Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Метрика и строфика Н. С. Гумилёва как художественно-выразительное единство Грибков Александр Григорьевич

Метрика и строфика Н. С. Гумилёва как художественно-выразительное единство
<
Метрика и строфика Н. С. Гумилёва как художественно-выразительное единство Метрика и строфика Н. С. Гумилёва как художественно-выразительное единство Метрика и строфика Н. С. Гумилёва как художественно-выразительное единство Метрика и строфика Н. С. Гумилёва как художественно-выразительное единство Метрика и строфика Н. С. Гумилёва как художественно-выразительное единство
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Грибков Александр Григорьевич. Метрика и строфика Н. С. Гумилёва как художественно-выразительное единство : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.08 : Москва, 2005 219 c. РГБ ОД, 61:05-10/681

Введение к работе

Во второй половине XX века отечественным стиховедением был накоплен богатейший фактический материал по метрике и строфике русских поэтов, что позволило перейти на новый качественный уровень изучения стиха, поставив во главу уїла проблемы эволюции и содержательной функциональности стихотворной формы1.

Создание целостной картины развития русского стиха XX века невозможно без описания и анализа версификационной техники крупных художников слова, под интенсивным влиянием которых формировалась поэтическая культура эпохи. Вполне закономерным с этой точки зрения представляется интерес к творчеству Николая Гумилева, одного из самых заметных и «влиятельных» русских поэтов начала XX века.

Он был художником напряженной теоретической мысли, с первых шагов в литературе неукоснительно следовал «брюсовскому» правилу подкреплять творческое созидание аналитической работой ума, придавая первостепенное значение вопросам художественной формы и в первую очі редь - технике стиха На протяжении всего творческого пути его не покидало стремление рационально постичь секреты своего «ремесла». Не случайно основанное им в 1911 году поэтическое товарищество носило тахое ремесленное название «Цех поэтов», где царил культ версификационного мастерства.

В случае с Н.С. Гумилевым увлечение теорией не проходило даром -он был поэтом медленно, но неуклонно прогрессирующим не тольхо на формальном, но и на содержательном уровне. В данном контексте качественные изменения стихотворной техники как важная составляющая его творческого роста вызывают несомненный интерес.

Библиография научной, справочной и критической литературы с Гумилеве весьма обширна и на сегодняшний день насчитывает более тысячи наименований, продолжая активно пополняться. Между тем серьезных работ по стихосложению Гумилева немного. В 1960-е годи, исследуя русский стих первой половины XX века, М.Л. Гаспаров выделил «гумилевский» тип трёхударного дольника, на основе статистики показав, что поэт является одним из «канонизаторов» данной формы в литературе серебряного века2 Внимание исследователей привлекала также

1 Русское стихосложение XIX века Материалы по метрике и строфике русских поэюв М ,
1979, Тимофеев Л И Слово в стихе М , 1982, Русское стихосложение Традиции и пробле
мы развития- М, 1985; Русский стих Метрика. Ритмика Рифма Строфика- М, 199б,
Илюшин А А . Русское стихосложение М , 1988; Гаспаров МЛ. Избранные труды Т 3. О
стихе - М., 1997, и др.

2 Гаспаров М Л Современный русский стих^цМ.ЛЭТ'Ф

» <ЗЙ/сЗ

ритмическая организация отдельных стихотворений поэта и их групп .

Вплотную к разработке темы стиха Гумилёва в его целом подошёл В.С.Баевский2. Однако им рассматривались лишь тексты, вошедшие в так называемый «поэтический канон» (263 из 498). Обозначив общее направление версификационных поисков поэта, исследователь остановился лишь на некоторых заметных и оригинальных приёмах метрической и строфической организации в его творчестве. Таким образом, многие существенные с точки зрения формотворчества явления, в том числе полная, а не выб ->чная диахрония стиховых форм, остались вне поля его зрения.

Необходимо іакже отметить добротное диссертационное исследование Н.Н. Уразова3, где впервые осуществлена попытка многостороннего описания стиха Гумилева с применением вероятностно-статистических методов (то есть с позиций «гаспаровской» школы в современном стиховедении). Несмотря на неизбежные - в силу общего предмета изучения - переклички, методология проделанного нами собственного исследования, его результаты и выводы принципиш'^но отличаются ст 'іредложенньїх данным автором. Как уже отмечалось в сті- леаении, при всей несомненной перспективности использования в некоторыл частных целях элементов статистики, для литературоведения это все же прикладная методика Мы старались оставаться ул позициях «функционального подхода, побуждающего при анализе литературного факта задаваться в первую очередь вопросами: почему? в чч!л художественный смысл феномена? какова его функция?» Это позволило акцентировать внимание на художественно-семантически значимых, хотя и единичных фактах, на возникающей зачастую в рамках индивидуального стиля окказиональной семантике стиховых формант, на их смысло-экспрессивной окраске и т.д. Указанными факторами подтверждается актуальность темы исследования.

Цель исследования - описание и типологизация метрических и строфических форм поэзии Николая Гумилева; их функциональный анализ -в системном единстве с другими компонентами художественного целого, а также под углом зрения традиций и новаторства в контексте основных тенденций развития русского стиха XX века.

Данной целью диктуется круг конкретных задач, которые реша-

1 Баскер М Стихотворение Н Гумелева «Пьяный дервиш» Творческий генезис и мегапо-
этика текста // Филология - Philologica, - 1994 №3 С 46-53, Корми >тв С И Сонеты
Н С Гумилева //Литературная учеба. - 1999. №4 С 11 - 19

2 Баевский В С Гумилев - мастер стиха // Николай Гумилев Исследования и материалы
Библиография -СПб., 1994 С 75-103.

3 Уразов Н Н Стих Н С Гумилева Автореферат дис канд филол наук - Алма-Аты. 1 ?97

4 Минералов Ю И Современная русская рифма, ее теория и предыстория //
Минералов Ю И Поэтика Стиль Техника - М , 2002 С 53

ются в ходе работы:

очертить корпус фактического материала;

выявить доминирующие формы;

представить диахронию метрических и строфических форм на фоне общего развития русского стиха данного периода;

при помощи структурно-семантического анализа текстов вскрыть механизм взаимодействия стиховых формант с содержательным уровнем произведений;

показать основные направления версификационных поисков Гумилева на метрическом и строфическом материале, выявить степень их традиционности и новаторства;

составить полный статистически выверенный справочник по метрике и строфике поэта.

Объектом исследования явилось практически все оригинальное поэтическое наследие Гумилева, опубликованное на данный момент 481 стихотворение, 11 поэм и 6 произведений драматического жанра.

ТеОреТИЧеСКОЙ И МеТОДОЛОГИЧеСКОЙ ОСНОВОЙ ДИССертаПИИ ;10

служили труды известных филологов, теоретиков и историков слк'-а Андрея Белого, Б.В. Томашевского, В.М. Жирмунского, Л.И. Тимофеева, В.Е. Холшевникова, К.Д. Вишневского, А.А. Илюшина, М.Л. Ггснэроза Ю.И. Минералова, О.И. Федотова и др. (неоценимое личное общение с О.И. Федотовым оказало большое влияние на диссертанта на рг.чней ста дии исследования).

Учитывая многоплановость темы, мы подчинили методологию ра боты стремлению раскрыть наиболее важные и малоизученные аспекты метрической и строфической организации произведений Гумилева. Сти> рассматривался в системном единстве с другими уровнями художествен ной структуры с применением методов типологического, сравнительного, фунционально-семантического, статистического и структурно-композиционного анализа текстов.

При диахроническом рассмотрении в творчестве Н С. Гумилева нами было выделено только три основных периода, что не только удобно в силу малой раздробленности материала, но и подкреплено наиболее очевидными принципиальными изменениями на разных уровнях анализируемой художественной системы: идейно-тематическом, образно-стилистическом, стиховом и т.д. Определяя границы периодов, мы ориентировались на работы Н.А. Богомолова, А.И. Павловского, Ю.В. Зоб-нина и других современных исследователей. Жизненно биографический план учитывался в данной периодизации лишь как вспомогательный фактор.

1. Раннее творчество - 1903-1910 гт. - это период целенаправлен-

ного ученичества у «старших» символистов.

  1. Второй период - 1911-1915 гг. - можно назвать «акмеистическим». , .

  2. 1916-1921 гг. - период творческой зрелости.

Научная новизна исследования обусловливается полнотой анализируемого материала, использованием ранее не привлекавшихся к изучению в подобном аспекте текстов Гумилева, а также семантическим подходом к их анализу, стремлением, не ограничиваясь констатацией фактов, выявить экспрессивно-содержательные функции стиховых формант.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности активного использования его результатов при дальнейшем изучении акмеизма и особенностей индивидуального стиля Н С. Гумилева в контексте стиховой культуры «серебряного века», при составлении справочников по метрике и строфике русских поэтов конца XIX - начала XX века, а также при чтении вузовских курсов истории русской литературы XX века, поэтики и теории литературы, спецкурсов по стиховедению.

Апробация материалов и результатов исследования. Работа апробирована в форме докладов на международном научно-практическом семинаре «Школа сонета» (Санкт-Петербург, 1997 г.) и всероссийской научной конференции «Актуальные проблемы изучения языка и литературы на рубеже веков» (Абакан, 2001г. и 2004 г.), а также в ходе чтения спецкурса «История русского стиха и основы стихосложения» в Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составил 218 страниц, из которых 150 занимает основной текст, 68 отводится на приложение и библиографический список, насчитывающий 190 наименований.

Похожие диссертации на Метрика и строфика Н. С. Гумилёва как художественно-выразительное единство