Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественно-политические взгляды татарского просветителя Галимджана Баруди Хисамутдинова Лейля Салиховна

Общественно-политические взгляды татарского просветителя Галимджана Баруди
<
Общественно-политические взгляды татарского просветителя Галимджана Баруди Общественно-политические взгляды татарского просветителя Галимджана Баруди Общественно-политические взгляды татарского просветителя Галимджана Баруди Общественно-политические взгляды татарского просветителя Галимджана Баруди Общественно-политические взгляды татарского просветителя Галимджана Баруди Общественно-политические взгляды татарского просветителя Галимджана Баруди Общественно-политические взгляды татарского просветителя Галимджана Баруди Общественно-политические взгляды татарского просветителя Галимджана Баруди Общественно-политические взгляды татарского просветителя Галимджана Баруди
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хисамутдинова Лейля Салиховна. Общественно-политические взгляды татарского просветителя Галимджана Баруди : Дис. ... канд. ист. наук : 23.00.01 : Казань, 2004 172 c. РГБ ОД, 61:04-7/969

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Основные вехи жизни и общественно-политической деятельности Галимджана Баруди .

1.1. Становление и формирование мировоззрения 26

1.2. Участие в общественно - политической жизни татарского общества 36

1.3. Во главе Духовного управления мусульман 64

ГЛАВА II. Общественно-просветительская деятельность

2.1. Организатор и руководитель медресе «Мухаммадия» 77

2.2. Идеология татарского образования в трудах Г.Баруди 102

2.3. Издатель журнала «Ад-дин ва аль-адаб» 123

2.4. Библиотека Г. Баруди и ее роль в повышение образовательного уровня татарского населения г. Казани 140

Заключение 151

Список использованных источников и литературы 157

Введение к работе

Актуальность исследования. Подходы к осмыслению истории татарского народа в последние годы претерпели значительные изменения. Это было связано, в первую очередь, с тем, что в последние десятилетия появилась возможность объективного исследования различных аспектов исторического прошлого народов России. В этих условиях неизмеримо возрастает актуальность выявления и изучения духовного наследия, обобщения исторического опыта, восстановления исторической справедливости путем объективного исследования жизни и творчества представителей национальной интеллигенции. Изучение их наследия во многом позволяет понять истоки формирования современной общественно-политической мысли и определить основные ориентиры развития идеологии в будущем. Выяснение основных тенденций развития духовной культуры татарского народа, ее роли и места в истории общественной мысли тюркских народов, ставшей составной частью духовных ценностей культуры народов России, позволит дать объективную оценку современного состояния национального самосознания.

Культурно-исторические и политико-идеологические основы современной жизни татарского народа во многом определяются теми условиями,' в которых формировалась его самобытность, а также вкладом мыслителей, ученых, просветителей, привнесших новые идеи, свежую струю в сложившиеся общественно-культурные отношения и идеологию своего народа. В этой связи выявление новых исторических фактов и объективный анализ наследия крупнейших представителей национальной интеллигенции, в том числе вклада Г. Баруди, является актуальным предметом научного исследования.

Развитие духовной культуры татарского народа в конце XIX - начале XX веков, формирование ее новых направлений способствовали выявлению в ней тех тенденций, которые во многом определили ее самобытность. Именно в этот период культура мусульманских народов Российской империи под влиянием русской и западноевропейской культуры претерпевала значительные изменения.

В этот период вклад конкретных деятелей в формирование духовных ценностей своего народа, в определение основных ориентиров идейно-политического развития татарского общества значительно возрастает. Это вполне естественно, поскольку новые экономические и общественно-политические условия требовали интенсивного развития теоретической мысли, определения новых подходов, формирования принципиально новых идеологических ориентиров. Ярким свидетельством формирования нового взгляда на развитие культуры и образования татарского народа, определившим в них новые тенденции, является многосторонняя деятельность просветителя, издателя и богослова Га-лимджана Баруди, продолжившего лучшие традиции татарской общественно-политической мысли в конце XIX - начале XX веков.

Чтобы понять роль и место Г. Баруди в общественно-политической жизни татарского народа начала XX в., необходимо остановиться на некоторых закономерностях развития общества, которые во многом подготовили почву для формирования его как известного деятеля, внесшего огромный вклад в духовную культуру своей нации.

Татарская общественно-политическая мысль конца XIX- начала XX вв. во всей совокупности проблематики различных течений и направлений имела общую нацеленность на определение основных идей национально-освободительного движения, национального самосознания. Этот период ознаменовался выходом на общественную арену новых сил,

качественным изменением общественного сознания: на базе религиозного реформаторства, просветительства и либеральных идей формировались основные направления общественной мысли, которые образовали теоретическую основу последовавшего мощного подъема национального движения среди татар. Именно в этот период были серьезно поколеблены основы традиционного мировоззрения, заложены основы секуляризации теоретической мысли. Эти тенденции особенно отчетливо проявились после революции 1905-1907 годов, когда широкое распространение получили периодические издания, светское образование, пробудился интерес к достижениям современной науки и техники, появилась возможность создавать политические партии и объединения, относительно свободно выражать свои политические взгляды.

В освоении многих теорий и идей, обретающих в этот период решающее значение для татарской общественной мысли, огромную роль сыграло печатное слово. Царизм, прекрасно понимая роль и значение печатного слова, особенно периодической печати, в распространении новых идей и информации, не всегда приемлемой для официальных властей, в течение почти сто лет не разрешал создавать газеты и журналы. Только в годы революции 1905-1907 гг. татары добились разрешения на издания газет и журналов. Так, уже в 1905-1907 гг. на татарском языке легально выходили 33 издания (21 газета и 12 журналов)1. В России после 1906 года ежегодно издавалось около 8000 книг общим тиражом 5,6 миллион экземпляров2. Газеты и журналы знакомили татарского читателя с новейшими течениями философской и социологической мысли, литературной жизнью Запада и России. Пресса развертывала перед чита-

Амирханов Р.У. Татарская демократическая печать (1905-1907). - М., 1986. - С. 10. Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX века. - Казань, 1974. - С. 21, 185.

телем все перипетии борьбы между старым и новым, практически став мощным средством формирования общественного сознания.

Роль татарских учебных заведений, сыгравших и на предыдущих этапах развития общества определяющую роль в формировании общественного сознания, в новых условиях возросла еще больше. Не случайно, в центре внимания оказалась задача просвещения народа, без чего и не мыслилась возможность дальнейшего прогресса общества и нации. По-этому вполне естественно, что 779 медресе, 8117 мектебов России, где получали образование 267476 учащихся3, оказались в эпицентре довольно жесткой идеологической борьбы за умы подрастающего поколения. Но и в этой сфере наметились довольно определенные тенденции. Так, к 1910 году до 90% всех мектебов и медресе Казанской губернии примкнули к звуковому методу4, тем самым, отдав предпочтение не только новой системе образования, но и идеологии национального обновления общества. Практически во всех регионах компактного проживания татар появились крупнейшие джадидские медресе, ставшие очагами татарской культуры: "Галия", "Усмания" (Уфа), "Хусаиния" (Оренбург), "Расулия" (Троицк), "Мухаммадия", "Марджания", Апанаевское (Казань), "Буби" (Иж - Бобья) и др. Эти учебные заведения появились, в первую очередь, благодаря представителям крупной татарской буржуазии, которые были заинтересованы в подготовке молодежь, адекватно воспринимающую изменения, происходящие в татарской и российской действительности.

В художественной культуре начала XX века также отчетливо проявляло себя растущее самосознание. В этот период возник широкий интерес к наследию прошлого, к национальным корням, духовным и религиозно-этическим традициям. Одновременно изучались и осмыслива-

3 Амирханов Р.У. Татарская демократическая печать. - М, 1988.-С.82.

4 Народное, просвещение у татар в дооктябрьский период. - Казань, 1992. - С. 50

лись литературные и культурно-политические взаимосвязи с Западом и Востоком. На страницах периодической печати развернулись дискуссии вокруг трактовки культурного наследия прошлого и отношения к проблеме "Запад-Восток" и западной цивилизации в широком плане. В связи с этим особое значение приобрели вопросы политической организации общества. Недовольство условиями существования народа пробуждало у татарской интеллигенции особый интерес к проблемам государственной власти. Идеи свободы, конституционализма и парламентаризма получили в начале XX века широкое распространение. Пытаясь решить вопросы общественного бытия, татарские мыслители проявили сознательное стремление к усвоению достижений западной культуры и европейских форм политического устройства. В конституции и парламенте большинство представителей татарской интеллигенции видело политический рычаг, могущий повернуть Россию на путь прогресса, что, в свою очередь, дало бы возможность использовать более реальные пути для политического переустройства татарского общества.

Эти тенденции в общественной мысли, ставящие во главу угла проблему синтеза элементов традиционной и европейской культур, не снимали противостояния между старым и новым во всех сферах идеологической жизни, наоборот, борьба между старым и новым в общественном сознании приобрела необыкновенную остроту, потому что в противоборство вступали едва ли не все полярные силы, опирающиеся на институты, критерии, поведенческие установки традиционного и современного общества. Эта борьба породила многие парадоксы в татарском обществе, сложные мировоззренческие и нравственные коллизии, социальные потрясения, ибо перемены, формировавшие новые понятия и новые представления, одновременно действовали и в обратном направлении, создавая определенную почву для сохранения традиционалистских

тенденций. Дело в том, что общественная мысль обращалась к западным идеям и ценностям в поисках решения проблем, связанных с современными аспектами политической, экономической, социальной и культурной сфер жизни, а к традиционному прошлому - в поисках опоры для национальной самоидентификации.

Общественное сознание в татарском обществе формировалось не без значительного влияния социально-экономических факторов. Поэтому вполне естественно, что для татарской общественной мысли начала XX века характерны попытки осмысления этих факторов. В этот период значительно возрос интерес и к проблемам экономики. Татарские мыслители пытались выявить общие тенденции развития экономических отношений с учетом их национальной специфики5.

В начале XX века на общественную арену вышли новые силы, произошли качественные изменения в общественном сознании. На базе просветительства, религиозного реформаторства, джадидизма и других либеральных течений формировались основные направления общественной мысли. Это был период осознания новыми социальными силами национальных идей, политизации религиозной и радикализации политической мысли.

Как видим, социально-экономические изменения в начале XX века, особенно революция 1905-1907 годов ускорили развитие политического сознания татар, способствовали зарождению и укреплению в них национального самосознания и приверженности демократическим принципам. Ориентация татарской общественной мысли более чем когда-либо определяется соотношением и взаимодействием национальных и интернациональных факторов на основе унаследованного от прошлого

5 Об этом подробно см.: Мухаметшин P.M. Татары и ислам в XX веке. - Казань, 2003. - С. 65-80.

своеобразного комплекса идей и поведенческих установок. Татарская общественная мысль вырабатывает свое отношение к национальному культурному наследию и традициям, а также к инонациональным ценностям. Для нее характерно соединение разноречивых и противоречивых идей, отражающих движение по пути обновления общества, которое, в свою очередь, ускоряло процесс секуляризации общественной мысли. В общественном сознании можно констатировать ослабление влияния религии. Но при этом нужно иметь в виду, что общественное сознание всегда в немалой степени зависит от унаследованных от прежних эпох представлений, культурных ценностей, традиций. Общество использует идейный материал прошлого как основу при осмысливании жизненной обстановки, привлекая его в поддержку своих идейных позиций.

И так, становление Галимджана Баруди как общественно-политического деятеля и педагога, период его активной деятельности происходило в условиях бурного социально-экономического развития и кардинальных изменений в духовно-идеологической сфере. Безусловно, эти перемены нашли своеобразное отражение в его общественно-политических представлениях и определили направление и сферу его практической деятельности.

Хронологические рамки исследования обусловлены годами жизни Г. Баруди - это 1857-1921 гг.

Степень научной разработанности проблемы. Жизнь и деятельность Галимджана Баруди, как крупнейшего общественного деятеля, педагога и богослова, привнесшего в татарскую общественно-политическую мысль новые идеи и подходы, направленную на преобразование различных сторон жизни татарского общества до сих пор изучена недостаточно.

Первые сведения о Г. Баруди, как автора новометодных учебников для шакирдов, содержатся в книге Г. Фаезханова «Мухаррик аль-афкяр» («Движущие мысли»), посвященной известным татарским личностям, внесшим вклад в духовную жизнь народа. Г. Фаезханов, отметив огром-ное значение этих учебников в распространение новых методов обучения в мусульманских учебных заведениях, возлагал большие надежды на Г. Баруди как идеолога джадидизма в деле просвещения татарского народа6.

В начале XX века медресе «Мухаммадия» и деятельность Г. Баруди широко освещались на страницах газет и журналов, таких как «Мек-теб»7, «Тэрбияи атфаль»8, «Аль-ислах»9, «Казан мухбире»10, «Йолдыз».11

Небольшие статьи, посвященные учебникам Г. Баруди и его педагогической деятельности, содержатся в таких популярных календарях как «25 еллык адресной календарь» («Двадцатипятилетний адресной календарь») Ф. Халиди (1898)12 и «Заман календаре» («Современный календарь») Ш. Шахидуллина (1910)13.

Из дореволюционных изданий наиболее полные биографические сведения о Г. Баруди содержит работа Юсуфа Акчуры, написанная по поводу двадцатипятилетнего юбилея его педагогической деятельности.

6 Фэезхан Г. Мехэррик ел-эфкэр. - Казан, 1893. - Б.20-21.

7 Баттал Г. Безнен мактэплэргэ дэ нэубэт йитде// Мэктэп. - 1913. - №14. - Б.339; Г. Ф.
Ибтидия программасы // Мэктэб. - 1913. - № 10. - Б. 254; №11. - Б. 271.; Сэнэвия про-
граммасы. -№12. -Б. 290; Сейфи Ф. Программатор хакында // Мэктеб. - 1913. - №14. -
Б.355.

8 МешаЬире медвррисеннэн Галимждн Эл-Баруди хэзрэтлэренец хезмэте миллия вэ ди-
ниясенец 25 нче елы // Тэрбияи - этфаль. -1907. - №3. - Б. 44-46.

9На страницах каждого номера этого издания публиковались небольшие статьи о медресе «Мухаммадия».См.: Эл-ислах. - 1907. - №5. - Б.8; № 14. - Б.14; - № 20. - Б.14; № 21. -Б. 9; № 24. - Б.13; № 25. - Б.12; № 26. - Б. 14.

10 На страницах «Казан мохбире» нашли отражение события, связанные с уходом шакир
дов из медресе «Мухаммадия» в 1906 году. См.: Казан мохбире. -1906. - №42,45.

11 Мегаллимнэр жэмгыяте // Йолдыз. г1907. - 27 февр. Йолдыз. - 1913. - № 1024.

12 Халиди Ф. 25 еллык адресной календарь. - Казан, 1898. - 85 б.

13 ШэЬидуллин Ш. Заман календаре (1910). - Казан, 1910. - Б. 34-35.

Работа посвящена периодам его учебы и становления его как личности. Ю. Акчура дал высокую оценку деятельности Г. Баруди как первопроходца, сумевшего преодолеть огромные трудности в деле изменения системы обучения в мусульманских учебных заведениях, возглавившего целое направление в народном образовании и подготовившего целую плеяду единомышленников и последователей14.

Данная книга представляет ценность, в первую очередь тем, что в ней подробно описываются условия обучения в мусульманских медресе,

что дает возможность проследить процесс становления Г. Баруди как ш

богослова и педагога. В работе освещаются предпосылки становления Г.

Баруди как родоначальника джадидизма и крупного общественного деятеля, посвятившего всю свою жизнь просвещению своего народа. Следует отметить, что книга написана его современником и соратником, хорошо знавшим самого Г. Баруди и его окружение.

Деятельность новометодного медресе «Мухаммадия», возглавляв-
шегося Г. Баруди, также вызывала живой интерес. Из дореволюционных
исследований можно назвать книгу Я.Д. Коблова «Конфессиональные
школы казанских татар» (1916), в котором, наряду с другими мусуль
манскими учебными заведениями рассматривается деятельность осно
ванного Г. Баруди медресе15. Эта работа, по сути дела, является первым
* исследованием на русском языке, разносторонне освещающим различ-

ные аспекты функционирования мусульманских учебных заведений. В нем дан анализ программ обучения, описаны преподаваемые в медресе предметы, а также рассмотрены существовавшие учебники и вклад отдельных педагогов в развитие мусульманского образования.

Акчура Й. Дамелла Галимжан эл - Баруди. - Казан, 1997.

Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. - Казань, 1916. - 119с.

Среди работ советского периода некоторую информацию о Г. Баруди, в частности о его педагогической деятельности, можно почерпнуть из книги Дж. Валидова «Очерк истории образованности и ли-

* 16

тературы татар», написанной в 1923 году . Автор книги обращает внимание, что Г. Баруди славился во всей России как самый известный представитель нового метода обучения в татарских медресе. Правда, Дж. Валидов больше внимания уделил медресе «Мухаммадия» и организации шакирдов «Ислах», нежели деятельности Г. Баруди как заведующего медресе. Исследуя историю возникновения медресе «Мухам-мадия», автор не преминул отметить наличие у Г. Баруди меркантильных интересов, направленных на привлечение капитала богатых купцов и промышленников при создании медресе нового типа.

Книга Дж. Валиди стала в какой-то степени отражением проникновения в науку новой марксистско-ленинской методологии исследования, которая все явления, связанные с религией, относила в разряд если и не реакционных, то отсталых и нежелательных. Такой подход к деятельности и наследию Г. Баруди еще более четко проявляется в таких публика-циях 1930-1940-х годов как «История татарской литературы» Г. Сагди , «Русское самодержавие и мусульманское духовное управление» Б. Ишемгулова18, «Ишаны-дервишы» 3. Мозаффари19 и др. Авторы этих

*) публикаций педагогическую деятельность Г. Баруди рассматривали как

тормозящий фактор в развитии педагогической мысли татар, поскольку она была направлена на пропаганду, по своей сути, религиозных ценностей. Его популярность как педагога, как автора учебников, по мнению авторов, достигнута, прежде всего, наличием капитала и принадлежно-

*> 16 Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар. - Казань, 1998. - 81с.

17 Сэгьди Г- Татарэдэбияты тарихы-Казан, 1926. -72-73.б.

18 Ишемгулов Б. Урыс самодержавиясе Ьэм меселман диния нэзарэте. - Мэскэу, 1930. -
326.

стью Г. Баруди к классу национальной буржуазии. Особой критике 3. Мозаффари и Б. Ишемгуловым подвергалась деятельность Г. Баруди как муфтия Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ).

В 1940-1950-е годы в отечественной и зарубежной историографии трудов, посвященных деятельности Г. Баруди и возглавившим им медресе «Мухаммадия» практически не появились. Исключение составляют монографии В.М. Горохова и Г. Баттал. В исследовании В. М. Горохова «Реакционная политика царизма в отношении татар Поволжья»20 дается позитивная оценка первому новометодному медресе в Казани. Правда, многие сведения о «Мухаммадии» перекликаются с материалами, представленными серией статей о новой программе обучения в медресе, опубликованных в журнале «Мектеб» за 1913 год. Тем не менее, новизна этой книги заключается в том, что ее автор, исследуя мусульманские учебные заведения, пытается раскрыть причины возникновения и условия распространения нового метода обучения в различных регионах России.

В 1958 году в Турции вышла работа татарского эмигранта Г. Баттала «Галимджан Баруди», где автор называет Г. Баруди последователем идей А. Курсави и Ш. Марджани21. Книга состоит из нескольких частей и посвящена разным годам его жизни. В исследовании много внимания уделяется освещению детских лет Г. Баруди. Правда, здесь во многом повторяются сведения, приведенные в книге Ю. Акчуры. Между тем, в книге значительный интерес представляет позиция автора, направленная против использования марксистской методологии в изучении наследия Г. Баруди и деятельности медресе «Мухаммадия». Кни-

19 Мозаффари 3. Ишаннар - дэрвишлэр. - Казан, 1931. - Б. 104-106.

20 Горохов В. М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. -
Казань, 1941.-С. 206-210.

21 A.Battal - Taymas. Kazanli turk meshurlarindan. Alimcan Barudi. - Istanbul. - 1958.

га Г. Баттала носит биографический характер, в ней освещаются разные этапы жизни с акцентом на вклад Г. Баруди в новую систему мусульманского образования.

В 1960-1980-е годы в отечественной историографии не появились какие-либо серьезные исследования, анализирующие деятельность и наследие Г. Баруди. Можно выделить лишь небольшие публикации А. Фатхиева и М. Галеева. В 1962 году А.С. Ф'атхиев в книге «Рукописи татарских писателей и ученых», помимо обзора рукописей и документов, хранящихся в отделе рукописей и редких книг и научной библиоте-ки Казанского университета, поместил небольшую статью о Г. Баруди, в которой делается попытка объективно, без идеологической зашоренно-сти, оценить его деятельность в области просвещения. В статье впервые приведена информация о библиотеке мыслителя и содержащихся в ней книгах, а также анализируются некоторые рукописи и документы, касающиеся жизни и деятельности Г. Баруди22. В 1983 году на страницах журнала «Казан утлары» была опубликована статья М. Галеева «От медресе «Мухаммадия» к сфере просвещения»23. В ней дается высокая оценка системе обучения в медресе «Мухаммадия», но имя Г. Баруди лишь упоминается.

В 1990-е гг. одним из первых на наследие Галимджана Баруди об-
) ратил внимание Р.У. Амирханов, автор статей «Известный реформатор и

философ»24 и «Медресе «Мухаммадия»25. В них исследователь рассказывает об истории возникновения медресе, об особенностях программы, о личном вкладе Г. Баруди и возглавлявшегося им учебного заведения в

Фэтхиев А.С. Татар эдиплэре Ьэм галимнэренен. кулъязмалары. - Казан, 1962. -Б.

« 11.

Галиев М. «Мехэммедия» мэдрвсэсеннен мэгариф влкэсенэ// Казан утлары. -1983. -№11.-Б. 156-162.

24 Эмирхан Р. У. Иманга тугрылык. - Казан, 1997. - Б. 226-234.

25 Там же.-С. 212-226.

дело образования татарского народа, дается краткий анализ его учебников. Ценность данных публикаций в том, что они в постперестроечный период обратили внимание на актуальные проблемы национальной культуры и наметили новые методологические подходы ее исследования. Наиболее полная информация о медресе представлена также в книге «Медресе «Мухаммадия»26.

В последние годы появился целый ряд трудов, посвященных исследованию джадидизма и мусульманского реформаторства, которые дают возможность по-новому оценить различные стороны деятельности Г. Барудй. В этих работах в той или иной степени раскрыты причины, условия, характерные особенности, как самого явления мусульманского реформаторства, так и наследие наиболее видных его идеологов .

Новые подходы и идеи, способствующие воссозданию картины деятельности местных либеральных организаций, находят свое отражение и в ряде региональных диссертационных исследований - в частности, в работах В.И.Седугина, Р.Р.Фахрутдинова, Н.С.Низамовой и др28. В них нашли отражение вопросы, связанные с возникновением и деятельностью партий либерального направления в регионе Среднего Поволжья в период революции 1905 — 1907 гг.

Ханзафар Н. Г. Эмирхан Р. У. Эхмэтжан Р. Г. Мехэммэдия мэдрэсэсе. - Казан, 1998. -99 6.

27 Абдуллин Я.Г. Джадидизм, его социальная природа и эволюция. - Казань, 1979; Исха-
ков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. —
Казань, 1997; Хабутдинов А.Ю. Миллет Оренбургского Духовного Собрания в конце 18 -
19 вв. - Казань,2000; Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX веков. -
Казань, 1998; Мухаметшин P.M. Татары и ислам в XX веке. — Казань, 2003.

28 Седугин В.И. Социал-демократы и кадеты Поволжья в начале XX века (1905-март
1917гг.): дисс. ... д-ра истор. Наук. - Казань, 1995; Низамова М.С. Казанское земство в
конце 19-начале 20 вв.: местное самоуправление и земское общественное движение: Дисс.
... к-та истор. Наук. - Казань, 1995; Фахрутдинов P.P. Татарское либерально-
демократическое движение в конце 19-начале 20 вв.: идеология и политическая програм
ма: Дисс.... канд. Истор. Наук. - Казань, 1996.

Весьма важными для нас являются также работы исследователей, выявивших новые источники и обосновавших теоретическое осмысление общественно - политической обстановки в регионе — Р.И.Нафигова, И.Р.Тагирова, С.М.Михайловой, Ю.И.Смыкова, В.А.Шагалова, Д.Э.Кабирова, Д.М.Усмановой29.

Тем не менее, нужно признать то, что деятельность Г. Баруди до сих пор рассматривается в основном как организатора медресе «Мухам-мадия». Несомненно, созданное им в конце XIX века учебное заведение сыграло заметную роль в истории татарского народа и заслуживает особого внимания. Между тем, деятельность Г. Баруди не ограничивается только организацией учебного процесса в медресе, он так же написал и опубликовал около тридцати учебников, которые во многом способствовали распространению нового метода, издавал религиозно-литературный журнал «Ад-дин ва аль-адаб», открыл публичную библиотеку, предоставив населению Казани, возможность ознакомиться с редкой и ценной литературой, исполнял обязанности имам-хатиба, дважды был избран муфтием Центрального духовного управления мусульман России.

Среди публикаций 1990-х годов особого внимания заслуживает ста-тья P.P. Салихова «Великий реформатор» , в которой автор, используя богатый архивный материал, характеризует Г: Баруди как реформатора и видного общественно-политического деятеля начала XX века.

Значительный интерес с точки зрения ввода в научный оборот новых материалов о Г. Баруди представляет статья СТ. Рахимова «Га-

Нафигов Р.И. В становлении и борьбе против самодержавия. - Казань, 1990; его же - Поиск продолжается... - Казань, 1993; Михайлова СМ. Казанский университет в духовной культуре народов Востока России (19 век). - Казань, 1991; Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (ХХв). - Казань, 1999; Шагалов B.A., Кабиров Д.Э. Сотрудничество политических партий Поволжья в этап буржуазно-демократической революции// Новейшие политические партии и общественные движения национальных республик Поволжья: сб. ст. - Чебоксары, 1993. Вып. 2. Усманова Д.М. Мусульманская фракция и проблемы «свободы совести» в Государственной Думе России (1906-1917) . - Казань, 1999.

лимджана Баруди: «Мусульмане ожидали от Советской власти особой милости...»31, в которой автор приводит уникальные документы из Центрального государственного исторического архива Республики Башкор-тстан. Статья дает возможность по-новому взглянуть на общественно-политическую деятельность Г. Баруди как муфтия, особенно в годы голода 1921 года в Поволжье.

Из появившихся в последние годы обобщающих работ, посвященных жизни и творчеству Г. Баруди, особо следует выделить книгу М.Х. Юсупова «Галимджана Баруди» . Автор исследования, опираясь на широкий круг источников, дает подробную биографию мыслителя, анализирует его общественно-политическую деятельность. Основное место в книге занимают разделы, посвященные рассмотрению становления мировоззрения Г. Баруди, формированию его просветительских взглядов и определению места мыслителя в джадидском движении.

Но, не смотря на то, что в последние годьї интерес к различным аспектам жизни и наследия значительно возрос, еще нельзя утверждать, что все стороны его сложной и многогранной деятельности достаточно проанализированы и освещены на страницах научных публикаций. В первую очередь, это касается его издательской деятельности. Выпускавшимся им журнал «Ад-дин ва аль-адаб», который до последних лет считался изданием татарских традиционалистов-кадимистов и поэтому получивший негативную оценку в советской историографии33, нуждается в разностороннем изучении.

30 Салихов Р.Р.Беек яцарышчы // Казан. - 1997. - № 10-11. - Б.54-64.

31 Рахимов С. Галимджан Баруди: «Мусульмане ожидали от Советской власти особой ми
лости...»//Эхо веков.-1997.-№ 1-2.-С. 171-177.

32 Юсупов М.Х. Галимджан Баруди. - Казань, 2003. - 206с.

33 См.: Рэмиев И. Вакытлы татар матбугаты. Альбом. - Казан, 1926- Б. 37-38; Ибрапимов
Г. Эсерлер. Сигез томда. Т. 7. - Казан, 1984. - 453 б.; Гайнуллин М.Х. Татарская литера
тура и публицистика начала XX века. - Казан, 1966. - 112с; Нуруллин И.З. XX йоз башы
татар эдэбияты. - Казан, 1982. - Б. 13.

Педагогическое наследие Г. Баруди, состоящее из 28 учебников и многочисленных статей, написанных для обучения шакирдов по новому методу, практически также не исследовано.

История создания и функционирование публичной библиотеки, открытой Г. Баруди также не изучены. Единственной публикацией по этой теме можно назвать статью И,Ю. Крачковского «Собрание арабских рукописей в Казани», в которой автор утверждал о наличии среди рукописей ученого неизвестных источников XI-XII веков34.

Объектом диссертационного исследования является обществен-но-политические взгляды и деятельность Галимджана Баруди.

Предметом изучения выступает просветительский аспект социально-политических взглядов и общественной деятельности Г.Баруди.

Целью диссертационной работы является по возможности полное выявление общественно-публицистического, научного и богословского наследия Галимджана Баруди,1 чтобы определить различные аспекты его

деятельности.

В соответствии с поставленной целью в работе ставятся следующие задачи:

- через изучение биографии мыслителя показать формирование его
общественно-политических взглядов и идеологических представлений о

) перспективах переустройства татарского общества;

определить роль и место Г. Баруди в реформировании мусульманского образования в Казани;

проанализировать учебники, написанные Г. Баруди для новоме-тодных медресе, определить значение его наследия для функционирования новометодных медресе;

34 Крачковский И. Ю. Избранные сочинения. Т. 6. - М., 1960. - С. 454- 459.

выявить идейно-теоретическую направленность и цели журнала «Ад-дин ва аль-адаб» и охарактеризовать деятельность Г. Баруди как издателя и публициста;

показать роль и место библиотеки Г. Баруди в формировании новых подходов в распространении среди населения разносторонних знаний.

Источниковедческую базу диссертации составили: 1) Материалы делопроизводства. В ходе работы нами были изучены источники из фондов Национального архива Республики Татарстан (НА РТ). Сведения о Г. Баруди разбросаны в самых различных фондах архива, личного фонда мыслителя, к сожалению, не существует.

В ходе исследования выяснилось, что в фондах Национального ар
хива Татарстана хранится большое количество дел, касающихся биогра
фии Г. Баруди и основных направлений его деятельности и как органи
затора медресе «Мухаммадия», и как редактора и издателя журнала
«Ад-дин ва аль-адаб», и как владельца богатой публичной библиотеки.
Значительная часть документов впервые была введена в научный обо
рот. Поиск велся по проблемно-хронологическому методу. По содержа
щейся в документах информации, архивные дела можно рассматривать в
определенных группах:
» 1. Для исследования деятельности медресе «Мухаммадия» исклю-

чительно важными являются документы фондов казанского губернатора (Ф. 1.) и директора народных училищ (Ф. 160) , в которых хранится информация в виде секретной переписки о татарских школах, где указывается число учащихся, преподавателей, дается некоторая информация о приходских медресе. Документы этих фондов наглядно свидетельствуют о том, что медресе «Мухаммадия», как первое новометодное мусуль-

манское учебное заведение, вызывало живой интерес со стороны властей и подвергалось постоянным проверкам.

  1. Документы о журнале «Ад-дин ва аль-адаб» сохранились в фон-дах Канцелярии казанского губернатора (Ф. 1) и по делам печати (Ф. 420), которые дают богатый материал для изучения процесса становления этого издания, о его авторах и характере основных публикаций.

  2. Об открытии «Галеевской библиотеки» и различные сведения о типографиях и библиотеках в Казани можно обнаружить в фондах Кан-целярии казанского губернатора (Ф. 1), используя которые можно определить роль и значение этой библиотеки в повышении образовательного уровня татарского населения города Казани.

  3. Дела по исследованию политической благонадежности муллы Г. Баруди, донесения и рапорты с различными справками, постановлением, отчетом об обыске, дела по так называемому «панисламистскому»

движению сохранились в фондах казанского губернатора (Ф. 1.) и в
фондах городского жандармского управления(Ф. 199). Эти документы
дают возможность всесторонне анализировать общественно-
политическую деятельность Г. Баруди, его отношение к существующему
режиму, видение им перспектив обустройства России и татарского об-
» щества.

5. Обзоры татарской печати (Ф. 1) содержат дополнительные сведения о Г. Баруди, дают возможность рассматривать его деятельность как издателя и редактора журнала в контексте процессов, происходящих в России вокруг национальных периодических изданий и издательств.

Помимо архивных материалов в отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки Казанского университета хранятся неопубликованные документы, касающиеся библиотеки Г. Баруди. Среди них четыре каталога

книг фондов этой библиотеки, составленные в разные годы; документы, свидетельствовавшие передачу книг и здания библиотеки Исламской библиотеке; сведения о книгах и рукописях, докладные записки о приеме библиотеки. Там же хранятся личные бумаги и письма Г. Баруди, относящиеся к разным годам его жизни, рукописный вариант книги Ш. Шараф, посвященной разъяснению хадисов и стихотворных строк, приведенных в качестве примера в книге Г. Баруди «Хусну-ль-машраб фи наху лисан аль-араб».

Информационно насыщенным источником являются материалы, со-бранные А. Галиевым о женском медресе Л. Хусаиновой. В них содержится информация о медресе «Мухаммадия» и о педагогической деятельности супруги Г. Баруди Бибимагруй, которая основала первое женское новометодное мектебе в Казани.

2) Материалы периодической печати. Особый интерес представляют издания, выходившие в начале XX века такие как «Волжский листок», «Ислах», «Иолдыз», «Казан мехбире», «Мэктэб», «Тербияи отфаль», «Шура»..

Среди них особо следует выделить журнал «Ад-дин ва аль-адаб»,
издателем и редактором которого был сам Г. Баруди. Именно в этом из
дании представлен огромный материал для более четкого представле-
1 ния основных направлений татарской богословской мысли и религиоз-

но-теоретических представлений самого Г. Баруди.

3) Материалы личного происхождения. Важными источниками при изучении жизни и деятельности Г. Баруди являются его дневники. Исследователям известны три дневника, относящиеся к разным годам его жизни. По хронологии первый дневник — «Путешествие в Стамбул» -

написан в 1907 году, во время путешествия Г. Баруди в Турцию35. Неполный вариант дневника был опубликован на страницах журнала «Ад-дин ва аль-адаб». После ареста редактора в 1908 г. журнал не выходил, предположительно, записи дневника были отобраны при обыске и были утеряны. Об этом в свое время писал и Р. Фахрутдинов36.

В этом дневнике Г. Баруди также предупреждает, что он не стремится к подробному описанию событий, тем не менее, в нем представлено очень много фактического материала, проливающего свет на различные стороны его жизни. На страницах дневника нашли отражение философские взгляды Г. Баруди, его оценка различных событий, происходящих, в России и в татарском обществе, описываются различные города и села, особое внимание уделяется деятельности находящихся там медресе и мечетям.

Второй дневник — «Памятная тетрадь» - относится к 1918 году, когда Г. Баруди вместе с членами Милли идара уехал в Казахстан. В нем описываются его встречи с имамами, мугаллимами в Петропавловске, Троицке, Челябинске, изложены его мысли относительно казахских учебных заведений, о состоянии мечетей в этом регионе и т.д.

Самый объемный дневник «Памятная книжка» был написан в 1920
году. На его страницах описываются события, связанные с поездкой
* муфтия Г. Баруди из Уфы в Москву через Казань, для решения нако-

пившихся проблем Центрального духовного управления мусульман. Дневник дает ценную информацию для изучения очень сложного и насыщенного событиями периода жизни Г. Баруди, когда он исполнял

35 Баруди Г. Истамбулга сэяхвтем// Эд-дин вэ эл-эдэб. — 1908. — № 1. -22-25 б.; — № 2. -
m 57-61 б.; -№ 3. -86-91 б.; - № 5. -149-153 б.; - № 6. -183-184 б.; -№ 7. -209-215 б.

36 Фэхретдин Р. Болгар вэ Казан теркилэре. - Казан, 1993. - 157 б.

37 Баруди Г. Истэлек двфтэре // Татарстан. - №6. -Б. 59-66 б.

38 Баруди Г. Памятная книжка. - Казань, 2000. - 147с. Также: Хатирэ дэфтэре// Казан. -
1997.-№10-12,-1998-№1,2.

обязанности муфтия ЦДУМ. Помимо описаний встреч с различными людьми, на его страницах Г. Баруди делился своими мыслями о воспитании, образовании, политических катаклизмах, происходивших в Рос-

сии, войне, положении мусульманских стран и т.д.

4) Опубликованные документы и материалы. Использованный ис-

точниковый материал был разделен нами на следующие виды:

  1. Труды самого Г. Баруди. Среди них большую ценность представляют его учебники по новометодным формам обучения, написанные на татарском и арабском языках и научно-просветительские публикации. Учебники хранятся в фондах Научной библиотеки Казанского университета и Национальной библиотеки РТ.

  2. Литература, содержащая сведения о Г. Баруди биографического плана.

  3. Библиографические указатели различных газет и журналов, позволяющие лучше ориентироваться в материалах, опубликованных в начале века.

  4. Литература, посвященная работе медресе «Мухаммадия», новометодным учебникам, журналу «Ад-дин ва аль-адаб» и частично открытию публичной библиотеки Г.Баруди.

Таким образом, сохранившийся комплекс источников весьма разно-
» образен, с его помощью представляется возможным решить поставлен-

ные перед исследованием задачи. Но все это может быть достигнуто только при рассмотрении объекта исследования в контексте своей эпохи. Для этого в процессе подготовки диссертации была изучена литература, характеризующая татарское общество конца XIX - начала XX веков.

Методологические основы исследования. В основу исследования положены принципы историзма и объективности: автор стремился рас-

смотреть процессы и явления, имевшие место в истории татарской общественной мысли, в развитии, во взаимосвязи с другими социальными процессами, в той конкретно-исторической форме, которую они принимали в разное время; исследование направлялось по пути познания объективной истины и объективных закономерностей истории.

Методологические основы исследования обусловлены целью и задачами диссертации и требуют комплексного подхода, включающего в себя как сравнительно-исторический, так и ряд других видов исторических методов познания: типологический, структурно-функциональный и системный. При изучении и изложении материала использовались также и общенаучные методы (логический, метод классификации) и специальные диахронный (метод периодизации), проблемный, хронологически-проблемный, метод синхронного анализа.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- с привлечением широкого круга источников и литературы
воссоздана научная биография Г. Баруди;

выявлен многогранный вклад Г. Баруди в организацию принципиально новой системы просвещения мусульман Поволжья;

систематизированы все сведения об учебниках, написанных Г. Баруди, был дан анализ учебников, определено их место в распростране-

» нии нового метода обучения;

обобщены и проанализированы статьи Г. Баруди в журнале «Ад-дин ва аль-адаб»; изучив и проанализировав материалы данного журнала, был составлен библиографический указатель;

обозначено место библиотеки Г. Баруди в просвещении мусульманского населения г. Казани, а также выявлена ценность и значимость редких книг и рукописей из этой библиотеки.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы, содержащиеся в диссертации, выводы и обобщения автора, положения исследования могут способствовать дальнейшему углублению изучения наследия Галимджана Баруди и татарской общественно-политической мысли в конце XIX - начале XX веков.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы при чтении лекций и проведении практических занятий, в разработке спецкурсов по истории татарского народа и Республики Татарстан, при подготовке монографий, посвященных общественной мысли конца XIX - начала XX веков, при исследовании национальных движений в условиях царизма, при подготовке методических пособий по изучению истории просветительства Поволжья начала XX века.

Становление и формирование мировоззрения

Крупный общественно-политический деятель, видный богослов, выдающийся педагог Галимджан Баруди занимает особое место в истории татарского народа конца XIX - начала XX веков как яркая, самобытная личность. Полное имя Галимджана аль-Баруди — Галимджан бин

Мухаммаджан бин Беньямин бин Гали бин Кулмухаммад. Псевдонимом «Баруди» (в переводе с арабского языка означающий «порох») он стал пользоваться в конце 80-х годов XIX века. Этот псевдоним был выбран не случайно, он связан с Пороховой слободой Казани. Именно в Поро ховой слободе, в семье отставного солдата Беньямина в 1832 году и ро дился Мухаммаджан Галеев — отец Галимджана Баруди. Свое детство Галимджан провел в этой слободе, название которой увековечил, взяв псевдонимом. В официальных документах Баруди значится под своей фамилией Галеев, однако, по журнальным статьям и книгам он более известен как аль-Баруди. В газетах и журналах часто писали просто «Галимджан хазрат» или «Галимджан мулла», что, безусловно, указыва # ет на его популярность.

В становлении Галимджана большую роль сыграл отец, который, будучи состоятельным купцом, поддерживал своего сына во всех его начинаниях. Его отец, сын солдата, с детства самостоятельно зарабатывал деньги. У него не было возможности получить хорошее образование. Однако, проучившись несколько лет в медресе Казани и получив только начальное образование, Мухаммаджан Галеев стал учеником, затем первым помощником купца Мустафы Файзуллина, который занимался производством и продажей обуви. Через некоторое время, благодаря усердию и настойчивости, Мухаммаджану Галееву удалось открыть свое дело, а после смерти Мустафы Файзуллина стать хозяином огромной фирмы. В течение нескольких лет Мухаммаджан Галеев приумножил свой капитал и открыл магазины в других городах. В 1869 году он становится крупным промышленником и богатым купцом, и его официально включают в список купеческого сословия .

Со временем Мухаммаджан Галеев начал активно участвовать в общественной жизни города и губернии. В 1871 году Казанским купеческим обществом он был избран кандидатом к купеческому старосте, а через год тем же обществом был назначен членом Казанского сиротского суда. С 1875 года, в течение почти двадцати лет, Мухаммаджан Галеев состоял гласным Казанской городской думы и больше десяти лет состоял в должности члена торговой депутации, а также избирался членом городского и воинской повинности присутствия. По распоряжению министра финансов в 1887 году он был утвержден в должности члена Учетного комитета при Нижегородском ярмарочном отделении, а в 1886 году в должности члена Учетного комитета Мензелинского отделения Государственного банка. С 1892 года три раза сроком по 4 года он избирался на должность члена Учетного комитета при Казанском общественном банке. В 1888 был утвержден в звании Директора Казанского попечительного о тюрьмах комитета, в том же году Казанской городской думой был назначен попечителем городского Усмановского торгового ряда. В 1891 году был избран на должность члена Казанского уездного присутствия на три года. Уже в 1893 году, Мухаммаджана Галеева избрали сразу на три должности сроком по 3-4 года: в члены исполнительной санитарной комиссии, исполнительной окружной комиссии, членом от города в губернское присутствие по квартирному налогу и членом от города в Казанское уездное податное присутствие. В 1897 году Мухаммаджан Галеев вошел в состав городской исполнительной комиссии для переоценки недвижимого имущества. В октябре 1894 года, по поручению городской общественности, в числе делегации Мухаммаджан поехал в Санкт-Петербург на похороны императора Александра III. В ноябре того же года он вошел в число делегации, уполномоченной присутствовать в церемонии бракосочетания будущего императора и «поздравить от имени Казанской Городской Думы по поводу этого радостного события». В феврале 1896 года также участвовал при коронации императора Николая II40.

Среди достоинств Мухаммаджана Галеева часто отмечали его обязательность и добросовестность. Так, на страницах газеты «Волжский листок», одним из самых активных, и постоянно посещающих заседания Городской думы гласных, называется фамилия Мухаммаджана Галеева41. Императором России за усердную службу он был награждён четырьмя золотыми, двумя серебряными и одной бронзовой медалями.

В 1855 году Мухаммаджан Галеев женидся на Фахренисе Хайбул линой из деревни Малые Ковали Казанского уезда. У них родилось пя теро детей: в 1857 году — Галимджан, в 1860 году - Газиззян, 1862 году

Салихзян, в 1873 году - Абдрахман, в 1880 году дочь Марьямбану. Мухаммаджан стремился видеть своих детей высокообразованными людьми, и он смог обеспечить возможность получения ими образования не только в лучших медресе Казани, но и в учебных заведениях Бухары и Константинополя. Умер Мухаммаджан Галеев 30 декабря 1908 года42. Его сыновья Га-лимджан, Салихзян43 и Абдрахман44 внесли свой весомый вклад в развитие народного образования татарского народа. Они посвятили всю свою жизнь обучению молодого поколения. Только сын Газиззян продолжил дело своего отца и стал купцом.

Галимджан ибн Мухаммаджан ибн Беньямин ибн Гали ибн Кулму-хаммет аль-Баруди родился 5-го45 (по некоторым данным 2-го) февраля 1857 года в деревне Малые Ковали Ковалинской волости Казанской губернии. По некоторым источникам местом его рождения является деревня Чувашли46, в которой после прохождения военной службы в Пороховой Слободе г. Казани поселился его дед Беньямин. Сам Беньямин, как было отмечено выше, был военнослужащим, и последние годы военной службы провел именно в этой слободе. Вероятно, основываясь именно на данном факте, Дж. Валиди местом рождения Баруди называет Пороховую слободу47. Тем не менее, с большей достоверностью можно утверждать, что он родился в деревне Малые Ковали, подтверждение чему мы находим в трудах Ю. Акчуры48 и Г. Баттала49, а также в дневнике самого Галимджана Баруди «Памятная книжка»50.

Участие в общественно - политической жизни татарского общества

После возвращения в Казань у Галимджана Баруди начинается новый период в жизни. В течение последующих 36 лет, занимаясь педагогической деятельностью, Г. Баруди неустанно трудился в сфере национального образования, которую он, не без основания, считал приоритетной для татарского общества. Хотя и он принимал активное участие в общественно-политической жизни России, но главной задачей его жизни стала работа над улучшением системы мусульманского образования, создание максимально приемлемых условий для обучения мусульманской, в первую очередь, тюркской молодежи, к чему он приступил сразу же после приезда в Казань64. 2 сентября 1882 года, Г. Баруди получил указ муллы Оренбургского духовного магометанского собрания65, а 8 октября прихожане Каменной соборной мечети, расположенной на Средне-Ямской улице Казани, обратились в городское полицейское управление с прошением следующего содержания: «...ходатайствуем перед правительством об определении к нашей городской мечети в помощь нашему мулле Мухамет Юсуп-Абдулсаттарову вторым муллою Галимджана Галеева, который поведения хорошего, воинской повинности не подлежит, под судом не состоит. Обязуемся его и мечеть содержать на свой счет»66. Всего было подано 91 подпись, среди которых были такие известные фамилии, как Юнус Губайдуллин, Сафа и Абдурахман Галикеевы, Шарафутдин Искандеров, Муса Уразов и другие. Удостоверившись в политической благонадежности претендента на эту должность, 28 октября 1882 года Казанское губернское правление дало разрешение на назначение Галимджана Галеева вторым муллой при Каменной соборной мечети на Средне-Ямской улице .

Первым имамом этой мечети состоял Юсуф-хазрат. По старости лет ему уже было тяжело заниматься делами прихода, а тем более соответствующим образом организовать учебный процесс в медресе. С появлением молодого муллы религиозная жизнь прихода преобразилась. Именно здесь впервые проявился талант молодого Галимджана Галеева как хорошего организатора, ученого-богослова и педагога. Работа с прихожанами еще больше утвердила его в мысли о необ-щ ходимости создания собственного учебного заведения. В 1882 году его отец финансировал постройку одноэтажного каменного здания на дворе уже существующего медресе Юсуфа Сагитова по Тихвинской улице. В скором времени это здание увеличилось за счет покупки места на соседнем участке. При помощи влиятельных лиц прихода и богатых купцов был выстроен новый деревянный флигель. Расширение помещений медресе продолжалось вплоть до начала XX века . Строительство нового здания во дворе старого медресе по документам выглядело как расширение учебного заведения. Но уже с первых дней существования медресе, которое впоследствии стало называться в честь основателя Мухам-маджана - медресе «Мухаммадия», а в документах по фамилии заведующего «Галеевское медресе», во всем существенно отличалось от медресе Юсупа Сагитова. В 1890 году, по инициативе того же Мухаммаджана Галеева, в Но вотатарской Слободе было построено второе новое медресе. Этим учеб ным заведением стал руководить Салихзян Галеев, другой сын Мухам маджана Галеева69. К открытию новых учебных заведений в Казани городские власти отнеслись без особого энтузиазма, прекрасно понимая, что они создадут массу новых проблем, которых и так хватало в сфере национальных и конфессиональных отношений. Поэтому вновь открывшиеся медресе были изначально определены как «новые питомники мусульманского фанатизма».

С первых дней основания эти медресе, в частности медресе «Му-хаммадия», еще мало чем отличавшееся от многих других мусульманских школ, оказалось под тщательным наблюдением жандармского управления. Проверки, комиссии жандармерии, постоянное давление удваивали трудности, стоящие перед начинающим педагогом. Взвалившиеся проблемы и иные сложности требовали более углубленного изучения опыта организации системы образования. В 1887 году Г. Баруди взял отпуск и на несколько месяцев отправился в Стамбул и Каир с намерениями ознакомиться с методами преподавания и обустройства учебных заведений.

Следует отметить, что именно в этих городах Среднего Востока находились крупные научные и учебные центры мусульманского мира, в которых классическая система мусульманского образования переживала период обновления и реформирования.

Возвратившись из поездки, Г. Баруди начал вводить в медресе «Мухаммадия» новый, звуковой метод обучения, меняя и программу обучения. Однако, официально преподавание по новому методу в «Му 71 хаммадии» началось только в 1891 году . В те же годы на новый метод » обучения перешло и медресе прихода мечети № 10, которым руководил брат Галимджана Салихзян Галеев. Введение в медресе «Мухаммадия» новых методов обучения в первую очередь предполагало обеспечение учебного процесса соответствующими учебниками. Эта проблема стояла очень остро в связи с тем, что в Россию запрещали ввозить учебные пособия из-за границы. И по 40 этому, вполне естественно, написание и издание учебников и пособий нового поколения легли на плечи самих организаторов новометодных медресе. Г. Баруди активно включился в этот процесс.

Организатор и руководитель медресе «Мухаммадия»

Социально-экономические изменения, происшедшие на рубеже XIX — XX веков, оказали мощное воздействие на жизнь татарского народа. Появилась острая необходимость в преобразовании жизненного уклада, сложившегося и трепетно хранившегося столетиями. Национальная буржуазия, олицетворяющая прогрессивную и более мобильную часть мусульманского населения, решила начать преобразования с учебных заведений, в корне изменив методы преподавания и программу обучения. Это было вызвано тем, что во второй половине XIX века в мусульманских медресе все еще продолжала господствовать религиозная схоластика. С одной стороны, стремление сохранить существующую систему образования, а с другой — ее преобразовать, — привели к формированию двух направлений: джадидизм и кадимизм.

Сторонники кадимизма считали, что функцией образовательных мусульманских учреждений является укрепление исламской общины. Учеба в старометодных медресе велась по старым программам, учебникам и пособиям. Кадимисты были против преподавания русского языка и общеобразовательных предметов, а также использования в школах парт, скамеек, черных классных досок, придавая им значения символов христианства. Являясь противниками нововведений, они крайне фанатично отстаивали соблюдение всех внешних обрядов религии и Обычаев . Именно в этот период сформировалось новое идеологическое направление — джадидизм. Исследователи до сих пор по-разному оценивают сущность этого явления184. Некоторые ученые джадидизм рассматривают как идеологическое течение прогрессивного характера, а другие как этап татарского просветительства или одну из попыток модернизации ислама. Анализируя способы и методы внедрения светского европейского образования в мусульманские медресе, можно сделать вывод, что джадидизм был скорее способом приближения ислама к новым реалиям нового буржуазного общества. Тем самым, предусматривая введение новых методов обучения, джадидизм имел целью возродить активную роль ислама в эпоху неизбежного соприкосновения татарской нации с достижениями европейской цивилизации. А само реформаторское движение, происходившее в татарском обществе по меньшей мере с 70-х годов XVIII века по конец 1920-х годов, можно определить как движение нациестроительства .

Р.И. Нафигов в движении джадидизма выделял два направления:

1. буржуазно-националистическое (Абдулла Апанаев, Юсуф Акчу-ра, Галимджан Баруди, братья Максудовы и др.);

2. демократическое (Ф. Амирхан, Г. Камал, Г. Тукай и др.)186. Действительно, несмотря на то, что деятельность сторонников джа-дидизма, направленная на переустройство мусульманской жизни объединяет единая цель, существует различие в их мировоззрении, в епосові бах воплощения в жизнь своих идей, в принадлежности к разным социальным слоям. Советская идеология назвала джадидов представителями демократического направления, а деятельность религиозных просветителей была оценена как борьба за классовое превосходство и их заслуги перед своим народом были позабыты. Джадиды призывали включить в систему мусульманского образова-т ния преподавание светских наук. Это означало внедрение элементов светской модели мировосприятия, основанной на принципах рациональ-ности, универсальности и объективности . В Казанской губернии одним из первых новый метод внедрялся в медресе «Мухаммадия», которое впоследствии стало одним из самых известных учебных заведений джадидского типа в России. «История обновления наших медресе, - линеал Г. Баттал, - начинается с Галимджана Баруди. Его личный авторитет и большое количество мударрисов, подготовленных в основанном им медресе, способствовали преобразованию наших учебных заведений»188. В начале XX века жизнь медресе «Мухаммадия» широко освеща лась почти во всех татарских газетах и журналах. Наиболее интересную « информацию можно почерпнуть из журналов «Мектеб», «Тэрбияи ат фаль», газет «Аль-ислах», «Казан мохбире», а также в других изданиях. На страницах журнала «Мектеб» за 1913 год было опубликовано несколько статей, посвященных новой программе обучения в мусуль 80 манских образовательных заведениях189. Почти в каждом номере этого издания, под рубрикой «Положения выдающихся медресе», можно было найти информацию о деятельности медресе «Мухаммадия». щ В журнале «Тэрбияи атфаль» появились статьи, посвященные педагогической деятельности Галимджана Баруди, были помещены фотографии шакирдов, самого Г. Баруди, с видом медресе и галеевской Мечеві 90 ТИ Для объективного освещения деятельности медресе «Мухаммадия» большой интерес представляют статьи в газете «Аль-ислах», которые посвящены выявлению негативных сторон, процесса преподавания в медресе. Так, суровой критике подвергались программа и методы обучения в медресе «Мухаммадия»191. Мугаллимы обвинялись в неумении преподавать, в незнании своих предметов, и даже в шпионстве за ша-кирдами. За грубое отношение к учащимся подвергался критике даже заведующий библиотекой медресе192. Одновременно на страницах этого же издания позитивно оцениваются работа литературного кружка при медресе и проведение литературных вечеров193.

Правда при этом нельзя не заметить, что среди журналистов «Аль і ислах» были шакирды, покинувшие медресе «Мухаммадия» в результате конфликта с администрацией учебного заведения. При сравнительном анализе публикаций в различных изданиях дается возможность сделать вывод о том, что некоторые факты давались в явно искаженном виде. Например, число шакирдов, обучающихся в медресе в 1907/08 учебном году, указывалось «в некоторых классах 3, в некоторых 5»194, тогда как по разным источникам, за все время существования в медресе «Мухам мадия» училось не менее трехсот шакирдов.

Наиболее полная информация о повседневной жизни медресе представлена на страницах журнала «Ад-дин ва аль-адаб», редактором и издателем которого являлся сам Галимджан Баруди. В нем публиковались списки преподавателей медресе «Мухаммадия», расписание уроков и экзаменов, изменения в программе обучения, а также условия приема в медресе и различные объявления.

Медресе «Мухаммадия», как первое новометодное учебное заведе ние в Казани, упоминается в публикациях, посвященных истории татар и системе народного образования начала XX века. Одним из таких тру дов можно назвать книгу «Конфессиональные школы казанских татар» (1916) миссионера Я.Д. Коблова. Он, исследуя предпосылки возникно вения и особенности распространения новометодного направления, ши роко освещал программу многих медресе и, в частности, отмечал: «Есть такие центральные пункты, в которых новометодное направление дос тигло, так сказать, высшей своей силы и напряжения. В них сосредото чены все просветительные силы. И хотя и они далеки еще от тех идеа лов, которые намечены представителями новометодного направления, тем не менее, они являются центрами мусульманского просвещения и образцом для других мектебе и медресе. К разряду таких выдающихся медресе следует отнести ...Галеевскую в Казани и близкую к ней по духу и направлению Апанаевскую медресу, которая, впрочем, стоит несколько ниже других сейчас упомянутых»196. Анализируя ситуацию в Казани, Я.Д. Коблов делает вывод о том, что здесь только медресе «Му-хаммадия» может претендовать на звание новометодного учебного заведения.

Идеология татарского образования в трудах Г.Баруди

Введение в медресе «Мухаммадия» новых методов обучения потребовало обеспечения его новыми программами и соответствующими учебниками. Как указывалось ранее, в этом медресе новая система обучения официально была введена еще в 1891 году и Г. Баруди был одним из первых, кто отмечал необходимость издания новых учебников для медресе, создание которых было обусловлено рядом причин. Во-первых, существующие и используемые в мусульманских учебных заведениях в качестве учебных пособий книги, не смогли до конца удовлетворить потребности учащихся в новых знаниях, поскольку в их числе в основной массе фигурировали книги известных средневековых мусульманских богословов. Во-вторых, царское правительство запретило ввоз книг и учебных пособий, издаваемых в мусульманских странах. Другую причину Г. Баруди сформулировал следующим образом: «Взамен беспрограммного обучения существующего во всех медресе я ввел преподавание в своем медресе по программам, и лично составил много учебных Юсупов М. Галимджан Баруди. - Казань, 2003. - С. 130-131. руководств, чтобы избавиться от необходимости прибегать к таковым изданным за границей и тем избавиться от возможных нареканий учебного начальства относившегося недоверчиво к заграничным учебникам» .

Подготовка к изданию учебников - одна из самых неисследованных областей деятельности Г. Баруди, а имеющаяся на сегодняшний день их оценка достаточно противоречива.

Самые первые данные об учебниках Г. Баруди можно получить в книге Г. Фаизханова «Мухаррик аль-афкяр» («Движущие мысли») (1893), посвященной известным татарским деятелям, внесшим значительный вклад в духовную жизнь татарского народа. Г. Фаизханов, отметив огромное значение учебников Г. Баруди для введения новых методов обучения во всех мусульманских учебных заведениях и в деле просвещения татарского народа, возлагал большие надежды на их автора, как на молодого идеолога джадидизма253. Противоположную точку зрения позднее (1926) высказал Г. Сагди, отметив, что книги Г. Баруди по содержанию как незначительные и пустые .

До 1990-х годов педагогическое наследие Г. Баруди практически не исследовалось. Некоторую информацию о них можно найти в публика лес 7 А циях Р.У. Амирханова и в книге «История педагогики Татарстана» . А между тем учебно-методическая литература, подготовленная Г. Баруди, требует специального исследования.

Анализ педагогического наследия Г. Баруди дает возможность делать вывод о том, что большинство написанных им учебников были посвящены обучению основам ислама и были объединены под общим названием «Маариф исламия» («Основы ислама») и разделены на 10 частей. Каждая из частей была подготовлена как самостоятельный учебник. К некоторым из которых были изданы методические руководства. «Маариф исламия» был представлен следующими учебниками: 1. «Савад хан» («Букварь»). 2. «Бада-аль-маариф» («Начало просвещения»). 3. «Ауваль ан-назафа» («Вопросы омовения»). 4. «Хусну-ль-ибадат» («Лучшее богослужение»). т 5. «Азкяр-ас-салават» («Чтение молитв»). 6. «Татимма китаб-ас-салават» («Дополнение к книге молитв»). 7. «Ибадат саляс» («Три вида почитания»). 8. «Аль-окуд-ас-саляс» («Три вида соглашений»). 9. «Китаб-аль-мугамалят» («Книга отношений»). 10. «Сад пэнд» («Книга нравоучений»).

Все эти учебники были написаны для обучения шакирдов первой ступени - «ибтидия». Это, безусловно, не случайно. Поскольку именно на начальной стадии обучения шакирдов необходимо было приучать и обучать на основе звукового метода, который составил основу новой методики обучения. « Букварь под названием «Савад хан» (в переводе с персидского язы ка - «Обладатель грамотой») впервые был опубликован в 1891 году и стал первым букварем, подготовленным на основе нового метода и пользующимся большим спросом. В 1891-1915 годы он переиздавался двенадцать раз.

В отличие от переиздававшегося сорок раз учебника «Иман шарты» («Шариату-ль-иман») , выполнявшего роль классической азбуки и учебника в старометодных медресе по основам ислама, в книге «Савад хан» каждая буква отражалась в четырех ее позициях: в обособленной форме буквы, в начале слова, в середине и в конце слова. В букваре «Иман шарты» буквы представлялись в одной или двух позициях со всеми огласовками, и шакирды должны были их изучать самостоятельно, что продлевало сроки заучивания алфавита. Г. Баруди в своих учебниках переходил к огласовкам арабского письма только после изучения букв, закрепляя пройденный материал примерами. Учебник «Савад хан» вводил одновременное обучение чтению, письму по звуковому методу, требуя сознательного усвоения со стороны ученика . Примерами служили слова, пословицы, короткие суры из Корана, хадисы, молитвы, небольшие сказки. А в букваре «Иман шарты», за исключением нескольких слов, в качестве примера использовались только тексты молитв.

В конце учебника «Савад хан» приведены дополнительные упражнения для чтения в виде рассказов и диалогов. Тексты, использованные в этом пособии для чтения и диалоги имели назидательно-воспитательный характер и охватывали различные темы: основы ислама, образование, нравственность, историю, экономические отношения и т.д. В букваре использовался метод вопросов и ответов, например «Кого все время должен помнить человек? - Должен помнить Аллаха; чем отлича-ется человек от животных? - Умом и воспитанностью ; сколько часов в сутки занимается учебой прилежный ребенок? — Не меньше четырех часов»261 и т.д.

С накоплением практического опыта методика преподавания постоянно совершенствовалась и Г. Баруди стремился обновлять содержание своих учебников. Так, в букваре 1897 года, при сохранении содержания предыдущих изданий, автор давал различные методические указания мугаллимам. Приводимые для примера слова по смыслу были представлены в группах, а после рассказов для чтения, в отличие от первых из-даний, печатались различные наставления . В букваре этого же года издания, по сравнению с первым изданием, в два раза больше места отводилось методическим вопросам и ответам.