Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Монгольская поэзия 80-90-х годов XX века Петрова, М.П.

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Петрова, М.П.. Монгольская поэзия 80-90-х годов XX века : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.06.- Санкт-Петербург, 1996.- 12 с.: ил.

Введение к работе

Поэзия является традиционной и наиболее распространенной частью монгольской литературы. Исходя из дошедших до нас памятников древней монгольской литературы и особенно фольклора, можно сказать, что уже в древние времена поэтическое творчество у монголов было хорошо развито.Примером этому могут служить стихотворные фрагменты «Сокровенного сказания монголов» - историко-литературного памятника ХП1 века, монгольских исторических хроник, стихи Цогтотайджи, высеченные на скале в ХУ11 веке. В ХУП1- XIX веках авторская поэзия получила дальнейшее развитие в Монголии. Становятся известны имена таких поэтов, как Гулранса, Хишигбат, Луквсандондов. Самым крупным поэтом XIX века является Дулдуйтын Равжа. Поэтическое наследие этого автора составляет более 170 стихотворений. Он по праву считается основоположником жанров любовной и пейзажной лирики в монгольской поэзии. Творчество Равжи глубоко философично. Оно имеет большое значение для развития современной монгольской поэзии. Авторы анализируют образную систему Д. Равжи, иногда подражают его поэтической манере, развивают темы, затронутые в его произведениях.

В начале XX века в монгольскую поэзию приходят такие поэты, как Д.Нацагдорж, ЦДамдинсурэн и С.Буяннэмэх. С одной стороны, они продолжили поэтические традиции XIX века, с другой стороны, обратились к новым для своего времени проблемам. Монгольское литературоведение отводит место основоположника современной литературы Д.Нацагдоржу. Его поэтическое наследие оказало и продолжает оказывать огромное влияние на творчество монгольских поэтов сегодня. Они развивают и продолжают темы, затронутые поэтом, ориентируются на его образную систему. Сам поэт стал героем стихотворений и поэм многих авторов. Его образ ассоциируется с поэтическим вдохновением.

Новый толчок к развитию поэзии на нынешнем этапе дало творчество таких поэтов, как Б.Явуухулан, ЦТайтав, Ч.Чимид, М.Цэдэндорж, Д.Пурэвдорж. Авторы последнего

4 двадцатилетия особо вьшеляют поэзию Б.Явуухулана, иногда просто подражая ему, но чаще - стараясь учиться у него поэтическому восприятию мира и окружающей природы.

Наряду со средневековой и новой литературой важным источником, питающим современную монгольскую поэзию, стал фольклор. Многие образы, темы, жанры поэтических произведений последнего времени заимствованы из устного народного творчества.

В конце XX века в монгольском обществе произошли глубокие изменения. Они не могли не отразиться на качественных переменах в литературном процессе вообще, и в поэзии в частности. С развитием прозы интерес монгольских читателей к поэзии несколько снизился. Это связано с тем, что поэзия уже не выполняет той идеологической роли, которая была возложена на нее в период строительства социализма. И только освобожденная от диктата идеологии и политики поэзия могла вновь привлечь внимание читателей. Поэты сегодня обращаются к актуальным для данного исторического периода проблемам; философско-религиозным, морально-этическим, духовным. Появляются новые поэтические жанры, обогащается образная система.

Поэзия 80-90-х годов отражает общую тенденцию развития монгольской литературы -ее переход от описательности к психологизму. Все это обусловило необходимость специального исследования творчества монгольских поэтов на современном этапе.

Изучению монгольской поэзии посвящены отдельные главы в работах по истории монгольской литературы , многочисленные статьи и рецензии, в которых дается либо самая общая характеристика монгольской поэзии, либо анализируется то или иное поэтическое произведение. Однако монографическое исследование проблемы отсутствует.

Основная цель настоящего исследования - определение новых по сравнению с предыдущим периодом содержательных, структурных и жанровых особенностей монгольской поэзии 80-90-х годов XX века. Важными задачами, которые мы попытались решить в данной работе являются описание и анализ фактического состояния монгольской поэзии последнего двадцатилетия, ее осмысление и сопоставление с поэзией предыдущих десятилетий.

Представлялось особенно важным проанализировать поэтические произведения 80-90-х годов с точки зрения развития и совершенствования жанров поэзии, их места в процессе развития монгольской литературы на современном этапе.

5 В данной работе также сделана попытка монографического исследования творчества наиболее выдающихся поэтов Монголии 80-90-х годов - Б.Лхагвасурэна и О.Дашбалбара.

Предметом исследования явились: закономерности развития современной поэзии, ее проблемно-тематический состав, образное воплощение идей и мыслей авторов, вьгавление эстетических принципов, которые каждый поэт реализует в индивидуальной художественной практике.

Главными источниками для диссертационной работы послужили книги стихов, изданные в Монголии в 80-90-е годы.

Анализ процесса развития монгольской поэзии в 80-90-е годы предпринимается впервые не только в русском, но и в зарубежном монголоведении, включая Монголию. Это, естественно, обусловило многие трудности для автора данной работы. Достаточно сложно было выявить именно те черты поэзии последнего двадцатилетия, которые свидетельствовали бы о новых веяниях.

Исследование поэзии 80-90-х годов может способствовать не только пониманию процесса становления поэзии, но и новых закономерностей развития всей монгольской литературы. Некоторые выводы диссертации могут быть учтены при чтении кури и написании монографий о новейшей монгольской литературе.

Отдельные положения диссертации были изложены в докладах на:

  1. конференциях молодых ученых СП6ТУ в 1991,1992,1993 годах,

  2. VI Международном конгрессе монголоведов в Улан-Баторе в 1992 году,

  3. научно-практической конференции "Журналистика и культура" в СПбГУ в 1995году,

4. конференции "Межлитературные связи Востока и Запада" на восточном
факультете СПбГУ в 1996 году.

Диссертация выполнена на кафедре монгольской филологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения в виде краткого библиографического справочника и списка использованной литературы.