Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика Веселова, Наталья Анатольевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Веселова, Наталья Анатольевна. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.08 / Тверской гос. ун-т.- Тверь, 1998.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-9/1554-4

Введение к работе

Актуальность проблемы. Заглавие привлекает серьезное внимание исследователей достаточно давно. Отдельные работы стали появляться еще в первой половине XX века, и до сих пор интерес к проблеме продолжает расти. Свидетельство тому - ряд диссертаций, защищенных в последнее время, и международная конференция "Феномен названия художественного произведения" ( ШЛИ РАН. 1997 г.), подтвердившая, что поставленных вопросов, связанных с заглавием, гораздо больше, нежели решенных.

Особый интерес к заглавию объясняется целым рядом причин: структурным разноообразием, уникальным положением в тексте, множественностью выполняемых функций. Все эти проблемы активно разрабатываются лингвистами и литературоведами. Но при этом специфика каждой дисциплины определяет угол зрения на заглавие. Поэтому к настоящему времени накоплен достаточно большой эмпирический материал, который требует теоретического обобщения, не скованного узкоспециальным подходом. Актуальность работы состоит в том, что она предлагает комплексно-филологическое осмысление проблемы заглавия.

Научная новизна исследования. Несмотря на то, что работы, посвященные заглавию, достаточно многочисленны (их далеко не полный перечень насчитывает более трехсот единиц), единой теории заглавия пока не существует. В диссертации предлагаются варианты решения наиболее важных вопросов онтологии и теоретической поэтики заглавия, а также намечаются пути дальнейшего изучения этого феномена.

Задачи исследования:

установить основные онтологические свойства заглавия и тем самым заручиться "адекватной его природе онтологической моделью" (Б.Л.Борухов);

обяснить особенности структурной соотнесенности заглавия и текста;

определить, какие системные отношения возникают между заглавиями фрагментированного текста и/или заглавиями взаимосвязанных текстов;

рассмотреть системные отношения в заголовочном комплексе;

выявить механизмы, благодаря которым заглавие ориентирует читательское понимание и влияет на интерпретацию текста.

Все это позволяет достичь основной цели - объяснить природу заглавия как феномена.

Материал исследования. Для выявления онтологических свойств заглавия недостаточно было бы ограничиться одной национальной литературой, эпохой или художественным направлением. Поэтому материалом исследования послужили заглавия художественных текстов разной национально-культурной и временной принадлежности, разной эстетической ориентации. Такой "разброс" в материале носит принципиальный характер: только то общее, что есть у заглавий текстов, написанных на разных языках и в разные эпохи, может дать представление о феномене заглавия. Этим обусловлено и обращение к текстам, тяготеющих к разным литературным родам.

Методологические принципы исследования определяются задачами работы и особенностями материала. Заглавие как феномен требует комплексного изучения: сочетания системного, интертекстуального, лингвопоэтического, историко-функционального подходов, философии имени и филологической герменевтики, которые дополняя и корректируя друг друга, позволяют максимально полно описать явление. Разумеется, при таком комплексном подходе возникает опасность эклектики: каждый метод относительно автономен, у каждого есть система не всегда соотносимых понятий. Чтобы преодолеть эту трудность, определенные понятия рассматриваются как разные проявления системного мышления.

Практическое значение исследования. Полученные результаты позволяют снять ряд проблем, неизбежно встающих при интерпретации конкретных заглавий, поэтому могут быть полезны для работы с художественными текстами в научных или учебных целях. Практическое применение материалов диссертации возможно в рамках учебных курсов по филологическим дисциплинам, так или иначе связанным с проблемами понимания и интерпретации художественного текста. Теоретические разработки диссертации уже нашли применение в составлении электронного "Словаря заглавий русских поэтических книг XVIII-XX веков" (в соавторстве), работа над которым поощрена грантом РГНФ К 96/04-06255.

Апробация исследования. Основные положения диссертации были изложены в докладах, сделанных в 1992-1998 годах на региональных и международных научных конференциях в Твери. Саратове, Владимире, Москве, Пскове, Коломне. Гродно, Воронеже. По теме исследова-

ния опубликован ряд работ (список прилагается в конце автореферата). На основе диссертации разработан спецкурс "Заглавие и оглавление в структуре текста", который был прочитан в 1996 и 1998 годах на филологическом факультете Тверского госуниверситета. Работа обсуждалась на заседании кафедры теории литературы Тверского госуниверситета.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка цитируемой литературы.