Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление современной сирийской драматургии. (1847-1973 гг. ) Матраджи Захия

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Матраджи Захия. Становление современной сирийской драматургии. (1847-1973 гг. ) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.06 / АН СССР. Ин-т востоковедения.- Москва, 1989.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 90-1/2068-x

Введение к работе

Актуальность исследования. Изучение примерно полуторавеко-вой истории становления современной сирийской драматургии представляет значительный интерес в разных аспектах. Во-первых, оно дополняет собой имеющиеся исследования в области проблем сирийской прозы, дает возможность уточнить последовательность этапов эволюции новой и новейшей сирийской литературы как целого.Во-вторых, помогает понять условия формирования и национальное своеоб -разие сегодняшней театральной драматургии Сирии. И, в-третьих,раскрывает специфику общественной роли театра в стране, где общий невысокий уровень грамотности делает театр важным дополнением и продолжением письменной литературы.

Вместе с тем изучение национальной сирийской драматургии способствует уяснению ее места и роли в общеарабском литератур -ном процессе, выявляет взаимосвязанность художественных явлений, последовательно возникающих в литературах разных стран Арабского Востока и Магриба, их обусловленность потребностями общественной жизни и обстоятельствами истории. Как выявляет и важнейшее зна -чение знакомства с европейской драматургией и непосредственных контактов с театральным искусством Европы на всех этапах становления сирийской драматургии и театра.

Цель исследования. Изучение зарождения и становления теат -ральной драматургии в Сирии с момента возникновения в ней современного театра, определение места и роли драматургии и театра в общественной жизни страны. Изучение сирийского политического театра конца 60-х - начала 70-х годов как характерного художественного явления этих лет, отражающего важную общественную функцию театра, особенно в критические моменты национальной истории.

Эта цель определила хронологические рамки исследования.

Задачи исследования.

выявить историко-культурные предпосылки и истоки формирования современной театральной драматургии в Сирии;

дать примерную жанрово-тематическую классификацию сирий -ской драматургии;

проследить последовательность возникновения и эволюции основных драматургических жанров и современных театральных форм;

проанализировать тематику и выявить идейно-художественное своеобразие сирийской драматургии как части современной арабской литературы Сирии;

- раскрыть общественно-культурную роль театра на разных этапах национальной истории.

Перечисленные цели и задачи определили историко-литературный подход к анализу литературы и источников как главный методический принцип исследования.

Научная новизна работы определяется постановкой и решением указанных задач, введением в научный обиход неизученного или недостаточно изученного материала, касающегося, в историческом и теоретическом плане, эволюции сирийской драматургии и театра. В арабском литературоведении, равно как и в западноевропейском и советском востоковедении не имеется ни одного исследования, в котором сирийская драматургия рассматривалась бы на протяжении всего обозначенного нами периода, с 1847 по 1973 год. На основании критического изучения литературы и источников в диссертации выявлено взаимодействие европейской театральной традиции и повество -вательного наследия арабской литературы в формировании творческих принципов сирийских драматургов, дана периодизация истории драматургии в Сирии на базе изучения последовательности возникновения и развития основных драматургических жанров.

Методологической основой исследования послужили принципы марксистско-ленинской эстетики, требование исторического подхода к анализу роли художественной культуры в общественном развитии.

В оценках современного арабского литературного процесса и в постановке проблем развития арабской и сирийской драматургии ав -тор опирался на труды советских востоковедов, в первую очередь И.Ю.Крачковского, А.Е.Крымского, А.А.Долининой, К.О.Юнусова, В.Н.Кирпиченко, З.А.Намитоковой, Т.А.Путинцевой, а также на монографические исследования арабских авторов, в которых рассматриваются различные аспекты и проблемы арабской и сирийской драматур -гии, в частности, книги Аднана ибн Зурейла, Фархана Бульбуля, Ахмеда Мухаббака, Риада йсмата, Мухаммеда Юсуфа Наджма, Исмаила Фахда Исмаила. Была широко использована арабская литературно-критическая периодика.

Источниками исследования послужили оригинальные тексты пьес сирийских драматургов, для анализа привлечено около 30 текстов.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования ее положений и выводов при изучении арабской

современной драматургии и литературы в целях создания вузовских курсов истории литературы арабских стран.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании Отдела литератур народов Азии ИВ АН СССР при участии ведущих специалистов по литературам стран Ближнего и Среднего Востока.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения,двух глав, заключения и списка литературы.