Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гуманизм творчества Р. Тагора Лэ Тай

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лэ Тай. Гуманизм творчества Р. Тагора : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.06 / Рос. академия наук. Ин-т востоковедения.- Москва, 1994.- 23 с.: ил. РГБ ОД, 9 94-1/2273-x

Введение к работе

Постановка проблемы и ее актуальность. Рабиндранат Тагор занимает особое место в истории не только индийской, но и мировой культуры. Личность экстраординарная и многогранная - он был одарен множеством талантов. Однако, прежде всего, это поэт и философ или философ и поэт, ибо очень трудно сказать, что в нем превалирует. Его оригинальные философские идеи буквально пронизывают публицистическое и художественное творчество, а философские работы уровнем своей метафоричности, яркостью языка подчас сродни поэзии. Если мы хотим проникнуть в смысл, сущность и форму художественных творений этого удивительного мастера, мы должны постараться детально понять логику его философских рассуждений, в центре которых, неизменно находится ^человек. Без всяких натяжек, поэтому, философскую доктрину Та-. гора можно считать гуманистической и, соответственно, внделить " в ней аспекты, которые помогают понять совокупность взглядов великого бенгальца на личность, ее функционирование в системе эмпирике—трансцендентных и национально-общечеловеческих связей.

Тагор - художник мирового масштаба, органично синтезирова-'вший воспринятые из собственной традиции философские п эстетические начала н принципы философии н эстетики Запада, которые . помогли ему создать ооботвенную этико-эстетичэскуп копцепцдв, при8вавнуі> утвердить величие человека, неизменно привлекал п продолжает привлекать к себе вниианив не только достаточно ея-рокого круга чнтатехен, но п последователей разных стран. D последние десятилетия, з частности, наблюдается возросшей ип-' торео в Тагору во Вьетваиэ. %ото очень по-рааноыу попегдя та-

горовские произведения, различно трактуя те или иные художественные образы и приемы, все тагороведы единодушны в одном -творческой основой, творческим кредо писателя является гуманизм. Тем не менее до сих пор еще нет целостного исследования гуманистических воззрений Тагора, способов их реализации в его художественных текстах. Однако не^ только это обусловило поста- ' новку данной проблемы. В наши дни, когда наметились общемировые тенденции к объединению, противостояние сепаратистским попыткам расчленить все и вся, к ориентации тех, кто населяет нашу планету, на общечеловеческие ценности, тагоровский гуманизм, который утверждал изначальное величие Человека, не обусловленное ни его материальным, ни национальным, ни социальным статусом, звал к единению всех землян, решительно отвергал насилие, приобретает, несомненно, особую актуальность.

Главная цель настоящей работы - выявить основные параметры . гуманистической концепции Тагора ж определить ее особенности. Эта цель обусловливает и ооновную задачу - просмотреть, как вта концепция проявляется в различных пластах художественного творчества писателя, не только в идейно-содержательной, но я в формальной сферах. Ставя перед собой вышеуказанную цедь.ддо-оертант полагал, что попытки понять гуманистическую концепцию Тагора, исходя из положений других философских систем, в том числе марксистской, вряд ли плодотворна. Их можно только сопоставить и определить степень соответствия, а скорее несоответствия одного другому. Тагора может помочь понять только сам Тагор. Кроме того, в отличие от тех последователей* которые концентрировали внимание на противоречивости взглядов Тагора, ' автор диссертации, учитывая то, что все творчество последнего - ато гимн гармонии, а сама личность писателя - ее воплощение, очел более логичным' предположить априори гармоничность и фи- . дософских воззрений Тагора.

Для достижения главной цели ж выполнения основной вадачи необходимо было исследовать публицистику и философские сочи- , нения Тагора, ибо в них сформулированы основные принципы гу-кашотичеокой концепции. Что же касается вопросов воплощения, реализации бтой концепции, то ответить на них можно было только, изучив художественные произведения шгаателя. Таким обра-

2 '

зом, основным материалом для диссертации послунили произведе-'ния самого Тагора, его литературное и философско-публицистиче-ское творчество. Кроме этого, конечно, привлекались изданные в различных странах работы о Тагоре на доступных нам английс-i ком и русском языках.

Научная новизна настоящей работы заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка целостно исследовать гуманистические взгляды Тагора, представив их в некоей системе. В из- вестной мере новым является и подход к проблеме, предполагающий гармонию и логику философских построений великого бенгальца, которые провоцируют не поиск и констатацию внутренних противоречий тагоровского гуманизма, а утверждение их видимости. Впервые был найден новый ракурс подачи материала, который позволил показать, как гуманистические воззрения, воплотившись в ряды символических оппозиций, становятся опорными структурами художественных произведений Тагора.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее .'положения и выводы могут быть использованы при чтении соответ-, отвуицих лекционных курсов, в последующих тагороведческих исследованиях. В частности, предложенная в диссертационной работе методика может оказаться полезной при литературоведческом анализе многих художественных произведений Тагора. ^,' Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к ;,<защите на.заседании Отдела литератур народов зарубежной Азии . Института востоковедения РАН.

; - Структура работы. Диссертация соотоит из введения, трех ' глав, заключения и списка использованной литературы. Библиография включает 125 найменований.