Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема трагического и комического Чо Хе Кюн

Проблема трагического и комического
<
Проблема трагического и комического Проблема трагического и комического Проблема трагического и комического Проблема трагического и комического Проблема трагического и комического Проблема трагического и комического Проблема трагического и комического Проблема трагического и комического Проблема трагического и комического
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чо Хе Кюн. Проблема трагического и комического : 10.01.08 Чо Хе Кюн Проблема трагического и комического : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.08 Москва, 2000 189 с. РГБ ОД, 61:00-10/153-7

Содержание к диссертации

Введение

Гл. 1. Теория трагического и комического

1.1. Проблема трагического в эстетике и литературоведении 12

1. 2. Проблема комического и смеха в эстетике и литературоведении 25

1.3. Проблема сочетания трагического и комического 48

Гл. 2. Комическое и трагическое в поэтике Ф.М.Достоевского

2. 1. Понимание Ф.М.Достоевским смеха н комического 58

2.2. Проблема трагического в поэтике Ф. М. Достоевского 71

Гл. 3. Проблема трагического и комического в романной структуре «Ндиол»

3.1. Некоторые особенности романного жанра в творчестве Ф. М. Достоевского "г 87

3. 2. Трагические аспекты на фоне комического в образе Мышкина 95

3. 3. Трагические герои - Рогожин, Настасья Филипповна, Аглая, Ипполит 111

3. 4. Комические персонажи - Лебедев, Иволгин, Фердыщенко 129

3. 5. Трагическое в рассказах героев и литературных реминисценциях 141

Заключение 163

Библиография 173

Введение к работе

Трагическое и комическое как эстетические категории издавна представляли большой интерес и привлекали необычайное внимание исследователей в области эстетики, литературы, а также философии. Однако каждая проблема, как правило, рассматривалась самостоятельно, не обращалось внимание на взаимосвязь трагаческого и комического в художественной литературе.

В данной работе мы постараемся проследить взаимосвязь трагического и комического, как она проявляется в романе Ф. М, Достоевского «Идиот», где трагическое и комическое не столько противоположны, сколько взаимосвязаны и дополняют друг друга.

И тот и другой тип проблематики тесно связаны с позицией автора, а сама позиция в романе по отношению к изображаемой жизни вообще достаточно сложная1. Именно поэтому важно рассмотреть проблему трагаческого и комического в рамках романа как жанра, поскольку она по-разному проявляется в образах персонажей. При этом необходимо иметь в виду и точку зрения героя, и точку зрения автора2.

В русской и мировой научной литературе давно бытует обыкновение говорить о «трагизме» Ф. М. Достоевского, о «трагическом» накале чувств и страстей в его романах, об их напряженной катастрофичности, сопоставлять Достоевского с Шекспиром и античными трагиками. Кроме того, неоднократно указывалось на драматургичность и театральность прозы Достоевского. Влияние драмы усматривается в общей трагической напряженности и комедийной направленности произведений Достоевского, так же как и

1 Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 310.

2 Тамарченко Н. Д. Роман// Бахтннскнй тезаурус: Сб. ст, М., 1997, С. 178.

в склонности писателя к трансформации драматических коллизий и сюжетно-психологических мотивов . В силу этого на роман Достоевского можно посмотреть с разных точек зрения.

Уже В. Г. Белинский, анализуя творчество Н. В, Гоголя, писал о "трагическом значении комического". При этом критик указывал на ограниченность теории классицизма: «Разделение драматических ириивведении на трагедию и комедию... отзывается анахронизмом./.../ Трагедия так же может быть в комедии, как и комедия в трагедии »4. В этом плане русский критик отмечает, что Достоевский способен смешить и глубоко потрясать душу читателя в одно и то же время, заставить его улыбаться сквозь слезы . Это означает, что трагическое у Достовеского не получает традиционно соответствующих ему форм выражения, т.е. воплощается не в высоких, а в комических, сниженных, искаженных формах ,

Однако мы не будем специально останавливаться на
рассмотрении жанровых особенностей произведений Достоевского,
трактуя трагическое и комическое как типы авторской

эмоциональности. Разговор о трагическом и комическом у Достоевского идет, как правило, в плоскости анализа идеологических конфликтов его романов. Ибо именно роман может наиболее полно воссоздавать различные явления жизни, в том числе трагические и комические, которые в жизни не существует в чистом виде, акцентируя конфликты, которые являются доминантой категорий трагического и комического7. Как правило, в романе на первый план выдвигается взаимодействие индивида и окружающего мира, личности и общества. В этой взаимосвязи раскрывается деятельная сущность

3 Родина Т, М. Достоевский: Повествование и драма. М., 1984. С. 9.

4 Белинский В. Г. Поли. собр. соч: В 13 т. Т. 8. М.Д955. С. 333.
Там же. С. 132

6 Спивак М. С. Взаимодействие трагического и комического в поэтике Достоевского//
Дисс.канд. филол. наук. М., 1987. С. 184.

7 Рымарь Н. Т. Введение в теорию романа. Воронеж, 1989, С. 59-60.

человека и все богатство его бытия. Таким образом, роман разрабытывает проблему человека в его отношениях с самим собой и миром в целом как проблему личности в ее взаимоотношениях с обществом. Это материал для трагических коллизий и ситуаций. Какое значение имеет комическое и какова его функция?

Впервые писал о комическом в произведениях Достоевского И. И. Лапшин. С сю точки зрения, Достоевский пользуется едким и злобным смехом сатирика и пародиста. Исследователь говорит, что в художественном мире Достоевского скрывается «адский хохот», полный муки, хотя герои Достоевского иногда смеются как дети8, В 50-е годы появилась статья Д. О. Заславского, где отмечалось, что добрый смех, обнаруживающий «прекрасное» в комическом, звучит в начале литературной деятельности Достоевского чаще, чем в конце. Именно поэтому исследователь обращал большее внимание на анализ ранних произведений Достоевского- «Двойник», «Господин Прохарчин», «Ползунков», «Скверный анекдот» и "комических романов" - «Село Степанчиково и его обитатели», «Дядюшкин сон» и т.п. В конце статьи звучит вывод о том, что «Достоевский обладал могучим даром комического. Этот дар порождал глубокие и реалистические художественные образы, когда он служил верной и острой критике несправедливости" и уродства общественного строя, а юмор был средством в комическом показать прекрасное»9. К изучению смеха у Достоевского обращались некоторые исследователи (например, Р. Г. Назиров, Л. С. Дмитриева, А. Е. Кунильский)10. Они

Лапшин И. И. Комическое в произведениях Достоевского// О Достоевском: Сб. ст. / Под ред. А. Л. Бема. Прага., 1933. С. 34. Смех героев романа «Идиот» мы специально рассмотрим в третьей главе данной диссертации.

9 Заславский Д. О. Заметки о юморе и сатире в произведениях Достоевского//Творчество
Достоевского: Сб. ст. М., 1959. С. 471,

10 См.: Назиров Р. Г. Юмор Достоевского// Русская литература 1870-90-х годов.
Свердловск,1977; Дмитриева Л. С. Комическое в эстетической концепции Достоевского//
Дисс...канд,филол. наук. Донецк, 1983; Кунильский. А, Е. Смех в мире Достоевского.
Петрозаводск, 1994.

рассматривали смех как проявление внутреннего мира героев, и поэтому смех для них являлся, в каком-то смысле, критерием анализа характеров героев. В. А. Туниманов специально концентрировал внимание на "комическом романе" Достоевского, видя в нем ориентацию на драматургические жанры '.

Что касается романа «Идиот», то он получил различную оценку в критике XIX- XX вв. Так, М. Е. Салтыков-Щедрин назвал роман "лучшим произведением Достоевского", отметив, что «гениальность "Идиота" состоит в "лучезарной" задаче-"изобразить тип человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия",- задаче, "перед которою бледнеют всевозможные вопросы

1 'ї

о женском труде, о распределеной ценности" и т.д.»

В начале XX века в понимание акцентируется именно на трагическом начале. Так, Д. С. Мережковский привлек внимание к образу главного героя, сказав, что в князе Мышкине отразилась трагедия "всего одностороннего аскетического христианства"13. О трагизме Настасьи Филипповны писал А. Л. Волынский14. Если Д. С. Мережковский и А. Л. Волынский уделяли главное внимание трагическим образам героев, то другие исследователи подчеркивали трагический характер мировоззрения самого писателя. В этой связи Л. Шестов объяснял внимание писателя к трагической стороне жизни тем, что ему не удалось остаться до конца жизни жрецом своей молодой веры, что ему пришлось отказаться от "положительных идеалов прошлого", изменить им, и это квалифицируется критиком как заслуга и героизм .

11 См.: Туниманов В. А. Творчество Достоевского 1854-1862. Л., 1980. С. 7-66.

12 Щедрин Салтыков М. Е. Поли. собр. соч: В 20 т. Т. 8. М., 1937. С. 438.

13 Мережковский Д. Л. Толстой и Ф.М.Достоевский. Т. 2. Спб., 1909. С. 63.

14 Волынский А. Л. Ф. М. Достовеский. Спб„ 1906. С. 41.

15 См.: Шестов Л. Достовеский и Ницше// Шестов Л. Философия трагедии. Т. 3. Спб.,
1906.

Неслучайно Н. Бердяев отмечал, что разгадывание тайны человека увлекало Достоевского само по себе, безотносительно к социальной и общественной жизни людей. Эту мысль он подтверждает при рассмотрении романа «Идиот», о котором говорится: «В "Идиоте", быть может, в художественно самом современном творении Достоевского, все также исчерпывается миром огненных человеческих отношений»16. При лом критик писал, что жизненную задачу Мышкина составляет проникновение в судьбу всякого человека, но прежде всего двух женщин- Настасьи Филипповны и Аглаи, поскольку Достоевского интересовали лишь гениальные эксперименты над человеческой природой .

В 20-е годы нашего века опубликована работа А. П. Скафтымова, который сказал новое слово о романе, проанализировав психологию главных персонажей произведения с позиций ее авторской заданности. По мысли А. П. Скафтымова, борьба "гордости" и "смирения" занимает центральное место во внутреннем мире героев. При этом он утверждает, что трагическая раздвоенность Настасьи Филипповны заключается в сосуществовании взаимоисключающих начал- гордости и самооправдания, жажды и идеала и прощения, сознания своей недостаточности18.

В поле зрения исследователей попали не только главные герои, но и социально-историческая атмосфера, точнее, различные газетные факты, отраженные в романе «Идиот». В. С. Доброватовская-Любимова пишет, что включенные Достоевским в роман газетные факты имеют важное значение, составляя как бы живой, движущийся

Бердяев Н. Мышкин! Откровение о человеке в творчестве Достоевского// Русская мысль. 1918. No. 3-6 . С. 43.

17 Там же. С. 44.

18 Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа "Идиот"// Творчество Ф. М.
Достоевского /Под ред. Н. Л. Бродского. Л., 1924. С. 144.

фон современной жизни, на котором разыгрывается история «положительно-прекрасного человека» .

В 30-е годы продолжается активное исследование творчества Ф. М. Достоевского. Публикуются записные тетради к романам «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы». При этом значительное внимание уделяется текстологической работе. Некоторые исследователи внимательно прослеживают историю текста, формирование и изменение замысла, так как архивный материал давал возможность более широкого изучения психологии героев Достоевского.

К 75-летию смерти писателя в 1956 г. вышли новые работы монографического и коллективного характера. В одной из первых диссертаций о романе «Идиот» поставлена цель "определить место Ф. М. Достоевского в общественно-литературной борьбе своего времени, показать идейную обусловленность романа «Идиот»"21. В книге рассматривались идеи, композиция и образы героев романа «Идиот» . В 1959 г. вышел сборник статей "Творчество Достоевского", включавший статью Л. П. Гроссмана "Достоевский-художник", в которой прослеживается своеобразие композиции и художествених средств романов Достоевского, а также статью Г. М. Фридлендера "Роман «Идиот»", ще сосредоточено внимание на анализе характеров ряда героев.

,? См.: Доброватовская Любимова В. С. «Идиот» Достоевского и уголовная хроника

его времени// Печать и революция. 1928. No. 3. С. 50.

20 Например, Из архива Ф. М. Достовеского "Идиот", Неизданные материалы / Под ред.

П. Н. Сакулнна и Н. Ф. Бельчикова. М.Л., 1939. С.169-290; Чулков Г. Как работал

Достоевский. М„ 1939; Нерадов Г. Бедный рыцарь// Из архива Ф. М. Достовеского

"Идиот". Неизданные материалы. М.-Л., 1931. С. 293-319.

:! Соркина Д.Л.Роман «Идиот» Ф. М. Достовеского и общественно- литературная

борьба 1860-х годов// Дисс.канд, филол. наук. Л., 1953.

22 Например, Ермилов В, В. Ф. М, Достоевский, М., 1956. Здесь автор определяет роман

«Идиот» как "глубокую социальную трагедию".

Исследование романа «Идиот» продолжалось и в 60-е и в 70-е годы. Одни исследователи обращали внимание на начала реализма у Достоевского, другае сопоставляют художественный мир Достоевского и творчество других писателя в русской и мировой литературе23.

Публикуются и диссертации и работы, в которых рассматриваются проблематика, тематика, поэтика, повествование, образы героев романа «Идииі» . Особенно интересна для нас диссертация Е. А. Поляковой, где обобщается поэтика драмы и эстетика театра на материале романа Ф. М. Достоевского «Идиот», обращается особое внимание на употребление героями театральных терминов- "трагедия", "комедия", "сцена", "роль", "игра" и т.д., подчеркивается, что поэтика драмы, используемая писателем, ведет к постановке проблемы эстетического отношения в театральном мире. И в то же время драматургическая архитектоника у Достоевского не есть самоцель, ее использование в романе и даже ее выделенностъ есть часть его общей художественной структуры25. При анализе характерных черт таких героев, как Иволган и Лебедев, отмечается, что комическое становится элементом трагедии, если позиция смеющегося перенесена внутрь действия . В этом плане можно

Например, Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М.-Л.Д964; Альтман М. С. Достоевский. По вехам имен. Саратов, 1975. Особенно Альтмана заинтересовала параллель между «Идиотом» н «Дамой с камелиями» Дюма. Именно поэтому он сопоставлял образ Настасьи Филипповны и образ Готье.

24 В качестве примера можно назвать диссертации см.: Тюхова Е. В. О проблематике и поэтике романа Достоевского «Идиот». Орел., 19б5;Нальгиева X. Ш. Мастерство психологического анализа Достоевского в романе "Идиот". Ростов н/Д., 1971; Середеико И. И. Романы Ф.М. Достоевского 1860-х годов и проблема трагического. Алма-Ата, 1975; Викторович В, А. Проблема повестваяия в творчестве Достоевского 60-х годов. Горький, 1978; Анвар М. И. Композиция романа Достоевского "Идиот". М., 1983; Слизина И, А. Творческая концепция "положительно прекрасного человека". Свердловск, 1986, и др.

См.: Полякова Е. А. Поэтика драмы и эстетика театра в романах "Идиот" Ф. М. Достоевского и "Анна Каренина" Л. Толстого// Дисс.канд. филол. наук. М., 1997. С. 102-103. 26 Там же. С. 154.

сказать, что, с одной стороны, трагическое становится "подкладкой" комического и лишается ореола возвышенного, а, с другой стороны, комическое является отсветом трагического и даже усиливает трагическое. Итак, в исследованиях о романе анализ трагического очень часто соседствует с анализом комического.

Однако связь между этими проблемами трактуется по-разному. В соьрсмснпий эстетике можно выделить гри группы работ, так или иначе ставивших вопрос о соотношении трагического и комического. Первую группу составляют исследования, в которых категории трагического и комического рассматриваются раздельно. К таким можно отнести монографию В. Я. Проппа- «Проблема комизма и смеха», где отмечается, что противопоставление комического трагическому не вскрывает сущности комизма, что природа комического может и должна быть определена "без всякой оглядки на трагическое" . Вслед за В, Я. Проппом, А. Вульс подходит к проблеме определения комического, не соотнося его с трагическим28. Эти исследователи считают, что комическое может быть определено как самостоятельная категория.

Во вторую группу "входят" авторы, для которых взаимосвязь между комическим и трагическим оценивается как сущностная. Эти исследователи рассматривают трагикомическое как любопытный и неожиданный эффект совпадения смешного и грустного, веселого и жуткого и т.д. Несмотря на то,что они констатируют сочетание начал трагического и комического, они не исследуют сущность сочетания или взаимосвязи трагического и комического. Они просто объясняют сочетание двух эстетических феноменов как особое явление. К этой группе принадлежат работы Ю. Борева, М. Кагана, А. Зися29.

27 Пропп В. Я. Проблема комизма и смеха. М„ 1976. С, 8.

28 См.: Вульс А. Метаморфозы комического. М., 1976.

29 См.:Борев Ю. О трагическом. М„ 1961; Он же О комическом. М., 1957; Каган М.С.
Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л„ 1963-1966; Зись А. Искусство и
эстетика. М., 1967,

И наконец, можно выделить третью группу работ, так или иначе затрагивающих проблему взаимосвязи комического и трагического. К этой группе относятся работы Я. Е. Эльсберга, А. А. Карягина, В. П. Шестакова, которые попытались объяснить проблему комического и трагического через понятие драматического или явление гармонии эстетических категорий30. Кроме этих ученых, о сочетании трагического и комического писали А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков, В. Б, Черкасов и др31. При этом А. Ф. Лосев и В. П. Шестаков отмечали, что значение эстетических категорий в различные исторические эпохи меняется, причем одна и та же категория могла обладать одновременно различным содержанием в зависимости от системы эстетических и художественных представлений. Исследователи делают вывод о том, что в определенной системе эстетических категорий, в определенном понятийном языке эстетики фиксируется определенный тип эстетического восприятия32. Эти ученые уделяют особое внимание изменению значения эстетических категорий и эстетических восприятий во времени. М.. Рюмина постаралась найти общие черты в комическом и трагическом как в эстетическом феномене. Для исследователя общность трагического и комического как эстетических феноменов состоит в том, что оба они основаны на отражении жизненных противоречий особенным образом-через возникновение видимости и ее разрушение33. Кажется, именно

См.: Эльсберг Я. Е. Вопросы теории сатиры. М.„ 1975; Карягин А. А. Драма как эстетическая проблема. М., 1971; Шестаков В. П. Гармония как эстетическая категория. М„ 1973,

ї] См.: Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965; Черкасов В, Б, Проблема трагикомического в теории искусства// Дисс... канд. филол. наук. Л., 1978; Спивак М. Л. Взаимодействие комического и трагического в поэтике Достоевского («Бесы», «Братья Карамазовы»)// Дисс... канд. филол, наук. М., 1987; Рюмина М.. Тайна смеха или эстетика комического. М., 1998.

32 Лосев А. Ф„ Шестаков В. П. Указ. соч. С. 371.

33 Рюмина М. Тайна смеха или эстетика комического. М., 1998. С. 85.

этой общностью можно объяснить возможность сочетания противоположных начал.

Итак, названные работы свидетельствуют о том, что интересующий нас аспект проблемы еще находится в стадии разработки и ждет своего решения. При рассмотрении комического и трагического мы будем опираться на исследования не только лиїсрагуроведов, но и философов.

Структура диссертации подчинена ее основным задачам. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

В первой главе описываются и анализируюся различные понятия, являющиеся основополагающими для нашей работы. Эта глава ("Теория трагического и комического в эстетике и литературоведении") посвящена истории толкований трагического и комического от Аристотеля и до экзистенциализма XX века. В первом параграфе ("Проблема трагического") рассматривается понятие трагического от античности до нашего века. При этом мы постараемся понять сущность трагического, несмотря на разные взгляды на это. понятие. Второй паратраф (/'Проблема комического и смеха") посвящена рассмотрению комического в разных аспектах литературоведения, эстетики и философии. Здесь мы опираемся на теории В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, М. М. Бахтина, М, Рюминой, ибо именно их теории позволяют рассмотреть комическое как целостность, единство и даже критерий, по которому можно понять суть многих разнообразных явлений жизни. Вместе с тем в этом параграфе сделана попытка разобраться в основных мотивах комического и в то же время классифицировать комическое (юмор, остроумие, иронию, сатиру, пародию, гротеск, сарказм). В третьем параграфе ("Проблема сочетания трагического и комического") прослеживается проблема сочетания трагического и комического. Здесь отмечается механизм сочетания трагического и комического в историии литературы (Шекспир, Сервантес, Мольер) и в истории эстетики ( Платон, Аристель, Вольтер, Дидро, Шеллинг, А. В.

Шлегель, Г. В. Ф. Гегель, В. Г. Белинский, М. М. Бахтин, А. Зись, М. Рюмина).

Во второй главе ("Проблема трагического и комического в поэтике Ф. М. Достоевского") прослеживается развитие взгляда на трагическое и комическое и их взаимодействие в творчестве Ф. М. Достоевского. В первом параграфе ("Понимание Ф. М. Достоевским комическою и смеха") рассматривается проблема комического и смеха в поэтике Достоевского, в частности, на материале ранних произведений и "комического романа". Во втором параграфе ("Проблема трагического в поэтике Достоевского") делается попытка охарактеризовать трагическое в поэтике Достоевского в свете мировоззрения писателя. Естественно, что материал данной главы не позволяет учесть и вместить в себя абсолютно все позиции и точки зрения, имеющиеся в науке. Но учтенные нами подходы и мнения позволили разработать и определить свою позицию по поводу трагического и комического и их соотношения.

В третьей главе ("Проблема трагического и комического в романной структуре «Идиота»") конкретно анализуется роман Ф. М. Достоевского «Идиот» и устанавливаются в нем трагические и комические элементы на уровне персонажей (их характеров и рассказов), ситуаций и событий. При этом мы учитываем своеобразие романа как литературного жанра, поскольку в произведении содержится романная ситуация и конфликт между романным героем как личностью и обществом (окрущающей средой).

В заключении подводятся итоги исследования.

Проблема комического и смеха в эстетике и литературоведении

В поисках ответа на вопрос, что такое трагическое, исследователи идут разными путями. Так, современные ученые называют трагическое так же как комическое, романтику, героику и тд. либо эстетическими категориями, либо метафизическими категориями (Р. Ингарден), либо видами пафоса, либо "модусами художественности", воплощающими авторскую концепцию личности и характеризующими произведение как целое (В. И. Тюпа)2. Несмотря на разные точки зрения, понятие трагического, прежде всего ассоцируется с трагедией как жанром, ибо трагическое, с одной стороны, является сущностью трагедии, ( слово "трагедия" происходит от "tragodia",4TO обозначает козлиную песнь3) а с другой стороны, само оно возникает от слова трагедии.

Традиционное понимание трагического восходит к Аристотелю. Согласно Аристотелю, трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, подражание при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной, посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов4. Он считает целью трагедии какое-нибудь действие. С его точки зрения, именно действие и фабула (по опеределению Аристотеля, фабула является подражанием действию) составляют цель трагедии. Аристотель утверждает, что действующие лица бывают счастливыми и несчастными в результате действия, без которого, по мнению философа, невозможна трагедия. Рассматривая трагедию как подражание действию, Аристотель выделяет две причины действий - мысль и характер: «Поскольку действие совершается действующими людьми, которые необходимо должны быть каковы-нибудь по характеру и образу мыслей, то естественно являются две причины действий - мысль и характер, в соответствии с которыми все проходят или к удаче или к неудаче»5. Аристотель понимает под характерами «то, почему мы действующих лиц называем какими-нибудь», а под мыслью - то, в чем говорящие указывают на что-то конкретное или выражают общее суждение. По словам античного философа, характеры действующих лиц должны быть "благородными", "подходящими", "правдоподобными", и "последовательными". При этом он подчеркивает, что «характер будет благородным, если обнаружит благородное направление воли»6. Это, с точки зрения философа, первый и самый важный пункт характера. Вместе с тем философ обращает особое внимание на активность, нравственную ответственность трагедийного героя даже в его несчастье, отстаивает глубоко нравственный и сугубо философский смысл трагедии7.

Таким образом, при рассмотрении трагедии для Аристотеля важно действие, поскольку оно является целью трагедии. При этом характер менее важен, чем действие, и должен быть "благородным". По-видимому, характер, в понимании Аристотеля, ограничен и занимает второе место.

Самостоятельное действование и ответственность за него - это центральная приилема античной трагедии . однако в отличие от трагического героя баррокко и классицизма, герой античной трагедии еще не знает о трагическом конфликте чувства, личной страсти и долга. Здесь сущность трагедии заключается в неведении героя, его ошибке, которые возбуждают ужас и сострадание у зрителей. Так, Аристотель считает конечной целью трагедии очищение путем сострадания и страха.

Итак, в центре внимания "Поэтики" Аристотеля - воздействие трагического и формально-технические проблемы трагедии, но не самый феномен трагического, понимание которого Аристотелем может быть вскрыто лишь на основе анализа всей его философии и прежде всего "Метафизики"9. А. Ф. Лосев полагает, что «с точки зрения Аристотеля, и, как кажется, всей греческой философии, весь мир представляет собой трагическое целое./.../ В мире вечно творится преступление, вечно искупается и преодолевается вина, и вечно сияет катарчески-просветления, блаженная первоэнергия всеобщей, поэтому трагедия человека есть частный и, быть может, наиболее показательный случай общего мирового трагизма» . Таким образом, теория трагического у Аристотеля стала в истории эстетической мысли образцом теоретического исследования и вместе с тем объектом спора. И все же она послужила отправным пунктом при создании теоретических концепций трагического в более поздних работах Г. Э. Лессинга, Ф. Шиллера и Г. В. Ф. Гегеля и др.

Качественное обновление трагического типа содержания (термин Г. Н. Поспелова, затем этот термин используют И. Ф. Волков и М. А. Лазарева) произошло в эпоху Возрождения. Для трагедии Возрождения характерна ситуация, в пределах которой трагический персонаж является выразителем подлинных ценностей, носителем естественной, родовой, человеческой природы, когда все остальное предстает как выражение этой сущности человеческой бытия. Трагическое в это время определяется как особый тип художественного содержания. При этом трагическое постоянно переплетается с элементами комического например, в новеллах Боккаччо, в пьесах Шекспира и др11. Это означает, что трагедия Возрождении свободна от какой-либо нормативности по сравнению с античной трагедией. В период Возрождения формально далекая от античности шекспировская трагедия изображает бесконечную реальность, глубокую кризисность человеческого мира. В силу этого в трагедии Возрождения центральное место занимает именно трагическая ситуация. Кроме того, трагическое проявляется не только в трагедии, но и в других жанрах, подчас сочетаясь с комическими элементами.

Понимание Ф.М.Достоевским смеха н комического

Возможности Ф.МДостоевского в области воспроизведения комического гораздо меньше представлены исследователямллем его талант в воссоздании трагических ситуаций и характеров.

Что касается понимания комического самим Достоевским, оно, по-видимому, складывается под влиянием Н. В. Гоголя. Некоторые ученые уделяют особое внимание влиянию Гоголя на молодого Достоевского. Так, Ю. Н. Тынянов в своей статье отмечает, что в ранних произведениях Достоевского, особенно в «Бедных людях», «Господине Прохарчине», «Двойнике», «Хозяйке», «Романе в девяти письмах», гоголевская традиция обнаруживается в образах персонажей и некоторых приемах (например, в приеме "словесной маски"), использованы гиперболы и параллелизмы. При этом подчеркивается, что стиль Достоевского явно повторяет, варьирует, комбинирует стиль Гоголя - в особености высокий и комический стиль . В. В. Виноградов также утверждает, что «гоголевское начало» оставалось в первых повестях Достоевского доминирующим, несмотря на то, что сам Достоевский восхищается не только Гоголем, но и Пушкиным и Лермонтовым2.

Н. А. Некрасов, прочитав роман «Бедные люди», сообщил Белинскому о появлении в русской литературе нового Гоголя. Эти слова свидетельствуют о том, что автора «Бедных людей» поэт воспринял как непосредственного преемника и последователя Гоголя, тем более что молодой Достоевский ставит в центр своего творчества тему "Петербурга", "маленького" человека. Что касается образа "маленького" человека, то в отличие от Гоголя, главным предметом размышлений Достоевского становится не простой и элементарный внутренне, а сложный, мыслящий «бедный человек». Как известно, отправной точкой для написания романа «Бедные люди» послужила повесть Гоголя «Шинель»(1842) . Но мы не будем подробно останавливаться на теме влияния Гоголя на Достоевского. И поэтому ограничимся лишь тем, как понимает комическое сам Достоевский и каким образом это отражается в его творчестве. Как известно, Достоевский писал о «страшном могуществе смеха » Гоголя: это могущество не выражалось так сильно «еще никогда, ни в ком, нигде, ни в чьей литературе с тех пор, как создалась земля »(13, ЮЗ)5, Интересно, что Достоевский называл смех Гоголя «маской», прикрытием чувств, совсем не смешных.

Достоевский мотивировал характеры своих героев внутренним сложным содержанием, и именно с этим связаны трагические конфликты в произведениях Достоевского. Следует указать, что способность Достоевского, как отметил Белинский, - «смешить и глубоко потрясать душу читателя в одно и то же время, заставить его улыбаться сквозь слезы». И в то же время критик считал, что «трагический элемент глубоко проникает собою весь роман». Здесь имеется в виду, что «страшная сцена», «не менее ужасна эта картина», «это слезы, рыдание, вопль, раздирающий душу» (в последнем письме Девушкина)6.

Согласно А. Е. Кунильскому, в романе «Бедные люди» смех присутствует и как принадлежность «письма» и как предмет изображения. При этом ученый обращает особое внимание на комический эффект, возникающий в письмах Макара Девушкина в результате стилистических диссонансов, комизм его поведения, проистекающий из простодушия и наивности героя, а также комизм ситуаций7. Одновременно многообразный смех (в частности, насмешка преследователя Девушкина и господина Быкова), прежде всего, играют важную роль в усилении трагической ситуации героя и героини. Именно из-за такого смеха герой чувствовал себя "униженным и оскорбленным".

Как понимал Достоевский «тайну юмора» при создании "маленького человека"? Для Достоевского юмор открывает прекрасное в комическом. Он будит сострадание к «смешнему человеку», поскольку Достоевский заставлял читателей "смеяться" над комическими сторонами Макара Алексеевича, при описании среды, окружающей героев повести и обстановки. И в то же время автор романа подчеркивает другую сторону этого смеха - глубочайщую драму «бедных людей», их моральный облик8. Макар Алексеевич смешон, но писатель смеется для того, чтобы вызывать сострадание, чтобы сострадание, чтобы передать читателю чувство возмущения теми общественными условиями, которые создают драму «бедных людей» и обрекают их на гибель. Можно сказать, что смешное в главном герое помогло показать его простую, благородную душу, его непосредственность, роднившую его с детьми9. Таким образом, сквозь видимый миру смех истинно проступают невидимые миру слезы.

Вслед за романом «Бедные люди» Достоевский использовал прием смеха и в других произведениях; в «Двойнике», f «Господине Прохарчине», «Ползункове», рассказе «Чужая жена и муж под кроватью», «Крокодиле» и др. Достоевский все более понимал глубокий смысл смеха или комического и воплощал это в образах персонажей или различных ситуациях. В «Двойнике» юмор помогает почувствовать сострадание к душе Годядкина, которая раздвоена из-за внутренного конфликта, который, с одной стороны, возбуждает смех, а с другой стороны, вызывает сожаление.

Проблема трагического в поэтике Ф. М. Достоевского

Несмотря на то, что сам Достоевский нигде не излагал свою 38 теорию трагического , можно уяснить, как понимал писатель трагическое, опираясь на его художественные произведения. Как упоминалось выше, понятие трагического на протяжении веков видоизменялось, каждая эстетическая теория выявляла в трагическом вечное, неизменное, и относительное, изменяющееся, характерное для определенного времени. Основываясь на этом, постараемся обратить внимание на природу, роль и место трагического в понимании Ф. М. Достоевского. Понимание трагического Достоевским, прежде всего, определено взглядами писателя на бытие человека, его историю, природу человеческой личности. При этом материалом могут служить черновые наброски к статьям и произведениям, публицистика писателя, его художественное творчество, письма.

Уже в молодости Достоевский интересовался трагическими образами и трагической тематикой не только в русской, но и в мировой литературе. Достоевского привлекали такие образы, как главный герой в трагедии «Борис Годунов», Евгений в «Медном всаднике», герои Шекспира в трагедиях «Гамлет», «Король Лир» и др. При этом интерес к трагическим образам и темам мировой литературы сочетается у него в юношеские годы с настороженным отношением к «мрачной мании характеров байроновских», которым Достоевский предпочитает «прекрасное, возвышенное созданье», «правильный очерк человека», что он находит у Шекспира, Шиллера, Пушкина, Гюго (Письма, 1, 56).

Будущий создатель жанра "романа-трагедии" уже в молодости воспринимал жизнь под знаком напряженного внутреннего драматизма, ооостреннош внимания к трагическим сторонам жизни" . Трагические произведения Пушкина учили Достоевского завязывать тугие сюжетные узлы, которые герою приходилось разрубать, как в драме, и не в прошлом, а в настоящем, как бы на глазах у читателя. Как отмечает В. Я. Кирпотин, опираясь на Пушкина, Достоевский нашел новые сюжетные ходы и новые формы для концентрации и выявления таящихся в повседневности трагических конфликтов и трагических взрывов40. Обращаясь к Шекспиру, Достоевский пишет:«Но видеть одну жесткую оболочку, под которой томится вселенная, знать, что одного взрыва воли достаточно, чтобы разбить ее и слиться с вечностью, знать и быть как последнее из созданий... ужасно! Как малодушен человек! Гамлет! Гамлет! Когда я вспомню эти бурные, дикие речи, в которых звучит стенанье оцепенелого мира, тогда ни грусть, ни ропот, ни укор не сжимают груди моей... » (Письма, 1, 46).

Достоевский, думая о древней трагедии, говорил об историческом взаимоотношении литературы и нравственного идеала: «Древняя трагедия - богослужение, а Шекспир отчаяние. Что отчаяннее Дон Кихота. Красота Дездемоны только принесена в жертву /.../ Шекспир наших времен тоже вносил бы отчаяние. Но во времена Шекспира была еще крепка вера. Теперь же все действительно хотят счастья»(24, 160). Эти записки показывают, как сам Достоевский возвращался к мысли о Шекспире как поэте отчаяния. Для

Достоевского отчаяние - выражение кризиса, распадения древной гармонии. Он находил его у Шекспира41.

Продолжая традиции Пушкина, Гоголя, Достоевский стремился вскрыть в своих произведениях то глубокое трагическое содержание, которое скрывалось под прозаической оболочкой современной ему жизни. Отсюда характерное для романов Достоевского сочетание прозаической обыденности и возвышенного трагизма.42 Что касается "прозаической обыденности", это прежде всего связано с интересом Достоевского к действительности.

При этом Достоевский не забывает, что трагедия сосредоточивается, главным образом, на отношениях человека и общества, и поэтому он уделял свое основное внимание действительности. Он изложил свое понимание трагического в наброске предисловия к роману «Подросток», где характеризовал историческую ситуацию пореформенной России как трагическую ; « Нет оснований нашему обществу, не выжито правил, потому что и жизни не было. Колоссальное потрясение - и все прерывается, падает, отрицается, как бы и не существовало. Что может быть трагичнее общества, ие имеющего оснований, то есть фундамента, почвы, опоры, не выработавшего правил, наконец, общества, у которого и жизни не было...»43. Здесь обнаруживаются трагические размышления Достоевского об истории России и человечества. С его точки зрения, разобщенность людей, отсутствие общих правил и идеалов - вот что стало причиной трагизма человеческих судеб. Вместе с тем, писатель утверждает, что трагедия "русского большинства" заключается в том, что человек приговорен был к страданиям, к разврату, к преступлению, хотя был достоин лучшей участи, ибо умел отличить уродливое от прекрасного, стремился к лучшему.

Таким образом, Достоевский обращает большое внимание на трагические явления, факты и события, которые произошли в действительности. Недаром для писателя очень важен газетный факт. Об этом он сам писал: «В каждом нумере газеты вы встречаете отчет о самых действительных фактах и о самых мудреных. Для писателей наших они фантастичны; да они и не занимаются ими; а между тем они действительность, потому что они факты. Кто же будет их замечать, их разъяснять и записывать?» (Письма, 2, 169). В газетных фактах Достоевский искал и находил ответы на вопросы, которые его постоянно волновали, и устанавливал связь отдельных фактов со всей системой явлений, присущих данному моменту.

Трагические герои - Рогожин, Настасья Филипповна, Аглая, Ипполит

Князь Мышкин не является единственным трагическим героем в романе «Идиот». Кроме него, трагическими героями можно считать Рогожина, Настасью Филипповну, Аглаю, Ипполита. Характерные черты этих героев так или иначе проявляются во взаимоотношениях с Мышкиным.

На первых страницах романа вместе с Мышкиным появляются Рогожин и Лебедев. Они случайно оказались вместе, попав в один вагон, но эта случайность повторится и в конце романа- у трупа Настасьи Филипповны Рогожин будет вместе с Мышкиным. Для Рогожина Мышкин оказывается соперником, после того как они встретились на именинах Настасьи Филипповны. И поэтому Рогожин не только следует за Мышкиным, но и покушается на его убийсто. В конечном счете, Рогожин показывает Мышкину труп Настасьи Филипповны, "жертву" своей страсти, как бы сообщая о своей победе своему сопернику - Мышкину.

Злоба Рогожина по отношению к сопернику отражается не только в его смехе, но и в его словах: «Я тебя не люблю... Каждому твоему слову верю и знаю, что ты меня не обманывал никогда и впредь не обманешь; а я тебя все-таки не люблю»(8, 302). Рогожин считает, что «жалость Мышкина еще пуще своей любви»(8, 177). На эти высказывания Рогожина Мышкин верно отвечал :«Что же, твою любовь от злости не отличишь,- улыбнулся князь,- а пройдет она, так, может, еще пуще беда будет. Я, брат Парфен, уж это тебе говорю,..»(8, 177); и еще: «Все это ревность, Парфен, все это болезнь, все это ты безмерно преувеличил..»(8, 180).

Но на самом деле князь Мышкин успокаивает Рогожина и вместе с ним ночует:«... князь протягивал к нему тогда свою дрожащую руку и тихо дотрогивался до его головы, до его волос, гладил их и гладил его щеки... больше он ничего не мог сделать!»(8, 506). Точнее, оказалось, что они являются не столько соперниками, сколько друзьями.

В черновиках Досшеъикий пишет о Рогожине: «Рогожин уведомляет князя»; «Является выручать Рогожин, выходит князь»(9, 227). К этому можно добавить, что подлинное авторское осмысление фамилии «Рогожин» связано, как почти всегда у Достоевского, с одной из существеннейших черт характера героя, носителя данной фамилии, которая напоминает известный московский раскольничий центр, находящийся вокруг Рогожского кладбища38. Правда, Рогожин, по мысли Л. А. Левина, является единственным из героев романа, кто воспринимает Мышкина как юродивого, всерьез, как всегда воспринимали человека Божьего русские купцы. Так что каждое слово, сказанное князем Рогожину, может звучать гораздо более весомо, чем он сам хотел бы и мог бы себе представить . В конце первой главы первой части Рогожин говорит про Мышкина: «Ну коли так, - воскликнул Рогожин,- совсем ты, князь, выходишь юродивый, и таких, как ты, Бог любит!»(8, 14).

Уже с первой встречи о Рогожиным князь Мышкин предчувствует трагический характер его судьбы. Вот его первый портрет: «Особенно приметна была в этом лице его мертвая бледность, придававшая всей физиономии молодого человека изможденный вид, несмотря на довольно крепкое сложение, и вместе с тем что-то страстное, до страдания, не гармонировавшее с нахальною и грубою улыбкой и с резким, самодовольным его взглядом»(8, 5).

О смехе Рогожина говорится довольно много. И его смех весьма показателен. Через смех дается его этическая оценка. Достоевский пишет о нем; Рогожин «хохотал так, будто он был в каком-то припадке»(8, 183); У него «злая насмешка»(8, Ї77), «горькая усмешка»(8, 179), «горькая и почти насмешливая улыбка»(8, 184), «бешеная улыбка»(8, 195). Трагическое начало проявляется именно через "искаженный" смех, в котором содержится какой-то внутренний конфликт. Трудно не согласиться с мнением В. Е. Хализева о том, что недобрый смех Рогожина связан с мучительными переживаниями. Вместе с тем его смех откровенно злой, предельно агрессивный, не терпящий сопротивления и отпора. Смеховые моменты, которыми Достоевский «обставляет» действия Рогожина, усиливают ощущение трагизма участи человека, не сладившего со своевольно-эгоистической страстью, отчего одержимость сводит его жизнь к бессмысленной и исступленной погоне за любимым существом40.

По словам А. Скафтымова, невозможность обладать любимым, быть причастным к нему, сознание своей отверженности обращается в Рогожине направленностью на злобу к любимой. И чем сильнее любовь, тем сильнее и ненависть41. Так, Рогожин любит Настасью Филипповну, и ее, любимую, ненавидит, и ненавидит потому, что любит. Именно потому, что она любимая, горит он влечением иметь ее всю себе, неосуществленность влечения разжигает злобу. В этом смысле убийство Настасьи Филипповны Рогожиным - это крайнее выражение вмешательства в тихую обитель любви разрушительных стихий гордого личного начала . Любовь Рогожина к Настасье Филипповне является угрюмой, мрачной и подозрительной любовью собственника. При этом страсть к Настасье Филиппвне сжигает Рогожина и в то же время вызывает у него бешеную ненависть к ней же, ибо он не может простить ей постоянного унижения, на которое обрекает его эта страсть.

Однако главное, по мысли Г. М. Фридлендера, это то, что под влиянием любви в Рогожине начинается внутренняя борьба, которой не знали его родные,- борьба между темными, собственническими инстинктами и человеческими сторонами его натуры. «Самая страсть гошжина к Настасье Филипповне есть проявление этой борьбы, бунт страстной и сильной натуры против безобразия и нравственного отупения своей среды »43. Очевидно, для Рогожина любовь является и причиной внутренней борьбы и в то же время причиной его трагической судьбы. Трагичность судьбы Рогожина, согласно Г. М. Фридлендеру, заключается в том, что, несмотря на происходящую в нем борьбу, собственник, в конечном счете, побеждает еще не успевшего раскрыться в Рогожине человека. Страдая внутренне от пустоты своего существования и сжигающей его дикой страсти, Рогожин в то же время не способен увидеть в Настасье Филипповне такого же страдающего человека, как он сам, понять смысл происходящей в ней борьбы44. Именно в этом и заключается различие между Рогожиным и Мыщкиным. На самом деле Рогожин, весь устремленный, подобно Мышкину, к любви, прощению и состраданию, не может, однако, в отличие от своего названного брата, сострадать другому и прощать другого, а может лишь страдать сам и искать прощения для одного лишь себя . В Рогожине господствуют не логика, не ум, не рассудок, а чувство, которое привело его к трагедии.

Похожие диссертации на Проблема трагического и комического