Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Концепция политического панславизма И.И. Дусинского Ковтуненко Марина Константиновна

Концепция политического панславизма И.И. Дусинского
<
Концепция политического панславизма И.И. Дусинского Концепция политического панславизма И.И. Дусинского Концепция политического панславизма И.И. Дусинского Концепция политического панславизма И.И. Дусинского Концепция политического панславизма И.И. Дусинского Концепция политического панславизма И.И. Дусинского Концепция политического панславизма И.И. Дусинского Концепция политического панславизма И.И. Дусинского Концепция политического панславизма И.И. Дусинского Концепция политического панславизма И.И. Дусинского Концепция политического панславизма И.И. Дусинского Концепция политического панславизма И.И. Дусинского Концепция политического панславизма И.И. Дусинского Концепция политического панславизма И.И. Дусинского Концепция политического панславизма И.И. Дусинского
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ковтуненко Марина Константиновна. Концепция политического панславизма И.И. Дусинского: диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.01 / Ковтуненко Марина Константиновна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова"], 2015.- 150 с.

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Социально-исторический контекст идейного становления И. И. Дусинского 18

Раздел 2. Представления И. И. Дусинского о месте России в мире 46

Раздел 3. Проект федеративного всеславянского государства И. И. Дусинского в контексте развития российского панславизма на рубеже XIX–XX веков 75

Раздел 4. Место концепции политического панславизма И. И. Дусинского в истории социально-политической мысли России 104

Заключение 120

Литература 1

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Идея славянского единства занимала умы российских мыслителей на протяжении последних двух столетий. Она то актуализировалась, то исчезала из общественно-политического дискурса, в зависимости от социально-исторического контекста. Актуализация идеи славянского единства почти всегда приходилась на периоды бурных внешнеполитических изменений. Эту динамику можно проследить на примере славянских съездов и конгрессов, которые проводились: в Праге в 1848 г., в Москве в 1867 г., в Праге в 1868 г. («тайный» пражский съезд), в Праге в 1908 г., в Софии в 1910 г. и в Белграде в 1946 г.1 В наше время международные славянские съезды проводились в Праге в 1998 г., в Москве в 2001 г., в Минске в 2005 г. В 2010 г. в Киеве при поддержке Всеславянского собора прошел юбилейный X Всеславянский съезд2.

Практический аспект актуальности данной темы обусловлен событиями, происходящими в настоящее время на Украине. Сегодня, когда славянские народы враждуют между собой, и даже внутри одного народа происходит раскол по принципу самоидентификации, внешнеполитический контекст располагает к очередному витку интереса к теме славянства, славянского единства. Не случайно сегодня как в российском политическом дискурсе, так и на Западе все чаще используется риторика, апеллирующая к понятиям славянства, панславизма, при этом, как и больше ста лет назад апелляция к этим понятиям носит противоположную смысловую нагрузку — позитивно-патриотическую в одном случае и негативно-русофобскую — в другом.

Теоретический аспект актуальности данной темы связан с тем, что, не-смот ря на бол ьшое коли чество работ, посвящен ных как о тдельным п редс т а-вителям социально-политической мысли России, разрабатывавшим идею славянского единства (Ф. И. Тютчев, М. П. Погодин, Н. Я. Данилевский, В. И. Ламанский), так и комплексному анализу этой идеи на разных этапах развития российской социально-политической мысли, некоторые авторы, занимавшиеся разработкой концепции панславизма, были по тем или иным при чи нам незасл у женно забы т ы. Э то в полной ме ре отно сится к И вану Ивановичу Дусинскому (1879–1919), талантливому публицисту и политическому мыслителю, который создавал свою концепцию политического панславизма в сложный переломный период истории нашей страны между первой русской революцией 1905 года и Первой мировой войной.

1 См.: Славянские съезды XIX–XX вв.: Сб. ст. — М.: РАН Институт славяноведения
и балканистики, 1994; Славянское движение XIX–XX веков: Съезды, конгрессы, совеща
ния, манифесты, обращения / Редкол.: Досталь М. Ю. (отв. ред.) и др. — М.: б. и., 1998.

2 См.: X-й Международный славянский съезд. — URL: slavonic/X-i-Mezhdunarodnyi-slavjanskii-sxezd (дата обращения: 23.12.2014).

Характеристика источников и степени научной разработанности проблемы. Источниковой базой диссертационного исследования стало политическое и публицистическое творчество Дусинского, в частности его работа «Основные вопросы внешней политики России в связи с программой нашей военно-морской политики», которая печаталась в 1908–1910 гг. в одесской газете «Русская речь» и вышла отдельным изданием в 1910 г.3 В 2003 г. в издательстве журнала «Москва» в серии «Пути русского имперского сознания» книга Дусинского была переиздана под названием «Геополитика России»4. Кроме того, в диссертации анализируются фрагменты небольшой работы Ду-синского «Славянам», которая была опубликована в Одессе в 1915 и 1916 гг. под псевдонимом «Черномор» и с тех пор не переиздавалась5.

Что касается историографии, в ней можно выделить несколько групп или историографических блоков. Первый блок — это литература, посвященная исследованию личности и биографии Дусинского. К ней относятся биобиблиографические статьи, например, статья М. Б. Смолина в «Энциклопедии имперской традиции русской мысли»6, где кратко излагается биография Ду-синского, его основные работы и идеи. В настоящее время это направление исследований получило серьезное развитие благодаря работам сотрудников Научной библиотеки Одесского национального университета имени И. И. Мечникова М. А. Подрезовой7, В. В. Самодуровой8, сотрудника Государственного архива Одесской области С. Е. Березина9, а также В. В. Левченко10, в которых

3 Арктур. Основные вопросы внешней политики России в связи с программой
нашей военно-морской политики. — Одесса: Типография газеты «Русская речь», 1908
(обл. 1910).

4 Дусинский И. И. Геополитика России. — М.: «Москва», 2003.

5 Черномор. Славянам. — Одесса: изд. тип. С. Н. Скарлато, 1915 (1916).

6 Смолин М. Б. Энциклопедия имперской традиции русской мысли. — М.: Им
перская традиция, 2005. — С. 110–115.

7 Подрезова М. А. Библиотекари Одесского (Новороссийского) университе
та — мировой науке // Вiсник ОНУ. — Т. 18 вип.1 (9): Бiблiотекознавство, бiблiиогра-
фознавство, книгознавство. — Одесса, 2008. — С. 11–22. — URL: .
ua:8080/bitstream/123456789/50/1/Podrezova%26Samodurova_visn_bibl_13-8.pdf
(дата
обращения: 23.12.2014).

8 Самодурова В. В. Геополитический изгой. Жизнь и смерть И. И. Дусинского
(1879–1919) // Материалы Международной научно-практической конференции «Че
ловек в тоталитарном обществе: рефлексии XXI века» (23–27 июня 2013 г.). — URL:
(дата обращения: 23.12.2014).

9 Березин С. Е. Антиковед, библиотекарь, публицист: новые материалы к био
графии И. И. Дусинского (1879–1919) // Вiсник ОНУ. — Т. 16. — Вип.1/2 (5/6): Бiблiо-
текознавство, бiблiиографознавство, книгознавство. — Одесса, 2011. — С. 243–252.

10 Левченко В. В. Судьбы сотрудников научной библиотеки Одесского универси
тета на фоне социально-политических трансформаций первой трети XX века // Вiсн.

в научный оборот вводятся архивные документы, дающие более детальные сведения о жизни Дусинского. Важную информацию о последнем периоде жизни мыслителя (1917–1919 гг.) можно получить из издания «Одесский мартиролог», в котором опубликованы архивные материалы следственных дел репрессированных за годы советской власти в Одессе и Одесской области11.

Поскольку биография и карьера Дусинского были тесно связаны с Императорским Новороссийским Университетом (Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова), представление о социально-исторических условиях, в которых он жил и работал, позволяют получить материалы об истории университета того периода и о развернувшемся в учебном заведении академическом движении. Важным источником начала XX века, описывающим ситуацию в Императорском Новороссийском университете, является книга «Революционное гнездо. Из истории Новороссийского Университета. Дело ректора Занчевского и проректора Васьковского», изданная Академическим Союзом Студентов Санкт-Петербургского Политехнического Института в 1909 г.12 Книга содержит материалы судебного процесса по уголовному делу ректора и проректора Новороссийского университета. Другой не менее интересный источник — брошюра П. Е. Казанского «Совещание профессоров в декабре 1910 г.»13 Профессор Петр Евгеньевич Казанский возглавил группу так называемых «правых» профессоров Императорского Новороссийского университета, которые противопоставили членам Академического Союза идею невмешательства политики в научную и учебную деятельность университета. Важно отметить, что идеи профессора Казанского о правовом государстве, славянской взаимности и академизме оказали заметное влияние и на Дусинского, который был членом Одесского Общества востоковедения, возглавляемого профессором.

Более общее представление об академическом движении и состоянии дел в Высшей школе в России в начале XX века можно получить благодаря другой группе изданий. Так, в дореволюционной историографии можно выделить четырехтомный сборник «Общественное движение в России в начале XX века» под редакцией деятелей социал-демократической партии, пре-Одес. нац. ун-та. — Т. 13. — Вип. 8: Бiблiотекознавство, бiблiиографознавство, книгознавство. — Одесса, 2013. — С. 11–22.

11 Одесский мартиролог. Данные о репрессированных Одессы и Одесской области
за годы советской власти: историко-мемориальное издание. — Одесса: ОКФА, 2005.

12 Революционное гнездо: Из истории Новороссийского Университета: Дело
ректора Занчевского и проректора Васьковского. — СПб: Акад. Союз студентов
С.-Петерб. Политехн. ин-та, 1909.

13 Казанский П. Е. Совещание профессоров в декабре 1910 г. (доклад в Академи
ческом Клубе в Одессе). — Одесса: Типография «Русской речи», 1911.

имущественно меньшевиков, Л. Мартова, П. П. Маслова и А. Н. Потресова, издававшийся в 1909–1914 гг.14 В советской историографии наиболее значимым исследованием можно считать монографию доктора исторических наук В. Р. Лейкиной-Свирской «Русская интеллигенция в 1900–1917 годах»15. Что касается той части интеллигенции, которая была связана именно с Высшей школой и академическим движением, наибольший интерес представляют наработки А. Е. Иванова, посвященные университетской политике в начале XX века, а также деятельности Всероссийского Академического Союза, представленные в монографии и ряде статей в журналах16. В современной историографии русской интеллигенции можно выделить также монографию «Вне власти и народа. Политическая культура интеллигенции России XIX — начала XX века» и другие работы А. А. Ширинянца17.

Второй крупный историографический блок — это работы, посвященные исследованию основных идей Дусинского в их связи с геополитикой и панславизмом. Так, например, М. Б. Смолин во вступительной статье к «Ге-ополитике»18 ставит его идеи в один ряд с идеями как зарубежных (Рудольф Челлен, Карл Хаусхофер, Альфред Тайер Мэхэн, Хэлфорд Маккиндер), так и российских (Ю. С. Карцов, А. Е. Вандам, Кн. Г. Н. Трубецкой, В. П. Се-менов-Тян-Шанский) геополитиков. А. В. Репников в ряде статей, а также в монографии19 дает обзор геополитических идей Э. Э. Ухтомского, Ю. С. Кар-цова, Л. А. Тихомирова, К. Н. Леонтьева, А. Е. Вандама и, в том числе, Дусин-14 Общественное движение в России в начале XX-го века / Под ред. Л. Мартова, П. Маслова и А. Потресова. — СПб: Товарищество «Общественная Польза», 1909–1914. — Т. 1–4.

15 Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900–1917 годах. — М.:
Мысль, 1981.

16 См.: Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX вв. — М.,
1991; Иванов А. Е. Университетская политика царского правительства накануне револю
ции 1905–1907 годов // Отечественная история 1995. — № 6. — С. 93–105; Иванов А. Е. В
преддверии кадетской партии: всероссийский союз деятелей науки и высшей школы. —
URL: (дата обращения: 23.12.2014).

17 Ширинянц А. А. Вне власти и народа. Политическая культура интеллигенции
России XIX — начала XX века. — М.: РОССПЭН, 2002. См. также: Ширинянц А. А.,
Ширинянц С. А.
Российская интеллигенция на рубеже веков: заметки о политической
культуре. — М.: Издательство Московского университета, 1997.

18 Смолин М. Б. Панславистский политический теоретик в истории русской гео
политики // Дусинский И. И. Геополитика. — М.: «Москва», 2003. — С. 5–22.

19 Репников А. В. Консервативные представления о переустройстве России (ко
нец XIX — начало XX веков). — М.: Готика, 2006; Репников А. В. Консервативные
концепции переустройства России / Фед. Арх. Агенство, Рос. гос. архив соц.-полит.
истории. — М.: Academia, 2007; Репников А. В. Консервативные модели Российской
государственности. — М.: РОССПЭН, 2014.

ского20. Однако, стоит отметить, что идеям Дусинского отведено не так много места: всего несколько страниц книги посвящены его размышлениям по поводу Ближневосточного (Персидского) вопроса, освоения Арктики, взаимоотношений России и Азии и совсем кратко сказано о его проекте Всеславянского государства. По такому же принципу построены исследования А. М. Матвеевой русской геополитики в начале XX века21. В ее статьях упоминаются идеи таких русских мыслителей, как Менделеев, Данилевский, Ламанский, Милютин, Снесарев, Вандам, однако большая часть анализа посвящена геополитической концепции евразийца П. Н. Савицкого. Геополитических идей Дусин-ского Матвеева касается в основном в контексте отношений России и Азии и так называемого «Восточного вопроса». В то же время вопрос об отношениях России со славянскими народами и соседними европейскими государствами, проект построения Всеславянской державы ею не рассматриваются вовсе.

Еще одним историографическим блоком является блок работ, посвященных исследованию консерватизма и панславизма в России.

Что касается консерватизма, то из широкого круга современных работ, посвященных истории и теории русского консерватизма, можно выделить исследования Н. В. Асонова, В. А. Гуторова, А. Ю. Минакова, С. В. Перевезен-цева, А. В. Репникова, А. А. Ширинянца22, оказавших существенное влияние на формирование теоретико-методологических предпочтений автора.

20 Репников А. В. Представления о месте Российской империи в мировом про
странстве // Консервативные представления о переустройстве России (конец XIX —
начало XX веков). — М.: Готика, 2006. — С. 257–296.

21 Ряд статей А. М. Матвеевой опубликован на портале «Слово». — URL: (дата обращения: 23.12.2014): «Русская геопо
литика начала XX века о границах России», «Державные задачи России в отечествен
ной геополитической мысли накануне и после Первой мировой войны» и др.

22 Асонов Н. В. Политические доктрины российского самодержавия и их модер
низация. — М.: РАГС, 2009; Асонов Н. В. К вопросу об идейных истоках российской
государственности // Власть. — 2012. — № 2. — С. 47–49; Асонов Н. В. «Теория офи
циальной народности» в политическом дискурсе второй половины XIX — начала XX
века // Социально-гуманитарные знания. — 2011. — № 2. — С. 270–279; Асонов Н. В.
Византизм и российская власть: уроки и смыслы // Власть. — 2010. — № 9. — С. 26–
29; Гуторов В. А. Политика: наука, философия, образование. — СПб: СПбГУ, 2011;
Гуторов В. А. Консерватизм как альтернатива? Западная традиция и современная
Россия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. — 2006. — Вып. 4. —
С. 4–20; Минаков А. Ю. Русский консерватизм в первой четверти XIX века. — Во
ронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2011; Перевезен-
цев С. В.
К вопросу об идейных истоках русского консерватизма. Статья первая // Мир
и политика. — 2011. — № 6. — С. 20–28; Перевезенцев С. В. К вопросу об идейных
истоках русского консерватизма. Статья вторая // Мир и политика. — 2011. — № 7. —
С. 26–33; Ширинянц А. А. Нигилизм или консерватизм: русская интеллигенция в исто
рии политики и мысли. — М.: Изд-во Московского ун-та, 2011; Репников А. В. Ко н -
сервативные модели Российской государственности. — М.: РОССПЭН, 2014; и др.

В отношении изучения панславизма, отметим, что оно затрудняется сложностью и многогранностью этого явления общественно-политической мысли, здесь можно говорить и о ряде проблем теоретико-методологического характера, таких, как терминологическая проблема, проблема классификации течений панславизма, а также проблема выделения его основных понятий и принципов. Классическими в советской историографии считаются работы С. А. Никитина23, В. К. Волкова24, В. А. Дьякова25. На современном этапе большой вклад в исследование панславизма и связанных с ним теоретико-методологических проблем, внесли А. А. Ширинянц, А. В. Мырикова26, Б. А. Прокудин27. Теоретико-методологические и исторические вопросы появления и развития различных форм панславизма рассматриваются в статьях и монографии А. А. Григорьевой28. Вопрос о трансформации панславизма в начале XX века и о специфике так называемого «неославизма» рассматривается

23 Никитин С. А. Очерки по истории южных славян и русско-балканских связей в
50-е — 70-е гг. XIX века. — М.: Наука, 1970; Никитин С. А. Славянские съезды 60-х годов
XIX в. // Славянский сборник: Славянский вопрос и русское общество в 1867–1878 гг. —
М.: Тип. Высш. парт. школы при ЦК ВКП(б), 1948; Никитин С. А. Славянские комитеты
в России в 1858–1876 годах. — М.: Издательство Московского университета, 1960.

24 Волков В. К. К вопросу о происхождении терминов «пангерманизм» и «пансла
визм» // Славяно-германские культурные связи и отношения. — М.: Наука, 1969. —
С. 25–61; Волков В. К. Славянская идея и русское национальное самосознание // Сла
вянский альманах 1998. — М.: Индрик, 1999. — С. 5–17.

25 Дьяков В. А. Политические интерпретации идеи славянской солидарности и
развитие славяноведения (с конца XVIII — по 1939 г.) // Методологические проблемы
истории славистики. — М.: Наука, 1978. — С. 232–260; Дьяков В. А. Идея славянского
единства в общественной мысли дореволюционной России // Вопросы истории. —
1984. — № 12. — С. 16–31; Дьяков В. А. Славянская идея в России в период импе
риализма // Вопросы истории. — 1987. — № 3. — С. 28–41; Дьяков В. А. Славян
ский вопрос в общественной мысли дореволюционной России. — М.: Наука, 1993.
Полная историография работ В. А. Дьякова — см.: Дьяков Владимир Анатольевич
(1919–1995). — М.: РАН Институт славяноведения и балканистики, 1996.

26 Ширинянц А. А., Мырикова А. В. Введение к исследованию истории и идеологии
панславизма XIX века / Под ред. Ширинянца А. А., перевод на хорватский язык — Сабина
Фолнович. — М.: Издательский дом «Политическая мысль», 2010; Александр Ширинянц,
Анна Мирикова
. Русофобският мит на «панславизма» / Политически изследования. Бъл-
гарска ассоциация за политически науки. — София. Брой 1–2. 2010. — С. 85–110.

27 Прокудин Б. А. Идея славянского единства в политической мысли России XIX
века / Кафедра истории социально-политических учений, философский факультет
МГУ имени М. В. Ломоносова. — М.: Социально-политическая мысль, 2007.

28 См.: Григорьева А. А. Проблема панславизма в советской историографии //
Альманах современной науки и образования. — Тамбов: «Грамота». — 2012. —
№ 4 (59). — С. 69–71; Григорьева А. А. «Славянская идея» в России (начало XX века) //
Пятые Байкальские международные социально-гуманитарные чтения. — Иркутск:
Изд-во ИГУ, 2011. — С. 142–147; Григорьева А. А. Панславизм: идеология и политика:
40-е годы XIX — начало XX века. — Иркутск: «Аспринт», 2013. и др.

в работах З. С. Ненашевой29. Среди диссертационных исследований можно выделить работы О. А. Французовой30, А. А. Григорьевой31, Г. В. Рокиной32.

Из зарубежных исследований, посвященных панславизму, прежде всего, нужно отметить работы восточно-европейских ученых: чехословацкого историка Й. Колейки33, чешского — В. Доубека34, венгерского — Ш. Костя35, сербского — Е. Милойкович-Джурич36, украинского — С. Плохия37. Что касается англо-американской историографии исследования панславизма, то здесь можно выделить работы Н. В. Рязановского38, Ф. Фаднера39, М. Петровича40 и особенно Г. Кона41, которого принято считать одним из отцов-основателей современного академического исследования национализма42.

29 Ненашева З. С. Проблемы австрославизма в российском общественном мнении
в последние два десятилетия XIX века // Славянская идея: история и современность. —
М.: РАН Институт славяноведения и балканистики, 1998. — С. 127–147; Ненаше
ва З. С.
Под лозунгом равенства. Рассвет и увядание неославизма // Родина. — 2001. —
№ 1–2. — С. 131–133; Ненашева З. С. Идейно-политическая борьба в Чехии и Словакии
в начале XX века. — М.: Наука, 1984; Ненашева З. С. Славянский съезд 1908 г. В Праге
и его место в формировании идеологии и программы неославизма // Славянские съезды
XIX–XX вв. — М.: РАН Институт славяноведения и балканистики, 1994. — С. 99–112.

30 Французова О. А. Политический панславизм и идеи всеславянства в Чехии в
первой половине XIX в. : дисс. ... канд. ист. наук : 07.00.03. — М., 2005.

31 Григорьева А. А. Панславизм: идеология и политика: 40-е годы XIX — начало
XX вв. : дисс. ... канд. ист. наук : 07.00.03. — Иркутск, 2010.

32 Рокина Г. В. Теория славянской взаимности в истории словацко-русских научных
и культурных связей XIX века : дисс. ... канд. ист. наук : 07.00.03. — Йошкар-Ола, 2005.

33 Колейка Й. Славянские программы и идея славянской солидарности в XIX и
XX веках. — Praha: Statni ped. nakl-vi, 1964.

34 Доубек В. Между Веной и Москвой: славянская концепция и образ России в
чешском обществе XX века // Родина. — 2001. — № 1. — С. 105–109.

35 Kostya S. Pan-slavism. — Florida: Danubian Press Inc., 1981.

36 Milojkovic-Djuric J. Panslavism and National Identity in the Balkans, 1830–
1880. — N. Y.: East European Monographs, 1994; Milojkovic-Djuric J. Aspects of Balkan
Culture: Social, Political, and Literary Perceptions (Eastern and Central Europe). — Wash
ington: New Academia Publishing, 2006.

37 Plokhy S. The Origins of the Slavic Nations: Premodern Identities in Russia,
Ukraine, and Belarus. — Cambridge: Cambridge University Press, 2006; Plokhy S. Ukraine
and Russia: Representations of the Past. — Toronto: University of Toronto Press, 2008.

38 Riasanovsky N. V. Russia and the West in the teaching of the Slavophiles: A study of
romantic ideology. — Gloucester, Mass.: Peter Smith, 1965.

39 Fadner F. Seventy years of Pan-Slavism in Russia. From Karamzin to Danilevskij.
1800–1870. — Washington, D. C.: Georgetown University Press, 1962.

40 Petrovich M. B. The emergence of Russian Panslavism 1856–1870. — N.-Y.: Co
lumbia University Press, 1956.

41 Kohn H. Nationalism. Its Meaning and History. — Princeton: D. Van Nostrand
Company Inc., 1955; Kohn H. The mind of modern Russia. Historical and Political Thought
of Russia's Great Age. — N.-Y.: Harper & Row, 1955; Kohn H. Pan-Slavism. Its History and
Ideology. 2 ed., rev. — N.-Y.: Vintage Books, 1960.

42 Jaskulowski K. Western (Civic) versus Eastern (Ethnic) Nationalism. The Origins

В целом, библиографический обзор показывает невысокую степень разработанности темы. Несколько современных российских исследователей (М. Б. Смолин, А. В. Репников, А. М. Матвеева, А. А. Григорьева) упоминают Дусинского в своих обзорных статьях, при этом ни в одном исследовании его идеи не становятся объектом целенаправленного и систематического изучения. Работы же, в которых концепция политического панславизма Дусинско-го подвергалась бы систематическому историко-политологическому анализу, отсутствуют.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является творчество Дусинского, представленное совокупностью его публицистических и научных работ. Предметом исследования является концепция политического панславизма Дусинского в ее историческом и социально-политическом аспекте.

Цель и задачи исследования. Характер заявленной темы, ее объект, предмет и уровень разработанности обусловили постановку цели и задач диссертационной работы. Целью диссертационного исследования является анализ концепции политического панславизма Дусинского с точки зрения выявления ее специфики и соотнесения с общим направлением развития социально-политической мысли России в целом и панславизма в частности. Для достижения этой цели необходимо было решить ряд задач:

1. Рассмотреть социально-исторический контекст формирования Ду-
синского как мыслителя;

  1. Проанализировать представления Дусинского о месте России в мире;

  2. Раскрыть особенности трактовки Дусинским идей славянского единства и проекта Всеславянского государства;

  3. Определить место концепции политического панславизма Дусинско-го в истории социально-политической мысли России.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. На основе анализа биографических данных и социально-исторического контекста идейного становления Дусинского можно выделить следующие этапы его жизни и творчества: академический (до 1908 г.), публицистический (1908–1917 гг.) и общественно-политический (1917–1919 гг.). Социально-историческими факторами, оказавшими наибольшее влияние на идейное своеобразие мыслителя, стали: геополитическая ситуация в мире накануне Первой мировой войны; подъем пан-идеологий (пангерманизма, панславизма), в том числе очередной виток интереса к славянской тематике как среди славянских народов, так и в российском обществе; а также революционные изменения в стране в 1918–1919 гг., гражданская война. and Critique of the Dichotomy // Polish Sociological Review. — 2010. — 3 (171). — P. 289.

  1. Своеобразие внешнеполитической картины мира Дусинского заключается в том, что его стратегия предполагает создание на западных границах Российской империи сначала коалиционных блоков и союзов, а затем и Всеславянской Федерации. При этом азиатское направление внешней политики, и в частности вопрос выстраивания отношений и определения границ с Китаем, являются в представлении мыслителя наиболее острой и насущной задачей внешней политики, требующей безотлагательного решения.

  2. Проект Всеславянской Федерации, предложенный Дусинским, это — проект двухуровневой смешанной федерации, состоящей на первом субрегиональном уровне из восьми автономных национальных областей, выделенных по этническому принципу, а на втором субрегиональном уровне — из территориальных образований, которые сложились в рамках этих этнических областей исторически. Объединяющие начала федерации: культурные и экономические связи, единство военной и морской организации, объединение направляющих органов внешней политики, таможенная уния, приведение к единой норме денежных знаков и единиц меры и веса, а также единый общеславянский (русский) язык.

  3. Сравнение концепции Дусинского с панславистскими проектами и идеями Ф. И. Тютчева, М. П. Погодина, В. И. Ламанского, Н. Я. Данилевского позволяет отнести ее к политическому направлению русофильского консервативного панславизма.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые в истории отечественной политической науки предпринята попытка целостного, систематического историко-политологического анализа концепции политического панславизма Дусинского. В результате такого исследования:

1. Показана связь социально-исторического контекста и творческого метода Дусинского. На основе анализа разрозненных биографических данных впервые были выявлены и обозначены основные этапы жизни и творчества мыслителя. Первый этап до 1908 г. можно условно назвать «академическим», поскольку он наиболее тесно связан с Императорским Новороссийским университетом и развернувшимся в нем «академическим» движением. После 1908 г. начинается следующий, более динамичный период жизни Дусинско-го, когда на первый план выходит его публицистическая деятельность в различных одесских изданиях. Последний и наиболее драматичный этап жизни Дусинского после 1917 г. характеризуется переходом от публицистической к активной общественно-политической деятельности, связанной с попытками создания общественной организации и независимого печатного органа. Кроме того, была прослежена эволюция его творчества от академических форм к публицистическим, а затем и к общественно-политическим, выявлены и

классифицированы факторы, которые оказали наибольшее влияние на идейное своеобразие мыслителя, среди которых подъем пан-идеологий, рост общественного интереса к славянской тематике в начале XX века и др.

  1. Предпринята попытка систематизации представлений Дусинского о месте России в мире. Обоснован вывод о том, что стратегия мыслителя относительно соседних европейских государств носила сдержанный характер и предполагала создание на западных границах Российской империи дружественных коалиционных блоков и союзов, таких как Скандинавский и Балканский союзы, а в дальнейшем и создание Всеславянской Федерации. Азиатское направление внешней политики, и в частности вопрос выстраивания отношений и определения границ с Китаем, является в представлении мыслителя наиболее острой и насущной задачей внешней политики, требующей безотлагательного решения.

  2. В диссертационной работе впервые произведена историко-политоло-гическая реконструкция проекта федеративного всеславянского государства, предлагаемого мыслителем. Установлено, что это — проект двухуровневой смешанной федерации, состоящей на первом субрегиональном уровне из восьми автономных национальных областей: русской, болгарской, сербской, хорватской, словенской, словацкой, чешской и польской, выделенных по этническому принципу, а на втором субрегиональном уровне — из территориальных образований, которые сложились в рамках этих этнических областей исторически. Объединяющие начала в федерации: культурные и экономические связи, единство военной и морской организации, объединение направляющих органов внешней политики, таможенная уния, приведение к единой норме денежных знаков и единиц меры и веса, а также единый общеславянский (русский) язык.

  3. Политическая концепция Дусинского рассмотрена в контексте общего развития интеллектуальной традиции российской социально-политической мысли XIX — начала XX веков. Обоснован вывод о ее принадлежности к политическому направлению русофильского консервативного панславизма, которое предполагает политическое объединение славянских народов и создание объединенного всеславянского государства под предводительством России на основе консервативных ценностей.

Теоретические и методологические основы исследования. Методология исследования сочетает в себе две группы методов: общенаучные и специальные. Общенаучные методы включают процедуры анализа, синтеза, дедукции, индукции, аналогии, сравнения, классификации, доказательства. Специальные методы включают историко-политологический, биографический метод, метод анализа документов и историко-политологической реконструкции. Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования также составляют разработки в области историко-политологи-12

ческого анализа отечественных ученых — К. М. Андерсона, И. А. Козикова,

A. В. Мыриковой, С. В. Перевезенцева, Б. А. Прокудина, А. А. Ширинянца,
положения и выводы, содержащиеся в трудах исследователей истории обще
ственной мысли России — А. В. Репникова, М. Б. Смолина, Н. В. Асонова,

B. А. Гуторова, А. Ю. Минакова, А. А. Григорьевой и др.
Теоретическая и практическая значимость диссертации заключает
ся в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы для
дальнейшего исследования политических идей Дусинского как специально,
так и в контексте различных направлений отечественной социально-полити
ческой мысли, таких, как консерватизм, панславизм, геополитика; а также в
преподавании учебных курсов по истории социально-политической и право
вой мысли в российских вузах.

Апробация работы. Основные положения и тезисы диссертационного исследования были изложены в четырнадцати научных публикациях автора. Материалы и выводы диссертации были апробированы в выступлениях на международных научных конференциях «Политика в текстах — тексты в политике: наука истории идей и учений» (2011, 2013), «Ломоносов» (2012, 2013), «Клио. Исторические документы и актуальные проблемы археографии, отечественной и всеобщей истории нового и новейшего времени» (2013), и др.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории социально-политических учений факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова 31 августа 2015 г. (Протокол заседания кафедры № 1 от 31.08.2015 г.).

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Социально-исторический контекст идейного становления И. И. Дусинского

Рубеж XIX и XX веков можно по праву считать переломной эпохой для Российской Империи, причем как во внутриполитическом плане, так и в отношении внешней политики. Так, во внутренней политике — это революция 1905–1907 гг., становление российской партийной системы, ряд важнейших реформ (финансовая реформа С. Ю. Витте, столыпинская аграрная реформа).

Не меньшее значение имела и новая внешнеполитическая ситуация. На мировой политической арене появляются новые бурно развивающиеся промышленные державы — Германия, США, Япония, требовавшие «места под солнцем», то есть желающие вступить в борьбу за передел уже поделенного мира со старыми колониальными державами — Англией, Францией. Ключевыми в этой новой внешнеполитической ситуации становятся противоречия между Англией и Германией, которые возглавили два противостоящих военных блока, что впоследствии определило всю дальнейшую мировую историю.

Быстрые внутренние и внешнеполитические изменения воспринимались думающей частью населения, интеллектуальной элитой страны как ситуация «перепутья», требующая осмысления, постановки и решения новых нетривиальных задач и проблем. Именно поэтому рубеж XIX и XX веков дал отечественной философской и социально-политической мысли имена таких выдающихся мыслителей, как К. Н. Леонтьев, В. И. Ламанский, В. С. Соловьев, Л. А. Тихомиров, В. В. Розанов и др. При этом, если одни мыслители сосредоточили свои усилия в большей степени на осмыслении вопросов внутреннего социально-политического устройства страны, ее морально-нравственных аспектах и проблемах (В. С. Соловьев, Л. А. Тихомиров, В. В. Розанов), то другие (К. Н. Леонтьев, В. И. Ламанский) обратились к внешнеполитической проблематике и осмыслению места России в мире, среди других народов и цивилизаций.

Это направление в большей степени интересовало и Ивана Ивановича Дусинского. Сложившуюся внешнеполитическую ситуацию он воспринимал как ситуацию «перепутья», ситуацию, когда каждый мыслящий человек и патриот своей страны имеет право и должен высказать свое мнение о том, какое место Россия должна занимать в мире, по какому пути ей двигаться дальше: «В жизни народа и государства, как и в жизни отдельных лиц, бывают моменты, когда живо ощущается потребность ответить себе самому о цели своих стремлений и направить взоры вперед... народ инстинктивно, но безошибочно чувствует себя на перепутье и ищет обрести свой настоящий, свой заветный путь43».

Обстоятельства начала XX века не только дали повод и «пищу» для размышлений над судьбами страны и мира, но и повлияли на жизнь самого Дусинского, которая оказалась не менее драматичной, чем события первого двадцатилетия XX века.

Важные сведения о биографии Дусинского, особенно об ее ранних этапах, можно получить благодаря работам главного научного сотрудника Государственного архива Одесской области С. Е. Березина. Так, в его статье «Ан-тиковед, библиотекарь, публицист: новые материалы к биографии Дусинско-го (1879–1919)»44 впервые публикуются новые материалы к жизнеописанию мыслителя, взятые из архивов Одесской области.

Иван Иванович Дусинский родился 8 апреля 1879 г. в Харькове в семье ветеринарного врача Ивана Витальевича Дусинского и Валерии Яковлевны, урожденной Иваницкой. Семья Дусинского была дворянского происхождения, однако не была богатой или знатной, отец имел жалованье около 1000 рублей в год. Как отмечает Березин, отец Дусинского скорее всего происходил из «местных шляхтичей», осевших в Харькове во времена графа Потоцкого или же прибыл со второй волной польского переселения в 1830-е годы45. Отец и мать Дусинского были римско-католического вероисповедания и были прихожанами католического храма во имя Розария Пречистой Девы Марии в Харькове, где Иван был крещен после рождения — 29 апреля 1879 года. В дальнейшем Иван Витальевич по долгу службы вместе с семьей покинул Харьков и проходил земскую службу в качестве ветеринара в начале в Саратовской, затем в Тобольской губерниях46. Этот период с 1879 по 1899 год можно считать первым этапом биографии Дусинского, хотя сведения о нем по-прежнему еще достаточно скудны и требуют дальнейших научных изысканий.

Следующий этап биографии Дусинского связан с его переездом в Одессу и обучением в Императорском Новороссийском Университете. В 1899 году Дусинский окончил Каменец-Подольскую мужскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета, где числился в списке студентов до 1903 года. Обучение в Новороссийском Университете можно выделить в отдельный этап биографии, поскольку он предопределил дальнейшую жизнь и профессиональную карьеру мыслителя. Как отмечает Березин, обучение Дусинского в Университете совпало с интереснейшим периодом в его истории, связанным с революционной борьбой и внутренним расколом, причем как среди студенчества, так и среди профессуры47, о чем будет сказано ниже.

В апреле — мае 1903 года Дусинский блестяще выдержал «выпускные испытания» и был удостоен диплома 1-ой степени, после чего был оставлен при кафедре классической филологии для «приготовления к профессорско-45 Березин С. Е. Антиковед, библиотекарь, публицист: новые материалы к биографии И. И. Дусинского (1879–1919). — Вiсник ОНУ. — Т. 16. — Вип. 1/2 (5/6): Бiблiотекознавство, бiблiиографознавство, книгознавство. — Одесса, 2011. — С. 245. му званию» с блестящими рекомендациями: «... беру на себя смелость рекомендовать вниманию историко-филологического факультета бывшего нашего студента И. Дусинского, в настоящее время блестящим образом выдержавшего испытание в Государственной Комиссии, как человека, имеющего все внутренние данные для того, чтобы стать серьезным научным деятелем. Уже в самом начале моего знакомства с ним, будучи студентом первого курса, он поражал меня своею редкой для студента начитанностью в авторах, своим вдумчивым и самостоятельным отношением к изучению, своею разносторонностью, трудолюбием, памятью и серьезностью научных интересов. Это впечатление росло и укреплялось во мне по мере того, как г. Дусинский переходил на высшие курсы. В его многочисленных рефератах по вопросам классической филологии, в обширном его медальном сочинении „Греческий эпиникий и Вакхилид“ сказалась и еще одна важная черта, — основательное знание языков французского, английского, немецкого и итальянского, делающее ему доступною всю ученую литературу.

Представления И. И. Дусинского о месте России в мире

Рассмотрев в предыдущем разделе социально-исторический контекст формирования взглядов Дусинского, а также его методологию анализа социально-политической действительности, мы можем перейти к идейному своеобразию его творчества.

Ключевой вопрос, который занимал Дусинского, — это вопрос о месте России и русского народа в мире, среди других народов и цивилизаций. Как уже отмечалось выше, сложившуюся на начало XX века внешне — и внутриполитическую ситуацию мыслитель воспринимает как исторический рубеж, «перепутье», когда каждый мыслящий человек должен определить для себя и высказать свое мнение о том, по какому пути должна двигаться Россия.

Целью своего исследования Дусинский ставит разработку внешней политики Российской Империи — «разобрать ее желательные основания и руководящие принципы, наметить ее цели и программу — таково наше намерение, вытекающее из глубокого убеждения в полезности и настоятельной необходимости подобной работы именно теперь, когда наш русский богатырь после всего пережитого за последние годы стоит на перепутье и раздумывает над выбором дальнейшего пути. В такую историческую минуту особенное значение имеет всякая попытка добросовестно разобраться в положении и по мере сил уяснить его себе и осветить другим... подобная попытка не только не напрасна, но даже представляет своего рода долг...»114.

Предметом всестороннего анализа внешнеполитической ситуации Ду-синского становятся практически все направления внешней политики. Логика авторского изложения такова: вначале автор разрабатывает общие принципы внешней политики, обозначает национальные задачи, которыми нужно руководствоваться. Затем мыслитель рассматривает современное положение 114 Дусинский И. И. Геополитика России. — М.: Москва, 2003. — С. 25. дел на том или ином направлении, проводит «политическое обследование» существующих государственных границ и, наконец, дает свои рекомендации по выстраиванию отношений с соседними государствами, а также исправлению границ. Как отмечает А. В. Репников, в работах Дусинского представлена «масштабная геополитическая картина будущего России115».

Вначале обратимся к общим принципам внешней политики России, которые Дусинский формулирует в виде пяти национальных задач. Первая задача внешней политики, по мнению автора, — «подобрать свободные или полусвободные территории, лежащие у наших азиатских границ»116. Вторая национальная задача — «предоставление русскому государству возможно более удобных естественных границ117». Третья задача касается положения России во внутренних морях и является в основном оборонительной: «Мы должны сохранить и использовать надлежащим образом имеющиеся у нас непосредственные выходы в океан и занять прочное оборонительное положение на... внутренних морях — посредством ли приобретения входа в них (как в Черном море) или посредством вполне достаточного и надежного обеспечения нашей береговой линии (как в Балтийском)»118. Четвертая национальная задача: «В отношении к соседним с нами народно-государственным организмам наша политика, исходя из верной и обоснованной оценки их положения и стремлений, должна либо привязать их к России узами полного доверия и устойчивой дружбы, либо обезвредить посредством дипломатического или вооруженного воздействия, которое имело бы целью либо направить их усилия в сторону, для нас безразличную, либо повести к значительному ослаблению или даже полному уничтожению этих враждебных нам сил»119.

Наконец, пятая национальная задача России касается уже внешней экономической политики и сводится к «возможно более быстрому и полному приближению к автаркии в смысле освобождения русского хозяйства от чужеземной эксплуатации и к экономическому подчинению России всего бассейна Черного моря с одновременным созданием всеславянского таможенного союза. Основными путями к тому должны быть: интенсивное развитие всех производительных сил и средств страны с настойчивым стремлением к национализации призываемых из-за границы капиталов, активное и созидательное покровительство отечественному производству с одновременным всесторонним (количественным и качественным) его усилением, создание достаточного национального торгового флота, вполне соответствующего потребностям постоянного русского экспорта»120. Таким образом, главным постулатом внешней политики России должен стать политический и экономический рост русского народно-государственного организма с стремлением к его наиболее удобным естественным границам121. Таким образом, хотя некоторые национальные задачи, сформулированные Дусинским в начале XX века, в современных реалиях выглядят немного архаично, другие, например, стремление к увеличению экономической независимости государства, звучат сегодня как никогда актуально.

Проект федеративного всеславянского государства И. И. Дусинского в контексте развития российского панславизма на рубеже XIX–XX веков

Политическая концепция Дусинского, как говорилось выше, предполагает, во-первых, политическое объединение славянских племен, «под сенью крыльев русского державного орла», а во-вторых, предусматривает принцип национального самоопределения славянских племен в пределах гарантированной им территории. Эти особенности легли в основу разработанного Дусинским проекта всеславянского государства. Создавая свой проект, автор ставит и решает следующие вопросы. Во-первых, в какой форме должно произойти политическое объединение славянства, во-вторых, каким образом должен быть решен польский вопрос, в-третьих, каким образом в состав всеславянского государства могут включиться неславянские племена и, наконец, каковы пути и способы достижения всеславянского государства.

Чтобы ответить на вопрос, в какой политической форме должно произойти славянское объединение, Дусинский проводит сравнительный обзор современного ему опыта федеративного государственного строительства на примере Германии, Австро-Венгрии, Швейцарии, США и некоторых колоний Великобритании. Так, примером заведомо «слабой» политической формы федерации, по мнению Дусинского, является Австро-Венгрия. Установившийся здесь после 1867 года строй дуалистической монархии представляет «смесь федеративных форм с реальной личной унией», при этом в стране «никакого национального центра тяжести не существует, чем и объясняется постоянно возрастающее ослабление государственного единства этой империи». В отличие от Австро-Венгрии, в Германии, Швейцарии, США и некоторых колониях очевидным является наличие единого национального ядра, что, по мнению Дусинского, и обеспечивает политическую устойчивость и целостность этих политических организмов. На основании этого обзора, автор приходит к выво 92 ду, что хотя в целом федеративные государства менее устойчивы и долговечны, чем государства национальные, однако и они могут быть достаточно прочными, если в федерации будет доминировать одно национальное ядро, вокруг которого сгруппируется все культурное разнообразие других национальных единиц.

Что касается идеальной модели для панславянского государства, то она должна приближаться «к такому типу, в рамки которого удобно укладывается все разнообразие национальных разновидностей и политических форм. Этот тип может быть образован путем органического соединения особенностей швейцарской республики и германской империи»217. Что мыслитель имеет в виду под швейцарской и германской моделью?

Говоря о швейцарской модели, мыслитель отмечает, что Швейцария является «классическим примером федеративного или союзного государства». При этом, «не смотря на очень значительную степень самостоятельности кантонов», Швейцария представляет «достаточно сплоченный и прочный организм, в основе которого, при всем кажущемся юридическом равенстве кантонов, лежит факт значительного преобладания немецкого населения, вокруг которого, как основного исторического ядра республики, группируются французы и итальянцы западных и южных кантонов... эта сплоченность поддерживается и географическими и бытовыми условиями, но главным элементом прочности является наличность основного национального аллеманско-го ядра, позволяющая стране успешно перейти в 1848 году от более шаткой формы союза государств к более компактному виду союзного государства»218. Преимуществом данной модели мыслитель видит прочность союза при наибольшей автономии и самостоятельности отдельных кантонов.

Что касается германской модели, то ее особенность, по мнению Дусин-ского, заключается в том, что «в германской империи наряду с создательницей Пруссией — мы видим многочисленные королевства, герцогства, княжества и даже республики (вольные города), сохранившие много прав суверенной власти, и жители этих государств, оставаясь добрыми немцами и гражданами империи... в то же время продолжают быть верными подданными какого-нибудь местного короля или князя». Преимуществом этой модели является то, что она «близка к типу чисто национального государства и ее внутреннее имперское деление основано не на национальных различиях, а на историческом наследии, существовавшем ко времени основания империи и освященном и гарантированном основными положениями имперской конституции»219. Идею, которую в 1871 году заложили пруссаки при создании германской империи, Дусинский называет «гениальной», потому что «не желая создавать новых крупных затруднений, они, вместо того, чтобы пытаться разрушить многовековую государственность Баварии, Саксонии и других германских уделов, предпочли включить их целиком, с их королями, герцогами и князьями, в рамки новой общегосударственной союзной организации», это «дало возможность достигнуть объединения, не затрагивая чувств лояльности многих миллионов немцев в отношении своих государей...»

Таким образом, при построении всеславянской федерации, по мнению Дусинского, необходимо создать национальные племенные образования, «уделы» с максимальной степенью автономии в рамках территории и правом на национальное самоопределение (швейцарская модель), а существующее историческое деление внутри этих автономий (которое может существенно расходиться с этнографическими границами отдельных славянских народностей) тоже необходимо сохранить (германская модель).

концепции политического панславизма И. И. Дусинского в истории социально-политической мысли России

Что касается социально-исторических условий и предпосылок формирования взглядов Дусинского, следует выделить несколько определяющих факторов: подъем пан-идеологий (пангерманизма, панславизма), в том числе очередной виток интереса к славянской тематике как среди славянских народов, так и в российском обществе; а также революционные изменения в стране в 1918–1919 гг., гражданская война и красный террор. Первые два фактора во многом сформировали круг интересов и тематику работ Дусинского, а революционные изменения в стране оказали непосредственное влияние на судьбу мыслителя, а также определили эволюцию его творческого метода от академических форм к публицистическим, а затем и к общественно-политической деятельности.

Предметом исследовательского интереса Дусинского стали различные вопросы внешней политики Российской Империи в условиях новой геополитической ситуации в мире. Мыслителю удалось подробно и многосторонне проанализировать существующую внешнеполитическую ситуацию в мире в начале XX века, используя методологию и концепты славянофильских, геополитических и культурно-цивилизационных теорий.

На основании своего анализа Дусинский дает рекомендации по выстраиванию отношений со всеми соседними государствами и корректировке границ с ними. Важно отметить, что стратегия мыслителя относительно европейских соседей более сдержанная и менее агрессивная. В целом она сводится к созданию на границах Российской Империи дружественных коалиционных блоков и союзов, таких как Скандинавский и Балканский союз, а в дальнейшем и созданию на западной границе Всеславянской Федерации. Азиатское направ ление внешней политики, и в частности вопрос выстраивания отношений и границ с Китаем, являются в представлении Дусинского наиболее острой и насущной задачей внешней политики, требующей безотлагательного решения.

Другим предметом пристального изучения Дусинского стал славянский вопрос. В рамках этой проблематики мыслитель предлагает свой подробно разработанный проект создания Всеславянской федерации.

По своим основным идеям политическая концепция Дусинского очень близко подходит к политическому направлению классического русофильского консервативного панславизма, однако сам автор называют свою версию панславизма «неославянофильством», помещая ее в смысловом ряду между идеями классического панславизма и неославизма. Концепция «неославянофильства», по замыслу автора, должна модернизировать классический панславизм и адаптировать его к новым политическим реалиям, избегнув при этом ошибок неославизма.

Наиболее интересным в творчестве Дусинского является подробно и всесторонне разработанный проект Всеславянской федерации, который имеет следующие характерные черты и особенности. Во-первых, при построении всеславянской федерации необходимо создать национальные племенные образования, «уделы» с максимальной степенью автономии в рамках территории и правом на национальное самоопределение (швейцарская модель), а существующее историческое деление внутри этих автономий необходимо сохранить, (германская модель). Во-вторых, Всеславянская держава должна состоять из 8 автономных национальных областей: русской, болгарской, сербской, хорватской, словенской, словацкой, чешской и польской. При этом Австрия, Черногория, Сербия, Болгария и еще некоторые другие политические единицы должны войти в состав всеславянской державы со своими монархами и династиями.

Таким образом, говоря современным языком, Дусинский предлагает проект двухуровневой смешанной федерации, состоящей на первом субрегиональном уровне из 8 национальных областей, выделенных по этническому принципу, а на втором субрегиональном уровне — из тех территориальных образований, которые сложились в рамках этих этнических областей исторически. В-третьих, объединяющими началами в федерации станут: культурные и экономические связи, единство военной и морской организации, объединение направляющих органов внешней политики, таможенная уния, приведение к единой норме денежных знаков и единиц меры и веса, а также единый общеславянский (русский) язык. В-четвертых, неславянские народности могут по своему выбору либо войти в федерацию на правах славянских народов, либо выйти из федерации. В-пятых, при создании такой всеславянской федерации необходимо будет решить польский вопрос, основываясь на принципе размежевания и предоставления Польскому краю автономии наряду с другими автономными уделами. Наконец, путями достижения этого идеала станут, во-первых, Балканский союз в составе Болгарии, Сербии, Черногории и Румынии, а во-вторых, сохранение династического лоялизма австрийских славян при включении из в федерацию по германской модели, то есть с сохранением правящей династии Габсбургов.

Создавая свой проект Всеславянской федерации, Дусинский продолжает традицию российского консервативного политического панславизма. Мыслитель был, очевидно, знаком с панславянскими проектами своих предшественников — Ф. И. Тютчева, М. П. Погодина, В. И. Ламанского и Н. Я. Данилевского. Тем не менее, концепция политического панславизма Дусинского является одной из наиболее разработанных и интересных для изучения в начале XX века.

В заключение необходимо сказать о том, что изучение творчества И. И. Дусинского в современной историко-политологической науке только начинается. За пределами данного диссертационного исследования остались некоторые вопросы, которые могут стать предметом для дальнейших исследований, в частности, вопрос о философских и мировоззренческих основаниях социально-политической концепции Дусинского, вопрос об особенностях внутриполитического и общественного устройства всеславянской федерации.