Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Возникновение нового типа конфуциев "Тай ты" и их роль в развитии вьетнамкой литературы XVIII — первой половины XIX вв. Чан Нгок Выонг

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чан Нгок Выонг. Возникновение нового типа конфуциев "Тай ты" и их роль в развитии вьетнамкой литературы XVIII — первой половины XIX вв. : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.06.- Москва, 1993.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В самом Китае, ставшим родиной конфуцианства, и в странах, воспринимавших и внедривших его в свою жизненную практику - Вьетнаме, Корее, Японии и др., и в странах, имещих давние традиции в изучении конфуцианства - России, Франции, Англии, а позднее в США, по-прежнему актуальной задачей остается.создание исследовательского труда, который обладал бы большой убедительной силой научной аргументации и полнотой фактографического материала, который был бы способен комплексно и многогранно передать содержание этого учения и его историю на структурном и историческом уровнях в соответствии с современной методологией. В силу целого ряда причин, порою, Может быть, кардинально различных мвя~ ду собой, вплоть до настоящего времени в процессе изучения истории вьетнамской литературы не уделялось должного виймання существовавшим связям и взаимодействию между конфуцианством и самой литературой.

В имеющихся в научном обороте трудах по конфуцианству -с той или' иной степенью глубины исследования, - почти все авторы признают наличие двух основных типов конфуцианцев -служилых, и "ушедших от мира". Тем не менее, до сих пор еще ни в одном научном труде не были достаточно глубоко исследованы и Охарактеризованы эти два типа конфуцианцев по всем направлениям их воздействия на общество, не была показана та роль, которую они играли в самых различных сферах - философии, морали, общественной жизни, развитии литературы и искусства. Перед диссертантом была поставлена задача, вытекающая из нясуіцних потребностей прежде всего вьетнамского литературоведения - представить бгустьдажо в самой обпей Гюрле)

обозначенные проблемы.

Однако, в процессе своей исследовательской и преподавательской деятельности, связанной с подробным изучением и сопоставлением истории развития вьетнамской и китайской литератур, диссертант неоднократно отмечал общую недооценку большого вклада, который принадлежал третьему типу конфуцианцев, имевших на многих отрезках времени в общем-то определяющее значение для развития литературы и искусства. Во Вьетнаме появление этого типа конфуцианцев относится к тому знаменательному периоду развития отечественной литературы, который приходится на ХУШ и первую половину XIX вв. Почти все исследователи вьетнамской литературы единодушно оценивали этот период как вершину вьетнамской средневековой словесности, как расцвет гуманистического направления. Поэтому вполне понятно, что все крупнейшие научные авторитеты как во Вьетнаме, так и за рубежом проявили должное внимание к этому периоду развития литературы. Тем не менее, пока нельзя сказать, чтобы кто-то проявил подлинный интерес к тому различию между литературными направлениями и течениями, которое порождено прежде всего различиями между создавшими их субъектами. А между тем, в истории мировой литературы этот фактор можно считать одним из определяющих, и Потому исследователям приходится его учитывать при периодизации литературного процесса, при установлении тех или иных направлений, течений в литературном творчестве. Диссертант полагает, что изучение отдельных групп и категорий литераторов в качестве отправной течки для изучения литературного процесса в целом обещает очейь многое. В данном случае предметом нашего исследования стало возникновение и развитие, так сказать, "третьего типа" конфуцианских литераторов, традиционно именуемых "тай ты", и их роли в классической вьетнамской литературе позднего периода - в ХУШ - первой половине XIX вв.

Проблема "тай ты" подробно рассматривалась диссертантом в течение последних 15 лет в различных его работах и публичных выступлениях на научных форумах. Впервые же мысль о существовании "тай ты" как особого типа конфуцианских литераторов и о их роли в развитии вьетнамской литературы была высказана профессорш Чан Динь Хиеу (Ханойский университет, Филологический факультет) и в дальнейшем была развита как в ore собственных трудах, так и в работах диссертанта. Посте-

пенно эта проблема стала предметом внимания многих других вьетнамских литературоведов.

Цель работы. Диссертант стремится очертить круг проблем, связанных прежде всего с анализом творчества вьетнамских авторов так называемого "гуманистического" направления, представить 'особенности и закономерности развития вьетнамской литературы как непрерывного процесса, показать ее связи с другими литературами дальневосточного региона, которая в средние век^ находилась под влиянием культуры Китая.

Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составляют принципы рассмотрения всемирной литературы как едішого, общего процесса, при изучении отдельных литературных регионов, их особенностей и закономерностей. Учитывая получившие широкое признание мнения мировой научной общественности о специфике развития общества на Востоке, принимая во вншание достижения исследований ученых разных стран, прежде всего - России, диссертант, тем не менее, постоянно ощущает свою принадлежность к Востоку как этнически, так и ментально, поэтому как исследователь стремится освоить и передать собственные знания и ощущения, чувства и традиции, в том числе и свой жизненный опыт и представления о семье и браке, которые находились и находятся все-таки под влиянием "трех учений". Осознанно воспринимая традицию "неразрывного единства литературы, истории и философии" и о "трех учениях одного истока", диссертант предпринял попытку не только представить конфуцианство, даосизм и чань-буддизм как отдельные, самостоятельные учения, но более того, - что важно для данной работы, - определить, сгруппировать и классифицировать авторов-конфуцианцев. В диссертации глубоко и подробно рассматривается третий тип авторов - "тай ты", они постоянно сопоставляются с двумя ортодоксальными типами конфуцианцев -авторами официальной конфуцианской литературы как во Вьетнаме, так и в Китае.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые во вьетнамском и зарубежном литературоведении ставится задача провести типологическое исследование авторов-конфуцианцев. А само изучение третьего типа конфуцианцев "тай ты" в истории вьетнамской литературы как долговременного результата развития самой литературы представляется правильнім и важным

подходом к изучению такого же типа, хотя бы "под другим именем, другим знаком" в Китае, Японии и Корее.

Практическая значимость диссертации заключается в следующем: ее материалы могут быть использованы при чтении курса лекций по истории вьетнамской литературы, в университетах и вузах во Вьетнаме, при проведении спецкурсов и спецсеминаров по литературам стран Востока.'

Апробация работы. В своем законченном виде работа была обсуждена в отделе литератур народов Азии Института востоковедения РАН. По материалам диссертации автором были прочитаны лекции для студентов П курса филологического факультета Ханойского университета (1976-1988 гг.), опубликованы научные доклады и отатьи в текущей и научной периодике СРВ - "Тап ти Ван хок" ("Литературный журнал"), "%ет хок" ("Философия"), "Ван нге" ("Литература и искусство"), "Ван нге куан дой" ("Литература и искусство в армии"), "Нян зан" ("Народ") и др.

Объем и структура работы. Структура диссертации была определена, исходя из предмета исследования и конкретных задач, поставленных автором. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, содержащей список источников и использованной литературы.