Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Основные этапы становления и развития драматургии Эфиопии Балашова, Галина Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Балашова, Галина Александровна. Основные этапы становления и развития драматургии Эфиопии : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.06.- Санкт-Петербург, 1993.- 18 с.: ил.

Введение к работе

-

Актуальность исследования

Хотя планомерное изучение Эфиопии европейскими и эфиопскими учеными началось только в конце XIX в., к настоящему времени историками, этнографа, фольклористам!, искусствоведами уже накоплен большой фактический материал, относящийся к различная этапам развития страны и свидетельствующий об огромном культурном наследии эфиопских пародов. Однако такая область эфиопской культуры, как театр, остается до сих пор почти не исследованной. Художественная же культура любого народа включает элементы театрального искусства - в народній обрядах, танцах, литургии, выступлениях странствующих сказителей.

Г ряда зарубежных исследователей существует мнение об отсутствии самобытного театра в Эфиопии (Т.Кане, А.йерар и др.), вплоть до начала XX в. В соответствии с этой точкой зрения театр данного региона считается производным от театра европейского, импортированным с Запада и не связанным с национальной культурной традицией. Однако другие зарубежные ученые - Адиль Абу Шанаб, Юсуф Идрис, Тэсфае Гэссэсэ, а также отечественные исследователи - Н.И.Львов, В.А.Бейлис, Т.А.Лутинцева стоят на принципиально иных позициях. Они полагают, что в африканских странах задолго до возникновения в них театра европейского типа с рампой и занавесом, в их собствонной культуре, искусстве, литературе, музыке, обрядовых действах и литургии уже сложились элемента драматического искусства, которые существенным образом повлияли на содержание и формы национальной драматургии, формирование театра в его современном виде. Проблемы возникновения эфиопского театра, его истоков до сих пор не только не освещены, но даже и не поставлены. Поэтому попытка рассмотрения вопроса о предыстории эфиопского театра, с учетов факторов, дающих основание полагать, что именно в ней следует искать истоки своеобразия и национальной самобытности сформировавшейся в сравнительно недавнее время эфиопской драматургии, продстг.чшется весьма актуальной кок в научном, так н социально-культурном плане. Зто - одна из нереаетшх проблем в современной зфиопистшге.

_ 4 -

В то же время специфика драмы как явления искусства состоит, как известно, в принадлежности ее к двум формам, культуры: театру и литературе. Как явление литературы эфиопская драматургия до сих пор исследована недостаточно как в зарубежной,так и особенно в отечественной африканистике. Поэтому изучение и рассмотрение основных этапов ее становления и развития нам представляется частью важной работы по заполнению еще одной лакуны в создании всемирной истории художественной культуры.

Цели и задачи исследования. Главная цель исследования состоит в выявлении и анализе закономерностей развития драматургии в Эфиопии как специфической художественной формы,представляющей собой синтез традиций народного искусства и достижений современной литературы; в воссоздании основных исторических этапов развития драмы, обретавшей идейно-художественную зрелость в процессе поиска адекватной формы национального самовыражения.

На примере творчества выдающихся эфиопских драматургов исследуется не только эстетическое богатство, новизна и разнообразие драматургического жанра, но выясняется и его роль как явления исторически обусловленного и развивающегося. В связи с этим предполагается и решение определенных задач в следующих направлениях: выяснение социально-исторической детерминированности драмы, ее общественной ориентированности, идейно-художественных установок; изучение "персоналий" драматургов, определяющих "художественное лицо" каждого периода; анализ содержания и формы драматических произведений, их общих и особенных свойств, традиций и новаторства; определение социального субъекта, воспринимающего драму и социальных институтов, обеспечивающих функционирование драмы; установление связи драмы с духовной жизнью общества, с другими видами искусства, общелитературным национальным процессом; характеристика особенностей драматургического языка. Решение этих задач предполагает определенные ограничения. Так, автор не стремился дать исчерпывающую характеристику творчества того или иного литератора-драматурга. Материал рассматривается в диахронном плане, с опорой на творчество лишь наиболее крупних художников, давших толчок к возникновению новых явлений в драматургии. Такой подход позволил установить определенные

закономерности эволюции драмы и характер ее связей с общественными настроениями.

Источники, материалы и теоретические основы исследования. Источниками исследования послужили оригинальные художественные тексты драматических произведений, имеющиеся в отечественных и зарубежных библиотеках, в том числе в Библиотеке Аддис-Абебского университета им.Дж.Кеннеди, в Библиотеке Института эфиопских исследований ЛАУ, в Национальной библиотеке Эфиопии, в Библиотеке Лейпцигского Университета и Немецкого востоковедного общества г.Галле. В максимально возможной степени учтен также просмотр сценических постановок во время многократного пребывания в Эфиопии как в столице, так и в периферийных центрах (1968-1970 гг., 1977-1979 гг.; I99I-I992 гг., в том числе в составе научной Комплексной советско-эфиопской экспедиции). В своих суждениях об общем характере эфиопского театрального искусства автор опирался также на результаты бесед и дискуссий с известными режиссерами и драматургами - Гетачоу Абди, Аялънэхом Мулату, Тэсфае Гэссэсэ, учеными и исследователями ~ участниками XI международного конгресса эфиопистов (апрель 1991 г., Аддис-Абеба).

Теоретическую и методологическую основу исследования составили идеи А.Н.Зеселовского, труды И.Ю.Крачковского, В.Я. Проппа, Д.С.Лихачева, Д.А.Сйьдерогге, Е.М.Мелетинского. В диссертации предлагается авторская концепция литературно-художественного развития в Эфиопии, основанная на методологии отечественной науки о литературе, разработанной в трудах ученых, внесших большой вклад в изучение истории литературы и культуры стран Африки, в том числе и Эфиопии: Т.Л.Тютргомовой, М.В.Райт, С.Б.Чернецова, В.С.Ягьи, М.В.Вольпе, Э.Б.Ганкина, И.Д.Никифоровой, ""С.В.Прожогиной, В.Н.Вавилова. Учтены и широко использованы работы зарубежных авторов, среди которых особое внимание уделено трудам А.Жерара, Т.Кане, Р.К.Молвайера, эфиопских исследователей - Тэсфае Гэссэсэ, Абонэха Акагре .

Научная новизна работы определяется тем, что это первое б отечественной и зарубежной африканистике комплексное исследование истории развития эфиопской драми с учетом того социально-политического и историко-культурного контекста, в котором она возникла и формировалась, и которым, в конечном счете, обуслов-

пени ее формально-содержательные особенности. По причине теоретической неразработанности проблемы, недостаточности и слабой систематизации историко-литературных фактов, отсутствия авторских выступлений в печати с открыто декларированной эстетической позицией, в своих выводах и.обобщениях мы вынуждены были прежде всего отталкиваться от анализа конкретного текстового материала, в значительной своей части впервые вводимого в отечественную африканистику. Это позволило представить панораму развития драматургии с достаточной полнотой - от истоков театра, уходящего корнями в глубокую древность, до новейших произведений профессиональных драматургов. Впервые, таким образом, произведен историко-литературный анализ, затрагивающий идейный и эстетический аспекты наиболее крупных произведений более чем за полвека - с 20-х годов XX в. до начала 90-х годов. Впервые предпринята попытка рассмотреть эволюцию поэтики драматургического творчества (см.Приложение 2). Диссертант счел целесообразным сформулировать задачи перспективного характера в изучении проблем театрально-зрелищной культуры Эфиопии в целом,опираясь на результаты полевых наблюдений, полученных в ходе работы научной Комплексной советско-эфиопской экспедиции в 1991-1992 гг. (см.Приложение I).

Практическая значимость работы. Результаты данного исследования в течение ряда лет используются в преподавании амхар-ского языка, культуры и литературы Эфиопии на кафедре африканистики Санкт-Петербургского университета, а также в учебном процессе на кафедрах африканистики высших.учебных заведений нашей страны и за рубежом, например, на Секции африканских и ближневосточных исследований Лейпцигского университета. Некоторые материалы представлены в учебном пособии для филологических факультетов высших учебных заведений "Литературы Африки" (М., 1979), вошли в Большую Советскую Энциклопедию (т.28), справочник "Современная Эфиопия" (М., 1988). В процессе исследования подготовлены также II статей для энциклопедии "Зарубежная драма XX в.".

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры африканистики Санкт-Петербургского университета и была рекомендована к защите. Основные положения и материалы диссертации апробированы в II публикациях (общий объем около 12 п.л.).

Отдельные разделы и основные выводы диссертации докладывались и обсуждались на научных конференциях, сессиях восточного факультета Санкт-Петербургского университета (1987 г., 1988 г., 1993 г.), на Всесоюзной конференции африканистов (Москва, 1984 г.), Всесоюзной конференции по литературам Африки (Москва, IS83 г.), сессии Научного Совета по проблемам Африки АН СССР (Санкт-Летербург, 1908), освещались в лекциях и докладах, прочитанных на кафедре африканистики Лейпцигского университета (1983 г.), двух международных конгрессах по эфиопским исследованиям (Москва, 1986 г., Аддис-Абеба, 1991 г.). Ряд вопросов обсудцался автором на кафедре театрального искусства Аддис-Абебского университета с ведущими современными драматургами и театральными критиками Эфиопии. .

Структура работы, диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений, списка литературы (более 300 названий).

Введение. Во введении обосновываются актуальность темы и-научная новизна исследования, формулируются его цели и задачи, определяются основные положения концепции диссертации. Обосновывается подход к оценке художественных достижений эфиопских драматургов, с учетом культурно—исторического контекста и специфики стоявших-перед ними идейно-художественных" задач.