Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интонация и стиль стихотворной речи :На материале поэзии XX века Суслова Елена Викторовна

Интонация и стиль стихотворной речи :На материале поэзии XX века
<
Интонация и стиль стихотворной речи :На материале поэзии XX века Интонация и стиль стихотворной речи :На материале поэзии XX века Интонация и стиль стихотворной речи :На материале поэзии XX века Интонация и стиль стихотворной речи :На материале поэзии XX века Интонация и стиль стихотворной речи :На материале поэзии XX века Интонация и стиль стихотворной речи :На материале поэзии XX века Интонация и стиль стихотворной речи :На материале поэзии XX века Интонация и стиль стихотворной речи :На материале поэзии XX века Интонация и стиль стихотворной речи :На материале поэзии XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Суслова Елена Викторовна. Интонация и стиль стихотворной речи :На материале поэзии XX века : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.08 : Бийск, 2005 178 c. РГБ ОД, 61:05-10/1407

Содержание к диссертации

Введение

Первая глава Стихотворный стиль и интонационная организация произведения 188

Раздел 1.1. Субъектная организация стихотворной речи и индивидуально- авторская стиховая интонация 188

Раздел 1.2. Графика, рифма, метр, повтор в создании интонационного стихотворного стиля 366

Вторая глава Интонационные типы и авторские индивидуальности 67

Раздел 2.1. Ритмико-интонационная структура стиха в различных интонационных типах 67

Раздел 2.2. Интонационные конструкции в стиховой системе 83

Раздел 2.3.Функции графических средств в ритмико - интонационной организации стихотворного текста. Графические способы выделения в интонационном стихотворном стиле 99

Раздел 2.4. Композиция стихотворного произведения и ритмико-интонационные модели стихотворного текста 12727

Заключение 144

Примечания 148

Список использованных источников и литературы

Введение к работе

Изучением интонации в разное время и в разных аспектах занимались
лингвисты (фонетисты, фонологи, синтаксисты), методисты и литературоведы
(в частности, стиховеды), описавшие ряд частных и общих особенностей инто
нации и взаимосвязи её компонентов, указавшие пути к изучению и анализу
многих вопросов интонологии. За последние годы существенно увеличилось
число специальных исследований, посвященных изучению интонации, получе-

ны перспективные результаты. Тем не менее работы отечественных и зарубежных учёных показывают, что проблема интонации остаётся актуальной и представляет несомненный лингвистический и литературоведческий интерес как в практическом, так и в теоретическом отношении.

В современной науке существуют различные варианты определения термина «интонация».

Термин «интонация» восходит к латинскому intonare «громко произно-сить». Однако этимологическое значение слова не покрывает современного терминологического содержания. Интонация составляет суперсегментный уровень, вторую линию речевого звучания. Этот второй уровень речевого звучания, который образуется с одной стороны, системой ударений (просодией), а с другой стороны - мелодикой, темпом, паузацией и тембром, имеет сложное строение и многообразные функции (Н.В. Черемисина - Ениколопова, с.11).

Интонация представляет собой различные соотношения количественных
^ изменений тона, интенсивности, длительности и некоторых свойств тембра:

степени отчётливости тембра при усилении или ослаблении словесного ударе
ния, тембровой окраски, зависящей от эмоционального состояния говорящего.
При этом в речи, где преобладает смысловое содержание, наибольшими разли
чительными возможностями обладает тон, а в эмоциональной речи многооб
разно проявляются все компоненты интонации (Е. Брызгунова, с.869).
* Интонация - это звуковое средство языка, с помощью которого говоря-

щий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые

части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъ-
'& явление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому (Е.

Брызгунова, с.96).

Интонация - смысловая мелодия, заключённая в самом строе речи. Осо
бую роль играет интонация в стихе, благодаря чему раскрывается фонетико-
мелодическое и смысловое богатство поэтического текста (А.П.Квятковский,
iV с.143).

Остановимся на трактовке следующего определения. Интонация - это общее движение нашего голоса в процессе говорения. Мы воспринимаем интонацию не только в звучащей речи, она так или иначе фиксируется письменно, и мы при чтении про себя воспринимаем её «внутренним слухом». В стихе нам отчётливо даны именно те членения, общий темп и система акцентов, которые хотел придать своей речи автор. Перед нами уже не речь, а стих (И. Трифонов, с.2).

Первая попытка наметить в стихе конструктивные интонационные разли
чия принадлежит В.М.Жирмунскому («Композиция лирических стихотворе
ний» 1921г.). Более детально исследовал этот вопрос в 1922г. Б.М. Эйхенбаум
(«Мелодика лирического стиха»). Он предложил различать три интонационных
типа лирического стиха: напевный стих, декламативный (риторический) и го
ворной. Он считал, что интонацию формирует лексика и синтаксис.
В.Е.Холшевников сводит стиховые интонации к двум типам - напевному,
ф включающему два вида (песенный и романсный); и говорному, разделённому

также на два вида (ораторский и разговорный).

Теория речевой интонации исследуется в работах Н.В.Черемисиной -
Ениколоповой (1999), Е.А. Брызгуновой (1982), Н.Д.Светозаровой (2000). Со
временные лингвисты предлагают классификации интонационных единиц на
основе их закреплённости за определёнными синтаксическими образованиями.
<# Теория стиховой интонации находится в стадии разработки. Вопрос о

том, насколько связаны (или не связаны) речевая и стиховая интонация на сего-

дняшний день остаётся открытым. «Интонационная структура стиха использу-
^ ет в качестве материала явление языка - речевую интонацию. Каждый отдель-

ный стих (стихотворение в целом) обладает законченной интонацией, которую
с полным правом можно назвать стиховой интонацией, ибо она не встречается
нигде, кроме стиха. Эта стиховая интонация подчиняет себе все обычные рече
вые ходы »(И.Трифонов, с.4).
ft Речь - это конкретная реализация языка. В стихотворном тексте можно

определить реченосителей, речевые зоны (субъектная организация текста). Разные субъекты речи (голоса) создаются при помощи ритмико-интонационных, метрических приемов. Речевая деятельность участвует в формировании интонационного стихотворного стиля поэта.

На наш взгляд, не стоит полярно разводить речевую и стиховую интона
цию. Ведь стихотворная речь внутренне глубоко связана с естественной речью.
Главное, что стихотворная речь строится по общим законам языка, хотя имеет
свою специфику. «Стихотворная речь - это речь, которая помимо общеязыко
вого членения на фразы и предложения, имеет дополнительное - на соизмери
мые отрезки, каждый из которых называется стихом» (М.Л. Гаспаров). «Стих —
это такая форма художественной речи, в которой речевой поток слагается из
чётко разграниченных сильными паузами соразмерных отрезков, каждый из ко
торых обладает своеобразной законченностью; существует совершенно особая
стиховая интонация, особое движение голосового тона, завершающееся вместе
., с концом стиха» (И.Трифонов, с. 1).

В этой связи представляется глубоко своевременным и перспективным
суждение стиховеда Л.И.Тимофеева, который сорок шесть лет назад поставил
вопрос о том, что именно специфическое интонационное строение является ос
новой стиха: «Стих, сам стихотворный ритм есть своеобразная форма органи
зации речевой интонации».
4jj Вопрос об индивидуальной стиховой интонации, на наш взгляд, тесно

связан с проблемой индивидуального стихотворного стиля. В формировании

интонационного стихотворного стиля поэта участвуют графика, синтаксис, рифма, лексическая, ритмическая, метрическая организация.

Литературоведам часто интуитивно приходится говорить о принадлежности того или иного автора, к какому - либо направлению, группе поэтов, ориентируясь на некоторые общие принципы в их поэтических системах. Нельзя говорить о стилевом единстве только на основании анализа структуры стиха (хотя при одинаковых принципах организации метро - ритмической основы наблюдается сходство и в выборе круга тем, и в принципах построения образа). Понятие стиля гораздо шире и включает в себя представление о диалектическом единстве формы и содержания. «Понятие стиля является везде и проникает всюду, где складывается представление об индивидуальной или индивидуализированной системе средств выражения и изображения, выразительности, сопоставленной или противопоставленной другим однородным системам» (В.В.Виноградов, с.8). Вопросы, связанные с проблемой интерпретации поэтического «Я», разнообразием индивидуальных стилей поднимаются в трудах отечественных и зарубежных учёных: В.В.Виноградова, М.М.Бахтина, К.Гаузенбласа, И.Ю.Подгаецкой, Г.И. Лубянской, А.Л. Жовтиса, П.Е.Суворовой и многих других.

B.C. Баевский рассматривает проблему стилевых направлений и течений на материале поэзии 50-60-х годов, используя статистические подсчёты для определения «меры разнообразия / единообразия, присущей разным аспектам и признакам поэтической системы » (В.С.Баевский, с.261).

Г.И.Лубянская в книге «Типология стилевых течений русской лирической поэзии» (1982) вводит понятие «типостиль». Она считает, что элементы типостиля составляют ядро индивидуального стиля. Г.И.Лубянская выделяет три главных стихо - и стилеобразующих начала: народно-песенное стилевое течение, стиль классической традиции и агитационно-лирический типостиль. Здесь, знаменательна сама попытка брать за основу способ организации стихо-

творной речи при анализе стилевого течения. В данной работе выявляются общеинтонационные признаки типостилей.

Стиль стихотворной речи - это способ конкретной реализации языковых единиц в системе стиховых формантов, направленных на отображение авторского мировидения (П.Е.Суворова, с.22).

Постоянное внимание современного литературоведения к вопросу изучения стиля стихотворной речи определяет актуальность этой проблемы.

Стихотворная речь несёт на себе отпечаток важнейших авторских установок и, кроме того, отсвет стилевого кода эпохи. В двадцатом веке сформировались два поэтических течения, которые каждое по-своему вобрало в себя общие приметы стилевой доминанты, определившей эпохальный стиль. Первое составляет группа авторов, чьё творчество ориентировано на классическую традицию. Второе определяется поэтами, которые ориентируются на новаторское, модернистское направление в искусстве.

«Двадцатый век - это эпоха, «узаконившая» различного рода «отклонения» от тех элементов, которые всегда воспринимались как чисто стиховые -графика, метр, рифма... Авторы этой эпохи искали интонации своей стихотворной речи, меняя соотношения специфических стихотворных признаков» (П.Е. Суворова, с.77). В современном стихе метр и графика тесно коррелируют. Интонационный стихотворный стиль современной поэзии обнаруживает стремление связать синтаксис и графику, то есть существуют стиховые системы, в которых графические способы интонирования и синтаксические конструкции значимы.

Стилевым своеобразием отличается идиостиль Марины Ивановны Цветаевой. В системе соотнесения звуковых повторов поэта многое определяется синтаксисом, графикой, непривычным членением стихотворного текста. Поэты «серебряного века» задавали тон в установлении своеобразных отношений между интонацией, синтаксисом, словом и стиховыми формантами.

Индивидуальной особенностью поэтического голоса Владимира Влади-
'*$ мировича Маяковского является активное использование им графических эле-

ментов в интонировании стихотворного текста. «У Маяковского больше учатся интонации и стилю, чем стиху» (М Л. Гаспаров Очерки истории русского стиха, с.280).

«Исключительное значение лесенки В.В.Маяковского заключается в том,
($1 что он внёс в поэзию своё средство членения предложения, не разрушив при

этом те специфические стиховые связи, которые существовали в симметрично построенном классическом стихе» (А.Л.Жовтис, с. 128).

Большой интерес в плане изучения индивидуально-авторских способов интонирования стихотворной речи представляют тексты поэзии пятидесятых -семидесятых годов двадцатого века. Проявление индивидуального голоса в ритмико-интонационном строе стихотворной речи поэтов могло выразиться в смене строфической композиции, своеобразном членении текста (переносы, подстрочия), в особой синтаксической выраженности членов предложений (инверсия) и др.

Изучая интонацию стихотворного текста, необходимо учитывать мелоди
ческое движение текста, паузы, динамику речи, темп. К факторам, определяю
щим интонацию стиха, относятся также особенности размера, синтаксическая
структура речи, система акцентов, смена анакруз и словоразделов, стилистиче
ские особенности словаря и фразеологии текста. Читая стихотворение, мы не-
^ вольно подчиняемся осуществлённой в нём системе интонирования и воспро-

изводим тем самым намерение автора, направленное на выражение картины мира.

Пятидесятые - семидесятые годы отмечены сложными нравственно - эс
тетическими, жанровыми, стилевыми поисками. В многочисленных дискуссиях
этих годов сталкивались различные точки зрения в оценке тенденций развития
W современного поэтического процесса, в определении его главных закономерно-

стей.

Леонид Николаевич Мартынов и Сергей Григорьевич Островой целена-

;^ правленно отбирали и комбинировали языковые единицы, направленные на

реализацию стиховой интонации в тексте. Эта были поэты, которые продолжали классические традиции, с одной стороны, с другой, - ориентировали своё творчество на новаторское направление в искусстве. Исповедальное и лирическое начало в поэзии сочеталось с пафосной интонацией крика («тихая» па-

(^ тетика). Такой творческий выбор был закономерным явлением. «На рубеже

шестидесятых-семидесятых годов двадцатого века отчётливо выявилось тяготение к классическим формам стиха и такие тенденции поэтического развития, как стремление глубже проникнуть в интеллектуальную сферу жизни человека и общая тенденция лиризации поэзии. Речь идёт об эмоциональности нового типа, рождаемой энергией мысли» (А.Михайлов, т.1, с.52). Поколение шло к анализу, к постижению философии времени (аналитическая тенденция). «Стихотворение имеет «сюжет» мысли, интеллектуальный конфликт, который или выявляется или разрушается течением стиха» (А.Михайлов, с.116).

В стиховедении тридцатых - семидесятых годов осуществлялись (часто полемически, под воздействием идеологии) два подхода к осмыслению стиховой формы. Эти два подхода определяли состояние и развитие стиха пятидесятых - семидесятых годов. Первый подход был сформулирован Л.И.Тимофеевым в 1930-х годах: «Стих - это типизированная эмоциональная речь; мировоззрение поэта выражается в создаваемом им лирическом характере, характер - в пе-

іП. реживании, переживание - в интонации, интонация - в ритме и других элемен-

тах стиховой формы. Все черты формы произведения определяются неповторимостью его конкретного содержания» (Л.И.Тимофеев, с.36).

Второй подход был сформулирован Ю.М.Лотманом в 1960-годах: «Стих - это исторически сложившийся культурный код; стиховая форма несёт в знаковых ассоциациях содержательную информацию, накопленную всей культур-

ff) ной традицией; в каждом поэтическом произведении с другими такими же

культурными кодами (стилистическим и прочими), и в этом взаимодействии

актуализируется неповторимо конкретное содержание данного произведения»
'$ (Ю.М. Лотман, с.47).

С.Г.Островой и Л.Н.Мартынов творили в жанре «взаимопроникновения
философской лирики и лирической публицистики» (А.Михайлов). Эти авторы
тяготели в своём творчестве к лирико-философскому постижению мира, стре
мились выразить духовный мир чувствующего и размышляющего лирического
^ героя. Интонационные средства выразительности стиха пятидесятых - семиде-

сятых годов обусловлены временем.

Данная диссертация представляет собой первую попытку исследования индивидуально-авторских способов интонирония стихотворной речи в поэзии, в частности, на материале текстов В.В.Маяковского, Л.Н.Мартынова и С.Г.Острового. Работа посвящена выявлению роли стиховых формантов в формировании интонационного рисунка индивидуального поэтического голоса.

Из всех способов выделения интонации в текстах разных индивидуаль-ных стихотворных стилей для подробного изучения мы выбрали такие часто встречающиеся и значимые для проявления авторской индивидуальности компоненты интонирования, как система графических средств выделения (разрядка, курсив и другие), категория разрывности (синтаксический разрыв, уровни членимости), повтор (синтаксический, лексический, ритмический, звуковой), строфика.

Актуальность данного исследования обеспечивается рядом факторов: 1)отсутствием специальных исследований, посвященных изучению формирования авторской интонации в различных стихотворных стилях; 2)необходимостыо комплексного и детального исследования интонационной организации стихотворного текста; 3) той ролью, которую играют способы интонирования в индивидуальных стилях поэтов, тем, что способы выделения интонации служат важным аспектом в построении ритмико-интонационной моде-ли текста; 4) постоянным вниманием современных литературоведов к проблеме стихотворного стиля.

Научная новизна заключается в следующем: 1) предложен новый аспект в разработке теории стиховой интонации, связанный с зонами интонирования в композиции стихотворного текста; 2)описаны индивидуальные стихотворные стили поэтов на основе интонации; 3)обнаружена взаимосвязь и системность определённых взаимосоотнесений стиховых формантов в поэтических стилях; 4) показано значение приёмов интонирования (категория разрывности, повтор, система авторских способов выделения в контексте интонации) в формировании индивидуальной авторской стиховой интонации; 5) выявлена динамика преобразования стиховых и языковых форм в эстетически значимые элементы текста.

Цели и задачи. Целью диссертации является изучение индивидуально-авторских способов интонирования в стиховых системах В.В.Маяковского, Л.Н.Мартынова, С.Г.Острового и описание индивидуального авторского стиля, индивидуальной авторской стиховой интонации.

Эта цель требует решения следующих задач: 1)исследовать систему интонационно сильных позиций стихотворных текстов, включая гармоническую организованность художественной речи, основанную на принципе «золотого сечения»; 2) определить зоны активизации интонирования в композиции стихотворного текста; 3) выявить связь между способами стихового и синтаксического членения в соотношении с интонационными конструкциями; 4) определить роль авторских графических способов выделения, категории разрывности, повтора, членения текста, строфики в формировании интонационного стихотворного стиля поэтов; 5) осмыслить способы смены интонационных рисунков в стихотворных текстах и работу Маяковского, Мартынова, Острового над созданием индивидуального стихотворного стиля; 6)сопоставить ритмические модели В.В.Маяковского и Л.Н.Мартынова; В.В.Маяковского и С.Г.Острового в плане интонационно-стилевого своеобразия; 7)выработать методики описания интонационных особенностей стихотворного текста.

Материалом исследования послужили произведения поэтов, имеющие условия: ярко выраженный синтаксис, неповторимая системность членения фразы, предложения, строки. Такой отбор стихотворных текстов позволит нам проследить механизмы порождения индивидуальных стилевых особенностей стихотворной речи и сам процесс рождения индивидуальной интонационной организации, зафиксированный, «овеществлённый» в поэтическом тексте. Для наблюдений выбраны восемьдесят два стихотворных произведения творчества В.В.Маяковского («Полное собрание сочинений в 13-ти томах» (1-7 тт.)), также стихотворения из собрания сочинений С.Г.Острового («Собрание сочинений в 3-х томах» (1т.)); стихотворные тексты творчества Л.Н.Мартынова («Собрание сочинений в 3-х томах»(1-2 тт.)).

Объектом научного исследования явилась стихотворная речь. Предметом исследования является интонация и стиховая организация, проявление в ней ярких индивидуальных особенностей (синтаксис, членение текста, строфическое своеобразие и др.).

Методологической основой диссертации послужили работы по теории интонации в поэтическом тексте: Б.М.Эйхенбаума «Мелодика русского лирического стиха», В.Е.Холшевникова «Типы интонации русского классического стиха», Е.А. Брызгуновой «Интонация», Н.В.Черемисиной-Ениколоповой «Законы и правила русской интонации»; по структуре стиха: В.М.Жирмунского «Теория стиха», Л.И. Тимофеева «Очерки теории и истории русского стиха», «Слово о стихе», Б.В.Томашевского «Стих и язык: филологические очерки», Ю.Н.Тынянова» Проблема стихотворного языка», М.Л.Гаспарова «Современный русский стих: Метрика и ритмика», В.Е.Холшевникова «Стиховедение и поэзия», Ю.М.Лотмана «Анализ поэтического текста», С.А. Матяш «Стихотворный перенос: К проблеме взаимодействия ритма и синтаксиса»; по словорасположению в стихотворной речи - работа И.И.Ковтуновой «Современный русский стих. Порядок слов и актуальное

членение предложения»; по субъектному строю: Б.О.Кормана «Литературоведческие термины по проблеме автора», Ю.И. Левина «Лирика с коммуникативной точки зрения», С.Н.Бройтмана «Лирический субъект», В.А.Тюпы «Художественность»; по позиционному анализу текста: Н.В.Черемисиной-Ениколоповой «Язык и композиция художественного текста», Г.Г.Москальчук «Структурная организация и самоорганизация текста»; по композиционному анализу работы В.Е. Холшевникова «Анализ композиции лирического стихотворения», Т.Я. Сильман «Заметки о лирике», П.Е. Суворовой «Стиховедческий анализ в системном анализе стихотворного текста», Р.А. Евсеевой «Поэтика композиции лирики В.А. Жуковского»; по стилю стихотворной речи: В.В.Виноградова « Проблема авторства и теория стилей», В.С.Баевского «Стих и поэзия», Г.И.Лубянской «Типология стилевых течений русской лирической поэзии» А.Л. Жовтиса «Индивидуальность авторского стиля в контексте развития литературных форм», П.Е.Суворовой «Стихотворный стиль и авторская индивидуальность» .

В данной диссертации использованы следующие методы: 1) структурно -описательный, 2) структурно - типологический, 3) статистический. Основные компоненты интонирования в стихотворных произведениях поэтов сопоставляются, очерчиваются те стороны, которые их сближают и различают. Авторские способы интонирования стихотворной речи исследуются в работе с точки зрения индивидуальных и типологических особенностей стиля стихотворной речи. Статистическим методом были получены данные, отражённые в таблицах. Таблицы, вынесенные в Примечания, позволяют проследить процесс выявления тех или иных особенностей индивидуального стихотворного стиля поэтов.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Интонационная структура стиха использует в качестве материала - речевую интонацию. Базой для проявления авторской индивидуальности в интонационном стихотворном стиле является речевая деятельность, направленная на выражение авторской концепции картины мира, устойчиво соотносимой с личностным смыслом, открываемом в слове и в стихе.

  2. Речевая деятельность может формировать индивидуальную стиховую интонацию. Речевая интонация может определять чужой код интонации, а смена реченосителей в стихотворном тексте ведёт за собой смену интонаций.

3) В построении ритмико-интонационной модели стихотворного текста
поэзии пятидесятых - семидесятых годов участвуют основные способы инто
нирования: система графических средств выделения (курсив, разрядка и дру
гие), категория разрывности (синтаксический разрыв, уровни членимости), ин
тонационный повтор (синтаксический, ритмический, лексический, звуковой).

4) Графические средства выделения в интонационном стихотворном стиле выступают как интонационное средство актуализации слова, как средство выявления «внутренне - диалогических» отношений между маркированной стержневой конструкцией и графически семантическим нейтральным текстом.

5) Интонационно сильные позиции обусловлены способами членения стихотворного текста и позициями интонационных конструкций, которые существуют в естественной речи.

6) Категория разрывности представлена строфическим, строчным пере
носом и начинательными конструкциями с союзами «и», «а», «но», подстро-
чиями.

7) Ритмико-синтаксическая и интонационная организация стихотворного
текста наиболее активна и разнообразна в зоне гармонического центра и зоне

конца. Гармонизация формы и содержания стихотворного текста предсказуема позиционно.

Апробация работы. Исследование проводилось с 2001 по 2004гг. Его результаты были представлены на межвузовской научно-практической конференции «Варианты интерпретации художественного текста» (Бийск, 2001, 2002, 2003, 2004гг.) и межвузовской научно-практической конференции «Диалог культур» (Барнаул, АТУ, 2003г.). Отдельный фрагмент диссертации представлен в виде доклада на всероссийской научно-практической конференции «Текст: теория и методика в контексте вузовского образования» (Тольятти, ТГУ, 2003г.). Результаты диссертационного исследования были доложены и обсуждены на международной юбилейной научно-практической конференции, посвященной 75-летию АУ им. Абая и памяти А.Л.Жовтиса «Проблемы поэтики и стиховедения» (Алматы, АУ, 2003г.). Отдельные фрагменты работы обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях лаборатории междисциплинарных филологических исследований и заседаниях кафедры литературы Бийского педагогического государственного университета им. В.М. Шукшина (2001-2004гг.).

Теоретическая значимость работы определяется перспективой более полного изучения теории стиховой интонации: предложенная методика изучения способов интонирования в стихотворных текстах в индивидуальных стихотворных стилях может быть использована для исследования своеобразия идиостилей других поэтов, для определения типологии ритмико-интонационных моделей стихотворных текстов. Практическая значимость работы определяется возможностью применения материалов и выводов диссертации при подготовке теоретико-литературных общих и специальных курсов, предложен преподавателям литературы (в вузе и в школе) новый аспект на уроках литературы, на семинарских и практических занятиях по анализу стихотворных текстов.

«W

Характер материала, поставленные задачи, полученные результаты определили следующую структуру работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованных источников и литературы (179 наименований).

Основное содержание диссертации

Во Введении мотивируется выбор темы диссертации; обосновывается актуальность исследования индивидуального интонирования стихотворной речи; формулируются цели и задачи работы; очерчивается материал, объект и предмет исследования индивидуальных авторских интонаций; декларируются методологические принципы и методы работы; указывается новизна; раскрывается практическая и теоретическая ценность исследования, говорится об его апробации.

В первой главе «Стихотворный стиль и интонационная организация произведения » раскрывается взаимодействие субъектной организации и стиховой системы в формировании индивидуально-авторской стиховой интонации. В этой главе показывается роль графики и повтора в построении интонационного рисунка стихотворного текста Л.Н. Мартынова. Проведён анализ ритмо-интонационной модели стихотворного текста В.В. Маяковского.

Во второй главе «Интонационные типы и авторские индивидуаль
ности»
описаны стихотворные тексты с переходным типом интонации. Дока
зывается, что существуют стиховые системы (пример тому стиховая система
С.Г. Острового), в которых более или менее последовательно проявляется
% связь между способами стихового и синтаксического членения. Определены

интонационно сильные позиции, обусловленные способами членения стихо-

творного текста, и интонационными конструкциями, которые существуют в естественной речи. В данной части исследования композиционная организация текста рассматривается с точки зрения позиционного анализа стихотворного текста, выделяются активные зоны интонирования в стихотворных текстах С.Г. Острового, определены интонационные особенности поэтического голоса в композиционно значимых зонах текста.

В заключении обобщён материал с точки зрения значения и специфики каждого из способов интонирования в индивидуальном стихотворном стиле В.В. Маяковского, Л.Н. Мартынова и С.Г. Острового. Результаты исследования авторских способов выделения интонации обобщаются с точки зрения специфики каждого из средств выделения интонации, взаимодействия с другими стиховыми формантами, роли в описании интонационных особенностей стихотворного текста.

Субъектная организация стихотворной речи и индивидуально- авторская стиховая интонация

В начале работы мы выдвигаем предположение, что, чужой код интонации определяет речевую интонацию. Выясняем следующие вопросы: какое влияние оказывает чужой текст, чужая интонация, чужая речь на формирование индивидуально - авторской стиховой интонации? Может ли в одном тексте поэтический голос поэта совмещаться с интонацией чужого голоса? Как в стихотворном тексте проявляется взаимосвязь «своего» и «чужого»? Определим точки соприкосновения стиховой и речевой интонации в стихотворном тексте. Выясним участие субъектной организации в формировании индивидуально - авторской стиховой интонации.

Определим своеобразие поэтического голоса Л.Н.Мартынова в интонационном стихотворном стиле. Опишем уровень структуры художественного текста, который формируется речевыми характеристиками- глоссами. В качестве примера обратимся к стихотворному тексту «Песни скальдов» (1966г.), в котором предметом изображения является речь, и смена реченосителей в тексте обуславливает размежевание и сопоставление интонаций. В тексте рассмотрим индивидуально-авторские способы интонирования стихотворной речи.

В тексте встречаем неравносложные рифмы, где женское окончание рифмуется с дактилическим: сложных-кожаных. Соблюдается единство в слоговом составе клаузул, замыкающих стиховые ряды (исключение составляют рифмопары: назватъ-зватъ; сложных-кожаных.). «Оригинальная графика Л. Мартынова в сочетании с рифменным многочленом, когда любая часть строки может быть зарифмована с предыдущими строками или их частями» (С.В.Савченко, с.25) позволяет объединить рифмующиеся слова в тексте: валунах-временах - времена-кабана-времена-кабана или руны-руны-валунах юны.

Исчезновение рифмы в шестнадцатом подстрочии незаметно, так как неполная прорифмованность внутри строк, выделенных курсивом восполняет «пробел». Холостая строка / А может быть, переводчики что-то перемудри-ли 1 выдвигается интонационно и по контрасту с рифмованными строками тек & ста, принимает на себя логическое ударение. Здесь не срабатывает механизм перекрёстной рифмовки, создаётся эффект обманутого ожидания. Заключи 21 тельное слово в данной стихотворной строке «перемудрили» резко подчёркивается и выделяется на произносительном уровне.

Появление внутристрочных неполных рифм5: коня-огня; дрожжей-людей-костей направлено на нарушение ритмической симметрии текста. Корреляция метатели - расточители; метателем - расточителем выражается интонационным перебоем в тексте. Положение во внутренней рифме является интонационно сильной позицией в стихотворном тексте.

В тексте сложная конфигурация тирад на странице. Стиховой ряд распадается на полустишия. Каждый строфоид в «Песнях скальдов» является не только интонационно-ритмической единицей, но и единицей композиционного членения. Строфоиды отделяются друг от друга пробелами и обладают интонационно-синтаксической законченностью. В конце строфоидов в двух случаях находится рефрен с вариацией, выделенный курсивом. Этот рефрен, с одной стороны, способствует чёткому разделению строфоидов, с другой - связывает их.

Для Л.Н. Мартынова важно соотношение предельно длинной и короткой строки. Рядом с 1-ударными строками оказываются 8-ударные. Для смыслового и интонационного акцентирования в отдельную синтагму выделяются слова полузнаменательные или незнаменательные (союз «или», местоимение «мьі»).

Союз «или», вводные слова «может быть», «возможно», вопросительно - относительное местоимение «какие-то» предоставляют автору не столько возможность выбора, сколько в силу их неопределённости, ненавязчивости, дают возможность неограниченного продолжения соответствующего списка. Левин Ю.И. называет такие конструкции дизъюнктивными построениями. Он пишет: «В использовании «или» - одна из причин невозможности сколько-нибудь однозначного соотнесения стихотворения с внетекстовой реальностью: в привычном, «нашем» мире всё определено и замкнуто, а здесь мы оказываемся лицом к лицу с открытой структурой, компоненты которой недоопределены» (Левин Ю.И., с.54). Отдельные слова, выделенные в подстрочия, произносятся замедленно.

В стихотворении прослеживается неравенство предложений - от коротких, в одно слово - /Нет!/, до обнимающих пять стихов / хО, эти руны, / Древние руны...

Автор изменяет ритмический рисунок классического метра. В абсолютном начале стихотворения идут трёхсложные стопы дактиля. В семнадцатом подстрочии, в начале строки стоит сверхсхемное ударение, которое утяжеляет стих и изменяет схему ритма. На первый слог попало восклицание: Нет] Это односложное слово является сильной позицией текста, стягивающей воедино все наиболее существенные структурные, ритмико-интонационные, смысловые связи6. Отмечаем также пропуски метрического ударения в виде трибрахия во второй, пятой, шестой, восьмой, одиннадцатой, тринадцатой, пятнадцатой, шестнадцатой графических строках.

«Песни скальдов» - вольнострофический текст. Стих поэта гетеромор-фен8(Термин ввёл А.Л.Жовтис). Текст написан рифмованным неравноударным верлибром (стих, неподдающийся скандовке9). Верлибр опирается на интонационную соизмеримость строк.

Графика, рифма, метр, повтор в создании интонационного стихотворного стиля

Текст написан четырехстопным ямбом. Единственным средством, с помощью которого поэт разрушил инерцию традиционного размера, оказываются тщательно продуманные графические способы интонирования.

Разбивка стиха на подстрочия, усиливая его интонационную выразительность, не меняет стихотворного размера. Структуру строфы определяет количество стихов, а не графических подстрочий. Ясно слышимый размер и концевые рифмы отчётливо ограничивают стихи.

Зрительно главное место на странице заняло слово «вода», ставшее в один столбик с заменяющим его далее местоимением (Она... Ей... Ей...).

Л.Н. Мартынов сохраняет здесь и обычную перекрёстную рифмовку. Выделено во втором строфоиде «Блистала», также дающее созвучие {«не хватало», «тала», «блистала»»), хоть и ослабленное, благодаря расстоянию между рифмующимися единицами.

Поскольку каждое стоящее в графической строке слово оказывается речевым тактом, отчётливей становятся и аллитерации {Благоволила/ Литься), и перекличка слов, одинаково оформленных грамматически {Чистой, /Дистиллированной/Воде!). Связи между рядами, которые в симметрично построенных стихах не были бы столь заметны, становятся связями, представленными графически, а значит и подчёркнутыми интонационно.

Поэт вводит в текст дополнительное синтаксическое членение, создавая короткие синтагмы. Так происходит разрыв единых ритмических фигур, и появляются дополнительные внутрисинтагменные паузы. Экспрессивность внут-рисинтагменных пауз обусловлена синтаксической неожиданностью (пауза появляется в «точке» сильных семантико - синтаксических связей) и своеобразным интонационным оформлением разорванной синтагмы: каждая из её частей приравнивается к самостоятельной синтагме. Способы сегментации в стихотворном произведении Мартынова являются яркой особенностью индивидуального стихотворного стиля поэта. Появление стоп пиррихия в тексте ослабляет мерность чередования сильных и слабых позиций в строках. Пиррихии появляются в большинстве случаев за счёт слогов с факультативными ударениями.

Рассмотрим содержательный аспект стихотворения. В стихотворном тексте «Вода» образ-символ многозначен и, тем не менее, художественно убедителен. Этот фантастический образ-символ, развёрнутая метафора, связан с реальностью. Связь эта опосредована, порою еле уловима, стоит нарушить её, и прекратится жизнь, стихотворение станет схемой. Сколько иронического подтекста заложено в медлительном зачине стихотворения «благоволила литься». И далее стихотворение строится на растянутом, влажном «л». Л.Н.Мартынов прибегает к этому приёму, чтобы дискредитировать формализм в любых его проявлениях. При помощи «обратной метафоры» поэт опровергает то, что имеет видимость, но не является по существу: «аптекарская вода» имеет подобие чистой колодезной или речной воды, но только подобие, а не её реальные вкусовые качества. Этой благоволившей литься воде не хватало «ивы, тала и горечи цветущих лоз. Ей водорослей не хватало и рыбы, жирной от стрекоз». Но самое главное «ей жизни не хватало - чистой, дистиллированной воде!» Без жизни всё приобретает формальный характер, все обнаруживает внутреннюю бессодержательность, до какого бы совершенства ни было доведено внешнее подобие, как бы ни была похожа видимость на сущность.

Стихотворение построено на противопоставлении живой воды с водорослями, талом, с горечью цветущих лоз - воде чистой, дистиллированной, лишённой признаков жизни - мёртвой. Та и другая вода - многозначные символы с глубоким подтекстом. Прочтение этих образов зависит от опыта и мироощущения читателя, ибо поэт не указывает никаких конкретных аналогий в человеческой жизни.

Исследуем ритмико - фигурное своеобразие текста. В тексте присутствует единственная неправильная ритмоформула в восемнадцатом подстрочии. В девятом подстрочии наблюдаем «выправление» правильной схемой неправильной фигуры. Фигура типа «неурегулированный акцентный ряд» указывает на тесную синтаксическую связь членов синтагмы. Текст организован правильными ритмоформулами.

Л.Н.Мартынов демонстрирует в этом стихотворении блестящую рифменную технику, нанизывая на единое «стержневое» созвучие целые группы строк. Автор создаёт здесь длинные рифменные цепи (« гроздья рифм»). Наиболее важные по смыслу слова оказываются в отдельном подстрочии. Строки делятся на подстрочия для интонационного выделения лексических единиц. Под-строчия — сигналы, сопровождающиеся метрической перестройкой, несут звуковую и зрительную нагрузку. Паузы служат дополнительным ритмическим сигналом, выделяют слова интонационно. Автор акцентирует внимание читателя на словах: чар-шар-жар-пар; дом-том; счёт-год-ход-плод; тих-вихръ; пляс-глаз. Последняя рифмопара / пляс-глаз/ коррелирует с рифмой в конце графических строк: пляс-глаз-не угас-нас. Стихотворение оказывается как бы забронированное рифмами и созвучиями. Слова, оказавшиеся в конце графических строк, являются интонационно сильными позициями стихотворного текста. Интонационно подчёркиваются и выдвигаются «на видное место» рифмо-пары: времени-времени, леса-небеса; времени-времени, удалось-паровоз; времени-времени, под стеклом - о былом; времени-времени, часы-весы; времени-времени, необратим-превратим; времени-времени, в ковылях - в полях; времени-времени, не угас-на нас. Среди приёмов интонирования данного стихотворного текста основное место занимает повтор «Потерянного времени». Повторяющийся комплекс стихотворения является важным смысловым и структурно - композиционным стержнем текста, интонационно значимой и стабильной частью стихотворения .

Рассмотрим содержательный аспект текста. Вечная тема поэзии - время. Быстротечное, невозвратимое, оно так трудно постижимо, пока не отволнова-лось житейское море, не унялись волнения страсти, пока оно - нынешнее время - не обернулось вчерашним днём, настоящее не стало прошлым. Нынешний момент текуч и необратим. В этой связи времён, сопоставлении прошлого с настоящим, и настоящего с будущим, в диалектике их преемственности и обновления осмысливается Л. Мартыновым «настоящее мгновение». Ход времени всегда являлся для поэта мировоззренческой доминантой творчества. Л.Н.Мартынов чувствовал ускорение времени, он готов был сравнить его с песочными часами, чья струйка неумолимо, неостановимо стекает вниз.

В гармонический центр стихотворения попадает двусттпие:/Ход/ Потерянного времени/Он, увы, необратим/, стягивающее воедино структурные, ритмико-интонационные, смысловые связи стихотворного текста. В тексте обнаруживаем ритмико-фигурную переносную симметрию в следующих синтагмах: шестая, девятая, тридцатая; двенадцатая, пятнадцатая, восемнадцатая синтагмы; вторая, пятая, восьмая, одиннадцатая, четырнадцатая, семнадцатая, двадцатая, двадцать третья, двадцать шестая, двадцать девятая, тридцать вторая, тридцать пятая, тридцать восьмая, сорок первая синтагмы.

Ритмико-интонационная структура стиха в различных интонационных типах

Звучание стиха объясняется не просто его ритмическим строением (чередование сильных и слабых мест или словесных ударений), а строем интонационно ритмическим. Расположение пауз, повышений и понижений голоса, общий тон имеют для организации стихотворной речи большое значение.

Целью этой части исследования является определение роли переносов в формировании индивидуальной авторской интонации на основе стихотворных текстов Сергея Григорьевича Острового. Для достижения этой цели постараемся решить следующие задачи: - выявить связь ритмоинтонационной структуры стихотворного текста с гармонической организацией; - найти связь типа стихотворной речи и типа интонации в поэтических текстах; - рассмотреть ритмико-фигурное строение строф с переносом32 и выявить влияние ритмических перебоев на ритмико-синтаксическую и интонационную организацию стихотворного текста.

Организованность стиха на основе ритмических фигур позволяет объяснить природу стихотворных переносов. «Регулярная повторяемость правильных ритмических фигур и схем в стихе позволяет считать ритмико-фигурное строение законом первичной ритмической организации русской стихотворной речи» (Черемисина-Ениколопова Н.В.). Для построения ритмических фигур и схем34 в стихотворных текстах воспользуемся методикой Н.В. Черемисиной — Ениколоповой35. В оформлении интонационной целостности многосинтагмен-ного предложения велика роль мелодики. Н.В. Черемисина - Ениколопова в своей работе «Законы и правила русской интонации» выделяет десять видов мелодем, характеризующих типовую мелодику русской синтагмы. Своеобразие каждой мелодической структуры определяется отбором и комбинацией мелодем - их взаимосвязью, типовыми соотношениями, диалектическим взаимодействием.

Методологической основой данной части исследования послужили работы по теории интонации в поэтическом тексте: Б.М.Эйхенбаума, В.Е.Холшевникова; по ритмико - фигурной организации стихотворного текста: Н.В .Черемисиной-Ениколоповой.

В начале стихотворения ясно ощущается высокая патетика ораторской речи, подкреплённая анафорами: таких, такой, такого, такие, так. При использовании анафоры слова интонационно подчёркиваются и выдвигаются «на видное место». Повторы усиливают эмоциональное напряжение. В текст стихотворения С.Г.Островой вводит систему подстрочий. Рассмотрим, чем же определяется такая интонация в тексте. Налицо в первой части проявляется тенденция к интонационной законченности стиха, совпадению границ метрического и интонационного членения. Каждый стих в первой части представляет собой обособленную в интонационно синтаксическом отношении группу слов или целое предложение. Лексика используется торжественно - ораторская, высокая: воедино, животворящей, вдохновенно, отчизна, а так же фразеологизм пафосной интонации: снимали шляпы. В этой части нет риторических обращений, вопросов, восклицаний.

Начальная синтагма стихотворения представлена ровной мелодикой (акцентной равноместностью36). Мелодика этой синтагмы ускоряет темп и снижает громкость, определяя этим относительную малозвучность вводных элементов на фоне обычного для всех прочих синтагм движения тона.

Вторая синтагма заканчивается восходящей мелодикой и сигнализирует о незавершённости конструкции. Здесь же представлены два однородных члена соединённых союзом «и», где мелодика перечисления исчезает.

Третья строка несколько понижает интонацию. Синтагма представлена восходяще-нисходящей уточняющей мелодемой. Она выступает в роли обособленного оборота, стоящего в неконечной позиции.

В четвёртом стихе заканчивается предложение, но спада интонации не наблюдаем, напряжение только нарастает. Мы считаем, что повторное использование вводной мелодемы в пятом стихе можно объяснить уточнением, конкретизацией развития темы стихотворения.

В шестом стихе представлена дислокация компонентов атрибутивного инверсированного словосочетания. Здесь же слово такого выдвигается вперёд и произносится более высоким тоном, чем все остальные слова в строке. Строка на подстрочия не разбивается. Эмфатическое строение строки определяет восходящую интонацию этого предложения. Ораторская интонация первой части разрушает равномерное распределение ударений, падающих на компоненты словосочетаний. В седьмом стихе используется пояснительная мелодема, которая по звуковой реализации близка к констатирующей мелодеме, к интонированию точки. Эта нисходящая мелодика весьма своеобразна: тембр синтагмы напряжённее обычного, понижение тона неполное и неспокойное, темп несколько ускоряется. На понижаемом слове строфы делается резкое и сильное ударение, после синтагмы выдерживается значительная пауза ожидания, требующая продолжения повествования. Восьмой стих заканчивает предложение, но тема не завершена, и поэтому мелодика нисходяще - восходящая. Девятый стих «готовит» читателя к восприятию пояснения. Десятая строка заканчивает предложение, но каданса не происходит. Одиннадцатый стих характеризуется однотоном37. В этой синтагме наблюдается ускорение темпа и снижение громкости, определяющие малозвуч-ность, на фоне движения тона в соседних синтагмах. Одиннадцатая синтагма открывается соединительным союзом «и», определяющим зачин перечислительной интонации однородных членов. Затем система анафорических «и» продолжается, охватывая всю следующую строку и создавая этим предпосылку к повышению интонации.

Категория разрывности в данном стихотворении представлена строчными переносами и начинательными конструкциями с союзами «и», «а». Начинательные союзы обеспечивают экстренное свёртывание предыдущего контекста с одновременным указанием характера его соотнесённости с вновь развёртываемым фрагментом целого. Эти союзы указывают соответственно на присоединение и противопоставление предыдущего фрагмента с вновь развёртываемым. Таким образом, рождается интонация присоединения и соединения.

Интонационные конструкции в стиховой системе

Проблемы связи интонации и синтаксиса рассматривались М.В.Ломоносовым, А.А.Потебнёй, А.А.Шахматовым, А.М.Пешковским, В.В.Виноградовым, В.А. Артемовым, Т.М.Николаевой, Н.В.Черемисиной-Ениколоповой, И.Г.Торсуевой, Н.Д.Светозаровой, ЕА. Брызгуновой. Центральными в этих работах являются вопросы о том, что выражает интонация, как она связана с предложением (высказыванием), существуют ли типы интонации, закреплённые за определёнными типами предложений.

Интонация - это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому (Е.А.Брызгунова, с.96). Связь интонации и синтаксиса многомерна, для конкретизации этих связей каждый раз необходимо устанавливать потенциальные возможности лексико-синтаксического состава предложения. Существует соотнесённость интонационной и конструктивно-синтаксической структур . Разнообразные возможности интонационного членения регулируются смысловыми отношениями между предложением и его частями. Синтагматическое членение, тип интонационной конструкции (РІК), место центра ИК - это основные интонационные средства русского языка, которые всегда проявляются в единстве48. Членение речевого потока означает одновременное образование такого же количества интонационных конструкций, каждая из которых имеет свой центр.

Связь синтаксиса и интонации проявляется в том, что некоторые синтаксические конструкции имеют особый способ интонирования.

В стихотворной речи существует своя система интонационно сильных позиций, экспрессивно выделяющих слова, - положение в конце строки, в конце полустишия; перенос, выделение в отдельную строку, различные графические средства. Слово, попав в интонационно сильную позицию, экспрессивно выделяется в строке. Есть смысл рассмотреть эти интонационно сильные позиции, обусловленные способами членения стихотворного текста, и теми позициями ИК, которые существуют в естественной речи. Е.А. Брызгунова (с. 96 - 122) описала ИК в их связи с синтаксисом. Основанием для сопоставления, а, следовательно, и построения системных отношений между синтаксисом и интонацией послужили разные комбинации признаков «зависимости» и «законченности» интонации. По наблюдениям Е.А. Брыз-гуновой одна ИК может выражать несколько синтаксических значений, и несколько интонационных конструкций могут передавать одно и то же значение.

Возникает вопрос: возможны ли такие стиховые системы, в которых более или менее последовательно проявляется связь между способами стихового и синтаксического членения речи? Формирует ли эта связь индивидуальную авторскую интонацию? Членимость стихотворного текста подчиняется общим закономерностям построения художественного целого. Характер этой членимо-сти зависит от множества причин и обусловлен целостностью восприятия окружающего мира художником. Обнаружение соподчинения и взаимозависимости частей целого позволяет нам подойти к описанию индивидуального авторского стиля и затронуть вопрос об индивидуальной авторской стиховой интонации. Вопрос об индивидуальной стиховой интонации, на наш взгляд, тесно связан с проблемой индивидуального стихотворного стиля. Если под последним понимать направленность языковых и стиховых формантов на достижение определённого результата (создание образа мира), то, вероятно, можно обнаружить нечто общее во взаимодействии разнообразных компонентов стихотворной речи.

В каком соотнесении могут быть стиховые компоненты друг с другом и «закрепляться» при этом за определёнными интонационными конструкциями можно проследить на таком типе стихотворной речи, который имеет яркие при знаки экспрессивного синтаксиса. Такими признаками, на наш взгляд, обладает стихотворная речь С.Г. Острового. Формирование стиховой интонации можно показать на примере стихотворений «Пустыня» (1951г.) и «Гений» (1958г.). Рассмотрим стихотворный текст «Пустыня».

Сначала опишем типы интонационных конструкций, обнаруженные нами в тексте, соотнеся их с выделенными Е.А. Брызгуновой. В «Пустыне» выделяются следующие ИК. ИК-1 - употребляется при повествовании в простых предложениях и сложноподчинённых с препозицией в главной части, синтаксически завершённой, стоящей перед придаточной. Эта ИК выражает завершённость, в которой отсутствует смысловое противопоставление или сопоставление. 3d лотом сверкали минареты. (ИК-1), Одевались// в ру" бище// поэты (ИК-1), Цвё л миндаль (ИК-1), Души стым было лето (ИК-1), Съел песок// посевы// и цветы (ИК-1), Перекй ты...Ма рево...Пески ...(ИК-1 ),Спй т пустыня (ИК-1), Повели тели воды (ИК-1) . В предцентровой части ИК-1 колебания тона имеют восходяще-нисходящее направление тона. Гласный центра произносится с нисходящим движением тона ниже уровня предцентровой части. Постцентровая часть произносится ниже уровня предцентровой части.51 В «Пустыне» при произнесении названия стихотворного текста используется интонационная конструкция - 1 (ИК-1), где тон понижается на гласном центра: Пустьі ня. При выражении вопроса ИК-2 употребляется с вопросительным местоимением: Только где лее ныне царство это? В ИК-2 тон незначительно повышается, но главная особенность этой конструкции состоит в том, что ударный гласный центр произносится с усиленным ударением - при этом создается эффект логического ударения. Эффект логического ударения заставляет нас мысленно продолжить фразу. ИК-2 является средством смыслового выделения или противопоставления: А ведь здесь когда-то лід ди жили,// Много городе в они сложили. А пока // Спи т пустыня... Но уже кострьі //по ночам горА т то там, то тут... Но уже иду" т,// Оставляя// влажные// следы,// Лід ди. В предцентровои части ИК-2 колебания тона сосредоточены в средне -верхней полосе ее диапазона. Гласный центра произносится нисходящим или ровным движением тона в диапазоне предцентровои части или ниже ее, если центр находится в конце конструкции. Уровень тона выше, чем в ИК-1. Гласный центра характеризуется, в отличие от ИК-1, усилением словесного ударения по сравнению с другими ударными слогами. Постцентровая часть произносится на уровне тона ниже предцентровои. ИК-2 включает в себя не один, а два признака: мелодический контур и динамическое ударение. По мелодическому контуру она передает, скорее всего, ровное движение тона. Динамическое ударение даёт ей возможность обозначать логическую выделейность слова.

Похожие диссертации на Интонация и стиль стихотворной речи :На материале поэзии XX века