Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Китайская анонимная афористическая поэзия : (Жанр ЯО с древности до XVII в. ) Зинин, Сергей Васильевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зинин, Сергей Васильевич. Китайская анонимная афористическая поэзия : (Жанр ЯО с древности до XVII в. ) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.06 / Рос. АН Ин-т востоковедения.- Москва, 1992.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-3/628-2

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕП. В последние годы Ешшакие специалистов в области теории жанра все более привлекает самые древние литературные канры, так как их изучение способствует лучшему пониманию процесса образования жанроз. В этом отношешш нэ меньший интерес исследователей вызывают так называемые "малые" или "гибридные" жанріг-'древности и средневековья.

Однако в европейской литературе осталось слишком мало свидетельств о таких жанрах. В этом отношении жанр яо, о котором существуют достаточно надежные свидетельства с УП в. до н.э., представляет уншсальное явление. Непрерывность традиции фиксирования текстов яо позволяет исследовать одновременно как развитие самого жанра, так и развития представлений о нагл. А это дает возможность исследования не только самого жанра яо, но и эволюцию всей системы жанров в Китае.

Жанр яо представляет большой интерес в этом отношешш не только потому, что сохранились его образцы более чем за две тысячи лет. Во многих случаях тексты яо могут дать ключ к проблеме возникновения новых жанровых форм в китайской литературе - ведь предполагается, что это записи устного народного творчества, и мы, таким образом, можем наблюдать влияние фольклора на литературу.

Кроме того, жанр яо вызывает в последние годы интерес как в Китае, так и на Западе, в связи с его религиозным контекстом. Произведения яо рассматривались в традиционной культуре не как обычные литературные Сили фольклорные) тексты, а как знамения, ниспосылаемые Небом или духами в качестве предупреждения людям. Это придает жанру определенную специфику и требует для его изучения обращения к-методам культурологии.

3 последние время Есе яснее становится, что представления о жанре в Китае существенно отличалось от западных представлений, и выяснение различий между ниш возможно только путем привлечения методов культурологического анализа.

*'Сы.: Аверинцев С.С. Еанр как абстракция и нанры как реальность: диалектика замкнутости и разомкнутости. // Взаимосвязь и взаимовлияние ;^нров в развитии античной литературы. - .4.: Наука, 1989» - С.5-23.

Поэтому комплексный анализ аанра яо будет способствовать лучшему пониманию традиционной системы жанров в Китае и ее отличию от западных систем.

ЦЕЛИ И ЗАДАЛИ РАБОТЫ. Цель настоящей диссертации состоит в комплексном исследовании нанра яо с момента его возникновения и вплоть до ХУЛ в. Для. этого по ходу исследования необходимо было решить ряд проблем. Во-перЕых, определить культурный контекст, в коюром стал возможным генезис и происходило развитие канра яо. Бо-вторнх, проанализировать все сохранившиеся упоминания о жанре яо и на этом основании реконструировать ход эволюции представлений о нем. В-третьих, осуществить перевод и анализ содержания песен яо. В-четвертых, проанализировать фрагменты нарративов, куда включались песни яо,.с тем, чтобы установить их роль в повествовании. В-пятых, рассмотреть функционирование жанра в дальневосточном регионе в целом. В-шестых, выявить поэгологические особенности яо, и прежде всего специфику метрики и образности и их эволюции в рассматриваемый период.

За пределами нашего исследования остались такие интересные проблемы, как связь авторской поэзии (а также отчасти поэзии юэ фу) и яо. Вне поля нашего зрения оказались и цияские яо (в связи с отсутствием достаточно полных источников) и тем более современные народные песни яо, представляющие продолжение древней традиции.

ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основным источником для диссертационного исследования явился свод текстов яо, составленный во второй половине XIX в. пинским ученым Ду Вэньланем "Гу яо янь" ("Древние песни яо и речения янь"). В этом сборнике было отобрано 524 текста яо (тексты песен гэ не рассматривались). Кроме того, использовались более ранние сборники: "Юэ фу ей цзи" Го Каоцяня, "Гу цзинь фэн яо" Ян Шэня и др. Большое значение для анализа кадровых представлений о яо имели также традиционные поэтологпческие трактаты, такие, как "Вэнь синь дяо лун" Лю Се и др.

В ходе исследования автор часто обращался к историческим и нарративным источникам, содержащим яо - прегэде есєго, династичним трактатам "У спк чжи" :: биографиям. Анализ культурного контекста яо потребовал использования данных классн-

ческих философских источников: "Лунь юя", "Дао дз цзияа", "Мэн цзы", "Mo цзы", "Лгой ей чунь цю", "Хуай кань цзы" и др. Сравнительный анализ метрики и строфики яо потребовал изучения в этом аспекте таких памятников, как "Ша цзин", "Чу ш", "Дао дэ цзнн", а также более поздних источников - ханькнх г лючаосских юэ фу,- цинских детских песенок, и песен яо рг.му-бликанского периода.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Работа представляет собой пе^/ю попытку в мировой синологии всестороннего исследования "ляра яо практически за весь период его существования, и '"-дну из немногих попыток комплексного анализа одного из жанров китайской поэзии. Впервые поэтический яанр рассматривается как культурная конструкция, в связи с чем еводится понятие культурного жанра. '

Для анализа поэтологической системи жанра яо, его стилистических особенностей, разработаны статистические методы исследования метрики и строфики неурегулированных форм китайской поэзии, введены понятия метрического репертуара, ядра метрического репертуара, метрического спектра группы текстов. Впервые в мировой синологии проведено исследование характера образности в поэтическом жанре, построенной на приеме "рассечения иероглифа" (чай цзы).

ЇЛЕТОДОЛОгаЧЕСКАЯ ОСНОВА ДИССЕРТАЦИИ. Методологической основой диссертации стали работы литературоведов, сочетающих теоретико-литературные методы исследования с культурологическими - И.С.Лисевича, Т.П.Григорьевой, В.И.Брагинского. В плане нанрового анализа автор опирался такяе на работы китаеведов К.И.Голыгана и Б.Л.Ряфтина. Мы опирались такхе на выводы, содержащиеся з работах Дд.Рагела, Э.Шонесси и др. В работе широко использованы методы статистического анализа. Большое влияние на диссертанта оказали такке исследования китайской культуры, выполненные А.М.Карапетьянцем и А.И.КобзеЕым.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ. В диссертации затронут ряд главных проблем изучения традиционной китайской литературы: проблема кадра в древней и средневековой

В этом отношении диссертация является логическим завершением методологии, предложенной И.С.Лисєеичєк для анализа яанров юэ фу и фэн.

литературе Китая, проблема взаимосвязи литератур китайско-дальневосточной литературной общности, проблемы изучения метрики и образности китайского стиха.

Предложенная концепция культурного канра кокет оказаться .полезной в процессе адаптации традиционных китайских жанровых категорий к западной поэтике (как своеобразная буферная концепция). Предлоненные метода численного анализа метрического состава сборников, а такие эволюции метрики, могут оказаться полезными для изучения других жанров китайской поэзии. Подученные результаты могут такие использоваться при написании работ по история китайской литературы, а также в учебных курсах.

АПР0ЕАІЩ РАБОТЫ. Диссертация выполнена, обсуждена и рекомендована к защите в Отделе литератур народов зарубежных стран Азии и Африки Института востоковедения РАН. Основные положения работы были представлены в виде докладов на ХП и ХШ конференции "Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока (Алексеевские чтения)" (ИВ АН СССР, 1986 и 1988' 1988 гг.), УП, УШ и IX меквузовских конференциях молодых ученых "Развитие фундаментальных и прикладных исследований" (Восточный факультет ЛГУ, 1989, 1990, 1991 гг.), Всесоюзной научной конференции "Взаимодействие культур Востока и'Запада" (Вильнюс, ВГУ, 1989 г.), Первой международной летней школе по проблемам современной культуры "Язык - Сознание - Общество" (Ленинград, август 1989 г.).

Кроме того, автором представлялись доклады на XX, XXI, ХХП, ХХШ научнне конференции "Общество и государство в Китае" (ИВ АН СССР, 1989-1992 гг.), опубликованные в материалах соответствующих конференций, а также написаны и опубликованы статьи и тезисы, в которых излонены конкретные положения диссертации. Всего по теме диссертации было опубликовано 12 работ общим объеиоы 4.6 п.л. (список прилагается в конце автореферата) К

СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ. Работа состоит из введения, трех глав, заключения,' приложения и списка литературы, включающего 179 названий.

См.: "Народы Азии и Африки", К., І9Є7, Ї* I, с. 141; там же І5Є9, Я 6, с.169; там же, 1990, 4.