Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Персидская касыда в домонгольский период (X-начало XIII века). Проблемыгенезиса и эволюции Рейснер, Марина Львовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рейснер, Марина Львовна. Персидская касыда в домонгольский период (X-начало XIII века). Проблемыгенезиса и эволюции : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.06 / Рос. академия наук. Ин-т востоковедения.- Москва, 1996.- 35 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-2/335-2

Введение к работе

Препмет исслепования. Выбор темы. Диссертация посвящена одной из жанровых форм классической персидской поэзии - касыде. В центре исследования стоят проблемы генезиса касыды и основные аспекты ее эволюции в период наиболее продуктивного развития (X -начало XIII века). При рассмотрении этапа становления касыды особое значение придается фактору перенесения этого вида арабской поэзии на иранскую почву и его "натурализации" в новой языковой и культурной среде. Анализ трансформации касыды на этапе ее развития сосредоточен в области изучения механизмов формирования канона и взаимодействия автора и традиции в рамках нормативного типа творчества.

Актуальность исслепования. Необходимость монографического описания касыды ощущалась давно. Десятилетия назад Е.Э.Бертельс определил изучение поступательного развития персидской касыды "по прямой линии" (Рудаки - Унсури - Муизэи - Анвари) как самостоятельную научную задачу. Проблема формирования персоязычной касыды стояла перед авторами «историй персидской литературы», будь то Шибли Ну'мани, Г.Эте, Э.Браун, Я.Рипка, А.Баузани или З.Сафа. Вопросы генезиса касыды поднимались исследователями поэтического наследия «Адама поэтов Ирана» Рудаки, такими знатоками персидской классики, как С.Нафиси, А.М.Мирзоев, И.СБрагинский и др.

Выбор направлений данного исследования отчасти предопределен спецификой изучения классической касыды в отечественном и зарубежном литературоведении. Предубеждение против панегиризма придворной касыды, продиктованеє в различных научных школах несхожими причинами, привело к аналогичным результатам. Внимание специалистов, изучавших "профессиональную" поэзию средневекового Ирана, было сосредоточено на вступительных частях касыд. По их мнению, в зачине касыды, построенном на мотивах

описательной, любовной или пиршественной лирики, поэт в меньшей степени, чем в восхвалении, являвшемся целью сочинения касыды, зависел от регламентации хвалебного жанра и придворного этикета. Такое мнение можно считать одним из проявлений характерного для европейского литературоведения первой половины XX века подхода к традиционалистскому типу творчества, законы которого толковались с позиций поэтики западных литератур XIX-XX вв. Подобная экстраполяция современных представлений на иной тип сознания препятствовала пониманию художественной природы средневековой поэзии и нахождению верных критериев восприятия ее эстетической ценности.

Теоретические достижения современной медиевистики открыли перспективу новой интерпретации классических средневековых литератур Востока и Запада, в том числе давно и глубоко изученных. Стремление к созданию исторически корректной картины их развития предполагает изучение эволюции традиционных жанровых систем и отдельных их компонентов. Настоящее исследование может послужить одной из отправных точек для переосмысления давно известных и адекватного описания вводимых в научный обиход фактов средневековой персидской поэзии на основании достигнутого наукой уровня развития теории канона.

Методологическая основа исспепования формировалась под влиянием факторов, характеризующих как современный уровень знаний об истории персидской литературы в средневековую эпоху, так и совокупность общетеоретических ориентиров, выработанных в литературоведении для описания канонических форм словесного искусства. Предшествующая научная традиция, представленная исследованиями Е.Э.Бертельса, А.Н.Болдырева, И.С.Брагинского, З.Н.Ворожейкиной, А.Е.Крымского, А.М.Мирзоева, М.Н.-О. Османова и др. создала предпосылки для монографического рассмотрения избранной темы. Прочная фактографическая база была подкреплена наличием теории изучения традиционных форм словесности, заложенной известными трудами С.С.Аверинцева, М.Л.Гаспарова, П.А.Гринцера, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана и др. Особое место в современных штудиях заняла проблема литературного самосознания различных эпох. Рост интереса х средневековой поэтике определил тематику ряда значительных исследований в востоковедном литературоведении. Среди них работы В.И.Брагинского, П.А.Гринцера, А.Б.Куделина и др. В иранистике последних 4

десятилетий это направление представляют А.Афсахзод, Р.Мусульманкулов, Н.И.Пригарина, Н.Ю.Чалисова и отчасти автор данной диссертации. Анализ традиционной поэтической теории, представляющей взгляд "изнутри" на изучаемую нами "извне" литературную реальность, позволяет вносить заметные коррективы в научное описание классических литератур древности и средневековья.

Цель исглепования. Задача всестороннего анализа столь многофазового процесса, как эволюция персидской касыды, не может быть исчерпывающе решена даже в рамках объемной монографии. По этой причине мы ограничили задачу рассмотрением важнейших аспектов генезиса персидской касыды (преобразование арабской нормы касыдосложения, выработка собственного тематического репертуара, источники его пополнения, кристаллизация формы) и важнейших факторов становления ее канона. Эта наиболее динамичная фаза развития завершилась для касыды в конце XII - начале XIII века достижением канонической зрелости. Означенная веха явилась в работе верхней хронологической границей при отборе анализируемого поэтического материала.

Поскольку любой шаг эволюции касыды сопряжен с непрерывной цепью индивидуально-авторских усилий, важное место в работе занимает анализ типов проявления творческой инициативы поэта в ее взаимодействии с традицией (авторская маркировка мотивов и тематических полей, т.е. "малых" и "больших ма'на", развитие новых жанровых разновидностей, оригинальная разработка нормативных композиционных моделей и т.д.).

Среди основных задач исследования - сопоставительный анализ практики касыдосложения и теоретических представлений о касыде в средневековой поэтике. Изучение воззрений на касыду в персоязычной поэтике XI-XV вв. позволяет установить время и характер фиксации результатов ее эволюции в качестве устоявшейся литературной нормы.

Источники и литература. Материалом для исследования послужили собрания стихов (диваны) персоязычных поэтов X -начала XIII века и авторитетные арабо- и персоязычные сочинения по поэтике. Автору также приходилось обращаться к данным средневековых поэтических антологий (тазкире) и комметариев (шарх), суфийских трактатов и толковых словарей, исторических хроник.

Помимо этого в диссертации использовались академические труды по иранистике и арабистике, созданные в разное время Е.Э.Бертельсом, В.А.Жуковским, К.А.Иностранцевым, И.Ю.Крачковским, А.Е.Крымским

В.А.Эберманом, М.Т.Бахаром, Ж.Ваде, Г.Грюнебаумом, С.Нафиси, Ш.Ну'мани и др. В работе учтены результаты исследований последих лет, полученные А.Афсахзодом, З.Н.Ворожейкиной, А.Б.Куделиным, Н.И.Пригариной, Д.В.Фроловым, Н.Ю.Чалисовой, Ш.Шукуровым, Дж.Мейсами, А.Шиммель, Р.Якоби и автором данной диссертации.

Научная новизна и практическая ценность работы. Реферируемая диссертация представляет собой первое в отечественной и зарубежной иранистике монографическое исследование персидской классической касыды на стадии генезиса и складывания канона. Характеристика основных ступеней формирования канона касыды, предпринятая автором вслед за описанием подобных этапов эволюции газели, позволяет говорить об общих закономерностях развития системы жанров и форм традиционой лирики на персидском языке. Выявление этих закономерностей, реализующихся в конкретных явлениях литературной практики и теории, и определяет новизну настоящей работы.

Полученные результаты могут быть учтены при создании академической истории персидской литературы и литератур народов Ближнего и Среднего Востока, сложившихся под влиянием иранской традиции. Основные положения диссертации и интерпретируемые в ней оригинальные тексты используются при чтении университетских курсов лекций по истории всемирной и персидской литературы, при проведении семинарских занятий и спецкурсов в рамках преподавания истории персидской литературы. Материалы диссертации могут служить для написания учебников, учебных пособий и хрестоматий по персидской литературе X - нач. XIII веков.

Апробация работы. Диссертация выполнена на кафедре иранской филологии Института стран Азии и Африки при МГУ им. М.В.Ломоносова, обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании названной кафедры с участием специалистов с других кафедр ИСАА, из Института востоковедения РАН и из Института Восточных Культур при Российском Государственном Гуманитарном Университете. Основные положения диссертации изложены в монографии «Эволюция классической газели на фарси (X - XIV века)» (М., 1989, объем - 15 а.л.) и в ряде статей, а также в докладах, сделанных -;? маучнсй с::сс:\и, посзяїкскнсй ІОО-летмію со дня рождения Е.Э.Бертельса (Москва, 1990), на Бертельсовских чтениях 1991 года, на международной конференци «Ислам и проблемы межцивилизационного взаимодействия» (Москва, 1992), на 6

конференции «Религия в литературах Востока» в Институте мировой литературы им. А.М.Горъкого РАН (Москва, 1993) и на конференции иранистов СНГ (Тегеран, 1994).