Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование художественно-эстетического канона традиционной китайской поэзии : (На материале поэтического творчества древнего и раннесредневекового Китая) Кравцова, Марина Евгеньевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кравцова, Марина Евгеньевна. Формирование художественно-эстетического канона традиционной китайской поэзии : (На материале поэтического творчества древнего и раннесредневекового Китая) : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.06 / Санкт-Петербургский гос. ун-т.- Санкт-Петербург, 1994.- 32 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-2/1907-5

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Научная актуальность данного исследования обусловлена следующими существенными факторами. Во-первых, для современных синолого-литературоведческих работ (что во многом объясняется влиянием старых китайских комментаторской традиции и литературной щитики) характерно преимущественное внимание к предметной стороне изучаемого объекта, когда на первый план выносятся его индивидуальные приметы и формальные признаки. Это приводит к внешней самостоятельности и независимости друг от друга изучаемых литературных явлений и к дискретности воссоздаваемого литературного процесса.

Предпринимаемый в настоящем исследовании комплексный анализ литературных явлений и Фактов, направленный на выделение и осмысление в первую очередь общих, а не частных мест, дает возможность лучше понять объективную логику развития древней и раннесредневековой словесности и характер связей между составляющими ее величинами.

Во-вторых, для современных синолого-литературоведческих работ все еще остается в силе тоже идущая от старой китайской литературной критики тенденция к абсолютизации поэтического творчества и в целом изящной словесности-"вэнь" от всех прочих феноменов общественной и духовной жизни страны.

Культурологический подход, разрабатываемый в настоящем исследовании, нацелен на определение фундаментальных принципов взаимодействия литературы с другими общекультурными феноменами и соотношения литературного и историко-культурного процессов. Такой подход способствует выявлению экстралитературных факторов, определявших специфику художественно-эстетического канона и закономерности процесса его формирования.

Таким образом, актуальность избранной темы исследования обусловлена необходимостью восполнить методологическую и содержательную лакуны, имеющиеся в современном синологическом литературоведении применительно к китайскому поэтическому творчеству как особому феномену цивилизации Китая; настоятельной потребностью заполнить остающиеся пробелы в освоении фактического материала и воссоздать целостную картину состояния древней и раннесредневековой художественной словесности; необходимостью выделения обшекультурных Факторов истории развития китайского поэтического творчества и принци-

пов формирования его художественно-эстетического канона, без знания которых невозможно понять природу китайской поэзии и ее внутреннюю связь с культурой и со всей духовной жизнью старого Китая.

Объект исследования и степень его изученности. Основным объектом настоящего исследования являлись оригинальные позтические тексты: произведения антологии "Ши цзин" и свода "Чу цы" ("Чуские строфа"), ханьские песни-"юэФу" и оды-"фу", поэтическое наследие ранне-средневековых авторов, в первую очередь представителей выделяемых традицией литературно-поэтических течений - "Цзяньаньской поэзии" (Цао Цао, 155-220, Цао Пи,186-227, Цао Чжи,192-232, Ван Цань,7-217, Ню Чжэнь,?-217, Чэнь Линь,7-217, Ин Нн,?-217, Хуань Юй, У-217, Сюй Гань,170-217, Кун Кун, 153-208); "Поэзии в стиле Чжэнши" (Цзи Кан, 223-262, Жуань Цзи,210-263 и др.); "Поэзии в стиле Тайкан" (Лу Цзи, 261-303, Лу Юнь,262-303, Чжан Хуа,232-300, Пань Юэ,247-300, Пань Ни, 2507-311?, Цзо Сы,2507-305 и др.); "стихов о сокровенном" (Сунь Чо, 314-347, Юй Чань,286-339, Го Пу,276-324,и др.); "Поэзии в стиле Юн-мин" (Шэнь Юэ,441-513, Ван Хун,467-494, Се Тяо,464-499, Сяо Янь, 464-549, и др.); а также творчество литераторов, рассматриваемых обычно вне каких-либо литературно-поэтических течений - Тао Юаньми-на (Тао Цяня,3657-427), Се Линъюня (325-436), Бао Чжао (4147-466), Янь Нньчжи (384-456) и др.

Дополнительным по отношении к поэтическим произведениям объектом настоящего исследования являлись раннесредневековые литературно-теоретические сочинения: "Ода изящному слову" ("Вэнь фу") Лу Цэи, эссе "Рассуждения историка" ("Ши лунь") Шэнь Юэ, трактаты "Категории стихов" ("Ши пинь") Чясун Куна (4687-512?) и "Дракон, изваянный в сердца письмен" ("Вэнь синь дяо лун")Лп Се (465-522), в которых затрагиваются проблемы происхождения и развития национальной поэзии с характеристикой творчества конкретных литераторов;

Поэтическое наследие древнего и раннесредневекового Китая служило постоянным объектом различных (по времени и месту) исследований, результаты которых изложены в: 1)историях литературы древнего, ханьского и раннесредневекового Китая (напр., монографии Н.И.Конрада, Ван Чжунлина, Лю Шипэя, Ху Гожуя); 2)соответствующих разделах сводных историй китайской литературы (напр.,монографии Линь Гэна, Ли Чанчжи, Лю Дацзе, Тань Пимо, Чжэн Чжэньдо, Г.Днайлса); 3)работах (монографии, диссертации, переводы памятников, публикации).посвященных отдельным текстам и жизни и творчеству конкретных авторов (напр..работы Б.В.Бахтина, Л.Е.Бадылкина/Бежина, И.И.Семененко.Н.Т. Федоренко, Л.Е.Черкасского, Л.З.Эйдлина, Ван Юньси, Сяо Дифзя, Цзян Лянфу, Ш Гуаньина, А.Биррелл, Ж.-П.Дени, Б.Карлгрена, Х.КотценОерг, Дж.Легга, Дж.Фродшэма, А.Штраух, Ами Юдзи).

Несмотря на столь внушительный список имеющихся на сегодняшний день научных работ, составляющих литературу вопроса, многие из яв-

лений древней и раннесредневековой художеотвеинои словесности остаются, к сожалению, малоизвестными науке, что объясняется преимущественным вниманием специалистов к ведущим (как они полагаются традицией) литературным реалиям и фигурам. Так, для ханьской прозопо-эзии изучены лишь единичные ее образцы (напр., произведения Вань Гу, Сыма Сянжу, Цзя Й, Ян Сюна), для песен-"юэфу" - исключительно собственно народные песни и (частично) авторские им подражания,для раннесредневековой поэзии - творчество только нескольких авторов (Цао Чжи, Ван Цаня, Цзи Кана, йуань Цзи, Чжан Хуа, Тао Юаньмина, Бао Чжао, Юй Синя). В результате налицо существенные пробелы в освоении фактического материала, когда целые литеоатурно-поэтические феномены оказываются вне поля зрения специалистов. Более того, есть веские основания полагать, что творчество ведущих фигур отнюдь не иочеопывает собой синхронную им художественную словесность. Данные литераторы в силу своих ярко выраженных индивидуальности и самобытности нередко выходят за рамки принятых в то время нормативов. Поэтому для воссоздания целостной картины литературного процесса и процесса формирования художественно-эстетического канона требуется изучение в первую очередь творчества поэтов "второго ряда", которое, благодаря своим типичности и даже усреднеиности, способно более адекватно представить нам породившую их культурную и литературную среду.

Литературно-теоретические сочинения и поэтологические концепции являются объектом и предметом исследований, проводимых в рамках отдельной синологической дисциплины - истории китайской литературно-теоретической мысли, которая также представлена пространным списком научных сочинений (напр., работы И.С.Лисевича, Го Шаоюя, Ло Гэнцзэ, У Дяогуна, Дж.Лю, Ф.Токеи). Для данной разновидности работ характерно рассмотрение главным образом собственно теоретических построений китайских критиков, без обращения к современным им поэтической практике и историко-культурным реалиям.

Таким образом, несмотря на серьезные успехи, достигнутые мировым синологическим литератуооведением в изучении древней и раннесредневековой поэзии, объект настоящего исследования лишь частично освоен современной наукой, как о содержательной, так и методологической точки зрения.

При проведении настоящего исследования мы опирались также на максимально широкий круг оригинальных письменных памятников (историографические сочинения, философские трактаты, политические документы и т.д.) и посвященных им работ.

Цели и задачи исследования. Основная цель настоящего исследования состояла в реконструкции и выявлении общих закономерностей Формирования художественно-эстетического канона традиционной китайской поэзии, определении и объяснении качественных признаков этого

- ? -

канона, исходя из культурно-исторических особенностей древнего и раннесредневекового Китая. Данная цель была операционалиэирована в следующих задачах:

установить степень самостоятельности и типологические характеристики древнекитайских литературно-поэтических традиций, представленных антологией "Ши цзин" и сводом "Чу цы" как основополагающими памятниками китайской художественной словесности;

выявить способы функционирования поэтического творчества в культуре древнего (чжоуского) Китая и особенности его архаико-рели-гиозного осмысления;

определить истоки и сущность конфуцианских воззрений на поэзию;

проследить конкретные пути реализации древнейших функций китайской поэзии в культуре и поэтической практике имперского Китая;

выделить внутрилитературные и общекультурные факторы процесса становления авторской лирической поэзии.

Методологическая основа исследования. В качестве методологической основы исследования нами использовались теоретические положения, разработанные представителями гуманитарных школ и направлений, в трудах которых сочетаются теоретико-литературоведческие и культурологические методы исследования, в том числе Л.Н.Веселовским, В.М. Жирмунским, Ю.М.Лотманом, А.Ф.Лосевым, Е.м.мелетинским, В;Я.Проппом.

Конкретно-методологическая установка исследования, направленная на культурологическое истолкование поэтического текста, сформировалась на базе достижений классиков отечественного китаеведения - ак. В.П.Васильева и В.М.Алексеева, мы опирались также на широкий круг работ отечественных и зарубежных востоковедов, специализирующихся на исследованиях культуры и литературы стран Дальневосточного региона, в том числе В.Н.Горегляда, А.м.Карапетьянца, А.И.Кобзева, ЮЛ. Кроля, М.В.Крюкова, С.Кучеры, Л.м.Ермаковой, Е.В.Завадской, В.В.Малявина, Л.Н.Меньшикова, М.И.Никитиной, Л.Д.Позднеевой, Б.Л.Рифтина, К.А.Серебрякова, В.Ф.Сорокина, Н.А.Спешнева, Г.А.Ткаченко, Е.А.Тор-чинова, Э.М.Яншиной, Е.Балаша, Д.Бодде, м.Гранэ, Д.Китли, М.Лёве, Дж.Нидэма, Р.Матера, Ар.Райта, М.Стрикмана, Ё.Цурхера, Дж.Шрайока, В.Эберхарда, Жэнь Цзиюя, Тан Ннтана, aн Чжэнмина, Юань Кэ; и на работы, посвященные изучению религиозных традиций народов мира, в том числе E.G.Новик, В.Н.Топорова, Дж.Фрэзера, М.Злиаде.

Новизна исследования. Новизна результатов предлагаемого исследования определяется в первую очередь новым для классического синологического литературоведения культурологическим подходом к традиционной китайской поэзии, а также предложенными автором научными толкованиями как общих, так и частных явлений литературы и культурч древнего и раннесредневекового Китая:

- в настоящем исследовании выдвигается и аргументируется на ши
роком круге материалов тезис о наличии в древнем Китае двух самосто-

ятельиых литературно-поэтических комплексов, специфика каждого из которых была обусловлена своеобразием поводивших их - шан-иньской и ччоуской, с одной стороны, и чуской, с другой, - цисилизаций;

выявляются особенности аихаико-религиозного осмысления поэтического творчества в Китае и дается аналитическая интерпретация его древнейшей - религиозной - функции; доказывается генетическая связь китайской поэзии о архаической ритуальной деятельностью и с культом правителя;

дается целостная интерпретация сущности и истоков конфуцианских воззрений на поэзию и выявляется логика состава и композиционного построения антологии "Ши цзин" в свете теоретико-поэтологических установок учения о сгихотворстве-"ши";

устанавливаются роль и место кжной (чуской) поэтической традиции в становлении авторской лирики; дается принципиально новая для современного китаеведения квалификация верований южного региона древнего Китая, лежащих в основе чуских строф, и прослеживается их влияние на формирование идейно-тематического своеобразия и системы образности раннесредневековой лирики;

определяются качественные особенности ханьской прозопоэзии как непосредственной преемницы чуских строф и ее конкретная роль в становлении авторского стиха;

выделяются внутрилитературные и общекультурные закономерности появления и утверждения в Китае авторской лирической поэзии, а также основные этапы начальной стадии ее развития;

даются общая характеристика и анализ ряда литературных явлений древнего и раннесредневекового Китая, ранее остававшихся вне поля зрения специалистов, а именно: древних и раннесредневековых культовых песнопений, раннесредневековых стихотворений-панегириков, поэзии на даосско-религиозкые темы и буддийской поэзии; предлагается качественно новая версия генезиса пейзажной лирики.

Апробация исследования. Основные результаты данной работы изложены в монографии "Поэзия Вечного просветления. Китайская лирика второй пол.У-нач.УІ вв." (28 п.л.), прошедшей успешное обсуждение на ^заседании Сектора Дальнего Востока СПб <б ИВ РАН (1986) и в настоящее время находящейся в печати в издательстве "Наука"; а также в сериале статей, опубликованных в авторитетных отечественных изданиях -журналах "Народы Азии и Африки" ("Восток") (1986,1991,1992) и "Советская этнография" (1991), сборниках "Проблема человека в традиционных китайских учениях" (1983), "Буддизм. Проблемы истории, культуры и современности" (1990), "Петербургское востоковедение" (1992),и в зарубежных изданиях (тезисы и материалы 33-его и 34-ого Интернациональных конгрессов исследований Азии и Северной АЛрики, 1990,1992, 1993).

Основные теоретические положения и методики данного исследования

были представлены в научных докладах и сообщениях на Годичной научной сессии СПб Ф Ш РАН (ЛО ИВ АН СССР, 1984,1985,1986,1987,1988, 1993); на методологическом и тематических семинарах СПб Ф ИВ РАН (1988,1989,1990); на тематических семинарах ИВ РАН (1985,1987);на Ежегодной научной конференции "Общество и государство в Китае" (г. Москва, 1983,1984,1985,1986,1967,1988,1989,1990); на Общесоюзной научной конференции "Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока" (г.Москва,1984,1986,1988); на П Всесоюзной Суддоло-гической конференции (г.Москва,1987). Все упомянутые выше выступления получили положительную оценку.

Данная работа была выполнена в СПб Ф ИВ РАН и была рекомендована к защите на заседании Кафедры китайской филологии Восточного факультета СПб Государственного Университета 19 мая 1994 г.

Внедрение результатов исследования. Внедрение результатов настоящего исследования осуществлялось по следующим основным направлениям: написание "Очерка истории раянесредневековой поэзии" (12 а.л.) в рамках коллективной программы по созданию академической "Истории китайской литературы"; написание монографии "Поэзия Древнего Китая. Опыт культурологического анализа" (22 п.л:, в печати); при написании учебного пособия для высшей школы "Основы буддийского мировоззрения", поддержанного Фондом "Культурная инициатива"; при разработке авторских циклор лекций по мифологии и искусству Китая, читаемых в СПб Гуманитарном Университете Профсоюзов.

Практическая ценность результатов исследования. Практическая ценность результатов предлагаемого исследования состоит в том, что его содержательная и аналитическая части могут быть использованы при разработке учебников и учебных пособий для высшей школы по истории и культуре Китая; в фундаментальных научно-исследовательских программах по изучению литератур стран Дальневосточного региона и литератур дрейнего мира; в литературоведческих и культурологических исследованиях.

Структура диссертации. Целевая установка исследования - реконструировать процесс формирования художественно-эстетического канона традиционной китайской поэзии - определила логику исследования и соответственно структуру диссертации, которая состоит из Введения, двух частей, Заключения и Библиографии.