Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стилевой опыт Юрия Кузнецова и современный литературный процесс Голубничий, Иван Юрьевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Голубничий, Иван Юрьевич. Стилевой опыт Юрия Кузнецова и современный литературный процесс : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.08 / Голубничий Иван Юрьевич; [Место защиты: Лит. ин-т им. А.М. Горького].- Москва, 2012.- 156 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-10/1411

Введение к работе

Диссертационное исследование посвящено проблеме эволюции поэтического стиля выдающегося русского поэта второй половины XX – начала XXI вв. Юрия Поликарповича Кузнецова (1941 — 2003) и влиянию его стилевого опыта на современный литературный процесс.

Степень разработанности проблемы. Будучи последовательно приверженным русской национальной поэтической традиции, Ю. Кузнецов при этом был реформатором русской поэтической школы, искателем обновленных онтологических смыслов, возможностей нового взгляда на бытие, основанного на фундаментальных ценностях русской цивилизации. На протяжении всего пути становления и развития его поэтическое творчество по формальным признакам и тематическому содержанию было органично встроено в доминирующую парадигму русской советской поэзии. Общий фон русской советской литературы определялся сочетанием и активным полемическим взаимодействием двух актуальных дискурсов. С одной стороны — традиционалистская ориентация, декларирующая приверженность русским духовным корням и эстетическим представлениям, дополненная мировоззренческими установками советского периода русской истории. С другой стороны — ориентация на восприятие, в рамках современного литературного процесса, новаторских тенденций, идущих преимущественно из западной («левой») культуры и предполагающих радикальную трансформацию русской литературной традиции. В профессиональной литературной среде этот онтологический дуализм советской литературы закрепился в условном делении на «почвенников» и «либералов». В этой реальности Ю. Кузнецов однозначно был представителем «почвеннического» направления русской советской литературы. В то же время масштаб его дарования не давал ему возможности ограничиваться застывшими эстетическими и мировоззренческими рамками, определенными в процессе внутреннего разделения советской литературы. Необходимость поиска новых путей развития русского духовного мировоззрения и русской поэтической школы в условиях стремительно развивающегося мира он осознавал на протяжении всего своего творческого пути. В целом же творчество Ю. Кузнецова было одним из системообразующих факторов в русской советской поэзии второй половины XX века (особенно его последней четверти), а в начале XXI века (до самой смерти поэта в 2003 г.) он уже воспринимался современниками как фигура общенационального масштаба и значения, как живой классик современной русской поэзии. Под его непосредственным влиянием сформировались многие поэты, определяющие сегодня поэтический ландшафт современной российской поэзии. В то же время, многие новаторские тенденции в его творческом методе вызывали непонимание. Были эпизоды в творческой биографии поэта, когда его стихи порождали в литературной среде продолжительные дискуссии, выходящие порой за рамки собственно произведения и выводящие разговор на более высокий уровень. Наиболее ярким примером является реакция на стихотворение «Я пил из черепа отца...». Небольшое, всего из восьми строк, стихотворение спровоцировало волну критики, обусловленной поверхностным прочтением, но вместе с тем заставило вспомнить и древнерусскую мифологию, и систему фольклорных образов, и, таким образом, пробудило «спящие» смыслы и заставило их «работать» в современных условиях. Другим, более поздним примером того, как творческая смелость Ю. Кузнецова порождала литературно-общественные дискуссии, является история создания поэмы-трилогии «Путь Христа», в основе которой лежали события Евангельских текстов. В контексте исторической ситуации, соответствующей выходу в свет этого произведения, реакция на него со стороны религиозно настроенной общественности (в том числе литературной) была резко негативной. Претензии, предъявляемые автору, преимущественно носили религиозно-богословский характер и не имели прямого отношения к литературным качествам поэмы.

Критик Юрий Селезнев еще в 1976 г. в своей статье «Но путь далек...» писал: «Трудно назвать другое поэтическое имя, вокруг которого во второй половине 70-х годов кипели бы такие страсти, как вокруг творчества Ю. Кузнецова. Одни принимают восторженно любую строку, если под ней стоит его имя, других, напротив, возмущает едва ли не каждый его образ» . Такая литературно-общественная реакция была обусловлена масштабностью и новаторством поэтических задач, которые брал на себя Ю. Кузнецов.

Творчество Ю. Кузнецова относительно нечасто на сегодняшний день становилось объектом научного изучения. Были опыты систематизации поэтики Ю. Кузнецова по признакам тематики, метрических особенностей, структурных закономерностей. Исследовались особенности его художественного метода, его эволюции и диапазона. Предлагались варианты видения влияния поэзии Ю. Кузнецова на современный литературный процесс. Популярной темой работ, посвященных Ю. Кузнецову, была и остается тема мифологического сознания в его творчестве.

Необходимость научного исследования стилевого опыта Ю. Кузнецова и его влияния на современный литературный процесс продиктована в первую очередь тем, что этот аспект его творчества практически не подвергался системному исследованию. Между тем, именно стиль, в динамике своего развития, может стать средством к пониманию смыслов, сокрытых в субъективной авторской символике, и способствовать пониманию внутренней логики становления его лирического героя и его поэтической речи. Русский советский филолог и теоретик стихосложения В.М. Жирмунский в своей работе «Задачи поэтики» писал: «...в живом единстве художественного произведения все приемы находятся во взаимодействии, подчинены единому художественному заданию. Это единство приемов художественного произведения мы обозначаем термином «стиль». При изучении стиля художественного произведения его живое, индивидуальное единство разлагается нами в замкнутую систему поэтических приемов...»

Творчество Ю. Кузнецова в стилевом контексте классической русской поэзии практически не рассматривалось, поэтому представляет собой обширное поле для изучения.

Большое внимание значению и роли Ю. Кузнецова в литературном процессе уделял критик и литературовед В.В. Кожинов. Ему принадлежит ряд статей, посвященных различным аспектам творчества Ю. Кузнецова.

Статья Л. Косаревой «Через дом прошла разрыв-дорога», в которой автор подвергает литературоведческому исследованию три первых поэтических сборника Ю. Кузнецова, предлагает читателю анализ творческого становления его лирического героя и обозначение основных тенденций его поэзии.

В.С. Камышан в своей работе «О стихах Юрия Кузнецова» осуществляет подробный анализ стилевого метода Ю. Кузнецова в контексте его биографии.

Попыткой системного исследования творческого пути Ю. Кузнецова является книга К. Анкудинова и В. Баракова «Юрий Кузнецов: очерк творчества».

Диссертация О.В. Шевченко (на соискание степени кандидата филологических наук) «Творческий путь Юрия Кузнецова» является первой значительной попыткой осмысления эволюции творчества Ю. Кузнецова в контексте всего его жизненного пути.

Диссертация на соискание степени доктора филологических наук В. Баракова ««Почвенное» направление в русской поэзии второй половины XX века: типология и эволюция» содержит раздел «Художественный мифологизм лирики Кузнецова».

Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук М.В. Жигачевой «Эволюция жанра баллады в русской поэзии 60-80-х годов XX века» содержит главу, в которой рассматривается эволюция жанра баллады в 1970-е годы.

В статье доктора филологических наук А.Ю. Большаковой «Архетип, миф и культурное бессознательное в мире Юрия Кузнецова» подробно и на глубоком научном уровне рассматривается проблема о роли бессознательного в творчестве Ю. Кузнецова.

Диссертация Н.И. Онуфриевой на тему «Герой и время в современной поэзии 2-й половины 1960-х — 1980-х гг. (Н. Рубцов, А. Жигулин, Ю. Кузнецов, О. Чухонцев)» выводит на первый план исследования образ «дома», который имеет глубоко символическое значение в творчестве Ю. Кузнецова.

Книга С.М. Казначеева «Современные русские поэты» содержит главу «В тени от облака. Оптика Юрия Кузнецова», представляющая собой скрупулезный анализ образной системы в творчестве Ю. Кузнецова.

Перечисленные и охарактеризованные работы свидетельствуют о том, что в современном литературоведении интерес к творчеству Ю. Кузнецова не снижается, но, напротив, продолжает выделяться в самостоятельную тему. Рассмотрение отдельных аспектов его творчества, завиксированное в диссертациях, монографиях, периодических изданиях и сборниках материалов научно-практических конференций рано или поздно должны трансформироваться в обобщенное изучение его творчества и его значения в русской литературе второй половины XX — начала XXI вв. До настоящего времени не рассматривалась отдельно и всесторонне проблема формирования поэтического стиля Ю. Кузнецова. Этой проблеме посвящена диссертация.

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые в литературоведении стилевой опыт Ю. Кузнецова в контексте его влияния на современный литературный процесс становится предметом специального исследования; что впервые его преемственная связь с фольклором и с классической русской литературой рассматривается целенаправленно и системно, притом в строго литературоведческих рамках; что впервые роль Ю. Кузнецова в современном литературном процессе объединена в комплексе с фундаментальными проблемами литературоведения.

Объектом исследования в диссертации являются поэтические книги Ю. Кузнецова, изданные с 1961 по 2011 гг. Предметом исследования в диссертации являются основные особенности поэзии Ю.Кузнецова в соотношении с вышеназванными факторами — фольклором, мифом и эпосом; классической русской поэзией в высших точках ее проявления; контекстом литературного процесса второй половины XX — начале XXI вв.

Методика и методология исследования. В работе над диссертацией автор основывался на исследованиях отечественного литературоведения в области истории и теории литературы, содержащихся в трудах А.А. Потебни, А.Н. Афанасьева, А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, Б.В. Томашевского, Я.Э. Голосовкера, Ю.М. Лотмана, М.М. Бахтина, В.Я. Проппа, Е.М. Мелетинского, В.Е. Холшевникова, В.И. Гусева, Ю.И. Минералова. В процессе решения поставленных задач автор руководствовался структурно-семантическим методом, что позволило произвести анализ поэтических текстов на соответствующем сложности поставленной задачи литературоведческом уровне и достичь результатов, открывающих новые перспективы для еще более широкого изучения проблем творчества Ю. Кузнецова.

Научно-практическая значимость диссертации. Результаты исследования предоставляют возможность формирования целостного представления о развитии поэтического стиля Ю. Кузнецова. Полученные данные могут быть использованы как для дальнейшей научной работы, так и в качестве материала для лекций, спецкурсов и методических пособий для изучения русской поэзии второй половины XX — начала XXI вв.

Апробация работы. Основные выводы и положения исследования отражены в 5 публикациях, а также в двух докладах на ежегодных конференциях, посвящённых творческому наследию Юрия Кузнецова

Структура и объем работы. Основная часть диссертации содержит 140 страниц, включающих Введение, три главы и Заключение.

Похожие диссертации на Стилевой опыт Юрия Кузнецова и современный литературный процесс