Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историческая правда и художественный вымысел в "Шахнаме" Фирдоуси : История династии Сасанидов Махмадиев, Музаффар Мунавварович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Махмадиев, Музаффар Мунавварович. Историческая правда и художественный вымысел в "Шахнаме" Фирдоуси : История династии Сасанидов : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.06 / Ин-т языка и лит-ры.- Душанбе, 1995.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-3/180-X

Введение к работе

Актуальность и степень разработанности темы. С начала XIX в. предметом всесториннего изучения европейских востоковедов стала эпическая поэма Фирдоуси "Шахнаме" — шедевр мировой литературы.

Однако ученые уделяли мало внимания так называемой исторической части "Шахнаме", поссященноГ:, в основном, жизнеописанию сасанидских царей. Впервые вопрос о необходимости серьезного изучения этой части в 1957 году был поднят Л.А. Стариковым. В своей работе "Фирдоуси и его поэма "Шахнаме", приложенной к первому тому издания перевода "Шахнаме" на русский язык, рн категорично опровергает суждения отдельных исследователей, полагавших, что последняя часть поэмы значительно уступает по своим художественным качествам двум предыдущим. По его мнению, предвзятое отношение к исторической части "Шахнаме" в научном мире следует объяснить ее малой изученностью и неординарной архитектоннхой (специфика содержания, язык, стиль). Так он пишет: "В целом твердые рамки и схемы официальных исторических хроник ограничивали полет его фантазий; отсюда сухость и однообразие его отдельных эпизодов (отражение в версификации официальных штампов и стиля\ Но ведь, с другой стороны, некоторые эпизоды блестяще развернуты Фирдоуси и насыщены народно-эпическими и лирическими элементами, что делает их достойными сравнения со ставшими класстгческими эпизодами первых частей".1 Кроме того он замечает, что нельзя составить полного и целостного представления с "Шахнаме" без изучения ее исторической части.

В своем труде "Иранский национальный эпос" немецкий ученый Теодор Нельдеке — первый европейский исследователь "Шахнаме" — уделив особое внимание ее исторической части, провел глубокий анализ "Шахнаме" и охарактеризовал ее стилевые особенности, выявив при этом основные трафареты и штампы повествования.2 Многие его наблюдения относительно сасанидской части "Шахнаме" не потеряли своей актуальное! и и до нынешнего дня.

Иранский ученый Забехулло Сафо в своей работе посвященной истории возникновения эпоса в Иране, впервые выделяет і "Лахнаме" три части; мифологическую, героическую и историческую, а также касается общих проблем соотношения исторической правды в "Шахнаме".3 Однако, как правильно указывает М.-Н. Османов, "3. Сафо в данном вопросе исходит из ложных теоретических позиций, поскольку смешивает кодификаторов народного эпоса с современными писателями",4 Следует упомянуть работу А. Массэ, в которой автор не уделил должного внимания исторической части поэмы.5 Новой вехой в изучении "Шахнаме" явился сборник статей советский ученых, приуроченных к юбилейным торжествам, посвященным к 1000-лстню Абулкасыма Фирдоуси. К.Б. Тревер в своей статье (о са-санидском Иране в "Шахнаме"), которую следует отнести к научно-популярному жанру, впервые рассматривает образы отдельных сасанидских царей.6 А.А. Стариков в упомянутой выше работе, хотя и мало уделяет внимания сасанидской части, указывает на необходимость изучения всех частей поэмы, в частности, в сравнительно -историческом аспекте.

В нашей работе впервые предпринимается попытка сравни-тельно-историко-типолошческого изучения сасанидской части "Шахнаме" и определения ее места среди первых частей поэмы, чтобы восполнить существующий пробел.

Изучение исторической части "Шахнаме" позволит составить более четкое представление о мировоззрении и интересах Фирдоуси, определить его отношение к описываемым событиям, установить степень их достоверности и поэтического вымысла в "Шахнаме". Сопоставление "Шахнаме" и ранних исторических хроник (особенно арабских, ввиду отсутствия "Худайнаме") дает ясную картину процесса формирования эпоса в таджикско-персидской литературе, генезиса отдельных частей поэмы. Кроме того, появится возможность определить основные особенности образа "идеального" царя не только в "Шахнаме", но и в различных арабских хрониках. Особое внимание следует уделить функции сказочно-мифологических и этико-дидактических мотивов как основного механизма в создании синтетичности некоторых образов. Типологические сравнения определят и "столбовые пути" развития эпоса з истории мировой литературы.

Цель и задачи исследования. Основная цель исследования — определить влияние на создание художественных образов саса-шідских царей в "Шахнаме" более ранней восточной (арабской или арабоязычной персидской) и западной (греко-сирийско-армянской) исторяко-лнтературной традиции Кроме того, следует выявить абстрактные и конкретно-исторические моменты в six образах, а также уяснить каким вплелся айтору "Шахнамс" "идеальный" царь. В этой связи необходимо определить степень зависимости образов сасэнвдеких царей от авторского мировосприятия и мировоззрения,

Достичь этих целей возможно, решив лишь следующие задачи:

в - на основе сравнения текста "Шахнамс" Фирдоуси и ранних исторических хроник определить отношение Фирдоуси к источникам; в — определить степень достоверности исторической правды з "Шахнаме" и уровень художественного вымысла в нем; « — определить степень влияния мировоззрения и идеологической позишнг Фирдоуси на создание образов сасанид-еких царей; « — определить уровень художественного вымысла в создании образа "идеального" царя; *> — рассмотреть сказочные и мифологические мотивы и их

функцию з создании художественного образа царей; в — рассмотреть этико-дидактические особенности саса-шщекой части 'Шахнаме" и формирование концепции "справедливого царя"; — рассмотреть этические сентенции (андарзы), установить их корни, определить роль Фирдоуси в их художественной версификации. Методологические и теоретические огнозы исследования. Методологическую основу диссертационной работы определяют текстологические и сравнительно-литературоведческие изучения средневековой литературы, разработанные как отечественными, так и зарубежными литературоведами.. Теоретическую основу диссертации представляют труды известных эпосоведов и лите-

ратуровсдов, в частности, работы Д.СЛихачеиа, посвященные памятникам древнерусской литературы.

Источники исследования. Настоящее исследование, прежде всего, основано на сасанидской части "Шахнаме" Фирдоуси, сочинениях арабских и арабоязычных авторов — Табари, Саали-би, Масудн, Якуби,7 а также ряда греческих, сирийских и армянских хроник, посвященных сасанидской династии.

Научная новизна работы.

1. В диссертации впервые проведено историко-
литсратуроведческое сравнение одной полной части "Шахнаме"
Фирдоуси с широким кругом арабских и греко-сирийско-
армянских хроник.

  1. Впервые рассматривается соотношение исторической правды и- художественного вымысла в создании образа "идеального" царя.

  2. Проблема исторической правды и вымысла в "Шахнаме" Фирдоуси впервые рассматривается в типологическом аспекте с эпическим наследием других народов (Европы и Азии).

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседани
ях отдела истории таджикской литературы (17 октября 1994 г.) и
секции литературоведения Ученого Совета ИЯЛ им.Рудаки (1
ноября 1994 г.) и рекомендована к защите. Материалы, входящие
в работу, были представлены автором в віще докладов на еже
годных научных конференциях профессорско-
преподавательского состава Таджикского и Кулябского госуни
верситетов (1987-1993 гг.), республиканских научных конферен
циях молодых ученых и специалистов (1991 г.), Таджикского
научно-исследовательского института педагогических наук (1994
г), и международного симпозиума посвященного 1000-летию
"Шахнаме" Фирдоуси (1994 г.) а также нашли отражение в тези
сах докладов и статьях, опубликованных в научных сборниках и
журналах.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.