Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературная мистификация в историко-функциональном аспекте Попова, Ирина Львовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попова, Ирина Львовна. Литературная мистификация в историко-функциональном аспекте : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.08 / МГУ им. М. В. Ломоносова.- Москва, 1992.- 18 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-2/3627-6

Введение к работе

Литературная мистификация - вид сообщения от имени фиктивного автора, цель которого - эстетический и/или "жизне-гворческий" эксперимент. Текст создается от лица другого и подписывается чужим именем,- так в фиктивном имени персонифицируется представление о Фиктивном субъекте дискурса.

История изучения литературных мистификаций начиналась с их собирания. Первые опыты каталогизации фиктивного авторства /"подделок"/ относятся к периоду позднего Средневековья-начала Возрождения и связаны с необходимостью атрибуции древних текстов . К началу XIX века был накоплен достаточно обдирный материал для составления словарей и классификации видов фиктивного авторства /псевдонимии, мистификации, плагиата, то есть текстов, авторы которых стремятся выдать себя за другого или приписать себе слово другого/. Ш.Нодье одним из первых описал мистификацию /не пользуясь самим термином, но распределяя материал, сообразно его видовым признакам, по главам:"О подставных авторах", "О публикации под чужим именем", "О поддельных рукописях"/ в ряду родственных ей явлений: цитации, плагиата, стилизации, псевдонимии.

Однако уже к началу XX века стало ясно, что составление исчерпывающего каталога случаев Фиктивного авторства невозможно: "наука о литературе бессильна произвести проверку всего своего архива , а Филологические методы определения подлинности текста, в особенности при отсутствии автографа, крайне ненадежны и способны давать противоречивые результаты. В XX веке литературная мистификация перестала быть исключительно текстологической проблемой, сводимой к атрибуции текста, но стала рассматриваться в контексте истории и теории культуры.

Стремление точно установить подлинность античных текстов нередко приводило к очевидным крайностям. Так, о.Ардуэн, сообщает Ш.Нодье, считал, "что почти все сочинения древних, как греков, так и римлян, на самом деле принадлежат кружку ученых ХШ столетия, во главе с некиим Севером Архо-нтием; из числа подделок отец Ардуэн исключал только сочинения Цицерона и Плиния, "±еоргики" Вергилия, "Сатиры" и "Послания" J-'орация, а также творения Геродота и Гомера"/Ш. Нодье. Вопросы литературной законности,- Нодье Ш. Читайте старые книги. В 2-х кн. Кн.1. М., 1989, с.122.

2 Нодье Ш. Указ. соч., с.78-224.

Лаян Е.Л. Литературная мистификация. М.-Л., 1930, с.5.

/- //X/

В России о мистийикации как предмете теоретического исследования впервые сказал Е.Л.Ланн . Интерес к фиктивному авторству был стимулирован вниманием к проблеме диалога, "я" и "ты" /ioh und Du /, "своего" и "чужого" слова, ставшей в 1920-е годы одной из центральных философских и филологических тем. Не случайно в книге Е.Л.Ланна ощутимо влияние идей М.М. Бахтина, ставшее возможным, как предположил И.П.Смирнов, при посредничестве переводчика В.О.Стенича, общего знакомого Е.Л. Ланна и М.М.Бахтина . Однако куда в большей степени образ мыслей Е.Л.Ланна оказался зависим от социологического литературоведения: основная часть его работы посвящена социологическому аспекту теории мистификации.

Опыт культурологического освещения фиктивного авторства был предпринят И.П.Смирновым . И.П.Смирнов впервые сформулировал законы исторического бытования мистификаций, указав на их зависимость не от социальных причин или индивидуальной склонности автора к литературному розыгрышу, но от философии культуры и направления ее эволюции. Независимо от И.П.Смирнова, Е.Ю.Гениева в статье, предпосланной переводу "Серьезных забав" Дж.Уайтхеда , рассмотрела мистификацию как явление, подчиненное общим законам развития культуры.

Однако серьезные работы, посвященные теории и истории Фиктивного авторства, немногочисленны и являются скорее исключением, чем правилом. Более распространено представление о мистификации как литературном курьезе, прихоти автора, склонного к литературному лицедейству:"Строго говоря, истории литературных мистификаций нет. Она распадается на множество сюжетов, существующих по большей части отдельно друг от друга".

Мистификация - маргиналия литературы в социологическом смысле, однако с точки зрения эстетической, мнение о ее пери-

Ланн Е.Л. Указ.соч.

О влиянии идей М.М.Бахтина свидетельствует также утверждение о карнавальной природе мистификаций. См.: Смирнов ИЛ. О подделках А.И.Суланадзевым древнерусских памятников /место мистификации в истории культуры/.- ТОДРЛ, т.ХХХІУ. Л., 1979, с.201.

Смирнов И.П. Указ.соч.

Гениева E.D. Дерзостный обман,- Уайтхед Дж. Серьезные забавы. М., 1986, с.5-22.

Олюнин С. Из истории литературных мистификаций.- Человек. 1990, W 4, с.176.

ферийном характере может быть оспорено:"Поэмы Оссиана" Дас.Ма-кферсона; "Дон Кихот" Сервантеса;"Ночные бдения", приписанные Бонавентуре; "Повести Белнина" Пушкина и многие другие произведения, повлиявшие на становление национальных европейских литератур, выполнены в *орме мистификации. Конечно, история литературного направления или жанра /классическим опытом последней являются труды М.М.Бахтина о романе/ строится по иным законам, чем история Фиктивного авторства. Если первая представляет собой непрерывную кривую "развития", имеющую начало и реальный или гипотетический конец, то вторая состоит из неравномерных всплесков, между которыми нет внутренней зависимости, но само "вечное" бытование их определяется глубинными свойствами творческого сознания.

Переименование, смена имени собственного, подложное рв-торство традиционно изучались Философами и богословами, но считались несущественными в границах литературной теории. Между тем в Новое время изменение имени автора /выбор псевдонима или анонимность/ становится вопросом поэтики, художественного выбора, эстетически небезразличным как к создаваемому тексту, так и к автору, создателю текста. Эта тенденция со временем усиливается, так что в конце XX века можно поставить проблему поэтики имени автора.

В центре внимания литературоведения находились различные Формы "чужого слова". В последнее двадцатилетие всестороннему исследованию подверглись цитата и цитирование. Нам представляется, что пришло время для столь же полного изучения литературного самозванства - фиктивного авторства. Центральным вопросом теории мистификации является не "чужое слово", но "чужое имя", а также слово, сказанное от чужого /фиктивного/ имени, в противовес слову, сказанному от своего имени. Теория мистификации устанавливает, каково влияние Фиктивного имени на поэтику и лингвистику текста; какое место в истории культуры занимает фиктивное авторство и в чем его значение для "основно?*" ветви литературы; как вымышленное имя соотносится с действительным именем автора.

В историко-литературной части диссертации /П глава/ рассматриваются две неизвестные мистификации: анонимная повесть "Жизнь Петра Ивановича Данилова", помещенная в "Литературной газете" /1830 г., Ш 38-40/, и повесть "Из нащокинской хроники", опубликованная в газете "Возрождение"/1934 г., W 3315,

- 4 -3318/ за подписью "М"1. "Жизнь Петра Ивановича Данилова" - мистификация, к созданию которой, как доказывается в диссертации, был причастен А.С.Пушкин. Повесть "Из нащокинской хроники" принадлежит .З.Ф.Ходасевичу, предваряя его знаменитую мистификацию "Жизнь Василия Травникова". "Хроника" пародирует как произведения Пушкина, так и форму мистификации 1830-х гг. Помимо атрибуции обоих текстов, к ним дан историко-литературный комментарий. В диссертации использован также широкий круг известных мистификаций и пародий на них: "Дон Кихот" Сервантеса, "Повести Белкина" Пушкина, творчество Черубины де Габриак /Е.И.Дмигриевой/, "Роман с кокаином" М.Агеева, "Лолита" Набокова, "Шизнь Василия Травникова" В.Ходасевича и др.

Цель работы - описать мистификацию как особый тип текста и вид фиктивного авторства с теоретико-литературной и культурологической точек зрения. Дня этого-решаютвя следующие задачи:

а/ дать научное определение мистификации, установив ее морфологию и генезис, выделив дифференциальные признаки, отличающие мистификацию'от псевдонимии, плагиата, стилизации, квазимистификации;

в/ определить принципы построения истории мистификации; исследовать внутрилитерагурные и общефилософские причины, вызывающие "всплески" Фиктивного авторства, а также влияние, которое оказывает мистификация на тексты с "нормальным" авторством;

с/ указать принципы текстологии мистификации; проанализировать спорные ситуации, возникающие при атрибуции и комментировании текста.

Методологической основой диссертации являются постулаты современной культурологии, усматривающей в истории культуры историю самосознания личности. В тоже время в работе испольт зованы данные исторической поэтики, "новой риторики" и теории интертекстуальных связей. -

Новизна представленного исследования заключается в попытке системного изучения мистификации на уровне слова /имени/, сюжета и текста. В диссертации устанавливается взаимосвязь форм "нормального" и фиктивного авторства: центральной и маргинальной областей литературы. Мистификация, как показано в работе, подчиняется тем же законам, что и обычный текст, но

На этот текст нам любезно указал С.Г.Бочаров.

- 5 -языковые процессы совершаются в ней как бы с обратным знаком. Мистификация травестирует институт авторства, совершая литературный обряд подмены "царя" "шутом",- автора его пародийным двойником-самозванцем. Фиктивное авторство рассматривается как род литературного самозванства, что позволяет приблизиться к органичному видению мистификации как явления культуры, возникающего в ее недрах и подчиненного ее законам. В диссертации использован малоизвестный историко-литературный материал.

Практическое значение диссертации. Данная работа может быть использована при изучении фиктивного авторства; в лекционных курсах по теории и истории литературы; при составлении литературоведческих словарей. Материалы историко-литературной части и приложения могут представлять интерес для исследователей творчества А.С.Пушкина, А.А.Шишкова, В.Ф.Ходасевича; для специалистов по русской литературе I трети XIX и I трети XX вв.

Апробация работы осуществлялась в докладах, прочитанных на научных конференциях:"Методология и методика историко-литературного исследования" /Вига, ЛГУ им. П.Стучки, 1990 г./, "Вторые чтения памяти П.А.Флоренского "/Москва, ШШ АН СССР, 1990 г./, "Эстетический дискурс"/Новосибирский педагогический институт, 1991 г./, "Волошинские чтения" /Коктебель, 1991 г./, а также в спецкурсе по теории литературы /Москва, МГЛУ, І99І-Г992 уч.г./.

По теме диссертации опубликовано 4 работы, общим объемом 1,5 п.л. Их перечень дан в конце автореферата.

Структура и объем работы. Диссертация объемом в 2.U страниц состоит из введения, 2 глав, заключения, 2 приложений, библиографии / 5~с составляют источники, Zto - научная литература/.