Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стиль прозы Леонида Андреева и проблема экспрессионизма в русской литературе начала ХХ века Румянцев, Михаил Геннадиевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Румянцев, Михаил Геннадиевич. Стиль прозы Леонида Андреева и проблема экспрессионизма в русской литературе начала ХХ века : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.08 / Литературный ин-т.- Москва, 1998.- 16 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-6/556-1

Введение к работе

Актуальность теми "Леонид Андреев ж австро-немецкий экспрессионизм"', лишь эпизодически возникавшее в советском литературоведении 20-х годов /работы И.ЕосРе, К.Дрягина, АЛвнина/, а также в отдельных работах 70-90-х годов /Л.Кен, Л.Швецовой, В.Левина и др./, осложняется необходимостью понимания полигене-тпчности, "полиглотичности" /многоголосостн/ андреевской художественной системы как некоего синтеза разнородных стилевых начал. Рассматривая стиль русского писателя как "промежуточное", "переходное" явление, не укладывающееся в границы одного направления, учитывая укорененность андреевского творчества в русской реалистической традиции,, непрестанный диалог с символизмом, сложные отношения между неявными импрессионизмом и экспрессионизмом в ситуации общего размывания границ между направлениями и стилями в русской литературе начала XX века, диссертант все же переносит нентр тяжести исследования на новаторские тенденции в творчестве писателя. Художественные поиски Андреева, как и духовно-эстетические, мировоззренческие основы его творчества развивались в русле экспрессионизма, ведущего направлення е литературе начала Еека в ряде европейских стран /Германия, Австрия, Бельгия/. До сих пор- о,б идейно-художественной близости русского писателя немецкому экспрессионизму писалось либо в общей форме, без конкретного анализа художественного материала, либо на основании некоторых андреевских пьес. Данная работа впервые вводит прозу Л.АндрееЕа в контекст австро-немецкого экспрессионизма. В диссертации поднимаются как крупные проблемы историке- типологического характера /проблемы диалога и взаимовлияний разных литератур, типологических параллелей, хронологических приоритетов, культурно-исторических факторов, Нормирования андреевской традиции/, так и более узкие, связанные с вопросами поэтики и стилистики" экспрессионизма.

Дата и задачи диссертации. 1. Анализ основных компонентов стиля Л.Андреева от стилеобразующих факторов /мировоззрение, тематика, проблематика/ до принципов построения художественного образа; осмысление характера духовно-эстетического родства и устойчивых типологических связей творчества русского писателя с австро-немецким экспрессионизмом. 2. Постановка проблемы экспрессионизма в русской литературе начала XX века - не представлявшего собой единого направления и не носившего программного

характера, но реального явления. В неустойчивой культурно-жсто.-рвческай ситуации эпохе., во многом явившейся реакцией на рационализм и позитивизм ИХ века /выразившейся в динамическом сосуществовании стилєенх норм, общем оживлении романтических традиций, стремлении к повышенной выразительности/, отдельные.писатели либо прямо наследовали андреевской традиции /Б.Зайцев» Д.Айз-ман/т либо шла к экспрессионизму иными путями /К-Бальнюнт, В .Маяковский/. 3. Уяснение специфики "промежуточных" ЕвленЕй в русской литературе начала XX века как синтеза разнородных стилевых тенденций; анализ сложных взаимоотношении реализма, символизма, импрессионизма и экспрессионизма е целью установления генезиса стилевых начал /"голосов"/ в неустойчивых "промежуточных" художественных системах. 4. Постановка вопроса о трансформациях экспрессионизма в позднейшей литературе XX века; осмысление экспрессионизма как художественного "взрыва", реллкки, направленной в будущее; "ответ" на нее в синтезированной, размытой, но обогащенной форме красной нитью проходит через есю литературу XX века

Материалом исследования послужили повести и рассказы Л.Ан-дре.ева, а также, проза австрийских и немецких писателей-экепрае-сионистов Г.Мейринка, Ф.Верфеля* К.Эдшмида, К.ШтернгеІма и др. При этом диссертант стремился постоянно учитывать диалектическую целостность андреевской.художественной системы, ее двойственность и неоднозначность. Экспрессионистские тенденции» эпизодически проявившиеся е творчестве других писателей, рассматриваются на материале произведений Е.Зайцева, К-Еальмонта ж др.

Методологическую основу работы составили" исследования по їеарЕЕ стиля отечественных литературоведов А.Ф.Лосева, П.Н.Саку-лина, А.И.Белецкого, А.Н.Соколова, Г.Н.ІГоспелова и др. В диссертации' развито также понимание стиля как двуреФлективного целого, с тем или иным преобладанием одной рефлексии" над другой /Г.Вель-флин. Основные понятия истории искусств. СПб, 1994/. В зависимости от отношения художественного произведения к изображаемой действительности, оно может восприниматься как- реальное, фиктивное или же находиться между двумя этими полюсами. Модификации отношения к реальности", преобладание того ели иного полюса, той или иной рефлексии позволяют говорить о "типе творчества" отдельного художника еле целого направления. Под "типом творчества" здесь понимается каждая из двух универсальных и внеистори-ческих стилевых моделей, функционирующих на разных этапах разви-

-3-вш искусства. Многочисленные попытки типологии стилей, имевшие место в литературоведении, основываются на типологической антитезе "классики"' И' "романтики.'"». "изобразительного" и "выразительного", "пластического" и "живописного" /Авт. Шлегель/, "ренессанса"* и "барокко" /Г.ВелБфлкн/, "реалистического" и "ирреалис-тического" /П.Н.С'акулпн/. Они- позволяют причислить экспрессионизм к "барочному", "живописному11, "романтическому" типу творчества. Исследование строится е учетом принципа системного анализа, включающего в себя сравнительно-типологический и конкретно-исторический аспекти изучения художественных произведении.

.' Научная новизна диссертации. 1. Впервые стиль прозы Л.Ан-дрееЕа рассмотрен в широком контексте австро-немецкого экспрессионизма. 2. Анализ "промежуточных-" художественных образований в русской литературе начала XX века позволил поставить вопрос о Формировании андреевской традиции, о месте экспрессионизма в стиле эпохи о 3. Введен в научны?' оборот и систематизирован широкий спектр малодоступных или; не переведенных на русски! язык текстов австрийских и немецких экспрессионистов. 4. Предпринята попытка псетроенЕя единой теории' экспрессионизма на основании учения аб универсальных моделях художественного творчества /"ренессанс" и "барокко"/. 5. Активизировано научное Функционирование терминов схема /как разновидность поэтического образа/ и схематизация /как прием абстрагирования от действительноети/; веєдєно в научный оборот подробно характеризуемое в диссертации понятие "поэтика бредовых состояний" как компонент экспрессионистского стиля, рассмотрены отдельные приемы, связанные с этим явлением /"отключение смысла", "калейдоскоп", "обнаружение себя" и др./.

Практическая значимость работы..Результаты исследования намечают новые перспективные пути в изучении" стиля Л.Андреева в контексте русской литературы начала XX века» Материалы и выводы исследования могут быть использованы в лекционных курсах по теории литературы, истории русской литературы начала XX века, истории- зарубежной литературы, а также- при подготовке спецкурсов и спецсеминаров.

Апробация результатов. По осноеным положениям диссертации сделаны доклады на межвузовской научной конференции "Проблемы эволюции русской литературы XX века" /МШУ; дважды - 1995, 1996/, на региональной научной конференции в г. Оренбурге /Ї996/, на конференции, посвященной Ф'.М.Достоевскому в Литературном иасти-

туте им.Горького /1996/.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глаЕ и Заключения. Библиография включает 136 названий.