Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Последствия промышленной революции и урбанизации в английской и французской политической мысли XIX - начала XX вв. Авакян Дарья Айрапетовна

Последствия промышленной революции и урбанизации в английской и французской политической мысли XIX - начала XX вв.
<
Последствия промышленной революции и урбанизации в английской и французской политической мысли XIX - начала XX вв. Последствия промышленной революции и урбанизации в английской и французской политической мысли XIX - начала XX вв. Последствия промышленной революции и урбанизации в английской и французской политической мысли XIX - начала XX вв. Последствия промышленной революции и урбанизации в английской и французской политической мысли XIX - начала XX вв. Последствия промышленной революции и урбанизации в английской и французской политической мысли XIX - начала XX вв. Последствия промышленной революции и урбанизации в английской и французской политической мысли XIX - начала XX вв. Последствия промышленной революции и урбанизации в английской и французской политической мысли XIX - начала XX вв. Последствия промышленной революции и урбанизации в английской и французской политической мысли XIX - начала XX вв. Последствия промышленной революции и урбанизации в английской и французской политической мысли XIX - начала XX вв. Последствия промышленной революции и урбанизации в английской и французской политической мысли XIX - начала XX вв. Последствия промышленной революции и урбанизации в английской и французской политической мысли XIX - начала XX вв. Последствия промышленной революции и урбанизации в английской и французской политической мысли XIX - начала XX вв. Последствия промышленной революции и урбанизации в английской и французской политической мысли XIX - начала XX вв. Последствия промышленной революции и урбанизации в английской и французской политической мысли XIX - начала XX вв. Последствия промышленной революции и урбанизации в английской и французской политической мысли XIX - начала XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Авакян Дарья Айрапетовна. Последствия промышленной революции и урбанизации в английской и французской политической мысли XIX - начала XX вв.: диссертация ... кандидата Политических наук: 23.00.01 / Авакян Дарья Айрапетовна;[Место защиты: ФГБОУ ВО Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова], 2017.- 149 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основания политологического исследования промышленной революции и урбанизации

1.1. Теоретико-методологические подходы к политологическому изучению промышленной революции 18

1.2. Теоретико-методологические основания политологического изучения процесса урбанизации 41

Глава II. Оценка политических последствий промышленной революции и урбанизации в утопической мысли XIX в .

2.1. Поиск идеальной общественной среды обитания человека в первой половине XIX в. 64

2.2. «Города будущего» как социально-политический проект рубежа XIX XX вв . 97

Заключение 123

Список литературы 1

Теоретико-методологические подходы к политологическому изучению промышленной революции

Важную роль в процессе становления консерватизма сыграл труд английского мыслителя Э. Бёрка «Размышления о французской революции»22. Бёрк противопоставляет Великобританию, представляющую, по его мнению, идеал политического устройства, революционной Франции. Такой сравнительный анализ позволил мыслителю не только выявить национальные особенности развития двух государств, но и сформулировать основные положения консерватизма.

Он полагает что, события Великой французской революции обозначили степень опасности осуществления социально-политических преобразований, в основе которых лежат абстрактные теории, не имеющие отношения к действительности. При этом формирование данных теорий происходит именно в городах, где, как полагает Бёрк, виды деятельности «постоянно толкают людей к взаимным контактам». «Пороки и добродетели» горожан являются социальными, в то время как сельские жители остаются индивидуалистами23.

То есть именно городская революционно настроенная часть общества, ориентируясь на некие умозрительные идеалы, готова разрушить исторически сложившиеся институты и общественные отношения. В таком случае невозможно достичь прогрессивных результатов. Опыт, представляющий собой практическое осмысление реальности, согласно Бёрку, может стать основанием для политического реформирования, которое возможно с точки зрения консерватизма только в случае практической необходимости. Традиция, или результат коллективного сознания, противопоставляется абстрактной идее отдельных 22Бёрк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в революционеров24. Таким образом, в консерватизме сформировался тезис, согласно которому любые изменения и реформы, в том числе и события, связанные с промышленной революцией, рассматривались как угроза существующему социально-политическому порядку.

Особого внимания при анализе консервативного направления заслуживают взгляды Т. Карлейля25. Он полагает, что промышленная революция, за которой последовала политическая революция, изменили традиционную систему социальных взаимосвязей, характерных для феодальных отношений. В XIX в. сложилось общество, где преобладает только финансовый аспект взаимодействия между людьми. Он критикует утилитаризм за узкий анализ экономической составляющей общественного развития. Экономический успех развивающейся промышленности приводит к потере большинством чувства безопасности и удовлетворенности, несмотря на увеличение количества произведенных товаров. Обществу следует вернуться к средневековой иерархии, которая восстановит порядок и справедливость, разрушенных в ходе промышленной революции. Такой порядок приведет к появлению новой аристократии, созданию новых социальных связей, что освободит общество от политического хаоса. Либеральные историки, напротив, в прошлом и в настоящем, в социально-политических последствиях промышленной революции искали аргументы в пользу осуществления умеренных реформ. Либеральная идея невмешательства государства в рыночные отношения, в социальную сферу развивалась в процессе складывания новых социальных отношений на фоне развития новых экономических отношений и становления крупной промышленности. Теоретики либерализма идеологически обосновывали ценностные установки свободного рынка, торговли, предпринимательства, крупного промышленного производства. Английский философ и государственный деятель Г. Самуэль таким образом обозначает различия в идеологических установках консерватизма и либерализма: «Идея, что цель государства заключается в создании для граждан и для всех тех, на кого распространяется его влияние, благоприятных условий существования, разделяется, конечно, не только либералами, - социалисты и даже многие консерваторы утверждают, что их политика преследует ту же цель. Но либералы расходятся с теми и другими, когда вопрос касается выбора пути, ведущего к этой цели, - либералы расходятся с ними в вопросе не о том, каковы цели государства, а о том, какими средствами достигнуть их»26.

В частности, А. Смит27 убежден, что государству, стремящемуся к развитию, необходимо принять такие законодательные нормы, которые способствовали бы достижению максимальной экономической свободы для всех членов общества. Таким образом, личная заинтересованность постепенно приведет к прогрессу рыночных отношений и промышленного производства. Однако гармоничному совпадению интересов частных лиц и социальных целей препятствуют противоречивые, сиюминутные, экономические интересы государства и крупных производственных монополий, характерные для начального этапа промышленной революции.

Теоретико-методологические основания политологического изучения процесса урбанизации

Промышленная революция в Великобритании значительно отличалась по темпам развития от аналогичного процесса во Франции. Сравнительный анализ социально-политических последствий промышленной революции заслуживает особого внимания в силу того, что эти страны представляли собой разные модели государственного устройства. В английской политической истории на протяжении длительного периода не происходило серьезных потрясений, так как традиционные установки либерализма о правах и свободах сочетались с консервативной идеологией опоры на имеющийся опыт, стабильность и преемственность в развитии политических институтов. Во Франции, напротив, сословно-монархические традиции и напряженность между различными социальными группами были более сильными. Поэтому полярность между либеральными и консервативными принципами во французском обществе выражалась в наиболее радикальных формах, что приводило к серьезным политическим конфликтам и революционным событиям на протяжении всего XIX в.

Как отмечает В.Ф. Дерюжинский, «нигде перемены в народных убеждениях и желаниях не получали такого быстрого выражения в изменениях законодательства, как в Великобритании в XIX веке и особенно во второй половине его. Францию называют страной революций, Англия славится консерватизмом»110.

Именно благодаря устойчивости политической системы Британии в стране определились основные векторы развития производства. До конца 1760-х гг. английская промышленность развивалась медленно. Объем внешней торговли был незначительным, экспортировались не мануфактурные изделия, а преимущественно сельскохозяйственная продукция, в частности зерно и шерсть. При этом объемы производства и потребления почти уравновешивали друг друга. За исключением периодически повторявшихся неурожаев и эпидемий, никаких серьезных социально-экономических потрясений в стране не происходило. Накопление капитала, распределявшегося между множеством мелких собственников, представляло собой достаточно медленный процесс, само же производство носило «домашний характер». Начало использования машин в первую очередь в текстильной в конце XVIII в., а затем и в других отраслях промышленности, ускорило техническое развитие производства.

Промышленный переворот во Франции начался на несколько десятилетий позже, чем в Британии, в конце XVIII в. и завершился в 1860-е г г.

При этом Ф. Бродель111 полагает, что в XVII-XVIII вв. Франция обладала большим потенциалом (величина территории, наличие природных ресурсов) для развития крупной промышленности по сравнению с другими европейскими странами.

Тем не менее, ряд сложностей, заключавшихся, по мнению историка, в преодолении территориальной разобщенности, тормозили развитие крупного производства во Франции. Во второй трети XIX в. развитие французской промышленности происходило более успешно, чем в начале века, но процесс был достаточно неравномерным с точки зрения размещения предприятий на территории страны. Центр крупной промышленности, преимущественно текстильной, располагался на севере Франции, северо-западе и востоке, в то время как в Париже преобладало мелкое и среднее производство.

Кроме того, крупное производство развивалось медленно по причине того, что предприятия, находящиеся в черте города, чиновники облагали более высокими налогами на сырье и топливо. Введение такой меры объяснялось тем, что собственникам фабрик в городах не нужно было платить ввозные пошлины, которые составляли один из основных источников пополнения бюджета. Таким образом, за счет введения налога восполнялись возможные потери.

Однако, во многом интенсивное развитие как английской, так и французской промышленности происходило за счет усиления миграционных процессов из деревни в города, что приводило к нарастанию в них социального напряжения. Высокие темпы роста фабричного производства привели к построению новых взаимоотношений внутри уже сложившихся социальных групп, формированию новых классов.

Английский историк Коул114 отмечает, что до начала промышленной революции в стране существовали различные формы организации ремесленных, крестьянских рабочих (тред-юнионы, общества взаимопомощи). Но, как полагает историк, до конца XVIII в. такие объединения были мало связаны друг с другом, в силу неосознанности общности своих интересов. Только развитие фабричного способа производства сформировало для всех рабочих «одинаковый шаблон», а именно систему заработной платы.

Поиск идеальной общественной среды обитания человека в первой половине XIX в.

Идеи Рескина в дальнейшем были развиты У. Моррисом. В утопическом романе «Вести ниоткуда, или эпоха спокойствия»184 много внимания уделено стремлению к восстановлению окружающей среды, подвергается критике использование машинного производства, приносящего вред природе. Описываемую страну Моррис называет садом. Исследователь М. Бьюмонт связывает популярность утопий в конце XIX в. с «особенностями социоэкономических условий». В 1870-е гг. ведущие европейские державы столкнулись с тяжелым экономическим кризисом, продолжавшимся вплоть до середины 1890-х гг., и который привел к состоянию политической нестабильности, что, по мнению Бьюмонта, «пошатнуло доверие среднего класса к капиталистической системе», стало причиной новой волны протестов среди рабочих. В этот период утопические романы, созданные, «как правило, социал реформаторами», представителями среднего класса, рассматривались в качестве «средства осмысления» действительности. Социал-реформаторы в форме утопии, которая «выполняла социально-критическую функцию», предлагали обществу не революционную модель политического развития, которая идет «снизу, путем ужаснейшей революции»185. Ими, напротив, созданы теоретические основы мягкого реформирования, не разрушающего основы капиталистической системы. Проект города-сада Говарда186 был в большей степени ориентирован на улучшение существующего положения, решение практических проблем перенаселенности, в частности посредством экономического развития пригородных зон. В то время как в утопических проектах первой половины XIX в. особое внимание уделялось вопросу о необходимости изменения государственно-административного устройства, в том числе и в городах.

При этом Говарда нельзя назвать профессиональным архитектором или градостроителем. Долгое время он занимался стенографированием заседаний британского парламента, работал в комиссиях, изучающих социальное положение рабочего класса в Англии в конце XIX в. Кроме того, несколько лет он в качестве корреспондента анализировал в США социальные условия жизни в разного рода коммунитарных общинах.

Отсутствие необходимого социального статуса долгое время препятствовало ему в распространении его концепции. Краткую версию работы под названием «Города-сады, или одно решение многих проблем» он предложил одному из крупных английских журналов, но получил отказ в публикации. Тем не менее, он выступал с лекциями, на которых пропагандировал разработанную им модель. В 1898 г., при финансовой поддержке своего друга, Говарду удалось опубликовать книгу «Города будущего».

В идее «города будущего» или «города-сада» заложен принцип разгрузки промышленных центров посредством развития инфраструктуры пригородов. Изложение своей концепции Говард начинает с рассуждения о том, чем именно притягивает город современных людей. Несмотря на целый ряд неудобств жизни в больших городах, их количество продолжает возрастать. Для описания этой притягательной силы были введены понятия «магнит деревни» и «магнит города». Городской магнит предполагает возможность человеку найти работу с более высоким уровнем заработной платы, чем в деревне, получить образование, творчески, профессионально развиваться и т.д. Но ценность этих возможностей снижается за счет продолжительного рабочего дня, дорогого жилья. Магнит деревни притягивает людей близостью природы. Таким образом, Э. Говард исходит из убеждения в том, что, с одной стороны, у каждого есть потребность иметь свой дом близко к естественной среде, а, с другой, современный человек не может не пользоваться достижениями цивилизации в городе. Необходимо создать такую форму поселения, которая могла бы гармонично сочетать в себе достоинства города и деревни. Такое сочетание объясняется тем, что город представляет собой компактное и большое по численности населенное место, где основная часть жителей занята несельскохозяйственным трудом, а сад необходим для более гармоничного существования в естественной среде.

Во введении к работе «Города-сады будущего» отмечает, что, несмотря на социально-политическое, религиозное многообразие, царящие в современном ему обществе, вопросы, связанные с развитием городов, и жилищные проблемы, являются актуальными для всех без исключения. В качестве подтверждения своей идеи Говард приводит выдержки из статей, опубликованных в крупных английских газетах, в которых освещались насущные городские проблемы, характерные как для Англии, так и для Европы.

«Города будущего» как социально-политический проект рубежа XIX XX вв

Под урбанизацией понимается процесс по созданию искусственной, сложно организованной среды для максимально комфортного существования людей, который представляет собой совокупность демографических, социально-экономических, политических, культурных факторов, направляющих развитие городов и формирующих особый, городской, стиль жизни. Особое внимание в работе уделено утопическим идеям преобразования городского пространства, ставшими популярными в английском и французском обществах в первой половине XIX в. благодаря проектам Р. Оуэна и Э. Кабе. Их коммунитарные проекты предусматривали изменение социально-экономических отношений, государственного устройства, а также предлагали оригинальные планы и принципы постройки новых городов на новых началах. Однако воплощение этих утопических проектов на практике показало несостоятельность такого социального экспериментирования, обусловленную, во-первых, отвлеченным характером самих проектов, отсутствием детально проработанной финансово-экономической программы их реализации, во-вторых, человеческим фактором (формирование личного состава коммун происходило стихийно, без определенных критериев отбора участников, которые не были подготовлены к тяжелому труду и неблагоприятным бытовым условиям; внутри коммун возникал бюрократический аппарат, начиналась борьба за власть и т.д.). Кроме того, сам город в этих утопиях представляет собой статичное явление, в котором, как правило, не заложены перспективы численного роста, что на практике не отвечает динамике развития реального города. В диссертации обосновывается вывод о том, что, несмотря на неудачные попытки по воплощению идеальных представлений о городе на практике, утопические проекты первой половины XIX в. являются одной из первых форм критического осмысления проблем, вызванных промышленной революцией.

В диссертации аргументируется положение о том, что одним из самых значимых опытов обоснования «идеального» городского пространства стала утопия «города-сада», созданная Э. Говардом. Его «город-сад» предполагал особый тип расселения крупных промышленных центров — создание вокруг них развитой в инфраструктурном отношении сети пригородных зон, в которых были бы созданы оптимальные условия для гармоничной жизни человека в городе. Идея «города-сада» как «города будущего» приобрела популярность, во многом благодаря тому, что отвечала сложившемуся на рубеже XIX-XX вв. запросу представителей среднего класса на жизнь в пригороде. Она способствовала дальнейшей разработке теоретических представлений об идеальном устройстве городского пространства и их практическому воплощению. В частности, в начале XX в. в процесс по созданию комфортного городского пространства были вовлечены архитекторы и городские планировщики, которые вслед за Говардом в качестве основного типа поселения предлагали создавать небольшие города или поселки с ограниченным количеством жителей, и считали, что соблюдение этого условия создаст оптимальные возможности для профессиональной, творческой реализации каждого горожанина.

В работе обосновывается вывод о том, что город, как в проекте самого Говарда, так и в планах его последователей, рассматривался в качестве замкнутой единицы, которой он, по сути, и был до начала промышленной революции, когда уровень динамики развития городов был достаточно низким. Но, несмотря на этот недостаток, градостроительные социально политические проекты рубежа XIX-XX вв. резко отличались от утопий XIX в., в которых надежды на благоприятное развитие городов традиционно связывались с изменением государственного устройства и формы правления. В этих проектах акценты были смещены в практическую социально-экономическую плоскость и предлагались детально разработанные программы реализации, что стало причиной их относительного успеха по сравнению с коммунитарными экспериментами XIX в. Однако, несмотря на существующее многообразие теоретических подходов к анализу промышленной урбанизации, сложившихся в историографии, в западноевропейской социально-политической мысли, комплексные политологические исследования, посвященные изучению проблем и особенностей, связанных с развитием города как политического пространства в период промышленной революции в Британии и Франции, до сих пор отсутствуют. Вместе с тем политологический анализ города и процесса урбанизации должен включать в себя совокупность факторов, определяющих их эволюцию. Это изменение социальной структуры, типов жилья, вовлеченность в процесс решения проблем общественных организаций, государственных институтов, представителей различных социальных групп. Отражение особенностей английской и французской промышленной урбанизации в XIX в. в общественно-политической мысли представляет собой перспективное направление политических исследований.