы видится в придании теории дольника не только стиховедческого, но и теоретико-литературоведческого статуса. В этой связи в диссертации впервые изучается логика теоретического осмысления дольника в стиховедческой науке XX в.; в теоретическом, историко-литературном и культурологическом аспектах исследуются проблемы ритмической организации, генезиса, места дольника в русском стихосложении; основным материалом исследования впервые становится символистский дольник — дольник периода формирования и распространения, причем анализ данного материала осуществляется не только в единстве с эстетикой русского символизма, но и в соотношении с формально-содержательной целостностью поэтического

произведения.

Главной целью работы становится теоретическое осмысление ритмической организации дольника и нахождение его литературоведческой дефиниции. В единстве с главной целью выступают более конкретные, но не менее важные задачи работы: рассмотрение предыстории дольника и выяснение роли иноязычных влияний и национальных традиций в развитии неклассического стиха XVIII— XIX вв.; изучение вопроса о генезисе дольника и причинах его распространения в творчестве русских символистов; классификация ритмических форм символистского дольника и выявление выразительных возможностей, содержательной функциональности дольни-ковой ритмики на основе целостного анализа поэтических текстов.

Все это обусловило отбор стихового материала: им стали неклассические формы стиха XVIII—XIX вв. (гекзаметры, античные логаэды, "русские" логаэды, переводы из Г.Гейне) и прежде всего дольники русских символистов рубежа XIX—XX вв.

Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке общих и специальных вузовских курсов по теории литературы, теории и истории стиха, анализу поэтического произведения, истории русской литературы рубежа XIX—XX вв.

Апробация работы. Основные идеи и положения диссертации были изложены в докладах на стиховедческих конференциях в ИМЛИ им. А.М.Горького (февраль 1993, 1994 гг., г. Москва), а также на конференциях "Язык, литература, культура: традиции и инновации" (ноябрь 1993 г., МГУ им. М.В.Ломоносова, г. Москва), "Е.А.Боратынский и русская культура" (май 1994 г., г. Мичуринск Тамбовской обл.), "Слово и музыка" (октябрь 1994 г., ИМЛИ им. А.М.Горького, г. Москва). Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории литературы филологического факультета МГУ. Материалы диссертации отражены в публикациях, названия и выходные данные которых представлены в конце автореферата.

Структура диссертации. Реферируемая работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографии.