Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Индийский стиль и его место в персидской литературе (вопросы поэтики) Пригарина, Наталья Ильинична

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пригарина, Наталья Ильинична. Индийский стиль и его место в персидской литературе (вопросы поэтики) : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.06 / Рос. АН Ин-т востоковедения.- Москва, 1995.- 35 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-1/4030-7

Введение к работе

Предмет, тема исследования. Диссертация посвящена стилевому направлению постклассической новоперсидской литературы (16 - 1-я пол. 18 вв.). получившему название "индийский стиль". Индийский стиль рассматривается в контексте истории персидской литературы; показано как внутренние процессы ее развития приводят к структурным сдвигам в поэтике.

Актуальность исследования. Впервые концепция истории персидской литературы как истории смены основных стилистических направлений была представлена видным иранским ученым М.Т. Бахаром в его труде "Стилеведение. История развития персидской прозы" (Тегеран, 1942). Согласно этой концепции, на практике распространившейся и на поэзию, в персидской литературе до 2-й пол. 18 в. последовательно господствовали три стиля - хорасанский (10-12 вв.), иракский (13-15 вв.) и индийский. Во 2-й пол. 18 в. на смену индийскому в Иране пришел стиль "литературного возрождения" ( по названию литературного движения "Базгяшт-е адаби", декларировавшего возврат к "величественному хорасанскому" стилю в касыде и "изящному иракскому" - в газели).

Однако, если проблемы хорасанского и иракского стиля уже стали предметом обстоятельного научного изучения в восточной и отечественной литературе, то индийский стиль остался наименее изученным теоретически. Как отмечал Я. Рипка. единства мнений о нем не существует ни в восточном, ни в западном литературоведении и "совершенно неясно, в чем заключается его сущность". Отчасти это объясняется недостатком внимания к литературе постклассического периода, что связано с весьма распространенным мнением о ней как о времени упадка, эпигонства и застоя. Во многом этот взгляд обязан концепциям

-4.-"Литературного возрождения", объявившего стиль предшествующей эпохи заумным, вычурным, темным и изобразительно перегруженным.

Индийский стиль привлекал внимание восточных филологов и авторов антологий (тазкере). Итога их представлений были, в известной степени, подведены Шибли Ноумани, который дал перечень основных категорий индийского стиля в терминах средневековой поэтики в фундаментальном труде "Персидская поэзия" ("Ше'р ал-аджам) в 1907 г.

Оживление интереса к теоретическим проблемам индийского стиля отмечается, начиная с 50-х гг., как в иранском, так и в европейском и отечественном литературоведении. Б статье "К вопросу об "индийском стиле в персидской поэзии" (1956) Е.Э.Бертельс подчеркивает существование многих неясностей, связанных с дефиницией, названием, характеристикой и генезисом индийского стиля, и намечает круг проблем, требующих разрешения. Откликом на эту статью была статья итальянского ученого А.Баузани "Вклад в определение индийского стиля" (1958). А.Баузани попытался выявить некоторые специфические черты поэтики индийского стиля в сравнении с предыдущими этапами литературного развития и уловил основное его внутреннее противоречие - тенденцию к соблюдению "формальной гармонии" персидского стиха и освобождению от нее (он назвал это сочетанием лексики "базара" и псевдофилософии).

В 1971 г. выходит в свет монография З.Ризаева (Ташкент). В центре внимания автора - содержательный аспект индийского стиля. Одновременно обсуждается вопрос о его основоположниках и идеологах. Работа вызвала острую критику в силу разных причин, в частности из-за значительной модернизации объекта исследования.

Опубликованная в 1973 г. монография немецкого ученого В.Хайнца "Индийский сталь в персидской литературе" наиболее близка задачам стилеведения. В. Хайнц ставит вопрос о непрерывности развития персидской поэзии и уделяет основное внимание специфике словоупотребления в индийском стиле.

Большой интерес представляет собой сборник иранских ученых "Саиб и индийский стиль" (1-е изд. Тегеран, 1977, второе дополненное и расширенное - 1992 г.). Основные категории индийского стиля, намеченные еще Шибли, трактуются в нем на примере творчества Саиба. В большинстве случаев, однако, все они интерпретируются в терминах персидской поэтики.

Проблеме типологии индийского стиля посвящена работа Р.Зиполи "Почему индийский стиль называют на Западе "барокко"?" (Теге-

ран,1984). В ней сопоставляются тематика и образность поэзии Саиба и сонетов итальянских представителей барокко (маринистов) и делается вывод о разном типологически характере этой поэзии.

По своим идейным установкам заслуживает внимания небольшая статья М.Магомеди "К вопросу об индийском стиле в персидской поэзии на материале Саиба Тебризи" (Ленинград,1989), в которой впервые сделана попытка связать определенные клише индийского стиля как особого стиля поэтической речи с некоторыми идеологическими особенностями эпохи Великих Моголов в Индии на примере Саиба. В статье дана критика некоторых утверждений З.Ризаева.

Кроме этих специальных работ индийскому стилю посвящены статьи, части общих монографий и статей по персидской литературе Г.Алиева, А.Н.Болдырева, Э.Брауна, 3. Н.Ворожейкиной, 3.Йар-Шатера, А. М.Мирзоева, Я. Рипки, З.Сафа, Дж.Моррисона и Ш.Кадкани, В.Кирмани, А.Тагирджанова, А.Фирузкухи, Шавката Шукурова, Ш.Шамухамедова, Хур-шд-ул-Ислама и др.

Тем не менее, проблема понимания сущности индийского стиля как особой поэтологической системы все еще не имеет удовлетворительного решения. Европейские авторы в лучшем случае оперируют перечнем признаков индийского стиля, по сути своей, восходящим к Шибли и повторяющемся в работах общего и специального характера. То же относится и к восточным авторам, причем их построения зиждятся на категориях и терминах восточной поэтики и герметичны для европейской науки, требуя своего переосмысления и перекодирования в рамках современного понимания поэтики. Очевидно, что анализ индийского стиля ждет осознания его специфики по сравнению с предыдущими стилями -хорасанским и иракским.

Таким образом, особую важность приобретают попытки создать целостную картину стилистической эволюции и выявить специфику индийского стиля как результат исторического развития персидской литературы. Успехи современного востоковедного литературоведения, философии и религиоведения позволяют перейти к комплексному решению этой задачи. Этим определяется актуальность данного исследования индийского стиля с точки зрения важных аспектов его поэтики и места в персидской литературе.

Стремясь выделить строгие научные критерии для понимания эволюции персидской литературы как поэтологической системы, автор ставит перед собой задачу уяснить узловые поэтологические тенденции разных стилевых этапов литературного процесса. Выявление фундамен-

- 6 -тальных закономерностей и единых принципов, присущих всем этапам развития и каждый раз вступающих между собой в новые соотношения, учет изменений в поэтике, происходящих под влиянием суфизма, помогают увидеть в смене основных стилевых подсистем достоверную и научно обоснованную картину действия механизмов преемственности и инноваций в восточной литературе средневекового типа. Функционирование этих механизмов трактуется автором как преемственность системы ценностей в духовной культуре. Это позволяет по-новому взглянуть на эстетическое и художественное значение опыта литературы постклассического периода и, несмотря на изощренность и труднодоступность индийского стиля, обнаружить в нем эстетически ценный результат внутреннего развития блистательной литературной традиции.

Методологические основы исследования. Методологической основой исследования является сочетание внутренней и внешней точек зрения на объект исследования. К внутренней точке зрения относятся: взгляд на поэзию, какой ее видит сама литература, отражающийся в преемственности поэтических традиций на протяжении всего времени существования поэзии; саморефлексия - оценка, зафиксированная в различных памятниках литературы - комментариях на поэтическое творчество, тазкере, словарях, трактатах, в первую очередь - трактатах по поэтике и риторике; точка зрения суфийских авторов на текст, имеющаяся в трактатах по суфизму; основные концепции литературного творчества, в частности взгляд на его цель как на поиски Слова и Смысла, наиболее адекватно отражающих Реальность и множественность бытия в его единстве в Боге; сюда же относится аппарат описания литературного явления, принятый у восточных филологов и литературоведов.

К внешней точке зрения относятся современные научные представления о структуре и функционировании поэтического текста, основах системного анализа текста, понятия интертекстуальности, поэтологи-ческого дискурса, герменевтики как учения о принципах понимания и толкования текстов, выборе аппарата описания на основе современных научных представлений об анализе текста. Сочетание этих двух точек зрения в каждом отдельном случае и на протяжении всего исследования характеризует подход к изучаемому явлению.

Не менее важен критерий единства и непрерывности литературного процесса на персидском языке, применяемый в данном исследовании. Следствием его является вывод о наличии универсалий для описания этого процесса. Основание для этого положения автор видит в существовании единого литературного языка на протяжении всей истории но-

- 7 -воперсидской литературы, концепции включения предшествующего литературного опыта в литературную деятельность, в постоянстве оценок и эстетических требований к художественному произведению. Литературный процесс понимается средневековыми художниками и теоретиками литературы как следование лучшим образцам, стремление к новизне и оригинальности в собственном индивидуальном творчестве. Уже в постклассический период литературное сознание фиксирует и смену основных стилевых направлений эпохи в какдый период развития литературы - хорасанского, иракского и индийского стилей.

И, наконец, существенную основу системного анализа литературного творчества представляет исследование внелитературных факторов и их влияния на структуру текста. Таковыми в персидской литературе являются, в первую очередь, учение ислама и его мистико-философско-го течения - суфизма, а для рассматриваемого периода - религиозные искания индийских философов и мыслителей (в частности, поиски мировой религии и религиозного мира Акбаром и его окружением и Дара Ши-кохон, а также реакция на них ортодоксального суфизма).

Этот подход определил цели и задачи исследования. Рассмотрение индийского стиля и его места в персидской литературе предполагает решение следующих задач:

установление границ термина индийский стиль в его современном понимании;

выявление наиболее стабильных поэтологических тенденций на протяжении исторического развития персидской литературы как единого целого;

изучение универсальных принципов построения бейта как фундаментальной основы стиха в персидской поэзии; определение его структуры и образного содержания;

введение понятия поэтологической нормы и классификация фигур по моделям, рангу, степени суггестивности и уровню их реализации;

поэтологическую трактовку изменений, внесенных в развитие литературы суфизмом, и выявление категорий, общих для религиозно-философского, т. е. суфийского и художественного освоения действительности ;

интерпретацию специфических поэтологических категорий, приписываемых индийскому стилю;

осмысление роли интертекстуальных связей в поэтике газели индийского стиля в синхронном и диахронном аспектах;

анализ содержательных и формальных категорий индийского ста-

- 8 -ля в терминах философии и поэтики^

- анализ структурных особенностей бейта в газели индийского стиля.

Источники и литература. Фактическим материалом исследования стали диваны персидских поэтов, текста поэтики персидской литературы, трактаты по суфизму, комментарии на поэтические произведения (шарх), словари суфийской терминологии. Помимо этого автором использовались труды по истории и теории персидской литературы и суфизму как отечественных, так и зарубежных исследователей. Среди них следует выделить Г.О.Алиева» Е.Э.Бертельса. А.Н.Болдырева, И.С.Брагинского, A.M. Мирзоева. Б.Я. Шидфар. а также А. Ахмада, А. Баузани, М.Т.Бахара, Э. Йар-Шатера, Ш. Кадкани, В.Кирмани, Ж.Лазара, Л.Мас-синьона, Дж.Мейсами, А.Корбена. Я. Рипку, В. Хайнца, Шибли Ноумани, А.Шиммель. X. Хасана и др.

Автор опирался также на теоретические достижения отечественной науки и выводы исследователей, полученные в последние годы в работах А. Афсахзода, В.И.Брагинского. 3. Н.Ворожейкиной, П. А. Гринцера, М.С.Киктева, А. Б. Куделина, Р.Мусульмонкулова. Н.О. Османова. М.Л. Рейснер, В. С.Семенцова, А.С.Смирнова, И. В. Стеблевой, Д.В.Фролова, Н. Ю Чалисовой, Ш. Шукурова и автора данной диссертации.

Научная новизна и практическая ценность работа. Диссертация представляет собой обобщающее исследование, посвященное индийскому стилю и его месту в персидской литературе. Попытка системного описания литературного процесса с точки зрения его фундаментальных по-этологических универсалий предпринимается впервые в отечественной и зарубежной иранистике, что и определяет новизну настоящей работы. Результаты ее могут быть использованы для написания академической истории персидской литературы, при построении курса лекций по персидской литературе и для практического преподавания персидской поэзии, а также для системного описания других литератур, основанных на принципах персидской поэтики.

Апробация работы. Диссертация выполнена в Отделе литературы народов Азии ИВ РАН, обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании Отдела литературы ИВ РАН.

По теме диссертации был сделан ряд докладов: на 2 и 5 Симпозиумах по теоретическим проблемам восточных литератур (Варшава -1972, София - 1984), III Всесоюзной конференции иранистов. Душанбе - 1981, Всесоюзной конференции "Суфизм в контексте мусульманской культуры" (Москва - 1986). Научной сессии памяти Л.А.Орбели (Ле-

- э -нинград - 1987). Всесоюзной конференции "Проблемы исламоведения" (Ленинград - 1989). на заседании кафедры индо-иранской филологии Иерусалимского университета (Иерусалим - 1991). на конференции иранистов СНГ (Тегеран - 1994).