Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие китайской прозы в 80-е годы XX века Ван Цзябо

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ван Цзябо. Развитие китайской прозы в 80-е годы XX века : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.06 / Рос. АН Ин-т мир. лит. им. А. М. Горького.- Москва, 1992.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-2/3379-x

Введение к работе

Актуальность темы определяется не только возросшей общественной значимостью "литературы нового периода" и прежде всего художественной прозы в духовной жизни Китая наших дней, но и особой ее ролью в национальном литературном процессе второй половины XX века, обусловленной бурным подъемом в развитии современной китайской прозы, происшедшим за сравнительно короткий срок. Данная тема особенно важна, поскольку дает возможность осмыслить достижения нынешних китайских писателей в широком кой тексте движения всей китайской литературы второй половины нашего столетия. К тому же произведения "последнего десятилетия" убедительно раскрывают богатство внутренней жизни и характеров людей, принадлежащих к различным слоям китайского общества, вы-

являя'их сложность, неодномерность и вместе с тем помогают осмыслить пути сближения китайской литературы с общемировым литературным 'процессом.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы попытаться воссоздать целостную картину развития китайской художественной прозы 80-х годов, показать ее возрождение в этот переломный период, значение в этом процессе лучших гуманистических традиций русской литературы XIX и XX веков; осмыслить новые черты характера героев произведений китайских прозаиков; проследить эволюцию художественно-выразительных средств китайской прозы данного периода; выявить черты новаторства в художественной речи современных китайских писателей.

Научная новизна диссертации состоит в том, *то данная тема впервые является объектом специального исследования в российском китаеведении, проведенного китайским автором, который основывается на анализе обширного материала, собранниго им из китайских источников. В диссертации впервые в таких рамках исследуются новые явления в китайской прозе 80-х годов, специально рассматривается проблема художественно-выразительных средств "литературы нового периода", устанавливаются их функции, роль и назначение. Задача проведенного анализа состоит в том, чтобы попытаться дать объективную оценку развития китайской прозы 80-х годов.

Методологическую основу работы составляют творчески обобщенные автором теоретические положения и конкретные подходы, содержащиеся в теоретико-литературных и специальных исследованиях российских и китайские ученых. Важной опорой для работы послу-

- Ефимов А. Образная речь художественного произведения // Вопросы литературы. - 1959. - Jt 8; Серебряков Е.А. Сравнения в стихах Лу Ю (П25-І2І0) // Вестник Ленинградского университета. - 1967. - й 2; Куприянова Е.Н. Историко-литературный процесс как научное понятие // Историко-литературный процесс. Проблемы и методы, изучения. - Л., 1974; Маркова С.Д. Маоизм и интеллигенция. Проблемы и события (1956-1973). - Ы., 1975; Горелов В.И. Стилистика современного китайского языка. - М., 1979; Желоховцев А.Н. Литературная теория и политическая борьба в КНР. - Ы., Ї979; Рифтин Б.Л. От мифа к роману: эволюция изображения персонажа в

жили также обобщающие историко-литературные труда, изданные в Китае в 80-е года . Кроме того, в диссертации использовались материалы китайских журнальных и газетных публикаций.

В последние годы как китайскими литературоведами, так и русскгг.ш китаеведами была проделана значительная работа в изучении современной китайской прозы, а также ее популяризации, алеете с тем следует отметить, что общий научно-методологический уровень ряда китайских работ о современной литературе, на наш взгляд, еще сравнительно невысок. Поэтому в данной диссертации автор стреьяілся опереться на теоретические разработки российских литературоведов. Не говоря о том, что переосмысления и изучения требуют многие аспекты, в частности, проблема развития языка современной китайской художественной прозы, которая осталась, по существу, вне поля зрения и китайских, и российских ученых .

китайской литературе. - М., 1979; Торопцев С.А. Открытие личности. Заметки о китайской психологической прозе // Литературное обозрение. - 1384. - JS I; Китайская Народная Республика. Политика, экономика, культура: Ежегодник.-- М., І98І-І989 и др,

** Цзоу Пин. Сяньшичжу.т цзияшэнь хэ доян дэ чуанцзо фанфа (Дух реализма и многообразие творческих методов) // Взньсюэ пин-лунь. - 1982. — № 5; Лю Цзайфу. Лунь вэыьсаэ дэ чяутпсия (О субъективности в литературе) // Взньсюэ пивлунь. - 1985. - . I; Ян И. Чкунго сяньдай сяошо ши (История китайской прозы XX в.). -Пекин, 1986; Чжан Дун. Чзунго дандай вэпьеюэ (Современная литература Китая). -.Пекин, 1988 и др.

Хуан Свцзи. Чяунго дандай взньсюэ сычао ши (История литературных течений современного Китая). - Пзкин, 1984; Чнунго дандай взньсюэ цзянь ши (Краткая история современной китайской литературы). - Пекин, 1987 п др.

Единственной работой такого рода в российском китаеведении до сих пор остается упомянутая выше статья Е.А.Серебрякова, в которой рассматривается специфика употребления сравнений в стихах китайского автора ХП в.

Практическое значение диссертации определяется тем, что результаты проведенного исследования могут быть использованы в курсах лекций по китайской литературе, при создании обобщающих трудов по современным литературам народов Азии, при изучении русско-китайских литературных связей XX века, при выявлении места китайской литературы в современном мировом литературном процессе.

Апробация исследования. Работа была обсуждена на заседании отдела литератур Азии и Африки Института мировой литературы им.Горького РАН 16 января 1992 г. и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.