Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная художественная проза Бирмы в контексте традиционной идеологии Западова, Елена Александровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Западова, Елена Александровна. Современная художественная проза Бирмы в контексте традиционной идеологии : автореферат дис. ... доктора филологических наук : 10.01.06.- Москва, 1991.- 38 с.: ил.

Введение к работе

, Обоснование темы. Изучение истории современной бирманском :ct[художественной проза, т.е. прозы, не связанной с позднеоредне-"* вековым литературным каноном, имеет вплоть до настоящего времени фрагментарный характер, что объясняется вкусами и пристрастиями исследователей как в самой Бирме, так и в мировой (включая советскую) бирманистике. Перечень работ, посвященных <овре-менной бирманской прозе, весьма скуден: в Бирме - ато в основной работы критические, не претендующие на теоретический чклад (Зоджи, У Тин Фат, Те Toy, Дагон Тая, Мин Джо, Нат Нве, Ме;...»о Моу Чи, У Аун Тин и др.); в зарубежной бирманистике можно указать только трех исследователей, каждый из которых занят осмыслением частной проблематики: А.йше,(ФРГ)« Д.БечкоЕа (ЧС*Р), А.Эллотт (Великобритания). В СССР изучение современной бирманской литературы идет в двух направлениях: художественный перевод и реконструкция фрагментов историко-литературного процесса (U.M. Осипов, Г.П.Попов, автор данной работы). Однако до сих пор ни в Бирме, ни в СССР, ни в мировой бирманистике еще не ставилась задача предпринять исследование обобщающего характера, разработать целоотную теоретическую картину историко-литературного процесса, начиная с УО-х гг. АІХ в. Отсутствие подобной картины, намеченной хотя бы в періїим приближении, - серьезнее препятствие в изучении отдельных проблем и периодов в истории современной словесности. Развитие современной бирманской прозы рассматривается либо как неполный аналог процессам, происходившим в еьропеисіой литературе, т.е. специфичность духовной культуры растворяется в общем. Либо утверждается примат особенного, т.е. исключительная іиіцлоіш.;ьная самобытность и, следоваті ь-но, принципиальшін носо.ітноскмость о общими законами развития мироной художественной словеонисти (что характерно для крлти-ков-бирмшшеи).

Актуальность /солоді .пиния. Актунлыюсть настоящего исследования обусловлено двумя Факторами ^ндвменталыюго характоре: во-первых, прежде чем залишіться целью ) асемотреїш бі'.рканскиї литература ив фоне всемирного литературного процесса, необходимо, ни ниш нэгляд, проанализировать духовную, целостную сыпь втой литеритуры о традіїщ ^шими идеологическими системами -буддизмом (в его специфический бирманской традиции) и Дооуддии-

скими верованиями, элемеьты которых обрели свое прочное закрепление е общественном сознании. Роль религии, традиционной идеологии, ее влияние на художественное творчество писателей не следует, разумеется, абсолютизировать, но весьма оплбочной является и недооценка или неосознанное забвение этого фактора. Историко-культурный процесс з Бирме НХ-ХХ вв. развивался таким образом, что на различных его этапах буддизм играл неоднозначную по важности рель, что опосредованно находит овое отражение в литературном творчестве, v частности, в художественной прозе. Исследуя влияі.ие буддизма и добуддийских верований на протяжении всего пути развития современное бчрмчнекой прозы, мсгаю проследит!, как совершалось неуклонное, хотя и очень по-сїсяіг'оє движение в сторгчу реализма в самом об",ем и широком его понимании - как принципа отношения писателя х действительности.

Во-вторых, необходимо учитывать то обстоятельство, что отсутствие обобщапги литературоведческих работ по истории современной прозы в Бг-рме объясняется прежде всего различием политических позюгй, идейной непримиримостью, все еще господствующими среди бирманскиг литераторов, историков культуры, критиков.' Именно этот политический плюрализм выступает основой взаимных оценок, а с таких позиций очень нелегко выработать научьо достоверный взгляд на современный историко-литературный процесс. Таким образом, разработка подхода к истории современной бирманской литераторы, который базируется на внутрикультурных закономерностях, а не на публицистических аргументах и преходящем социальном заказе, макет послужить толчком к развертыванию в самой Бірме исследований общетеоретического характера, к дости нечию единой точки 'зрения на пути развития национальной литературы.

Цель и задачи исследования. Основная цель настоящей работы обусловлена избранной проблемой исследования и конкретизирована в следующих задачах:

- проалализировать процесс эмансипации художественно-эстетических представлений писателей от влияния традиционной идеологии, т.е. от буддийских и других традиционных систем духовных ценностей; установить на материале художественных произведешь: конкретно-историческую роль традиционного идеологическо-

гс контекста;

определить значение и характер меакультурного взаимодействия в возникновении и развитии жанра романа в национальной художественной прозе;

вскрыть характер влияния добуддийского пласт" идеологических представлений на зарождение л новеллист ше модернизма как творческого метода;

прояснить связь процесса конкретизации (десакрализьцпи) эстетических ценностей, опоеделшщих художественную направленность бирманской прозы.

Методологическая база исследования, литературные источники. 3 разработке предлагаемого подхода автором этих строк учте-'ш результаты исследовании в области межкультурного взаимодействия и межнациональных литературных'связей А.Н.Веселовского, Д.С.Лихачева, Б. Л. Сучкова, И.Г.Неупокоевом, Е.Н.Челышева, СВ. Прожогиной, И.Д.Никифоровой, И.А.Гертерян, Г.Д.Гачева и других исследователей. В разделах настоящей работы, где речь иде1. о добуддийс.шх архаических представлениях, использовались разработки по проблемам мифологического мышления Е.М.Ыолетинс.кого, В.Н.Топорова, В.Во.Иванова, концепция категорий культури А.Я. Іуревича, реконструкции А.Б.Озтровского по логике мифологического мышлении.

Источниковедческой основой исследоврния стали ХуДОЖеСТЕ'ЗН-ные произведения прозаиков, нап„сашше в период с конца АІА. з. и до середины 80-х гг. XX в., выпущенные издательствами Бирмы, а ї-ікже переведенные на русский язык и изданные в СССР. Помимо отого, в качестве конкретного штериала, лезволшдего рассмотреть характер и направление внутрилитературной борьбы в современной Бирме, использовались доступные директивные документы писательских и литературно-художественных организаций, публицистика, литературно-критические публикации л материалы личного архива. По мере необходимости привлечены также тр;гды советских и зарубежнкх авторов по истории буддизма и других традиционных идеологий.

Научн-л новизна исследования. Впервые в советской и зарубежной бирманистике представлена в работе история современной бирманской литературы с момента ее возникновения в UO-x гг„ XIX в. и До оередиьы 80-х гг. XX в. Реконетруиисчан историке—

литературный процесс с -юзиций выявления внутренних факторов его рчввития и с^эи с традиционной культурой Бирма, Результаты работы позволяют проследить пути становления художественного мышления прозаиков в эпоху борьбы о колониальным господством, вскрыть особенности формирования национального самосознания, обус о.ленного комплексом традиционных идеологических представлений.

Для анализа сов^ именного историко-литературного процесса в исследование введена новая категория - "эстетический мир". Эстетический мир - ето совокупность, рассмотренная в тот момент, когда она, эта совокупность, определяет собой способ художественной переработки жизненного материала прозаиком. Окружающая литератора действительность, мир как бы заново структурируются в соответствии с иерархией духовных ценностей писате-ля.

За длительный период развития современной художественной прозы Бирмы эстетический мир ее создателей прошел весьма значительный путь эволюции: от господства буддийских и добуддийских ценноегей и мировоззренческих представлений до сознательного отказа от традиционного ценностного диктата, что обусловлено олрецо-лсідюй социальной, но не эстетической позициец художника. При Э1ч,.й,на первый план выступают индивидуальное понимание роли и меелд литературы в обществе, связи национальной словесности с духовным обликом народа. Исследуя закономерности изменения эстетического мира современной художественной прозы, т.е. рассматривая историю литературы не саму по себе, а в контекоте традиционной идеологии, можно постичь путь, которым писатели Бирмы кдут к реализму.

,лля изучения этой проблемы в рамках хронологической последовательности в работе выделен ряд дат бирманской истории, с которыми сачзаны качественные изменения в области общественного, а слєдователіно, и индивидуального сознания. Предложенная в настоящем исследовании периодизация историко-литературного процесса позволяет адекватно установить господствующие тенденции в развитии национальной литературы.

В исследовании анализируется приоритетный художественный материал - прозаические произведения Моу Моу (йнья), Бамо Тин Ауна, дун Лини, Л;п.іоун Ife Лвина и др., не известные ранее за

пределами. Бирмы. Автор настоящей работы за 30 лет р„.Зофч в <5ир-манистике способствовал дереводу произведений и названных и многих других авторов на русские язык,, чх популяризации в СССР и на международном уровне.

Практическая ценность исследования определяется его кон
цептуальной и содержательной новизной. Впервые широкому кругу
заинтересованных специалистов-гуманитариев предлагается обоб-
щапцая работа по истории современной бнрманоязычнои словесности.
Результаты исследования могут быть использованы для написаній '
учебных курсов по литературе Бирмы, служить теоретическим и со
держательным подспорьем в разработке программ общего курса по
истории литератур Востока. Методологические и концептуальные
идеи диссертации могут быть привлечены для исследования частных
аспектов и отдельных исторических периодов развития литератур
ного, процесса как в Бирме, так и в Южной и Кіго-Восточной Азии
в целом. г-

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена в секторе Наной и Їіго-Восточной Азии Ленинградского отде;._ния Института востоковедения АН СССР, обсуждена и рекомендована к защите на заседании сектора U и ЮВА Л0 ИВ АН СССР с і іастием специалистов сектора Дальнего Востока института и кафедр ир-манской и арабской филологии восточного факультета ленинградского государственного университета.

По теге диссертации опубликованы две монографии: "0к..:ш и капля" (0 развитии бирманского романа), Рангун, 1971, на бирманском языке); Пи Моу Нин. Очерк жизни и творчества. М., Наука, 1985. Отдельные положения исследования изложены з монографии "В стране» где течет Иравади" (М., Наука, 1УЬО). Результаты исследования также нашли свое отражение в ряде статей, опубликованных в авторитетных научных изданиях и докладах на институтских, всесоюзных и международных конференциях - по теоретическим проблемам восточных литератур и др. (Москва, 1969; Веймар, 1976; Братислава, 1980); на международной конференции в ИВ АН СССР "Культурные процессы в развивевдихся странах" (Москва, 1986).

Структура диссертации. Работа состоит из ьзоденгл, ч%*црех глаз, заключения, пр'/мечаь.л и библиографии.

- є -