Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Драматургия Виджая Тендулькара Печникова, Татьяна Геннадьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Печникова, Татьяна Геннадьевна. Драматургия Виджая Тендулькара : автореферат дис. ... кандидата филологич. наук : 10.01.06 / Рос. академия наук. Ин-т мировой литературы.- Москва, 1995.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-3/3786-0

Введение к работе

Актуальность темы. Диссертация посвящена исследованию творчества Виджая Тендулькара, одного из выдавшихся ыаратхских драматургов современной Индии. Наиболее ярко талант худокника проявился в жанре социально-психологической драмы. Его перу принадлежат также множество рассказов, повестей, киносценариев, радиодраы, литературных эссе, очерков, статей. Произведения Тендулькара пользуются в Индии большой популярностью. Многие его пьесы и сценарии были переведены на другие языки и поставлены на сценах различных театров страны, на телевидении и радио.

В нашей стране не проводилось специальных исследований, посвященных как творчеству Видная Тендулькара в целом, так и осве-щавдих отдельные стороны его творческой деятельности. Анализ драматургического творчества писателя представляется нам актуальным, так как на его примере можно проследить пути становления и развития "новой драмы" в Индии, сохранявшей прочные позиции в индийской литературе до настоящего времени. Изучение закономерностей эволюции творчества Тендулькара дает возможность определить характерные особенности развития ыаратхской литературы второй половины XX века. Выявление специфика драматургии писателя позволяет существенно расширить представление о типологии современного литературного процесса в Махараштре и в Индии в целом.

Рель и основные задачи исследования. Целью данной работы является выяснение творческой индивидуальности Тендулькара-драматурга, раскрытие своеобразия идейно-художественного содержания его творчества, определение основных особенностей драматургии писателя на основе анализа его пьес. Целью диссертации диктуются основные задачи исследования: проследить творческую биографию Видзая Тендулькара, установить этапы и характер эволюции его творчества, выявить концепцию личности и природу конфликта в его пьесах, определить особенности проблематики, системы образов, жанровой специфики его драм и творческого метода в целом.

Методика исследования и источники. Общей методологической базой диссертации являются теоретические достижения российское литературоведческой науки. Большую помощь в работе оказали труды отечественных и зарубекннх литературоведов, искусствоведов, индологов, востоковедов. Диссертантом также были использованы многочисленные публикации индийских критиков о творчестве Тен-дулькара и о современной маратхской драматургии в целом.

При исследовании творчества драматурга основным источником явились его пьесы, литературно-критические статьи и интервью, а также материалы личных бесед с писателем, собранные автором диссертации во время стажировки в Индии. Помимо источников на языке маратхи, в диссертации использован ряд исследований по проблемам индийской литературы, опубликованных на английском языке.

Следует отметить, что до настоящего времени произведения Тендулькара никогда ранее не переводились на русский язык. Все пьесы драматурга, рассматриваемые в диссертации, были впервые переведены о языка оригинала (маратхи) на русский язык автором диссертации.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она представляет собой первое в отечественном литературоведении специальное исследование, посвященное творчеству одного из основоположников новой маратхскои литературы, талантливейшего драматурга современной Индии Виджая Тендулькара. Автором диссертации J впервые дается подробны» литературоведческий анализ важнейших пьес писателя с учетом выявления их жанровой специфики, особенностей проблематики и системы образов. Большое внимание уделяется раскрытию концепции личности у Тендулькара и природе конфликта в его драмах.

Впервые диссертантом предпринимается попытка установить этапы и характер эволюции творчества драматурга, проследить основные моменты творчески-биографического пути Тендулькара. На первый план в работе выступают общечеловеческие аспекты творчества писателя в противовес сиюминутным и злободневным.

Практическая значимость работы. Диссертация имеет непосредственное практическое значение для преподавания курса индийской литературы и специального курса маратхскои литературы в высших учебных заведениях. Материалы диссертации могут быть использованы при создании справочных и учебных пособий, при написании истории индийской литературы, для сравнительно-типологических исследо-

ваний литератур стран Востока. Работа содержит сведения, необходимые специалистам по филологии народов Индии, а также всем, кто интересуется культурой, литературой и искусством этой отраны.

Апробация работы. По теме работы были сделаны доклады и сообщения, где были апробированы основные выводы диссертации, на Всемирной маратхекой конференции в Бомбее в 1989 г., на заседании "Круглого стола" педагогического общества ШГУ в 1993 г., на Ломоносовских чтениях в МЕ7 в 1994 г.

Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях / см. список в конце автореферата/.

Диссертация выполнена на кафедре индийской филологии Института стран Азии и Африки при МГУ иы.М.В.Ломоносова, обсуждена и рекомендована к защите 14 сентября 1994 года.