Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историко-политическая концепция И.Г. Гердера Губайдуллина, Мара Шаукатовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Губайдуллина, Мара Шаукатовна. Историко-политическая концепция И.Г. Гердера : автореферат дис. ... кандидата политических наук : 23.00.01.- Алматы, 1993.- 28 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Иоганн Готфрид Гердер (1744 -1803) - крупнейший мыслитель XVI11 века, оставивший потомкам богатое философско-историческое наследие, был одним из главных вдохновителей и деятелей движения "Бури и натиска";ученик Канта, предшественник Гегеля,ближайший единомышленник Лессинга, пионер романтики, пробудивший мирового поэта Гете, "первый указал в общих чертах тот путь, которым человечество действительно шло и продолжает идти, что впоследствии подтверждал каждый крупный успех исторической науки"1 , - так оценивалось значение вклада Гердера в общественные науки в конце XIX в. В конце XX в. значимость идей немецкого мыслителя возросла: признается существенное влияние его идей и методов познания также на современные науки о земле (география,геология,физика), о человеке(биология, антропология, психология), на экологию, религиоведение, сравнительное языкознание, социологию, политическую науку и т.д.2.

Вместе с тем, возможности философии истории в рамках которой творил И, Г. Гердер неограничены: она была в эпоху Просвещения и остается сегодня не только теоретической,' но й практически-политической актуальной сферой мышления,основой научного предвидения и средством осмысления сложнейших мировых событий и тенденций.

Так, убежденность мыслителя в том, что в политическом мире все должно приобретать смысл, ценность лишь в соотнесении с конкретным человеком, все должно стать человеческим, должна произойти гуманизация политических категорий и действий - это проблемы, актуальные и современные для нас, ибо новые тенденции в организации'современного общества опираются . на возрождение "человеческого" взгляда на мир и плюралистических ценностей: ;,

В этой связи важно обратиться к гуманистическим взглядам И. Г. Гердера, который по-новому, опережая 'свое время, поставил и рассмотрел общетеоретическую проблему отношения- '.'человек-политический мир", включив вопросы политической свободы,' политического самоопределения, политической самодетерминации человека, * личности,' нации, общества, человечества, овявав их с идеей необходимости гуманизма.

Решить вадачу осознания целостности мира,' понимания приици-

  1. Меринг Ф. Гзрдер/7Мэринг Ф. .Избранные труды по эстетике.-М. .1985. -Т. 2. -0.34,41.

  2. Birkenhauer J. Herder -nur me. і deenesschJ chtl I ch$ "Stn-tl on"?//Unl versl tas. -Stuttgart, 1986. r Jg. 41. -H. 478. -S. 264-2Є9.

шального единства человеческой цивилизации, общности развития возможно в рамках культуры, политической культуры в том числе (термин, введенный Гердером), так как в разных формах политической культуры существует общечеловеческая компонента общечеловеческих ценностей свободы, личности, демократии.

Современная ситуация выдвинула также глобальную проблему единства мира человека и мира природы в чиоло наиболее ваишх. Экологическая ситуация чрезвычайно остро ставит вопрос о духовном, культурном значении взаимодействия, взаимозависимости человека и природы, вопрос,который бил центральным и в традиции "немецкого космизма", особенно у Гердера. &гот вопрос составил шун-дамєнт не только европейской, но и мировой культуры, то есть он связан с процессом формирования системы современного мировидения.

Лктусяьность диссертационной работы обусловлена, таким образом, существенным влиянием идей Гердера на современные естественные теории. Поэтому дальнейшая разработка его исследований по философии история, представляющих но существу логически связанные исторические и политические идеи, предполагает обращение к богатому творческому наследию мыслителя.

Кроме того, вопрос об актуальности темы, связанный с анализом творческого наследия И. Г. Гердера, - это, прежде всего, вопрос о смысле исторического исследования в наши дни.

Отепенъ научной разработанности темы. Труды Гердера оказали необыкновенно глубокое влияние на просвещение нации еще при жизни мыслителя, и до такой степени, по слоьам Гете, растворились в сознании широких масс, что стали всеобщим достоянием' .

Установившаяся традиция изучения идей Гердера имела ту особенность, что вначале они распространились в Германии, Австрии, Прибалтике и России. "Во Франции, как в Англии и Америке,- писал английский гердеровед А. Дкиллис,- Гердер не был оценен по заслугам до ганца XIX столетия, и его влияние было ограниченным"2.

Теперь к творческому наследию мыслителя обращаются исследователи Практически всех стран, а библиография работ о Гердере только 8а первую половину XX в. составила свыше 600 названий и

  1. Цит. по: Меринг Ф. Бинкельман//Меринг Ф. Избранные труды по эстетике. -Т. 2. -С. 33.

  2. Gill is A. Herder. Der Mensch und яеіп Werk. - Hamburg, 1949. - S. 202.

Противоречивые ,. а порой тенденциозные толкования философии Гердера с позиций "критики исторического разума" имели место в классических произведениях авторов таких разных направлений, как неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм и др. В. Диль-тей, В. Риндельбанд, Т. Литт, Ф. Майнеке, КФітаер, Э. Кассирер, X. Г. Гадамер, К Ясперс, указывая на особенность немецкой научной мысли эпохи Просвещения, имевшей истоки и предпосылки в Рсфора-ции, в протестантской вере, определили неоднозначность философ-ско-исторических, теологических, социально-поллтичесютх взглядов Гердера, особенность и новизну ого методов познания: историзм и герменевтика .

Концепция гуманизма- в философии истории Гердера - предмет постоянных дискуссий в историографии. Общим является, с одной стороны, признание в творчестве Гердера приоритета духовной составляющей в едином мировом процессе вместе с неповторимостью чело-века,событий, эпох,а таю угроза антропологической катастрофы .

  1. Dllthey W. Studlen zur Geschlchte des deutschen Geistes// Gesammslte Schrl ften.-Stuttgart,Gottlngen, 1969.-Bd. 3; Виндель-банд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. -СПб., 1913. -Т. 2; Li tt Th. Di e Begrei fung des geschlchtllchen BewuBtselns durch I.G.Herder.-Leipzig, 1942;Kfet-necke Fr. Die Entstehung des Historlsmus.-Manchen.B. ,1936,Bd. 1-2; Фишер К. История новой философии.-СПб. ,1905.-Соч.: В 8 т.-Т. 3; Gadamer Н. Vol k und Geschlchte lm Denken Herders.-Frankfurt aM., 1942; Гадамер ХГ. Истина и метод.-М. ,1988; Cassirer Е. Die Phl-1 osophi е der Aufkl arung. -Tiibi ngen, 1973; Коллингвуд P. Дж. Идея, истерии. -M., 1980; Ясперс К. Смысл и" назначение истории. -М., І991.

  2. Сі 11 і en U. J. б. Herder- Chri stl і cher Humanl sms. -Diissel dorf, 1972; Jons D.W.Begriff und Problem der historischen Zeit bel I. G. Herder. -Goteborg, 1956; Неї se V. Real і stl k. und Utopie in Herders Human! tatskohzept//Wei marer Beltrage.-B. .Weimar, 1979; Wese B. von. Herder.Grundzuge seines WeitbiIdes.-Leipzig,1939; Ясперо К Указ. соч.: Вернадский R И. Философские мысли натуралиста -м., 1988; Гумилев Л. Е Этногенез и биосфера Земли.-tt", 1990; Хиг-гинс Р. Седьмой враг. Человеческий фактор в глобальном кризиое// Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. -М., 1990. -С. 26-76; Левинас а Философское определение культуры/Лам зто. -С. 86-98; Фромм Э., Хирау Р. Предисловие к 'антологии "Природа челово-ка"//Там же. -С. 146-1С9.

О другой сторони, Гердер обвиняется в антропоцентризме, который даот моральное право обращаться с природой по своему усмотрению і! ьед.'-т к трагическим последствиям ' . Последнее ставит пмость показать философию природи мыслителя как составную :..еть его философии истории.

Советские историки в своих паботах связывали гуманизм Гердера преимущественно с вопросами воины и мнра^.

Немецкие исследователи Р. йгадельман, )L Праммер, Б. Меллер, В. Д. Россе. І'.котт, ХШтодьпе, X Г. Тальхайм несмотря на совершенно различные исходные позиции, отбросили традиционный взгляд на молодого Тордера как предромантического идеализатора средневековья3. Однако практически отсутствуют работы, где бы ставился вопрос о необходимости анализа политических взглядов Гердера через его высказывания о политических институтах и процессах в период средних векоз.

Отношение Гердера к французской историко-политической мысли, неоднозначность и сложность восприятия им последней рассматривали в своих работах Г. Арнольд, В. Еерра, А. В. Гулыга. И. И Кузнецов впервые в советской историографии исследовал отношение Гердера к французским просветителям в связи с эволюцией его общественно-политических взглядов и еыявил те черты философско-исторической

  1. Уайт Л, , мл. Истерические корни нашего апологического кризп-еа//Глсбалькые проблемы. ..-С. 188-203; Passnore J. Maa's Responsibility for Nature-Ecological Problems and Vfestern Traditions. -L. ,1974.

  2. :.лрі.гуноі:ий Гизнь и творчество Гердера//Гердер К. Г. Пзбр. соч. -II-Л , 1959; Андреева И.О., Гулыга А. В. Вопросы і.піра в западноевропейской философии XV-XV11I вв.//Вопросы философии. -1900. -fill. -С. 105-116; Лазуренко В. Д. Немецкие мыслите ли- гуманисты о- войне и вечном шіре//СоЕетское государство и право. -1963.-11 10-С. 142-146.

  3. Stadel inann R. Grundforirien der Mi ttel al terauf fassuiig von Herder bis Ranke//Dt. Viertel jahressclirift fur Li teraturwl ssen-sohaf t und, Eoi stgeschi chte. -1931. - Jg. 9. -Bd. IX. -S. 9-42; Pramrsr K'. Herder und Mi ttel alter.-Wi en, 1948; MollerB. Die V/isdsr-* entdeckung .des Ш ttel al ters. -Koln, 1922; Stolpe H. Die Auffassung des jungen Herder vom Mi ttel alter.-Weimar, 1955; Thalheim H. G. Bauernkriee und friihburgerl 1 che Revolution belm jungen Herder und Goethe/ZWeimarer Bel trage. -1975. -Jg. 21. -H. 10.- S. 24-47.

теории Гердера, на формирование которых повлияло творчество французских просветителей .

Среди обширного потока литературы, пожалуй, единственное исследование английского философа 5. М. Барнарда посвяиено раскрытию философских оснований политики, в котором автор увидел Гердера, изучавшего общество в социологическом аспекте, а мышление -в политическом2.

Таким образом, свидетельством научного интереса к различным. аспектам философии истории Гердера являются широко представленные исследования по проблеме. Однако недостаточная разработанность историко-политической концепции Гердера в отечественной историографии обусловила выбор теш, а также оказала влияние на определенную расстановку акцентов.

Источниковая база исследования. Историко-политические воззрения И. Г. Гердера изучались на основе широкого круга источников: произведений самого И. Г. Гердера, современных ему немецких и французских писателей, философов, историков, а также его последователей. Некоторые работы впервые анализируются и вводятся в научный оборот на русском языке.

Основная работа проводилась по 33-томному полному научно выверенному собранию сочинений И. Г. Гердера, изданному В Берлине Б. Зуфаном в 1877-1918 гг. В работе использовалось прижизненное гадание "Писем о поощрении гуманности" (1795), которое находится в редком фонде Национальной библиотеки Республики Казахстан, а также письма и воспоминания современников и письма самого Гердера, опубликованные в 1988г.в 9-ти т.(1783-1803), отражающие время, обстановку, творческие искания, замыслы и взгляды мыслителя на проблемы истории и политики.

Труды И. Г. Гердера, .представляющие философско-каторические

  1. Arnold G. Die Wi ederspi egel ung der Franzoslschen Revolution in Herders Korrespondenz//Inpulse: Aufsatze, Qusllen.Berl-chte zur deutschen Klasslk und Romantlk.-B. ,Veimar, 1981; Verra V. Herders RevolutionsbegrlffZ/Aufklaruna-Gesohlchto-Revolutlon -B. ,1986.-Bd. 2.-S. 224-289; Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. -M. ,19о5; Кузнецов UR Гердер о французской революция: Аврора и Адрастея'/Контекст. 1988.-М. ,1989.

  2. Barnard F. М. Zwi schen Auf kl arung und pol 1 ti scher Ronantl k. Elne Studie uber Herders soziologisen-polltlsches Ctanken.-В., 1964.

размышления о человеческом роде, касающиеся различных сторон политической кизни, создавались им в .разные периоды творчества, какдый из которых являлся этапным в формировании и развитии ми-' ровоззрения мыслителя.

Юношеский период, связанный с обучением Гердера в КекигсСергс-ком униЕесятете (1762-1764),' характеризуется формированием его теоретических.взглядов и сильным влиянием на выбор его творческих интересов со стороны И. Канта и И. Г. Гамана.

Литературная деятельность Гердера началась в Риге, а с появлением знаменитых исследований "О новейжей немецкой литературе. 5ра-гме.чты'Ч 1767-1768) и "Критических лесов"(17б9) он стал известен и знаменит в Германии. В этих трудах были высказаны предположения о возможности объяснения политической лизни влиянием культуры, наметился психолого-исторический подход в изучении исторических эпох.

В "Журнале моего путешествия в 1769 году" во Францию отражены своеобразные размышления Гердера об исторических, социально-политических взглядах французских просветителей, выражено неприятие им их механистических подходов, атеистических идей.

В "Трактате о происхождении языка" (1770), написанном в Страсбурге, первая историческая теория языка, принадлежавшая Ге-рдеру, затрагивала и вопрос об отражении в языке и мышлении изменений, происходящих в обществе и политике.

Произведения Бюкебургскога периода (1771-1776) "Еще одна философия истории для воспитания человечества", "Древнейший документ человеческого рода", "Как немецкие епископы стали государственными чиновниками" и др. свидетельствовали о зрелости мыслей Гердера в области историк. В них он затронул проблемы, волновавшие его в этот период: идея гуманизма, вопросы политической истории сквозь призму средних веков, отказ от одностороннего рационализма Просвещения, обращзние к истории религий, их нравственной основе и роли б политической истории.

Веймарский период творчества И. Г. Гердера и деятельность его в должности главы духовного ведомства (1776-1803) считается самым плодотворным. Тогда были созданы "Идеи к философии истории человечества", одна из самых богатых мыслями книг.содержащая поразительное количество плодотворных и ценных идей, дающая пищу для размышлений*. "Письма для поощрения гуманности", написанные как продолжение "Идей...", работы, направленные против И. Канта

/. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. -М. ,1980.-0.88.

"Метакритик-і критики чистого разума" и "Каллигона",в которых получили обоценне проблема преемственного развития культур, связи пространства и времени, причинности е истории, категории диалек-тики, теория органических сил, проблема универсализма и другие.

Лналпс в диссертации небольших сочинений Гердера "О влиянии правительства на науки и наук на правительства","Идея первого патриотического института для укрепления общего духа Германии", "Какое положение занимает ненецкая нация среди народов Европы", . "О значении Реформации Лютера на политическое'положение различных государств Европы и на прогресс Просвещения" и др. позволили выявить отношение Гердера к происходившим политическим процессам в Германии через его оценку политических явлений прошлого.

Таким образом, имеющиеся источншш позволяют определить И. Г. Гердера не только как философа, историка, литератора и эстета,но и как политического мыслителя, идеи которого повлияли на становление и развитие политической науки.

Произведения Хр. Волы^а, Г. Э. Лессинга, И. Винкельмана, Ф. Шиллера, И.Канта, Л. А. Шлецера, а тагавз Ш. Л. де Монтескье, І!.-Ж. Руссо, Ф. М. А. Вольтера, Л-Локка, Г. В. Ф. Гегеля и др. предшественников, современников и последователей Гердера позволили высветить общее и особенное в понимании предмета истории, некоторых политических категорий и явлений и способов их познания.

Предметом настоящей диссертации является г.сторнко-политичес-кая концепция И. Г. Гердера, выраганная d главных его трудах -"Идеи і; философии истории челове ства" и "Письма для поощрения гуманности", а тагаэ в других его произведениях.

Цель и задачи работы. Цель исследования состоит в изучении характерных черт и особенностей исторических и политических взглядов И. Г. Гердера, определении места и роли его историко-политпческой концепции в политической мысли Просвещения н в доказательстве того,что немецкий мыслитель в постановке и решении многих проблем оперегал свое время.

В соответствии с поставленной .' целью были определены следуйте падачи:

дать анализ обсественно-политических и нязйно-теоротйчесішх нстокоп философии истории Гордерз;

еыяснить гердеровн методы познания универсальной всемирной истерии и приемлемость их для познания политической истории;

показать его (Інлпссфиі: истории как ответ на теоретические искания просиетптнляуи см; юл а истории, палач и воэчогаюстей йоте-

-10.-

ричеекой науки;

выяснить нетрадиционное отношение Гердера к эпохе средневековья; проанализировать описанные Гердером проявления живучести духа древнегерманской свободи, а также уроки политического onvira Реформации;

раскрыть разносторонность идеи гуманизма Гердера, исследовав своеобразие решения им проблемы "человек в истории, обществе, государстве", проблемы взаимодействия человека и природы;

выявить отличительные особенности идей Гердера о влиянии на политические институты общества географической среды через традиции ;. обычаи. .

Среди обшчх методологических принципов,которыми руководствовался автор, работая над дисертациошшм исследованием и которые позволили научна и объективно подойти к исследованию историка-политической концепции Гердера следует выделить принцип историзма, критический и системный подход, а также метода анализа и синтеза, сравнительный, а также герменевтический метод, в качестве общей основы теории исторического познания,используя который диссертант смог проникнуться, вмиться, вчувствоваться в историческую ситуацию, в которой кил, мыслил и творил И. Г. Гердер, б способы употребления им тех или иных понятий, слов, выражений.

В общетеоретических работах Я. Ратмана, Э.Адлера, И. Шграйзанда, 3. Q. Асмуса, О. Л. Вайнштейна, И. С. Кона, А. В. Гулыги, И. С. Царского, А. И. FaKtiroBa, 3. Лооне и др. определена предметная область философии истории,даны основные методологические ориентиры ее изучения, признана значимость и важность вклада в нее Гердера .

Научная новизна исследования заключается в том, что историко-политическая концепция И. Г. Гердера впервые в литературе рассматривается в таком виде,как она представлена в настоящей диссерта-

1. Rathtramn J. Zur Geschtchtsphi 1 osdphie Jclumn Gottfried Herders.-Budapest, 1978; Adler E. Herder und die deutsche Aufkla-rung.-Wi en-Frankfurt-Zurich, 1968; Асмус В.Ф. Историко-философские этюды.-M. ,1984; Еайнштейк 0. Л. Очерки развития буржуазной философии и.методологии Историй в XIX-XX вв.-М. ,1979; Кон И.О. История в системе общественных наук//Фидософия и методология истории. -11,1977; Гулыга А. В. '-Указ. соч.; Нарский И. С. Западноевропейская философия 18 века. -М., 1973; Ракитов А. И. Историческое познание,- 11,1982; Лооне Э. Современная философия истории. -Таллин, 1980.

циії. При этом исторические и политические идеи мыслителя анализируются в историческом контексте и в райках его философии истории, в (ключевых местах они сопоставляются с воззрениями его предшественников, современников и последователей, что помогает показать глубину и широту идей мыслителя,соотнести и уяснить место и роль Гердера в истории политической мысли. Результаты работы способствуют дальнейшей разработке истории и теории современной политичзской науки.

Научная новизна работы определяется:

введением в научный оборот, систематизацией и обобщением большого материала на немецком языке из творческого наследия мыслителя;

систематизацией, критическим анализом и уточнением в ряде случаев концепций и взглядов, утвердившимся в мировой историографии по некоторым проблемным вопросам философии истории Гердера; при этом были раскрыты их теоретико-методологическое значение, достоинства и ограниченность, преодолен упрощенный подход к личности и творчеству мыслителя.

В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы, отличающиеся новизной:

методы и принципы познания истории Гердера повлияли на характер дальнейшего развития философско-исторической и политической европейской мысли;

Гердер один из первых в историографии убедГггелыю доказал обтоктивную необходимость, и тем -амым равнозначность и ценность каждого исторического этапа в истории человечества, в том числе эпохи средневековья;

трактовка Гердером Реформации как одного из самій значительных в истории духовных движении, "революций",как непосредственная подготовка Просвещения в Германий и Езропе, как начальный период борьбы за бурлуазное самосознание, явилась основой различных теорий в историографии; '.'''

впервые в отечественной литературе . рассмотрена философия политики (или теория политики) Гердера На основе анализа введены:; им понятий, как политическое сознание, свобода, политическая . культура, политическое равновесие и т. д.

доказано, что Гердэр первый из немецких мыолитвлой показал вапиоимость языка и мышления от исторической действительности, обратил внимание на отраженно в язмса и сознании происходящих политических явлений и процессов;

впервые обосновано, что Гердер являлся одним из идеологов европейской интеграции, союза европейских государев, связанных духом свободы, торговли, предпринимательства;

показана обусловленность генезиса, становления и специфики Форш государств, сласти, культури, политической в том числе,такими опосредованными и социальными факторами как географический (климат, территория страны, ландшафт, особенности хозяйствоепеге уклада) и этнический (национальный характер, образ жизни, менталитет);

определена неприемлемость выводов современных зарубежных авторе1*, об одностороннем рационализме Гордера в отношении вгаимодействия человека и природы;

выявлена, современность гуманистических идеалов Гордера (отнгедь не абстрактных).

Основные положения и выводы диссертации могут Сыть г.спользо-'ваны при чтении укигерситетского курса лекций по введению в политическую науку, по историографини новой и новейшей истории стран Европы и Америки, а такие спецкурсов по истории Германии XVIII и XIX веков.

Апробация работа Основные положения диссертационного исследования обсуждались на VII летней республиканской философской школе "Концепция образования: историко-философские и методологический аепекты"(1989 г.), па Межвузовских конференциях молодых ученых и специалистов (КазГУ.1090, 1991 гг.), на Всесоюзной конференции антиковедоь "Древние цивилизации: Среда, личность, общество" (Москва, 1991г.), а также на заседаниях кафедры новой и новейшей истории и международных отнесений (февраль и июнь 1992г.).